Очистка и промывка бетонопровода. Что такое бетононасос? Требования к бетонной смеси

В монолитном строительстве бетонирование – один из самых важных моментов. Подача раствора должна осуществляться непосредственно в опалубку и при этом оперативно, чтобы слои не успевали схватываться на поверхности. Тогда готовая конструкция получится однородной и прочной. Но при работе на высоте или в случаях, когда автосмесителю не подъехать вплотную к площадке, возникает необходимость в бетононасосе. Это достаточно дорогое оборудование, но его можно собрать и своими руками.

Самый простой вариант такой конструкции – односторонний поршневой бетононасос. Он представляет собой полый гидравлический стакан, внутри которого и ходит поршень. Его шток через кривошип соединяется с редуктором на роторе двигателя, и каждый оборот вала заставляет рабочий элемент перемещаться в гильзе. В свободной части стакана друг напротив друга вварены патрубки (вход и выпуск) с установленными обратными клапанами в каждом. Работает по такой схеме:

  • На полуобороте ротор двигателя через понижающий редуктор поворачивает кривошип, и тот тянет за собой шток с поршневой головкой из стакана.
  • В рабочей камере создается разрежение, и бетон через впускной клапан всасывается внутрь.
  • Следующий полуоборот вала толкает поршень вперед.
  • Из-за увеличивающегося давления впускной клапан закрывается, а выпускной – открывается, и раствор из стакана уходит в рукав трубопровода.

Подача бетона осуществляется залпово, из-за чего смесь просто выталкивается из рукава порциями, а не льется с постоянной скоростью.

Технология поршневой системы настолько проста, что такой бетононасос своими силами сделать будет несложно. Нужно помнить, что рабочая головка из-за трения в стакане быстро изнашивается. И если она протрется на кромках и не сможет плотно прилегать к стенкам, разрежение в камере создать уже не удастся. Для увеличения ресурса механизма на шток насаживают две поршневые головки.

Материалы и подготовка основных деталей

Понадобится масштабированный чертеж, а также схема движения рабочих деталей. Последняя поможет определить требуемую длину штока, размер кривошипа и поршневой ход (его обычно принимают равным 60-90 см). После этого нужно приобрести или сделать самостоятельно все элементы механизма:

1. Для гидравлического стакана потребуется толстостенная труба диаметром 350-400 мм.

2. Обратные клапаны и головку поршня лучше сделать из легированной стали, стойкой к щелочной среде.

3. В качестве привода берут асинхронный двигатель и понижающий редуктор – для вязкого бетона скорость вращения роторного вала слишком велика.

Характеристики бетононасоса должны соответствовать условиям транспортировки: высоте подачи и длине трубопровода, к которому подключен агрегат. В зависимости от мощности двигателя и передаточного отношения редуктора, а также полезного объема гидравлической камеры, можно получить производительность до 100-150 м 3 /ч с перекачкой раствора на расстояние до 40 м.

На шиберах следует остановиться особо, поскольку подходящих вариантов здесь несколько:

  • С-клапан (BRF) – самый простой в эксплуатации и обслуживании шибер, но и наименее долговечный.
  • S-клапан (BSF) – считается оптимальным по цене и при этом достаточно надежным.
  • Рок-клапан (RL) – наиболее редкий вид шиберов, но для работы с тяжелыми и крупнозернистыми бетонами он подходит лучше всего, так как меньше забивается густыми смесями.

Дополнительно понадобится лист нержавейки или обычного железа толщиной до 6 мм, а также металлический профиль (уголок, швеллер) для корпуса. Если бетононасос будет перевозиться с места на место, его устанавливают на колесную базу.

Руководство по сборке насоса своими силами

Трубу для будущего цилиндра насоса нужно тщательно отшлифовать изнутри, а в двух противоположных стенках прорезать отверстия и вварить короткие патрубки под клапаны. Поршневая головка вытачивается на токарном станке по размерам камеры гидравлического стакана на чертеже, доводится и шлифуется до полного совпадения с внутренним диаметром (допуск не должен превышать ±0,1 мм). После этого в патрубки вставляют клапаны, закручивают и регулируют их шурупами.

Инструкция по сборке привода:

  • Закрепить трехфазный двигатель на колесной базе или сварной раме.
  • Установить на роторный вал соединительную муфту и через нее подключить понижающий механический редуктор.
  • На выходе смонтировать кривошип и шатун, закрепленный на головке поршня.

Готовый механизм закрывается защитным кожухом из нержавеющей стали. Варить швы на ней непросто, поэтому лучше по максимуму применять технологию гибки. Не будет ошибкой сделать корпус из обычного листового железа, но для защиты от атмосферных влияний его следует обработать антикоррозионной грунтовкой по металлу и покрасить.

Руководство по эксплуатации

Использовать самодельный бетононасос можно на основании типовых инструкций для агрегатов заводской сборки. На площадке его подключают к двум трубопроводам: первый соединяется с бункером, в котором находится раствор, второй ведет непосредственно к месту укладки. Монтаж подающего тракта наиболее сложен, особенно если необходимо качать смесь снизу вверх. Лучше сразу подготовить схематический чертеж, где можно будет определить количество колен и соединений. Их число следует свести до минимально возможного, но без фанатизма. Отдайте предпочтение элементам без прямых и острых углов – уж лучше пусть их окажется чуть больше, но бетонопровод должен получиться пологим.

Также нужно продумать надежное крепление рукава, чтобы тяжелый состав, подаваемый под давлением с толчками, его не вырвал. Для этой цели подойдут металлические фермы или леса. А для безопасности вертикальную часть бетонопровода следует расположить не ближе 9-10 м от самого насоса. В подъемной трубе также устанавливают односедельный игольчатый клапан – он не допустит обратного хода раствора в случае аварийной остановки.

Поскольку работать предстоит с густыми смесями, в систему сперва заливают жидкое цементное молочко. Оно играет роль своеобразной смазки, позволяет избежать перегрузок при включении двигателя и предупреждает образование пробок в тракте. Вхолостую делать пробный запуск не рекомендуется.

К самому раствору тоже предъявляются особые требования:

1. Размер крупных заполнителей привязывается к внутреннему диаметру трубопроводов. Максимальные значения фракций не могут превышать 0,3d для щебня и 0,4d – для гравия.

2. Подвижность смеси должна соответствовать классу П2, иначе в камере насоса может произойти расслоение раствора на компоненты. В случае с жидким бетоном вода будет продавливаться сквозь клапан быстрее, чем тяжелые фракции.

3. Стоит заранее проверить осадку конуса пробной порции – в идеале она должна составлять от 40 до 120 мм.

В процессе заливки монолита следует избегать риска гидравлического удара. Если вы не вварили манометр, придется действовать по наитию. Здесь важно постепенно наращивать подачу на стадии запуска до стабилизации работы, а перед отключением агрегата – понижать ее. Резкий скачок давления из-за изменения скорости потока способен привести к выходу из строя клапанов.

После бетонирования систему по инструкции обязательно промывают, чтобы удалить остатки. Для этого можно купить специальные шары подходящего для трубопровода диаметра, также потребуется теплая вода и компрессор. Здесь важно поймать момент, когда в бункер нужно заливать подогретую жидкость. Она должна подаваться в камеру сразу за последней партией раствора так, чтобы не образовался воздушный «карман», но при этом вода не испортила сам бетон.

1. Прежде чем прекратить перекачивание бетонной смеси, необходимо проверить:

Наличие и исправность комплекта приспособлений для прочистки бетононасоса и
запас воды, потребной для промывки.

2.Комплект приспособлений для прочистки бетоновода состоит из двух секций.
Первая секция сострит из водяного нагнетательного клапана, шланга и переходного патрубка; она должна всегда в собранном виде храниться рядом с насосом.
Вторая - состоит из патрубка с двумя пыжами. Пыжи предварительно смоченные, закладываются в патрубок незадолго до начала промывки.

3. Подача воды в бункер смесителя должна производиться со скоростью, обеспечивающей наполнение его в течение 5 минут.

4. Прочистка бетононасоса и бетоновода производится в следующем порядке:
а) подача бетонной смеси в бункер смесителя прекращается;
б) вся оставшаяся в бункере смесителя бетонная смесь прокачивается в бетоновод до полного опорожнения бункера смесителя;
в) патрубок бетоновода, соединенный с клапанной коробкой насоса, отсоединяется от нее;
г) под выходное отверстие насоса устанавливается лоток для стока воды;
д) после отсоединения бетоновода от бетононасоса, последний тщательно очищается от бетонной смеси и промывается;
е) после очистки насоса необходимо выбить заслонку из клинового ютверстия побудителя и заменить ее всасывающим водяным клапаном, причем клапан устанавливается резиновой прокладкой вниз;
ж) от бетоновода отсоединяется два звена и вместо них присоединяется патрубок с пыжами;
з) первая промывная секция (водяной нагнетательный клапан, шланг и переходной патрубок) присоединяется к горловине насоса при помощи клиньев и к патрубку с пыжами - при помощи стандартного замка;
и) насос пускается в ход на воде и должен работать на малых оборотах до тех пор, пока бетонная смесь не начнет поступать из бетоновода;
к) подача воды в бункер смесителя должна производиться непрерывно во все время прочистки бетоновода.

5. При прочистке бетоновода необходимо следить за герметичностью его стыковых уплотнений и в случае утечки воды подбивать клинья.

6. Герметичность стыков, пропускающих воду, нужно восстановить незамедлительно по окончании прочистки.

7. Длительность прочистки бетононасоса и бетоновода не должна превышать 40 - 50 минут.
Задержка при прочистке может привести к схватыванию бетонной смеси в трубах.

8. При прочистке бетоновода необходимо следить за скоростью движения пыжей по трубам, определяя положение пыжей по звуку при простукивании бетоновода. Скорость движения пыжа должна соответствовать скорости медленно идущего человека.

9. При прочистке бетоновода необходимо следить за показаниями амперметра. В случае больших показаний амперметра и прекращения выхода бетонной смеси из бетоновода, необходимо остановить насос и устранить происшедшую закупорку.

10. В случае закупорки бетоновода при прочистке, что обычно является результатом проникновения воды в бетонную смесь, необходимо рассоединить бетоновод перед пыжем и очистить звено от бетонной смеси, в освобожденное звено поставить пыж, соединить бетоновод и продолжать прочистку.

На рынке современной строительной индустрии используется широкий спектр конструкционных и вспомогательных материалов. Но вот уже на протяжении сотни лет бетон остается неизменным лидером. С появлением этого уникального материала цена и скорость возведения зданий сократились в разы.

В былые времена серьезной проблемой была быстрая доставка смеси непосредственно к месту заливки, старые мастера были вынуждены носить бетон в ведрах своими руками. Но научно-технический прогресс, к счастью, не стоит на месте и сейчас эта проблема успешно решается при помощи разного рода бетононасосов.

Типы агрегатов

Весь ассортимент представленных на рынке бетононасосов условно можно разделить на 2 типа, это механические и гидравлические. Конструкция может быть основана на использовании поршневого принципа или без поршневого.

Работа поршневой системы

Общий принцип работы поршневых систем далеко не нов, значительная часть всех существующих механизмов основывается именно на нем. В данном случае поршень при движении назад, всасывает некоторое количество смеси из бетоноприемника и далее выталкивает ее непосредственно в передаточный рукав, по которому она поступает к месту заливки.

Работа данной системы была бы невозможна без использования шиберного затвора или шторок. Шиберный затвор открывает бетоноприемник при всасывании и закрывает при выталкивании. Тем самым переводя направление движения смеси из бетоноприемника к месту назначения.

Поршневые агрегаты могут работать как от механического привода, так и с использованием гидравлической системы. В настоящее время в подавляющем большинстве аппаратов применяется именно гидравлическая система. Гидравлика обеспечивает значительно большее давление, благодаря чему мощность насоса значительно возрастает.

В отличие от шатунного механизма, гидравлика имеет гораздо больший ход рабочего поршня. Плюс движение поршня становится более плавным. Больным местом этих насосов считается плотность соприкосновения поршня со стенками камеры. Микрочастицы цементного раствора неизбежно попадают между поршнем и цилиндром, значительно усиливая износ деталей.

Одноцилиндровые агрегаты сейчас используются редко, из-за нестабильной, пульсирующей подачи раствора. Система, снабженная двумя, попеременно работающими цилиндрами обеспечивает стабильную, бесперебойную подачу состава и намного меньше изнашивается.

Важно: гидравлика может работать на воде или на масле.
В первом случае давление составит порядка 5 МПа, во втором ровно в 2 раза больше.
Плюс масляная система более долговечна и надежна.

Работа роторной системы

Семейство безпоршневых конструкций несколько шире, самым известным здесь является роторный бетононасос. Основой системы является ротор, на котором закреплены прорезиненные ролики.

При вращении ротора, ролики двигают бетонный раствор от бетоноприемника в нужном направлении. Они удобны тем, что при помощи реверса легко устраняются заторы и воздушные карманы.

Роторная система, чаще всего выходит из строя по причине износа армированного шланга и резиновых уплотнителей. Мощность таких агрегатов, по сравнению с поршневыми невелика, плюс они плохо переносят растворы с крупным наполнителем типа .

Шнековый бетононасос является разновидностью роторной, без поршневой системы. Принцип работы шнека был подробно описан еще Архимедом. Но, несмотря на преклонный возраст, он по сей день широко используется в различных механизмах.

Инструкция здесь проста, в сквозную камеру помещается винтовой шнек и при вращении обеспечивается движение субстанции. Наглядной, известной с детства иллюстрацией может стать обычная бытовая мясорубка.

Варианты базирования агрегатов

Данный вид механизмов на рынке представлен в широком ассортименте, по способу базирования они разделяются на стационарные и автомобильные.

Стационарные насосы

Стационарный компактный бетононасос представляет собой отдельную независимую станцию по перекачке раствора. В зависимости от размеров и мощности может использоваться как на крупных промышленных объектах, так и в частном строительстве. Базироваться может на шасси или без него.

Мобильный бетононасос, не имеющий шасси, как правило, обладает большой мощностью и устанавливается для обеспечения раствором крупного объекта, чаще всего высотных зданий. Наличие шасси также не предусматривает транспортировку на значительные расстояния. Шасси нужны для удобства передвижения в пределах одного объекта.

Важно: сейчас выпускается прицепной бетононасос, конструктивно он относится к стационарным.
Но наличие мощного автомобильного шасси, дает возможность перемещения на значительные расстояния при помощи тягача.

Для обеспечения нужд частного строительства выпускается стационарный поршневой минибетононасос. Его используют для работы в стесненных условиях и при малых объемах. Кроме поршневой системы малогабаритный бетононасос может работать от пневматического привода.

Пневматический бетононасос разработан относительно недавно и больше предназначен для перекачки однородных . Он не обладает большой мощностью, плюс для стабильной работы ему требуется компрессор, что в условиях стройки не всегда выполнимо.

Насосы на автомобильной базе

Автомобильный бетононасос сейчас является самым распространенным вариантом, как в частном, так и в промышленном строительстве.

Если сравнивать с конкурентами, то:

  • Мощная стационарная установка хороша только для больших объемов, она неповоротлива и дорого обходится в обслуживании . Авто бетононасос может подъехать на большинство объектов.
  • Большая часть стационарных агрегатов требует организации питания, что не всегда возможно в условиях ведения стройки . Автомобильный бетононасос является единым целым с машиной и питается от ее энергоустановки.
  • Малогабаритный бетононасос на большой стройке не справится с объемами . Что же касается частного строительства, то цена такого агрегата не каждому хозяину по карману. Гораздо дешевле заказать авто бетононасос и с его помощью в течение нескольких часов залить нужный объем бетона. Цена аренды при этом будет заметно ниже покупки стационарного агрегата.
  • Кроме того, современные комплексы оснащены выдвижной стрелой для удобства доставки раствора на высоту или на объекты сложной конфигурации . В случае же если использование стрелы не возможно, существует автомобильный линейный бетононасос. С его помощью можно закачать раствор по трубам на расстояние до 1 км по горизонтали и до 120 м по вертикали.
  • Также немаловажным плюсом автомобильного варианта является то, что он обслуживается профессиональным оператором .

Насколько реально сделать агрегат самостоятельно

Самый простой вариант, это изготовление поршневого насоса с одним цилиндром. Изначально желательно разбираться в чертежах. Также вам понадобится доступ к токарному станку, чтобы сделать поршень и цилиндр. Плюс добавьте закупку двигателя, редуктора и шиберного затвора.

Кроме некоторых технических знаний, необходимых для произведения точных расчетов, вы еще должны иметь золотые руки и хотя бы начальный опыт работы с механизмами. Специалисты утверждают, что если все покупать и делать с нуля, то дешевле и быстрее заказать авто бетононасос.

На видео в этой статье показан принцип работы бетононасоса.

Вывод

Использование бетононасоса это не только значительная экономия времени. Дело в том, что многие виды раствора, особенно быстротвердеющие и ячеистые бетоны, по технологии должны заливаться в течение короткого времени и без данного агрегата здесь просто не обойтись. А о принципе его действия мы вам подробно рассказали в данной публикации.

Перед описанием последовательности работы с бетононасосами давайте выясним, какую бетонную смесь способны перекачивать данные агрегаты.

Итак, смесь, которую способен прокачивать бетононасос по бетоноводу, не должна включать наполнитель крупнее, нежели 40% (для гравия) и 30% (для щебня) от размера внутреннего диаметра труб последнего. Так, при диаметре трубы в 125мм зерна гравия должны быть менее 50мм, а щебня – менее 37мм. При этом марка бетонной смеси должна быть М-300 либо выше.

Степень подвижности смеси определяют по усадке конуса. Она должна находиться в диапазоне: для гидропривода – от 40мм до 120мм, для механического привода – от 70мм до 140мм. Если данное условие не будет соблюдаться, то попытки прокачки могут привести к многочисленным пробкам из-за низкой подвижности смеси, либо из-за расслоения ее на компоненты (вода более легкая, и она пойдет быстрее наполнителя). Осадка конуса в бетоне должна выполняться на стройплощадке, получив образец непосредственно из автомиксера.

Этапы работы с бетононасосом

Когда автомобильный агрегат оснащен подвижной стрелой бетоновода, то для стационарного аналога ее надо будет устанавливать, тщательно обдумав порядок сбора колен бетоновода, а также такелажный крепеж для вывода на высоту. Ведь подаваемый бетон тяжел и трубы, наполняясь, могут сдвинуться либо сорваться. В связи с этим все наклонные и вертикальные участки устройства необходимо надежно крепить на стальных фермах, мачтах либо строительных лесах.

Следите, чтоб линия, по которой подают бетон, не содержала острых углов и резких поворотов, а также вертикальных участков с углом 90 0 . Лучше уж добавить колен, увеличив ее длину для создания наименее острого угла. В 10 метрах от бетононасоса располагают подъем ствола линии. Перед вертикальным участком в ствол встраивают игольчатый клапан, который при остановке насоса предотвратит возврат смеси бетона. На металлической трубе бетоновода, выведенного к участку бетонирования, надо установить армированный шланг длиной примерно 4м – посредством него бетон будет распределяться по участку.

Пусковая смесь

Перед тем, как начинать перекачку бетонной смеси к месту работ, а также после их окончания обязательно надо выполнить две операции: прокачать пусковую смесь и промыть бетононасос/бетоновод. Данное условие соблюдают для агрегатов какого угодно типа.

Пусковая смесь служит для бетононасосов в качестве смазки – без ее прокачки закупорки линии подачи бетона не избежать. Существует несколько вариаций пусковой смеси:

1. Специальная смесь в виде порошка, упакованная в пакеты по 230гр. На один такой пакет порошка по инструкции необходимо взять восемнадцатилитровое ведро воды (только теплой, а в зимнее время – горячей). Полученную смесь тщательно мешают до растворения порошка и заливают в бункер бетононасоса. Потом выполняют прокачку. Если длина бетоновода составляет 30м, а диаметр его труб – 12см, то раствор пусковой смеси надо готовить на основе одного пакета порошка. Зная это, можно рассчитать необходимое количество грамм порошка для каждой определенной линии. Средняя стоимость 230гр. пакетированной смеси составляет 250 рублей. На характеристики бетона пусковая она никакого воздействия не оказывает.

2. Пусковая смесь, изготовленная вручную. Для этого надо взять 3 мешка цемента (150кг) и 200 литров воды. Замес выполняют в бункере бетононасоса. В результате состав смеси должен соответствовать марке того бетона, который будет прокачиваться за пусковой смесью. В данном варианте стоимость материалов плюс работа оператора арендуемого бетононасоса составляет около 1500 рублей.

3. Цементное молочко или иначе – готовая пусковая смесь. Ее требуемый объем составляет не меньше 2м 3 . Ее изготавливают на бетонном заводе. Нуждается в доставке отдельным автомиксером. Обойдется недешево – около 8000 рублей (в стоимость включена доставка пяти кубовым автомиксером, а также само цементное молочко).

Правильнее, если прокачка пускового состава будет сопровождаться промывочным шаром из губки, смоченной предварительно в данном составе. Поверхность шара смочит гораздо большую долю внутреннего периметра бетоновода. Перед пуском не забудьте переключить пальцы звена/клапана в состояние «открыто». А также оснастить выход линии насадкой-уловителем шара. Когда прокачка пусковой смеси будет окончена, игольчатый клапан надо переключить в состояние «закрыто»!

Основной этап работы

Теперь начинается основная работа. Для этого на стройплощадке уже должны находиться два автомиксера. Убедившись при помощи рации в готовности команды рабочих, проверив качество бетона, находящегося в автомиксере (для этого необходимо заглянуть через люк внутрь емкости), оператор бетононасосного агрегата подает водителю автомиксера команду подать бетон. Затем, когда в бункер поступит один кубометр смеси, запускают машину.

Чтоб проверить качество бетонной смеси в цилиндре автомиксера, надо оценить или достаточно воды в бетоне – вода должна смазать бетононасос полностью. Это важно! Если воды недостаточно, то при попадании в бункер смесь будет покрываться трещинами и разваливаться на куски. В данном случае необходимо добавить воды в таком объеме, чтоб она покрыла, по крайней мере, верхние раструбы цилиндров. Оператору необходимо согласовать с водителем ритм подачи рабочего раствора. Так как при заполнении бункера полностью, необходимо остановить его подачу из автомиксера и ждать, пока половина бункера освободится. Только после этого можно возобновить ввод в него бетона. Цель – добиться смешения вновь поступившей порции бетонной смеси с той, что промешана в бункере машины.

Затем скорость выдачи рабочего раствора наращивают и не снижают скорости до его выхода на участке бетонирования (рабочие докладывают по рации). С данного момента подачу бетона проводят в штатном порядке.

Оператор в процессе работы бетононасоса должен внимательно следить за показаниями датчика давления в гидравлике. Когда подача будет стабилизирована, показания этого датчика надо считать нормальными, их запоминают. Если состояние смеси внешне будет нормальным, но при этом давление будет нарастать, значит раствор сползает и необходимо, не останавливая насос, добавить в бункер воды.

При возникновении необходимости остановки/включения насоса на протяжении рабочего дня, надо уменьшать подачу для снижения в системе стартового гидравлического удара. Когда агрегат приобретет нормальный ритм работы, то скорость подачи увеличивают.

Промывка бетоновода и поршневого бетононасоса

Чтоб очистить систему от остатков рабочего раствора, вам потребуется:

    теплая вода (на несколько циклов чистки 200л),

    компрессор воздушный,

    промывочное звено, которое рассчитано на подачу воды либо сжатого воздуха (давление не должно превышать 10 бар),

    шары промывочные,

    пыжи в виде цилиндра.

Пыжи изготовлены из губчатого материала и соответствуют диаметру труб линии подачи бетона. Стоимость промывочных пыжей, шаров определяется их диаметром и составляет в среднем 750 рублей – пыж, 450 рублей – шар.

Прочистка бетоновода должна быть проведена сразу по завершению подачи последней партии бетонной смеси. Все необходимое для очистки должно быть подготовлено до полного опорожнения. Здесь важно постоянно быть на связи с оператором, стоящим на площадке бетонирования. Именно он сообщит, когда останется влить только тот объем раствора, который содержится в системе сейчас. После получения такого сигнала подачу бетонного раствора прекращают и начинают в бункер насосного агрегата заливать воду. Полученная в итоге жидкая смесь должна поддерживаться внутри бункера на наименьшем уровне, однако так, чтоб в цилиндры поршней не попадал воздух. Поскольку поступивший воздух приведет к расслоению смеси.

По завершении заливки оператор участка бетонирования подает оператору бетононасоса сигнал, и последний переключает режим работы на реверс (т.е. обратный режим). Благодаря этому количество смеси в том участке линии, который расположен ближе к месту проведения работ, уменьшается. Также в бетоноводе понижается и давление. После этого линию отсоединяют от насоса и наращивают дополнительными секциями, чтоб достичь того участка, куда можно сбрасывать ее оставшееся содержимое. Такой участок следует заранее подготовить, собрать для требуемой длины.

На концевую трубу, которая подводит линию подачи бетона к участку сброса, обязательно надо надеть насадку, улавливающую промывочный шар, т.к. он на приличной скорости может просто вылететь. Оператором участка бетонирования снимается раздаточный шланг со своего конца линии и вместо последнего колена устанавливается насадка для продувки.

Но перед этим в бетоновод вставляют обильно смоченный водой промывочный шар. Сначала лучше ввести шар, а следом за ним – пыж. В идеале перевод пальцев игольчатого клапана в состояние «открыто» должен быть произведен одновременно с запуском сжатого воздуха. Объясняется это тем, что продвижение промывочного шара по линии подачи смеси ни на минутку не должно прекратиться. Желательно операцию по промывке осуществить дважды. При этом по бетоноводу повторно подают воду через насосную машину, переключив игольчатый клапан в состояние «закрыто».

Промывка бетононасоса

Бункер насосного агрегата промывают и чистят с подставкой, предназначенной для выходного отверстия сливного лотка. Очень удобно, когда используемая модель снабжена собственным водяным насосом с шлангом, а также емкостью для воды. Горячие газы выхлопной трубы машины прогревают воду, что позволяет легче отмывать бункер от остатков бетонного раствора.

Сброс остатков бетона

Те остатки бетонного раствора, которые остались после промывки системы, просто на грунт сбрасывать нельзя. Ведь полужидкий материал, разлившись по стройплощадке, серьезно повредит почве. Вариантов тут два:

    собрать остатки промывки в ящик,

    сбросить остатки внутрь бункера предпоследнего автомиксера.

Данная операция должна быть предварительно согласована с поставщиком бетона.

Что касается первого варианта, то здесь придется из досок сконструировать квадратный ящик-опалубку высотой 2 метра и глубиной 50 сантиметров. Ящик выстилают плотной ПВХ-пленкой. После осуществления промывки содержимое ящика можно будет транспортировать для утилизации.

Во втором варианте шланг сброса надо завести от линии подачи раствора в бункер автомиксера. Потом его запускают в направлении «загрузки», закрепляют цепью (дабы не выскочил и не забрызгал все), потом приступают к вышеописанному процессу промывки.

Бетононасосная установка, стационарная или установленная на шасси грузового автомобиля, значительно облегчает трудоемкую задачу по доставке бетонного раствора к участку работ на строительном объекте. А при монолитном строительстве иного способа эффективно поднимать товарный бетон на большую высоту, кроме как с помощью бетононасоса, не существует вовсе.

Для успешной эксплуатации бетононасоса на стройплощадке необходимо обеспечить ряд условий, которые будут рассмотрены далее.

Прежде всего - удобный подъезд к месту работ. Бетононасосы, как автомобильные, так и стационарные, отличаются большими размерами, для их транспортировки и установки на месте необходимо достаточное пространство, позволяющее маневрировать.

Обратите внимание - колесная база, которой оборудованы некоторые модели стационарных насосов, служит только для маневрирования на стройплощадке, а не для транспортировки по дорожным трассам.

Требования к месту установки бетононасоса

Необходима площадка с прочным и ровным покрытием. Для стационарных бетононасосных установок понадобится свободное пространство длиной от 6 м и шириной от 3 м. Автобетононасосу требуется больше места, чтобы выставить гидравлические опоры, поэтому минимальная длина площадки для него 10 м и ширина 6 м. Габаритные размеры бетононасоса зависят от его мощности и, соответственно, длины стрелы - чем эти показатели выше, тем больший участок займет данная установка. Помимо собственно площадки под бетононасос важно обеспечить свободный доступ автобетоносмесителей к его бункеру.

Для работы бетононасоса нужна вода. Ее доступность обеспечивается с помощью шланга, выведенного от источника воды к позиции бетононасоса, либо путем установки емкости с 2 м 3 воды. В холодный сезон (до -20 о С) для обеспечения эксплуатации бетононасосной установки понадобится горячая вода в равном объеме.

Стационарный бетононасос с электрическим двигателем нуждается в подключении к источнику электропитания и компрессорной установке, развивающей воздушное давление в 3 атмосферы.

Запуск бетононасоса в работу

Прежде прокачивается цементное молочко, оно необходимо для смазки канала бетоновода. Предварительная смазка бетоновода пусковой смесью позволит снизить вероятность образования пробок внутри него на стадии пуска оборудования. Цементное молочко в объеме 2 м 3 приобретается у поставщика товарного бетона или же оператор бетононасоса изготовит пусковую смесь самостоятельно, если предоставить ему 100 кг цемента и источник воды (этот вариант обойдется дешевле).

Определенные характеристики бетонного раствора. Минимальные условия:

· подвижность, установленная осадкой конуса - более 160 мм;

· марка товарного бетона - не ниже М-300;

· зерно наполнителя не крупнее 40 мм.

В противном случае подача бетона бетононасосом либо вовсе не удастся, либо будет идти с частыми сбоями.

Выставление бетононасоса и операции по его подготовке к работе займут около получаса. Если бетоновод наращивается дополнительными секциями, то времени на подготовку потребуется больше.

Чистка бетононасоса и бетоновода

По завершении рабочей смены бетононасос необходимо промыть и убрать его стрелу (бетоновод) - на эту операцию уходит примерно 40 минут. Остатки бетонной смеси, вымываемые из бункера и бетоновода (стрелы) насосной установки, утилизируются на стройплощадке. Для сбора остатков бетона нужно изготовить опалубочный ящик, длина и ширина которого будут 2 м, высота борта - 400 мм. Дно устраивать не нужно - бетонную массу удержит предварительно настенная внутрь ящика однослойная пленка пвх (толщина полиэтилена 150-200 мкм).

По завершении промывки бетононасоса собранный в ящике-опалубке бетон переноситься на место утилизации - края полиэтилена стягиваются с образованием мешка, внутри которого удерживается бетон.

Загрузка...
Top