4 основные положения пренатальной педагогики и психологии. Пренатальная педагогика как новая отрасль педагогических знаний. Развитие мышления во время беременности

1. Система МИР и основы пренатальной и перинатальной педагогики - обучения будущего ребенка в период беременности и в первые месяцы после рождения

Вопрос 1: На чем основана возможность реализации методов перинатальной педагогика, если такие методы существуют?

Разговоры в чате о ресурсах по пренатальной педагогике, программах и результатах

1. Система МИР и основы пренатальной и перинатальной педагогики - обучения будущего ребенка в период беременности и в первые месяцы после рождения"

На вопросы отвечает вице-президент Российской народной академии наук (РНАН), президент Академии образования, социального и экономического развития (АОСЭР) Павел Викторович Тюленев.

Павел Викторович, какую программу Вы могли бы порекомендовать нашим беременным женщинам? Чем им занять с пользой то свободное время, которым они иногда располагают? Когда и кто предложил замечательный термин: пренатальная педагогика? Ведь этим понятием был нанесен сокрушительный удар по «традиционной педагогике», которая вводила в заблуждение и внушала всем, что обучать ребенка можно только с семи лет!

Итак, Вопрос 1: На чем основана возможность реализации методов перинатальной педагогика, если такие методы существуют?

Ученые сравнительно недавно установили, что к 4 месяцам развития эмбриона человека уже сформирован слуховой аппарат. Теперь уже многие педиатры и акушеры знают, что с 4-х месяцев беременности матери ребенок уже слышит звуки. Можно ли повлиять на интеллектуальное развитие ребенка в период беременности?
Открытие и практическая проверка того, что это возможно, было сделано нами в конце 80-х годов.
Сегодня в Интернете и в литературе можно встретить информацию о воспоминаниях людей, которые помнят себя ещё до рождения, но до сих пор это воспринимается как фантастика, если не записки сумасшедших. Огромное давление стереотипов поведения общества и семьи заставляет человека забыть, что с ним происходило, что он слышал и что чувствовал. Представьте, что было полвека тому назад!
Память человека устроена по-разному, но под гипнозом удаётся выяснить о том, что помнит человек о своём предродовом развитии, и это уже никто, кроме самых закоренелых ретроградов, не оспаривает. Меня все годы после рождения беспокоили некоторые воспоминания в своем предродовом периоде, и постепенно в большинстве из них я разобрался – они помогли мне понять, что и как необходимо делать, чтобы ребенку эти воспоминания пошли на пользу.
Что может вспомнить и рассказать ребенок о своём предродовом развитии? На самом деле, 9 месяцев – это меньше одного года. Не такой уж большой срок для большого разнообразия событий: однообразное питание, не такое уж разное поведение матери, несколько праздников, и хорошо, если матери есть с кем поговорить, пообсуждать интересные темы… Но представьте себе такую ситуацию: а что, если мама начнёт целенаправленно и квалифицированно заниматься со своим будущим ребенком так, что он запомнит и после рождения вспомнит почти каждый день из этих занятий!

Вопрос 2: Не могли бы Вы рассказать немного об истории возникновения пренатальной педагогики? Почему-то никто об этом ничего не пишет…

Итак, немного истории. В 50-60-е годы, когда мне - из-за болезни матери - пришлось заняться «жесткой практической педагогикой» со своими младшими братьями. Мне надеяться было не на кого я много читал и решал все педагогические вопросы самостоятельно и радикально, анализируя всю доступную мне информацию. Но тогда даже тема развития ребенка сразу после рождения – раннее развитие детей - была запретной.
По этой же тематике, как я выяснил 12 лет спустя параллельно начал работать и о ней во всеуслышанье начал говорить только Б.П. Никитин - ему терять было нечего. Он порвал с традиционной педагогикой после того, как в 1957 году Первый секретарь МГК (Московского горкома) КПСС Л. Фурцева и Академия педагогических наук (АПН) не позволили ему с группой других педагогов-новаторов возродить известный во всём мире «проект А.С. Макаренко». Уволенный из системы «традиционного образования», Б.П. Никитин буквально в те же дни женился и начал создавать новую, родительскую педагогику «с нуля и до семи лет»: с самого рождения своих семерых детей. Так, несмотря на репрессии, запреты и гонения, начался штурм устаревших и ошибочных догм не только «начального образования», но и перинатального периода развития детей. В период сразу после рождения Б.П. Никитин обращать внимание на необходимость развития и закрепления хватательного и опорного и других «врожденных» рефлексов… Об этом вы сможете прочитать в книгах Никитина, которые я рекомендую всем - для начального ликбеза.
Поскольку я работал в системе Академии наук СССР, меня, как научного работника всегда интересовали фундаментальные вопросы и, в частности, проблема максимально возможного развития ребенка: что есть, на самом деле Человек? Каковы пределы его обучаемости?

Но до появления результатов системы МИР в конце 80-х и начале 90-х годов никто не знал и не говорил о том, что можно начинать развивать, воспитывать и обучать детей до рождения!
Между тем мною были получены конкретные практические результаты в 1988 году и вскоре я создал Центр «Содействие развитию и воспитанию детей». Этот центр обосновался в недрах ГлавНИВЦа Министерства геологии и начал с 1991 года регулярно рассылать сообщение о начатом мною проекте «Развивая детей – развиваем Россию» через факс-модемы при помощи двух компьютеров. Сохранившиеся протоколы рассылок этого своеобразного факс-спама показывают, что с каждого из компьютеров цели достигало до 500 факссообщений еженочно.

Сегодня можно обнаружить немало сайтов, где в общих словах и обтекаемо рассказывают о пренатальной педагогике. При этом ни слова не говорится об том, кто впервые раскрыл возможности развития и обучения в дородовой период? На сайтах как-то странно и поголовно умалчивают о том, этот термин впервые появился в системе МИР и настоящий бум начался как только по телевидению я решил показать наши результаты по расширенной моей методике «Читать – раньше, чем ходить: начинать обучение чтению раньше, чем родить».

Вопрос 3: Как возник или вошел в употребление термин пренатальная педагогика? Каковы его связи с понятиями перинатальная и неонатальная педагогика?

В конце 90-х и начале 2000-х годов после безуспешных попыток провести через Администрацию президента Ельцина, а затем и В. Путина Указ о переходе на новое оптимальное образование, я специально предпринял своеобразную информационную атаку на нескольких форумах, где рассказывал об удивительных результатах предложенной мною пренатальной и перинатальной педагогике.
У педагогов эта атака вызвала шок, но зато ко мне стали обращаться врачи – педиатры и гинекологи … Дело было сделано!

Эти термины подхватили как-то сразу.
Затем появились консультанты, начали создаваться центры. В частности, появился Центр Цареградской, которая даже стала выпускать собственную газету для посетителей и пренатальных педагогов. Я побывал, проанализировал работу этого центра, и так же, как в случае с практикой Лазарева с его СОНАТАЛом пришел в ужас: нарушались главные законы и принципы интеллектуального развития в раннем возрасте ребенка!
Что можно сделать, чтобы исправить положение?
Я всячески приветствую попытки педагогов и врачей разобраться в раннем развитии, до рождения и после рождения. Но для этого потребуется потратить десятилетия исследований и получить реальные результаты, как сделал это я. Сначала надо учиться, учиться и учиться в системе МИР – постараться хотя бы повторить результаты – ну а потом имеет смысл двигаться дальше и проводить исследования уже будучи обученными специалистами в области Интеллектики. Это необходимо для того, чтобы не наделать непоправимых или трудноисправимых ошибок занимаясь с детьми.
Категорически не рекомендую обращаться к «специалистам», которые не обучались в нашем Центре МИР ребенка и не используйте не проверенные нами и на аттестованные в системе МИРР методики. Другой рекомендации в нынешнюю эпоху авантюризма, мошенников и шарлатанов я не могу дать. Но самое главное: следите, смотрите за результатами. Если результаты у независимых родителей получаются феноменальные, удивительные и замечательные – значит и методика должна быть эффективная. Но когда показывают результаты в 1 % (один процент) при ошибке социометрических исследований в 5 – 10 % и более, то это вообще смешно и представляет собой попытку повесить обычную «лапшу на уши».

В нашей системе Методов Интеллектуального Развития Ребенка - МИР ребенка – мы выделяем два основных периода: пренатальный – дородовой, и перинатальный – после родовой, который длится 2-3 месяца сразу после рождения. Этот период ещё называют иногда неонатальным периодом. По моему мнению пренатальный и перинатальный термины больше подходят для наших целей, так как тут сами слова демонстрируют ту малую грань между этими периодами и тесную между ними связь.

В свою очередь дородовой период делится ещё на два основных периода, которые мы называем мирклассы: для них нужны свои программы и курсы обучения и развития плода. Но, на самом деле, более детальных микропериодов в пренатальный период существует гораздо больше! Но не будем распыляться. Скажем лишь одно: в пренатальный период формируются задатки будущего ребенка. Мать формирует фундаментальные основы будущей личности.

Вопрос 4: Можно ли говорить о том, что существует какой-то длительный опыт и статистика использования пренатальной педагогики?

Интересно, что через 15 лет после получения интересных результатов я обнаружил, что в некоторых мировых религиях сохранились традиции, в которых случайно или сознательно используется это качество человека для его интеллектуального развития в период внутриутробного развития. То есть, в принципе можно сказать, что пренатальная педагогика уже имеет тысячелетний опыт использования и можно проанализировать некоторые результаты её применения теми или иными семьями или народами.

В системе МИР ребенка методы обучения будущего ребенка начали целенаправленно рекомендоваться и использоваться с 1987 года. Было обнаружено, что ребенок, которого обучали в пренатальный период стихам А.С. Пушкина, в 2,5 года прекрасно и бегло мог читать поэму Руслан и Людмила», в семь лет обнаружилось, что он знал наизусть всю поэму «Евгений Онегин»! Аудио- и видеозаписи этих фактов Вы сможете послушать и посмотреть в Интернете по ссылкам с сайта www.rebenokh1.narod.ru.

Разумеется, есть и другие знания, которые лучше всего дать в пренатальный и перинатальный периоды, чтобы не тратить драгоценное время на их усвоение в будущем.

В этот период будущей маме надо выбрать или составить себе и будущему ребенку какую-то простую программу для перинатального обучения составить. :)

Скажем, озвучить по 10 - 20 первых, основных слов по нескольким, от 1 до 10-ти программам МИРР. Думаю, что больше - не надо. Кроме того, рекомендуется давать возможность будущему ребенку прослушивать различные наборы и коллекции звуков по определенной системе, так как тут можно навредить. Я не рекомендую слишком серьезно прислушиваться к тем дилетантским рекомендациям, которые имеются сейчас во многих книгах, включая книгу Масару Ибука, Лазарева и других. В книгах по системе МИРР вы найдете объяснения, что как и когда надо делать? Узнаете об отрицательном опыте, который был получен родителями при попытках использовать рекомендации Масару Ибука («После трех - уже поздно!», Лазарева (СОНАТАЛ) и других.

Помните о главном: те чувства, те эмоции, которые Вы испытываете, будет испытывать и Ваш будущий ребенок: здесь и сейчас.

Помните, что Вы сегодня формируете матрицу будущих эмоций ребенка.

В период беременности Вы связаны биохимически, через плаценту, поэтому мы этот период делим на два миркласса и называем - сначала "Химунок", а затем, с 4-го месяца добавляется "Слышунок".

Обратим внимание на второй миркласс, который начинается с 4-го месяца беременности и который называется «Слышунок».

То есть, с 4-го месяца Ваш плод развивается под влиянием двух интеллектообразующих факторов: он чувствует Ваши биохимические молекулы, которые обращаются в кровеносной системе будущей матери, и слышит - одновременно.

Итак, если вы с радостью и удовольствие проговариваете наборы из десяти слов по каждому «школьному предмету», то примерно тоже самое будет слышать и чувствовать и ваш будущий ребенок. В системе МИР установлено, что ребенок в этом состоянии может запоминать большие куски текста. …

Какие точно объёмы и на каких языках ваш ребенок может запомнить – мы говорить пока не будем. Об этом вы найдете информацию по ресурсах РК МИР и после регистрации.

Полный текст и рекомендации этой главы, а также результаты пренатального и перинатального обучения ребенка можно найти на сайте www.rebenokh1.narod.ru

2. Материалы обсуждения в чате руководства МИР пренатальной и перинатальной Педагогике и ссылки на ресурсы в Интернет

Http://vk.com/id153333881

Http://www.baby.ru/blogs/post/48704104-25392300/
Питание при планировании и беременности! Статья всем представительницам прекрасного пола!!! Читайте все-все интересно

Полный текст материалов обсуждения в МИР-чатах и ссылки на различные ресурсы - см. www.rebenokh1.narod.ru/mir0200.htm

Толокнеева Елена Ивановна

Ставропольский государственный университет, г. Ставрополь

Последние десятилетия XX века и начало XI века отмечены возросшим интересом к проблемам перинатологии (наука, изучающая перинатальный период: peri (греч.) – вокруг, около; natus (лат.) – рождение; logos (лат.) – учение). В настоящее время все чаще говорят о пренатальной психологии, пренатальной педагогике и пренатальном воспитании (воспитании ребенка до рождения). Многие ученые, педагоги и психологи (В.В. Абрамченко, И.В.Добряков, Н.П. Коваленко, Е.В. Могилевская, Р.В. Овчарова, Н.Д. Подобед и др.) подтвердили важность пренатального развития ребенка как основы для его будущего воспитания, обучения и полноценного, творческого включения в человеческую культуру.

Более ста лет назад ученые обратили внимание, что в мозгу новорожденных детей имеется значительное число атрофированных нейронов и возникло предположение, что они атрофируются в период внутриутробного развития ребенка в связи с их невостребованностью . К этому времени уже существовало достаточно достоверной информации о том, что от числа нервных клеток головного мозга в значительной степени зависит интеллект будущего ребенка. В связи с этим в конце семидесятых, начале восьмидесятых годов XX века сначала в Европе, а потом в Америке появились идеи о воспитании и развитии ребенка еще в дородовый период, появились новые специальные отрасли психологии и педагогики – пренатальная психология (peri-вокруг, около; natalis-относящийся к рождению), которая изучает, как события, происходящие во время беременности, родов, послеродовом периоде влияют на формирование психики взрослого человека и пренатальная педагогика , то есть педагогика дородового развития и воспитания ребенка.

Пренатальная педагогика представляет собой комплексное воздействие (через музыку, эстетические впечатления, положительные эмоции) на беременную, плод, семейную систему в целом, с целью оптимизации внутриутробного развития ребенка .

В XX веке был проведен ряд исследований, доказавших реальность развития и воспитания пренейтов (еще не родившиеся, формирующиеся дети). Это возможно как при непосредственном воздействии на их тактильный и слуховой анализаторы, так и опосредованно через организм матери. При систематическом и целенаправленном раздражении анализаторов происходит активизация нейронов, стимулируется процесс образования межнейронных связей (Бертин А.М., Верни Т., Комова М.Е., Чичерина Н.А. и др.). Т. Верни (Th. Verny) утверждает, что «плод видит, слышит, ощущает вкус, приобретает опыт и даже обучается in utero» .

В презентации Международной организации ассоциаций перинатального образования (ОМАЕР) говорится, что широкое внедрение пренатального образования может иметь целый ряд благотворных последствий. Для ребенка оно является фундаментальной профилактикой генетически не обусловленных соматических и психических расстройств, способствует формированию здорового , уравновешенного, творческого и открытого человека. Пренатальное образование облегчает последующее обучение ребенка, а затем подростка благодаря рано сформированным связям его с родителями.

Выделение в перинатологии области перинатальной педагогики было обусловлено, с одной стороны, развитием науки и получением многочисленных фактов, свидетельствующих о том, что у плода рано развиваются психические функции, о возможности установить с ним обратную связь. С другой стороны, возникло понимание, что профилактика осложнений течения различных этапов репродуктивного процесса во многом может быть основана на предоставлении женщине и мужчине тщательно отобранной информации об этом, снижающей тревогу перед неизвестным, на усвоении ими целого ряда навыков, на выработке поведенческих стереотипов.

Процесс обучения и воспитания в основном происходит за счет:


  • предоставления информации, ознакомления с ней и усвоения ее;

  • общения с окружающими и подражания им;

  • приобретения собственного опыта .
Пренатальное образование способствует личностному росту родителей , укрепляет их взаимоотношения, обеспечивает нормально протекающую, прожитую в полноценном общении с пренейтом беременности и легкое родоразрешение. В связи с этим несомненен тот факт, что обучение потенциальных родителей (до зачатия и в период беременности) имеет огромную важность и возможно путем получения новой информации, приобретения новых навыков, опыта.

Однако в тот же момент, широкое распространение обучения родителей, будучи, безусловно, положительным явлением, имеет и свою оборотную сторону. Если обучение проводится недостаточно компетентными специалистами, возможно появление большого количества негативных последствий, вплоть до формирования у родителей нездоровых амбиций, выражающихся в стремлении к несвоевременно раннему развитию детей. Завышенные притязания и требования к пренейтам и к детям раннего возраста, неправильные воспитательные установки приводят к перенапряжению, к развитию у детей нервно-психических нарушений и т.д. В связи с этим становится особенно актуальной проблема организации качественных методических разработок для родителей, подготовки квалифицированных преподавателей, налаживания системы лицензирования предлагаемых ими программ .

В настоящее время в нашей стране важность и эффективность перинатальной педагогики признана и является обязательным разделом деятельности медицинских работников лечебно-профилактических учреждений охраны материнства и детства, где создаются «Школы материнства», «Школы молодой матери» и пр. . Однако в образовательных учреждениях пренатальная педагогика не нашла достаточного распространения. Хотя молодежь также должна являться категорией, получающей пренатальное образование, в том числе и с целью профилактики абортов, число которых, не смотря на обилие существующих сегодня методов предупреждения нежелательной беременности, в нашей стране продолжает оставаться на высоком уровне (особенно в молодежной среде). Зачастую именно из-за незнания особенностей внутриутробного развития ребенка, современных исследований и открытий в этой области , решение вопроса о сохранении беременности склоняется в сторону ее искусственного прерывания. Поэтому пренатальное образование в целом и пренатальная педагогика в частности может явиться эффективным средством профилактики этого явления.

Таким образом, пренатальная педагогика осуществляет профилактику искусственного прерывания беременности, развивает чувство родительства посредством формирования духовной связи между родителями и нерожденным ребенком, способствует нормальному течению беременности и рождению здоровых, желанных детей, укрепляет семьи, делая их более гармоничными и стабильными, и, следовательно, имеет большое значение для развития общества в целом.

Библиографический список


  1. Белогай К.Н. Введение в перинатальную психологию : Учебное пособие. – Томск: ТПГУ, 2008.

  2. Верни Т. Рождение и насилие // Феномен насилия (от домашнего до глобального): взгляд с позиции пренатальной и перинатальной психологии и медицины / Под ред. проф. Г.И. Брехмана и проф. П.Г. Федор-Фрайберга. – СПб., 2005.

  3. Добряков И.В. Перинатальная психология. – СПб.: Питер, 2010.

  4. Подобед Н.Д. Внутриутробное воспитание плода // Перинатальная психология и акушерство: Учебное пособие / Под ред. проф. Н.А. Жаркина. – Волгоград: Волгоградская медицинская академия, 2001.

  5. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации «О совершенствовании акушерско-гинекологической помощи в амбулаторно-поликлинических учреждениях» от 10 февраля 2003 г. – № 50.

Т.А.Сваталова, к.п.н., доцент КРДО ГБОУ ДПО ЧИППКРО Искусство воспитания имеет особенность, что почти всем оно кажется знакомым и понятным, а иным - даже легким, и тем понятнее и легче оно кажется, чем менее человек с ним знаком, теоретически или практически. К.Д. Ушинский План Перинатальная педагогика как наука Значение и особенности внутриутробного периода развития ребёнка Воздействие среды на развитие и воспитание будущего ребенка Народная педагогика о жизни до рождения Перинатальная педагогика как наука Перинатальная педагогика - молодая отрасль педагогики, изучающая управление различными факторами, влияющими на внутриутробное развитие плода. Задача перинатальной педагогики: сформулировать основные правила поведения беременной женщины для развития здорового ребенка, опираясь на знание закономерностей внутриутробного развития плода. Значение и особенности внутриутробного периода развития ребёнка Внутриутробное воспитание малыша Развитие ребенка до рождения Помесячное развитие плода Внутриутробное воспитание малыша Роль звуков и музыки в пренатальном воспитании Качество эмоциональной связи, существующей между матерью и ребенком Сознательное, положительное отношение к плоду во время беременности Физический уровень. Сознательное отношение к питанию. Эмоциональный уровень. Эмоции и окружающее человека пространство характеризуются очень тесной взаимосвязью. Ментальный уровень. Осознанное влияние на силы подсознания следует строго контролировать. Развитие ребенка до рождения Восприимчивость плода Движения плода Вкусовые ощущения плода Слуховые ощущения плода Зрительные ощущения плода Познавательная деятельность плода Личность плода Помесячное развитие плода К 4-м неделям у ребенка закладываются практически все жизненноважные органы - нервные ганглии (прообраз мозга), легкое, желудок, печень, поджелудочная железа, эндокринные железы. К этому времени у него формируются первичная почка - мезонефрос, зачатки рук и ног, а также 4 пары жаберных дуг: На 5-й неделе беременности у зародыша формируются мочевой пузырь, прямая кишка, половые валики, продолжают развиваться бронхи и легкие, а также закладывается окончательная почка - метанефрос. На 6-8-й неделе у ребенка формируется лицо, у него уже можно разглядеть появляющиеся глаза и уши, а также пальчики рук и ног. В это время происходит интенсивный рост головы, которая может составлять половину от всей длины туловища. Размер ребенка на 8-й неделе около 3-х см: Плодный период внутриутробного развития Этот период продолжается с 9-й недели беременности до момента рождения. В это время происходит дальнейшее развитие и созревание всех органов и систем ребенка. Ребенок увеличивается в размере, набирает массу. В возрасте 3 месяцев длина ребенка уже составляет около 9 сантиметров, он уже начинает двигаться, хотя мать этих движений еще не замечает. В 4 месяца его длина уже около 16 сантиметров, он уже умеет открывать и закрывать рот, если дотронуться до его губ: С 16-20-й недели мама уже начинает чувствовать шевеления своего ребенка. В 24-25 недель беременности длина плода уже составляет 30 сантиметров, а масса - около 700 грамм: В 28 недель все органы ребенка уже сформированы, однако не совсем зрелые. Длина его при этом составляет около 35 сантиметров, а масса - около 1000 грамм. В этот период у ребенка уже появляется шанс выжить в случае преждевременных родов: В возрасте 32-х недель масса ребенка уже около 1600 грамм, а длина его в этот период уже около 40 сантиметров. И, наконец, в 40 недель беременности ребенок уже вполне созрел и готов к самостоятельной жизни. Начинаются роды… Воздействие среды на развитие и воспитание будущего ребенка Отрицательные воздействия во время беременности и их последствия для плода Внутренние тератогенные факторы Внешние тератогенные факторы Критические периоды внутриутробной жизни плода Дородовая диагностика пороков развития плода Народная педагогика о жизни до рождения Психология беременности Симбиоз «мать-дитя» Биохимическая связь Гормональная и эмоциональная связь Нервно-психическая связь Психологические особенности беременной Антенатальная психология Развитие органов чувств и формирование сенсорного опыта плода Научное подтверждение мудрости народных традиций как истоков перинатального воспитания Звуки музыки в жизни плода Значение психологического комфорта матери для здоровья плода Забота о здоровье плода, отраженная в народной традиции Психология рождения Развитие нервной системы и головного мозга Психический опыт новорожденного Генетическая программа развития и обучение Основы формирования здоровой психики ребенка Подготовка родителей к воспитанию ребенка в семье. Условия для формирования здоровой психики ребенка Роль матери в успешном развитии психики ребенка

Портфолио

«Пренатальная (дородовая) педагогика»

Что нужно знать будущим родителям о пренатальной педагогике и дородовом воспитании?

Жизнь становится все быстрее, воспитание и обучение детей начинаются все раньше – вот одна из примет нашего времени. Современные родители как никогда увлечены самыми разнообразными методиками раннего развития: мы учим детей читать с 2 лет, с 3-х лет начинаем изучать английский и т.п. Ученые пошли еще дальше, они настойчиво предлагают начинать обучение детей в утробе матери. Появилась специальная наука о дородовом обучении и воспитании детей – пренатальная педагогика.

Из истории пренатальной педагогики

Пришли отец и мать к мудрецу и спрашивают:

- Нашему малышу уже целых пять дней, посоветуйте, когда нам начинать его воспитывать?
Мудрец ответил:
- Вы опоздали на девять месяцев и пять дней!

Продолжение рода – одна из важнейших задач человечества. Народы, которые смогли создать действенные системы воспитания, в том числе дородового, процветали в древности и продолжают процветать сегодня. В древности основное внимание уде ляли , позднее - . В начале 20 века был выявлен интересный факт, который перевернул представления ученых о сущности дородового воспитания и привел к возникновению целой науки – пренатальной педагогики.

Дело в том, что в мозгу новорождённых было обнаружено много атрофированных нейронов. Ученые предположили, что это происходит во время внутриутробного развития из-за их невостребованности, то есть ребенок теряет часть своего интеллекта еще до рождения. В результате дальнейших исследований и экспериментов к концу 70-х – началу 80-х гг. в Европе и Америке утвердились идеи раннего дородового развития ребенка и сформировались пренатальная педагогика и пренатальная психология . Не обошлось и без перегибов. Будущие мамы и папы излишне активно включились в процесс дородового воспитания. Дошло до того, что среди беременных было модно один день в неделю отказываться от еды (а некоторые не ели и по три дня подряд), чтобы ребенок начинал активно двигаться и просить пищу. Увлечение подобными физическими тренировками плода для многих закончилось кесаревым сечением.

В Россию пренатальная педагогика пришла с перестройкой, в середине 90-х годов 20 века широко распространилась методика М. Лазарева, направленная на обучение будущей мамы основам общения с еще не родившимся ребенком.

«Процесс получения плодом звуковой информации должен сопровождаться развитием других функций, прежде всего двигательной. Информация, полученная им, не просто запоминается нейронами, как это происходит после рождения. Она в прямом смысле слова лепит сами нейронные клетки. Отсюда ещё одно важное положение: пренатальный опыт плода становится основой его личности, на которую должно опираться всё последующее образование» (М. Лазарев).

Пренатальная педагогика – мода или необходимость?

Пренатальная педагогика – это целенаправленное, осознанное воздействие на еще не родившего ребенка с целью улучшения его интеллекта, формирования определенных качеств личности, укрепления нервной системы и здорового развития ребенка в целом.

Все чаще в книгах и учебниках пишут не «плод», а «внутриутробный ребенок». Еще до рождения ребенок слышит, различает голоса, чувствует ритм и музыку. Еще до рождения начинается формирование личности ребенка, его эмоциональное, интеллектуальное, психическое развитие, и именно пренатальный опыт в будущем станет основой личности человека.

Все это означает, что пренатальная педагогика – это объективная реальность, а не просто очередное модное увлечение, и будущим родителям необходимо ее принять. Есть официальная статистика, подтверждающая эффективность методов пренатальной педагогики , их позитивное влияние на общее психофизиологическое развитие детей и их здоровье.

Простые и доступные методы пренатальной педагогики

Методы пренатальной педагогики – это особые методы и средства самого раннего воздействия на ребенка с целью его развития. В сущности, многие из методов пренатальной педагогики - это простые и доступные действия, которые любящие родители выполняют инстинктивно.

1 . Первый и самый важный метод - физический контакт с ребенком . Это и поглаживания живота, и нежные прикосновения мамы или папы. Любой ребенок ждет этих минут, реагирует на приятные тактильные ощущения, отвечает движениями. Хорошо начинать и заканчивать день с помощью физического контакта с ребенком, этот ритуал позволит укрепить эмоциональную связь с крохой, успокоит его. Вы, наверное, обращали внимание, что многие будущие мамы часто кладут одну или обе руки на живот – так они поддерживают постоянную связь с ребенком.

2. Физический контакт нужно совмещать с речевым воздействием . Говорите с ребенком, рассказывайте, что видите вокруг, что делаете, как Вы его ждете и любите, какой он родится умный, красивый, здоровый и т.д. После рождения дети узнают голоса родителей и тех, с кем часто общалась мама во время беременности. Песни, которые Вы будете петь еще не родившемуся крохе, сказки, которые будете читать, ребенок узнает после рождения. Именно они станут самыми любимыми, помогут успокоить малыша.

3. Музыкальное воспитание ребенка начинается в утробе матери. Моцарт, Вивальди, Шопен и др. «солнечные» классики необычайно благотворно влияют на развитие детей. Существуют и специальные музыкальные сборники для беременных, построенные на принципах пренатальной педагогики, обратите на них внимание. Например, сборник «Музыка рождения» М. Лазарева.

4. Умственные упражнения и творческие занятия будущей мамы (рисование, лепка, пение, игра на музыкальных инструментах, сочинение стихов, рукоделие и т.д.) вовлекают ребенка в процесс познания окружающего мира. Живите полной жизнью, ходите на концерты и выставки, посещайте музеи, позвольте себе небольшие путешествия и экскурсии. Ваши впечатления станут мощным импульсом для развития ребенка, создадут благоприятный эмоциональный фон.

Сенсорные способности плода.

Органы чувств соответствующие центры мозга плода, отвечающие за сенсорное восприятие, развиваются уже к третьему месяцу беременности. На протяжении последующих шести месяцев они совершенствуются и специализируются в соответствии с выполняемыми функциями.

Зрение, которое невозможно без света, находится в состоянии временного бездействия. Плод воспринимает лишь слабый оранжевый свет, да и то при непосредственном освещении живота матери.

Вкус у плода уже хорошо развит, плод даже может отдавать предпочтение одного другому. Это было установлено путем добавления в амниотическую жидкость (околоплодную воду, которую потребляет плод) сахара, после чего плод употреблял двойную порцию этой жидкости. При добавлении же горького раствора количество потребляемой плодом жидкости снижалось в несколько раз. Внутриматочная жидкость подвержена влиянию всего, что съедает и выпивает мать. Это способствует привыканию плода к вкусу той пищи, которую он будет потреблять после рождения и которая характерна для региона проживания родителей.

На сегодняшний день наиболее хорошо изучены чувствительность и слух. Кожа плода подвергается непрерывному воздействию мышц матки и брюшной стенки. Таким образом, это дает возможность поддерживать тесный контакт между отцом, матерью и плодом через брюшную стенку. Отмечено, что когда отец или мать совершают нежные поглаживания живота, то ребенок ощущает эти прикосновения и ещё до рождения он чувствует эмоциональное успокоение и заботу родителей, что в дальнейшем сказывается на его дальнейших отношениях с родителями уже после рождения и когда он становится более взрослым ребёнком.

Внутренне ухо, воспринимающее звуки и передающее сигналы в мозг плода, формируются уже в конце шестого месяца беременности. Звук оказывает огромное влияние в развитии не только плода, но и дальнейшей самостоятельной жизни ребенка. Звуки голоса матери и отца отличаются по тембру и частоте, поэтому важно, чтобы оба родителя принимали участие в беседах с малышом. Можно просто рассказать, как прошел день, как вы ждете его появления на свет, можно спеть нежную песенку – замечено, что колыбельные, которые мать пела во время беременности, лучше успокаивают новорожденных, поскольку они давно им знакомы! Эти разговоры устанавливают контакт между родителями и ребенком, и он сохранится на долгие годы.

Малыши часто узнают песни и музыку, услышанные в пренатальном периоде, причем они действуют успокаивающе на ребёнка и могут использоваться родителями, например, при его сильном эмоциональном напряжении как успокаивающее средство. Что касается рок-музыки, металла и альтернативной музыки, то всеми специалистами отмечается, что она приводит плод в состояние бешенства. Он начинает причинять матери непереносимые страдания, которые она испытывает от бурного движения плода. Такое воздействие на плод является негативным и отрицательно действует на его развитие в утробе матери и на состояние психики уже после рождения. Дети родителей, увлекающихся рок-музыкой, чаще страдают различными нервными расстройствами. Избежать такого отрицательного влияния можно - прослушивание классической успокаивающей музыки.

Эмоциональный след в формировании личности ребенка

Развивающийся плод запоминает не только сенсорную информацию, но и хранит в памяти клеток сведения эмоционального характера, которые поставляет ему мать.

Любовь, с которой мать вынашивает ребенка; мысли, связанные с рождением; богатство общения с плодом оказывают влияние на развивающуюся психику плода и его клеточную память, формируя основные качества личности, сохраняющиеся на протяжении всей жизни.

Отношение матери к плоду во время беременности оставляет стойкие следы на развитии его психики. Эмоциональный стресс соотносится с преждевременными родами, большой детской психопатологией, более частыми возникновениями шизофрении, нередко со школьными неудачами, высоким уровнем правонарушений, склонностью к наркомании и попыткам суицида.

Был проведен опрос около 500 женщин. 1/3 из них никогда не думали о вынашиваемом ребенке - дети таких матерей имели при рождении вес ниже средних показателей, у них чаще наблюдались различные серьёзные нарушения в работе пищеварительного тракта и нервные расстройства. В раннем возрасте такие дети плакали намного больше. Впоследствии они испытывали определенные трудности в процессе адаптации к окружающей жизни.

Питательной средой для формирования психики, эмоционального и физического состояния ребенка являются собственные мысли и чувства матери, а потребность в любви и общении возникает еще до рождения.

Таким образом, из-за бестолкового отношения матерей к своему ребенку во время беременности привели к проблемам как физического, так и эмоционального состояния детей уже после рождения.

Можно привести такой пример влияния эмоционального состояния матери на взрослого ребенка. Мужчина испытывал внезапные приливы жара, сопровождающиеся страхом смерти. Психиатр ввел его в гипнотическое состояние и прокрутил в обратном порядке всю его предыдущую жизнь. Вспоминая девятый и восьмой месяцы внутриутробного развития, этот человек чувствовал себя нормально. Однако, когда подошла очередь седьмого месяца - его голос вдруг резко прервался, лицо исказилось ужасом, появился сильный жар - психиатр прекратил работу и вывел пациента из гипнотического состояния. После этого была проведена беседа с матерью этого мужчины и выяснилось, что на седьмом месяце женщина была в состоянии сильной депрессии и пыталась прервать беременность, парясь в горячей ванне. С тех пор прошло 30 лет. Однако, клеточная память сына сохранила ощущение чрезмерного жара и мысль о смерти, которая присутствовала в сознании матери, когда она принимала чрезмерно горячие ванны.

При стрессе организм, в частности надпочечники, начинает вырабатывать так называемые стрессовые гормоны (катехоламины), которые помогают справиться с возникшей ситуацией. Эти гормоны проникают через плацентарный барьер и оказывают воздействие на плод, формируя физиологическое состояние, отражающее состояние матери. Однако у плода оно гораздо сильнее и имеет большую значимость, поскольку у взрослого человека за время его жизни развиваются защитные реакции, отсутствующие у плода.

Как видно из данного примера, что не только развитие в послеродовой жизни оказывает влияние на формирующуюся личность человека, но и события и условия пренатального периода играют не менее важную роль в жизни уже взрослых людей.

Не нужно думать, что даже самые маленькие огорчения влияют на развитие плода и формирование ребенка как личности. Речь идет только о сильных и длительных стрессах и переживаниях. Например, длительные плохие взаимоотношения супругов. Кроме того, следует помнить, что будущие матери обладают так называемым защитным щитом, предохраняющим ребенка: любовью к нему. Она способна защитить плод от вредного воздействия даже в очень тяжелых, экстремальных ситуациях.

Особое отрицательное воздействие на органы плода и формирование его нервной системы имеют сильные стрессы и негативные эмоции матери. Результатом этого воздействия может стать нарушение интеллекта и социальной адаптации будущего человека.

Чтобы создать благоприятные условия для развития интеллекта будущего ребенка, беременная женщина должна все делать в свое удовольствие - заниматься деятельностью, связанной с творчеством, интересоваться искусством и всячески самосовершенствоваться. Прекрасно, если во время беременности она занимается музыкой, рисованием, рукоделием, посещает концерты с классической музыкой и картинные галереи. Наиболее благополучными и умными получаются дети у тех мам, которые во время беременности максимально раскрывают свой потенциал, а не изобретают способы обучения для еще не родившегося младенца, как будто сразу готовясь отправить его на работу сразу после рождения.

В тех случаях, когда мы испытываем чувство радости, счастья, процветания - наш мозг вырабатывает эндорфины - так называемые «гормоны счастья». Они способны сообщать плоду ощущения покоя или радости. Если он часто испытывает эти состояния в утробе матери, то они запоминаются и определенным образом окрашивают характер будущего мужчины или женщины.

Эмоции и пространство характеризуются очень тесной взаимосвязью. Несчастье, душевная боль вызывают ощущение сжатия сердца, нехватки воздуха. Такие отрицательные эмоции, как страх, ревность, злоба приводят к появлению чувства тяжести, плохого самочувствия и закрепощения.

Радость заставляет наше сердце петь. Например, когда мы влюблены и когда любовь взаимна, нам легко и хорошо. Кажется, что за спиной выросли крылья, нас переполняет энергия.

Очень полезно культивировать в себе подобное состояние счастья и внутренней свободы, передавая его ребенку, который зафиксирует в своих клетках это ощущение незабываемой радости.

Музыка, пение, поэзия, искусство позволяют достичь данного внутреннего состояния и воспитывают в ребенке чувство прекрасного. В этом процессе важную роль играет не только мать, но и будущий отец ребенка. Отношение к жене, беременности и ожидаемому ребенку - главный фактор, формирующий у него ощущение счастья и силы, которое передается ему через уверенную в себе и спокойную мать.

Многочисленные опросы матерей показали, что у мам, ждущих ребенка и любящих его еще до рождения, дети рождаются более здоровыми и психически устойчивыми. У женщин, находящихся в неблагополучной семейной ситуации или плохих социальных условиях, рожаются дети, которые чаще страдают различными серьёзными нарушениями в работе пищеварительного тракта и нервными расстройствами. Кроме этого такие дети хуже приспосабливаются к жизни в обществе.

Рождение здорового и умного малыша является заботой не только его матери. Существует множество факторов, влияющих на развитие плода, за которые женщина несет только косвенную ответственность. Доброжелательный семейный климат в семье зависит не только самой беременной, но и от её мужа, а также их родителей - будущих бабушек и дедушек.

Таким образом, положительные эмоции матери нужны ребенку еще до рождения и являются очень важным фактором, обеспечивающим формирование его положительного опыта. Именно в период внутриутробной жизни у него формируется то или иное отношение к внешнему миру, которое впоследствии найдет свое отражение в его дальнейшей жизни, в том числе на его эмоционально-личностном состоянии.

Запись информации на клеточном уровне.

Сегодня всё больше и больше учёных разных областей сходятся в мысли, что элементарные частицы, составляющие атомы, молекулы и живые клетки, подчиняются не только законам физики, но и законам физиологии. Так, эти частицы способны хранить память о событиях, воспроизводить эту информацию и даже делиться ею с другими частицами.

Иными словами, у каждой элементарной частицы есть свой психический или энергоинформационный двойник, а информация, хранящаяся этим двойником, определяет вибрационные характеристики элементарной частицы. Данный факт доказан учёными также с точки зрения математических расчётов. То есть, чувства, эмоции, мысли, страхи, намерения матери напрямую влияют на вибрационные свойства клеток формирующегося в ней ребёнка.

Ученые из Великобритании и США доказывают верность этого вывода с помощью математических расчетов. Информация о психике, мыслях и чувствах матери, получаемая формирующимся существом, определяет вибрационные свойства его клеток.

То есть всё, через что человек проходит, записано в его хромосомах, и что ещё более важно, является впоследствии его генетическим капиталом. В этом ключе качество мироощущений беременной и рожающей женщины должно рассматриваться как определяющее не только для конкретного ребёнка, но и для всего рода

Отношение к плоду во время беременности.

Беременная женщина является сосредоточением различных энергий, структурирующих материю. Она носит в себе проект нового существа. Поэтому поступки, мысли и чувства беременной женщины являются причиной образования или притяжения определенных типов энергии. Если будущая мать старается исключить из своей жизни все негативные моменты, то она как бы привносит в свое тело и сознание положительны эмоции и предоставляет формирующемуся плоду наилучший физический материал и качественную информацию, существующую на физическом, эмоциональном и ментальном уровнях.

    Физический уровень . Рассмотрим физический уровень на примере питания. Если будущая мать испытывает в процессе еды радость, чувство благодарности к природе за, например, свежее яблоко, то она приносит тем самым огромную пользу ребенку как в эмоциональном, так и в физическом плане. Кроме того, она воспитывает в нем положительное отношение к пище - уже после рождения ребенок будет менее капризен в процессе кормления и будет есть не через силу и с помощью уговоров, а с удовольствием. Те же матери, которые относятся к процессу употребления пищи, как к надоедливой необходимости и делают это на ходу или на работе рискуют привить те же качества и будущему ребенку, что отрицательно скажется на его как физиологическом, так и на психическом развитии.

    Ментальный уровень . На ментальном уровне женщины, обладающие богатым воображением, могут успешно его использовать в формировании личности будущего ребенка. Если воображение матери направлено на такие категории как красота, доброта, мудрость и т.д., то его можно использовать в период беременности для создания самых комфортных условий для плода на ментальном уровне. Например, будущая мать может часто использовать различные, спокойные цвета, украшать жилище в различной цветовой гамме. Она может рассматривать радугу и представлять, как цвета радуги вливаются в её малыша. Цвета радуги являются самыми оптимальными, так они созданы самой природой во время дождя и лучей солнца.

Также будущая мать может представить себе те качества, которые бы она хотела видеть в ребенке.

    Эмоциональный уровень. Эмоции и пространство характеризуются очень тесной взаимосвязью. Отрицательные эмоции вызывают ощущение сжатия сердца, нехватки воздуха, а также приводят к появлению чувства тяжести, плохого самочувствия и закрепощения.

Радость переполняет нас энергией. Очень полезно поощрять в себе состояние счастья и внутренней свободы, передавая его ребенку, который зафиксирует в своих клетках это ощущение незабываемой радости.

Беременность по месяцам: внутриутробное развитие плода

1 месяц

Вы

С момента зачатия организм увеличивает объем крови. Это приводит к тому, что сердце, почки и легкие начинают работать энергичнее. Ваша фигура не изменилась, но груди немного набрякли. Возможно, в талии вы прибавите несколько миллиметров. Это первые изменения в вашем организме. На этой стадии будущая плацента прикрепляется к стенке матки, что может вызвать тошноту, сонливость и перемены настроения.

Ваш ребенок

В конце первого месяца беременности ваш будущий ребенок представляет собой эмбрион, который очень маленький, меньше рисового зернышка.

2 месяц

Вы

Задержка месячных говорит Вам о том, что Вы действительно беременны. Можно сделать простой тест на беременность, который продается в аптеке. Живот и груди продолжают увеличиваться. Соски становятся темнее, а также могут проявляться подкожные вены на грудях и на животе. Вы можете чувствовать усталость и сонливость, тошноту, головные боли, раздражительность, частые изменения настроения.

Ваш ребенок

Эмбрион растет, увеличивается изнутри, и его клетки начинают разделяться. Внешние клетки перерастают в кожу и нервы ребенка; средние – в кости, кровеносную систему, почки, половые органы, мышцы; внутренние – в органы пищеварения и дыхания. К концу 8–й недели заканчивается формирование зачатков разных органов и систем, и эмбрион начинают называть плодом.

3 месяц

Вы

Талия начинает увеличиваться, но округлый животик появится позже. Груди увеличиваются. Более ярко выраженными становятся вены живота, ног. Это происходит вследствие увеличения объема крови. Вы можете чувствовать запоры, тошноту вздутие живота, усталость и сонливость, головные боли и усиление аппетита

Ваш ребенок

Сейчас идет развитие головного и спинного мозга, сердца, органы чувств и формируются вкусовые рецепторы у вашего будущего ребенка. Развиваются половые органы, но пол ребенка установить еще тяжело. Плацента и пуповина уже сформированы. Плод приобретает человеческие черты.

4 месяц

Вы

В этот период Вы можете прибавить в весе до 0,5 килограмма. Груди растут, этот процесс может быть болезненным. Веснушки и родинки становятся темнее, а на животе от пупка до лобка появляется коричневая полосочка, которая исчезнет только после родов. Становится еле заметным ваш животик. Это происходит благодаря тому, что матка и ребенок развиваются

Ваш ребенок

Вы еще ничего не чувствуете, но Ваш ребенок уже делает попытки двигаться. Ушная раковина продолжает формироваться, а внутреннее ухо уже сформировано. Формируются пальчики на руках и ногах. Продолжается формирование всех органов и систем. Растет голова. Появляются зачатки зубов.

5 месяц

Вы

Грудь продолжает увеличиваться. Ваш животик становится все более заметным и округляется. Вы можете почувствовать первые движения Вашего ребенка. Вы можете чувствовать усталость, усиление аппетита, судороги ног, отеки ног, боли в спине, обмороки. Также могут возникнуть проблемы с зубами.

Ваш ребенок

Увеличивается интенсивность движений Вашего ребенка. Длина тела составляет более 20 см. Тело ребенка защищает смазка, вещество похожее на густую сметану, на голове начинают расти волосы, появляются брови и ресницы. С помощью гинекологического стетоскопа можно услышать сердцебиение ребенка.

6 месяц

Вы

Вы достаточно быстро набираете вес (норма 300 грамм в неделю), это может отразиться на бедрах и в области живота. Это может привести к болям в области позвоночника, спины, тяжести в ногах. Подберите себе хороший комплекс упражнений.

Ваш ребенок

У ребенка можно различить пальцы на руках и ногах. В длину ребенок достигает до 33 см и весит 800 – 900 г. Сейчас ребенок реагирует на свет, открываются глаза. В случае преждевременных родов ребенок может выжить при очень интенсивной медицинской помощи и опеке.

7 месяц

Вы

Различные кожные высыпания могут появиться в этот период. Пигментные пятна могут появиться на лице. Вас может беспокоить боль в спине, изжога, увеличение потоотделения. Может происходить сокращения матки.

Ваш ребенок

Ребенок продолжает двигаться, но могут определяться стадии сна и активного поведения; реагирует на звуки, свет. Может сосать большой палец и отличать сладкий вкус от кислого. Запоминает голос мамы и папы.

8 месяц

Вы

Ваш живот становится больше, выравнивается пупок, а на теле могут появиться растяжки, поэтому пользуйтесь специальными кремами. Вы можете чувствовать легкие схватки, судороги ног, одышку.

Ваш ребенок

Ребенок может слышать и видеть. Почти все системы хорошо развиты, кроме легких. Мозг в этот период растет очень интенсивно. Ребенок принимает боле удобное положение для будущих родов, как правило, головой вниз. Длина Вашего ребенка достигает 45 см, а вес до 2,5 кг.

9 месяц

Вы

В этот период постарайтесь устраиваться наиболее удобно и комфортно. Вы можете ощущать недостаток воздуха, не можете сделать глубокий вдох. Это следствие того, что матка давит на диафрагму. Когда матка и живот опустятся, дышать вам будет лучше, но увеличится нагрузка на мочевой пузырь. Вы можете чувствовать усталость или, наоборот, императивность - это признак приближающихся родов.

Ваш ребенок

Ребенок уже полностью сформировался. Средний вес составляет 3 кг. Ребенок должен занимать положение головой вниз, меньше двигаться, потому что не хватает места в матке. Ребенок набирается сил, и готовиться к выходу в свет. Ваша встреча скоро настанет, вы возьмете ребенка на руки, сможете прижать к себе.

Золотые правила будущей мамы

Беременность - не болезнь. Тем не менее, она требует соблюдения целого ряда мер осторожности.

Валюнчик

Конечно, ваше прекрасное положение - не повод отказаться от привычного ритма жизни. Но все же округляющийся живот требует некоторых изменений в поведении и соблюдении определенных мер предосторожности. Если беременность протекает нормально, активный образ жизни, хлопоты по дому, работа не угрожают здоровью малыша и мамы, но по мере увеличения веса женщине лучше научиться правильно двигаться. От этого во многом зависит ваше хорошее самочувствие.

Правильно наклоняемся

Вам нужно что-то поднять с пола или земли, а живот мешает нагнуться? Нужно не только слегка наклониться вперед, но сначала немного согнуть ноги в коленях и перераспределить на них вес тела. Используйте это положение, если вам надо вымыть ванну или заправить постель на низком диване или тахте.

Правильно спим

Будущей маме удобнее всего спиться на боку. Но чтобы вес распределялся равномерно, желательно положить между коленями небольшую подушку. Тем же, кто страдает онемением или болями в области почек, можно подложить подушку под бок, чтобы не изгибалась спина.

Правильно встаем

Если еще несколько месяцев назад вам достаточно было легкого толчка, чтобы быстро встать с кровати, теперь же необходимы более медленные и постепенные движения, которые не перенапрягают мышцы брюшной полости. Если вы лежите на спине, то перед тем, как встать, повернитесь на бок, подав плечи немного вперед и согнув колени. После этого обопритесь на локоть и подожмите ноги, что поможет перенести их через край кровати и сесть.

Правильно стоим

Если беременная женщина по характеру своей работы вынуждена продолжительное время стоять, это способствует застаиванию крови и жидкости в ногах, вызывая отеки и варикозное расширение вен. Будущей маме необходимо периодически устраивать себе отдых: сесть на стул, подставив под ноги невысокую скамеечку. Часто беременной женщине так и хочется выпрямить спину и "подать" живот вперед, но это приводит к ноющим болям. По этой причине, а также для улучшения кровообращения в тех случаях, когда вы вынуждены подолгу находиться на ногах, попробуйте следующее: подожмите пальцы ног и затем расслабьте их, встаньте на цыпочки и переместите вес тела с одной ноги на другую.

Правильно сидим

Когда вы сидите, очень важно опереться спиной на спинку стула и, если необходимо, подложить маленькую подушку на уровне почек. Если у вас сидячая работа, хорошо бы время от времени прерывать ее, чтобы немного походить: ходьба улучшает кровообращение и предупреждает появление геморроя.

Правильно ходим

Прогулки - то, что нужно беременной женщине. Они тонизируют мышцы ног, предупреждая варикозное расширение вен, укрепляют мышцы брюшной полости. Однако, как только вы почувствуете, что устали, устройте себе передышку: сядьте на ближайшую лавочку и минут пять-десять отдохните. Ходить нужно, держа корпус прямо и расслабив плечи. Обувь должна быть на низком каблуке с удобной колодкой.

Правильно ездим

Если, будучи беременной, вы собрались в дальнюю поездку, помните, что сидеть на одном месте в течение нескольких часов вредно. Поэтому даже в поезде необходимо встать и немного походить по вагону, чтобы стимулировать кровообращение.

В трамвае и автобусе движение не причинит вреда будущей маме и малышу. Однако в общественном транспорте лучше сидеть и подходить к выходу только после полной остановки: из-за внезапного торможения можно потерять равновесие и упасть. И не стесняйтесь попросить, чтобы вам уступили место!

В автомобиле: вы можете занять любое удобное для вас положение, сесть прямо, откинуться на спинку и даже прилечь. Если устали - остановитесь размять ноги.

Как вести себя будущему папе?

Беременная женщина подвержена вспышкам гнева, перепадам настроения, капризам, причина которых кроется в гормональной перестройке организма. Как должен вести себя муж в этот непростой для всей семьи период? Ниже приведены варианты «плохого» поведения с его исправленными версиями и советами психологов.

Никому ничего не должен
Мужчина уверен: все, что надо – он уже сделал. Поэтому не помогает жене по хозяйству. Беременность не болезнь, мытье полов и посуды – исключительно женское занятие. Жалобы жены на тошноту и недомогание называет мнительностью и капризами. Он считает, что имеет полное право расслабиться у телевизора после работы. Где, кстати, пашет как вол. Чтобы прокормить жену и будущего малыша. Торжественный вынос мусорного ведра – единственный подвиг, на который способен уставший муж. Из-за подобного поведения «сильной половины» в семье то и дело вспыхивают скандалы. Когда у жены появится веский довод в спорах – увеличившийся в размерах живот- супруг возьмет на себя закупку продуктов.

! Совет психолога : вы никогда не поймете, что испытывает во время беременности жена. Достаточно осознать – обычные домашние хлопоты стали для нее неподъемными. Ей сложно стоять у плиты из-за обострившейся чувствительности к запахам, тяжело мыть пол из-за подступающей к горлу тошноты. Приготовив ужин, посетив магазин или пропылесосив в комнате, вы никак не уроните своего мужского достоинства.

Не хватает внимания
Будущий папа расстраивается, что ему уделяют мало внимания и «пускается во все тяжкие»: пьет по вечерам пиво с друзьями, задерживается на работе, а после очередного скандала отправляется ночевать к маме. Иногда на горизонте появляется другая женщина, желающая утешить «брошенного» мужчину. К беременной жене супруг предъявляет определенные требования: каждый день поддерживать чистоту и уют в доме, готовить обед из трех блюд, носить кружевное белье, иметь улыбку на лице, приветствовать сексуальные эксперименты, меньше прислушиваться к своему самочувствию и больше слушать своего мужа. Впрочем, некоторые мужчины не любят выяснять отношения. Обидевшись, они уходят из дома без объяснения причин.

! Совет психолога. Зрелый, сильный мужчина переживет период временного охлаждения жены, обусловленного физиологическими процессами. Насколько мало вам придется «страдать» от нехватки внимания, покажет диаграмма. С помощью циркуля начертите круг радиусом 5-7 см. Разделите его на восемь равных секторов. Каждый сектор - около 10 лет жизни. Красным цветом закрасьте площадь, соответствующую срокам беременности жены плюс год - два (когда малыш требует повышенного внимания). Посмотрите, что получилось. Если этот прием не действует, обратитесь к психологу. Специалист поможет освоить новую для вас роль отца.

Ты меня достала
Беременные женщины страдают «болезнью перламутровых пуговиц» - сами не знают, чего хотят. Сначала муж, по мере сил пытается исполнить желания супруги. Среди ночи едет на другой конец города за солеными огурцами, а вернувшись, узнает, что жена передумала и ей нужна клубника. С юмором относится к ежедневным досмотрам на предмет наличия женских волос, отпечатков помады, запаха чужих духов. Изо всех сил старается понять, почему в моменты нежности жена отстраняется от него с плачем и криком «ты меня не любишь». Для мужской логики это нелегкое испытание. Сильная половина теряет терпение, в доме начинаются скандалы. Муж отстаивает свою точку зрения, срывается на крик или объявляет бойкот. Семейная обстановка близка к «вооруженному нейтралитету». Любое, даже рациональное предложение жены супруг отвергает.

! Совет психолога. Залог благополучного течения беременности и счастливой совместной жизни – ваше спокойствие. Женщина порой сама не понимает, что с нею творится, во все виноваты гормоны. Позаботьтесь о том, чтобы супруга не чувствовала себя одинокой, ощущала поддержку, внимание и заботу. Возьмите за правило целовать жену перед уходом на работу и после возвращения домой, расспрашивайте, как прошел день. Не позволяйте собой манипулировать по-крупному, но выполняйте просьбы, которые можете выполнить. Лучший способ пресечь конфликт – обнять жену и сказать, как сильно вы ее любите.

Сексуальная пассивность
Муж всеми силами избегает интимной близости с женой. Причины такого поведения:
- озабоченность самочувствием супруги, боязнь «что-либо там повредить»;
- эстетическая неудовлетворенность внешним видом жены, эгоистический страх, что ее фигура не придет в норму, а секс после родов окажется хуже, чем до них.
Испытывая смешанные чувства, мужчина не склонен обсуждать с женой возникшую проблему. От секса уходит «красиво» («Не жди меня, дорогая, я приеду поздно»; «Ложись спать, любимая, я еще немного поработаю»). На мужчину не действует кружевное белье и призывные взгляды жены. Вместо страстного, долгого поцелуя он «контрольно» чмокает супругу в лоб. Будущий папа отводит взгляд, не прикасается к животу жены. Самый крайний и неблагополучный вариант – бормочет себе под нос: «Ну ты и раздалась, в двери уже не проходишь».

! Совет психолога. Когда мужчиной движет желание не навредить малышу, лучший способ развеять сомнения – почитать специальную литературу, отправиться вместе с женой в женскую консультацию или на курсы подготовки будущих родителей. Примите изменения во внешности жены как временные. Осознайте, советует www.mamam-papam.ru, что беременность – лучшее доказательство вашей мужественности и сексуальной привлекательности, здоровья женщины. Выполните творческое задание: на чистом листке в произвольной форме напишите, за что вы любите жену, найдите позитивные перемены в ее облике. Прочитайте, что вы написали, а затем дайте прочитать эти строки супруге. Стойкое неприятие жены говорит о проблемах во взаимоотношениях, появившихся еще до беременности. Паре рекомендуется посетить семейного психолога.

Хочу мальчика!
Муж изводит жену просьбами «роди пацана» (вариант-дочку). Интерес к полу ребенка нередко подогревают близкие родственники («У вас уже две девчонки, когда мальчик будет?»; «Тебе нужен наследник»; «Внуков – мальчишек – полный дом, где девочка?»). Даже если врач УЗИ огорчит будущего папашу, тот продолжает на что-то надеяться. В день родов он утешает супругу: «Ничего, в следующий раз сделаем мальчика». Или укоризненно качает головой: «А у Сидорова жена вчера мальчика родила».

! Совет психолога. Это поведение обижает женщину, подрывает ее уверенность в себе, насаждает комплексы. «Заказ» на ребенка определенного пола и разочарование, возникающее, если ожидания не оправдываются, негативно сказываются на младенце. Представьте: вы идете на веселую вечеринку, открываете дверь и видите кислые мины присутствующих: «Василий Петрович… А мы вас не ждали, нам нужен Петр Васильевич». Так ощутит себя в мире ваш малыш. Не рассуждайте на тему, кого бы вам хотелось. Одинаково радуйтесь и мальчику, и девочке. Наконец, пол малыша определяет сперматозоид. Хотите знать кто «плохо сработал»? Посмотрите в зеркало.

Ложная беременность
Папа озабочен течением и исходом беременности не меньше, чем супруга. Ходит вместе с нею в женскую консультацию, заставляет мерить давление, выполняет все прихоти, укладывает на диван, покупает мягкие игрушки и сладости. Когда жена мучается токсикозом, ему за компанию становится плохо. Он твердо настроен на совместные роды, читает специальную литературу, учится правильно дышать, но в родзале от него нет никакого толку, потому, что в самый ответственный момент он падает в обморок.

! Совет психолога. Будущий отец должен интересоваться состоянием жены, поддерживать ее и успокаивать. Но при этом - оставаться мужчиной: уравновешенным, мудрым. Не следует баловать жену сладким. Если нет на то соответствующих рекомендаций врача, не поощряйте ее желание лежать на диване. Лучше погуляйте вместе в парке, сквере. Отдельный вопрос – совместные роды. Если мужчина решил присутствовать на них, нужно пройти соответствующую подготовку. Когда есть сомнения в целесообразности поступка – в родах лучше не участвовать.

Плохой папа Мужчина боится перемен, не уверен в том, что он хочет ребенка, считает, что не справится с ролью отца. Он делится своими опасениями с женой. Не участвует в решении бытовых проблем (когда и какую купить кроватку, где ее поставить, нужен ли пеленальный столик). Говорит, что во всем доверяет супруге, а по сути – уходит от проблем.

! Совет психолога. Чувства и эмоции будущего отца понятны. Любовь к малышу возникнет не сразу. Для начала возьмите на себя часть организационных вопросов. Супруга выбирает кроватку - вы обеспечиваете ее доставку и установку. Она составляет список необходимых вещей – вы их покупаете. Общайтесь с ребенком. Ежедневно поглаживайте животик жены, говорите малышу «доброе утро» и «спокойной ночи», рассказывайте о том, как весело вместе будете играть, когда он родится и немного подрастет.

Замечали ли вы, что у беременной женщины особое выражение лица, взгляд, движения, мысли. Она как будто знает великую тайну и самый важный жизненный секрет. Это не зависит от социального положения и места жительства, всех женщин – будущих мам объединяет одно – великое таинство рождения новой жизни. Они становятся другими, теперь каждая мысль и поступок посвящены ему – ребенку в своей утробе.

Беременная женщина испокон веков вызывала почтение и поклонение. Самые гениальные творения скульпторов и художников – женщина в ожидании ребенка или женщина с младенцем. Это великое таинство удивительно меняет женщину, с ней происходят чудесные метаморфозы. Ее больше привлекает искусство, живопись, природа, и все, к чему можно добавить эпитет – прекрасное. Ученых всегда интересовала эта удивительная взаимосвязь женщины и ребенка, которая впоследствии вылилась в раздел науки – «Внутриутробная педагогика».

Современная женщина в стремительном ритме жизни зачастую пренебрегает опытом предков, которые обожествляли женщину, носящую под дитя, и создавали ей особые условия на период . Достаточно часто современных мамочек интересуют совсем другие вопросы — об анализах на беременность и тому подобных мероприятиях, кремы от и как от них избавиться (растяжек), отказ от вредных привычек – стоит\не стоит и как отказаться, как использовать свободное время в декрете, с мужем «за и против», выбор роддома и многое другое. Часто за внешним теряется внутреннее, ведь сам факт беременности должен в итоге подарить миру умное, доброе, гармонично развитое дитя.

Внутриутробная педагогика – наука, суть которой заключается в гармоничном развитии маленького человека еще до его рождения и основывается на закономерностях развития ребенка во время беременности. Первый беременности, когда у малыша формируется головной мозг и вегетативная нервная система, оказывает огромное значение на его развитие и способности в будущем. На развитие такого важного органа малыша, как головной мозг, оказывают влияние не только гены, но и огромный поток информации, которую получает женщина во время беременности. Конечно, знать об анализах на беременность и тому подобное тоже необходимо, но это не настолько важно для развития малыша. Отказ от вредных привычек – стоит\не стоит и как отказаться – бесспорно, важно, но нельзя заменять одно другим. Все это должно быть гармонично и взаимосвязано, так как малыш получает информацию из внешней среды посредством органов чувств матери. Именно поэтому на этом этапе особенно важно, чтобы женщину окружала красота в виде природы или искусства, свежий воздух и позитив, а не смог города, гудки клаксонов, громкая музыка и прокуренный бар.

Пятый месяц внутриутробного развития малыша знаменуется первыми ощутимыми шевелениями. Именно эти толчки являются реакцией малыша на состояние, которое напрямую зависит от мамы. Если женщина расстроена, подавлена, возбуждена или обеспокоена, ее состояние передается малышу, который чувствует дискомфорт и возбужденно «топает» ножками. Именно в этот период у малыша появляются эмоции, и он удовлетворенно сосет пальчик, спокойно засыпая под ровный стук маминого сердца. Поэтому в ответ на чересчур эмоциональные споры по вопросу – роды с мужем «за и против», вы рискуете провести беспокойную ночь, убаюкивая встревоженного малыша.

Внутриутробная педагогика особенно эффективна именно в этот период, так как ваш малыш активно познает мир и внимательно прислушивается к звукам. Пойте, пойте свои любимые, мамины колыбельные, даже если у вас нет слуха. Не хотите петь, читайте стихи, сказки, легкую литературу. Различные F.A.Q. по беременности, всякие советы психологов и педагогов рекомендуют массу полезной для ребенка, на этом этапе развития, литературы. В интернете всегда можно найти информацию и скачать не только классическую и детскую музыку, но и шум дождя, пение птиц, всплеск волн. И у вас не будет вопросов, как использовать свободное время в декрете.

Для подрастающего малыша крайне необходимо общение. Самое важное, что у малыша с мамой удивительным образом выстраивается диалог. Он вас хорошо понимает, слышит, чувствует, он является частью вас, но уже индивидуальностью и личностью. У вас целых девять месяцев, чтобы рассказать ему об удивительном мире, которые его ждет и о тех заботливых и добрых людях, которые вас окружают. Ваш оптимистический настрой и позитивное отношение к окружающему миру передадутся и вашему ребенку. Оградите его от негатива, шума, и агрессивной окружающей среды. Творите, используйте свободное время в декрете с пользой, возможно, вы откроете в себе новые таланты. Займитесь плаванием и йогой, или просто гуляйте. Общайтесь с малышом, и записывайте свои ощущения, разговаривайте и прислушивайтесь. Возможно, подросшему ребенку вы прочитаете ваши беседы.

Загрузка...
Top