Теоретические исследования начинаются с разработки рабочей ги. Основные этапы исследования Исследования начинаются с

Зарипова Венера Рафаэловна,
зав. отделом интеллектуального развития,
педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории
МАОУ ДОД «ГДТДиМ №1»
г. Набережные Челны

С чего начинается исследование?

Любое исследование, открытие, размышление начинается с удивления, недоумения вопроса. Сегодняшняя изменчивая жизнь богата вопросами, на которые надо найти ответы, возникающими проблемами, которые могут помочь с определением темы исследования.

Условно этапы конструирования логики исследования можно разделить на 3 этапа. Так, В.И.Загвязинский, Р.Атаханов выделяют такие этапы как подготовительный (методологический), основной (собственно проведение исследования), и заключительный (оформительский). Именно на подготовительном этапе важно грамотно сформулировать понятийный (методологический) аппарат исследования, а именно определить направление, сферу исследования, формулировать гипотезу, поставить цели и задач исследования, определить методы исследования.

Именно работа на подготовительном этапе определяет направление исследования, а грамотная формулировка основных понятий, цели и задач исследования позволяет более четко построить план проведения исследования. Зачастую на этом этапе у педагогов и детей, которые впервые начинают исследовательскую деятельность, возникают трудности в грамотном определении и формулировке методологического аппарата. Для того, чтобы грамотно сформулировать понятийный аппарат исследования, необходимо разобраться в самих определениях проблемы, гипотезы, цели, задачах и подобрать для их решения методы.

Что же входит в понятийный аппарат научного исследования? Это такие понятия как проблема, аспект, актуальность исследования, цель, объект, предмет, гипотеза, задачи, методика, практическая значимость, новизна исследования.

Любое исследование начинается с определения проблемы, которая стоит либо перед конкретным ребенком, либо перед обществом в целом.

Проблема (от греч. problema — задача) сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения; в науке — противоречивая ситуация, выступающая в виде противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов(большая советская энциклопедия):

  • это вопрос, противоречащий существующим знаниям в данной науке
  • это неизвестное в науке, в практике то, что предстоит понять, открыть, доказать.
  • это противоречивая ситуация, выступающая в виде противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов. В связи с этим научная проблема - это противоречивая ситуация, требующая разрешения.

Проблема исследования может быть сформулирована в результате анализа научной литературы. Если удается определить, какие теоретические положения и практические рекомендации уже наработаны в интересующей области знания и смежных науках, то удастся определить и проблему исследования. Обычно проблема раскрывает лишь часть темы, существенные и недостаточно изученные вопросы.

Проблему часто отождествляют с вопросом. В основном это верно. Каждая проблема - это вопрос. Но не каждый вопрос - это проблема. Проблема возникает тогда, когда старое знание показало свою несостоятельность, а новое еще не приняло развернутой формы. В связи с этим научная проблема - это противоречивая ситуация, требующая разрешения

Например если рассмотреть проблему в межличностных отношениях, то можно рассмотреть такие вопросы как: почему возникают трудности во взаимоотношении детей и взрослых, во взаимоотношениях среди сверстников, от чего зависят налаживание хороших взаимоотношений в коллективе и т.д.

Сформулировать проблему - значит показать умение отделить главное от второстепенного, выяснить то, что уже известно, и что еще пока не известно о предмете исследования.

Заключенное в проблеме противоречие отражает тема, ее формулировка одновременно уточняет проблему. Вытекающие из проблем темы должны быть более конкретизированными. Формулируя тему, автор размышляет над тем, как назвать научную работу.

Научная новизна.

Как уже отмечалось, целью проведения исследования является получение нового для общества знания. Следует отметить, что, когда речь идет о исследовательской деятельности школьников, то новизна результатов может иметь субъективный характер и определяться не по отношению к обществу, а по отношению к исследователю.

Как выбрать тему исследования?

  • Тема исследования - это отражение проблемы в понятиях исследования.
  • Тема должна иметь четкие определенные границы. Если тема очень обширна, то это затрудняет изучить явление более детально и приводит к обилию материала, который выполнить одному человеку становиться сложно
  • Тема не должна быть навязана исследователю и при ее выборе должны учитываться склонности, способности и уровень знаний исследователя.
  • Выбор темы осуществляется исходя из интереса исследователя к проблеме, возможности получения конкретных практических данных, а также наличия специальной научной литературы.
  • Тема во многом определяет содержание дальнейшей работы. Она должна представлять собой лаконичное и четкое ограничение аспектов исследуемой области. Другими словами, тема - это содержание работы, заключенное в одной фразе. Например: «Формирование у старшеклассников готовности к профессиональному самоопределению»; «Развитие у подростков социально-ценных личностных качеств»; «Влияние бальных танцев на совершенствование физического развития детей».

Аспект (лат. aspectus - взгляд) точка зрения, с которой рассматривается какое-либо явление, понятие, проблема, перспектива. Например: социокультурный, психологический, правовой онтогенетический (детская речь), коммуникативный, риторический, физиологический и т.д.

Основным критерием выбора проблемы для исследования является ее актуальность, т.е. формулировка того, почему данную проблему необходимо в настоящее время изучать.

Актуальность темы исследования - это степень ее важности в данный момент и в данной ситуации для решения данных проблемы, вопроса или задачи.

Исследователю надо доказать, что именно данная проблема должна быть исследована в настоящий момент, что именно она самая насущная, показать, как другие исследователи (ученые и практики) работают над этой проблемой, раскрыть суть проблемной ситуации. Освещение актуальности не должно быть многословным, но достаточно убедительным.

Необходимо ответить на вопросы: «почему данную проблему нужно в настоящее время изучать?», «какой интерес для общества, группы людей, науки и практики представляет выбранная тема исследования?».

Из чего следует и из чего не следует исходить при раскрытии актуальности темы исследования? Можно назвать два основных направления ее характеристики:

1. Не изученность выбранной темы: исследование актуально именно потому, что определенные аспекты темы изучены не в полной мере и проведенное исследование направлено на преодоление этого пробела

2. Возможность решения определенной практической задачи на основе полученных в исследовании данных. Одно из этих направлений либо то и другое вместе обычно фигурируют при характеристике этого элемента понятийного аппарата научного исследования.

3. Как выдвигать гипотезы?

Гипотеза (от греч. hypothesis — предположение) - научное, предварительное не доказанное объяснение (предположение, предсказание) новых явлений и событий требующее в последующем проверки. Другими словами, гипотеза-это предполагаемое решение проблемы; это ориентировочное объяснение (ни в коем случае не категоричное) причинно-следственных связей исследуемого объекта, это форма перехода от неизученных фактов к законам и закономерностям. Обычно гипотезы начинаются со слов «предположим», «допустим», «возможно», «если..., то...» и отвечает на вопрос "Почему...?", "По какой причине...?" происходит то или иное событие.

К научной гипотезе предъявляются следующие два основных требования:

а) гипотеза не должна содержать понятий, которые не уточнены;
б) она должна быть проверяема при помощи имеющихся методик.

Гипотеза определяет главное направление научного поиска. Она является основным методологическим инструментом, организующим весь процесс исследования.

Что значит проверить гипотезу? Это значит проверить те следствия, которые логически из нее вытекают. В результате проверки гипотезу подтверждают или опровергают.

Пример: Проблема ухудшения здоровья подрастающего поколения, рост табакозозависимости подростков Гипотеза: мы предполагаем, что табакокурение влияет не только на состояние дыхательной системы, но и снижает умственную работоспособность школьников.

Что такое предмет и объект исследования?

Объект исследования - это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения, то, что существует вне нас, независимо от нашего сознания и является предметом познания

Объектом исследования может являться явление, процесс, сфера действительности - непосредственные носители проблемной ситуации, на которые направлена познавательная деятельность.

При проведении исследовательской работы существует несколько вариантов определения объекта и предмета исследования. В первом случае объект и предмет исследования соотносятся между собой как целое и часть, общее и частное. При таком определении связи между ними предмет - это то, что находится в границах объекта. Именно предмет исследования определяет тему исследования.

Предмет исследования - это то, что находится в границах объекта. Именно на предмет исследования направлено основное внимание исследователя, предмет исследования в конечном итоге определяет тему работы. Предмет исследования- это стороны, свойства, характеристики объекта, подлежащие непосредственному изучению в данном исследовании, это часть, сторона объекта, в какой-то мере границы его изучения, это точка зрения, с которой рассматривается объект. Предмет исследования отвечает на вопрос «как рассматривается объект, какие отношения, свойства, функции объекта раскрывает данное исследование?». Одному и тому же объекту может соответствовать несколько различных предметов исследования.

Примеры:

А) Проблема шум в школе во время перемен и здоровье учителей. Цель изучить влияние школьных шумов на учителей и их воздействие на поведение учителей. Объект: поведение учителей в педагогической деятельности. Предмет исследования: восприятие школьных шумов учителями и их воздействие на поведение в педагогической деятельности.

Б) Объект исследования: межличностное общение. Предмет исследования: роль и функции визуальных знаков внешнего облика в общении.

В) Объект исследования: моральные суждения школьников различного возраста, высказанные. Предмет исследования: динамика устойчивости моральных суждений школьников в возрастном плане (возрастная устойчивость) и в ситуации психологического "давления" взрослых и сверстников (ситуативная устойчивость)"

Другой подход к определению объекта и предмета исследования предполагает объект определять через испытуемых, а предмет - через то, что у них изучается.

Например: объект- учащиеся 15-16 лет, тогда предмет- профессиональная ориентация школьников.

Как сформулировать цель и задачи исследования?

Цель - это будущий предполагаемый результат, который мы хотим получить при проведении исследования, некоторый образ будущего. Цель - отвечает на вопрос:

Что мы хотим узнать? Это то, что мы хотим получить при проведении исследования, образ будущего, предполагаемый результат

Примеры:

Вариант 1.

Гипотеза: магнитные бури негативно влияют на здоровье, а именно на успеваемость школьников, психоэмоциональное и физиологическое состояние школьников

Цель исследования: изучить влияние магнитных бурь на успеваемость, психоэмоциональное и физиологиеческое состояние школьников 15 лет

Объект исследования: школьники 15 лет

Предмет исследования: успеваемость, психоэмоциональное и физиологическое состояние школьников

Вариант 2.

Гипотеза: применение специального комплекса упражнений будет способствовать улучшению психоэмоционального и физиологического состояния организма людей во время магнитных бурь.

Цель исследования: изучить влияние магнитных бурь и выяснить эффективность применения специального комплекса упражнений для профилактики и коррекции неблагоприятного состояния организма у лиц 40 - 55 лет во время магнитных бурь.

Объект исследования: процесс изменения психоэмоционального состояния и физиологическое состояние сердечнососудистой системы людей 40-55 лет.

Предмет исследования: комплекс специальных упражнений для профилактики неблагоприятного психоэмоционального состояния у людей во время магнитных бурь

Задачи исследования - это те исследовательские действия, которые необходимо выполнить для достижения поставленной в работе цели, решения проблемы или для проверки сформулированной гипотезы исследования.Задачи должны конкретизировать поставленную цель. Формулировка задач отвечает на вопрос: Что надо сделать для достижения цели? Глаголы, часто используемые при постановке целей и задач: исследовать, изучить, сравнить, выявить, выяснить, оценить, выбрать, проверить, определить, провести, обосновать, проанализировать, показать, раскрыть, рассмотреть, разработать, создать, дать рекомендации и т.д.

Пример №1

Цель исследования: изучить влияние магнитных бурь и выяснить эффективность применения специального комплекса упражнений для профилактики и коррекции неблагоприятного состояния организма у лиц 40 - 55 лет и школьников 16 лет во время магнитных бурь.

Задачи:

  1. Выявить психо-эмоциональное состояние у лиц 40 55 лет и школьников 16 лет до и во время магнитных бурь.
  2. Выяснить особенности физиологического состояния организма у лиц 40 - 55 лет и школьников 16 лет до и во время магнитных бурь.
  3. Подобрать комплекс мероприятий для профилактики и коррекции неблагоприятного психофизического состояния во время магнитных бурь на основе изучения специальной литературы по данной теме.
  4. В условиях эксперимента апробировать выбранный комплекс упражнений по профилактике и коррекции неблагоприятного состояния организма во время магнитных бурь у обеих групп.
  5. Сравнить психоэмоциональное состояние и физиологическое состояние сердечнососудистой системы у двух групп до и после эксперимента и выявить его эффективность.
  6. Разработать практические рекомендации для профилактики неблагоприятного влияния магнитных бурь на состояние здоровья организма.

Пример №2

Целью данной работы является описание и анализ причин и закономерностей сознательной смены профессии как феномена профессионального развития.

Общая проблема изучения сознательной смены профессии была конкретизирована в следующих задачах исследования:

  1. Систематизация психологических причин сознательной смены профессии и оценка их как признаков профессионального развития.
  2. Анализ динамики представлений о требованиях трудовой деятельности в процессе профессионализации.
  3. Анализ динамики выраженности профессиональной направленности в процессе профессионального развития.
  4. Анализ динамики взаимосвязи профессионально важных качеств в процессе овладения профессией.
  5. Построение модели сознательной смены профессии.

Метод исследования - это способ, который позволяет решить задачи и достичь цели исследования. С помощью методов исследователь получает информацию об изучаемом предмете.

Отвечают на вопрос: Как мы будем решать задачу? Как узнать об интересующем предмете исследования? Различают теоретические, общенаучные методы и эмпирические методы. Методы эмпирического исследования (наблюдение, опросные методы, эксперимент и др.) основаны на опыте, практике. Суть эмпирических методов состоит в фиксации и описании явлений, фактов, видимых связей между ними. Теоретические методы и методы научного познания предполагают глубокий анализ фактов, раскрытие существенных закономерностей, образование мысленных моделей, использование гипотез и др.: наблюдение, сравнение, анализ, синтез, поиск аналогий, дедукция, индукция, обобщение, абстрагирование, моделирование, конкретизация, метод выдвижения гипотез, метод продуцирования идей.

Таким образом, от того насколько педагог владеет понятийным и методологическим аппаратом исследования зависит грамотность и ясность определения и постановки цели, задач исследовательской работы школьников, соответственно влияет на правильный выбор методов исследования.

Список используемой литературы

  1. Исследовательская деятельность учащихся. Научно-методический сборник в двух томах/ Под общей редакцией А.С. Обухова. Т1. Теория и методика. - М.: Общероссийское общественное движение творческих педагогов «Исследователь», 2008.-701с.
  2. Леонтович А.В. Тренинг по подготовке руководителей исследовательских работ школьников. Сборник анкет с комментариями // Библиотека журнала, 2010 г.
  3. «Исследовательская работа школьников», серия «Сборники и монографии»,.М.-Исследователь, 2009, 44 с.
  4. http// scool28kem.ucoz.ru Сопровождение педагога в условиях перехода на ФГОС. Деменок Т.Ю. г. Кемерово
  5. http://mon.gov.ru Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»
  6. http//researcher: Интернет-портал общероссийского движения творческих педагогов «Исследователь»

Мне очень нравится следующий отрывок из «Йоги Васиштхи», как модель для начала исследования.

Однажды царь пришел в главный зал дворца и сел на трон. После того, как все ему доложились, в зал вошел уличный жонглер и поприветствовал царя. Он сказал царю: «Я покажу тебе что-то совершенно замечательное!» Он взмахнул пучком павлиньих перьев, и в зал вошел конюший с совершенно замечательным конем в поводу. Он поклонился царю и попросил принять коня в подарок. Уличный жонглер начал упрашивать царя оседлать коня и объехать мир.
Царь увидел коня, закрыл глаза и стал неподвижным. Все в зале замолчали. В зале воцарилась полная тишина, никто не осмеливался нарушить покой царя.
Через некоторое время царь открыл глаза и задрожал как будто от страха. Он почти свалился со своего трона, но его министры не дали ему упасть. Удивленный их видом, царь спросил: «Кто вы такие и что со мной делаете?» Испуганные министры сказали ему: «О Великий, ты могучий и мудрый царь, но что-то с тобой случилось. Что с твоей головой? Только те, кто привязан к мелким объектам этого мира и фальшивыми отношениями к жене, детям и т. д., легко теряют разум, но не такие приверженные высшим идеалам, как ты. Более того, только безумцы подвергаются наговорам, заклинаниям и ядам, а вовсе не те, у кого развит мощный ум».
Услышав это, царь несколько расправил плечи и поднял голову, но при виде жонглера снова задрожал и спросил его: «О волшебник, что ты со мной сделал? Ты распустил надо мной сеть иллюзий. Даже мудрейшие побеждаются волшебством Майи, обмана. Я, в этом же теле, за короткое мгновение пережил замечательные галлюцинации». Повернувшись к залу, царь описал свои ощущения за последний час:
«Как только я увидел, как этот жонглер взмахнул пучком павлиньих перьев, я вскочил на коня, стоящего передо мной и мое сознание несколько помутилось. Потом я поехал в охотничью экспедицию. Конь привез меня в сухую пустыню, где ничего не росло, ничего не жило, где не было воды и вообще было очень холодно. Мне стало ужасно печально. Я провел там целый день. Потом на коне я снова пересек эту пустыню и попал в другую, менее ужасную. Я заснул под деревом, а мой конь убежал, а потом зашло солнце. Я спрятался в кустах. Ночь длилась дольше века.
Наступил день, поднялось солнце. Чуть позже я увидел очень темнокожую девушку в черных одеждах, которая несла блюдо с едой. Я подошел к ней и попросил есть - я был очень голоден. Она прошла мимо без ответа, и я пошел за ней. В конце концов она сказала: «Я тебе дам поесть, если ты на мне женишься». Я согласился - выживание было тогда превыше всего. Она дала мне поесть и потом представила меня своему отцу, который был еще более ужасен видом. В скором времени мы втроем прибыли в их деревню, полную крови и мяса. Всем меня представляли как мужа этой девушки, и все меня уважали. Они развлекали меня чудовищными историями, от которых у меня все переворачивалось внутри. В дьявольской церемонии, нас с девушкой поженили».
Царь продолжил:
«Скоро меня приняли в члены этого примитивного племени. Моя жена родила дочь, что сделало меня еще более несчастным. За ней последовали еще трое младенцев. Я стал семейным человеком в племени. Я провел среди них много лет, страдая агониями семейного человека с женой и детьми, которых надо кормить и защищать. Я рубил дрова и ночью часто спал на земле под деревом. Когда погода стала холодной, я прятался в кустах, чтобы не продувал ветер. Питался я в основном свининой.
Время шло, и я старел. Я начал торговать мясом. Я приносил мясо в деревни в горах Виндхья и продавал там лучшую часть, а что не продавалось, я резал на кусочки и сушил в грязном месте. Когда я был голоден, мне часто приходилось драться с другими членами племени за мясо. Мое тело стало черным, как смоль.
Живя в грехе, мой разум тоже стал склоняться в сторону греха. Хорошие мысли и чувства ушли. Мое сердце перестало сочувствовать, сопереживание сошло с него, как старая кожа со змеи. Сетями, силками и капканами я вызывал страдания зверей и птиц.
Я на собственной шкуре чувствовал все изменения погоды, нося только набедренную повязку. Так я провел семь лет. Связанный цепями дурных наклонностей, я становился берсерком от злости, грязно ругался, рыдал когда не везло, и ел гнилое мясо. Я очень долго жил в этом месте. Меня несло как сухой лист по ветру, как будто единственной целью моей жизни было, что бы поесть.
Потом случилась засуха. Воздух стал таким горячим, что казалось от него сыпятся искры. Лес сгорел, от него остались одни уголья и пепел. Люди начали умирать от голода. Они шли за миражами в надежде найти воду. Они принимали камни за мясо и грызли их.
Некоторые начали есть трупы. Некоторые даже грызли собственные пальцы, измазанные кровью мертвых тел. Таков был ужасный голод.
То, что раньше было цветущим лесом, стало походить на огромный крематорий. То, что раньше было приятными рощами, было наполнено предсмертными криками.
Царь продолжил:
Из-за голода многие люди ушли с насиженных мест куда глядели глаза. Другие, слишком привязанные к женам и детям, которые не могли идти, погибли. Многие другие были сожраны дикими зверями.
Я тоже решил уйти оттуда, взяв с собой жену и детей. Уйдя далеко, я остановился в тени большого дерева, спустил с плеч детей и забылся на некоторое время.
Самый младший из моих детей был мал и невинен, а потому я любил его более остальных. Со слезами на глазах, он требовал еды. Хотя я сказал ему, что мяса нет, он по-детски настаивал, не в силах терпеть муки голода. Я сказал ему в изнеможении: «Ладно, ешь меня!», и он ответил без раздумия: «Дай мне».
Меня растрогала привязанность и жалость. Я видел, что ребенок не может далее терпеть. Я решил покончить с собой, чтобы прекратить страдания. Я развел погребальный огонь и как только я вошел в этот огонь, я вздрогнул - и увидел себя в этом зале и вас вокруг меня».
(Как только царь договорил, уличный жонглер пропал). Министры сказали:
О великий, этот человек не может быть просто уличным фокусником, ведь он не хотел ни денег, ни награды. Скорее всего, какое-то божественное создание хотело показать тебе и всем нам силу космической иллюзии. Изо всего этого понятно, что вид этого мира - ничего кроме игры разума, а сам разум - ничто иное, как игра величайшего бесконечного сознания. Это сознание способно обмануть даже мудреца. Где всезнающий царь и где этот сумасшедший обман? Конечно, это не фокус жонглера - жонглер выступает за деньги. На самом деле это сила иллюзии. Поэтому жонглер и пропал без требования награды.

Есть ли царь в том мире, в котором он оказался из-за гипноза жонглёра?
- И да и нет. Царь одномоментно присутствует и у себя во дворце и в пустыне. Причём в пустыне царь присутсвует в виде своей копии.
Что собой представляет тело царя во дворце?
- Неизвестно.
Что собой представляет тело царя, который оказался в пустыне?
- Копию того тела, которое осталось сидящим во дворце.
Итак, КТО проводит исследование?
- Царь.
Какой царь? Как настоящий, сидящий во дворце, или как копия в пустыне?
- Как царь, сидящий во дворце. Копия не может проводить исследование. Она только лишь ВИДИМОСТЬ.
Каким образом царь, сидящий во дворце может проводить исследование, находясь в пустыне?
- Он не может это сделать, находясь в пустыне. Но может, если осознает себя, сидящим во дворце.
Почему же он тогда не оказывается сразу же во дворце, а продолжает находиться в пустыне?
- Копия должна исчезнуть, прежде, чем царь очнётся во дворце.

Подготовка к проведению научного исследования традиционно предполагает наличие нескольких этапов. Специалисты предлагают различные варианты методических рекомендаций. Однако заметим, что существующие рекомендации касаются в основном не наличия либо отсутствия того или иного этапа, а их последовательности. В связи с этим предлагаемые в наших методических рекомендациях этапы проведения исследования, включают в себя все элементы, признанные наукой как необходимые составляющие исследовательской деятельности, и предлагают лишь особую, возможно, отличную от прочих рекомендации их последовательность, которая представляется наиболее удобной для практического применения. В предварительной схеме предложена последовательность действий и далее подробно рассматривается каждый из ее этапов.

Объектная область, объект и предмет

Научное исследование, в отличие от повседневного опытного познания, носит систематический и целенаправленный характер. Поэтому важной задачей является четкое определение сферы научно-исследовательской деятельности - ее объекта и предмета, своеобразной «системы координат» исследования. Работа над любым исследованием начинается с определения названной «системы». Ее составляют три элемента: «объектная область», «объект» и «предмет» исследования. Этот этап предшествует выбору темы исследования. Дадим краткие определения каждого из элементов «системы».

Определение объектной области, объекта и предмета исследования

Объектная область исследования - это сфера науки и практики, в которой находится объект исследования. В школьной практике она может соответствовать той или иной учебной дисциплине, например математике, биологии, литературе, физике и т.д.
Объект исследования - это определенный процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию. Объект - это своеобразный носитель проблемы - то, на что направлена исследовательская деятельность. С понятием объекта тесно связано понятие предмета исследования.
Предмет исследования - это конкретная часть объекта, внутри которой ведется поиск. Предметом исследования могут быть явления в целом, отдельные их стороны, аспекты и отношения между отдельными сторонами и целым (совокупность элементов, связей, отношений в конкретной области объекта). Именно предмет исследования определяет тему работы.
Границы между объектной областью, объектом, предметом условны, подвижны. То, что в одном случае является объектом исследования, в другом - может стать объектной областью; то, что было в данном случае объектом, в ином случае предстает в качестве предмета исследования.
Например, если объектом одного исследования стали творческие связи русской и французской литератур XIX в., то в качестве предмета изучения здесь могут быть выделены особенности межкультурных заимствований. В работе иного характера, напротив, объектом могут стать межкультурные связи, а предметом - особенности взаимодействий русской и французской словесности.

Тема, проблема и актуальность исследования

Тема - еще более узкая сфера исследования в рамках предмета. Выбор темы для многих является весьма трудным этапом. Часто учащиеся выбирают слишком масштабные или сложные темы. Такие темы могут оказаться непосильными для их раскрытия в рамках учебного исследования. Возможен и такой случай, когда учащийся в силу тех или иных причин выбирает тему, давно ставшую «общим местом» или являющуюся «неизвестной землей» лишь для еще не вполне осведомленного начинающего исследователя.
Тема - ракурс, в котором рассматривается проблема. Она представляет объект изучения в определенном аспекте, характерном для данной работы.

Чтобы облегчить процесс выбора темы, попытаемся выделить основные критерии:

* желательно, чтобы тема представляла интерес для учащегося не только на данный, текущий момент, но и вписывалась в общую перспективу профессионального развития ученика, т.е. имела непосредственное отношение к предварительно выбранной им будущей специальности;
* очень хорошо, если выбор темы обоюдно мотивирован интересом к ней и ученика, и педагога. Это происходит тогда, когда сам научный руководитель занят исследовательской работой и в рамках избранной им сферы выделяет требующую разработки область для изучения ее учеником. В какой-то мере это может напомнить традиционные отношения «мастер - ученик»;
* тема также должна быть реализуема в имеющихся условиях. Это значит, что по выбранной теме должны быть доступны оборудование и литература. Примером реализуемой темы может служить тема «Особенности мхов и лишайников городской лесопарковой зоны». Заявленная тема не требует труднодоступных приборов или сложных полевых условий.

Не менее важно с самого начала правильно сформулировать тему. Ведь тема - это своего рода визитная карточка исследования. Сразу оговоримся, что такая формулировка будет носить не окончательный, а предварительный характер. Здесь также целесообразно вспомнить о некоторых традиционных требованиях: тема должна быть сформулирована по возможности лаконично, а используемые при ее формулировке понятия должны быть логически взаимосвязаны.
Формулировка темы отражает сосуществование в науке уже известно-го и еще не исследованного, т.е. процесс развития научного познания. Вследствие этой причины очень ответственным этапом в подготовке исследования становится этап обоснования актуальности темы.

Обосновать актуальность - значит объяснить необходимость изучения данной темы в контексте общего процесса научного познания. Определение актуальности исследования - обязательное требование к любой работе. Актуальность может состоять в необходимости получения новых данных и необходимости проверки новых методов и т.п.

Тема исследования выбирается с учетом ее актуальности в современной науке, и здесь главную помощь учащемуся оказывает его научный руководитель, ориентирующий начинающего исследователя в степени проработанности той или иной проблемы, в соответствии с чем и будет выбираться тема работы. Освещение актуальности, как и формулировка темы, не должно быть многословным. Не нужно начинать ее описание издалека. Одной страницы, чтобы показать главное, вполне достаточно.
Обосновывая актуальность избранной темы, следует указать, почему именно она и именно на данный момент является актуальной. Здесь желательно кратко осветить причины, по которым изучение этой темы стало необходимым и что мешало ее раскрытию раньше, в предыдущих исследованиях.

Несомненным показателем актуальности является наличие проблемы в данной области исследования.

Когда и почему возникает проблема?

Как правило, ее появление связано с тем, что существующее научное знание уже не позволяет решать новые задачи, познавать новые явления, объяснять ранее неизвестные факты или выявлять несовершенство прежних способов объяснения, признанных фактов и эмпирических закономерностей.
Таким образом, можно представить проблему как некую противоречивую ситуацию, требующую своего разрешения. Разрешение этого противоречия самым непосредственным образом связано с практической необходимостью. Это значит, что обращаясь к той или иной проблеме, исследователю нужно четко представить, на какие вопросы практики могут дать ответ результаты его работы.
Правильная постановка и ясная формулировка новых проблем в ис-следовании очень важны. Она определяет стратегию исследования, на-правление научного поиска.
На данном этапе работы не всегда можно точно определить тему исследования, пути и способы ее разработки и осуществления. Для этого необходимо изучить научную литературу по вопросу. После чего тема обычно уточняется, изменяется.

Определение гипотезы

Уточнив тему в результате изучения специальной литературы, исследователь может приступать к выработке гипотезы. Это один из самых от-ветственных моментов работы над исследованием. Сначала обратимся к определению самого понятия.

Гипотеза должна удовлетворять ряду требований:
* быть проверяемой;
* содержать предположение;
* быть логически непротиворечивой;
* соответствовать фактам.
В переводе с древнегреческого гипотеза значит «основание, предположение». В современной научной практике гипотеза определяется как научно обоснованное предположение о непосредственно наблюдаемом явлении.

При формулировке гипотезы обычно используются словесные конструкции типа:
«если..., то...»;
«так..., как...»;
«при условии, что...»,

т.е. такие, которые направляют внимание исследователя на раскрытие сущности явления, установление причинно-следственных связей. Процесс формулирования гипотезы не является одномоментным актом. Вначале лучше составить ее рабочий вариант - как первичное, временное предположение, служащее систематизации материала. После накопления значительного количества фактического материала рабочий вариант гипотезы уточняется, видоизменяется и приобретает вид окончательной научной гипотезы.
Вслед за выработкой гипотезы начинается следующий этап подготовки к исследованию - определение его цели и задач. Точнее, не начинается, а продолжается, так как выработка цели и задач происходит уже в ходе разработки гипотезы. Вообще заметим, что любое деление на этапы достаточно условно, особенно в практической деятельности, какой является и деятельность научно-исследовательская. Тем не менее это деление необходимо в чисто учебных, объяснительных целях для того, чтобы максимально ясно обозначить все составляющие той или иной деятельности. На практике же названные этапы могут протекать параллельно, перекрещиваться и даже меняться местами в зависимости от конкретной ситуации исследования. Важно лишь все их учитывать как необходимые элементы данного вида деятельности. Именно этим оправдывается предпринятое нами структурирование. Но вернемся к определению понятий целей и задач в контексте подготовки к исследованию.

Цель и задачи исследования

В общем виде цель и задачи должны уточнить направления, по которым пойдет доказательство гипотезы.
Цель исследования - это конечный результат, которого хотел бы достичь исследователь при завершении своей работы. Выделим наиболее типичные цели. Ими может быть определение характеристик явлений, не изученных ранее; выявление взаимосвязи неких явлений; изучение развития явлений; описание нового явления; обобщение, выявление общих закономерностей; создание классификаций.
Формулировку цели исследования также можно представить различными способами - традиционно употребляемыми в научной речи клише. Приведем примеры некоторых из них. Можно поставить целью:
выявить...;
установить...;
обосновать...;
уточнить...;
разработать...
Формулировать задачи необходимо очень тщательно, так как описание их решения в дальнейшем составит содержание глав. Заголовки глав рождаются именно из формулировок задач. Предложим одно из определений понятия «задача».
Задача исследования - это выбор путей и средств для достижения цели в соответствии с выдвинутой гипотезой. Задачи лучше всего формулировать в виде утверждения того, что необходимо сделать, чтобы цель была достигнута. Постановка задач основывается на дроблении цели исследования на подцели. Перечисление задач строится по принципу от наименее сложных к наиболее сложным, трудоемким, а их количество определяется глубиной исследования.
Цель - идеальное видение результата, который направляет деятельность человека. Исследователь для достижения поставленной цели и проверки положений сформулированной им гипотезы выделяет конкретные задачи исследования.
После формулирования гипотезы, целей и задач исследования следует этап определения методов.

Определение методов

Метод – это способ достижения цели исследования. Очевидна решающая роль выбора метода в успехе той или иной исследовательской работы. Методы научного познания делятся на общие и специальные. К общим методам относятся: теоретические, эмпирические, математические.

Теоретические методы:

Моделирование позволяет применять экспериментальный метод к объектам, непосредственное действие с которыми затруднительно или невозможно. Оно предполагает мыслительные действия или практические действия с «моделью»;
абстрагирование состоит в мысленном отвлечении от всего несущественного и фиксировании одной или нескольких интересующих исследователя сторон предмета;
анализ и синтез. Анализ – метод исследования путём разложения предмета на составные части. Синтез – соединение полученных при анализе частей в нечто целое. Анализ и синтез существуют как целое. Методами анализа и синтеза проводится, например, начальный этап исследования – изучение литературы по теме исследования.
восхождение от абстрактного к конкретному осуществляется в два этапа. На первом этапе единый объект расчленяется на части, описывается при помощи понятий и суждений; а на втором этапе восстанавливается исходная целостность предмета. Эмпирические методы:
наблюдение;
сравнение;
эксперимент. Экспериментальное изучение объекта имеет ряд преимуществ по сравнению с др. методами.
Математические методы:
статистические методы;
методы и модели теории графов и сетевого моделирования;
методы и модели динамического программирования;
методы и модели массового обслуживания;
метод визуализации данных (функции, графики и др.) Отбор методов совершается при обязательном руководстве педагога.

Проведение научного исследования

Проведение научного исследования включает в себя два этапа: собственно проведение (так называемый технологический этап) и аналитический, рефлективный этап.
Составляется рабочий план.

В рабочем плане выделяют три части:
необходимо указать цель планируемых экспериментов; перечислить необходимый для проведения эксперимента инвентарь; формы записей в черновых тетрадях. В рабочий план включается так же первичная обработка и анализ результатов практических действий, этап их проверки. План должен предусматривать всё, что можно предвидеть уже на первом этапе. Определить объект, предмет исследования, методы;
описание экспериментальной части работы. Содержание экспериментальной части зависит от темы работы, объектной области, в соответствие с чем определяется его специфика. Необходимо проанализировать насколько выбранные методы помогут подтвердить гипотезу, уточнить соответствие целям исследования;
оформление результатов исследования. Прописывается способ экспертизы и представления результатов исследования – от рецензии до обсуждения в группе учащихся и выступления на конференции. Чем чаще результаты подвергаются обсуждению в разных по составу аудиториях, тем лучше для её автора. На завершающем этапе целесообразно продумать способ представления результатов своего исследования на городскую конференцию, отработать формы представления в виде статьи и тезисов, осмыслить возможные рекомендации по практическому применению результатов, т.е. спланировать внедренческий этап исследования.

Составляется план-проспект

План-проспект – это такой план, который представляет собой реферативное, более подробное изложение вопросов, по которым будет систематизироваться весь собранный фактический материал. План-проспект служит основой для последующей оценки научным руководителем учащегося соответствия его работы целям и задачам проводимого исследования. По этому плану можно будет судить об основных положениях содержания будущей исследовательской работы, принципах раскрытия темы, о построении и соотношении объёмов отдельных её частей. Практически план-проспект – это черновое оглавление работы с реферативным раскрытием содержания её глав и параграфов. Наличие плана-проспекта позволит анализировать её результаты, проверить их соответствие намеченной цели и при необходимости внести коррективы.

Этапы научного исследования в процессе планирования

Научная работа представляет собой многоуровневое исследование. Огромное количество действий и мероприятий необходимо совершить исследователю, прежде чем результат его научной деятельности предстанет на суд комиссии или ученого совета. Планирование проведения масштабного исследования спасает от лишних трудоемких действий. Соискатель определяет для себя основные этапы научного исследования. Если речь идет о диссертационной работе, процесс ее написания может длиться несколько лет.

Проблемы, с которыми сталкивается исследователь, работая бессистемно

Не соблюдая этапы научного исследования, многие молодые люди сталкиваются с проблемой, когда объем предстоящей работы настолько велик, что даже сложно сообразить, с чего следует начинать свой путь. Одни бросают свои основные силы на поиск литературы и информации по теме, просиживают в библиотеках месяцами, но работа не двигается с места, а объем обработанной информации настолько велик, что возникают сомнения по поводу ее дальнейшей необходимости. Не стоит углубляться лишь в теоретическую часть. Другие же, начиная свой путь, концентрируют внимание лишь на эмпирической части. Браться сразу же за постановку эксперимента - обречь свое исследование на недостоверные данные. Во избежание разного рода хаотических и необоснованных действий, студенту или аспиранту следует изучить технологию научного исследования. Это поможет избежать ошибок и выполнять поставленные задания в нужные сроки.

Структура и этапы научного исследования

В общем понимании, как и любое другое важное дело, написание работы можно разделить на три основных этапа. Это подготовительный период, производственный (написание самой работы), постпроизводственный (огласка результатов, защита). Более детально этапы научного исследования можно охарактеризовать так:


Подробное рассмотрение этапов:

Начальный период предусматривает выбор темы, обоснование ее актуальности. Также в начале деятельности стоит задуматься о новизне. Если ее обозначить проблематично либо ее нет вообще, то и продолжать дальнейшее исследование нет смысла. Положенные усилия не увенчаются успехом, поскольку есть риск заниматься псевдонаукой, что для исследователя никоим образом не нужно. В этот период автор оценивает также перспективность своего будущего труда и материальные возможности для проведения теоретических и эмпирических исследований.

Подготовительный этап очень важен для исследователя, поскольку автор планирует, каковы должны быть условия для работы, просчитывает материальные возможности, планирует поездки на конференции, публикации статей, совместно с руководителем принимает решения по организационным вопросам.

- Систематизация и сбор информации предусматривают ознакомление с литературой по данному вопросу, трудами исследователей, которые уже занимались проблематикой. Идет аналитическая работа над тем, что было уже изучено и представлено ранее, а что можно предложить нового в своей работе.

- Постановка основного вопроса (проблемы), разработка гипотезы, методики исследования, плана.Кроме постановки гипотезы - научного предположения о возможной причине, породившей какое-то исследуемое явление, на этом этапе целесообразно составить систематический план-рубрикатор, утвердить тему, обсудить с более широким кругом специалистов дальнейшие научные планы и намерения. Их советы могут быть очень ценными и способствовать появлению новых рациональных идей.

- Проведение исследования предусматривает реализацию запланированных действий согласно выбранной методологии, подготовленной соответствующим образом. Это может быть проведение анкетирования, фокус-группового исследования, эксперимента, факторного анализа, контент-анализа и т.д.

Оформление. После того как собран материал, отобраны основные постулаты, подтверждающие истинность и ценность идей, проведено исследование, получены новые ценные результаты, самое время приступить к оформлению их согласно требованиям ВАК. Должны быть учтены основные правила оформления: использование шрифтов, редактирование, правильное расположение структурных элементов, приложений и т.д.

Заключительный этап. Этот этап, пожалуй, самый сложный для многих, кто прошел весь путь. Очень много организационных моментов предстоит выдержать соискателю. Это поиск рецензентов, оппонентов (для кандидатской и докторской диссертации), сбор отзывов, всех необходимых документов для комиссии или специализированного ученого совета, подготовка автореферата, организация предзащиты и защиты. Таковы ключевые этапы научного исследования.

1) с анализа результатов;

2) с постановки проблемы и выбора темы;

3) с проведения эксперимента;

4) все ответы верны.

В чем основная функция науки?

1) в подтверждении явлений и процессов;

2) в поиске закономерностей;

3) в выработке объективных знаний о действительности;

4) все ответы верны.

27. Предмет исследования это …

1) часть материи, которая включена в познавательную деятельность;

2) познание каких-либо свойств вещества или процессов;

3) метод познания;

4) инструмент исследования.

28. Наука основывается на …

1) логике;

2) интуиции;

3) образовании;

4) фактах.

29. Гипотеза это …

1) утверждение о существовании явления, истинность которого доказывается дедуктивно;

2) утверждение о существовании явления, ложность которого доказывается дедуктивно;

3) утверждение о существовании явления, истинность или ложность которого проверяется экспериментальным путем;

4) предположение о причине или следствие явления.

От чего зависит продолжительность эксперимента?

1) от задач исследования;

2) от трудоемкости методики исследования;

3) от сложности обработки результатов исследования;

4) от новизны исследования.

Какой из перечисленных экспериментов характеризуется строгой стандартизацией методик и условий среды?

1) естественный;

2) лабораторный;

3) модельный;

4) свободный;

Какой из перечисленных экспериментов характеризуется настолько незначительными изменениями обычных условий, что они могут быть не замечены исследуемыми?

1) естественный;

2) лабораторный;

3) модельный;

4) постановочный.

Чем отличается педагогическое наблюдение от бытового?

1) планомерностью и конкретностью;

2) наличием специфических приемов регистрации фактов;

3) последующей проверкой результатов наблюдений;

4) всем перечисленным выше.

Какому виду опроса соответствует получение информации путем письменных ответов на систему стандартизированных вопросов?

1) анкетирование;

2) интервью;

3) беседа;

4) консилиум.

36. При оформлении научной работы нужно ориентироваться на …

1) собственную интуицию;

2) требования преподавателя;

4)советы одногрупников.

37. Принципы построения, формы и способы научно-исследовательской деятельности:

1) методология науки;

2) методологическая рефлексия;

3) методологическая культура;

4) все варианты верны.

38. Логика исследования включает:

1) постановочный этап;

2) исследовательский этап;

3) о формительско-внедренческий этап;

4) все варианты верны.

39. Метод исследования, который предполагает организацию ситуации исследования и позволяет её контролировать:

1) наблюдение;

2) эксперимент;

3) анкетирование;

4) все варианты верны.

40. Тип вопроса в анкете или интервью, содержащий в себе варианты ответа:

1) проективный;

2) открытый;

3) альтернативный;

4) закрытый.

41. Вид наблюдения, предполагающий, что исследователь является участником наблюдаемого процесса:

1) опосредованное;

2) скрытое;

3) включенное;

4) все варианты верны.

42. Метод письменного опроса респондентов:

1) тестирование;

2) анкетирование;

3) моделирование;

4) все варианты не верны.

43. Точная выдержка из какого-нибудь текста:

1) рецензия;

2) цитата;

3) реферат;

4) все варианты верны.

44. Критерии оценки учебного реферата:

1) соответствие содержания теме реферата;

2) глубина переработки материала;

3) правильность и полнота использования источников;

4) все варианты верны.

45. Курсовая работа решает задачи:

1) краткое изложение полученных выводов;

2) самостоятельный анализ концепций по изучаемой проблеме;

3) определение актуальности, объекта и предмета исследования;

4) все варианты верны.

46. Определите, к какой шкале относится приведенное измерение: группы (команды спортсменов) 1 – футболисты; 2 – гимнасты; 3 – баскетболисты; 4 – пловцы.

1) шкала наименований;

2) шкала порядка;

3) шкала интервалов;

4) шкала отношений.

47. Определите, к какой шкале относится приведенное измерение: количество вопросов в анкете как мера трудоемкости опроса.

1) шкала наименований;

2) шкала порядка;

3) шкала интервалов;

4) шкала отношений.

48. Определите, к какой шкале относится приведенное измерение: время решения учебной задачи.

1) шкала наименований;

2) шкала порядка;

3) шкала интервалов;

Загрузка...
Top