Предмет, разделы и методы экологии. Предмет экологического права. Особенности экологических общественных отношений. Проблемы определения предмета экологического права Что такое предмет основы экологии

Понимается строго определенная область общественных отношений, качественно отличающихся от иных общественных отношений, образующих предмет другой отрасли права. Так как в качестве объекта правового регулирования в рассматриваемой нами сфере выступает природа (окружающая среда) и ее отдельные элементы - земля, недра, воды и др. и связанные с ними интересы человека, можно сказать, что предметом являются общественные отношения по поводу природы или окружающей среды.
За категорией "общественное отношение по поводу природы" стоят разнообразные экологические интересы человека, его потребности, удовлетворяемые за счет ресурсов природы. Основные из них - экологические, экономические, эстетические, рекреационные, научные, культурные. Реализуются эти потребности в постоянном и активном взаимодействии человека с внешним миром - природой и обществом.

В научной и учебной литературе по экологическому праву в качестве его предмета традиционно выделяется две группы общественных отношений - по использованию природных ресурсов и по охране окружающей среды (охране природных ресурсов).

Но формируемое экологическое право России регулирует и некоторые иные отношения, выходящие за рамки традиционных. Это - отношения собственности на природные объекты и ресурсы и отношения по защите экологических прав и законных интересов человека и .

Таким образом, предмет современного российского экологического права образуют отношения:

  1. собственности на природные объекты и ресурсы;
  2. по природопользованию;
  3. по охране окружающей среды от разных форм деградации;
  4. по защите экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц.

В доктрине экологического права отношения, регулируемыми им, называются экологическими.

Целесообразность приведенной выше классификации заключается во взаимосвязанном, одновременном решении в праве комплекса проблем, касающихся принадлежности природных ресурсов, распоряжения ими, обеспечения рационального использования природных ресурсов, охраны природы от разных форм деградации, защиты экологических прав и законных интересов человека.
При таком подходе к правовому регулированию общественных отношений в сфере взаимодействия общества и природы обеспечивается учет интересов как природы, так и человека, в чем проявляется биосоциальная сущность человека.

Права собственности

При регулировании прав собственности учитывается особенный, общественный характер объекта собственности, и потому в экологическом праве доминирует государственная, а не частная собственность на природные ресурсы. Владея ими, государство распоряжается природными ресурсами в общественных интересах путем предоставления их в пользование юридическим и физическим лицам.

Природопользование

Применительно к отношениям по природопользованию и охране окружающей среды в литературе высказываются разные суждения. Природопользование и охрана природы некоторыми учеными рассматривается как единая сложноподчиненная, взаимообусловленная задача управления природопользованием в процессе производственной деятельности. Действительно, в определенной, но небольшой мере отношения по природопользованию и охране окружающей среды совпадают. Так, правовое регулирование сброса сточных вод в водоем есть регулирование водопользования. В то же время правовое регулирование сброса сточных вод есть ни что иное, как охрана водного объекта от загрязнения.
Однако экологическое право регулирует множество отношений по охране окружающей среды вне отношений по природопользованию. Это - отношения по нормированию вредных воздействий на природу, по экотоксикологическому испытанию агрохимических и иных экологически опасных химических веществ, по их регистрации, транспортированию, по экологической сертификации и т.п.
Конечной целью и одновременно задачей регулирования всех этих видов общественных отношений является сохранение благоприятного состояния окружающей среды или его восстановление.
Отношения по природопользованию регулируются главным образом применительно к отдельным природным ресурсам - земле, водам, атмосферному воздуху, недрам, лесам, растительному миру вне лесов, объектам животного мира. Соответственно речь идет о регулировании землепользования, водопользования, пользования недрами и т.д. Основной принцип осуществления природопользования - принцип рационального, то есть экологически обоснованного использования природных ресурсов.

Охрана окружающей среды

Правовое регулирование общественных отношений по охране окружающей среды осуществляется с целью сохранения или восстановления благоприятного состояния окружающей среды в смысле ее чистоты, незагрязненности, и касается трех видов вредных воздействий на нее:
1. химических;
2. физических;
3. биологических.

Примером регулирования охраны окружающей среды от химических воздействий служит регулирование сброса предприятиями в водоемы сточных вод, выбросов загрязняющих веществ, содержащихся в выхлопных газах автомобилей, применения агрохимических средств, использования хладоагентов и иных химических веществ, влияющих на состояние озонового слоя Земли. Многообразны регулируемые экологическим правом отношения по охране окружающей среды от физических воздействий на нее. Это - регулирование охраны окружающей среды от:

  • шума;
  • вибрации;
  • электромагнитных полей;
  • радиоактивных воздействий;
  • чрезмерного давления на землю в процессе использования тяжелой сельскохозяйственной техники;
  • сброса теплых сточных вод в водоемы.

Охрана окружающей среды от биологических воздействий включает правовое регулирование:

  • переселения и гибридизации объектов животного и растительного мира;
  • биотехнологий;
  • поступления в окружающую среду микроорганизмов (вирусов, грибков, бактерий, в том числе возбудителей инфекционных заболеваний человека);
  • предупреждения эпизоотий и борьбы с ними.

Правовое регулирование отношений собственности на природные богатства, природопользования, а также отношений по охране окружающей среды от вредных воздействий служит одновременно средством, обеспечивающим поддержание экологического равновесия в природе и соблюдение экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц.

Охрана экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц

Что касается оснований для выделения отношений по охране экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц в качестве самостоятельной группы общественных отношений в составе предмета права окружающей среды, то они связаны, с одной стороны, с невозможностью регулирования таких специфических отношений в рамках иных отношений, а с другой - с тем, что человек, его здоровье и имущественные интересы являются самостоятельным объектом права окружающей среды, наряду с объектами и ресурсами природы. Урегулированные правовыми нормами, такие отношения формируются и реализуются в сфере деятельности правоохранительных органов - прокуратуры, судов и некоторых других государственных органов.

Экологическая безопасность

В отдельных научных работах последних лет в предмет экологического права наряду с отношениями по природопользованию и охране окружающей среды включаются отношения по обеспечению экологической безопасности. Здесь важно и уместно отметить также, что в соответствии со ст. 72 Конституции РФ природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности отнесены к совместному ведению федеральных органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Федерации. Ранее эти направления деятельности, образующие предмет совместного ведения, были закреплены в таком виде Федеративными договорами, подписанными 31 марта 1992 г.

Обратим внимание, что в России понятия "экологическая безопасность" и "обеспечение экологической безопасности", введенные в понятийный аппарат природоохранительной практики, экологического законодательства и права без какого-либо научного обоснования, стали достаточно обиходными, широко употребляемыми. Неоднократно понятие "экологическая безопасность" употребляется в Федеральном законе "Об охране окружающей среды", в других более чем 40 федеральных законах, более чем в 300 указах Президента РФ и постановлениях Правительства РФ, более чем в 500 ведомственных . В стране созданы подразделения по экологической безопасности (к примеру, в составе Совета безопасности при Президенте РФ). Полномасштабная государственная научно-техническая программа "Экология России", начатая в 1991 г., была свернута, и с 1992 г. началась реализация Федеральной программы "Экологическая безопасность России". Наконец, Государственной Думой РФ 17 ноября 1995 г. принят Федеральный закон "Об экологической безопасности", не подписанный Президентом РФ. В настоящее время в Государственной Думе РФ обсуждается новая редакция проекта Федерального закона по вопросам экологической безопасности.
В какой степени обосновано выделение обеспечения экологической безопасности в качестве самостоятельного направления деятельности общества и государства?

Под экологической безопасностью в этом Законе понимается состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий. Юридическими средствами защиты перечисленных в определении экологической безопасности интересов являются нормирование, оценка воздействия на окружающую среду, экологическая экспертиза, экологическое лицензирование, сертификация, контроль, применение мер юридической ответственности, а также правовые средства защиты экологических прав и законных интересов человека и гражданина. Другими словами, речь идет, по существу, об охране окружающей среды, об охране и защите экологических прав и законных интересов человека и гражданина.

Анализ принятого ранее Государственной Думы РФ Закона "Об экологической безопасности" убеждает, во-первых, в том, что он не определяет и не регулирует собственные четкие, конкретно выраженные отношения, которые не охватывались бы Законом "Об охране окружающей среды". Во-вторых, он не предлагает какие-либо особые инструменты обеспечения экологической безопасности, отличные от инструментов регулирования охраны окружающей среды в целом. В основном, он воспроизводит применяемые правовые природоохранительные меры. Представляется, что ни особых общественных отношений, ни особых мер обеспечения экологической безопасности просто не существует. Соответственно отсутствуют основания для выделения обеспечения экологической безопасности в самостоятельное направление деятельности в сфере взаимодействия общества и природы. Отсутствует и потребность в самостоятельном Законе об экологической безопасности.

Современная концепция правовой охраны окружающей среды основана на идее необходимости обеспечить предупреждение и возмещение вреда окружающей среде, здоровью и имуществу граждан, народному хозяйству, который может быть причинен загрязнением окружающей среды, порчей, уничтожением, повреждением, нерациональным использованием природных ресурсов, разрушением естественных экологических систем и другими экологическими правонарушениями. Реализация этой концепции направлена на защиту экологических интересов человека, общества, государства и окружающей среды, т.е. именно на обеспечение экологической безопасности.

В контексте охраны окружающей среды обеспечение экологической безопасности видится в ряде аспектов. Оно может рассматриваться как основной принцип охраны окружающей среды, в соответствии с которым любая деятельность, связанная с вредным воздействием на окружающую среду, а также предусматриваемые в законодательстве и осуществляемые на практике правовые и иные природоохранительные меры должны оцениваться с позиций экологической безопасности.
В известной мере в научном и практическом плане понятие "обеспечение экологической безопасности" может употребляться как синоним охраны окружающей среды, имея в виду, что соответствующая деятельность направлена на сохранение или восстановление благоприятного состояния окружающей среды.

Обеспечение экологической безопасности может рассматриваться также как важнейшая перспективная цель и задача деятельности по восстановлению и сохранению благоприятного состояния окружающей среды, прежде всего с точки зрения ее чистоты (незагрязненности) и ресурсоемкости.

Насколько автору известно, ни в национальном природоохранительном законодательстве зарубежных государств, ни в международных соглашениях в области охраны окружающей среды понятие "экологическая безопасность" не употребляется. Нет его и в таких новейших международных документах, как Декларация Рио и Повестка дня ХХI века, принятых Конференцией ООН по окружающей среде и развитию, которая проводилась в июне 1992 в Бразилии. Предмет и законодательства, и практической деятельности составляет охрана окружающей среды и регулирование использования природных ресурсов.

Полагаем, что экологическая безопасность в России может быть обеспечена путем последовательного осуществления системы научно обоснованных правовых, организационных, экономических, технических, воспитательных и иных мер по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов. Для того чтобы научно обосновать выделение обеспечения экологической безопасности в качестве самостоятельного направления деятельности по охране окружающей среды и соответственно отношения по обеспечению экологической безопасности, необходимо, очевидно, пересмотреть концепцию охраны окружающей среды и выделить из группы отношений по охране окружающей среды специфические отношения по обеспечению экологической безопасности. (Бринчук М.М. Экологическое право. Учебник для высших учебных заведений. - Система , 2010 г.)

Предмет экологического права складывается объективно, помимо и человека. Объективность обусловлена тем, что природа удовлетворяет разнообразные интересы и потребности человека и общества. Последнее заинтересовано в адекватном регулировании своего взаимодействия с природой, как минимум, по двум соображениям. Первое касается собственного интереса, связанного с удовлетворением своих потребностей. Второе обусловлено знанием законов развития природы. В силу их действия человек должен охранять не только собственные интересы, но и интересы иных видов. В качестве одного из принципов проекта Международного пакта по окружающей среде и развитию сформулирован принцип уважения всех форм жизни. В российском праве этот принцип реализуется посредством регулирования охраны объектов растительного и животного мира в специальном законодательстве.

Метод экологического права

Метод правового регулирования - это совокупность приемов, способов и форм выражения специфических регулятивных свойств и функций, присущим нормам права данной отрасли. Для отрасли экологического права метод правового регулирования - это устанавливаемый нормами права специфический способ правового воздействия на поведение участников правовых отношений по реализации правомочий собственника природных ресурсов, по обеспечению рационального природопользования, охране окружающей среды, экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц.

В науке и в праве выделяется ряд методов:

  • императивный;
  • диспозитивный;
  • стимулирования (поощрительный) и др.

В экологическом праве эти методы используются иногда в сочетании друг с другом.

Императивный (административно-правовой) метод

Суть императивного (административно-правового) метода правового регулирования заключается в установлении предписания, дозволения, запрета, в обеспечении государственного принуждения к должному поведению и исполнению правовых предписаний. Одной из сторон в административных отношениях является уполномоченный орган государства. Соответственно стороны находятся в неравных отношениях - между участниками административных правоотношений складываются отношения власти и подчинения. В экологическом праве административно-правовой метод опосредуется в специфических формах - нормировании, экспертизе, сертификации, лицензировании и др. Он проявляется в установлении уполномоченным государственным органом допустимых выбросов загрязняющих веществ в природную среду, которые должны соблюдаться предприятиями-природопользователями, выдаче этим предприятиям специальных лицензий на такой выброс, в дозволении на принятие решения о строительстве, запрете ввоза в целях хранения или захоронения радиоактивных отходов и материалов из других государств, применения мер юридической ответственности и др.

Заключается в установлении в законодательстве положений, направленных на стимулирование субъектов экологического права (как правило, природопользователей) в инициативном порядке принимать и осуществлять меры по эффективному исполнению требований экологического законодательства. К таким положениям относится, в частности, установление платы за негативные воздействия на состояние окружающей среды; установление налоговых и иных льгот, предоставляемых государственным и другим предприятиям, учреждениям и организациям, в том числе природоохранительным, при внедрении малоотходных и безотходных технологий и производств, использовании вторичных ресурсов, осуществлении другой деятельности, обеспечивающей природоохранительный эффект; освобождение от налогообложения определенных субъектов (или объектов), к примеру экологических фондов, особо охраняемых природных территорий; применение поощрительных цен и надбавок на экологически чистую продукцию; введение специального налогообложения экологически вредной продукции, а также продукции, выпускаемой с применением экологически опасных технологий; применение льготного кредитования предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности, эффективно осуществляющих охрану окружающей среды.

  • Экологическое право как отрасль права
    • Понятие и сущность экологического права
    • Предмет и метод экологического права
    • Система и источники экологического права
    • Экологические права и обязанности граждан и их объединений
    • Экологические правоотношения
  • Теоретико-правовые и организационные основы природопользования и охраны окружающей среды
    • Экологический кризис и его характеристика
    • Государственная политика охраны окружающей среды
    • Государственная стратегия природопользования
    • Понятие и элементы природоохранительной деятельности
    • Понятие и содержание экологической безопасности
      • Радиационная безопасность
      • Пожарная безопасность
      • Промышленная безопасность
      • Химическая и биологическая безопасность
      • Безопасность гидротехнических сооружений
    • Государственное управление в сфере природопользования и охраны окружающей среды
    • Экологический контроль и его виды
    • Нормирование в области природопользования и охраны окружающей среды
    • Экологический мониторинг
    • Экологическая экспертиза
  • Экономический механизм природопользования и охраны окружающей среды
    • Общая характеристика методов экономического регулирования природопользования и охраны окружающей среды
    • Плата за природопользование и негативное воздействие на окружающую среду
    • Экологическое лицензирование
    • Экологическая сертификация
    • Экологический аудит
    • Экологическое страхование
  • Правовой механизм природопользования и охраны окружающей среды
    • Понятие и основания юридической ответственности в сфере природопользования и охраны окружающей среды
    • Уголовная ответственность за экологические преступления
    • Административная ответственность за экологические правонарушения
    • Гражданско-правовая ответственность за экологические правонарушения
    • Дисциплинарная и материальная ответственность за экологические правонарушения
  • Международное сотрудничество в области природопользования и охраны окружающей среды
    • Общие принципы международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды
    • Международные организации в области природопользования и охраны окружающей среды
    • Международно-правовые акты в области природопользования и охраны окружающей среды

Предмет и метод экологического права

Одной из основных функций (направлений деятельности) современного демократического правового государства является экологическая функция, или функция по обеспечению эффективного и рационального природопользования и охраны окружающей среды. Общество в равной мере заинтересовано в оптимальном и комплексном решении ряда наиболее существенных задач, касающихся природы и ее ресурсов.

Таким образом, экологическая функция государства включает в свое содержание деятельность соответствующих уполномоченных субъектов по распоряжению в интересах общества природными ресурсами, а также деятельность, направленную на обеспечение рационального использования объектов природы с целью предупреждения их истощения, охрану окружающей среды от деградации, соблюдение, охрану и защиту экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц. Данная функция осуществляется посредством принятия и реализации соответствующих правовых актов, содержащих различные нормы права. Предмет и метод правового регулирования служат средствами разграничения одной отрасли права от другой, критериями их индивидуализации. При этом предмет правового регулирования является особым системообразующим фактором отрасли права.

Предмет правового регулирования определяется как совокупность общественных отношений определенного вида (качественно однородные отношения общего свойства), на упорядочивание которых направлено правовое регулирование данной отрасли права.

Предмет экологического права - это совокупность урегулированных правовыми нормами общественных отношений, через которые обеспечивается взаимосвязь общества и природы как целостной системы.

Общественные отношения, регулируемые экологическим правом, имеют волевой характер, поскольку их возникновение, изменение и прекращение связано с соответствующим волеизъявлением людей. Данные отношения не однородны по своей направленности и содержанию, могут возникать в различных сферах жизни и деятельности государства и общества, поскольку экологическое право выполняет две основные функции - регулирующую и охранительную.

Предмет экологического права образуют следующие группы общественных отношений:

  • обеспечения экологической безопасности (экологического благополучия) людей, экологических прав и интересов гражданина и человека;
  • сохранения, улучшения и оздоровления качества окружающей природной среды;
  • государственного управления в области природопользования и охраны окружающей среды;
  • собственности на природные ресурсы;
  • реализации экономического механизма природопользования и охраны окружающей среды (плата за пользование природными ресурсами, плата за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, порядок формирования и расходования экологических фондов и средств экологического страхования и т.п.);
  • использования природных ресурсов;
  • восстановления (воспроизводства) природных ресурсов (земель, лесов, вод, объектов животного и растительного мира и т.д.);
  • предотвращения возможного вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности (оценка воздействия на окружающую среду, проведение экологической экспертизы, экологический аудит и т.п.);
  • применения мер юридической ответственности в связи с совершением экологического правонарушения:
  • создания и организации особо охраняемых природных территорий и объектов (государственных природных заповедников, национальных парков, государственных природных заказников, памятников природы и т.п.);
  • международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды.

Значительную долю отношений, входящих в предмет экологического нрава, составляют регулируемые эколого-правовыми нормами отношения по охране окружающей среды от физических воздействий (шума, вибрации, электромагнитных полей и т.д.). Охрана окружающей среды от биологических воздействий включает в себя правовое регулирование: переселения и гибридизации объектов животного и растительного мира; биотехнологий; поступления в окружающую среду микроорганизмов; предупреждения эпизоотий и борьбы с ними. Правовое регулирование охраны окружающей среды от химических, физических и биологических воздействий осуществляется с целью сохранения или восстановления благоприятного состояния окружающей среды в смысле ее чистоты, незагрязненности.

Не все объекты окружающей среды могут быть объектами отношений, входящих в предмет экологического права. Для идентификации тех или иных объектов как «экологических» теория экологического права выделяет общие признаки отграничения их от «неэкологических».

Общие признаки объектов, подпадающих под действие экологического права:

  • естественное состояние природного объекта (компонента) как составной части экологической системы;
  • социально-экономическая ценность объекта;
  • географическая особенность расположения (размещения) природного объекта;
  • взаимная связь материального объекта с окружающей средой.

Следующим элементом, характеризующим экологическое право как самостоятельную отрасль права, является метод правового регулирования - совокупность приемов и способов нормативного упорядочивающего воздействия на общественные отношения.

Выделяют две группы правовых методов:

  • императивные методы правового регулирования (основаны на отношениях власти-подчинения, публично-правовых началах);
  • диспозитивные методы правового регулирования (основаны на отношениях равенства и свободы выбора).

Метод экологического права - это совокупность приемов правового воздействия на общественные отношения, являющиеся предметом экологического права. Специфическим в экологическом праве является метод экологизации.

Метод экологизации включает в себя следующие элементы:

  • установление в действующей правовой системе государства правовых, организационных, экономических и иных основ экологической системы;
  • закрепление в действующем законодательстве обязательных правил поведения, адресованных участникам экологических правоотношений;
  • определение оснований и видов юридической ответственности в области природопользования и охраны окружающей среды.

Наибольшее применение в экологическом праве находят публично-правовые начала, которым свойствен императивный метод регулирования общественных отношений, входящих в предмет экологического права.

Императивный метод проявляется в установлении строго обязательных повелений, предписаний, запретов при использовании природных ресурсов, а также мер юридической ответственности за совершенные экологические правонарушения.

Диспозитивный метод проявляется в установлении права и возможности выбора субъектов природопользования, условий совершения сделок, заключения договора, форм и способов хозяйствования. Нередко диспозитивные методы сочетаются с применением публичных начал в отдельных сферах отношений, что связано с необходимостью государственного участия в решении вопросов охраны окружающей среды и обеспечения экологического благополучия (безопасности).

Экология - биологическая наука о взаимоотношениях между живыми организмами и средой их обитания. Этот термин был предложен в 1866 г. немецким зоологом Эрнстом Геккелем. Становление экологии стало возможным после того, как были накоплены обширные сведения о многообразии живых организмов на Земле и особенностях их образа жизни в различных местообитаниях и возникло понимание, что строение, функционирование и развитие всех живых существ, их взаимоотношения со средой обитания подчинены определенным закономерностям, которые необходимо изучать.

Экология изучает как влияние факторов окружающей среды на отдельные организмы, так и взаимосвязи между живыми существами, образование более сложных систем до уровня всей биосферы. Несмотря на это, основным объектом традиционных экологических исследований можно считать экосистемы нашей планеты разного уровня организации (в зависимости от глубины исследований) и их элементы. Главным предметом исследований экологии являются взаимосвязи (их особенности и развитие) живых организмов, их групп различных рангов, живых и неживых компонентов экосистем, а также характер влияния природных и антропогенных факторов на функционирование экосистем и биосферы в целом.

Предмет экологии - структура или совокупность связей между средой и организмами.

Основным объектом экологических исследований являются экосистемы нашей планеты на разных уровнях организации.

Цель экологии – защита природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий.

Задачи экологии меняются в зависимости от изучаемого уровня организации живой материи. Популяционная экология исследует закономерности динамики численности и структуры популяций, а также процессы взаимодействий (конкуренция, хищничество) между популяциями разных видов. В задачи экологии сообществ (биоценологии) входит изучение закономерностей организации различных сообществ, или биоценозов, их структуры и функционирования (круговорот веществ и трансформация энергии в цепях питания).

Среди задач экологии первоочередными являются следующие:

Изучение общего состояния современной биосферы, условий её формирования и причин изменений под воздействием природных и антропогенных факторов;

Прогнозирование динамики состояния биосферы во времени и пространстве;

Разработка путей гармонизации взаимоотношений общества и природы с учетом основных экологических законов;

Сохранение способности биосферы к самоочищению, саморегулированию и самовосстановлению;

Исследование закономерностей организации жизни, в том числе в связи с антропогенными воздействиями на природные экосистемы и биосферу в целом;

Научное обоснование рациональной эксплуатации природных ресурсов, прогнозирование изменений природы в результате деятельности человека и управления биосферных процессов, а также сохранения среды обитания человека;

Разработка системы мероприятий, обеспечивающих минимум применения химических средств борьбы с вредными видами;

Экологическая индикация свойств тех или иных компонентов экосистем, в т. Ч. Индикация загрязнения природной среды;

Восстановление нарушенных природных экосистем, в т. Ч. Рекультивация выведенных из использования сельскохозяйственных угодий, восстановление пастбищ, плодородия истощенных почв, продуктивности водоемов и др.;

Сохранение (консервация) эталонных участков биосферы;

Разработка технологических, инженерных и проектно-конструкторских решений, минимизирующих ущерб, нанесенный окружающей среде и здоровью человека;

Прогнозирование и оценка возможных негативных последствий действующих и проектируемых предприятий (технологических процессов) для среды, человека, живых организмов, различных отраслей хозяйства;

Своевременное выявление и дальнейшая корректировка тех технологических процессов, которые разрушают окружающую среду, угрожают здоровью человека и негативно влияют на природные экосистемы.

Методы экологии подразделяются на полевые (изучение жизни организмов и их сообществ в естественных условиях, т. е. длительное наблюдение в природе с помощью различной аппаратуры) и экспериментальные (эксперименты в стационарных лабораториях, где имеется возможность не только варьировать, но и строго контролировать влияние на живые организмы любых факторов по заданной программе.

Для изучения и прогнозирования природных процессов широко используется также метод математического моделирования. Такие модели экосистем строятся на основе многочисленных сведений, накопленных в полевых и лабораторных условиях. При этом правильно построенные математические модели помогают увидеть то, что трудно или невозможно проверить в эксперименте. Однако сама по себе математическая модель не может служить абсолютным доказательством правильности той или иной гипотезы, но она служит одним из путей анализа реальности.

Так же с помощью методов математического моделирования можно установить взаимосвязи организмов в экосистемах (пищевые и непищевые), зависимость изменений численности (производительности) популяций от воздействия экологических факторов и др. Математические модели позволяют прогнозировать возможные варианты развития событий, выделять отдельные связи, комбинировать их (например, количество особей промысловых животных можно изымать из природных популяций, чтобы не снизить их плотности, предусматривать вспышки численности вредителей, последствияантропогенноговоздействия на отдельные экосистемы и биосферу.

Помимо традиционных методов есть и новые . Среди них, например:

Статистический метод, позволяющий получать, обрабатывать и анализировать первичные статистические материалы.

Балансовый метод позволяет сопоставлять природные ресурсы с темпами использования.

Сравнительный метод предполагает изучение объектов путем сравнения с другими. В экологии часто сравнивают загрязненные экологически чистые территории.

Широко используют сравнительно простые методы математической статистики, а именно: обработку вариационных рядов с определением математического ожидания, дисперсии, среднего квадратичного отклонения, получения интенсивных и экстенсивных показателей для сравнения и т.д.

Сочетание полевых и экспериментальных методов исследования позволяет экологу выяснить все аспекты взаимоотношений между живыми организмами и многочисленными факторами окружающей среды, что позволит не только восстановить динамическое равновесие природы, но и управлять экосистемами.

Итак, современная экология является одной из фундаментальных наук о взаимоотношениях живой и неживой природы, новой философией человечества, и она, как и многие науки, все еще находится на стадии формирования.

Развитие общества за период своего существования воздействовало на окружающую природную среду, преобразовывало ее. Нежелательные последствия для природы, а также для человека потребовали развития определенного спектра знаний, направленных на изучение вопросов восстановления, сохранения, рационального использования и охраны окружающей природной среды, закономерностей обеспечения природных условий жизни человека и др. Международным сообществом были обозначены глобальные проблемы современности: экологический кризис, охрана окружающей среды.

Термин «экология» возник в конце XIX в. Впервые в научную терминологию слово «экология» было введено немецким ученым-биологом Геккелем в 1886 г. и имело сферу своего применения только в рамках науки биологии. Слово «экология» в переводе с греческого означает «наука о доме» (oikos - дом, жилище, logos - учение) .

Сначала экология развивалась как часть биологии. «В узком смысле экология (биоэкология) - одна из биологических наук, изучающая отношения организмов (особей, популяций, сообществ) между собой и окружающей средой. Предметом изучения биоэкологии (общей экологии) являются объекты организменного, популяционно-видового, биоценотического и биосферного уровней организации в их взаимодействии с окружающей средой...

В широком смысле экология (глобальная экология) - комплексная (междисциплинарная) наука, синтезирующая данные естественных и общественных наук о природе и взаимодействии природы и общества. Задачи глобальной экологии - изучение законов взаимодействия природы и общества и оптимизация этого взаимодействия» .

Так или иначе любые общественные отношения должны осуществляться посредством правового регулирования. И сегодня экологическое право является самостоятельной юридической дисциплиной, одной из отраслей права, прошедшей свой этап формирования и развития. Кроме того, экологическое право является наукой и учебной дисциплиной. С принятием и вступлением в силу Федерального закона «Об охране окружающей среды», интенсивным развитием земельного законодательства, проведением административной реформы органов государственной власти Российской Федерации за последние два года наступил новый этап в развитии экологического права. Сегодня наступил процесс «экологизации» отдельных отраслей права.

Эффективными средствами обеспечения соблюдения экологических требований законодательства могут быть только нормы международного, административного, уголовного, гражданско-правового законодательства, принимаемые и изменяемые с учетом анализа судебной практики, а также иного практического опыта применения норм экологического права лицами, участвующими в процессе природопользования.

Экологическое право можно определить как совокупность правовых норм, регулирующих общественные (экологические) отношения в сфере взаимодействия общества и природы в интересах сохранения и рационального использования окружающей природной среды для настоящих и будущих поколений

Самостоятельность отрасли права определяется наличием своего предмета правового регулирования, а именно специфическими общественными отношениями, на упорядочение которых направлены нормы права, а также метода правового регулирования.

«Становление науки экологического права началось в 70-х годах, хотя и до этого публиковались отдельные работы Г.А. Аксененка, Н.Д. Казанцева, Г.Н. Полянской, И.В. Павлова и других ученых. Знаковой была знаменитая работа О.С. Колбасова «Экология: политика – право», вышедшая в издательстве «Наука» в 1975 г. Конечно, благодаря работам Г.Н. Полянской, Н.Д. Казанцева и других специалистов, некая база была создана, но эколого-правовую парадигму, основу современного экологического права (и именно его) представил и сформулировал О.С. Колбасов. Не менее значительна была и роль В.В. Петрова, представителя университетской науки, написавшего первые учебники экологического права в нашей стране, не только сформировавшего основы преподавания экологического права, но и сыгравшего самую важную роль в создании Закона «Об охране окружающей природной среды», принятого 19 декабря 1991 г.»

Предметом экологического права являются общественные отношения в области взаимодействия общества и окружающей среды. Данные общественные отношения, таким образом, и сам предмет экологического права делятся на три составные части:

1) природоохранное право (или природоохранительное право), которое регулирует общественные отношения по поводу охраны экологических систем и комплексов, общих природоохранных правовых институтов, решения концептуальных вопросов всей окружающей среды. Назначением этой части является обеспечение регулирования всего природного дома, естественного жилища людей в комплексе;

2) природоресурсное право, которое регулирует общественные отношения по предоставлению отдельных природных ресурсов в пользование, а также вопросы их охраны и рационального использования - земли, ее недр, вод, лесов, животного мира и атмосферного воздуха;

3) нормы других самостоятельных отраслей права, обслуживающие общественные отношения, связанные с охраной окружающей среды, объединяемые задачей защиты окружающей среды (нормы административного права, уголовного права, нормы международного права).

Методом экологического права является способ воздействия на общественные отношения. Выделяются следующие методы:

экологизации (проявление общеэкологического подхода ко всем без исключения явлениям общественного бытия, проникновение глобальной задачи охраны окружающей среды во все сферы общественных отношений, регулируемые правом);

административно-правовой и гражданско-правовой (первый исходит из неравного положения субъектов права - из отношений власти и подчинения, второй основан на равенстве сторон, на экономических инструментах регулирования);

историко-правовой и прогностический (обоснование надежности принимаемых правовых и экономических мер, возможно, с учетом социальных и иных изменений, недопущение повторения ошибок, знание будущих состояний, процессов и явлений).


См.: Боголюбов С.А. Экологическое право: Учебник для вузов. М.: НОРМА, 2001; Ерофеев Б.В. Экологическое право России: Учебник для юридических вузов. М.: Юридическая литература, 2000; Петров В.В. Экологическое право России: Учебник для вузов. М.: БЕК, 1996.

Предыдущая

Предметом экологического права являются общественные отношение в области взаимодействия окружающей среды и общества.

Эти общественные отношения можно подразделить на три части:

  • 1) право регулирующее общественные отнощения в области охраны окружающей среды, решения теоретических вопросов всей природной среды и общих правовых институтов в области охраны природы. Одним словом природоохранное право;
  • 2) право, регулирующее общественные отношения в плане пользования отдельными природными ресурсами, вопросами охраны и рационального использования этих ресурсов. Эту часть экологического права можно назвать природо-ресурсной;
  • 3) нормы других самостоятельных отраслей права, регулирующие общественные отношения, связанные с охраной окружающей среды, выполняющие задачу защиты окружающей среды (административного права, уголовного права, международного права).

Предметом экологического права являются как природа (окружающая среда), так и ее отдельные элементы (земля, недра, воды и другие, связанные с ними интересы человека). Другими словами, предметом являются общественные отношения по поводу природы или окружающей среды.

Учитывая интересы и потребности общества в области взаимодействия с природной средой, предмет экологического права в настоящее время образует отношения:

  • - по природопользованию;
  • - по охране природной среды от любой деградации;
  • - по защите экологических прав и интересов физических и юридических лиц;
  • - собственности на объекты природы и природные ресурсы.

В экологическом праве решаются важнейшие проблемы владения природными богатствами, распоряжения ими, их защиты и бережного к ним отношения. Учитывая особенный характер объекта, в российское государство распоряжается природными ресурсами, лишь предоставляя их в пользование юридическим и физическим лицам. Можно сказать, что государственная собственность на природные ресурсы доминирует над частной.

Экологическое право регулирует множество других взаимоотношений в области охраны окружающей среды. Охрана природных объектов и ресурсов и пользование ими - сложная задача управления пользования природными ресурсами в процессе производственной деятельности. Природоохранное право включает в себя:

  • 1) нормирование вредных воздействий на природу;
  • 2) экотоксикологическое испытание агрохимических и иных экологически опасных химических веществ, их регистрация, транспортирование, экологическая сертификация и т.п.

Важнейшая цель этих общественных отношений - восстановление и сохранение природной среды в ее нетронутом состоянии для будущих потомков.

Отношения по природопользованию регулируются по отдельным ресурсам природной среды - земле, водам, атмосферному воздуху, недрам, лесам, растительному миру вне лесов, объектам животного мира. Значит, речь идет о пользовании землей, водой, недрами и др. Таким образом, решается ряд важнейших задач. Основная задача двоякая:

  • - по удовлетворению материальных других потребностей человека;
  • - и по предупреждению деградации природы, таких как истощение природных ресурсов, ее загрязнение.

Иначе говоря, сложная задача по сохранению экологического равновесия. В основу природопользования положен принцип рационального, то есть экологически обоснованного использования природных ресурсов.

Экологическое право, регулируя отношения по охране окружающей среды, касается трех видов вредных воздействий на окружающую среду: химический, физический и биологический.

Конечной целью отношений по охране окружающей среды от физических воздействий, является сохранение или в некоторых случаях восстановление ее благоприятного состояния (чистоты, не загрязненности) природной среды.

Это - регламентация в области охраны окружающей среды от:

  • - производственного шума, и шума самолетов;
  • - транспортной и строительной вибрации;
  • - электромагнитных полей;
  • - радиоактивного воздействия;
  • - чрезмерного давления на землю в процессе использования тяжелой сельскохозяйственной техники, что приводит к разрушению структуры почвы;
  • - загрязнения водоемов от сточных вод.

Идет правовое регулирование охраны природной среды от биологического воздействия следующих факторов:

  • - гибридизация объектов растительного и животного мира, и их переселение;
  • - биотехнологии;
  • - миграции в природную среду микроорганизмов (вирусов, грибков, бактерий, в том числе возбудителей инфекционных заболеваний человека);
  • - предупреждения эпизоотий и борьбы с ними.

Правовое регулирование отношений собственности на природные богатства, природопользования и природоохранения выполняет двоякую функцию - поддерживает экологическое равновесия в природе и одновременно соблюдает экологические права и законные интересы физических и юридических лиц.

Так как человек, его здоровье и имущественные интересы сами являются объектом права, наряду с объектами и ресурсами природы, понятно, что невозможно рассматривать и регулировать отношения по охране экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц в рамках иных отношений. Посему эти отношения выделены как самостоятельная группа общественных отношений в составе предмета права окружающей среды.

Указанные отношения регулируются в области деятельностью правоохранительных органов - прокуратурой, судами и некоторыми другими государственными органами в сфере надзора.

В настоящее время понятия «экологическая безопасность» и «обеспечение экологической безопасности» стали в России широко распространенными.

По сути, под экологической безопасностью в Законе понимается состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий. Средствами юридической защиты интересов экологической безопасности являются:

  • - оценка воздействия различных факторов на окружающую среду;
  • - их нормирование;
  • - экологическая экспертиза;
  • - экологическое лицензирование;
  • - сертификация;
  • - контроль;
  • - применение мер юридической ответственности;
  • - а также правовые средства защиты экологических прав и законных интересов человека и гражданина.
Загрузка...
Top