Низкая эмпатия. Эмпатия – что обозначает это слово? Cпециальные психологические упражнения для развития эмпатии

16Мар

Что такое Эмпатия

Эмпатия – это способность одного человека сосредоточится на эмоциональном состоянии другого человека, и разделить или прочувствовать его переживания, так словно они собственные.

Что такое ЭМПАТИЯ – определение простыми словами. Значение слова.

Простыми словами, Эмпатия – это способность человека понимать в каком состоянии или ситуации находится другой человек. Также можно сказать, что эмпатия – это способность поставить себя на место другого человека, так сказать «побывать в его шкуре», и по-настоящему, проникнуться его проблемами и переживаниями.

Говоря об эмпатии, в первую очередь следует отметить, что это достаточно сложная, но очень важная способность. Особенно ели учитывать то, что человек является высоко-социальным существом. Именно эмпатия лежит в основе любых здоровых отношений. Благодаря данной способности, у человека появляется возможность понимать, как различные внешние факторы влияют на эмоциональное состояние людей. В свою очередь, это помогает принимать правильные решения и совершать оптимальные действия по отношению к близким людям. И именно это делает человека хорошим другом, коллегой, мужем или супругой и т.д.

Если подходить к данной способности сугубо с практической стороны, то можно перечислить несколько аспектов, на которые она благотворно влияет:

  • Эмпатия расширяет восприятие мира;
  • Повышает уровень удовлетворения и близости от любовных отношений;
  • Укрепляет отношение с близкими людьми;
  • Уменьшает уровень агрессии по отношению к людям;
  • Способствует мирному разрешению конфликтов;
  • Помогает бороться с такими предрассудками как: , и так далее;
  • Способствует появлению героических поступков и развитию альтруизма;
  • Уравновешивает социальное неравенство между различными классами общества;
  • Способствует созданию здоровой атмосферы в рабочей среде;
  • Эмпатия во врачебной сфере способствует улучшению эмоционального здоровья среди пациентов.

Следует отметить, что помимо позитивных моментов, высокий уровень эмпатического отклика может негативно сказываться на человеке эмпате. Дело в том, что слишком завышенная чувствительность, делает его весьма уязвимым в эмоциональном состоянии. Такого человека достаточно легко обидеть, и он не является сильным конкурентом в агрессивной среде выживания.

Уровень Эмпатии.

С точки зрения современной психологии, практически все люди обладают способностью к эмпатии, в большей или меньшей степени. Условно данную степень эмоционального сочувствия можно поделить на 5 уровней:

  1. Низкий уровень эмпатии . В данном случае у человека практически отсутствует способность сопереживать другим людям.
  2. Умеренно низкий уровень эмпатии. Человек способен обращать внимание на чужие проблемы, но не вникать в них.
  3. Средний или нормальный уровень эмпатии. Человек способен войти в положение другого, рационально мыслить и делать соответствующие выводы.
  4. Умеренно условный уровень эмпатии. Человек способен не только вникнуть в проблему другого, но и понять какие чувства лежать в основе его переживаний.
  5. Высокий уровень эмпатии. Человек способен практически в точности отразить в себе эмоциональное состояние другого человека.

Развитие Эмпатии.

Для развития в себе эмпатических способностей существует достаточно много различных практик, мы же приведем несколько действенных советов, которые позволят немного поднять этот навык.

Совет №1 При беседе с другим человеком, постарайтесь сосредоточить свое внимание на собеседнике, на его поведении, настроении и его выражениях. Уделите особое внимание языку тела и установите зрительный контакт. Слушайте его очень внимательно и вникайте в каждое слово, не распыляясь на подготовку ответа.

Совет №2 Позвольте собеседнику быть реально услышанным.

Совет №3 В физическом плане, отразите собеседника на собственном языке тела. На самом деле, это достаточно просто, так как, мы постоянно это делаем неосознанно в отношении тех людей, которые нам нравятся.

Мы с благодарностью относимся к тем людям, которые в трудное время нашли нужные слова и находились рядом. Но, к сожалению, это могут делать не все знакомые и друзья. Иногда абсолютно чужой человек выражает понимание и участие в проблеме. Чем такое поведение обосновано?

Эмпатия в психологии - значение понятия

Нам часто приходится встречаться с этим понятием. О чем мы думаем, когда в новостях слышим или читаем такое слово?

Эмпатия в психологии — это способность к сочувствию, сопереживанию проблемам другого человека. Оно еще означает умение субъекта воспринимать все переживания и страхи другого человека, при этом понимать, что они к тебе не относятся.

Это необходимое качество для специалистов, чьей профессией является работа с людьми. Значение этого термина может быть различным в зависимости от контекста. Например, в медицине этим словом называется процесс понимания больного (в психологии - эмпатия слушания).

Доктор во время приема пациента внимательно его слушает, явно показывая, что понимает, о чём говорит пациент. Цель такого поведения - показать пациенту, что его поддерживают, и поощрить на откровенный диалог, тем самым позволяя врачу наиболее точно определить диагноз.

Способность к сопереживанию для психологов, врачей, учителей считается нормой. Но и люди других профессий могут обладать этим качеством, ведь поддержка необходима не только в профессиональной плоскости, но и межличностной. Уровень развития такого качества, как эмпатия, в психологии определяется большим количеством различных методик.

Какие виды этого эмоционального состояния бывают?

Существует несколько видов эмпатии:

  1. Эмоциональная - основана на механизмах психологической защиты, проекции и подражании. Человек воспринимает боль и переживания другого, как свои, повторяя за ним все действия, эмоции и некоторые слова.
  2. Когнитивная - субъект сравнивает или анализирует ситуацию, ставит себя на место страдающего человека.
  3. Предикативная эмпатия в психологии - это способность одного человека угадывать реакции другого в определенных обстоятельствах. Имея ее, можно предотвратить ссору, конфликт или опасные ситуации.

К особым формам эмпатии относят сочувствие и сопереживание.

Уровни развития этого состояния

Эмпатия в психологии не просто понятие, но и состояние, которое может развиваться и совершенствоваться. Существует 3 уровня развития этого качества.

Второй: требует некоторых навыков для того, чтобы уметь "читать" жесты и мимику говорящего.

Третий: человек настолько эмпатийный, что может управлять эмоциями другого. Такие люди могут с легкостью выводить других из шокового состояния, власти негативных эмоций.

Как эмпатия связана с психотерапией?

Карл Роджерс этому понятию отводит ключевую роль. В своих работах он отмечает, что эмпатия - это основная установка терапевта во врачебных отношениях и главное условие в изменении личности самого клиента.

Эмпатия в психологии, определение ее заключается в следующем: она являет собой сложный процесс, который подразумевает принятие роли и понимание переживаний и установок другого человека. Но надо понимать, что это не просто соотношение и принятие чувств другого человека, но и взгляд со стороны, то есть способность вовремя абстрагироваться.

Психология помощи: альтруизм, эгоизм, эмпатия

В науке, изучающей особенности человеческой души, есть даже книга с таким названием. Действительно, все три качества личности взаимосвязаны между собой. Понятие "эмпатия" в психологии является антонимом эгоизму, а также основанием к альтруизму.

Альтруизм подразумевает под собой безвозмездную помощь каждому человеку, которому она нужна.

Эгоизм - это качество личности, при котором собственные интересы ставятся на первый план.

Но есть определенные ситуации, при которых альтруизм и эмпатия могут быть неискренними, например, оказание помощи как попытка замаскировать свой эгоизм. Совершая альтруистические поступки, мы растём в собственных глазах. Яркий пример этому - утверждения доноров: "Донорство помогает нам уважать себя, повышает собственную значимость в наших глазах".

Но у альтруизма есть и слабая сторона. Если мы спросим девушку, которая работает волонтёром, почему она этим занимается, то вполне логично услышать ответ: "Чтобы получить внутреннее вознаграждение". Таким образом, девушка удовлетворяет собственные личные интересы. Наше желание помочь другим может быть продиктовано личными потребностями заслужить поощрение или избежать наказания — это признаки эгоизма.

Проведя многие исследования на тему альтруизма, исследователи пришли к выводу: в некоторых случаях люди способны действовать исходя не из личных интересов, а из желания помочь другому человеку, не требуя ничего взамен. Существует также мнение, что альтруизм, побуждаемый эмпатией, - это часть человеческой природы. Поэтому на вопрос: "Эмпатия в психологии - что это такое?" - можно смело сказать, что это качество личности, помогающее человеку стать благородным, мудрым и альтруистичным.

Как проявляется эмпатия в жизни. Примеры

Примеры эмпатии в психологии, в обычной жизни встречаются часто. Особенно это качество проявляется между близкими людьми, а также в отношениях с детьми.

Все мы с детства помним фразу: "Поставь себя на место того или иного человека". Этим самым наши близкие старались побудить нас взять на себя ношу другого, прочувствовав то, что он переживает. Ярким примером является игра актёров. Каждый актёр перед выступлением просто обязан "войти" в образ персонажа. Также и зритель может прочувствовать характер героя, за которым наблюдает.

Эмпатия в психологии как чувственная характеристика была у человека с самого начала. Умение решать вопросы, сотрудничать и найти свое место в обществе было самой важной необходимостью для выживания. Проявление эмпатии можно заметить на самых ранних этапах развития человека. Младенец может расплакаться, если слышит плач другого малыша. Это один из видов эмпатийного поведения.

Приведем несколько примеров. Один из студентов не сдал экзамен, в то время, когда вся группа сдала на "отлично". Все сокурсники сопереживают и пытаются подбодрить студента, который не успел подготовиться. Родственники, которые пришли на похороны, также сопереживают вместе с вдовой.

Польза от эмпатии в межличностном общении

Эмпатия в психологии общения — довольно эффективный инструмент коммуникации между людьми. Нужно всего лишь научиться правильно применять этот инструмент в повседневной жизни. Некоторым очень хорошо помогает интуиция, кому-то приходится ставить себя на место другого человека.

Очень распространено эмпатийное поведение среди женщин. Они привыкли к эмоциональности, выслушиванию рассказов и помощи. Поэтому эмпатия в их случае - очень хороший инструмент для достижения целей. У мужчин это происходит иначе. Они не привыкли показывать свои эмоции, поэтому для них данный процесс проявляется не так эмоционально.

С помощью сопереживания и сочувствия вы сможете добиться хорошего расположения, стать ближе для другого человека. Это вам позволит быть более чувственным и понимать эмоциональное состояние других людей. Люди привыкли доверять тем, кто понимает их, кто внимательно слушает и показывает интерес к происходящему.

Развитие эмпатии

Развить в себе способности эмпатии не так уж и сложно. Необходимо только желание и время для специальных тренингов. Эти упражнения желательно проводить в группе людей. Такой группой может служить ваша семья, коллеги или друзья.

  1. Упражнение "Угадай-ка". Каждому участнику даётся листик, на котором написано любое чувство или эмоция. Задача участников - изобразить написанное слово, а остальные должны угадать его.
  2. "Зеркало и обезьянка". Все участники делятся на пары. У каждого есть роль: один — зеркало, второй — обезьяна. Задача "Обезьяны" показывать различные жесты и мимику. Задача "Зеркала" все это повторить. Через пять минут участники меняются ролями, и все происходит повторно.
  3. "Телефон". Участнику даётся задание говорить по телефону с воображаемой женой, подругой или директором компании. При разговоре не произносится ни единого звука, его заменяет пантомима. Задача других участников угадать, с кем разговаривает участник.

Здесь представлено малое количество упражнений. На самом деле их существует гораздо больше. Лучше всего прорабатывать их в тренинговой группе.

Какой он - эмпатийный человек?

Люди с высоким уровнем эмпатии добры, сострадательны, общительны. У них нет привычки винить других за какие-либо неприятные события в их жизни. Они не требуют жестоких наказаний.

Лица, имеющие низкий уровень эмпатии, недоброжелательны, агрессивны и достаточно замкнуты.

Также есть люди с гипертрофированным уровнем эмпатии. Им не удаётся контролировать своё состояние безграничной любви или ненависти, и зачастую оно принимает болезненную форму.

Часто бывает, что такие люди очень сильно переживают за тех, у которых есть какие-то проблемы. Это наносит огромный ущерб их здоровью, в особенности сердечно-сосудистой системе. Поэтому таким людям следует научиться контролировать свои переживания, чтобы в дальнейшем не было осложнений.

Быть эмпатийным человеком - это огромный дар. Некоторым действительно стоило бы поучиться сочувствию и сопереживанию. Возможно, если бы каждый человек мог принимать и понимать боль другого, на нашей земле было бы меньше бед и войн.

Эмпатия – редкая способность, заключающаяся в необычайно тонком постижении чувств и эмоций другого человека, как правило, собеседника. Также, это понятие включает в себя множество дополнительных аспектов: это и возможность поставить себя на чужое место, и склонность к сопереживанию, и умение прочувствовать чужое настроение.

Пожалуй, по большей части, это личностная черта человеческого характера, нежели психологическая характеристика.

Психологические труды и трактаты, касающиеся данной темы, пишутся уже не первое десятилетие. В развитии данного вопроса приняли участие практически все именитые психологи и психотерапевты, в том числе, известный каждому, Зигмунд Фрейд. Он утверждал, что обладание эмпатией включает в себя не только субъективное понимание чужого мира, но и умение ощущать все эмоции (как положительные, так и отрицательные) с точки зрения иного человека.

Уровень эмпатии.

Эмпатические способности редко являются врожденными. Чаще всего индивиды приобретают их вместе с неизменно возрастающим опытом. Наиболее часто эмпатия вызывает сразу несколько вариантов откликов. Человек, обладающий этим даром, может одновременно сочувствовать, сопереживать и испытывать непреодолимую симпатию к индивиду, с которым у него отныне эмоциональная связь.

Уровни эмпатии – достаточно относительное понятие. Однако, интернет пестрит тестами, предлагающими выяснить наличие данной характеристики в режиме online. Чаще всего создатели сайтов предлагают определить, на каком уровне эмоционального интеллекта вы находитесь и делят эмпатов на 5 групп:

  • первая группа не осознает себя в качестве эмпатов. Они чувствуют эмоции и переживания, но отождествляют с ними себя, а не какого-то иного человека;
  • вторая группа отдает себе отчет в том, на что они способны, но не до конца понимает свои возможности и природу этого умения;
  • третья группа достаточно четко пользуется своими способностями, настраиваясь на любого человека, чей внутренний мир вызывает интерес.
  • четвертая группа умет владеть всеми возможными эмоциями и постепенно учится контролировать таким образом своих «жертв»;
  • а пятая же группа освоила эмпатические способности в полной мере, научившись не только разделять свои чувства с эмоциями других людей, но и получив контроль над другими личностями.

На данный момент эмпатию разделяют на несколько видов:

  1. Эмоциональная (она основана на подражании моторных реакций другого человека).
  2. Когнитивная (базируется на интеллектуальных процессах).
  3. Предикативная (проявляется, как способность предсказывать реакции другого).

В той или иной степени эмпатия подвластна каждому из нас, если не сказать более: необходима. В ней нуждаются люди, чьи профессии непосредственно связаны с общением: психологи, руководители, менеджеры и многие другие.

Как развить эмпатию

Не малая толика людей готова отдать многое, лишь бы развить в себе эмпатические способности. Специалисты утверждают, что это вполне возможно и рекомендуют ряд игровых упражнений:

Активное слушание.

Учитесь (или же учите) слушать собеседника и задавать вопросы, которые помогли бы ему более полно раскрыть выдвигаемую тему. Также, полезным навыком станет умение делиться своими впечатлениями от услышанного (напр.: «Мне было очень больно слышать твой рассказ»).

Упражнение «Убежище».

Для его выполнения необходимо устроиться в кресле, максимально расслабиться (закрыть глаза и принять удобную позу) и представить себе свое идеальное убежище. Его формы могут разительно отличаться. Для кого-то это дом, в котором он родился и вырос, а для кого-то хижина в лесу, где его никто не найдет. Такие фантазии в значительной степени снимут эмоциональное напряжение и позволят «сбросить» лишний груз.

Проговаривание комплиментов.

Умение хвалить окружающих – важная составляющая всех тренингов. Необходимо начинать хотя бы с нескольких льстивых комплиментов в день, ведь достаточно скоро это войдет в привычку, и вы начнете находить реальные поводы для гордости за свое окружение.

Анализ своего поведения.

Кто-то считает это бессмысленной рефлексией, а кто-то продуктивным анализом совершенных действий. Для этого вы можете вести дневник или же, просто ежедневно выделять несколько минут на откровенный разговор с самим собой.

Стоит учитывать, что чем старше человек, тем сложнее ему развивать в себе эмпатию , так как пережитый опыт не всегда позволяет объективно оценивать окружающих.

Также, помните, что приобретенную способность к эмпатии можно с легкостью уничтожить одним лишь страхом. Достоверно известно, что эмпаты стараются избегать конфликтных ситуаций, оберегая себя и окружающих от ссор и споров. Однако, если это не удается, чувствительные люди начинают страдать от панических атак и искать способы коррекции своего мышления, что в корне уничтожает все их способности.

Кто из нас не перенимал чувства близкого человека во время разговора «по душам». Умение подстроиться под настроение и эмоциональное состояние собеседника – важная черта социализации личности. Такое чувственное проявление называется эмпатией.

Определение

Эмпатия – это осознанное сопереживание эмоциональному состоянию человека с сохранением понимания внешнего происхождения источника чувства. Простыми словами рассматриваемое явление можно объяснить как умение понять и прочувствовать чужие эмоции, войти в положение другого.

Термин имеет греческое происхождение. Значение слова эмпатия с него может быть переведено как «в страдании, чувствах, страстях». В современный научный оборот термин введён психологом-экспериментатором Э.Б. Титченером в конце XIX века.

Зигмунд Фрейд в начале XX века охарактеризовал эмпатию как процесс оценки психического состояния пациента, проецирование этого состояния на себя, попытка понять эти эмоции и чувства через сравнение со своими ощущениями. Главная особенность ее заключается в отсутствии причастности к какой-либо эмоции, как происходит при сострадании.

Основные виды и уровни

Виды эмпатии в психологии:

  1. Эмоциональная. Этот вид основан на механической проекции и подражании моторным и аффективным реакциям собеседника. Механическая проекция – механизм психологической защиты, при которой внутренние чувства воспринимаются как приходящие извне. Она проявляется в виде приписывания собеседнику своих чувств и эмоций при убеждённости, что это ощущение исходит из внешнего воздействия, а не изнутри. Под моторными реакциями понимают мелкие двигательные операции, сопровождающие действие, общение. Аффективная реакция – бурное эмоциональное действие, резкое изменение состояния.
  2. Когнитивная. Это контролируемое сопереживание основывается на процессах интеллектуального характера: сравнении, аналогии, противопоставлении.
  3. Предикативная. Эмпатия, заключающаяся в способности предугадывать аффективные реакции собеседника.

Выделяется несколько особых форм эмпатического поведения:

  • сопереживание – отождествление эмоциональных ощущений собеседника;
  • сочувствие (сострадание) – форма выражения состояния в ответ на переживания другого человека.

Психологические уровни эмпатии:

  1. Высокий (третий). Повышенная эмпатичность проявляется в том, что человек глубоко сопереживает состоянию окружающих. Часто такое включение находится на грани потери контроля. Встречается достаточно редко.
  2. Средний (второй). Уровень, при котором человек обладает возможностью управляемого сопереживания, но на первое место возводит собственные ощущения. Средняя эмпатия характерна для большинства современных людей. Чужие чувства и эмоции не имеют значения для их жизни. Главное – процесс действия, а не эмоциональный подтекст этих действий.
  3. Низкий (первый). Уровень характеризуется равнодушием, безучастием к состоянию других людей. Такие люди обычно имеют проблемы с социализацией, они нелюдимы, ведут отшельнический образ жизни, у них нет друзей и близких.

Отдельно стоит упомянуть группу людей, которые используют управляемое сопереживание в профессиональных целях (врачи, преподаватели, актёры, писатели, сотрудники специальных государственных служб и т. д.). Такие люди стремятся развить контролируемую эмпатию для достижения профессиональных целей.

Эмпатия, симпатия и рефлексия

Для более глубокого понимания явления контролируемого сопереживания нужно дать определения процессам, тесно связанным с ним.

Сострадание – составной элемент эмпатии, проявляющийся в выражении своего отношения к страданию другого человека.

Идентификация – осознанное психологическое и эмоциональное поведение, которое проявляется в полном отождествлении себя с состоянием другого человека, группы людей. Она часто является механизмом психологической защиты в неблагоприятных условиях.

Рефлексия – осознание самого себя, своего сознания. Она проявляется в ценностях, мотивах, интересах, мировоззрении, поведенческих шаблонах, мышлении, эмоциональном реагировании. Все эти личностные структуры формируются благодаря осознанию действий, их переосмыслению и структурированию.

Простыми словами, рефлексия – это непросто знание человека о чём-либо, а знание об этом знании. Такое определение явлению дал известный философ и теолог П.Т. де Шарден. В контексте рассматриваемой проблемы рефлексия отличается от эмпатии тем, что человек полностью растворяется в проблеме, переживаниях собеседника, не оставляя места собственному Я. При эмпатии сохраняется чёткое разграничение управляемого сопереживания и собственных ощущений.

Проявления в жизни

Рассматриваемое явление играет существенную роль в жизни каждого человека. Она проявляется в различных сферах деятельности.

Медицинская оценка

В медицине под эмпатией понимается значение психологического термина «эмпатическое слушание». Последний термин обозначает понимание эмоционально состояния собеседника и демонстрация этого понимания. Часто проявляется при опросе врачом пациента. Врач, используя эмпатийный механизм, понимает состояние пациента, а последний видит это в поведении, эмоциях врача.

В медицине эмпатия помогает получить максимально объективную информацию о чувствах и мыслях пациента. Ощущая понимание, люди раскрываются, выражают чувства более ярко, рассказывают о состоянии детально и искренне.

Способность к эмпатии в разной степени присуща всем здоровым людям .

Психологическая оценка

Что такое эмпатия в психологии: нормальное эмоциональное состояние человека в соответствующих ситуациях. Существует несколько методик определения ее уровня. Созданы процедуры для улавливания отдельных проявлений этой способности.

При характеристике психологических аспектов эмпатии отмечается сохранение понимания внешнего происхождения состояния, т. е. эмпатичный человек чётко осознаёт, что на нём отражаются чувства партнёра. Если это не происходит, состояние относят к идентификации с собеседником.

Эмпатирующий человек чётко разграничивает свои внутренние, личные чувства и ощущения, которые возникают в ответ на эмоции собеседника. Такое восприятие позволяет активно использовать эмпатию для большего раскрытия переживания, внутреннего состояния пациента.

Педагогическая оценка

Эмпатия является ключевым аспектом социализации, поэтому её развитию большое внимание уделяет педагогика. Ключевая проблема современного образовательного процесса – отсутствие налаженных, доверительных, уважительных отношений между учителями и учениками. И ответственность ложится на взрослого человека – учителя. Преподаватели не умеют встать на позицию своих учеников, чтобы разобраться в проблемах. Отсутствие понимания сказывается на всех уровнях: интеллектуальном, эмоциональном и социальном.

Школа - это не только инструмент передачи начальных знаний молодым людям, но и институт формирования личности, которая должна приспособиться к полноценной жизни в обществе. Без эмпатии этого добиться не получится, поэтому учитель должен на своём примере развивать у детей осознанное сопереживание.

Научная оценка

С точки зрения физиологии, эмпатия воспринимается как способность отражать действие и состояние других существ через активизацию специальных зеркальных нейронов. Известно, что за чувство эмпатии отвечают участки миндалевидного тела и коры головного мозга. Люди с повреждениями этих участков неспособны к контролируемому сопереживанию, не улавливают эмоции и чувства других людей в процессе общения.

Эмпатия и искусство

Значение эмпатии в искусстве переоценить сложно. Эмпатийность важна везде: в музыке, живописи, писательстве, театральной и кинематографической деятельности. Тем, кто создаёт и творит, контролируемое сопереживание позволяет создавать шедевры. Композитор улавливает настроения окружающего мира, людей и создаёт соответствующее музыкальное произведение. Писатель погружается в мир героев своих произведений, чтобы передать настроение в рассказе. Актёры театра и кино понимают внутреннее состояние своего персонажа.

Не менее важна эмпатия для зрителя. Сопереживание позволяет из набора звуков вычленить настроение музыки. Эмпатичная личность ощущает чувства героев рассказов, постановок и фильмов. Такие люди способны сопереживать, но они понимают постановочность происходящего действа.

Характеристика

Эмпатия свойственна всем здоровым людям, поэтому она носит нейтральный характер. Но глубина проявления состояний контролируемого сопереживания может носить позитивный или негативный характер. Всё зависит от ситуации.

Проявление эмпатии осуществляется за счёт различных сигналов:

  • поступков;
  • речи;
  • мимики;
  • жестов.

Плюсы

Эмпатия необходима для полноценной социализации. Чувство контролируемого сопереживания формируется в детстве, когда ребёнок видит причастность к своему состоянию взрослого человека, родителя или другого близкого. Такое поведение перенимается. Эмпатические состояния позволяют легче находить общий язык, ощущать себя причастным к жизни семьи, общины, окружающих, страны, нации.

Существенную пользу владение эмпатией приносит в профессии. Умение подстраиваться под состояние собеседника важно при проведении переговоров, осуществлении профессиональных продаж, налаживании связей и контактов.

Минусы

Высокий уровень эмпатии часто оказывает негативное влияние на самого носителя этого чувства. Так, отмечено, что острое сопереживание повышает вероятность развития депрессивных процессов, стрессов, психических расстройств и фобий.

Низкий уровень эмпатии существенно осложняет жизнь в социальной сфере. Люди, имеющие заниженный ее уровень, чаще других сталкиваются с проблемами в общении, выстраивании близких отношений.

Определение эмпата

Кто такой эмпат: он имеет развитую способность к осознанному сопереживанию, обычно именуется эмпатом. Часто в разговорах можно слышать слово эмпант. Это произношение неверно, правильно понятие звучит иначе.

Основные признаки

Эмпатические способности находятся в тесной связи с уровнем развития человека. Чем выше духовно-интеллектуальный уровень, тем выше и способность к выражению контролируемого сострадания.

Характерные черты эмпата:

  • интуитивное понимание чувств и ощущений другого;
  • способность искренне сопереживать;
  • умение легко вставать на место другого;
  • способность абстрагироваться, смотреть на ситуацию со стороны;
  • умение понять и принять чужую точку зрения без доказательств, аргументации и споров.

Личное тестирование

В психологии существует несколько специальных опросников для определения эмпатии. Одним из наиболее проработанных является тест, составленный клиническим психологом С. Бароном-Коэном.

Существует и иной простой и популярный способ, помогающий оценить уровень эмпатии, – шкала эмоционального отклика. Методика разработана психологом из США А. Меграбяном:

  • он состоит из двадцати пяти вопросов;
  • каждый пункт теста предполагает выбор 1 из 4 ответов;
  • каждому из четырёх вариантов присвоено определённое количество баллов;
  • на основе суммы определяются способности человека к контролируемому сопереживанию.

Ещё один тест разработан отечественным педагогом В.В. Бойко. Он позволяет оценить уровень личной эмпатии. Тест Бойко, в отличие от шкалы эмоционального отклика, является более простым, но он поверхностен, т. е. точность и достоверность его результатов ниже. Методика содержит в себе тридцать шесть вопросов, на которые нужно ответить «да» или «нет». Тест Бойко направлен на определение предрасположенностей к эмоциональному сопереживанию.

Управление сочувствием

Эмпатия – важный чувственный аспект повседневной жизни. Его развитие и умение контролировать позволяет качественно изменить жизнь в лучшую сторону, умение понять другого человека – главный шаг к выстраиванию здоровых, положительных отношений. Контроль состояния другого человека даёт возможность улавливать конфликтные ситуации и избегать их.

Как развить эмпатию? Для этого существуют различные системы, методики и упражнения.

Упражнения на развитие эмпатии:

  1. Концентрация не на своих умозаключениях, а на смысле фраз и слов собеседника в диалоге. Умение слушать и слышать позволит глубже понимать людей при общении.
  2. Концентрация внимания на окружающих людях, коллегах, знакомых, родственниках. Чем они живут, каковы их интересы, проблемы, успехи.
  3. Разговоры с незнакомцами в транспорте, на улице. Общение с людьми не своего круга поможет лучше понимать жизнь других.
  4. Проигрывание ситуации собеседника на себе, выстраивание линии поведения, отработка эмоциональных проявлений.
  5. Анализ своих чувств и переживаний в различных ситуациях, их запоминание. Развитие эмоциональной памяти позволит быстро проецировать ситуацию на другого и лучше понимать его.

Эмпатия не всегда играет положительную роль в жизни. Многие люди стремятся снизить степень своего сопереживания другим. Для этого нужно сосредоточиться на себе, постоянно занимать себя хобби, новыми увлечениями. Постоянная сосредоточенность не оставит времени на проявление специфических состояний. Осуществляя развитие эмпатии, помните, что высокий уровень сопереживания несёт негативные последствия.

empathy) Под Э. обычно понимается сострадательное переживание одним чел. чувств, восприятий и мыслей др. Нек-рые ранние европейские и американские психологи и философы, такие как М. Шелер и У. Мак-Дугалл, рассматривали эмпатию как основу всех положительных соц. отношений. В контексте этого широкого определения различные теоретики и исследователи определяли этот термин совершенно по-разному, подчеркивая в нем различные аспекты или смысловые значения. Клинические психологи и др. исследователи терапевтических ситуаций, такие как Ч. Труа, склонны трактовать этот термин наиболее широко, включая в него интеллектуальное понимание терапевтом клиента, разделение терапевтом чувств клиента, непринужденность и эффективность коммуникации, и положительный аттитюд терапевта в отношении пациента. Такое широкое понимание эмпатии выглядит интуитивно привлекательным, однако смешение различных аспектов и значений эмпатии приводит к теорет. путанице, поскольку становится непонятным какой из аспектов яв-ся центральным, по определению или каузально, с остальными аспектами в качестве следствий или производных. Др. психологи, такие как Р. Даймонд, выделяют когнитивные аспекты, фокусируясь на способности одного субъекта к интеллектуальному пониманию внутреннего опыта др. Значение когнитивной эмпатии, по-видимому, состоит в ее способности облегчать процесс коммуникации между двумя людьми. Предполагается тж, что испытывающий эмпатию чел., вследствие этого, будет в большей степени склонен к выражению симпатии, оказанию помощи и принятию др. Третий подход к эмпатии определяет ее как переживание субъектом эмпатии определенной эмоции вследствие осознания им, что др. чел. переживает именно эту эмоцию. Нек-рые теоретики, работающие в рамках психологии развития, полагают что подобное взаимопроникновение чувств родителя и ребенка яв-ся ключевым звеном в процессе созревания. Эмпатическое эмоциональное возбуждение находит свое отражение в субъективных самоотчетах и в физиолог. изменениях. Стотленд и его коллеги обнаружили, однако, что осн. предварительным условием Э., по-видимому, яв-ся воображение себя как обладающего тем же самым опытом, что и др. чел. - иначе говоря, воображаемое принятие роли этого др. Такой психич. процесс противопоставляется рассмотрению др. чел. в более объективированной или рассудочной манере. Этот подход к Э. пересекается с описанным ранее когнитивно-ориентированным подходом в том, что он осн. на когнитивном или психич. процессе воображения. Однако, в отличие от чисто когнитивно-ориентированного подхода, этот когнитивный процесс не обязательно должен отражать реальные события реальных людей, и т. о. субъекты Э. могут сопереживать актеру или герою романа. Воображение опыта др. чел. оказывается преим. основанным на атрибутивной проекции, поскольку люди, вероятно, в большей степени сопереживают тем, кто находится в ситуации, к-рую субъект Э. уже переживал, непосредственно наблюдал или воображал себя попавшим в нее. Связь между процессом воображения и процессами, связанными с физиолог. или поведенческими проявлениями эмоции м. б. достаточно сложной. Эта связь может возникать в рез-те образования прямой, прошлой ассоц. благодаря процессу, включающему тонкие пороговые или подпороговые мышечные движения, или она может возникать непосредственно на уровне нервной деятельности. Философы и социологи-теоретики уже давно высказывали мнение, что проявление Э. ведет к большей услужливости и даже альтруизму. Эта простая связь была продемонстрирована эмпирическим путем, когда Э. вызывалась при помощи инструкций, о чем сообщают М. Той и Д. Бэтсон. Стотленд и его коллеги показали, что Э., когда она измеряется как индивидуальная характеристика, тж ведет к альтруизму, особенно когда помогающие действия легко осуществимы. Хоффман и Г. Зальцштейн сообщают, что если родители имеют теплые взаимоотношения со своими детьми и обращают их внимание на то, как последствия их поведения сказываются на благополучии др., такие дети с большей вероятностью будут хорошо относиться к др. людям, чем при отсутствии этих условий. В противоположность этому, Стотленд и его коллеги обнаружили, что в ситуациях, когда помочь страдающему др. оказывается не просто или даже невозможно, испытывающий Э. может попытаться вырваться из этой неприятной ситуации - физически или психологически - путем "замораживания" своих чувств. Если боль др. достигает крайней степени или проявляется в виде сильной агонии, субъект эмпатии может физически или психологически устраниться из этой ситуации. Бэтсон и Коук сообщают, что это бегство от мучительного сопереживания происходит с меньшей вероятностью, если данный чел. не просто проникается чувствами др., но еще и симпатизирует ему - т. е. сообщает об ощущении эмоционального побуждения помочь др., чувстве сострадания, жалости и сердечного участия. Хоффман показал, что, независимо от используемого теорет. похода к Э., методики ее измерения на основе самоотчетов всегда дают более высокие показатели для женщин по сравнению с мужчинами. См. также Эмоции, Представления, Социальный интерес Э. Стотленд

ЭМПАТИЯ

Понимание эмоционального состояния другого человека посредством сопереживания, проникновения в его субъективный мир.

Термин "Э." появился в английском словаре в 1912 г. и был близок понятию "симпатия". Возник на основе немецкого слова einfuhling (дословное значение - проникновение), примененного Липпсом (Lipps Т.) в 1885 г. в связи с психологической теорией воздействия искусства. Самое раннее определение Э. содержится в работе Фрейда (Freud S.) "Остроумие и его отношение к бессознательному" (1905): "Мы учитываем психическое состояние пациента, ставим себя в это состояние и стараемся понять его, сравнивая его со своим собственным".

Ряд авторов сопоставляли Э. с другими близкими ей процессами. В отличие от интуиции как непосредственной перцепции идей, Э. включает чувства и мысли (Бодалев А. А., Каштанова Т. Р., 1975). Э. отличают от идентификации, которая является бессознательной и сопутствует процессу взаимоотношений "психотерапевт-пациент". Э. может быть сознательной и предсознательной и возникает в ответ на непосредственную интеракцию. Следует различать жалость ("мне жаль вас"), симпатию ("я сочувствую вам") и Э. ("я - с вами"). Э. как одна из характеристик психотерапевта (триада Роджерса) при клиент-центрированной психотерапии является важным условием для конструктивных изменений личности.

Существует широкий диапазон проявлений Э. На одном полюсе этого континуума находится позиция субъективного включения психотерапевта в мир чувств пациента. Важно не только знание врачом эмоционального состояния больного, но и в определенной степени переживание его чувств. Такую Э., основанную на механизмах идентификации и проекции, называют аффективной, или эмоциональной, Э. Другой полюс занимает позиция более отвлеченного, объективного понимания врачом переживаний больного без значительного эмоционального вовлечения. Если в основе развития Э. лежат интеллектуальные процессы (например, аналогия), то она определяется как когнитивная Э. При использовании предсказаний эмоциональных реакций пациента проявления Э. относятся к предикативной Э.

Клиент-центрированные психотерапевты расширили представление об Э. понятием "точной Э.", которое содержит больше, чем только способность психотерапевта к проникновению во внутренний мир пациента. "Точная Э." включает способность понять актуальные чувства и вербальное умение передать это понимание ясным для пациента языком. Э. входит в более широкий круг личностных характеристик психотерапевта, отражающихся в его общении с пациентом. Оценка Э. оказалась тесно связанной с такими характеристиками врача, как профессиональное искусство, теплота, доброжелательность, надежность, жизненный опыт, сила, искренность и др. Эмпатическое понимание не является результатом интеллектуальных усилий. Э. психотерапевта зависит от доступности и богатства его собственного опыта, точности восприятия, умения настроиться, слушая пациента, на одну эмоциональную волну с ним. Многие авторы считают Э. генетически детерминированным свойством, усиленным или ослабленным жизненным опытом индивида. Различные тренинговые методы повышают эмпатическую способность психотерапевта, умение более эффективно применять ее в общении с пациентом. Искусство использования Э. заключается в оптимальной синхронизации намерений психотерапевта и ожидаемого эффекта. Возможно ошибочное применение Э. Сюда относятся "эмпатическая слепота" (неосознаваемое неприятие психотерапевтом тех чувств, которых он избегает в самом себе), неконтролируемое использование Э. (в художественной литературе образцом такого типа Э. является поведение князя Мышкина в "Идиоте" Ф. М. Достоевского), манипулятивное применение Э. (когда она выступает в виде скрытого убеждения, уговаривания, внушения).

Многочисленные исследования показали положительную корреляцию между оценкой пациентами Э. психотерапевта и успехом лечения при различных видах психотерапии, особенно клиент-центрированной психотерапии.

ЭМПАТИЯ

Empathy; Einfuhlung) - интроекция объекта, основанная на бессознательной проекции субъективных содержаний.

"Эмпатия предполагает субъективное отношение доверия или уверенности в объекте. Это готовность встретить объект на полпути, субъективная ассимиляция, приводящая к хорошему пониманию между субъектом и объектом или по крайней мере изображающая таковое" (ПТ, пар. 489).

В противоположность абстракции, ассоциируемой с интроверсией, эмпатия соответствует экстравертной установке.

"Человек с установкой на эмпатию обнаруживает себя в мире, нуждающемся в его субъективном чувстве, с тем, чтобы иметь жизнь и душу. Он доверчиво наделяет его своим воодушевлением" (там же, пар. 492).

ЭМПАТИЯ

empathy) (einfuehlung) "Способность спроецировать собственную личность на объект сопереживания, тем самым полностью постигая ее" (С.О.Д.). Способность почувствовать себя на месте объекта. Понятие подразумевает, что человек одновременно и ощущает себя объектом, и продолжает осознавать собственную идентичность как самостоятельная личность. Данное слово необходимо, поскольку понятие "сочувствие" используется в тех случаях, когда речь идет о способности разделить неприятные переживания и не подразумевает, что сочувствующий непременно сохраняет свою объективность. Способность к ЭМПАТИИ - существенная предпосылка для проведения психоаналитической терапии. Она может приводиться в качестве примера проективной ИДЕНТИФИКАЦИИ, но это делается редко.

ЭМПАТИЯ

способность к постижению эмоционального состояния другого человека; полное отсутствие - признак эмоциональной тупости, которая служит предпосылкой для совершения жестоких преступлений против личности.

ЭМПАТИЯ

постижение эмоционального состояния, проникновение, вчувствование в переживания другого человека. Способность индивида к параллельному переживанию тех эмоций, что возникают у другого индивида в ходе общения с ним. Понимание другого человека путем эмоционального вчувствования в его переживания. Термин ввел в психологию Э. Титченер. Различаются:

1) эмпатия эмоциональная - основанная на механизмах проекции и подражания моторным и аффективным реакциям другого;

2) эмпатия когнитивная - базируемая на процессах интеллектуальных - сравнение, аналогия и пр.;

3) эмпатия предикативная - проявляемая как способность предсказывать аффективные реакции другого в конкретных ситуациях. Как особые формы эмпатии выделяются:

1) сопереживание-переживание тех же состояний эмоциональных, что испытывает другой, через отождествление с ним;

2) сочувствие - переживание собственных состояний эмоциональных в связи с чувствами другого. Важная характеристика процессов эмпатия, отличающая ее от других видов понимания, как идентификации, принятия ролей, децентрации и прочего, - слабое развитие рефлексивной стороны (-> рефлексия), замкнутость в рамках непосредственного эмоционального опыта. Установлено, что эмпатическая способность обычно возрастает с ростом жизненного опыта; эмпатия легче реализуется при сходстве поведенческих и реакций эмоциональных субъектов.

ЭМПАТИЯ

греч. empatheia - сопереживание). Постижение эмоционального состояния другого человека сопереживанием. В понятии Э. обобщены близкие по содержанию идеи о симпатии и положения концепции вчувствования. Э. может быть эмоциональной, интеллектуальной (когнитивной) и предикативной (предсказывающей переживания другого человека, его аффективные реакции в конкретных ситуациях). Различают также особые формы Э. - сопереживание и сочувствие. Сопереживание - переживание эмоционального состояния другого на основе отождествления с ним; сочувствие - переживание по поводу чувств другого. Изучение Э. важно для решения ряда социально-психологических проблем. В психиатрии понятие Э. привлекается при разработке методов социальной реабилитации, при изучении генеза немотивированных преступлений и т.д.

ЭМПАТИЯ

от греч. empatheia - сопереживание).

1. Внерациональное познание человеком внутреннего мира др. людей (вчувствование). Способность к Э. - необходимое условие для развития такого профессионального качества, как проницательность, у практического психолога (консультанта, психотерапевта).

2. Эстетическая Э. - вчувствование в художественный объект, источник эстетического наслаждения.

3. Эмоциональная отзывчивость человека на переживания другого, разновидность социальных (нравственных) эмоций. Э. как эмоциональный отклик осуществляется в элементарных (рефлекторных) и в высших личностных формах (сочувствия, сопереживания, сорадования). В основе Э. как социального познания и высших форм Э. как эмоционального отклика лежит механизм децент-рации. Человеку свойственно испытывать широкий набор эмпатических реакций и переживаний. В высших личностных формах Э. выражается отношение человека к др. людям. Сопереживание и сочувствие различаются как переживание человека за себя (эгоцентрическая Э.) и за другого (гуманистическая Э.).

Сопереживая, человек испытывает эмоции, идентичные наблюдаемым. Однако сопереживание может возникнуть не только по отношению к наблюдаемым, но и воображаемым эмоциям др., а также и по отношению к переживаниям персонажей художественных произведений, кино, театра, литературы (эстетическое сопереживание). См. Идентификация.

При сочувствии человек переживает нечто иное, чем тот, кто вызвал у него эмоциональный отклик. Сочувствие побуждает человека к помощи другому. Чем более устойчивы альтруистические мотивы человека, тем шире круг людей, которым он, сочувствуя, помогает (см. Альтруизм).

Наконец, симпатия - теплое, доброжелательное отношение человека к др. людям. (Т. П. Гаврилова.)

ЭМПАТИЯ (EMPATHY)

Особый способ восприятия и постижения психологических состояний других людей. Буквально эмпатия означает "вчувствование" в другого человека - в противоположность симпатии, то есть "сочувствию". Термин эмпатия восходит к эстетике и психологии XIX века, когда эмпатией обозначался способ понимания и объяснения объекта, основанный на моторной имитации и выводах из наблюдений над собственными кинестетическими ощущениями.

Способность к эмпатии, по-видимому, связана с развитием довербальных взаимодействий между матерью и ребенком, когда желания и потребности совпадают с реакциями на них. Возможность подобных совпадений является важнейшей предпосылкой аналитической практики. В аналитической ситуации эмпатия является следствием "свободно парящего внимания" и развитой автономии аналитика, представляющей собой важный компонент его рабочего Я. Аналитик не должен относиться к эмпатии как к мистическому или трансцендентному феномену. Вербальная и невербальная активность пациента, его аффекты во время аналитической работы вызывают у аналитика резонирующие, так сказать, параллельные состояния. Самовосприятие или интроспекция аналитика становится в таком случае источником информации о пациенте. Эмпатия, следовательно, представляет собой временную и частичную регрессию Я, обеспечивающую легко обратимую идентификацию с анализируемым и тем самым служащую аналитическому процессу. Эмпатия может возникать в отсутствие вербальной коммуникации и понимания; в таких условиях она проявляется как реакция на переживание утраты аналитических взаимоотношений.

Эмпатия - процесс предсознательный, автоматический и "беззвучный". Она сосуществует с другими, более объективными способами получения информации о чувствах и поведении поциента. Чтобы добиться полного аналитического понимания, непосредственные, эмпатические впечатления должны соотноситься и интегрироваться с другой информацией. Таким образом, эмпатия включает в себя многие компоненты - аффективные, когнитивные и логические, - которые, взаимодействуя, создают почву для аналитического лечения.

Эмпатия не подменяет собой анализ переноса и сопротивления, хотя и может предоставить информацию об этих процессах. Она является относительно нейтральной и лишена компонента суждения - в отличие от родственных ей феноменов сострадания и симпатии, от которых ее следует строго отделять. Состраданию и симпатии недостает объективности, они предполагают чрезмерную идентификацию и нередко приводят к появлению фантазий об избавлении. Эмпатия же в сочетании с другими способами аналитического наблюдения и понимания может стать одним из важнейших источников контрпереноса.

С точки зрения психоаналитической психологии Самости (Kohut, 1959), эмпатия означает адекватное восприятие и реакцию на чувство и потребности пациента. В целом психоанализ рассматривает эмпатию как сосредоточение на внутреннем мире пациента. Поэтому среди аналитиков принято говорить об эмпатических компонентах понимания, интерпретации или вмешательства, не возводя эмпатию в ранг основного принципа аналитической техники.

Эмпатия

от греч. empatheia - сопереживание) внерациональное познание человеком внутреннего мира других людей (вчувствование); эмоциональная отзывчивость человека на переживания другого.

ЭМПАТИЯ

способность идентифицироваться с другим человеком, почувствовать то, что он ощущает. Эмпатии, высоко ценимой К. Роджерсом, Перлз противопоставлял симпатию, когда терапевт остается полностью открытым собственному бытию и тем самым предлагает клиенту партнерство с целью установления аутентичных отношений типа "я / ты".

Эмпатия (сопереживание)

Термин обозначает наше осознание эмоционального состояния другого человека и способность разделить его опыт. В последнем случае мы фактически испытываем те же эмоции. Чаще всего мы разделяем эмоции своих детей (т.е. гордимся ими, когда они гордятся собой, разделяем их печаль и одиночество). Сопереживание другому человеку означает нечто большее, чем жалость к нему или удовлетворение его поступками; мы глубоко разделяем с ним такие эмоции, как радость, страдание, гнев и так далее. Когда эти эмоции мучительны, у нас часто возникает потребность к действиям, помогающим освободиться от них. Теория эмпатического альтруизма объясняет человеческий альтруизм в терминах разделенного страдания. Согласно этой теории, мы помогаем нуждающимся людям, чтобы избавиться от собственных страданий, вызванных сопереживанием.

ЭМПАТИЯ

empathy) - способность человека понимать мысли и чувства других людей. Эмпатия психотерапевта часто считается одним из основных качеств, которое способствует успешному лечению больных. См. Алекситимия.

Эмпатия

Словообразование. Происходит от греч. empatheia - сопереживание.

Специфика. Способность человека к непроизвольному переживанию тех эмоций, которые возникают у другого человека в процессе общения с ним. Индивид начинает - вопреки сознательному контролю - разделять настроения другого человека. За счет этого достигается большее взаимопонимание, что очень важно для психотерапевтической работы.

ЭМПАТИЯ

1. Когнитивная осведомленность и понимание эмоций и чувств другого человека. В этом смысле основной коннотацией термина будет интеллектуальное или концептуальное понимание аффектов другого. 2. Викарная эмоциональная реакция на эмоциональные переживания другого человека, которая отражает эти эмоции или подражает им. В этом смысле явно подразумевается, что эмпатические переживания представляют собой разделение эмоции с другим человеком. 3. Принятие в собственном сознании роли другого человека. Это значение образовано от первого, но немного отличается тем, что добавляется представление о том, что эмпатия включает в себя принятие направления другого человека. Это значение часто встречается в литературе по моральному развитию, в которой некоторые авторы утверждают, что эмпатические чувства к другим являются предпосылкой для развития моральных норм. 4. В теории личности Г. Салливана – невербализируемый, скрытый коммуникативный процесс, посредством которого отношения, чувства и суждения передаются от человека к человеку без публичного их прого-варивания. Этот термин используется Г. Салливаном очень широко, он включает в себя более ограниченные смыслы вышеупомянутых значений. Более подробно о терминологии по разделению аффекта см. сочувствие.

Источник: В отличие от симпатии, включающей в себя сочувствие другому человеку и сопереживание с ним, эмпатия предполагает сопричастность к процессу доброжелательных взаимоотношений с ним с сохранением объективного взгляда на истоки и природу его переживаний. В процессе психоаналитической терапии аналитик стремится к эмпатическому вчувствованию в психическое состояние пациента с тем, чтобы, будучи вовлеченным в его интимные переживания, но способным к объективной оценке происходящего, помочь ему в осознании бессознательного и обретении сил, способствующих выздоровлению.

При самоанализе основным методом изучения собственного поведения и внутренних переживаний является интроспекция. При психоанализе, основанном на установлении доверительных отношений между аналитиком и пациентом, важным методом познания внутреннего мира больного становится эмпатия. Она не заменяет собой свободное ассоциирование, или анализ сопротивлений, лежащих в основе психоаналитической терапии. Вместе с тем эмпатия оказывается таким методом постижения внутреннего мира пациента, без которого психоаналитическое лечение становится проблематичным. Некоторые психоаналитики полагают, что «свободное ассоциирование и анализ сопротивлений следует считать вспомогательными инструментами на службе интроспективного и эмпатического метода наблюдений». Данная точка зрения была высказана, в частности, Х. Кохутом (1913–1981) в его докладе «Интроспекция, эмпатия и психоанализ: исследование взаимоотношений между способом наблюдения и теорией», прочитанном на конференции в Чикагском институте психоанализа в 1957 г.

Эмпатия предполагает идентификацию аналитика с пациентом. В какой-то степени она напоминает собой проективную идентификацию. Вместе с тем эмпатия не является такой идентификацией с пациентом, благодаря которой аналитик полностью отождествляет себя с последним. Напротив, обладая возможностью стать сопричастным с внутренним миром другого человека, аналитик сохраняет способность к дистанцированию от него в плане изложения собственных непредвзятых интерпретаций и выработки приемлемой для конкретной аналитической ситуации стратегии психоаналитической терапии.

ЭМПАТИЯ

от греч. empatheia – сопереживание) – постижение эмоционального состояния, проникновение в чувствование и переживания др. человека. Различают эмоциональную Э., основанную на механизмах проекции и подражания моторным и аффективным реакциям др. человека; когнитивную Э., базирующуюся на интеллектуальных процессах (сравнение, аналогия и т. п.), и предикативную Э., проявляющуюся как способность человека предсказывать аффективные реакции др. В качестве особых форм Э. выделяют сопереживание – переживание субъектом тех же эмоциональных состояний, которые испытывает др. человек через отождествление с ним, и сочувствие – переживание собственных эмоциональных состояний по поводу чувств других. Важной характеристикой Э. является слабое развитие рефлексивной стороны, замкнутость в рамках непосредственного эмоционального опыта. Установлено, что эмпатическая способность индивидов возрастает с ростом жизненного опыта; Э. легче реализуется в случае сходства поведенческих и эмоциональных реакций субъектов. В предконфликтных и конфликтных ситуациях Э. способствует более адекватному восприятию оппонентами друг друга и проблемы в целом. Э. помогает предупреждать конфликты, делать их менее острыми и конструктивными. Э. является прогрессивно важным качеством конфликтолога.

Эмпатия

В психологии постижение эмоционального состояния, проникновение-вчувствование в переживания другого человека. Когда мы слушаем кого-то, очень полезно это сделать по отношению к говорящему (нашему собеседнику или выступающему перед нами с монологом). Поставить себя на место этого человека. Насколько возможно вжиться в его обстоятельства, его проблемы, в особенности его личности, в стиль его мышления, в его менталитет. Это тоже требует каких-то волевых усилий. Различают эмоциональную эмпатию (постижение переживаний другого путем вчувствования) и когнитивную эмпатию, базирующуюся на интеллектуальных процессах (проникнуть, вжиться в интеллект другого). И между прочим хороший тон, правила светского разговора предписывают соблюдение хотя бы чисто внешних проявлений эмпатии – сочувственно улыбаться, заинтересованно расспрашивать собеседника о его личности и т. п. Когда мы стараемся постигнуть нашего собеседника, нашего адресанта способом эмпатии, мы достигаем высшего уровня речевого общения, наибольшего смыслового контакта с ним. В этом случае мы постигаем его личностные смыслы (см.).

Загрузка...
Top