Морфологический принцип русской орфографии: примеры и правила. Морфологический принцип русской орфографии Проверяемые морфологические написания приставок и корней примеры

Раздел языкознания, изучающий систему правил единообразного написания слов и их форм, а также сами эти правила. Центральным понятием орфографии является орфограмма.

Орфограмма - это написание, регулируемое орфографическим правилом или устанавливаемое в словарном порядке, т. е. написание слова, которое выбирается из ряда возможных с точки зрения законов графики.

Орфография состоит из нескольких разделов :

1) написание значимых частей слова (морфем ) - корней, приставок, суффиксов, окончаний, то есть обозначение буквами звукового состава слов там, где это не определено графикой;

2) слитное, раздельное и дефисное написания;

3) употребление прописных и строчных букв;

4) правила переноса;

5) правила графических сокращений слов.

Правописание морфем (значимых частей слова) регулируется в русском языке тремя принципами русской орфографии - традиционным, фонетическим, морфологическим (фонематическим, морфематическим).

Традиционный принцип регулирует написание непроверяемых гласных и согласных (со бака, ап тека ), корней с чередованиями (сла гать - сло жить ), дифференцирующих написаний (ожё г - ожо г ).

Фонетический принцип орфографии заключается в том, что в отдельных группах морфем на письме может отражаться реальное произношение, т. е. позиционные изменения звуков. В русской орфографии этот принцип реализован в трех орфографических правилах - правописание приставок, заканчивающихся на з/с (раз бить - рас пить ), правописание гласной в приставке роз/раз/рос/рас (ра списние - рспись ) и правописание корней, начинающихся на и , после приставок, заканчивающихся на согласный (и стория - преды стория ).

Морфологический (фонематический, морфематический) принцип является ведущим и регулирует более 90 % всех написаний. Его суть состоит в том, что на письме не отражаются фонетически позиционные изменения - редукция гласных, оглушение, озвончение, смягчение согласных. Гласные при этом пишутся так, как под ударением, а согласные - как в сильной позиции, например, в позиции перед гласным. В разных источниках этот основной принцип может иметь разное название - фонематический, морфематический, морфологический.

Орфографических правил, связанных с написанием корней, приставок, суффиксов и окончаний, много. Но главный, ведущий принцип, — один. Рассмотрим примеры.
Почему в слове вода в корне пишется о, а в слове трава — а?
Почему разные окончания в существительном: от деревни и к деревне?
Почему следует писать дуб, но суп? Ведь слышен один и тот же звук [п].
Почему грустный пишется с буквой т, а вкусный — без нее?


Кажется, здесь разные орфографические правила , однако объединить их можно на основе ведущего принципа орфографии, который требует, чтобы пишущий:

1) не доверял слуху и не писал так, как слышит;

2) проверял сомнительные написания;

3) помнил, что проверка возможна только в той же морфеме (корне, окончании и т. п.);

4) умел правильно подобрать проверочное слово.

Главное, знать сильные позиции: для гласных — это положение под ударением, а для согласных — перед гласными и перед л, м, н, р, в.

Помня об этом, можно легко проверить все приведенные выше примеры: вода — воды, трава — травы, от деревни — от реки, к деревне — к реке, дуб — дубы, суп — супы, грустный — грустить, вкусный — вкусен.

Так же можно проверить и написание суффиксов и приставок. Какая буква (е, я, и) пишется в суффиксе слова пер..стый? Слово пер..стый обозначает «состоящий из перьев», «похожий на перья». Такой же суффикс есть в словах: каменистый, лучистый, зернистый. Следовательно, надо писать букву и — перистый. Липовый или липавый? Проверяем: сосновый, еловый.

То же и в приставках. Почему приставка за- пишется через А, a по через О? Говорят, надо запомнить, что приставок зо- и па- не бывает (кстати, приставка па- есть — пасынок, паводок, патрубок). Попробуем проверить: затемно, засветло — под ударением а; поезд, похороны, почерк — под ударением о. Приставка с- в словах сделать, сбросить, сгнить звучит как з, но если поставить ее в сильную позицию, то станет ясно, что приставки з- в русском языке нет: сломать, срезать, сорвать, связать.

Таким образом, все правила имеют одинаковые основания. Они и определяют ведущий принцип русской орфографии. Такой принцип, когда звук проверяется сильной позицией, называется морфологическим . Этот принцип самый удобный для русского письма.

1. Безударную гласную проверяй ударением:

да лкий - дль, до лна - дл, ле с - лс .

2. Сомнительную (парную по глухости / звонкости) согласную проверяй подстановкой гласной или л, м, н, р, в: дуб -дуб ы

Если слышишь парный звук,

Будь внимательным, мой друг,

Парный сразу проверяй,

Слово смело изменяй:

Зуб - на зуб ы, лед - на льд ы.

Будешь грамотным и ты!

3. Непроизносимую согласную проверяй подстановкой гласной: позд но - опозд ать .

Не чудесно, не прекрасно,

А ужасно и опасно

Букву Т писать напрасно!

Всем известно, как прелестно,

Букву Т писать уместно!

Исключения : чувствовать (но участвовать), праздник, счастливый, окрестность, лестница (но лесенка), явственно (но яства), потчевать (но почерк), сверстник (но ровесник), стекло (но склянка), блеснуть (но блестеть), плеснуть (но плескать), ресницы, помощник.

Орфография, в отличие от графики, занята обозначением звуков слабых позиций без прямой ориентации на произношение, но с определенным учетом его. Здесь действуют следующие правила:

1. Звуки слабых позиций, чередующиеся в составе той же морфемы со звуками сильных позиций, обозначаются теми же буквами, что и эти последние, и таким образом обозначение звуков слабых позиций (орфографическая часть письма) приравнивается к обозначению звуков сильных позиций, устанавливаемому графикой. Это приравнивание осуществляется с помощью проверки — сопоставления чередующихся звуков: г [Ʌ]ра́ г [о́ ]ры , го ра́ го́ ры; са [т ] — са [д ]ы́ , сад сад ы́; [п"е и]ти́ — [п"а ]ть , пя ти́ пя ть и т.п.

Звуки слабых позиций, которые не чередуются в составе той же морфемы со звуками сильных позиций, обозначаются в словарном порядке — на основе традиции, но при этом используются только те буквы, которые могут быть в таких же положениях при возможности проверки: безударный звук [Ʌ] будет обозначен только буквами а или о (сарай , собака и т.п.), так как при возможности проверки безударное [Ʌ] обозначается именно через а или о, например: са ма́ са́ м; го ра́ го́ ры. Звонкие и глухие согласные слабых позиций, не вступающие в составе конкретных морфем в чередование со звуками сильных позиций, обозначаются так же, как и соответствующие звуки, вступающие в такие чередования, но только выбор нужной буквы осуществляется в словарном порядке: зиг заг , вок зал , анек дот , домов , идет и т.п. Сравним обозначение тех же звуков при возможности проверки: сог бе́нный сог ну́; к то к ого́; зов зв ать ; кнут кнут а́ и т.п.

Таким образом, правила проверки не только определяют выбор проверяемых букв, но и оказывают существенное влияние на выбор непроверяемых написаний, определяя круг букв, из которых выбирается нужная.

Оба типа правил подводятся под морфологический принцип, требующий единообразного написания морфем, но при возможности проверки (са ды́ , так как са д , и сад , так как сад ы́ , и т.п.) этот принцип проявляется более полно и отчетливо.

Правила проверки применимы к написанию морфем всех типов — корней, приставок, суффиксов, окончаний, соединительных гласных и т.д. Ими руководствуются главным образом при написании корней, так как некорневых морфем сравнительно немного и правописание их следует запоминать: окончание И.п. ед.ч. существительных ж.р. после твердых согласных всегда обозначается буквой а (кни́га , мя́та ); окончание существительных ср.р. в тех же позициях — буквой о (боло́то , зо́лото и т.п.), в словах с резать , с бить и т.п. — приставка с- , приставка от- всегда пишется с о и т , а приставка под- — с о и д и т.п.

Но если при написании приставок, суффиксов и окончаний правила проверки практически не используются, то правописание этих морфем в большинстве случаев установлено на основе именно этих правил. Поясним.

1. В словах с приставкой с- всегда пишется с в" ], где отчетливо слышится [с ]: собрать , сыграть , слить , смять , снять , срезать , съехать , свить и др.; б ) в некоторых случаях вместо [с ] слышится [з ], [ж ] или [ш ], но пишется [с ]: [з ]дать , [ж ]жать , [ш ]шить и т.п.

Приставка от- всегда пишется с т , а приставка под- с д : а) в сильной позиции перед гласными, сонорными и [в" ] соответственно произносится [т ] и [д ]: оты грать поды грать , отл ить подл ить , отм ять подм ять , отн ять подн ять , отр езать подр езать , отъ ехать подъ ехать , отв ернуться подв ернуться и др.; б) в слабых позициях может быть и другое звучание: о [д ]бить , по [т ]тесать и др. Под ударением в этих приставках всегда произносится [о ]: о́тдых , о́тсвет , по́ дданный и т.п. Приставки пре- и при- в безударной позиции совпадают по произношению (пре дава́ть , при дава́ть ), но различаются под ударением: пре́ данный , при́ данный и т.п., на этом и основано их различие в написании.

2. Суффикс -ов (ый ) в прилагательных всегда пишется с о , так как под ударением в нем произносится [о ]: сосно́вый , ело́вый , клено́вый и т.п., поэтому о пишется и в безударных положениях: берёзовый , оси́новый , ли́повый и т.п.

3. Существительные ж.р. в И.п. ед.ч. имеют ударное окончание [-а] (вода́), а существительные ср.р. — окончание [-о ] (село́ ), поэтому и в безударных окончаниях у них пишутся соответственно и -о : ло па́та , кни́га , я́ма , се́но , ле́то , боло́то и т.п.

Таким же образом установлено, а при необходимости и проверяется (хотя обычно просто запоминается) написание других падежных окончаний имен существительных: лопа́то й , так как стено́й; боло́то м , так как село́ м; на лопа́те , так как на стене́ , и т.п. Так же поступают и при написании окончаний прилагательных: нового , как молодо́ го; но́во му , как молодо́ му; но́вы м , как молоды́ м; о но́во м , как о молодо́ м , и т.п. К нарушениям морфологического принципа орфографии относится, например, написание окончаний И.п. ед.ч. м.р.: но́вы й , хотя молодо́ й.

ВЫВОД ТРЕТИЙ : для того, чтобы сознательно применять морфологический принцип орфографии, необходимо иметь представление о грамматическом значении как слова в целом, так и его отдельных частей в частности.

Морфологический принцип русской орфографии столь логичен и в целом последователен, что практически не знает исключений. (Подсчитано, что в текстах на русском языке этому принципу отвечает 96 % написаний. ) Легко можно себе представить, какую бурю возмущения вызовет это безапелляционное заявление у прилежных читателей грамматических справочников, где едва ли не каждое правило сопровождается длинным списком примечаний и исключений, стыдливо сжавшихся в мелкие строчки петита.

Однако большинство из этих кажущихся на первый взгляд аномальными написаний отнюдь не являются исключениями. Они появились на свет в результате действия некоторых ограничений и нарушений морфологического принципа, которые, в свою очередь, тоже имеют свою историческую закономерность и подчиняются логике многовекового развития самой системы нашего языка.

Сравним два хорошо известных глагола - рассердиться и рассориться. Нетрудно заметить, что оба они пишутся через двойную С, хотя такое написание соответствует морфологическому составу слова лишь в первом случае (приставка ра с + с ердиться), а во втором (приставка ра с + сс ориться) - слово, согласно морфологическому принципу, следовало бы писать через тройное С: ра ссс ориться. Однако отсутствие такой формы хорошо объяснимо. Дело в том, что в русском языке " есть только две степени долготы согласных: согласные могут быть либо долгими (что на письме передается написанием двух букв, ср. касса), либо недолгими (что передается написанием одной буквы, ср. коса). Третьей степени долготы согласных не существует, поэтому написание трех одинаковых согласных фонетически бессмысленно " [Иванова В.Ф. Современный русский язык. Графика и орфография. М., 1976. С. 168-169].

Таким образом, оказывается, что написание на стыке морфем только двух согласных, хотя морфологически таких согласных должно быть три (ванна - но ванная, хотя к корню ванн- здесь присоединяется суффикс прилагательного -н-), или одной согласной, когда по морфологическому принципу должны быть написаны две (кристалл - но кристальный, финн - но финский, финка, колонна - но колонка, манная - но манка, форменный - но форменка, оперетта - но оперетка, тонна - но пятитонка, антенна - но антенщик), объясняется действием исторически сложившихся фонетических закономерностей русского языка.

Теперь становится понятным написание прилагательных типа ниццкий, череповецкий, немецкий, вступающее, на первый взгляд, в противоречие с написанием констанцский, о котором было сказано выше.

В самом деле: прибавляя к основе ницц- суффикс -ск- , согласно морфологическому принципу мы ожидали бы увидеть форму ниццский. Однако такая форма отражала бы отсутствующую в русском языке третью степень долготы согласных. Наша орфография вольна была выбирать из двух вариантов (ниццкий или ницский), в равной степени нарушающих морфологический принцип в угоду фонетической закономерности. Разумность предпочтения именно первого из возможных вариантов очевидна: он хотя бы сохраняет в неприкосновенности написание производящей основы слова, тем более слова иноязычного.

Нельзя забывать и о том, что орфографические нормы складывались постепенно, сохраняя наследие прошлого, и потому в них не может не отражаться языковое состояние прежних эпох. Можно с уверенностью утверждать, что оставшиеся 4 % "аномальных", не попадающих в поле действия морфологического принципа написаний возникли отнюдь не стихийно, а под влиянием определенных фонетических традиций, сложившихся на протяжении долгих веков существования нашего языка.

На страницах различных пособий, учебников и грамматик одни и те же орфограммы зачастую трактуются по-разному (например, написания в корневых морфемах с чередующимися гласными типа -зор- -зар- одни авторы подверстывают под действие фонетического принципа орфографии, а иные считают следствием принципа традиционного). Однако поскольку нас с вами в данный момент волнуют проблемы не столько схоластические, сколько практические, забудем о терминологической точности и зададимся более конкретным вопросом: " В чем же, собственно, состоят эти фонетические традиции и какой след оставили они в русской орфографии? ".

§4. Употребление букв э и е. Орфография.

В начале слов буквы э и е пишутся в соответствии с произношением, например: экспорт (ср.: егерь), эллипс (ср.: ересь), эхо (ср.: Ева), этот (ср.: ест).

После и, а также после согласных пишется буква е, напри­мер: гигиена, диета, кашне, стенд.

Исключения: иноязычные слова мэр, сэр, пэр и некоторые собственные имена (Улан-Удэ).

После остальных гласных чаще пишется э, например: поэ­зия, силуэт, маэстро. В отдельных словах употребляется буква е, например: проект, реестр.
1 Перепишите. Правильно прочитайте эти слова.

Составить сх..му, цвета сп..ктра, ..герский костюм, древний..пос, великая..поха, широко…кранный фильм, забавный..пизод, ди…тическая столовая, личная гиги..на, лежать под т..нтом, пос­ледняя мод..ль, длинный тунн..ль, вражеская..скадра, прекрасное шосс.., картофельное пюр.., горячий коф.., новая т..ма, опасный инцид…нт, медленная..волюция, опытный тр..н..р, плавательный басс..йн, краеведческий муз..й, заменить шт..пс..ль, тёмный силу..т, шить пальто в ат..лье, ст..нд с книгами.
2 Прочитайте примеры и укажите: а) проверяемые морфологичес­кие написания приставок и корней; б) непроверяемые морфологические (традиционные) написания корней; в) написания приставок и корней, от­ступающие от морфологического принципа.

Посадил, сбегал, низкий, река, степной, сознаваться, сторож­ка, собака, баран, асбест, аппарат, вокзал, расклеить, разбить, воскликнуть, роспись, расписка,загар, загорел, касательная, при­косновение, просьба.

Бездарный, беспомощный, запах, глинистый, шефство, ка­бина, багровый, спрыгнуть, сгибать, скользкий, асфальт, нарас­тать, заросль, собирать, соберут, коридор, галерея, коллектив.
3 Перепишите. Объясните, на чём основано раздельное или слитное написание слов.

Укрыться от дождя под (на) вес, ценить (на) вес золота; ум­чаться (в) даль, всматриваться (в) даль степи; продвигаться (в) глубь пустыни, отойти (в) глубь; вернуться домой (во) время, за­болеть (во) время каникул; войти (в) плотную массу облаков, по­дойти (в) плотную к берегу; насыпать кофе (в) ручную мельницу, обрабатывать детали (в) ручную.
4 Перепишите. Объясните, на чём основано употребление прописных букв.

Наблюдать (С, с)еверную ночь на побережье (С, с)еверного моря; пересечь

(К,к)авказские горы, пышная (К,к)авказская рас­тительность; послать космический корабль с (3, з)емли на её спут­ник - (Л, л)уну, любоваться светом (Л, л)уны; бороться за мир на

(3, з)емле; спускаться по мраморной (Д,д)ворцовой лестнице, побывать в Петербурге на (Д,д)скворцовой площади; продавать (К,к)ожевенные товары, жить в (К,к)ожевенном переулке.

Подвиги (И, м)льи (М, ж)уромца, бесстрашие горьковского (С, с)окола, афоризмы

(К,к)озьмы (П,п)руткова, благородство (Ч, ч)ацких, прекраснодушие (М,м)аниловых, великосветские (Л, л)овеласы, принять на себя роль (М, м)ентора, капризы (М, м)еценатов.
§ 5. Употребление прописных букв

С прописной буквы пишутся:

а) имена, отчества, фамилии людей, их прозвища, псевдони­мы, например: Михаил Юрьевич Лермонтов, Дмитрий Донской, князь Владимир Красное Солнышко, Илья Ильф (псевдоним), а также клички животных: лошадь Холстомер, кошка Мурка;

б) географические и административные названия, например: Тихий океан, озеро Байкал, река Дунай, Гималайские горы, Украина, Соединённые Штаты Америки, город Киев, улица Матросова;

в) названия периодических изданий, литературных произведе­ний, заводов и др. (причём эти названия заключаются в кавычки), например: газета «Приазовский рабочий», журнал «Фокус», поэма «Кавказ­ский пленник», завод «Азовсталь», издательство «Просвещение».

Употребление прописных букв в названиях учреждений и организаций, в названиях праздников и знаменательных дат, в названиях орденов и почётных званий основано на следующих правилах.

С прописной буквы пишутся:

а) все слова, кроме служебных, в названиях высших государ­ственных законодательных и правительственных учреждений, например: Верховная Рада Украины, Кабинет Министров Украины, Верховный Суд Украины, Конституционный Суд Украины, Общество Красного Креста и Красного Полумесяца; также: Конституция (Основной Закон) Украины;

б) все слова, кроме слов орден и степень, в полных названиях орденов, например: орден Кутузова, орден Славы III степени (но: орден Отечественной войны I степени)",

Примечание. Если название знака отличия заключено в ка­вычки, то с прописной буквы пишется только первое слово и входящие в название имена собственные, например: медаль «За военную службу Украине», орден «За заслуги»;

в) все слова в названиях высших должностей и почётных зва­ний в Украине, например: Президент Украины, Верховный Главнокомандующий Вооружён­ными Силами Украины, Герой Украины;

Примечание. Названия других должностей и почётных званий пишутся со строчной буквы, например: министр, заслуженный деятель науки, народный артист Украины, лауреат Шевченковской премии и т. д.

г) два первых слова в названиях двух исторических событий: Великая Отечественная война.

С прописной буквы пишется первое слово:

а) в названиях праздников и знаменательных дат, крупных исторических событий, например: День знаний, Международный жен­ский день, Париж­ская коммуна, Гражданская война, Вторая мировая война;

б) в названиях учреждений (кроме указанных выше в п. 1 «а»), учебных заведений, промышленных и других предприятий и орга­низаций, например: Министерство финансов Украины,Киево-Могилянская академия, Третьяковская галерея, Дом журналиста.
§ 6. Употребление ь для обозначения на письме мягкости согласных

На конце слова буква ь пишется после любого мягкого со­гласного, кроме шипящих, например: конь (ср.: кон), изморозь (ср.: мороз), фонарь (ср.: удар).

В середине слова буква ь пишется:

а) после мягкого л, стоящего перед любым гласным (твёрдым или мягким), например: больной, сельдь, льстить, мальчик, пиль­щик;

б) после мягкого согласного, стоящего перед твёрдым соглас­ным, например: Кузьма, меньше, борьба;

в) между двумя мягкими согласными только в том случае, ес­ли при изменении слова второй согласный становится твёрдым, а первый остаётся мягким (ср. с п. «б»), например: в просьбе (просьба), Кузьмич (Кузьма), и борьбе (борьба).

Буква ь не пишется внутри сочетаний чк, чн, нч, нщ, рщ, рч: речка, речной, нянчить, каменщик, фонарщик, испорченный.

Буква ь не пишется между двумя мягкими л: иллюзия.
5 Перепишите. Объясните, почему на месте точек вы поста­вили или не поставили ь.

Приближалась довол..но скучная пора; стоял ноябр.. уж у двора. Нян..ка Вар..ка, девоч..ка лет тринадцати, качает колыбел.. . Он век свой нян.чится с малыми ребятами. У меня к вам прос..ба: повторите ваш рассказ вот это­му молодому человеку, которого вы можете называть просто Саня. Дожд.. шёл порывами, переходя то в ливен.., то в изморос.. . Измороз.. - похожий на иней снегообраз­ный осадок. Смеются гос..ти, и брен.чат стаканы. В награду любого воз..мёшь ты коня. На столе лежала карта Волги, вся исчер..ченная синими и красными знач..ками. Тут самая маленькая лачужка украшена хитрейшей рез..бою. Не откажите мне в моей прос..бе. Она села за пис…менный столик. На следующий ден.. я видел Зинаиду только мёл..ком. Гон..щики приняли старт ран..ним утром. Я раболепства не терплю, не л..сти, не унижайся!
§ 7. Употребление ь для обозначения грамматических форм

В некоторых случаях буква ь служит для обозначения грам­матической формы слов.

Употребление ь после шипящих

После шипящих ь употребляется:

а) в именах существительных женского рода единственного числа, например: речь, тишь, рожь (ср. сущ. мужского рода: мяч, шалаш, сторож)",

б) в повелительном наклонении глаголов: назначь, отрежь, съешь, назначьте, отрежьте,

в) в неопределённой форме глаголов: беречь, стричь, беречься, стричься;

г) во 2-м лице единственного числа глаголов настоящего и бу­дущего времени, например: несёшь, возишь, бросишь, несёшься, бросишься, возишься;

д) в наречиях (кроме невтерпёж, уж, замуж), например: не­вмочь, сплошь;

е) в частицах вишь, бишь, лишь, ишь.

Примечание. В середине слова ь употребляется иногда в ка­честве разделительного знака, например: рожью.

Употребление ь в некоторых падежных и глагольных формах

Буква ь употребляется: а) в творительном падеже множест­венного числа некоторых существительных и числительных (на­пример: детьми, людьми, четырьмя), а также и в других падежах числительного восемь: восьми (род., дат., предл. пад.), восемью и восьмью (твор. пад.);

б) в неопределённой форме: возить - возиться, брить - бриться;

в) в повелительном наклонении: приготовь, приготовьте, при­готовьтесь.

6 Измените данные слова по образцам. Перепишите. Поставьте, где надо, ь.

Ночи - ночь, лещи, пустоши, щёлочи, кирпичи, трубачи, мелочи, чертежи, блиндажи, вещи, камыши, мечи, речи.

Клеят - клеишь, пилят, веют, жгут, стелют, тают; борют­ся, шепчутся, надеются, строятся, плещутся, волнуются, занима­ются.
7 В данных словосочетаниях глаголы несовершенного вида, стоя­щие в форме повелительного наклонения, замените глаголами совершен­ного вида в форме того же наклонения.

Приготовляйтесь к походу - приготовьтесь к походу; назна­чайте сбор, бросайте мяч, встречайте на вокзале, вставайте во­время, исправляйте ошибки, уведомляйте о приезде, утешайтесь поскорее, не обижайтесь на замечание, берите учебники, не забы­вайте о консультации, садитесь за стол, нарезайте хлеб, ложитесь отдохнуть.
§ 8. Правописание безударных гласных корня слова

В соответствии с морфологическим принципом русского правописания безударные гласные корня пишутся так, как они произносятся под ударением. Следовательно, для провер­ки написания безударных гласных надо изменить слово или по­добрать такое родственное слово, где бы проверяемый гласный корня находился под ударением, например: сводйть - сводит, примирение - мир, измерение - измерить, объединение - едйный.

Правописание безударного гласного нельзя, однако, прове­рять при помощи глаголов несовершенного вида с суффиксами -ывать, -ивать, так как в этих глаголах вместо корневого о часто бывает а. Например, слово выбросить следует проверять словом бросить, а не выбрасывать.

Правописание многих слов с безударными гласными нель­зя проверить ударением: собака, ветчина, винегрет, вагон и др. Написание таких слов следует запомнить, причём достаточно знать написание одного слова, чтобы правильно писать корни в родствен­ных словах: вагон, вагонный, вагонетка, вагоновожатый; сапог, сапожище, сапожный, сапожничать, сапожник.

В ряде случаев имеется чередование гласных в корнях, за­мена одного гласного другим: соберу - собираю, загорать - загар и т. п.

О правописании корней с чередующимися гласными будет сказано ниже.
8 С данными словами составьте словосочетания. Укажите, как можно проверять написание выделенных гласных.

Развиваться - развеваться, поласкать - полоскать, просве­щение - посвящение, долина - далёкий, умалять - умолять, увядать - увидать, примирение - измерение, наколоть - нака­лить.
9 Прочитайте. Перепишите, указывая рядом с каждым словом, в котором пропущены буквы, проверочное; обозначьте ударение.

Изм…рять площадь, прим..рять поссорившихся ребят, прор..дить морковь на грядке, зар..дить ружьё, нак..лоть дров, нак..лить железо, п..лоть гряды, оп..лить гуся, посв..тить фонарём, посв..тить другу своё стихотворение, спуститься в д..лину, нахо­диться вд..леке, ум..лять о помощи, ум..лять чьи-либо достоинства, закр…пить успехи, заскр..петь зубами от боли, запл…тить долг, спл..титься во имя общего дела. Быть ст…рожилом (т. е. издавна жить в какой-либо мест­ности), ст..рожить огород, носить прист..жные воротники, прист..жные лошади, упл..тнить сроки косьбы, упл…тить деньги по счёту, д..ить коров, зат..ить обиду.
10 К каждому словосочетанию с глаголом несовершенного вида под­берите такое же словосочетание с глаголом совершенного вида и перепи­шите.

Задавать (что делать?) вопрос - задать (что сделать?) вопрос. Осозн..вать вину - ... . Од..вать младшего бра­та - ... . Над..вать костюм - ... . Громко зап..вать частушки - ... . Зап..вать водой лекарство - ... . Согр..вать чайник - ... . Одол..вать противника - ... . Изд..вать книги - ... . Создавать изобилие продуктов - ... . Призн..вать заслуги - ... . Рано вст..вать - ... . Расставаться с друзьями - ... .
§ 9. Чередование гласных в корнях слов

Написание слов с чередующимися безудар­ными гласными в корнях слов (е - и, о -а) основано на ряде особых правил.

Чередование и - е

В корнях с чередующимися гласными е - и (бер- - бир, пер - пир, мер - мир, стел - стил, дер - дир и др.) бук­ва и пишется только тогда, когда после корня следует суффикс -а-, например: выбирать - выберут, запирать - запереть, уми­рать - умереть, расстилать - расстелить, раздирать - разде­рут, блистать - блестеть.

На этом же правиле основано правописание корней, в кото­рых -а- (-я-) чередуется с -им- или -ин-, например: сжать - сжи­мать, примять - приминать, начать - начинать, снять - сни­мать; -им- или -ин- пишутся в этих корнях тогда, когда далее за ними следует суффикс -а-. Но: сочетать, сочетание.

Чередование а - о

В корнях лаг - лож и кас - кос буква а пишется, ес­ли за корнем следует суффикс -а-: полагать - положить (исклю­чение: полог), касаться - коснуться.

В корнях плав - плов буква а пишется во всех случаях, кроме слов пловец, пловчиха, например: плавник, плавучий. Сло­во плывуны пишется с буквой ы.

Корень мак- пишется тогда, когда говорят о погружении чего-нибудь в жидкость: макать (хлеб в молоко), обмакнуть (перо в чернильницу); корень мок- пишется в словах со значением «про­пускать жидкость», «становиться влажным»: сапоги промокают, непромокаемый плащ, промокательная бумага.
11 Перепишите, вставьте пропущенные буквы.

Изл…гать, изл…жить, предпол…гать, предпол…жить, прик…саться, прик…снуться, предпол…жение, предпол…гаемый, соприк…саться, нал…гать, ул..жение, прил…гательное, разл…жение, разл..гать; пл..вцы, попл..вок, распл…влять, выпл..вка, пл..вучесть, выпл..влять; обувь пром..кает, обм..кнуть кисть в краску, хорошая пром..кашка, непром…каемое пальто, вым..кнуть под дождём.
12

Наши дела сл…жились блестяще. Эта книга дана в качестве прил…жения. За нарушение правил уличного движения нал…гается штраф. Её ул..жили, и она впала в усыпление. Лошадь едва к..салась земли. Печка так накалена, что нельзя прик…снуться. Выпл..вка чугу­на идёт непрерывно. Погиб и кормщик, и пл..вец. Проливной дождь вым…ил меня до последней нитки. Обломов взял перо, обм..кнул в чернильницу, но чернил не бы­ло. Пол выл..жен цветными плитками. Пред­пол…гается закончить театральный сезон к 15 июня. Я на вас могу пол..житься. Ранняя зимняя ночь укры­ла селение тёмным пол..гом.
^ ПРОДОЛЖЕНИЕ «Чередование гласных в корнях»

В корнях клан- клон: кланять­ся, поклон, наклонение, тварь, творчество, творение.

Исключение: утварь.

В корне гар-гор в безударном положении также обычно бывает о (под ударением - а), например: загореть - загорать, загорелый, загар.

Исключение: выгарки.

В кор­не зар - зор в безударном положении пишется а (под ударени­ем бывает и а, и о), например: заря, зарница, озарённый, но: зори, зарево.

В корне скак- скоч в безударном положении буква а обычно пишется перед к, а буква о - перед ч, например: ска­кать - вскочить, поскакать - подскочить, выскочка. Но: скачок, скачу (1-е л. ед. ч.), скачи (повелительное наклонение).

Корень равн- ровн преимущественно пишется в словах, которые связаны по значению с «равный» («одинаковый»), например: рав­номерный, равнозначный, сравнить, всё равно, также в словах равнение, равняться, равняйсь, поравняться, равнина; корень ровн- преимущественно пишется в словах, связанных по значению с «ровный» («гладкий», «прямой»), например: ровнять (дорожки), заровнять (яму), подровнять (клумбы), уровень, ровня.

В корне рост-рос гласная а без ударения пишется лишь перед согласными ст и щ; перед с без последующего т пишется о, например: возраст, наращение, но: росла.

Исключения: отрасль, росток, ростовщик, Ростов, Ростислав, а также производные от них, например: отраслевой, росточек, ростовщи­ческий и т. д.
13 Перепишите, объясните правописание.

Держать р..внение в рядах, совершать р…вномерное движение, разр..внять грядки, ср…внить два числа, неср…внимые величины, подр..внять кусты сирени, поднять ур..вень производства, р…внять­ся шестистам метрам, решить ур…внение, удачное ср…внение, зар..внять канаву, великолепная р..внина; буйная пор..сль, р…сти вширь и вглубь, неправильное ср..щение кости, зар..стать травой, болото пор…сло мхом, новая отр…ль промышленности, нар…стить силы, отвратительный р…стовщик.
^ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Перепишите, расставляя не­достающие знаки препинания. Сделайте синтаксический разбор пяти предложений.

Когда он [Пушкин] вошёл с Уваровым в аудиторию для меня точно солнце оз..рило аудиторию я в то время был в ч..ду об..яния от его поэзии; я п..тался ею как молоком матери; стих его приводил меня в дрожь в..сторга. На меня как благотворный дождь пада­ли строфы его созданий. Его гению я и все тогдашние юноши увлекавшиеся поэзиею обязаны непосредственным влиянием на наше эстетическое образование.

Ч..тал лекцию Давыдов профессор истории русской литерату­ры. «Вот вам т..ория искусства, - сказал Уваров обращаясь к нам студентам и указывая на Давыдова, - а вот и самое искус­ство», - прибавил он, указывая на Пушкина. Он эффектно отч..канил эту фразу очевидно заранее приготовленную. Мы все жадно вп..лись глазами в Пушкина. Тут же ожидал своей очер..ди ч..тать лекцию и Каченовский. Нечаянно между ними зав..зался по поводу Слова о полку Игореве разговор который мало-помалу перешёл в г..рячий спор. Подойдите ближе господа это для вас интересно пригласил нас Уваров и мы тесной толпой как стеной окружили Пушкина Уварова и обоих профессоров. Не умею выразить как вел..ко было наше наслаждение видеть и слышать нашего кумира.

Я не припомню всех подробностей состязания, помню только что Пушкин г..рячо отстаивал подл..ность древнерусского эпоса. (И. А. Гончаров «Воспоминания»)

ВЫВОД ТРЕТИЙ : для того, чтобы сознательно применять морфологический принцип орфографии, необходимо иметь представление о грамматическом значении как слова в целом, так и его отдельных частей в частности.

Морфологический принцип русской орфографии столь логичен и в целом последователен, что практически не знает исключений. (Подсчитано, что в текстах на русском языке этому принципу отвечает 96 % написаний.) Легко можно себе представить, какую бурю возмущения вызовет это безапелляционное заявление у прилежных читателей грамматических справочников, где едва ли не каждое правило сопровождается длинным списком примечаний и исключений, стыдливо сжавшихся в мелкие строчки петита. Однако большинство из этих кажущихся на первый взгляд аномальными написаний отнюдь не являются исключениями. Они появились на свет в результате действия некоторых ограничений и нарушений морфологического принципа, которые, в свою очередь, тоже имеют свою историческую закономерность и подчиняются логике многовекового развития самой системы нашего языка.
Сравним два хорошо известных глагола - рассердиться и рассориться. Нетрудно заметить, что оба они пишутся через двойную С, хотя такое написание соответствует морфологическому составу слова лишь в первом случае (приставка ра с + с ердиться), а во втором (приставка ра с + сс ориться) - слово, согласно морфологическому принципу, следовало бы писать через тройное С: ра ссс ориться. Однако отсутствие такой формы хорошо объяснимо. Дело в том, что в русском языке " есть только две степени долготы согласных: согласные могут быть либо долгими (что на письме передается написанием двух букв, ср. касса), либо недолгими (что передается написанием одной буквы, ср. коса). Третьей степени долготы согласных не существует, поэтому написание трех одинаковых согласных фонетически бессмысленно " [Иванова В.Ф. Современный русский язык. Графика и орфография. М., 1976. С. 168-169]. Таким образом, оказывается, что написание на стыке морфем только двух согласных, хотя морфологически таких согласных должно быть три (ванна - но ванная, хотя к корню ванн- здесь присоединяется суффикс прилагательного -н-), или одной согласной, когда по морфологическому принципу должны быть написаны две (кристалл - но кристальный, финн - но финский, финка, колонна - но колонка, манная - но манка, форменный - но форменка, оперетта - но оперетка, тонна - но пятитонка, антенна - но антенщик), объясняется действием исторически сложившихся фонетических закономерностей русского языка.
Теперь становится понятным написание прилагательных типа ниццкий, череповецкий, немецкий, вступающее, на первый взгляд, в противоречие с написанием констанцский, о котором было сказано выше. В самом деле: прибавляя к основе ницц- суффикс -ск- , согласно морфологическому принципу мы ожидали бы увидеть форму ниццский. Однако такая форма отражала бы отсутствующую в русском языке третью степень долготы согласных. Наша орфография вольна была выбирать из двух вариантов (ниццкий или ницский), в равной степени нарушающих морфологический принцип в угоду фонетической закономерности. Разумность предпочтения именно первого из возможных вариантов очевидна: он хотя бы сохраняет в неприкосновенности написание производящей основы слова, тем более слова иноязычного.
Нельзя забывать и о том, что орфографические нормы складывались постепенно, сохраняя наследие прошлого, и потому в них не может не отражаться языковое состояние прежних эпох. Можно с уверенностью утверждать, что оставшиеся 4 % "аномальных", не попадающих в поле действия морфологического принципа написаний возникли отнюдь не стихийно, а под влиянием определенных фонетических традиций, сложившихся на протяжении долгих веков существования нашего языка. На страницах различных пособий, учебников и грамматик одни и те же орфограммы зачастую трактуются по-разному (например, написания в корневых морфемах с чередующимися гласными типа -зор- -зар- одни авторы подверстывают под действие фонетического принципа орфографии, а иные считают следствием принципа традиционного). Однако поскольку нас с вами в данный момент волнуют проблемы не столько схоластические, сколько практические, забудем о терминологической точности и зададимся более конкретным вопросом: " В чем же, собственно, состоят эти фонетические традиции и какой след оставили они в русской орфографии? ".

Загрузка...
Top