Почему люди не ходят на концерты? Почему люди не ходят на выборы — причины и результаты соцопросов Что бы Вы хотели изменить в стране

Почему в России бары - это "не про поесть"? Где заканчивается ресторанная культура страны? И о сложностях гастрономического бизнеса рассказал владелец сети «Дорогая, я перезвоню» Дмитрий Левицкий.

В баре надо жить - ресторатор

— Правда, что в России хромает ресторанная культура? Почему продукты дорожают, и питание дома, соответственно тоже, а вне дома по-прежнему особо не едят?

Конечно, хромает. Когда ты приезжаешь в Европу и видишь, что люди завтракают в кафе, обедают в кафе, ужинают в кафе, то есть существуют: сама культура и само социальное поведение, при котором люди в принципе чашку кофе утреннюю пьют не дома, а пьют ее в кафешке, говоря здравствуйте друг другу, этому бариста и так далее. Мы очень часто успокаиваем себя, говоря, что понятно, нет денег, у нас уровень жизни другой и так далее. Но это не совсем так. У нас потребление построено по-другому. Человек покупает себе в кредит, 7 айфон, который европеец себе не покупает. У нас искажено потребление в сторону: машину купить, которая тебе никак по доходам не подходит. Ни один европеец не купит себе огромный танк, за который будет выплачивать кредит еще 15 лет. Он ездит на малолитражке, пользуется стареньким телефоном, не носит брендованную одежду, но не отказывается от похода в кафе. У него нет денег на эту машину, но деньги на поход в кафе у него есть. Это просто другая модель социальных трат.

- Большой разрыв в столице и в регионах в этом плане?

Большой разрыв и в столице между ЦАО и за МКАДом. Конечно иногда нам кажется, что в центральном округе почти как в Европе. Но всё, что происходит в нашей стране, как в Европе — это вот 9 км Садового кольца. Все. Здесь гастрономия, здесь новые тренды, здесь люди питаются вне дома, здесь все, как в Европе. Чуть-чуть туда дальше: Третье кольцо, МКАД, и все, там уже с гастрономией тяжело. Там уже поход в ресторан — это праздник.

В нашей стране поход в ресторан - это событие, это не про еду. Это ивент, то есть это вот приодеться.

- Некий выход в свет?

В каком-то смысле. Просто пойти поесть — у нас такое не работает. И это накладывает отпечаток на все, что у нас происходит в самих ресторанах: мы больше дома культуры такие, где пицца, кальян, суши, все в одну кучу и люди как бы приходят отдохнуть. Люди заходят, и им говорят — хорошего вам отдыха. То есть мы не "про поесть". Или мы говорим: пойдем куда-нибудь посидим? Мы идем в ресторан сидеть. Вот это вот российская культура посещения заведений. И вот, что нам предстоит менять в глобальном смысле, сделать так, чтобы питание вне дома было частью жизни людей. не надо брать в кредит четвертую стиральную машинку, как тебя из телевизора каждый раз убеждают, ничего страшного не будет без этой машинки. Сходи с семьей в пиццерию, встреться с друзьями, ведь питание вне дома — это же еще и социальный акт.

- Посоветуйте что-нибудь тем, кто мечтает открыть свой бар, свой ресторан, но пока еще думают с чего начать.

Совет дам один, зная уже по опыту, сколько денег и сколько времени, сил люди спускают в итоге в нашем бизнесе — обязательно пойти поработать сначала в отрасль, чтобы понять, что такое иметь свой собственный бар, изнутри. Потому что конечно, многие люди, приходя, говорят: "хочу свой бар", и не понимают, что вот эта вот картинка, которую они видят, когда сидят пьяненькие и смотрят вокруг и думают, что ничего прекраснее нет, кроме как владеть собственным баром, они просто физически не понимают, что это только вершина айсберга, а основная работа человека, который владеет баром, это не совсем такая романтика и не такая картинка. Вот, поэтому в первую очередь пойти и посмотреть изнутри нужно ли это. Это очень сильно снимает розовые очки, и адекватность твою возвращает на место.

Второе, что могу сказать, что конечно, если уж ты собираешься открывать собственный бар, будь готов положить себя всего на это.

Я первые пару лет просто жил там, и на мойке работал и смены брал и просто сидели, смотрели, что происходит, что за гости, как это все движется и так далее.

Ну а третье, наверное, что гигантских денег сегодня в этом бизнесе практически невозможно заработать. И времена те прошли во всех смыслах, и в целом доходность нашего бизнеса не такая большая. Ну и конкуренция, конкуренция, все больше и больше баров в городах. Это хорошо с одной стороны , потому что рынок развивается и растет, но с другой, приходиться делиться.

Священник Михаил ВАСИЛЬЕВ,
настоятель Патриарших подворий при штабе ВДВ
и РВСМ

Во-первых, потому, что это трудно. Во-вторых, потому что для
современного, весьма прагматичного по своему мировосприятию человека это
невыгодно. Приходится тратить свое время – у современного человека иллюзия, что
времени ему не хватает, хотя это не мешает впустую тратить его, например, у
телевизора. И человек все время живет тем временем, которое он на самом деле
часто бездарно тратит. Он стоит в храме – и ему кажется, что у него много
неотложных дел, что надо куда-то бежать. И действительно – это известно еще
древним подвижникам благочестия – побыть наедине с собой уже бывает непривычно и
трудно, а тем более придти к Богу и быть с тем Богом, в Которого хотя ты и
веруешь, но еще не видишь достаточно. Наверное, все это в комплексе приводит к
тому, что современный человек, бесцельно проводя значительную часть своей жизни,
не может найти времени, чтобы побывать, или постоять, или даже, не побоюсь этого
слова, помолиться за богослужением.

Игумен ПЕТР
(Мещеринов),
Свято-Данилов монастырь, г. Москва

Одна из причин
того, что люди не понимают христианство и отталкиваются от Церкви – это подмена
Евангелия – в буквальном переводе «благой вести», «благовествования» – неким
зловествованием. Основание нашей веры – Воскресший Христос, пасхальная радость,
которую может почувствовать любой человек, – подменяется проповедью о мировом
масонском заговоре, о скором пришествии антихриста, о бесах, аде и вечных муках.
Христос же является только средством, чтобы всего этого избежать. Причем даже не
Христос, а внешняя церковность, исполнение обрядов, механическое выстаивание
воскресных богослужений.

В итоге религиозные запросы души не
удовлетворяются. И поэтому многие искренне ищущие Бога люди стараются держаться
подальше от такой Церкви. Она кажется им каким-то странным заведением, где люди
помешаны на тайном масонстве и бесах. Безусловно, существуют и бесы, и «тайна
беззакония», и антихрист, который в итоге явится. Но страшно не это, а то, что
все сие служит основанием проповеди и почему-то называется Православием.

Священник Александр ЛАВРИН,
клирик храма Иконы Божией Матери
«Живоносный Источник» в Царицыно

Думаю, причина здесь не в атеизме.
Атеистов сейчас мало, убежденных же и раньше было немного. Людям, как правило,
более свойственно религиозное равнодушие. И когда после падения атеистической
идеологии оказалось, что многие не чужды признания духовного мира, – всплыла
серьезная причина, почему люди не ходят в храм: само по себе признание
«потустороннего» ничего не меняет в жизни человека. Настоящая религиозная жизнь
начинается тогда, когда человек захочет, чтобы Бог стал в его жизни главным. А
это всегда непросто, требует от человека напряжения: поиска, труда.

Нельзя обойти стороной и горькую для нас, церковных людей, правду.
Многие люди не ходят в храм, потому что мы, христиане, сами подаем к этому
повод. В религиозной жизни был очень большой перерыв, многие традиции утеряны,
прежде всего – традиции терпения и смирения. И, к сожалению, люди часто не
находят в христианах примера евангельской жизни.

Не последняя причина и
в нас, священниках, пастырях. Мы вышли из той же среды «религиозного забвения» и
так же учимся христианской жизни. Но цена наших ошибок гораздо выше, чем у
прихожан, когда мы не являем сердечной теплоты и понимания. Я это хорошо знаю,
замечая, порой, в себе небратское и лицеприятное отношение – при исповеди, в
беседе с людьми …

Поэтому сегодня Церковь видится не столько местом
духовного подвижничества, сколько больницей, принимающей и целящей больных и
инвалидов. Значит, и входят в нее те, кто признал свою болезнь и захотел
лечиться.

Священник Николай ЕМЕЛЬЯНОВ,
заместитель декана
Богословского факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного
университета

Самое удивительное, что люди в Церковь ходят. Это
удивительно, потому что в России после целой эпохи гонений, религиозного
бескультурья и безграмотности современному человеку казалось бы невозможно
обрести традиционную духовную культуру и веру. Современная мода, массовая
культура, жесткая пропаганда, иногда даже сегодняшняя государственная политика
препятствуют этому. Однако вопреки всему многие эту духовную культуру обретают
или хотя бы очень к ней стремятся.

Это всегда процесс очень личный и
очень трудный. Он требует работы над собой, много смирения и покаяния, что
никому и никогда не было просто. В Евангелии Господь, обращаясь к ученикам,
называет их «солью земли». Соль – это замечательный и очень древний религиозный
символ. Кроме прочих, в нем есть и очень простой, можно сказать, бытовой смысл.
Соли кладут в пищу всегда очень мало – одну ложку на большую кастрюлю, но без
нее пища бывает безвкусной. Этой «соли» – тех, кто не просто «глядит издалека»
или даже «заходит в Церковь», но живет по вере церковной жизнью, – всегда было и
будет немного.

С другой стороны, от самого общества и даже во многом от
государства зависит, будет ли оно хотя бы обращено лицом к высокой духовной
культуре – или его жизнь потеряет свою «соль», станет «безвкусной» и
бессмысленной.

Иеромонах МАКАРИЙ (Маркиш),
Свято-Введенский
монастырь, г. Иваново

Мне пришлось пятнадцать лет жить и работать
вдали от России, в американском штате Массачусетс. В Соединенных Штатах вряд ли
можно представить себе, чтобы человек, называя себя православным, не был
регулярно в церкви. Это относится в равной мере и к тем, кто унаследовал
Православие, и к тем, кто уже в сознательном возрасте вернулся к своим
национальным и культурным корням. И, конечно же, к тем, кто подобно
евангельскому купцу, нашедшему жемчужину несравненной ценности, пришел в
Православие «извне». Заметьте, что и для тех, и для других, и для третьих
характерен интерес к религии вообще и Православию в особенности. Пускай
невежество и доминирует на культурно-общественной сцене, но преодолевая его,
люди приходят в Церковь.

А если отвечать более обще… Применительно к
человеческой жизни, вопрос «Почему» дает колоссальный простор для ответа, и что
ни ответить – всё будет в той или иной мере верно: потому что не хотят, потому
что не привыкли, потому что нет времени, потому что не видят нужды, потому что
им там тесно, холодно, жарко, душно, скучно и проч. Коренная причина – наша
слабость, несобранность, расхлябанность, безответственность, равнодушие. Наш
грех. Если позволите уточнить вопрос таким образом: «Укажите причину, устранение
которой на сегодняшний день наиболее реально и действенно», то я отвечу одним
словом: невежество. Устранить ее, соответственно, позволит школьное просвещение
и миссионерская проповедь на местах и в СМИ, в чем да поможет нам
Господь.

Священник Иоанн ОХЛОБЫСТИН,
клирик храма святителя Николая
в Заяицкой слободе

Когда только начиналось возрождение Православия,
то сами верующие люди и священники невольно делали многое, чтобы отвратить людей
от Церкви. Все эти старушки, шипящие на молодых девчонок, которые впервые зашли
в храм в брюках. Все эти младостарцы и младостарицы, их «пророчества» и дикие
полуязыческие «наставления». И странная кликушеская литература, называвшаяся
«православной». Все эти запугивания в проповедях священников, что вы, мол,
жуткие грешники, мерзавцы. Срочно раздайте все свое имущество, а сами – на
колени, на горох. И все равно нет вам прощения… Как вспомню, просто дрожь
берет. Дошло дело до того, что пришлось вмешаться самому Святейшему Патриарху.

Многие, впервые зайдя в храм и столкнувшись с таким к себе отношением,
подумали: а пойду-ка я лучше куда-нибудь в буддизм, там все не так мрачно. Ну и,
конечно, с годами добавились темы для критики, среди них сотовые телефоны и
машины у священников (интересно, а как без этого быть на связи, если
понадобится, и посещать больных прихожан?) и так далее.

К счастью,
постепенно все эти перекосы в отношениях светских людей и Церкви сглаживаются.
Народ перестали запугивать, в храм приходит все больше людей. Теперь мы можем
лучше донести до прихожан, что главное в Православии не строгость, а любовь.
Ведь Бог есть Любовь.

Священник Дионисий ПОЗДНЯЕВ,
Гонконг,
Китайская народная республика, Русская Православная Церковь Московского
Патриархата

Думаю, причины разные. Есть просто люди, не верующие в
Бога – тут и спроса нет. Помню, одна пожилая дама, говоря о церковной службе,
приводила сравнение с театром: «Можно раза два-три сходить на спектакль, но не
более… а одинаковые службы изо дня в день – это же ужасно, должно быть,
однообразно и скучно!». Тут очевидно неумение молиться храмовой молитвой,
незнание службы, непонимание смысла происходящего. Для многих этот язык,
богатейший и красивейший, совершенно недоступен. Больше нужно говорить о смысле
богослужения, давать людям понять, что в храме можно приобщиться небесному, уже
на земле можно стать причастным к Небу.

На самом деле люди не умеют в
Церкви находить и обретать главное – опыт Неба. Отчего? Оттого, что порой ищут
чего-то другого. Не находят – и разочаровываются. Может, им и не нужен этот опыт
Неба… Но ведь остальное все так второстепенно.

Многие не могут
заставить себя, понудить в практике духовной жизни – как Господь сказал,
«Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф.
11:12) – а лень ведь молиться, трудно поститься, ум не привык сосредотачиваться,
стыдно исповедоваться! Это – основные причины.

А если говорить о
причинах более внешнего порядка, то это – занятость священников, их торопливая
невнимательность, порой холодная… Иногда – грубость прихожан, вообще
распространенное ныне хамство… Это – большая проблема для тех, кто стоит у
порога Церкви и надеется видеть в ее чадах Образ.

Протоиерей Игорь
ПЧЕЛИНЦЕВ,
пресс-секретарь Нижегородской епархии

Беда, наверное, в
том, в народе существует определенная религиозная самодостаточность – почти 80%
россиян считают себя православными христианами. «Мы крещеные…», «мы же ничего
не отрицаем…», а также «ну, наверное, что-то там есть…» Если к этим
утверждениям добавить то, что многие люди действительно приходят в храм хотя бы
один-два раза в год (на Пасху, поставить свечку…), то получается, что в
какой-то мере церковная жизнь в народе существует. Некоторые даже причащаются
(от одного раза в год до одного раза в несколько лет), не отдавая себе отчета, в
каком великом Таинстве они принимают участие. Реальной церковной жизнью
стараются жить всего лишь 1-3% россиян.

Соответственно, наш православный
народ и является главным потребителем массовой «духовной» культуры – активно
возрождаемого язычества с его обычными атрибутами – гороскопами, гаданиями,
целителями и религиозным безразличием и всеядностью. Церковная жизнь не
развлекает так, как современный «мистицизм на диване» – и поэтому она не
востребована. Церковности надо учиться, но это не находит отклика в душе
современного человека, привыкшего потреблять «духовный фаст-фуд».

С
другой стороны, видимо, наша дорогая и многострадальная Церковь еще не находит в
себе сил идти навстречу народу. Некоторые священнослужители и некоторые миряне
из числа новообращенных считают, что Церковь должна не нисходить до современного
человека, а поднимать его над погибающим миром. Это верно по смыслу, но неверно
по тактике. Эти люди считают, что не надо ни к кому идти – кому надо, придут в
церковь сами, и мы их всему научим (кстати, под «всем» нередко подразумеваются
внешние вещи – как креститься, как стоять на службе и т.п., а богословие – оно
для богословов).

Также надо сказать и о православном «фаст-фуде».
Существуют общины, спекулирующие на мистических чувствах современного человека,
зачастую отравленного неоязычеством, и взамен настоящей духовной пищи они дают
своим новым членам пищу сомнительную. Обобщенное название таких общин: «Как
избежать конца света и остаться при своих». Путь таких общин явно сектантский и
идет врозь со Священноначалием Церкви и здравым смыслом, но некоторых он очень
привлекает, отвращая от настоящей православной церковности.

Большую роль
в расцерковлении невоцерковленных играют, конечно, и СМИ. Одной рукой насаждая
новые (на самом деле – старые) языческие ценности, СМИ другой рукой поливают
грязью возрождающееся Православие, создавая в обществе крайне отрицательный
образ Церкви и Ее служителей.

И в результате – народ робко топчется в
церковном дворе и проходит мимо, а священнослужители с верными прихожанами
выглядывают из церковных дверей в надежде на то, что кто-то еще заглянет к ним
на огонек. В надежде всему их научить.

Иеромонах СЕРГИЙ
(Рыбко),
настоятель храма Сошествия Святаго Духа на апостолов на Лазаревском
кладбище г. Москвы

Подлинная причина в том, что у человека просто
нет особого желания ходить в церковь. Когда он молод, преисполнен оптимизма –
ему не до того. Он смотрит на жизнь сквозь розовые очки, кует свое светлое
будущее… И только повзрослев, столкнувшись с реалиями жизни, он начинает
задумываться, начинает знакомиться с христианскими ценностями – и в итоге
нередко приходит в храм. Это обычно люди зрелого возраста, за сорок лет. Тем не
менее, встречаются и молодые люди, которые с юности посвятили себя Богу. Либо
они рано пережили какие-то трагедии, разочаровались в земных ценностях, либо это
чистые души, призванные Богом. Я их достаточно часто встречал, хотя по нашим
временам такой человек – просто чудо. Бывает, что и в тридцать лет
воцерковляются, и в двадцать, хотя какой-то видимой причины – несчастной любви,
жизненных трагедий и т.п. – нет. Кто имеет открытое сердце – к тому Бог приходит
раньше.

Протоиерей Александр СОРОКИН,
настоятель храма
Феодоровской иконы Божией Матери и часовни свв. Новомучеников и Исповедников
Российских, председатель Издательского отдела Санкт-Петербургской епархии

Вообще-то ходят. Хотя мало. Если ответить коротко, причина, конечно, в
самих людях. Причем, как в тех, кто туда не ходит, так и в тех, кто там уже
находится. Не нужно доказывать, что каждый человек религиозен по своей природе,
и эту свою религиозность каждый выражает по-разному и в разной мере. Но процент
тех, кто свою веру показывает явно и осознанно как веру в Бога, о Котором учит
Библия, – совсем не так уж велик. А тех из них, кто ходит в церковь – еще
меньше.

Наверное, это потому, что для многих до сих пор не совсем ясно,
что такое Церковь и почему без нее человеку трудно и плохо. Общепринятое мнение
о Церкви так укоренилось в сознании большинства людей, что им в голову не
приходит, что Церковь – это нечто совсем иное, нежели загруженные заботами
священники и унылые миряне. Многие вообще отождествляют Церковь только с
иерархией священников, то есть воспринимают ее как некую организацию,
выполняющую определенные функции. А новозаветное учение о Церкви как о
христианской общине, собравшейся вокруг воскресшего Христа, мало понятно
массовому человеку. И беда в том, что в самой Церкви многие люди не сразу до
этого доходят – а потому не способствуют приходу других людей, которые поэтому и
не ходят в церковь.

Протоиерей Аркадий Шатов,
председатель
епархиальной комиссии по церковной социальной деятельности Москвы

Люди не ходят в Церковь по разным причинам. Некоторые – потому, что
думают, что Бог христиан такой же, как сами недостойные христиане. Некоторые не
ходят потому, что их привлекает этот мир, и внешняя мишура для них важнее, как
для дикарей стеклянные бусы важнее, чем слиток золота. Некоторые не ходят по
лени, а некоторые – потому что Бог их еще не призвал. Некоторые из тех, что не
ходят в Церковь, бывают одержимы, некоторые – глупы…

Некоторые не ходят
в Церковь потому, что они предали Бога.

Люди не ходят в Церковь, потому
что, как говорится в Евангелии, один купил поле, за которым нужно смотреть,
другой приобрел волов, которых надо испытать, третий недавно женился. Поэтому
они не идут на брачный пир (Лк. 14:1).

Иеромонах КАЛЛИСТРАТ
(Романенко),
настоятель храма во имя Святой Живоначальной Троицы в
Антарктиде

Во-первых, люди в храм все-таки ходят. Даже в мой. Пусть
не все и не часто. Но за тот год, что я здесь, нет ни одного человека из экипажа
станции, который хотя бы один раз не пришел в храм. И не на экскурсию, а именно
на службу, на Божественную Литургию.

Есть люди, которые ходят в храм, но
нечасто. Они все равно верующие и православные. Я не могу сказать, что их вера
хуже моей, хотя я священник и регулярно совершаю Божественную Литургию. Другие
не ходят в храм, потому что не знают, что здесь дом Божий. Это просто
непросвещенные люди, не понимающие, зачем надо стоять по два часа на службе и
слушать непонятные песнопения и молитвы. Но обычно это до тех пор, пока жареный
петух не клюнет. Тогда начинают спрашивать: «Что я могу сделать, чтобы Бог
услышал меня?»

А некоторые не приходят, потому что видят, как живет
священник – злее, корыстнее и похотливее иных неверующих. Я знал одного
человека, который во многом исполнял заповеди Евангелия (ни разу при этом не
читав самого Евангелия), но не стал ходить в храм, потому что там не самым
лучшим образом вел себя священник.

От священников сегодня требуется
спокойно, шаг за шагом воспитывать и тех, кто приходит пусть и нечасто,
показывая им жизнь в Боге. Надо проповедовать, и, прежде всего, не на словах, а
в себе, в своей жизни, исполняя слова Писания: «Так да светит свет ваш пред
людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного»
(Мф. 5:16).

Люди так привыкли ко всевозможным выборам и лживым обещаниям политических кандидатов, что просто перестали воспринимать их всерьез и прекратили отдавать свои голоса на выборах, предпочитая оставаться дома.

Да и кроме выборов, других проблем у людей увы, хватает, вот и перестали граждане посещать это мероприятие. Но ведь у каждого своя причина недоверия выборов, как политически важного события в жизни страны, стоит в них разобраться.

Несколько причин, почему люди не ходят на выборы

Во-первых список кандидатов у меры, президенты или депутаты зачастую переваливает за десятку желающих попасть поближе к власти. Их фамилии и лица незнакомы людям, а значит и нет к ним доверия.

Во-вторых люди разочаровались в обещаниях политических благодетелей и не верят сказочным агитационным обещаниям, ведь это все временно, пройдут выборы, забудутся обещания.

В-третьих вся предвыборная агитация, которую можно наблюдать по телевизору это всего лишь попытка кандидата запомнится избирателям и лишний раз покрасоваться на телеэкране. На политических шоу редко обговаривают проблемы страны, а как правило льют воду о демократии и свободе слова.

Соцопросы проведенные среди населения определили самые распространённые причины, почему люди не ходят на выборы:

  • Незаинтересованность людей в политике (дел и так по горло, когда еще разбираться в политических предпочтениях, ведь все депутаты одинаковые);
  • Отсутствие перемен в экономике и политике страны (люди считают, что их выбор ничего не изменит и боятся вновь ошибиться с выбором кандидатов.
  • Давно уже замечено, что после выборов политики не очень-то спешат менять жизнь простых обывателей к лучшему, а даже наоборот, ухудшают условия жизни гражданам своей страны. Пусть уж лучше плохо, но стабильно,главное, чтобы было не хуже, чем вчера, так думают люди и не спешат сделать свой выбор);
  • Свобода выбора под запретом (существует мнение, что выбор предначертан далеко до окончания предвыборной гонки голос человека не неважен для государства, а значит и ходить нет причины);
  • Лень и другие заботы;
  • Недоверие к кандидатам.

Но стоит заметить, что неявка на выборы уж точно никак не повлияет на результат выборов и не поменяет ситуацию в стране к лучшему, поэтому уж лучше отдать голос и попытаться что то изменить,чем вовсе бездействовать.

Никто не отрицает, что фальсификация существует, но лишь небольшой процент около 10-20 процентов, а такой показатель ну никак не может повлиять на честный исход выборов.

Не стоит боятся идти на выборы, не всегда игнорирование приводят к плохому результату, главное верит в светлое будущее.

Если каждый гражданин своей страны исполнит свой гражданский долг и проголосует на выборах, тогда у народа будет шанс изменить свое будущее и будущее своей страны.

Политика - не то, чем интересуется обычный человек. Есть множество других, более интересных занятий.

А тут вдруг раз в 4 года - и выборы в Государственную Думу! А выбор-то, оказывается, непрост. Читаешь агитацию - но там все себя нахваливают. Смотришь дебаты - кандидаты больше красуются, чем говорят о том, как будут решать проблемы населения. Оценить реальные дела партий и кандидатов представляет из себя проблему: к профессиональной аналитической прессе и интернет-изданиям обращаются немногие.

Процедура выборов вообще вызывает у многих людей смешанные чувства: у кого-то усталость, у кого-то отвращение, кому-то просто «по барабану».

Набор всех этих мотиваций, а точнее де-мотиваций, мне не раз приходилось слышать на соцопросах и в спорах с самыми разными людьми.

«Ничего не изменится»

«Ничего не изменится» - это самое главное. Это разочарование нашего населения в политике как таковой. люди не видят возможности на что-то повлиять (а она в данном случае есть, хотя хорошая жизнь сразу не наступит, и тыква в олдночасье не превратится в карету - это залог работы, изо дня в день). Но ведь и «властям» выгодно, чтобы разочарованное общество не вмешивалось в «их» политику.

Это разочарование больше свойственно представителям старшего поколения, повидавшим многое, но и мои ровесники тоже так говорят.

В этом высказывании, конечно, есть и капля максимализма. В одночасье действительно ничего не меняется, все строится постепенно. Мы можем повлиять на это строительство, выбрав более профессиональных и ответственных политиков. Иногда это нужно сделать просто для того, чтобы не было хуже.

Действительно, сложно что-то «решить», оставшись в день голосования дома. Таких избирателей, на самом деле, бывает до 50 % и более. Если бы они все пришли на участки и сделали осознанный выбор, картина была бы совсем иной.

«Все решить» за вас также не могут. Масштаб тех же фальсификаций всегда ограничен. Специалисты называют цифру до 10-15 % голосов, больше – слишком сложно и накладно.

«Не интересуюсь политикой» / Лень

Здесь все понятно. Но лень обычно совмещается с тем, что я перечислил выше. К политике людей, конечно, никто не принуждает, хотя есть и страны с обязательным голосованием (Австралия).

Не устраивают имеющиеся партии и кандидаты

Здесь все сложнее. Если человек недоволен самой «системой», системными партиями как таковыми, то он может: 1) ничего не делать; 2) быть сторонником теории «малых дел» и строить гражданское общество, начиная с себя; 3) поддерживать «внесистемные» движения и выступать за радикальное обновление режима – то есть революцию.

Соответственно, такие люди не доверяют никаким «выборам». Впрочем, порча бюллетеня или неявка на участок никак не меняет результат голосования. Хотя, если вы убежденный «антисистемщик», для вас испортить бюллетень – это не просто способ поглумиться.

В заключение

Конечно, самую большую проблему представляет то, что политика в нашей стране оторвана от населения: политик сейчас фигура не столько общественная, публичная, сколько аппаратная, бюрократическая. Бюрократия, опьяненная путинской стабильностью, пытается защитить себя от общественного контроля и малейших изменений.

Но политики, которые занимаются реальной общественной работой и проблемами населения, существуют. И поддержать, конечно, лучше их.

Этот вопрос задается далеко не в первый раз. Почему падает посещаемость концертов? Почему интерес к живой музыке падает, а аудитория большинства новообразованных команд чрезвычайно низка? Возьму на себя смелость попробовать выделить основные причины, по которым посещаемость рок-концертов малоизвестных музыкантов сводится к минимуму. Что же мешает вам ходить на наши концерты?

Действительно, большинство клубных концертов производится без отбора музыкантов по критерию качества. Планируя послушать одну конкретную команду, Вы в любом случае будете вынуждены находиться на выступлении нескольких неизвестных Вам групп, качество которых может варьировать от крайне высокого до крайне низкого.

Клубы для подобных мероприятий

Зачастую подбираются второсортные, территориально неудобно расположенные. Разумеется, слушателю неинтересно даже в выходной день проделывать долгое путешествие на другой конец города ради часового выступления команды. Даже если предположить, что группа, на которую он планирует попасть, реально ему нравится. Всегда могут найтись более важные дела.

В случае, когда клуб расположен в удобном месте и отличается неплохим звуком, проблема может заключаться в высоких ценах в баре. При этом необходимо сделать оговорку, что хороший звук - это вариативная характеристика (легендарный Олимпийский традиционно считается площадкой с посредственным звуком). А низкие цены и удобное расположение клуба - зачастую исключающие друг друга параметры. Хотя, конечно, слушателя все это волновать не должно.

Интернет

Зачем мне идти на концерт группы «Муза» в Блер Кафе, если я могу посмотреть онлайн концерт группы Muse на стадионе Wembley? Низкий статус оффлайновых мероприятий в целом крайне снижает приоритет рок-концертов в частности.

Большинство таких концертов - платные. Средняя цена по Москве составляет 250-300 р. К стоимости необходимо прибавить цену на дорогу (возьмем 100 р.), а также как минимум одну кружку пива в баре (в среднем) - 150 р. Итого получаем около 550 р. за посещение одного концерта. Вероятно, данная сумма может ограничить многих слушателей от посещения мероприятия.

Кризис мотивации посещения мероприятия

По сравнению с данной причиной все остальные являются лишь следствиями. Потенциальная аудитория подобных групп не способна воспринимать такой рок-концерт в его изначальном понимании: стихийное музыкально-энергетическое действо.

В восприятии среднего слушателя происходит четкое разделение исполнителей на «своих» и «чужих». «Свои» в данном случае позиционируются как «друзья с гитарами», но совершенно не воспринимаются как потенциально профессиональные и серьезные музыканты. То есть, подход примерно такой: «это Ваня, я его знаю, он там что-то с парнями играет, но я знаю его как Ваню и не могу представить себе его как настоящего крутого исполнителя».

Субъект не будет ходить на Ваню за 500 р., но с удовольствием сходит на Металлику за 5000 р., при том что музыка у Вани может быть на порядок круче чем у Металлики. Задача врубиться в музыку Вани, и попробовать представить его не как друга или знакомого, а как музыканта-профи, перед субъектом вообще не ставится. Это - основная причина, по которой в настоящее время становится практически невозможной схема «я сидел за одной партой с рок-звездой!»

Концерты превращаются в «тусовки для друзей», когда на группу приходят в основном те, кто знают музыкантов лично. Изначальная мотивация для посетителей концерта не имеет никакого отношения к музыке - это зачастую просто поддержка знакомых и друзей, к которым, (как выше уже писалось), Вы НЕ относитесь как к музыкантам. При этом зачастую игнорируются все остальные команды, выступающие на сцене.

Музыкальное сообщество в настоящее время является наглухо информационно закрытым (что парадоксально в век свободного обмена информацией). Закрытым в том плане, что слушатель, приходящий на концерт, по факту НЕ слушает музыку. И это, как ни странно, является проблемой как для музыкантов, так и для слушателей.

Любую музыку, от самой банальной до самой сложной, нужно послушать и понять. Усилие (пусть даже бессознательное) приводит к запоминанию и получению удовольствия. Обилие музыкального материала не позволяет слушать все возможные треки, которые Вы можете найти - на это не хватит целой жизни.

На мой взгляд, следствием этого изобилия является исходная «закрытость» аудитории ко всем возможным новым группам. Если я не прав, то для каждого из Вас не составит труда назвать в комментах пять новых для Вас команд, которые Вы часто и с удовольствием слушаете, и которые появились в течении пяти последних лет.

Важно желание услышать и расслышать музыку.

Проблема музыкального кризиса может заключаться в одном варианте из двух: либо все, кто в настоящее время играет на разномасштабных сценах, не умеет играть, либо люди, которые так или иначе соприкасаются с творчеством этих групп, не хотят слушать. Наиболее вероятно, что истина находится где-то посередине этих вариантов.

Я написал, что проблема кризиса существует не только для музыкантов (это очевидно), но и для слушателей. Попробую разъяснить, почему это так.

Представьте себе, что в рок-клубе неподалеку от Вашего дома сейчас выступает группа, ничем не уступающая по своей новизне, мелодичности и качеству исполнения группе Radiohead. Там исполняются хиты, которые Вы не услышите. Возможно, они не станут звездами мировой величины, но вполне вероятно, что Вы бы захотели иметь пару их песен у себя в плеере. А таких групп на самом деле много.

Каждый концерт - это от трех до семи команд разного уровня. Но всегда есть немалая вероятность, что кто-то из них окажется Вам по вкусу (одна из семи - практически 100%). И таких команд сейчас очень много. Я уверен, что у каждого из Вас есть плеер. И в нем есть много песен. Значит, музыка Вам нужна. И она в изобилии присутствует совсем рядом с вами - почему бы ее не послушать и не оценить? Неприятие новой музыки мешает слушателю насладиться огромным количеством новых классных песен!

Посмотрите на своих знакомых музыкантов. Я более чем уверен, что каждый читающий это имеет как минимум трех знакомых музыкантов из разных групп. Вы знаете их творчество? Может быть, написанная кем-то из них песня станет одной из ваших любимых. Может, попробовать сходить на концерт не для того, чтобы поддержать, а для того, чтобы послушать? И тогда, возможно, Вам захочется прийти еще и еще, и даже привести с собой друзей. Есть много атрибутов шоу-бизнеса: реклама, пиар, СМИ, но как ни крути - звезд делают слушатели.

Весь текст сугубо субъективен. Все мнения на этот счет интересны, поэтому просьба не стесняться в комментах.

(с) Пафнутий Лжекобылкин.

Загрузка...
Top