Причастие в русском языке. Причастие Сообщение краткие и полные страдательные причастия

Одним из трудных разделов в изучении причастий является правописание кратких причастий и умение отличить их от кратких прилагательных. Приступая к изучению этой темы, необходимо повторить правописание кратких прилагательных, оформить записи в виде таблицы. Затем учитель продолжит ее, объясняя новую тему. В конце урока таблица примет такой вид:

Учащиеся видят, что в кратких прилагательных сохраняется столько н, сколько было в полных, а краткое страдательное причастие всегда пишется с одним н.

Однако дело не в самом правиле, оно усваивается довольно легко, дело в том, что учащиеся не всегда умеют отличить краткое прилагательное от краткого причастия. Вот этому их и нужно научить.

Учащимся известно, что прилагательные с суффиксами -н-, -ан-, -ян-, -ин-, -енн-, -они- образуются только от существительных, а причастия - только от глаголов; причем страдательные причастия прошедшего времени образуются только от глаголов переходных и почти всегда совершенного вида.

Поэтому, чтобы отличить краткие причастия от кратких прилагательных, нужно и те и другие сделать полными, а затем найти слово, от которого данная форма образована, например: стены оклеены - оклеенные- оклеить (глагол), бойцы мужественны-мужественные - мужество (существительное).

Этот материал закрепляем на таких упражнениях.

1. Полные причастия и прилагательные заменить краткими, найти слова, от которых они образованы: болезненная операция - операция болезненна (болезнь); вспаханные поля- поля вспаханы (вспахать).

Измученная лошадь, берега пустынные, предложение жизненное, потерянные ключи, чулки длинные, юные лица, дописанное сочинение, оконченные работы, выученная теорема, ценное изобретение, единые требования, оставленные вещи, развеянные сомнения.

2. В данных словосочетаниях полное причастие заменить кратким, записать полученные предложения.

Установленные проекционные фонари; огороженные конопляные участки; оштукатуренное старинное здание; прерванная телефонная связь; исправленные многочисленные- ошибки; заброшенная водяная мельница; скошенное овсяное поле.

3. Сначала устно образовать от данных глаголов полные причастия, затем письменно - краткие; с полными составить предложения.

Поля вспахали и удобрили. Яблоки собрали и рассортировали. Журналы сброшюровали и переплели. Траву скосили и сложили в копны.

4. Из данных словосочетаний построить предложения. В качестве сказуемого употребить сначала краткое причастие, а затем краткое прилагательное: пустынные слабо освещенные улицы - Пустынные улицы слабо освещены. Слабо освещенные улицы пустынны.

1) Потерянные ценные вещи.

2) Внезапно разбуженные полусонные ребята.

3) Выученные трудные уроки.

4) Бесчисленные запутанные следы.

5) Мужественные овеянные славой герои.

5. Комментированное письмо.

1) Пустыня таинственна и безжизненна, пока не разгаданы ее тайны.

2) Торжественна и загадочна тишина леса.

3) Дорога длинна, путники измучены, но непреклонна их воля.

4) Все эти книги прочитаны длинными бессонными ночами.

5) Все были захвачены и потрясены его искренней пламенной речью.

6) Многочисленные северные острова затеряны в ледяных просторах.

7) Мне была подарена шкатулка, оклеенная диковинными ракушками.

Наташа была равнодушна, сдержанна и как будто рассеянна.

Учащиеся ошибаются не только в написании нн и н в прилагательных и причастиях; часто приходится встречаться с ошибочным написанием гласной перед н в кратких причастиях (засеян, увенчан, успокоен) и в некоторых прилагательных единственного числа мужского рода (опасен, строен).

Чтобы не ошибиться в правописании этих орфограмм, учащиеся должны краткую форму заменить полной и по ней определить часть речи. Если это причастие, то у него в краткой форме сохраняется та же гласная, что и в полной (засеянный - засеян, увенчанный - увенчан, успокоенный - успокоен), если это прилагательное, то в краткой форме мужского рода единственного числа у него появляется беглое е (ясный - ясен, стройный - строен, опасный - опасен, душный - душен, знойный - зноен).

Учащиеся также часто смешивают краткую форму прилагательного слышен (слышна, слышно, слышны), образованную от полной формы слышный, с кратким причастием услышан (услышана, услышано, услышаны), образованным от причастия услышанный.

Полезно обратить внимание учащихся и на то, что от прилагательного достойный краткая форма будет достоин, а удостоен - краткое причастие, образованное от глагола удостоить.

Русский язык считается одним из самых сложных для изучения. И этот факт очень легко объяснить лишь количеством в нем частей речи, не говоря уже об их особых формах. В школьном курсе русского языка с причастием детей знакомят именно как с особой глагольной формой, однако многие лингвисты утверждают, что оно является самостоятельной частью речи, у которой есть свои грамматические признаки.

Причастие в русском языке

Определение в учебнике для 7 класса звучит примерно так: причастие - это особая форма слов, обозначающих действие с явно выраженными признаками имени прилагательного, которые отвечают на вопросы какой? что делающий? и что сделавший? По сути, это глаголы, которые описывают действие предмета и одновременно определяют его признаки в определенном отрезке времени. Именно такая особенность данной части речи является не только камнем преткновения в определении ее самостоятельности, но и частой ошибкой в обозначении функции слов в предложении, которые к ней относятся. Достаточно часто школьники путают причастие с глаголами или прилагательными. Такие ошибки приводят к неправильному написанию слов и неверной расстановке знаков препинания в предложении. Как же отличить причастие от глагола или имени прилагательного, как понять, полное это или краткое причастие? Примеры, с помощью которых наглядно будет показано, как образуются причастия от глаголов в разных спряжениях, можно найти в этой статье. Также здесь можно найти описание действительных, страдательных причастий и отглагольных прилагательных.

Сходства причастий с глаголом и прилагательным

Причастие включает в себя грамматические признаки двух частей речи: глагола и имени прилагательного. Как и глагол, оно бывает совершенного и несовершенного вида, или, другими словами, может означать законченное или незаконченное действие. Может иметь форму возвратности и может быть действительным или страдательным. Как и у имен прилагательных, бывает полное и краткое причастие. Помимо этого, данная форма глагола изменяется по родам, падежам и числам, что вполне может означать ее самостоятельность. Следует также отметить, что причастие может иметь только настоящее и прошедшее время. Формы будущего времени у него нет. Например: прыгающий - несовершенный вид в настоящем времени и спрыгнувший - совершенный вид в прошедшем времени.

Особенности причастий

Все причастия, в зависимости о того, на какой признак они показывают, делятся на два типа: страдательные (указывающие на признак предмета, к которому направлено действие) и действительные (указывающие на признак предмета, совершившего действие). Например: направляемый - направляющий, открываемый - открывающий . В зависимости от того, какой глагол берется для образования причастия, выходит разная временная форма. Например: смотреть - смотрящий, смотревший, смотренный; просмотреть - просмотревший, просмотренный . На примере видно, что от глагола несовершенной формы, где нет указания на то, что действие будет закончено, образуется причастия прошедшего и настоящего времени, а от совершенного вида только прошедшего. Отсюда также можно сделать вывод, что образование причастие напрямую связано с видом и переходностью глагола, форму которого оно представляет. В свою очередь, страдательные причастия также делятся на два вида: краткое причастие и полное. Еще одной особенностью причастия является то, что оно вместе с зависимыми от него словами достаточно часто образует оборот, который на письме выделяется запятыми.

Действительные причастия

Для образования действительных причастий в настоящем времени за основу берется начальная форма глагола и к первому спряжению добавляется суффикс -ущ-, -ющ- , а ко второму -ащ-, -ящ- . Например: скачут - скачущий, лечат - лечащий . Для образования действительного причастия в прошедшем времени суффиксы -ть- и -ти- заменяют на -ш- и -вш- . Например: ехать - ехавший, нести - несший .

Страдательные причастия

Страдательные причастия также образуются в результате замены суффиксов. Для образования настоящего времени для первого спряжения глаголов употребляются суффиксы -ем- , а для второго -им- . Например: любим - любимый, храним - хранимый . Для того чтобы получить страдательное причастие прошедшего времени, в качестве основы берут инфинитив с окончанием -ать или -еть и добавляет к глаголу суффикс -нн- . Например: нарисовать - нарисованный, наклеить - наклеенный . Для глаголов, заканчивающихся на -ить, при образовании причастий используют суффикс -енн -. Например: красить - крашенный, белить - беленный . Если же окончание глагола -оть, -уть или -ыть , то для получения причастия используют суффикс -т- . Например: надуть - надутый, пороть - отпоротый.

Краткое и полное причастие

Страдательные причастия имеют две формы: краткую и полную. Краткое причастие обладает теми же грамматическими признаками, что и краткое имя прилагательное. Образуются они от полной формы причастия и могут изменяться по числам и родам, однако не склоняются по падежам. В предложении краткое причастие зачастую выступает как именная часть составного сказуемого. Например: я не любима никем . Однако бывают исключения, в которых краткое причастие употребляется в качестве обособленного определения, связанного с подлежащим. Например: бледна как поганка . В полных причастиях заключены грамматические признаки как прилагательного, так и глагола, а в предложении они всегда являются определением.

Причастия и отглагольные прилагательные

Причастия характеризуются не только наличием морфологических признаков глагола, особенно важно их значение в предложении. Они обладают способностью подчинять себе слова, образуя при этом обороты, о которых уже упоминалось. Однако если теряются временные признаки, которые привязывают к себе действие, то признак предмета становится постоянным. А это может означать только то, что причастие потеряло все свои глагольные признаки и стало прилагательным, которое зависит от имени существительного. Например: сдержанный характер, натянутые струны, приподнятое настроение. Учитывая такую возможность перехода причастия в имя прилагательное, следует очень тщательно проводить анализ слова, чтобы не перепутать эти две похожие, но в то же время разные части речи.

Схема морфологического разбора причастия

Хоть причастие и не выделяют в отдельную самостоятельную часть речи, а лишь говорят, что это особая глагольная форма с элементами прилагательного, но все же морфологический анализ проводят по той же схеме, что и разбор самостоятельных частей речи. В первую очередь определяют название, в данном случае это причастие. Далее описывают его морфологические признаки: определяют начальную форму. То есть ставят слово в именительном падеже в мужском роде и единственном числе; описывают постоянные признаки, к которым относятся следующие показатели: действительное причастие или страдательное, указывают время, в котором слово употребляется в предложении и вид причастия; следующий пункт - описание непостоянных признаков: число, род и падеж (для полных причастий). В завершении разбора описывают синтаксическую функцию причастия в предложении (является ли оно определением или выступает именной частью сказуемого).

Так как причастие - особая форма глагола, вместившая в себя признаки как глагола, так и прилагательного, то одной из её особенностей является способность образовывать краткую форму. На уроке вы узнаете о грамматических, синтаксических и стилистических признаках кратких причастий.

Тема: Причастие

Урок: Краткие причастия

В отличие от полных причастий, которые употребляются преимущественно в книжной речи, краткие причастия широко используются в бытовой речи и даже употребляются в диалектах.

Домашнее задание

Упражнение № 87, 88. Баранова М.Т., Ладыженская Т.А. и др. «Русский язык. 7 класс». Учебник. 34-е изд. - М.: Просвещение, 2012.

Задание. Прочтите текст шуточного письма, которое было написано одним сказочным героем. Выпишите из текста краткие страдательные причастия, выделите окончание, определите число, род, укажите глагол, от которого образовано данное причастие.

Живем очень хорошо. Дом всегда прибран, белье выстирано и выглажено. В комнате очень уютно: пол застелен ковром, шторы накрахмалены и обшиты оборочками, стены украшены картинами. Цветы вовремя политы и подкормлены. Книги разложены по полочкам. Игрушки бывают разбросаны, но вечером они всегда собраны и спрятаны в специальные ящики.

Наши дети вымыты, обстираны, причесаны. Носики у них всегда вытерты, банты и шнурки завязаны. Девчонки наряжены и накрашены. Мальчишки одеты и обуты.

Русский язык в схемах и таблицах. Краткие причастия.

Дидактические материалы. Раздел «Причастие»

3. Интернет-магазин издательства "Лицей" ().

Правописание причастий. Упражнения.

Литература

1. Разумовская М.М., Львова С.И. и др.«Русский язык. 7 класс». Учебник. 13-е изд. - М.: Дрофа, 2009.

2. Баранова М.Т., Ладыженская Т.А. и др. «Русский язык. 7 класс». Учебник. 34-е изд. - М.: Просвещение, 2012.

3. «Русский язык. Практика. 7 класс». Под ред. Пименовой С.Н. 19-е изд. - М.: Дрофа, 2012.

4. Львова С.И., Львов В.В. «Русский язык. 7 класс. В 3-х ч.» 8-е изд. - М.: Мнемозина, 2012.

Страдательные причастия имеют полную и краткую форму. В краткой форме они изменяются по числам, а в единственном числе - по родам:

Суффиксам –нн- и -енн- (-ённ-) полных страдательных причастий соответствуют суффиксы -н- и -ен- (-ён-) кратких:

Остальные краткие страдательные причастия имеют те же суффиксы, что и полные:

В предложении краткое страдательное причастие является сказуемым:

В чём сходство и в чём различие в изменении полных и кратких страдательных причастий? В чём сходство кратких страдательных причастий и кратких качественных прилагательных?

1. Образуйте и запишите указанные в образцах формы кратких страдательных причастий. Поставьте ударение. Обратите внимание на место ударения в этих формах.

1. Начатый - начат, начата, начаты; взятый, принятый, занятый. 2. Приведённый - приведён, приведена, приведены; привлечённый, изменённый, нагромождённый, помещённый.

Составьте по одному предложению со страдательными причастиями женского рода из первой и из второй группы.

2. Спишите, поставьте пропущенные запятые. Подчеркните причастия как члены предложения. Выделите окончания причастий.

1. Передо мною высокий человек, в туфлях на босую ногу, в стареньком, рыж..м пидж..ке надет..м на рубаху на ворот.. рубах.. одна пуговица оторвана. Брюки его измяты вытянуты на коленях дли(н, нн)ые волосы ра..трёпаны. (А. М. Горький.) 2. С карточк.. смотрело д..вольно широкое, худощавое, кре..кое в скулах и челюстях, больш..лобое юношеское лицо с пр..мым, добp..м взглядом. Распахнутый ворот рубашк.. позв..лял видеть шею и ключицы, и этого было достаточно, чтобы представить, как ладно скроен и кре..ко сшит был весь Иван. (Ю. Нагибин.)

Над какими орфограммами вы работали?

Загрузка...
Top