Виктор Тростников – современный православный богослов и философ

В чём смысл жизни человека? Объясняет Виктор Франкл, психолог, прошедший Холокост, в своей книге «Сказать жизни – да». Прочитав эту великую, без преувеличения, книгу философа, психолога, ученого, я увидела, что мои, якобы проблемы вовсе таковыми не являются. И мне стало стыдно за себя, за то, что я не радуюсь жизни всеми силами своей души, не благодарю жизнь. Ведь я же счастливый человек! Я вдруг осознала это в полной мере! Интересно узнать, о чем книга?

Прежде чем перейти к обзору книги, важно несколько слов сказать об авторе. Виктор Франкл (годы жизни:1905-1997) – известный австрийский ученый, психолог и философ. Ему присвоено множество ученых степеней. Он написал более 30-ти книг по психологии, посвященных теории смысла жизни человека. Он заставил миллионы людей (я тоже в их числе) понять, в чем смысл их жизни.

Виктор Франкл пробыл в нацистских лагерях 3 долгих года – с 1942-го по 1945-й. Причем, до ареста у него была возможность уехать с женой в Америку , но визы не было у его родителей. Он понимал, что в концлагере родители не выживут без него. Не зная, как поступить, он отправился за ответом в Храм Святого Стефана в Вене. Он хотел получить «ответ с неба».

И получил его, придя домой. Отец дал ему кусок мрамора. Это был камень из одной из разрушенных синагог. На куске мрамора был фрагмент одной из Заповедей. Это была заповедь о почитании родителей. Он решил остаться и служить семье. Он не мог бросить своих родителей.

Я уверена, что именно благодаря этому героическому поступку, он мистическим образом смог выжить в нечеловеческих условиях концлагерей.

То, что Виктор Франкл выжил в концлагерях — невообразимое соединение закономерности и случайности:

  • Случайностью можно назвать тот факт, что ни единого раза он не попал ни в одну из команд, которые формировались ежедневно для уничтожения.
  • А закономерностью — то, что он остался жив в условиях холода, голода, пыток, но главное: сохранив до конца все принципы человечности.

Вы замечали, что часто можно провести параллель между предшествующими нашими поступками и последующими событиями ? Мы часто виним судьбу за наши беды и проблемы, не понимая того, что от нас самих и от наших поступков сегодня зависит наша жизнь завтра. Даже добрая мысль может спасти нас в сложной ситуации, а всего лишь один неверный поступок «испортить» нам всю жизнь.

Еще до начала войны Франкл написал книгу по психологии. Это была теория о смысле жизни. Рукопись он пытался сохранить в лагере, но безуспешно. В лагере смерти ему пришлось на себе проверить правильность своей теории. Он увидел, что в таких нечеловеческих условиях есть больший шанс выжить у людей сильных духом, а не у физически крепких людей.

Пройти такие ужасные испытания и сохранить свое человеческое лицо, ему помогала надежда увидеть свою жену среди живых. Это было его целью, его смыслом — выжить, чтобы встретиться со своей женой. Но когда он понял, что она, будучи хрупким созданием и находясь далеко от него, в другом концлагере, не сможет физически выжить в этих условиях, он дал себе слово выжить и сохранить все человеческие принципы, не превратиться в зверя, ради того, чтобы она приняла быструю, не мучительную смерть.

2. Вопрос смысла жизни. Объясняет психолог Виктор Франкл.

А теперь самое интересное. Подход Виктора Франкла был обеcкураживающе неожиданным для меня. Изначально мы неверно ставим вопрос о смысле жизни . Дело, оказывается, не в том, ЧТО МЫ ОЖИДАЕМ ОТ ЖИЗНИ, а в том, ЧТО ЖИЗНЬ ОЖИДАЕТ ОТ НАС . Каждый день и каждую минуту мы стоим перед выбором, как поступить, жизнь ставит перед нами вопросы. Мы же должны отвечать правильными поступками и действиями. И от того, как мы поступили в каждом конкретном случае, зависит, как сложатся обстоятельства в дальнейшем. Каким будет следующий вопрос, который задаст нам жизнь (= Бог).

Этот постулат был выведен Франклом, исходя из множества обстоятельств и событий в лагере смерти, где связи причины и следствия особенно очевидны и оголены.

Еще одна ценная идея автора: у каждого человека есть что-то большее, чем «я» : ответственность, забота о других, желание создать что-то значимое для людей. И тогда только человек себя чувствует по-настоящему счастливым, в этом главный смысл его существования. Причем, у каждого человека смысл жизни свой. Каждый человек стремится определить свой смысл существования, это двигатель жизни каждого.

Новейшие исследования показали, что 4 американца из 10 не видят какой-то конкретной и важной цели в своей жизни. 4 из 10-ти — это 40%.

Одновременно, исследования показывают, что у люди, которые имеют цель, смысл в жизни, более удовлетворены жизнью и имеют лучшее благосостояние, лучшее физическое и психическое здоровье, большую гибкость, более высокую самооценку и минимальный риск депрессии.

3. Обзор книги «Сказать жизни – да. Психолог в концлагере».

Как ученый, Франкл описал свои ощущения в лагере в различных фазах. Фазой шока он назвал 1-ю фазу. 2-ю фазу — фазой апатии . В это время в душе людей что-то умирает и включается защитная реакция — апатия. Фаза 3 – это фаза освобождения , когда появляется реакция полного отсутствия радости. Человеку требуется психологическая поддержка.

Защитные силы организма

Франкла поразило совершенство организма человека . Какие в нем скрыты возможности и резервы! Полгода заключенные носили одну рубашку, не моясь. Постоянно грязные после земляных работ, во время которых невозможно обойтись без ран. При этом, ни у кого не было воспалений или заражений. Работа на морозе полубосыми без теплой одежды. Но ни у кого не было даже насморка. Как такое возможно? В какой момент человеческий организм запускает такие защитные силы? В момент, когда наступает постоянная угроза жизни?

Голод

Автор рассказывает в книге не о глобальных ужасах, а о «маленьких» изнурительных ежедневных мучениях заключенных. Например, детальное повествование, о ежедневной борьбе автора с голодом, о способах растягивания на день невообразимо маленькой порции хлеба. Я как-будто сама ощутила это состояние, настолько реалистично оно описано.

Еда на день состояла из миски пустого супа, крохотного кусочка хлеба. Плюс была добавка — ужасная колбасы (мизерный кусочек) либо повидло (маленькая ложка). Для заключенных, которые тяжело работали и были постоянно на холоде в ветхой одежде, этого было невообразимо мало.

Человеку, который никогда не голодал, представить это состояние очень трудно. Представьте, что Вы стоите под холодным дождем, в грязи. И Вам надо долбить землю киркой. Вы постоянно ждёте сирены, которая позовёт на получасовой перерыв, единственный в каждом дне. Вы постоянно думаете, будет ли сегодня хлеб? Распухшими пальцами Вы ощупываете хлеб в кармане, отламываете по крошке, растягивая на целый день.

Тема, как использовать столь мизерную порцию хлеба, была важнейшей темой среди заключенных. Она породила даже 2 партии: партию, в которой придерживались мнения, что пайку надо съесть сразу и партию с мнением, что хлеб порцию надо растянуть на целый день. Первые выдвигали 2 довода: хлеб не украдут и хоть раз в день можно заглушить невыносимый голод. Франкл относился ко 2-й партии. Он рассказывает в книге о своих мотивах примкнуть к ней. Час пробуждения был одним из самых невыносимых часов в сутках. Сначала пронзительный свисток сирены, потом борьба с сыростью, холодом, когда распухшими ногами нужно было влезть в мокрые ботинки. И видеть, как плачут мужчины от боли израненных ног. Тогда-то и Франкл и хватался за хоть и слабое, но все-таки утешение – кусочек хлеба в кармане!

Самоубийство

Вы спросите, кому под силу бороться за жизнь в таких условиях? Ведь смерть по сравнению с жизнью выглядит наградой. Франк рассказывает, что действительно, практически у всех заключенных возникала мысль о самоубийстве. Сам он, как верующий человеком, сразу дал себе слово ни при каких обстоятельствах «не бросаться на проволоку». Он знал статистику и понимал, что ему навряд ли удастся избежать попадания в ежедневные селекции уничтожения.

Апатия

Франкл реалистично рассказывает об апатии. Она появляется у всех после шока. В начале заключенные с трудом выносили картины садизма. Но со временем люди начинали привыкать и уже не реагировали на крики от боли. Каждый день они сталкивались с больными, страдающими, умирающими и мертвыми, поэтому со временем начинали реагировать на них отрешенно и равнодушно.

Франкл, будучи врачом, был поражен своему бесчувствию. Апатия – это фактически специальный защитный механизм организма. Реальность вокруг сужается и человек концентрируется только на главной задаче: как сегодня выжить?

Всем очень советую прочитать эту книгу, чтобы понять и осознать, что не правильно жаловаться на удары судьбы. Создание благоприятных обстоятельств и счастливой жизни во многом зависит от нас, от того, как мы поступаем в каждом конкретном случае, сколько мы бескорыстно отдаем другим своего внимания, тепла, заботы и труда!

Еще один важный вывод, который можно сделать из книги, заключается в том, что каждому человеку свойственно стремиться определить смысл, цель своего существования . Это является двигателем, стимулом жизни, развития человека. Но у каждого смысл жизни индивидуален, у каждого он свой.

Желаю всем радоваться жизни, любить и мечтать!

Увеличить шрифт

    Философ Виктор Феллер: "Американцы как нация являются полудикарями"

    • 15:37, 17 марта 2016
    • Комментариев

    В Саратове прошло заседание Философско-гуманитарного Земского клуба "Росс-XXI век". Философ Виктор Феллер выступил с докладом "Pax Americana или Pax Альтернатива?". Публикуем текст этого выступления.

    Рассмотрим взаимосвязанный комплекс вопросов: смогут ли США управлять миром в ближайшие десятилетия? В чем будет заключаться и к чему приведет это их "управление миром"? Какие сценарии развития нынешнего геополитического противостояния наиболее вероятны? Какие "движущие силы" и "ключевые игроки" определяют внутреннюю и внешнеполитическую стратегию США?

    В центре нашего рассмотрения находится внутренняя структура власти Соединенных Штатов (включая власть "движущих идей") . Именно она, собственно, и генерирует стратегический курс. То, что сейчас происходит в этой структуре власти, не может не настораживать, ибо в ответ на угрозы и вызовы времени, эта оригинальная структура готовит довольно архаичные ответы, какие, например, мог бы дать Израиль с его судьями или Вавилон с его жречеством.

    1. В основе любого прочного геополитического влияния любой страны мира находится не только сила, но и привлекательность демонстрируемых ею социально-политической и духовно-культурной моделей. Очевидно, что США в XX веке смогли создать и успешно продемонстрировать миру обе модели. Но с возникновением Американской мировой империи после крушения СССР, за взлелеянным мифом об Америке постепенно открывается голая действительность холодных властных структур.

    Посмотрим на основные элементы этой пугающей реальности через призму развернувшихся в последние два десятилетия в Соединенных Штатах дискуссий. Самое большое препятствие, которое, видимо, уже в среднесрочной (10-15-20-летней) перспективе поставит под сомнение главенствующую роль США в мире, лежит, по-моему, в духовной сфере. И здесь я хотел бы сослаться на высказывание знаменитого испанца Хосе Ортега-и-Гассет : "Америка, - говорит он, - сильна своей молодостью, которая служит современному культу "техники", как служила бы культу Будды, будь на повестке дня буддизм. Но при этом Америка только начинает свою историю. Ее тревоги и распри еще впереди. Ей предстоит еще много перевоплощений, в том числе - полярных практицизму и культу техники … Я всегда, стараясь не сгущать краски, утверждал, что это полудикий народ, закамуфлированный новейшими изобретениями … Америка еще не испытана жизнью; наивно думать, что она способна править (миром - Ф.В.)".

    Иначе говоря, американцы как нация являются полудикарями, призванными обновить мир, разрушив его, но не управлять им, как сейчас они это пытаются делать. Но возникает вопрос: что такое американский полудикарь? И на этот вопрос есть два ответа: тот варвар, что сейчас пытается управлять миром - несет некое болезненное, декадентское начало; тот полудикарь, что притаился за его одутловатым телом - несет разрушительное, но и обновляющее начало. Не тот ли это Великий Хам? Не тот ли это Гог, который ждет выхода из глубин Азии (или Африки, или Латинской Америки?) своего брата Магога?

    Говоря об "американском кредо" и тайне американизма, знаменитый Самюэль Хантингтон предупреждает об ошибочности отождествления самосознания американцев с этим "американским кредо". "Политическое самоопределение, - говорит он, - дало американцам основание утверждать, что они живут в "особой" стране, чья идентичность определяется не атрибуцией, а базовыми принципами, и что Америка - "универсальное государство", чьи государственные принципы применимы ко всякому человеческому обществу. "Американское кредо" породило "американизм" - политическую идеологию, комплекс догм, сравнимый с социализмом и коммунизмом … Вдобавок американизм, как замечали многие зарубежные исследователи, обрел свойства религии … Начав с изгнания лоялистов и конфискации их собственности, американцы не остановились перед преследованием, изгнанием и уничтожением тех, кого они подозревали в неуважении к "американскому кредо"".

    2. И вот, как это часто бывает в истории, сразу же после долгого и трудного подъема наступает падение в пропасть. Следствие прогрессирующего упадка американизма, декаданса и варварства- появление суррогатных сфер в наиболее высоких и сложных областях социальной, культурной, политической и экономической жизни. Ведь именно высокие сферы культуры и общества в наибольшей мере зависят от духовного содержания национальной культуры. Извращение принципов капиталистической рыночной экономики стало следствием отрыва "управляющего контура" экономики от собственно экономики, производящей реальный продукт. Злокачественные мутации обнаруживаются и в интеллектуальной элите Америки, которые проявляются в мировоззрении и образе жизни особого слоя "золотых мальчиков", "богемной буржуазии" ("бобо") , называющей себя "креативным классом".

    "Жизнь бобо, - говорит американский социолог Дэвид Брукс , - это мир широкого выбора, но лишенный беззаветной преданности, как, наверное, и глубочайших озарений … Дорога к бесконечному выбору, возможно, приводит к недопринципам и полусвободам, к умеренной, но бесцветной жизни. А в окрашенных всеми оттенками серого сердцах нет место героизму, вдохновению, абсолюту. Бывает, оглядываясь по сторонам, я думаю, что совместить несовместимое нам удалось, только став поверхностными - мы просто откинули глубокие мысли и высокие идеалы, которые бы мучили нас, если б мы оценивали себя в соответствии с ними…".

    Лучшие таланты "креативного класса" обслуживают интересы финансовой олигархии. Фактически именно их усилиями мировой фондовый рынок превратился в огромное казино, где выигрывает только крупье. Джозеф Стиглиц указывает на то, что разбухание финансового сектора приводят к "растрате самого редкого ресурса - наших человеческих талантов", которые идут не в науку или медицину, а в банки и хедж-фонды. В итоге автор вынужден признать, что в последнюю четверть XX века в Соединенных Штатах возникла "система суррогатного капитализма". Доведенный до крайности конформизм "креативного класса" требует защиты и компенсации в агрессивной внешней политике. Вот тут эти "диванные войска" готовы постоять за правду! "В международной сфере, - пишет тот Д.Брукс, - это означает принятие присущих великой державе обязательств по продвижению демократии и прав человека, по употреблению нашего могущества в соответствии с американскими идеалами".

    Возникла система и суррогатной публичности американской демократии. Аналитик авторитетного Совета по международным отношениям (СМО) Чарльз Капхен обращает внимание на то, что средства массовой информации "подменили собой муниципальные советы в качестве арбитров американской политики» и на место "состязания в идеях и характерах" поставили деятельность "профессиональных политтехнологов и медиаконсультантов". Порочный круг: "безразличный и циничный электорат - безответственность и своекорыстие выборных должностных лиц" характеризует, по его мнению, утрату "стабильности и надежности современных политических институтов Америки".

    3. Суррогатный характер приобрели не только системы современного финансового капитализма и представительной демократии, но система гуманитарного образования и система формирования общественного мнения. "За успешностью правдоподобной лжи, - пишет Джейн Джекобс , - стоит уже давно закрепившийся в Северной Америке отрыв от реальности, замена сущности имиджем. Если имидж достаточно привлекателен, существо дела не имеет значения. Что блестит, то и золото … Изготовление фальшивого имиджа превратилось в выгодный бизнес в Северной Америке и стало стержнем формирования и функционирования правительства США. Легионы наемных лгунов не покладая рук трудятся над тем, чтобы отделить реальность от имиджей всех видов…".

    Идет целенаправленное разрушение исторического образования и в целом исторического сознания: "В прошлом имперские и колониальные правительства, - пишет Самюэль Хантингтон, - поддерживали существовавшие в той или иной стране меньшинства, дабы облегчить себе правление, которое осуществлялось по принципу "разделяй и властвуй". Правительства же национальных государств пытались добиться объединения своих граждан, развития национального сознания … Вплоть до середины двадцатого столетия точно так же вели себя политические лидеры Америки. Однако в 1960-х и 1970-х годах они стали предпринимать шаги, целью которых было ослабить культурную и идеологическую идентичность Америки... Надо сказать, что явление, когда национальные лидеры приступают к деконструкции нации, не имеет прецедентов в истории человечества".

    4. Почему правящие круги Соединенных Штатов не препятствуют происходящим деструктивным изменениям в основополагающих структурах американского общества? Вряд ли тут убедительна теория заговора, так как все делается достаточно открыто и имеет мощную поддержку. Так обычно ведут себя адепты апокалиптических сект. В этой связи возникает подозрение в том, что в США существуют влиятельные круги, которые являются поклонниками апокалиптической секты, пусть и "на современный лад". А ведь, действительно, многие авторитетные неоконсерваторы (неоконы) выросли из троцкистских кружков 1930-х и 1940-х гг., троцкизм же был секуляризованным подобием апокалиптической секты, целью которого было "раздуть мировой пожар", в огне которого, согласно гегелевской диалектике, родится новое счастливое общество.

    Пол Кругман утверждает, что жестко централизованная "обширная тайная организация", включающая ряд мощных "мозговых трестов", поставила в шестидесятые-семидесятые годы XX века под свой контроль Республиканскую партию. "Старые" неоконсерваторы пятидесятых были оттеснены вошедшими в их структуры выходцами из Демократической партии, а наиболее крепкое ядро в этой новой генерации неоконсерваторов составили как раз бывшие троцкисты. После прихода к власти на рубеже 1970-х и 1980-х годов, этими новыми неоконсерваторами (неоконами) была выработана имперская стратегия, позже принятая, с определенными нюансами, американским истеблишментом обеих правящих партий. Отправной пункт их исходной, но, видимо, время от времени корректируемой с помощью "конституционных поправок", внешнеполитической доктрины - всемерная поддержка Израиля. Конечный пункт - построение "благожелательной" американской мировой империи. Согласно их замыслам, построение жесткого каркаса власти этой империи должно начаться с соседей Израиля, то есть на Ближнем Востоке. Л.Муравьец откровенничал еще в девяностые: "Ирак - тактическая цель, Саудовская Аравия - цель стратегическая, Египет - главный приз". Теория, отвечающая на вопрос "как?", представлена М.Лиденом в духе А.Даллеса и Г.Киссинджера : "Упрочение стабильности - миссия, недостойная Америки, тупиковое направление международной политики. Мы не хотим стабильности в Иране, Ираке, Сирии, Ливане и даже в Саудовской Аравии; мы хотим, чтобы положение дел в этих странах изменилось. Вопрос дня состоит не в том, стоит ли дестабилизировать, а в том, как это сделать".

    Мы должны обратить внимание еще на два обстоятельства фундаментального плана, напрямую воздействующих на формирование американской стратегии. Пол Кругман видит источник нынешних американских "проблем с головой" прежде всего в "первородном грехе" американской истории - грехе рабства. Билл Ридингс же видит его в смертном грехе геноцида. Два смертных греха американской истории продолжают генерировать определенные матрицы современной американской культуры. Наследие геноцида - четкая "реалистическая" установка американского сознания, согласно которой рай на земле стоит того, чтобы его преддверием стала тотальная зачистка не только сознания, но и самой "окружающей среды", включая "дикое" население. Наследие рабства - четкая "идеалистическая" установка. Согласно ей хождение на двух ногах и наличие собственной культуры еще не дает права человеческому существу называть себя человеком. Чтобы стать человеком, человеческое существо должно пройти через угольное ушко целого ряда "инициаций" в духе "американского кредо", быть подвергнуто растворению и новому собиранию в официально признаваемое подобие Божье а ля, к примеру, Обама.

    5. Движущей силой и структурной основой этой декадентской варварской революции, причем структурой, находящейся не в "полутьме", а "на самом свету", то есть в публичной сфере, является Верховный суд США и в целом правовая система. Как отмечал еще Алексис де Токвиль , "сословие служителей закона - единственное аристократическое сословие, которое без усилий может влиться в демократию и соединиться с ней успешно и надолго", при этом прецедентное право делает их неуязвимыми для общественной критики. "Служитель закона в Англии или в Америке в какой-то степени напоминает жрецов Египта, как они, он - единственный толкователь тайной науки". Поэтому, добавляет великий историк, именно "сословие законоведов служит в этой стране самым мощным и, можно даже сказать, единственным противовесом демократии".

    Какое же "основное намерение" генерирует современное правовое сообщество? Это любопытная модификация старой, принадлежащей еще первопоселенцам, идеи спасения человечества в богоизбранном народе Америки. По словам Дж.Уинтропа , Бог "оставил Америку для тех, кого он наметил избавить от своей всеобщей кары, так же как он однажды послал ковчег для спасения Ноя". К шестидесятым годам XX века, по словам Пола Бьюкенена, "это обманчивое видение привело страну от первоначальной идеи об Америке как о подающем пример эксперименте к новой идее - Америки в качестве предназначенных человечеству судьи, присяжных заседателей и исполнителя приговора в одном лице…". Не случайно, в этой связи, возмутительное своим упрямством и обескураживающее наглостью, навязывание всему миру юрисдикции американских судов.

    Таким образом, картина "движущих идей" американской национальной стратегии прояснилась еще больше. В последние десятилетия в США возник симбиоз "революционных" апокалиптиков и "сверхконсервативных" постпуритан. И эти бесы являются актерами первого плана в новой "американской трагедии". Какой человек востребован доведенной до абсолютизма юридической машиной? Ей нужен человек, лишенный духовных и социальных корней, да и собственных убеждений. Такой конформный человек в аморфном обществе и является идеальным "клиентом" для превысившей все разумные ограничения юридической власти. В этой связи становятся более понятными тенденции к максимальной фрагментации общества и личности, возобладавшие после 1968 года.

    6. Реальная американская "большая стратегия" частично прочитывается в таких документах, как "Контуры мирового будущего: Доклад по "Проекту - 2020" Национального разведывательного совета (НРС)". В нем рассмотрены четыре сценария: "Давосский мир", "Pax Americana", "Новый Халифат" и "Контур страха". Все эти сценарии не исключают, а дополняют друг друга. Политика демократов больше ориентирована на оппозицию "Давосского мира" - "Контуру страха", а политика республиканцев на противопоставление "Pax Americana" - "Новому Халифату". Причем, американские геостратеги совсем не стремятся не допустить появление "Нового Халифата" или возникновение "Контура страха". Скорее наоборот, путь к раю "Давосского мира" и "Pax Americana" лежит для них через "чистилище" "Контура страха" и "Нового Халифата". Именно "выпарив" (термин, введенный Г.Киссинджером) противостоящие им структуры и их носителей, свою победу над миром они смогут считать наиболее прочной.

    Тут мы и обнаружим стратегические резоны бесцеремонного вмешательства в ливийские события, одной из целей которого явилось упреждение дальнейшего усиления влияния Китая в Африке (сценарий "Контура страха") и предупреждение быстрого и всеохватного панарабского объединения (сценарий "Нового Халифата"). Но радикальное решение вопроса - в большой евразийской войне. Поэтому американцы готовятся к решающей "схватке со злом". Однако для того, чтобы дать "зеленый свет" началу большой евразийской войны, необходимо выполнить "небольшое" условие: нейтрализовать российский стратегический ядерный потенциал. Иначе запланированная победа Америки может и не состояться. После нейтрализации российского ядерного потенциала можно будет решить и другие задачи, во-первых, запустить в России "югославский сценарий", во-вторых, экономически задушить "излишне динамичный" Китай.

    Впрочем, сближение России и Европы - это процесс, рассчитанный на десятилетия. При желании или необходимости американцы вполне могли бык нему приспособиться. Но они и этого не хотят, да и необходимости нет. Пугает их, прежде всего, объективно складывающаяся ось "Москва - Берлин". Как следствие, укрепляются позиции Германии и в целом "Старой Европы" в Евросоюзе, и ослабляются позиции британского "засланного казачка". Поэтому наступление на Россию ведется, во-первых, против ЕС и его "гегемона" Германии; во-вторых, против самой России, прежде всего как ядерной державы, блокирующей стремление США "вернуть в стойло" Китай. В-третьих, обуянным жадностью и развращенным вседозволенностью американским элитам все больше хочется присоединить к своей Аляске наши восточные земли - Дальний Восток Сибирь. Прецедент-то ведь есть, а право у них прецедентное!

    7. Остается главный наверно вопрос: удастся ли миру избежать Большой Евразийской войны? Может быть, и в самих США появятся силы, способные радикально развернуть вспять тенденцию общества к деградации и сползанию мира к большой войне? Ведь, в конце концов, от Американской империи, кроме высших классов, не выиграл больше никто. По данным социологических исследований, уровень жизни "простых американцев" с начала семидесятых годов XX века не вырос, а снизился. У "образованных классов" за четыре десятилетия уровень жизни вырос всего лишь на 15-20%. И все это происходит несмотря на произошедшее за эти десятилетия удвоение ВВП. То есть, выгодоприобретателем удвоения американского ВВП за последнее сорокалетие (и основным поглотителем "имперской ренты") является в самой Америке лишь "верхушка" и обслуживающий ее "креативный класс".

    Вопреки прозвучавшим в шестидесятых годах тревожным предупреждениям основателей Римского клуба о крайней опасности дальнейшего увеличения социального неравенства, с тех пор оно возросло. Вот это, собственно, и объясняет ту преданность Системе, которую демонстрируют прикормленные ею интеллектуалы. Объясняет это и ту истеричность, которую демонстрируют ныне все те, чей уровень жизни несправедливо высок. Система становится настолько хрупкой, что это не может не вызывать у "выгодоприобретателей" растущей тревоги, переходящей в панику. Объективно теряющей поддержку Системе все больше требуются силовые подпорки. Еще одним "хорошим средством" спасения изживающего себя и несправедливого порядка вещей становится "военная угроза". Поэтому курс на войну будет сохраняться и главный вопрос заключается в том, сумеют ли правящие круги США развязать большую войну до наступления великого кризиса.

    8. Ключевая характеристика американской ментальности - "кооперация свободных людей" - "единственная, - по словам Дж.Сантаяны , -разновидность свободы, которой обладает Америка и в которую она верит". "Духом сотрудничества,- писал он в начале XX века, - пронизано каждое политическое образование, каждое публичное собрание, каждый клуб, колледж, каждая спортивная команда. Оно прорывается наружу при каждом несчастном случае на улице … Общий инстинкт повелевает американцам бежать на помощь, улавливать направление и вписываться в общее усилие, приспосабливаясь к другим, хватаясь за любые подручные средства и используя все возможные компромиссы". Вот это качество американской ментальности, видимо, вновь удивит весь мир тем, что в одночасье сбросит всю старую ложь как змея свою старую кожу. В принципе, для того, чтобы громко объявить, что "король гол!", все готово уже и ныне. Сложившаяся система манипулирования и психологического принуждения, ее ведущие идеи и стоящие за ней социальные силы, осмыслены в дискуссиях североамериканских интеллектуалов. Многие из не очень "прикормленных" сейчас скорее "терпят", чем "вдохновляются" ею, как это было в среде советских интеллектуалов семидесятых годов XX века. Такие "семидесятые" сейчас стоят и "на американском дворе". Начались они, видимо, после кризиса 2008-2009 гг. Следовательно, сейчас на их "советском календаре" год 1975-1977. Устои Системы еще представляются незыблемыми, но история уже начала "обратный отсчет". До начала андроповских реформ оставалось 5-7 лет, до начала горбачевской перестройки 8-10 лет, до "парада суверенитетов" 13-15 лет. Соединенным Штатам в XXI веке, думаю, развал не грозит. Но новая Великая депрессия, видимо, неизбежна.

    В американской культуре есть что-то неотразимо магическое и привлекательное. Поэтому надеюсь, что рано или поздно, но в любом случае не позднее 2030 года, американцы вновь запустят генетическую программу развития, воспроизводящую их самобытную силу и мощь. Это не имеющая аналогий в европейских культурах, возможно, индейская по своей сути и своему происхождению, способность американцев к созданию свободных ассоциаций. Это и их ощущение радости быть "здесь и теперь". Вопрос лишь в том, сумеют ли правящие круги США погрузить Евразию в кошмар великой региональной войны и вновь "проехаться" за счет остального мира или мир устоит до того времени, когда экономический и социальный кризис запустит в самой Америке новую программу развития.

    Правда и мифы об интернете вещей. Что должен знать саратовский бизнес Технология интернета вещей, которую еще называют IoT, прочно вошла в нашу повседневную жизнь. Согласно недавнему исследованию IDC, российский рынок интернета вещей по итогам 2018 года уже превысил 250 млрд рублей, и инвестиции в эту сферу будут расти в среднем на 18% ежегодно. В Саратове все условия для развития IoT уже созданы – в феврале 2019 года компания МТС объявила о запуске сети NB-IoT, предназначенной специально для работы десятков тысяч датчиков и других умных устройств, используемых в производстве, городском хозяйстве и других сферах.

На 90-м году жизни, в день своего тезоименитства, скончался русский ученый-математик и православный мыслитель .

Виктор Тростников родился в Москве в 1928 году. Во время Великой Отечественной войны был эвакуирован в Узбекистан, где работал на сахарном заводе. По возвращении в Москву учился на физико-техническом факультете МГУ. Преподавал высшую математику в МИФИ, МИСИ, МХТИ им. Д. И. Менделеева, МИИТ и ряде других вузов.

Защитил кандидатскую диссертацию по философии в 1970 году. В начале своей литературной деятельности подготовил ряд статей и книг по истории математики и математической логике.

Постепенно центр тяжести его интересов сместился к религиозной философии. Много лет был профессором Российского Православного Университета, преподавал философию, философию права и всеобщую историю. Одна из первых его книг о православной философии («Мысли перед рассветом») была опубликована в Париже в 1980 году.

Этот факт, а также его участие в альманахе Василия Аксёнова «Метрополь» было расценено как диссидентство, и Виктор Николаевич был уволен с работы. С того момента его карьера математика окончилась. Вплоть до распала Советского Союза В. Н. Тростников работал сторожем, каменщиком, чернорабочим, прорабом.

Вплоть до последнего времени Виктор Тростников писал и публиковал книги о православной философии и проблемах современного богословия. В 2015 году была издана книга «Мысли перед закатом», получившая премию «Литературной газеты» «Золотой Дельвиг». Предполагалось, что эта книга будет последней, но летом 2016 года Виктор Николаевич написал еще одну «После написанного», которая вышла в январе 2017 года.

Наиболее важные работы автора: «Конструктивные процессы в математике», «Мысли перед рассветом», «Православная цивилизация», «Основы православной культуры», «Бог в русской истории», «Кто мы?», «Вера и разум. Европейская философия и ее вклад в познание истины», «Всмотрись - и увидишь», «Имея жизнь, вернулись к смерти».

Из интервью Виктора Николаевича Тростникова о главной идее своей книги «Бог в русской истории»:

- Я хотел показать на конкретном историческом материале, что история делается на Небесах и одним из элементов Божия замысла об истории есть именно многополярность цивилизаций. В книге на исторических фактах показано, как Промысл Божий вопреки всем обстоятельствам сохранял православную цивилизацию. И если так действительно происходило и это угодно Господу, то нас это вдохновляет, и в этой книге может найти ответ всякий задающий вопрос: «Погибла духовно Россия или нет?» Анализ нашей русской живучести убеждает в том, что простого, «природного» объяснения здесь недостаточно. Не может быть такой природной живучести: народ давно сошел бы со сцены, учитывая все перипетии нашей истории, такие, например, как монгольское иго, польско-литовская интервенция, колоссальный протестантский нажим при Петре I и Анне Иоанновне, нажим со стороны советской атеистической власти. Русский народ давно превратился бы в немцев или татар, но мы всегда оставались русскими, а без Божией помощи это невозможно. В своей книге я на фактах показываю, как в решающие моменты, когда уже казалось, что Россия скоро перестанет быть Россией, вдруг происходило нечто совершенно неожиданное - и угроза отступала. Это «неожиданное» буквально посылалось нам с неба - другого объяснения нет. Значит, Господу нужна наша цивилизация.

Виктор Иванович Овчаренко
Дата рождения 5 февраля (1943-02-05 )
Место рождения Мелекесс , Ульяновская область
Дата смерти 5 мая (2009-05-05 ) (66 лет)
Место смерти Москва
Страна СССР СССР →Россия Россия
Учёная степень доктор философских наук
Альма-матер
  • исторический факультет БГУ
Виктор Иванович Овчаренко на Викискладе

Биография

Основные результаты исследований В. И. Овчаренко связаны с изучением социологического психологизма, проблем личности и межличностных отношений, содержания и моделей психики ; истории, теории и методологии психоанализа и постфрейдизма; человеческого измерения истории, отчуждения , гуманизма; истории философии, социологии и психологии; метафилософии, методики преподавания философии и др. Показал, что одним из первых общественнозначимых результатов систематической философской деятельности в Древнем мире стало создание западных и восточных версий концептуального гуманизма . Осуществил философское исследование парадигм, идей, теорий, методологии, методов, моделей и течений классической и современной социальной мысли.

Основные идеи и понятия

Этика рациональной корректности

Этика рациональной корректности - универсальная система нравственных императивов целесообразного и разумного человеческого бытия, соразмерная всему сущему как единой всеобщности. Идея, понятие и концепция введены в оборот Виктором Овчаренко.

В качестве теоретической и практической модели осознания и решения проблем выживания, достойной жизни людей и гармоничного развития, этика рациональной корректности принимает в качестве своей основы и фундаментальной нормы человеческой жизнедеятельности принцип корректного отношения ко всему сущему.

Основные измерения этой многомерной этики как формы и нормы сознания , самосознания и регулирующих правил (принципов, требований и норм) целенаправленной деятельности фиксируют, обусловливают и направляют: отношение человека к человеку и самому себе, его отношение к различным группам, обществу и государству, отношение к искусственной среде и культуре (то есть результатам и продуктам материальной и духовной деятельности людей) и отношение к живой и неживой природе (преимущественно к конкретной экологической сфере); отношение групп, общества и государства к человеку и природе (космического, планетарного и регионального масштаба), взаимоотношения групп, отношение общества к государству и государства к обществу и систему взаимоотношений и взаимодействий государств, обществ и народов.

Принцип корректного отношения ко всему сущему как максима предполагает необходимость всеобщего осознанного и целенаправленного системного культивирования лучших человеческих свойств и качеств, уважительного и доброжелательного отношения к наличествующему и социально значимой трансляции образцов соответствующего нравственного поведения людей.

В роли импульса и базиса этики рациональной корректности выступают позитивный и негативный исторический опыт человечества, интеллектуальный потенциал и разумность, нравственные ценности и гуманистические ориентации людей, достижения науки , технологии, техники и содержание предметной направленности философии на мироздание, человека и общество.

Латентная и контактная Всемирная история

Латентная и контактная Всемирная история (от лат. Latentis - «скрытый» и лат. Contactus - «соприкосновение») - основные периоды Всемирного исторического процесса , выделяемые по основанию знания и осознания себя человечеством как единой планетарной социальной всеобщности.

Эпоха Великих географических и этнографических открытий явилась фазовым переходом от латентной к контактной Всемирной истории.

Контактная всемирная история хронологически охватывает период от середины XVII в. до настоящего времени и характеризуется явной, открытой формой Всемирного исторического процесса.

Отличительными особенностями контактной всемирной истории являются постоянное и быстрое повышение уровня знания и осознания себя людьми в единстве и многообразии своего рода, постоянное возрастание количества разнообразных контактов между индивидами, группами и государствами (на основе стремительного прогресса средств связи и транспорта, либерализации и демократизации жизнедеятельности людей), миграция , активная метизация , создание ряда Всемирных организаций и международного права .

Дисперсионная рациональная среда

Дисперсионная рациональная среда (от лат. Dispersus - «рассеянный, рассыпанный» и лат. Ratio - «разум») - совокупность рассеянных информационных полей массового обыденного сознания , включающая в себя различные редуцированные и примитивизированные результаты рационального (философского и научного) познания и некоторые представления об их социальных, культурных , технологических и технических следствиях, которые существуют во фрагментарных формах повседневной и самоочевидной данности.

Дисперсионная психоаналитическая среда

Дисперсионная психоаналитическая среда(от лат. Dispersus - «рассеянный, рассыпанный») - специфическое рассеянное информационное поле массового обыденного сознания, обеспечивающее восприятие и усвоение психоаналитических идей и элементов психоаналитических учений как некой повседневной и самоочевидной данности.

Дисперсионная психоаналитическая среда является одним из фрагментов современной дисперсионной рациональной среды и играет существенную роль в усвоении и развитии комплекса психоаналитических и психоаналитически ориентированных идей и представлений .

Понятийно-проблемные комплексы

Понятийно-проблемные комплексы - совокупность различных традиционных и инновационных понятий и категорий , связанных общим назначением, ориентированным на фиксацию, всестороннее исследование, осмысление и познание определенной проблемы , конкретного предмета (вещи), процесса или явления .

Социологический психологизм

Социологический психологизм - плюралистическое направление социологии , принимающее в качестве основной предпосылки исследования и объяснения социальных явлений и процессов действие и взаимодействие общественных , групповых и индивидуальных психических факторов.

В процессе создания социологии и формирования общих представлений о её предмете, методе, целях, задачах, возможностях, статусе и т. д. под влиянием уже имевшихся трёх основных версий и моделей организации социологического знания: физикалистской (О.Конт), биологистской (Г.Спенсер) и философистской (К.Маркс , Ф.Энгельс), а также социальной философии , психологии и антропологии , постепенно сложилась обновленческая альтернатива, ориентированная на исследование различного рода психических факторов, влияющих на социальные действия и взаимодействия личностей , групп , обществ и государств .

Эволюция социологического психологизма характеризуется наличием разнокачественных состояний, являющих собой три основных этапа его развития : 1) Создание и становление, 2) Утверждение, конституирование и институализация, 3) Формирование социологического неопсихологизма.

На этапе создания и становления, происходившем преимущественно на региональном уровне (

Религиозная философия в России, зародившаяся в старину и особенно бурно развивающаяся в 19 веке, ярко проявила свои черты ещё в движении славянофильства. Она всегда была чем-то оригинальным и самобытным, отличаясь от европейской своей впечатляющей сентиментальностью, метафизичностью, художественным пафосом и интуицией. Эта философия формировалась на основе вопросов, задаваемых самой жизнью и диктуемых интересами именно русского народа с его национальным православным ядром. Одним из ярких современных деятелей, отмеченных на этом поприще, был скончавшийся недавно Виктор Тростников - видный учёный, начинавший как физик и математик, но особенно получивший известность как прославленный мыслитель и богослов.

Биографические сведения

Этот человек проявил себя во многих сферах деятельности. с подросткового возраста привык самоотверженно трудиться. Это началось ещё в войну, когда он работал подростком на сахарном, а потом и на авиационном заводе, помогая своему народу завоёвывать победу. В зрелые послевоенные годы он вёл математический кружок для пионеров и школьников, помимо научной и литературной деятельности активно работал на телевидении и радио, выступая с лекциями.

Биография Виктора Николаевича Тростникова во многом обычна, но в то же время и не совсем типична для своей эпохи. Родился этот человек в 14 сентября 1928 года. Произошло это в Москве. Здесь же он поступил в МГУ и окончил физико-технический факультет в 1953 году. Далее начались преподавательская деятельность и работа в МИИТе и других вузах в звании доцента. Об его успешной научной деятельности в данный период свидетельствуют многочисленные публикации его работ по физике, математике и логике.

Смена приоритетов

С течением лет Виктор Тростников всё больше стал увлекаться философией. Именно в этой сфере он написал и защитил в 1970 году диссертацию. Всё больше его интересовала также религия. В Российском православном университете в последующий ряд лет в звании профессора он преподавал всеобщую историю и философию права. В этот же период он создал работы, совсем не соответствующие стилю и духу советской эпохи, за что попал в разряд диссидентов. Его первая книга под названием «Мысли перед рассветом», где бывший учёный-математик затрагивал наболевшие вопросы православной философии, вышла в 1980 году, но только не на родине, а в Париже.

«Мысли перед рассветом»

Эта книга посвящена интересной и модной для того периода проблеме. Она повествует о непростых взаимоотношениях науки и религии, отражает духовные сомнения автора в правомерности мнения покорного большинства, а также общечеловеческие потребности в поиске смысла и сущности бытия. Обнажая перед читателем свои взгляды, Тростников заявлял, что любые эксперименты и открытия учёных должны олицетворять мудрое и целесообразное устройство мира, а, следовательно, свидетельствовать о Боге, его сотворившем. К примеру, в физике (как он полагал) так было со времён великого Ньютона, основавшего эту дисциплину в качестве средства познания Творца. Тоже относится к математике, философии и другим наукам. Именно так считал Тростников. Виктор Николаевич с горечью обличал бездуховность и идеологическую безнравственность, которая породила атеизм и культивировалась в годы советской власти.

Подобные взгляды и «сомнительная» деятельность не могли в эпоху Застоя оказаться незамеченными и обойтись без последствий. Карьере Виктора Тростникова как советского учёного в этот период наступает конец. Причиной тому явились его взгляды, а также участие в альманахе под названием «Метрополь». Это печально прославившийся в те времена сборник текстов запрещённых авторов и литераторов. Он был опубликован в Москве в 1979 году тиражом всего лишь 12 экземпляров, но, несмотря на это, привлёк к себе интерес аудитории и пристальное внимание властей. Дела Виктора Тростникова оказались настолько неутешительными, что ему, впавшему в немилость, пришлось работать чернорабочим, каменщиком, сторожем и прорабом вплоть до конца советского периода.

Труды философа

Работы Тростникова в области политики, истории и богословия печатали многие известные издания. Среди них еженедельник «Аргументы и факты», «Литературная газета», журналы «Молодая гвардия», «Русский дом», «Православная беседа», «Москва» и другие периодические издания.

Можно перечислить лучшие и наиболее интересные книги Виктора Тростникова. К таковым относится «История как Промысел Божий». Название её свидетельствует само за себя. В ней говорится о роли Божественного проведения, направляющего людей к добру и нравственному совершенству, в исторических событиях. «Трактат о любви. Духовные таинства» исследует значение в жизни человека одного важного слова «любовь». Это понятие автор считал высшим проявлением Божественной сущности.

Среди прочих удивительных книг: «Кто мы?», «Основы православной культуры», «Имея жизнь, вернулись к смерти» и многие другие. В «Православной цивилизации» Виктор Тростников говорил с читателем о вечных ценностях, разбирал смысл таких понятий, как справедливость, собственность, власть.

Каким он был человеком?

Это был истинный философствующий мудрец и сердечный, отзывчивый христианин. Он всей душой стремился донести до сограждан историю собственной страны и их православные корни. Даже в тяжёлые времена он не отказывался от своих идей и убеждений, активно их пропагандируя. Православный философ умер, достигнув мудрой зрелости, на 90-м году жизни. Произошло это 29 сентября 2017 года. Спустя два дня в храме Святой Троицы в Москве состоялось его отпевание и последующие похороны.

Люди, близко знавшие Виктора Тростникова, говорили о нём самые тёплые слова. Они искренне считали, что этот человек отдавал людям всего себя, совмещая в своём лице талантливого учёного и убеждённого христианина. Замечалось, что он старался ни одного вопроса, обращённого к нему от заинтересованных людей, не оставить без вдумчивого ответа. А жизнь в нём била ключом, воплощаясь в его продуктивной научной и христианской деятельности, талантливых работах.

Загрузка...
Top