Что такое красота как ценность? Эстетические категории. Прекрасное (красота) как эстетическая категория и ценность Что такое красота прекрасное как ценность культуры

Термин ʼʼкрасотаʼʼ принадлежит к числу таких средств познания сторон и объектов действительности, которые отражают их совершенство, гармоничность, упорядоченность, изящность, грациозность. Данное понятие является по своей природе ценностным понятием; оно раскрывает и оценивает как внешнее проявление предметов и явлений действительности (как материальных, так и духовного свойств˸ к примеру, человек должна быть красив и внешне и духовно, так же и теория ученого должна быть красивой, т.е. стройной, логичной, доказательной и т.д.), так и внутренних свойств объектов. ʼʼКрасота, как определенная совокупность свойств предметов и явлений действительности, человека, продуктов материального и духовного производства, произведений искусства, характеризуется многообразием признаков˸ это соразмерность и пропорциональность, совершенство, соответствие формы содержанию и т.д.ʼʼ. (См.˸ Краткий словарь по эстетике. М., 1983. С. 80).

Как правило, красота – это совокупность качеств, доставляющих наслаждение взору, слуху, нечто приятное для субъекта. Поэтому понятие ʼʼкрасотаʼʼ всегда выражает такие стороны и качества субъектов действительности, которые зависят от настроения, переживания человека, и поэтому могут в разные периоды жизни индивида восприниматься им по-разному. Здесь эмоциональность преобладает над разумом и даже подавляет, подчиняет ᴇᴦο своим наплывом чувств и желаний.

Кроме того, представление о красоте, красивом изменяется от эпохи к эпохе, от народности к народности – в общем зависит и от менталитета как наиболее общего выражения особенностей общественного сознания людей, в которых содержатся типичные черты их культуры (включая жизненные позиции, психологию, мораль, модели поведения и т.д.), обусловленные социальным строем, природной и социальной средой и национальными традициями.

Менталитет – это в целом общее выражение особенностей индивидуального и общественного сознания субъектов, в поведении и действиях которых содержатся типичные черты их морали, психологического склада, образа жизни и т.д., т.е. особенности мышления и мировоззрения индивидов, принадлежащих к разным социальным общностям и историческим периодам.

Известно, как Н.Г. Чернышевский объяснял понимание красоты у русских дворянских барышень и крестьянок, причем если для первых красота связывалась с идеалом стройной, белолицей, утонченной красавицы, то у простого народа идеал красоты отождествлялся с краснощекой, цветущей, пышущей здоровьем девушкой.

Понимание красоты – одна из универсальных форм отражения материального мира в человеческом сознании, которая раскрывает смысл явлений природы и общества, (См.˸ Эстетика. Словарь. М., 1989. С. 162) – а также является основной категорией искусства и эстетического в целом.

ʼʼБез способности переживания красоты природы и искусственно созданного, а также суждений о красоте и оценки её проявлений невозможно полноценное существование человека как личности в окружающей естественной и предметной среде. (См.˸ Там же). Вот это свойство переживания человека и воздействия на него искусства и было названо Пифагором, а затем и Платоном и Аристотелем катарсисом (гр.
Размещено на реф.рф
очищение).

ДЕПАРТАМЕНТ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

Волгоградская государственная сельскохозяйственная академия
Кафедра: «________________________»
Дисциплина: Этика и эстет и ка
Реферат
На тему: Общественная ценность. Красота.
Выполнила:
студентка второго курса заочного
отделения, группы _22 ЭМЗ, 04/040
Фастова Надежда Александро в на
Волгоград 2006г.
ВВЕДЕНИЕ

Вопрос о природе ценностей и их роли в общественной жизни непосредственно связан с решением многих проблем: взаимоотношения человека и общества, культуры и цивилизации, природы и общества и др. В аксиологических категориях - ценность, оценка, ценностные ориентации и т.д. - воплощается теоретический потенциал культуры определенного общества. В них аккумулируются представления людей о значимости самых разнообразных явлений действительности.

При рассмотрении данного вопроса нужно, прежде всего, четко обозначить проблему ценностей, а затем показать место и роль ценностей в развитии общества. Суть проблемы заключается в том, что понятие «ценность» очень близко по смыслу к таким понятиям как «потребность», «благо», «полезность» и т.п., но не сводится к ним и имеет самостоятельное содержание. Понятие «ценность» внутренне противоречиво. Ценность характеризует объективные явления, либо их свойства, признаки, значимые для людей. А, следовательно, она одновременно предполагает наличие определенного субъекта (хотя и потенциального). Это определяет специфику ценностного отношения, объективное содержание которого фиксируется в понятии «ценность».

Поэтому необходимо обратить особое внимание на то, что ценности являются характеристикой не вещи самой по себе в ее природном бытии, а явлений действительности, включенных прямо или опосредованно в общественные отношения, ценность есть проявление социального бытия вещи, имеет, таким образом, социальную природу.
Существующие в обществе ценности, актуальные и потенциальные, существенные и несущественные, составляют ту сторону объективной среды, которая непосредственно воздействует на субъект. Учитывая это обстоятельство, можно выделить роль ценностей в жизни общества.
Ценность принадлежащих к определенному историческому периоду поступков, мыслей, вещей заключается как в том, насколько они способствуют общественному прогрессу, так и в том, насколько велика их роль в самосовершенствовании субъекта.
1. Ценностное отношение со стороны субъекта
С одной стороны, оценка - неотъемлемый компонент сознания, зависимый от субъекта, с другой стороны она связанна с ценностью, т.е. зависит от объективных условий.

Необходимо отметить, что оценочная деятельность субъекта не противостоит отражению. Нельзя считать, что отражение действительности и вынесение оценки - это два независимых по своей сущности процесса. В оценке отражаются не все свойства объекта и не просто свойства, а важные для человека объективные качества: мир отражается под определенным углом зрения - значимости для субъекта.

Оценочная деятельность осуществляется как разумом человека, так и его чувствами, причем в разных видах деятельности сочетание этих моментов оценки различно. Так, к примеру, в науке преобладает рациональная оценка, особенно по отношению к полученным результатам, а в искусстве - идейно-эмоциональная.

Оценка зависит не только от качеств самой объективной ценности, но и от социальных и индивидуальных качеств оценивающего субъекта. Они детерминируются спецификой общества, в котором живет субъект, его принадлежностью к определенному классу, нации или другой социальной группе, а также индивидуальными особенностями данного человека, его воспитанием, образованием, свойствами характера, темперамента. Отсюда и вытекает возможность различной оценки одного и того же явления разными субъектами, живущими в одно и то же время.

Рассматривая структуру оценки, можно условно выделить две стороны:
1) фиксация некоторых объективных характеристик предметов, свойств, процессов и т.д.;
2) отношение субъекта к объекту - одобрение или осуждение, расположение или неприязнь и др.
И если первой стороной оценка тяготеет к знанию. То второй стороной - к норме.

Здесь следует уяснить, что такое норма, и какова ее связь с оценкой. Норма - это общепризнанное правило, направляющее и контролирующее деятельность человека, его поведение, в соответствии с интересами и ценностями общества или отдельных групп людей. Норма выступает как требование, предписывающее или запрещающее определенные действия, исходя из существующих в обществе представлений о должном. Следовательно, норма включает в себя момент оценки.

Внутренне противоречивая природа оценки обуславливает и ее функции:
1. Будучи отражением действительности, осознанием социальной значимости объектов оценка выполняет гносеологическую функцию, является специфическим моментом познания.
2. Оценка выражает направленность познания на использование знаний в практике, формирует активную установку и ориентацию на практическую деятельность - назовем это активизирующей функцией оценки.
3. Вариативная функция: оценка предполагает выбор, предпочтение субъектом каких-либо объектов, их свойств, отношений. Формирование оценки происходит на основе сравнения явлений между собой и соотнесения их с существующими в обществе нормами, идеалами.
4. Мировоззренческая функция: оценка является необходимым условием формирования, функционирования и развития самосознания субъекта, поскольку всегда связана с выяснением значимости для него окружающего мира.
2. Классификация ценностей
Выделяют две основные группы ценностей.
В первом случае основанием для классификации выступают особенности объекта, во втором - основанием для классификации является сам субъект ценностного отношения.
При рассмотрении первой подгруппы можно выделить ценности мат е риальные и духовные .
Вычленим типы ценностей в зависимости от конкретных видов деятельности. Нужно обратить внимание на то, что координация и субординация ценностей определяется иерархией сфер общественной жизни.
Предметы природы, включаясь в практическую деятельность людей, становятся социально значимыми. Они образуют разновидность материал ь ных ценностей, которые можно назвать природными.

Следует учесть, что развитие материального производства связано с изменением возможностей и потребностей людей, следовательно, приводит и к изменениям природных ценностей. Если раньше к ним относилось, прежде всего: плодородие земли, наличие рыбы в водоемах, плодов и дичи в лесах, полезные ископаемые, судоходные реки и т.п., то сейчас вследствие разрушительных результатов глобальной человеческой деятельности ценностью становится и чистый воздух, и чистая вода, и сама планета Земля в целом. Поэтому среди природных ценностей обособляются ценности экологические.

К материальным ценностям относятся и ценности экономического характера. Они включают также и социальную значимость отношений собственности и самого процесса труда. А так как субъекты занимают различное положение в системе общественных отношений, то и ценность существующих экономических отношений и деятельности для них различна.
Скажем, для класса, господствующего в экономике, сложившиеся экономические отношения представляют ценность, для подчиненного класса они таковой не являются, и такой класс-субъект не будет оберегать, и защищать их, а напротив, станет стремиться к их изменению.

Представляется важным особо рассмотреть проблему труда как ценности. Объективно труд для общества всегда социально значим. Но с другой стороны отчуждение труда приводит к снижению его ценности для субъекта, доходящему до ее отрицания. Такая оценка труда нашла свое отражение в христианской, в частности в евангельской, этике, содержащей поучения «не заботиться о завтрашнем дне», сравнивающей людей с птицами, травой, лилиями, которые «не сеют, не жнут, не трудятся, не прядут». Неоднозначная оценка труда наблюдается и в народном искусстве, где в сказках отражены мечты людей об избавлении от труда какими-нибудь волшебными силами.

Внутренне противоречивое отношение к труду как к ценности и одновременно отрицание ее, очень важно для общества. Неудовлетворенность трудом - это стимул для субъекта к изменению тех общественных отношений, в которых осуществляется труд, а также средств труда.
Поскольку производственные отношения и производительные силы характеризуют различные стороны развития общественных индивидов, необходимо особо рассмотреть проблему социальных ценностей. К ним относятся: жизнь человека, его гражданское и нравственное достоинство, его свобода, также достижения национальной культуры.

Непосредственно к социальным ценностям примыкают ценности политические. Выделение их в качестве самостоятельного вида обосновывается следующим образом: политические отношения - это отношения между классами, нациями и государствами, возникающие на основе их интересов. Следовательно, по определению, политические отношения и закрепляющие их организации обладают социальной значимостью. Особенно повышается роль этих ценностей в сложных общественных ситуациях, когда необходима точность, взвешенность политических оценок.

К собственно духовным ценностям можно отнести этические и эстетические ценности.
Рассматривая этические ценности, нужно обратить внимание на следующий момент. Специфика этических ценностей заключается в том, что они не имеют своего материального воплощения. Этические ценности объективируются в традициях, обычаях, нормах, идеалах и т.п.

В отличие от этических, эстетические ценности содержат в себе два слоя. Первый слой - это чувственная реальность, природные качества, образующие внешнюю форму предмета. Второй слой эстетической ценности предметов искусства составляет результат преломления этих свойств через призму человеческого опыта, независимо от того, идет ли речь об опыте общества в целом, одного из классов или отдельного человека.

Таким образом, можно определить различие между ценностями материальной и духовной культуры. Последние существуют не только в предметной форме, но и как акт деятельности, неотделимой от самого духовного производства. Они, как правило, не имеют стоимостной формы выражения и в акте потребления не присваиваются в личную собственность. Духовные ценности не подвержены моральному старению в такой степени, как материальные ценности. Их потребление не является пассивным актом, напротив, в процессе их усвоения человек духовно обогащается, совершенствует свой внутренний мир.

Типы ценностей различаются не только по предмету ценностного отношения, но и по субъекту. С этой точки зрения выделяются ценности инд и видуальные , групповые (классовые, национальные и т.п.) и общечеловеч е ские .

Рассматривая эти типы ценностей, нужно иметь в виду общее для разных субъектов. Все они формируются в конкретно-исторической обстановке, следовательно, несут на себе достоинства и недостатки своего времени. С одной стороны, они ограничены объективными условиями своего существования, с другой стороны. Выражая возможности развития, они опережают свое время и закладывают основы ценностей будущего. Социальные субъекты руководствуются в своей деятельности уже сложившейся в обществе системой ценностей и одновременно изменяют их, определяют для себя новые ценности. Субъекты ценностного отношения связаны между собой, не существуют друг без друга, но каждый из них обладает своими особенностями.

Личные ценности порождены потребностями и интересами индивида, которые могут быть и сугубо индивидуальными, так и личностным преломлением более общих интересов. Каждый человек «погружен» в собственную систему ценностей, отличающуюся от ценностей других людей. То, какие ценности преобладают у конкретного индивида, зависит от степени развития личности.

Следует обратить внимание на групповые ценности, которые не сводятся к сумме ценностей индивидов, входящих в данную группу. Коренной интерес группы обычно заключается или в сохранении ее положения, или в его изменении. Социально значимыми для нее выступают те ценности, которые способствуют удовлетворению этого интереса. И если ценности индивида препятствуют этому процессу, то они приносятся в жертву интересам группы.

Рассматривая соотношение личных и групповых ценностей, необходимо отметить, что группа, как правило, оценивает свои ценности выше, чем индивидуальные. Но нужно учесть и следующее: групповые и личные ценности могут и совпадать в своей основе. Так происходит в случае, когда человек усвоил ценности группы как свои собственные, не отделяет себя от интересов общности. Многое при этом зависит от того, какое положение в обществе занимает группа и каково ее значение для исторического прогресса.

Особо следует рассмотреть роль и значение непреходящих общечел о веческих ценностей. Общечеловеческие ценности вырастают из индивидуальных и групповых (классовых, национальных), которые способствуют развитию всего общества. Можно сказать, что они синтезируют, аккумулируют лучшее, наиболее прогрессивное из личных и групповых ценностей.
3. Социальная обусловленность ценностных ориентаций, природа ценностных ориентаций

Природа ценностных ориентаций формируется в процессе сознательного выбора субъектом жизненно важных для него объектов. Ориентацию можно рассматривать как отношение субъекта к условиям своего бытия, отношение, в котором проявляется результат свободного, оценочного выбора социально значимых предметов. Отдавая предпочтение определенным ценностям, он тем самым направляет свою судьбу. При этом субъективное представление о ценности не всегда адекватно самой ценности. Подлинная ценность помогает развитию способностей человека как социального существа. Характер ориентации определяет тип поведения личности.

Необходимо отметить, что тип ориентации определяется как типом ценности, так и способом деятельности субъекта. Так, предпочтение, отдаваемое сугубо индивидуальным ценностям, свидетельствует об эгоистической ценностной ориентации. Выбор в качестве цели ценностей других людей (групп, человечества) характеризует коллективистскую или альтруистическую ориентацию.

Виды ценностных ориентаций в зависимости от способа деятельности:
потребительская и творческая, созидательная и разрушительная и т.д. Конечно, такое выделение условно, так как в действительности все они взаимосвязаны, не существуют в чистом виде. Всегда имеется лишь определенное преобладание какой-либо из них.
Следует обратить особое внимание на то, что в истории общественной мысли предпочтение тех или иных ценностей отражено в различных теориях. Особенно ярко это проявляется в противопоставлении разных вариантов гедонизма и аскетизма, свойственном религиозной этике.

Последняя формирует свою ценностную ориентацию: с одной стороны, вероучение рассматривает земную жизнь и все ее ценности как неистинные, преходящие, а в качестве высшей ценности - жизнь вечную, небесную. Но с другой стороны, и земная жизнь, поскольку она от бога, должна обладать какой-то ценностью. Отсюда, к примеру, и запрещение самоубийства в религиозной этике.

В противовес аскетическому отрицанию радостей жизни, гедонизм оказывает предпочтение в первую очередь им, рассматривая наслаждение и отсутствие страданий как высшую ценность. Элементы гедонизма присутствуют во многих философских теориях. Истоки его можно обнаружить в воззрениях древнегреческих мыслителей, особенно у Аристиппа. Его идеи присутствуют и во взглядах философов Нового времени и Просвещения: Гоббса, Локка, Гельвеция, Гольбаха и др. Если классический гедонизм, признавая наслаждение благом, вел речь о праве на него всех людей, то этические гедонисты нашего времени проповедуют наслаждение одного за счет другого, «сильных» за счет «слабых».

Близким к гедонизму является эвдемонизм, родоначальником которого был Эпикур. Эвдемонизм провозглашает высшей ценностью жизни счастье (блаженство), но понимает его, в отличие от гедонизма, не просто как чувственное наслаждение, а как достижение внутренней свободы. Эвдемонистическая этика отличается активной гуманистической направленностью и в этом ее достоинство. Но понятию счастье эвдемонизм придает надисторический, некий абсолютный смысл, в то время как оно социально обусловлено. Такое абстрактное понимание счастья демонстрирует ограниченность эвдемонизма и гедонизма.

Принципиально иной, подход к пониманию ценностей прослеживается в этике такого выдающегося представителя классической немецкой философии, как Кант. Он провозгласил, что всякий человек - самоцель и ни в коем случае не должен рассматриваться как средство осуществления, каких бы то ни было задач.

Следует обратить внимание на то, что по Канту объективно общезначимое содержание деятельности человека создается нравственным законом, который выступает как категорический императив, т.е. такое правило, которое следует выполнять не ради каких-либо иных целей, а ради него самого. «Поступай так, - писал он, - чтобы максима твоей воли могла в то же время иметь силу принципа всеобщего законодательства». Подлинной моральной ценностью, по его мнению, обладают поступки, совершенные исключительно из чувства долга, без всякой склонности к ним. Но, резко осуждая моральные пороки буржуазного общества, Кант все же считал, что практическое осуществление нравственного закона невозможно.

Высшей целью гуманного, демократического общества является человек, свободная личность, обладающая возможностями и условиями для реализации всех своих способностей. Ее формирование означает такое разрешение противоречия между индивидом и обществом, когда происходит не подчинение личных интересов общественным и даже не их слияние, а осуществляется их диалектическая взаимосвязь: интересы личности представляют объективную ценность для общества, а общественные интересы являются значимыми для каждого человека. Объединяющим фактором при этом выступает труд, который одновременно является и социально, и индивидуально значимым: труд как развитие творческих способностей человека.

Нужно иметь в виду, что специфической особенностью идеала является его устремленность в будущее. В идеалах люди как бы проецируют перспективные социальные отношения. Идеал не может быть навязан извне, он является актом свободного выбора. Поэтому идеал - это всегда и ценность, и оценка, и элемент ценностной ориентации. В связи с этим идеалы обладают большой притягательной силой, порождают вдохновение и энергию. Идеал выступает как цель, к достижению которой стремится человек.

Но опыт человечества выработал нравственные критерии, которые в определенных общественно-исторических параметрах выступают как предельные и абсолютные. Этими критериями являются простые нормы нравственности, выражающие самые фундаментальные и общечеловеческие интересы. А в общечеловеческих идеалах свободы, равенства, справедливости и т.д. отражается единая тенденция прогрессивного развития общества, что усиливает их взаимное воздействие на ход истории.

4. Эстетические категории. Прекрасное (красота) как эстетическая категория и ценность
Раньше предметом эстетики считалось прекрасное.

Одной из первых в европейской эстетике является интерпретация эстетических категорий в Субъективно-антропологическом аспекте, ведущая свое начало от Сократа (V - VI вв. до н.э.). Для него центральной эстетической категорией является прекрасное, которое он понимает как определенную целесообразность. Прекрасной является вещь, пригодная для чего-либо, в этом смысле прекрасны и золотой щит Ахиллеса и мастерски сделанная корзина для переноса навоза.

Применительно к человеку прекрасное выступает как идеал, который понимается Сократом как прекрасный духом и телом человек. Сократ вводит в эстетику понятие калокагатиия. Которое станет одним из главных понятий и принципов в построении теории европейской эстетики.
Прекрасное проецируется через человека и на искусство, так как искусство, по Сократу, есть передача состояния души в образе-обобщении. Хотя у Сократа и нет еще развернутой системы эстетических понятий, но все же он очень определенно ставит в центр эстетического прекрасное в различных его модификациях.
Далее мы увидим, что многие философы ценность ставят в центр всей системы категорий эстетики.
Эстетический идеал Чернышевский определяет как возрастание красоты в человеческом обществе и соотносит его с общественным идеалом, идеалом человеческой жизни.
Отец «реальной эстетики» Этьен Сурио, у него малыми категориями являются: красивое - внешняя форма прекрасного, как выражение удачи, грандиозное - как совершенное, но устойчивое равновесие, изящное - как умеренность, простота и скрытая сила.
Центральной категорией платоновской эстетики также является прекрасное, интерпретируемое в объективно-идеалистическом духе. В общем, учении о бытии Платон («Парменид», «Софист») рассматривает и проблему восхождения, познания высших идей блага, добра и красоты (прекрасное).

И в этом процессе идея прекрасного обнаруживается на высшем уровне восхождения - интеллектуальной интуиции, так как прекрасное не может быть ни полезным, ни подходящим. Прекрасное - идея, имеющая свое бытие, которое не чувственно, не имеет формы, оно лишь умопостигаемое. Причем это умопостижение есть припоминание (анамнезис) бессмертной души вечной идеи прекрасного, так же как и идеи блага и добра, которые есть и причина и цель бытия.

Последовательное созерцание прекрасного есть воспитание души через эротическое восхождение.
Этот процесс иерархичен. Он начинается со способности созерцать прекрасные чувственные вещи (тела), поднимается к созерцания духовной красоты (дела и обычаи) и завершается созерцанием красоты знания (идеи). Здесь у души прорастают крылья, и она поднимается в мир идей.
Но поскольку у Платона чувственный мир есть становление (нечто существующее между бытием и небытием), то и познание прекрасного есть движения от небытия к бытию.
Но обнаружение идеи прекрасного не есть познание в строгом смысле этого слова, это - внезапное озарение ума видом красоты, и оно доступно лишь избранным.
По Платону красота - это «нечто ощущаемое с первого взгляда, нечто такое, что душа воспринимает как давным-давно знакомое и, узнав, приветствует его и сливается с ним.
Существую также и принципы систематизации.
Принципы систематизации носят универсальный, философско-эстетический характер:
Как мы видим, имеются три раздела в систематике, но мы будем рассматривать только одну эстетическую категорию, которая непосредственно касается темы (красота), а именно, раздел отражающий объективные состояния.
Под эстетическими категориями, отражающими объективные состояния, понимаются такие наиболее фундаментальные, узловые понятия эстетики, в которых в эстетическом аспекте отражено многообразие совершенного, существующего вне нас в природе, в обществе и в общественном сознании.
Первую такую категорию - прекрасное - следует определить как совершенное гармоническое. В прекрасном с наибольшей полнотой выражено позитивное совершенство, выражена тенденция развития в природе, обществе и духовной жизни.
«Тайна красоты (т.е. прекрасного), - подчеркивает Дмитриева Н.А., - заключена в гармонических отношениях, образующих единство в многообразии…»
Но в чем заключается сущность гармонии? Так, например, В.П. Шестаков считает, что гармония - некая целостность, в которой существует «качественное различие и даже противоположность составляющих ее элементов»

Таким образом, думается, что гармония - это внешне непротиворечивое целое, в котором все элементы уравновешенны. Качественное же различие и противоположность есть свойство отношений между формами совершенного. Гармония есть «частный случай» совершенного, выражающий тенденцию развития в объективной реальности, т.е. в эстетическом аспекте это - прекрасное.

Наиболее точно на мой взгляд сущность прекрасного определяет традиционная японская эстетика, в которой существуют четыре основных понятия, определяющих сущность прекрасного, или красоты: саби, ваби, сибуй, юген.
Саби - это красота естественная, рожденная временным существованием какого-либо объекта или произведения искусства.
«Японцы видят особое очарование в следах возраста, - пишет Всеволод Овчинников. - Их привлекает потемневший цвет старого дерева, замшелый камень в саду или даже обтрепанность - следы многих рук, прикасавшихся к краю картины». В этом понятии, очень четко отражаются свойства прекрасного в природе и его органическая связь с искусством.

«Ваби, - пишет далее Овчинников, - это отсутствие чего-либо вычурного, броского, картинного. Ваби - это прелесть обыденного, мудрая воздержанность, красота простоты. Не только картина или ваза, а любой предмет домашней утвари, будь то лопаточка для накладывания риса или бамбуковая подставка для чайника, может быть произведением искусства и воплощением красоты. Практичность, утилитарная красота предметов - вот что связано с понятием ваби».

Оба эти понятия, выражающие эстетические свойства природы и искусства, соединяются в некое целое, выраженное через понятие сибуй. «Сибуй - это красота простаты плюс красота естественности. Это не красота вообще, а красота, присущая назначению данного предмета, а также материалу, из которого он сделан. Кинжал незачем украшать орнаментом. В нем должна чувствоваться острота лезвия и добротность закалки. Чашка хороша, если из нее удобно и приятно пить чай и если она при этом сохраняет первородную прелесть глины, побывавшей в руках гончара».

В этих трех понятиях отразилась древняя традиция японской эстетической культуры, связанной во многом с синтоизмом.
Четвертое понятие - юген - более позднего происхождения, его содержание уже связано с буддийской культурой Японии.
Юген «воплощает собой мастерство намека или подтекста, прелесть недоговоренности» и более того, оно связано с общей концепцией Индии, Китая, Японии определенного периода их существования - концепцией незавершенности.
Прекрасное, красота в этой концепции понимается как нечто вечное и мгновенное, как диалектическое единство единичного и всеобщего, будущего и настоящего.
И обобщая все выше сказанное о красоте нужно сказать, что же такое красота в социальном смысле. А в социальном смысле прекрасное - это утверждение оптимистического взгляда на мир в целом, в его вечности и гармоничности, которая наиболее полно реализуется в совершенном социальном устройстве.

В этом аспекте кажется странным утверждение А. Кучинской о том, что «расплывчатость понятия прекрасного и недостаток точности его дефиниции не только не мешает его воздействию, но еще более его усиливает, увеличивает общественную роль прекрасного в современном мире». Эта идея ведет к явному социальному релятивизму, снимает обще-социальные аспекты понимания прекрасного как социально совершенства. И отнюдь не увеличивает, а уменьшает роль прекрасного в жизни человека.

Этот релятивистский принцип А. Кучинской конкретизируется в следующем рассуждении: «Если нет предписаний и норм, указывающих, что считают прекрасным…, тогда мы сами вынуждены каждый раз решать, нравится нам данная вещь или не нравится».
Отсутствие социальных норм отнюдь не достоинство, а недостаток общественной и духовной жизни; как известно, всякая норма регулирует и совершенствует отношения в обществе, отношения в котором должны быть всеобще гармоничными и совершенными, т.е. прекрасными.
В социально-эстетическом аспекте этот принцип наиболее полно выражает сущность совершенной гармонии общественного бытия, т.е. является социальным выражением прекрасного.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Семинарские занятия по философии: Учеб. - метод. пособие/А.П. Горячев, Ю.М. Лопанцев, В.А. Мейдер и др.; под. ред. К.М. Никонова - М.: Высш.шк., 1991 - 287 с.
2. Яковлев Е.Г. Эстетика: Учебное пособие. - М.: Гардарики, 2004. - 464 с.

Подобные документы

    Идеальная красота. "Ущербленная" красота. Красота - не самоценность. Зависимость восприятия красоты и безобразия от свойств личности. Красота - не цель, а следствие. Воззрения выдающегося русского философа Н.Лосского. Вопросы прекрасного и безобразного.

    реферат , добавлен 17.05.2003

    Эстетические категории как инструмент познания и практического освоения действительности, их разделение на прекрасное и безобразное. Характеристика возвышенного и низменного. Категории трагического и комического. Анализ эстетической категории "ужасное".

    контрольная работа , добавлен 20.12.2012

    реферат , добавлен 13.12.2008

    Понятие прекрасного как одной из спорных категорий эстетики. Определение понятия и раскрытие содержания прекрасного как эстетической проблемы в творчестве, природе и жизни. Самопознание и совершенствование эстетических ценностей, идеалы красоты.

    эссе , добавлен 21.12.2015

    Понятие духовности как основной сущностной характеристики личности. Определение двух стволовых ценностных ориентаций духовности. Основной способ обеспечения защиты общественного сознания и ментальных основ жизнедеятельности современного общества.

    реферат , добавлен 10.07.2013

    Происхождение дизайна как особой сферы человеческой деятельности. Эстетические принципы дизайна, красота и польза в его конечном продукте. Особенности проектирования художественного образа. Эстетические факторы формообразования промышленных изделий.

    шпаргалка , добавлен 02.03.2011

    Особенности нравственных ценностей и их роли в жизни человека. Взаимосвязь свободы и ответственности. Сущность эстетического – метакатегории и самой широкой и фундаментальной категории эстетики. Добро и красота в духовном опыте современного человека.

    контрольная работа , добавлен 05.10.2010

    Эстетика – философское учение о сущности и формах прекрасного в различных сферах. Прекрасное – эстетическая категория, характеризующая явление с точки зрения совершенства, как обладающее высшей эстетической ценностью. Прекрасное в имплицитной эстетике.

    контрольная работа , добавлен 24.12.2012

    Идея математического подхода к красоте у первых древнегреческих натурфилософов, развитие учения о "гармонии сфер". Радость восприятия природы гуманистами эпохи Возрождения. Отражение совершенства и прекрасного, первые эстетические мысли об искусстве.

    реферат , добавлен 31.03.2011

    Важность этической стороны деятельности менеджера. Сущность морали в современной науке, обоснование ценностных ориентаций общества. Анализ этических проблем организации управления коллективом. Психологические установки, определяющие стиль руководства.

Раньше предметом эстетики считалось прекрасное.

Одной из первых в европейской эстетике является интерпретация эстетических категорий в Субъективно-антропологическом аспекте, ведущая свое начало от Сократа (V – VI вв. до н.э.). Для него центральной эстетической категорией является прекрасное, которое он понимает как определенную целесообразность. Прекрасной является вещь, пригодная для чего-либо, в этом смысле прекрасны и золотой щит Ахиллеса и мастерски сделанная корзина для переноса навоза.

Применительно к человеку прекрасное выступает как идеал, который понимается Сократом как прекрасный духом и телом человек. Сократ вводит в эстетику понятие калокагатиия. Которое станет одним из главных понятий и принципов в построении теории европейской эстетики.

Прекрасное проецируется через человека и на искусство, так как искусство, по Сократу, есть передача состояния души в образе-обобщении. Хотя у Сократа и нет еще развернутой системы эстетических понятий, но все же он очень определенно ставит в центр эстетического прекрасное в различных его модификациях.

Эстетический идеал Чернышевский определяет как возрастание красоты в человеческом обществе и соотносит его с общественным идеалом, идеалом человеческой жизни.

Отец «реальной эстетики» Этьен Сурио, у него малыми категориями являются: красивое – внешняя форма прекрасного, как выражение удачи, грандиозное – как совершенное, но устойчивое равновесие, изящное – как умеренность, простота и скрытая сила.

Центральной категорией платоновской эстетики также является прекрасное, интерпретируемое в объективно-идеалистическом духе. В общем, учении о бытии Платон («Парменид», «Софист») рассматривает и проблему восхождения, познания высших идей блага, добра и красоты (прекрасное).

И в этом процессе идея прекрасного обнаруживается на высшем уровне восхождения – интеллектуальной интуиции, так как прекрасное не может быть ни полезным, ни подходящим. Прекрасное – идея, имеющая свое бытие, которое не чувственно, не имеет формы, оно лишь умопостигаемое. Причем это умопостижение есть припоминание (анамнезис) бессмертной души вечной идеи прекрасного, так же как и идеи блага и добра, которые есть и причина и цель бытия.

Последовательное созерцание прекрасного есть воспитание души через эротическое восхождение.

Этот процесс иерархичен. Он начинается со способности созерцать прекрасные чувственные вещи (тела), поднимается к созерцания духовной красоты (дела и обычаи) и завершается созерцанием красоты знания (идеи). Здесь у души прорастают крылья, и она поднимается в мир идей.

Но поскольку у Платона чувственный мир есть становление (нечто существующее между бытием и небытием), то и познание прекрасного есть движения от небытия к бытию.

Но обнаружение идеи прекрасного не есть познание в строгом смысле этого слова, это – внезапное озарение ума видом красоты, и оно доступно лишь избранным.

По Платону красота – это «нечто ощущаемое с первого взгляда, нечто такое, что душа воспринимает как давным-давно знакомое и, узнав, приветствует его и сливается с ним.

Существую также и принципы систематизации.

Принципы систематизации носят универсальный, философско-эстетический характер:

Как мы видим, имеются три раздела в систематике, но мы будем рассматривать только одну эстетическую категорию, которая непосредственно касается темы (красота), а именно, раздел отражающий объективные состояния.

Под эстетическими категориями, отражающими объективные состояния, понимаются такие наиболее фундаментальные, узловые понятия эстетики, в которых в эстетическом аспекте отражено многообразие совершенного, существующего вне нас в природе, в обществе и в общественном сознании.

Первую такую категорию – прекрасное – следует определить как совершенное гармоническое. В прекрасном с наибольшей полнотой выражено позитивное совершенство, выражена тенденция развития в природе, обществе и духовной жизни.

«Тайна красоты (т.е. прекрасного), – подчеркивает Дмитриева Н.А., – заключена в гармонических отношениях, образующих единство в многообразии…»

Но в чем заключается сущность гармонии? Так, например, В.П. Шестаков считает, что гармония – некая целостность, в которой существует «качественное различие и даже противоположность составляющих ее элементов»

Таким образом, думается, что гармония – это внешне непротиворечивое целое, в котором все элементы уравновешенны. Качественное же различие и противоположность есть свойство отношений между формами совершенного. Гармония есть «частный случай» совершенного, выражающий тенденцию развития в объективной реальности, т.е. в эстетическом аспекте это – прекрасное.

Наиболее точно на мой взгляд сущность прекрасного определяет традиционная японская эстетика, в которой существуют четыре основных понятия, определяющих сущность прекрасного, или красоты: саби, ваби, сибуй, юген.

Саби – это красота естественная, рожденная временным существованием какого-либо объекта или произведения искусства.

«Японцы видят особое очарование в следах возраста, – пишет Всеволод Овчинников. – Их привлекает потемневший цвет старого дерева, замшелый камень в саду или даже обтрепанность – следы многих рук, прикасавшихся к краю картины». В этом понятии, очень четко отражаются свойства прекрасного в природе и его органическая связь с искусством.

«Ваби, – пишет далее Овчинников, – это отсутствие чего-либо вычурного, броского, картинного. Ваби – это прелесть обыденного, мудрая воздержанность, красота простоты. Не только картина или ваза, а любой предмет домашней утвари, будь то лопаточка для накладывания риса или бамбуковая подставка для чайника, может быть произведением искусства и воплощением красоты. Практичность, утилитарная красота предметов – вот что связано с понятием ваби».

Оба эти понятия, выражающие эстетические свойства природы и искусства, соединяются в некое целое, выраженное через понятие сибуй. «Сибуй – это красота простаты плюс красота естественности. Это не красота вообще, а красота, присущая назначению данного предмета, а также материалу, из которого он сделан. Кинжал незачем украшать орнаментом. В нем должна чувствоваться острота лезвия и добротность закалки. Чашка хороша, если из нее удобно и приятно пить чай и если она при этом сохраняет первородную прелесть глины, побывавшей в руках гончара».

В этих трех понятиях отразилась древняя традиция японской эстетической культуры, связанной во многом с синтоизмом.

Четвертое понятие – юген – более позднего происхождения, его содержание уже связано с буддийской культурой Японии.

Юген «воплощает собой мастерство намека или подтекста, прелесть недоговоренности» и более того, оно связано с общей концепцией Индии, Китая, Японии определенного периода их существования – концепцией незавершенности.

Прекрасное, красота в этой концепции понимается как нечто вечное и мгновенное, как диалектическое единство единичного и всеобщего, будущего и настоящего.

И обобщая все выше сказанное о красоте нужно сказать, что же такое красота в социальном смысле. А в социальном смысле прекрасное – это утверждение оптимистического взгляда на мир в целом, в его вечности и гармоничности, которая наиболее полно реализуется в совершенном социальном устройстве.

В этом аспекте кажется странным утверждение А. Кучинской о том, что «расплывчатость понятия прекрасного и недостаток точности его дефиниции не только не мешает его воздействию, но еще более его усиливает, увеличивает общественную роль прекрасного в современном мире». Эта идея ведет к явному социальному релятивизму, снимает обще-социальные аспекты понимания прекрасного как социально совершенства. И отнюдь не увеличивает, а уменьшает роль прекрасного в жизни человека.

Этот релятивистский принцип А. Кучинской конкретизируется в следующем рассуждении: «Если нет предписаний и норм, указывающих, что считают прекрасным…, тогда мы сами вынуждены каждый раз решать, нравится нам данная вещь или не нравится».

Отсутствие социальных норм отнюдь не достоинство, а недостаток общественной и духовной жизни; как известно, всякая норма регулирует и совершенствует отношения в обществе, отношения в котором должны быть всеобще гармоничными и совершенными, т.е. прекрасными.

В социально-эстетическом аспекте этот принцип наиболее полно выражает сущность совершенной гармонии общественного бытия, т.е. является социальным выражением прекрасного.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Семинарские занятия по философии: Учеб. – метод. пособие/А.П. Горячев, Ю.М. Лопанцев, В.А. Мейдер и др.; под. ред. К.М. Никонова – М.: Высш.шк., 1991 – 287 с.

2. Яковлев Е.Г. Эстетика: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2004. – 464 с.

Сфера эстетических явлений - это сфера прежде всего красоты и искусства, в той мере, в которой оно связано с красотой. Поле «эстетического» в жизни - это область таких взаимодействий человека с миром, при которых возникает или создается своеобразное чувственное переживание красоты или безобразия тех или иных явлений действительности .

Культура в сфере эстетических явлений базируется на возможности у человека особых чувственных переживаний: наслаждения красотой и отвращения к безобразию. Эстетическая культура в общем - это обработка, оформление, облагораживание, одухотворение человеком среды и самого себя, направленные в сторону чувственного утверждения красоты и отрицания (неприятия) уродства. Человек эстетически культурный способен и настроен чувственно воспринимать, переживать и порождать (создавать) красоту: в созерцании, действиях, отношениях, в частности в художественном творчестве. И главное условие наличия и реализации эстетической культуры - так называемый эстетический вкус, т.е. способность человека к различению прекрасного и безобразного, красоты и уродства. Эстетический вкус - не просто показатель и критерий эстетической культуры. Он способствует ориентации человека в царстве эстетических ценностей, центральная из которых - красота .

Как любая духовная ценность, красота порождается в обществе, это ценность культуры . И как любая духовная ценность, реализуется она в жизни конкретных людей, в конкретных ситуациях.

Личностное переживание красоты является особым выражением ее общезначимости, ее человеческой ценности. Значимость в этом смысле, норма и идеал вместе образуют красоту как высшую ценность, в том случае, если норма оказывается индивидуализованной и внутренне принятой, а значимость ощущается как общечеловеческая, действительно высшая целесообразность, а не рассудочная разумность, не примитивная полезность.

Таким образом, красота как ценность культуры является отношением, в котором чувственно выражена человечность человека в его взаимодействии с миром . Эстетическая культура состоит в способности, во-первых, к различению красоты и безобразия (эстетический вкус), способности к переживанию красоты как ценности. И это - выражение обработанности, оформленности, облагороженности, одухотворенности чувственной природы человека.

Во-вторых, эстетическая культура предполагает способность и умение человека преобразовывать мир, обрабатывая его, оформляя, облагораживая, одухотворяя , - через порождение в нем красоты и преодоление безобразия. Это последнее как бы сконцентрировано и развернуто в художественном освоении человеком мира, в художественной деятельности, в искусстве.


Патристика.

Патристика - это система теолого-философских взглядов «отцов церкви», обосновывавших и разрабатывавших идеи христианства. В истории патристики выделяют несколько этапов:

1) апологетика (II - III вв.)

2) классическая патристика (IV - V вв.)

3) заключительный этап .

Патристика разделилась на западную , где писались труды на латинском языке, и восточную , где произведения создавались на греческом языке. К наиболее известным относятся Климент Александрийский, Григорий Нисский, Августин Блаженный, Иоанн Златоуст .

Климент Александрийский (ок. 150 - ок. 219) был одним из крупнейших представителей «апологетики». С его трудов четко обозначилась линия на союз с «эллинской философией», которая, по его мнению, была ближе к христианству, чем иудаизм. В отличие от Тертуллиана (ок. 160 - 230), тоже являвшегося «отцом церкви», но открыто выступавшего против философии и признания рациональных средств в сфере религии, Климент обнаруживал в философии те стороны, которые могли быть использованы богословами. Именно ему принадлежит положение, что философия должна быть служанкой богословия. В философии, указывал он, особо полезным является способ рационального доказательства. В религии же единственным путем к Богу до сих пор служит вера. Но одна вера оказывается не всегда надежной. Она будет сильнее, если будет дополнена логическими доказательствами. С помощью рационального знания, указывал он, мы углубляем и проясняем веру. Такое познание способно довести веру до состояния осознанной религиозности. Климент Александрийский был первым в истории христианства, кто сформулировал принцип гармонии веры и разума (конечно, подобное положение фактически означало подчинение разума вере, но оно шло дальше тертуллианского «верю потому, что абсурдно»).

Августин Блаженный считается крупнейшим философом и богословом периода патристики, оказавшем существенное воздействие на всю средневековую культуру и на последующее развитие философии. Помимо теоретического значения, его деятельность имела и практический смысл: он, в частности, обосновал необходимость церковной организации как посредника между Богом и верующими.

Августин тщательно проанализировал множество положений христианского вероучения, устранил явные противоречия между некоторыми из них или дал новое их толкование; он провел огромную работу по систематизации религиозного знания, стремился представить его в качестве единой, целостной концепции. В своих сочинениях он следовал положению, согласно которому «истинная философия и истинная религия - одно и то же». Из философов он высоко ценил Платона, опирался на многие его философские представления.

Августин принял положение Платона о существовании бестелесных идей («сущностей»). Но Августину не импонировал комплекс идей как составляющий, по Платону, особый мир, столь же вечный, как и материя, и, подобно материи, подчиненный Мировой Душе. Августин снял грань, отделявшую мир идей от Мировой Души, и включил в религиозный Абсолют все платоновские идеи. Он заявил, что идеи Платона - «это мысли творца перед актом творения».

Каковы же атрибуты Бога? Не все атрибуты Бога уловимы чувствами или разумом, но некоторые из них, считал он, можно назвать. Раз есть «мысли Творца», что подтверждается целесообразностью устройств живых существ, то значит, источник их творения - Всемогущая Личность, Всесильное Существо. «Личность» (или «Существо») при этом не имеют прямой аналогии в природном мире, это, скорее, метафора для лучшего понимания акта творения. Творение же перманентно, оно не имеет начала, не будет иметь конца; оно есть непрерывная, бесконечная серия актов. Кроме того, Богу присуща бестелесность, невещественность. Бог имеет еще такие атрибуты, как бесконечность в пространстве. Бог есть Воля. Бог есть высшее Благо. Посредством своей Воли, нацеленной на Благо, Бог создает все предметы природы, все души людей и такие бестелесные существа, как ангелы.

Августин обосновывает креационизм, т. е. положение о творении природы и материи Богом. Бог сотворил их «из ничего», исключительно по своей воле.

В теоцентризме Августина многое оказалось новым. Главное - он конкретизировал религиозное представление о Боге, наполнил, насколько тогда это было возможным, данное понятие философским содержанием, передвинув «личностное» к «трансцендентному», к философскому Абсолюту.

Всемогущество божества было доведено Августином до фатализма, предопределенности действий и судьбы людей. Все делается по воле Бога. Одним из атрибутов Бога является вечность, трактуемая как неизменность.

Бесспорно, вещи находятся во времени; они изменяются, и время есть мера их изменений. Сотворив природу и вещи, Бог сотворил и время. Но задумаемся: прошлое не обладает действительным существованием, его уже нет; будущего тоже не существует, его еще нет; настоящее же - ускользающее, оно есть миг. Прошлое связано с памятью, будущее - с надеждой, настоящее - с непосредственным созерцанием; иначе говоря, все они в душе, они субъективны. Правильнее считать, что есть настоящее прошедшего, настоящее настоящего и настоящее будущего. Бог же в отличие от предметов природы существует вне времени; в нем нет никакого «раньше» и «позже», а только вечное настоящее; в нем постоянное «теперь», статичная абсолютная вечность. Итак, по Августину, время характерно для конечных вещей, вечность - для Бога. Человек как тело смертен, но духовно способен приобщиться к Богу, к вечности.

Творение Богом вещей и человека предполагает наличие в нем идей и сотворенной им же материи. Но все вещи и люди оказываются несовершенными копиями божественных идей. Но все веши и люди оказываются несовершенными копиями божественных идей. Вещи и люди стремятся к идеальному, а поскольку они отягощены материальным, то достичь идеального состояния не способны. Говоря о предопределенности Богом судьбы людей (и это было отмечено выше), Августин поставил проблему свободы воли. Воля может направляться разумом, но может иметь место и рассогласование воли и разума; выбор воли, т.е. действий человека, может быть иррациональным, не согласующимся с разумным пониманием. Человек свободен, когда воля направляет его действия к добру, к выполнению божественных заповедей, принятых «сердцем» и разумом; нужны усилия воли для утверждения в благодати. Свободы нет, когда воля или разум стремятся к возвышению над людьми, над Богом, когда они не согласуемы с волей Бога. Августин призывал к неустанному поиску божественной истины, к твердой воле для достижения этой цели; сам поиск должен быть страстным, эмоциональным; познание Бога и любовь к нему должны быть неразрывно связаны между собой.

Августин выдвигал положение: познай Бога и собственную душу; Бога - через душу, душу - через Бога. Углубление в себя есть путь к Богу. Чем лучше человек познает самого себя, тем ближе он становится к Богу (хотя конечного рубежа достичь в принципе невозможно). Одно из больших препятствий на этом пути - отсутствие полной искренности перед самим собой и перед Богом. Он обнаружил в «Исповеди», что, стремясь к правдивости, к искренности, он все-таки не в силах постоянно быть искренним перед собой и Богом и склонен обманывать даже самого себя и Бога. Установив это, Августин указал, что понимание данного обстоятельства, как ничто другое, свидетельствует о подлинной реальности самого себя. И он формирует тезис: «Я ошибаюсь (обманываю себя), следовательно, я существую». Обман, однако, можно в конце концов преодолеть - в минуты прозрений, в подчинении собственной воли воле Бога.

В истории человечества Августин замечает изменения к лучшему: все больше людей желает нравственного самоусовершенствования. Такие изменения происходят в результате борьбы двух градов: града Божьего и града Земного. Второй град создан тоже по идее Бога, но у людей, составляющих этот град, имеются особые цели. Град земной - это мир себялюбцев, мир зла, в нем господствует похоть, «управляющая и правителями его, и подчиненными ему народами». Само государство оказывается «великой разбойничьей организацией». Град Божий - это мир добра, где «по любви служат взаимно друг другу и предстоятели, руководя, и подчиненные, повинуясь». Церковь является представителем Божьего града на Земле, ее власть выше светской власти, а потому монархи должны быть в подчинении у церкви. Августин делает попытку дать обзор истории всего человечества. История (Бог) ведет к тому, что силы света постепенно одолевают силы тьмы. Но процесс этот бесконечен. Совершенное, идеальное государство осуществить невозможно.

ДЕПАРТАМЕНТ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

Волгоградская государственная сельскохозяйственная академия

Кафедра: «________________________»

Дисциплина: Этика и эстетика

Реферат

На тему: Общественная ценность. Красота.

Выполнила:

студентка второго курса заочного

отделения, группы _22 ЭМЗ, 04/040

Фастова Надежда Александровна

Волгоград 2006г.

ВВЕДЕНИЕ 1Ценностное отношение со стороны субъекта2Классификация ценностей3.Социальная обусловленность ценностных ориентаций, природа ценностных ориентаций4.Эстетические категории. Прекрасное (красота), как эстетическая категория и ценностьСПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Вопрос о природе ценностей и их роли в общественной жизни непосредственно связан с решением многих проблем: взаимоотношения человека и общества, культуры и цивилизации, природы и общества и др. В аксиологических категориях ценность, оценка, ценностные ориентации и т.д. воплощается теоретический потенциал культуры определенного общества. В них аккумулируются представления людей о значимости самых разнообразных явлений действительности.

При рассмотрении данного вопроса нужно, прежде всего, четко обозначить проблему ценностей, а затем показать место и роль ценностей в развитии общества. Суть проблемы заключается в том, что понятие «ценность» очень близко по смыслу к таким понятиям как «потребность», «благо», «полезность» и т.п., но не сводится к ним и имеет самостоятельное содержание. Понятие «ценность» внутренне противоречиво. Ценность характеризует объективные явления, либо их свойства, признаки, значимые для людей. А, следовательно, она одновременно предполагает наличие определенного субъекта (хотя и потенциального). Это определяет специфику ценностного отношения, объективное содержание которого фиксируется в понятии «ценность».

Поэтому необходимо обратить особое внимание на то, что ценности являются характеристикой не вещи самой по себе в ее природном бытии, а явлений действительности, включенных прямо или опосредованно в общественные отношения, ценность есть проявление социального бытия вещи, имеет, таким образом, социальную природу.

Существующие в обществе ценности, актуальные и потенциальные, существенные и несущественные, составляют ту сторону объективной среды, которая непосредственно воздействует на субъект. Учитывая это обстоятельство, можно выделить роль ценностей в жизни общества.

Ценность принадлежащих к определенному историческому периоду поступков, мыслей, вещей заключается как в том, насколько они способствуют общественному прогрессу, так и в том, насколько велика их роль в самосовершенствовании субъекта.

1. Ценностное отношение со стороны субъекта

С одной стороны, оценка неотъемлемый компонент сознания, зависимый от субъекта, с другой стороны она связанна с ценностью, т.е. зависит от объективных условий.

Необходимо отметить, что оценочная деятельность субъекта не противостоит отражению. Нельзя считать, что отражение действительности и вынесение оценки это два независимых по своей сущности процесса. В оценке отражаются не все свойства объекта и не просто свойства, а важные для человека объективные качества: мир отражается под определенным углом зрения значимости для субъекта.

Оценочная деятельность осуществляется как разумом человека, так и его чувствами, причем в разных видах деятельности сочетание этих моментов оценки различно. Так, к примеру, в науке преобладает рациональная оценка, особенно по отношению к полученным результатам, а в искусстве идейно-эмоциональная.

Оценка зависит не только от качеств самой объективной ценности, но и от социальных и индивидуальных качеств оценивающего субъекта. Они детерминируются спецификой общества, в котором живет субъект, его принадлежностью к определенному классу, нации или другой социальной группе, а также индивидуальными особенностями данного человека, его воспитанием, образованием, свойствами характера, темперамента. Отсюда и вытекает возможность различной оценки одного и того же явления разными субъектами, живущими в одно и то же время.

Рассматривая структуру оценки, можно условно выделить две стороны:

1) фиксация некоторых объективных характеристик предметов, свойств, процессов и т.д.;

2) отношение субъекта к объекту одобрение или осуждение, расположение или неприязнь и др.

И если первой стороной оценка тяготеет к знанию. То второй стороной к норме.

Здесь следует уяснить, что такое норма, и какова ее связь с оценкой. Норма это общепризнанное правило, направляющее и контролирующее деятельность человека, его поведение, в соответствии с интересами и ценностями общества или отдельных групп людей. Норма выступает как требование, предписывающее или запрещающее определенные действия, исходя из существующих в обществе представлений о должном. Следовательно, норма включает в себя момент оценки.

Внутренне противоречивая природа оценки обуславливает и ее функции:

1. Будучи отражением действительности, осознанием социальной значимости объектов оценка выполняет гносеологическую функцию, является специфическим моментом познания.

2. Оценка выражает направленность познания на использование знаний в практике, формирует активную установку и ориентацию на практическую деятельность назовем это активизирующей функцией оценки.

3. Вариативная функция: оценка предполагает выбор, предпочтение субъектом каких-либо объектов, их свойств, отношений. Формирование оценки происходит на основе сравнения явлений между собой и соотнесения их с существующими в обществе нормами, идеалами.

4. Мировоззренческая функция: оценка является необходимым условием формирования, функционирования и развития самосознания субъекта, поскольку всегда связана с выяснением значимости для него окружающего мира.

2. Классификация ценностей

Выделяют две основные группы ценностей.

В первом случае основанием для классификации выступают особенности объекта, во втором основанием для классификации является сам субъект ценностного отношения.

При рассмотрении первой подгруппы можно выделить ценности материальные и духовные .

Вычленим типы ценностей в зависимости от конкретных видов деятельности. Нужно обратить внимание на то, что координация и субординация ценностей определяется иерархией сфер общественной жизни.

Предметы природы, включаясь в практическую деятельность людей, становятся социально значимыми. Они образуют разновидность материальных ценностей, которые можно назвать природными.

Следует учесть, что развитие материального производства связано с изменением возможностей и потребностей людей, следовательно, приводит и к изменениям природных ценностей. Если раньше к ним относилось, прежде всего: плодородие земли, наличие рыбы в водоемах, плодов и дичи в лесах, полезные ископаемые, судоходные реки и т.п., то сейчас вследствие разрушительных результатов глобальной человеческой деятельности ценностью становится и чистый воздух, и чистая вода, и сама планета Земля в целом. Поэтому среди природных ценностей обособляются ценности экологические.

К материальным ценностям относятся и ценности экономического характера. Они включают также и социальную значимость отношений собственности и самого процесса труда. А так как субъекты занимают различное положение в системе общественных отношений, то и ценность существующих экономических отношений и деятельности для них различна.

Скажем, для класса, господствующего в экономике, сложившиеся экономические отношения представляют ценность, для подчиненного класса они таковой не являются, и такой класс-субъект не будет оберегать, и защищать их, а напротив, станет стремиться к их изменению.

Представляется важным особо рассмотреть проблему труда как ценности. Объективно труд для общества всегда социально значим. Но с другой стороны отчуждение труда приводит к снижению его ценности для субъекта, доходящему до ее отрицания. Такая оценка труда нашла свое отражение в христианской, в частности в евангельской, этике, содержащей поучения «не заботиться о завтрашнем дне», сравнивающей людей с птицами, травой, лилиями, которые «не сеют, не жнут, не трудятся, не прядут». Неоднозначная оценка труда наблюдается и в народном искусстве, где в сказках отражены мечты людей об избавлении от труда какими-нибудь волшебными силами.

Внутренне противоречивое отношение к труду как к ценности и одновременно отрицание ее, очень важно для общества. Неудовлетворенность трудом это стимул для субъекта к изменению тех общественных отношений, в которых осуществляется труд, а также средств труда.

Поскольку производственные отношения и производительные силы характеризуют различные стороны развития общественных индивидов, необходимо особо рассмотреть проблему социальных ценностей. К ним относятся: жизнь человека, его гражданское и нравственное достоинство, его свобода, также достижения национальной культуры.

Непосредственно к социальным ценностям примыкают ценности политические. Выделение их в качестве самостоятельного вида обосновывается следующим образом: политические отношения это отношения между классами, нациями и государствами, возникающие на основе их интересов. Следовательно, по определению, политические отношения и закрепляющие их организ

Загрузка...
Top