Известные памятники византийского искусства. Краткая история византийского искусства. Экскурсия в Базиликское водохранилище

Собор Софии в Константинополе (532-537 гг.) -- наиболее грандиозное и самое выдающееся произведение византийского зодчества -- является одним из значительнейших памятников мировой архитектуры. Именно на него следует обратить главное внимание при изучении византийского зодчества.

Строители Константинопольской Софии -- Анфимий из Тралл и Исидор из Милета были выдающимися инженерами и архитекторами, очень развитыми, высокообразованными людьми, владевшими всей суммой знаний своей эпохи. Оба они имели очень широкий как архитектурный, так и общий кругозор. Это позволяло им свободно выбирать в прошлом то, что могло пригодиться при сооружении величайшего здания современности.

Собор Софии в Константинополе относится к тем произведениям архитектуры, которые глубоко связаны с прошлым, в которых учтены все основные достижения архитектуры предшествующих эпох, но в которых доминирует новое. Новое назначение, новые конструктивные приёмы и новые архитектурно-художественные особенности настолько преобладают в Софии, что именно они выступают на передний план, отодвигая традиционное и заслоняя его собой.

Константинопольская София была главным зданием всей Византийской империи. Она была церковью при общественном центре столицы и патриаршим храмом. Вследствие того, что в Византии религия играла огромную роль в жизни государства, София была главным общественным зданием империи. Это выдающееся значение Софии было очень наглядно выражено в выборе места для неё и в самой постановке её среди господствующих зданий византийской столицы. Главные улицы города сходились от нескольких городских ворот к центральной улице (Меси). Последняя завершалась площадью Августион, на которую выходили София, Ипподром и Большой дворец византийских императоров. Весь этот комплекс общественных зданий, среди которых господствовала София, был конечной целью движения по городским улицам, противоположный конец которых разветвлялся в основные дороги европейской части империи. Августион и примыкавшие к нему здания занимали вершину треугольника, на котором находился Константинополь, расположенный на оконечности европейского материка, выдвинутой в сторону Азии. Это было место пересечения двух основных торговых путей античности и средних веков: западно-восточного сухопутного пути, соединявшего Европу с Азией, и северо-южного морского пути (так называемого "из варяг в греки"), который связывал Скандинавию со Средиземным морем. София была наиболее крупным, компактным и массивным архитектурным сооружением не только на Августионе, но и во всей столице. Ею было отмечено место, которое действительно можно было назвать центром мира в ранневизантийское время.

Она не стояла изолированно, а была окружена множеством разнообразных зданий и дворов. Её нельзя было непосредственно обойти кругом. Видная только из примыкавших к ней дворов и улиц, она возвышалась над соседними сооружениями, колоннадами перистильных дворов и площадей. Один только её восточный фасад был открыт целиком: апсида была видна доверху. Такое расположение в ансамбле придавало особенно большое архитектурное значение венчающим частям здания. Именно они были видны над другими постройками при приближении к Софии; издали они увенчивали собой центр столицы, и даже архитектурный ансамбль всего Константинополя.

В основе нового типологического решения Софии, найденного Анфимием и Исидором, лежали требования быта, которые были отражены в организации плана собора. София представляла собой здание, в котором широкие народные массы, стекавшиеся в собор с улиц и площадей столицы, встречались с высшей аристократией и чиновничеством империи во главе с императором и патриархом, выходившими из соседнего Большого дворца. Эти встречи сопровождались сложными театрализованными церемониями религиозного характера. Последовательность действий в символической форме изображала историю мира, как она трактована в священном писании. Условные движения и действия производились в строго регламентированном порядке многочисленными священнослужителями различных рангов во главе с патриархом и императором. Они были одеты в богатые одежды из красиво подобранных ценных тканей. Посредством торжественных шествий и строго зафиксированных возгласов и песнопений изображались наиболее существенные моменты истории человечества, которые концентрировались вокруг истории Христа.

Для того чтобы проводить такие богослужения, необходимо было создать сооружение, обладающее большим свободным центральным пространством для церемоний и вмещающее просторные окружающие его помещения для огромного числа зрителей. В центре должна была находиться кафедра-амвон -- место средоточия церемоний, изображающее по ходу действия то пещеру, где родился Христос, то гору, на которой он был распят и т.д. Центральная часть здания должна была иметь придаток в виде алтаря, изображавшего небесное царство, в то время как она сама представляла землю, где и происходили изображаемые события. Между землёй и небом осуществлялось постоянное общение, однако алтарь отделялся от зрителей невысокой преградой, скрывавшей небесный мир. Присутствующие могли заглянуть в него лишь периодически, когда открывались врата. Перед главным помещением должна была находиться более закрытая часть интерьера, в которой участники процессий могли собираться прежде, чем выйти в главное помещение.

Аналогичные функциональные требования, возникшие в менее развитой форме ещё в предшествующий период, породили архитектурный тип купольной базилики, который и был выбран для главного храма Византийской империи Анфимием и Исидором. Однако колоссальные размеры Софии, особая многолюдность и своеобразие происходивших в ней церемоний -- всё это заставило архитекторов Софии заново продумать сам архитектурный тип купольной базилики и по-новому его организовать с учетом римского архитектурного опыта, хорошо им известного.

Анфимий и Исидор, оба родом из Малой Азии, положили в основу своей постройки малоазийский тип купольной базилики, где центральная часть здания была перекрыта куполом. Этим в здание было внесено начало центричности, вследствие чего базилика сильно укоротилась, как бы подтянувшись к куполу. Такая купольная базилика содержала в себе основные необходимые помещения: главное центральное помещение, к которому примыкает алтарная часть, двухъярусные галереи для зрителей и нартекс.

Возникает вопрос об основном отличии подобных купольных базилик -- предшественниц Софии -- от древнехристианских базилик Рима -- этих первых наземных храмов христиан в западной столице империи после официального признания новой религии. Отличие заключается в прибавлении купола. В древнехристианской базилике всё было направлено к алтарю, который являлся основным, единственным центром интерьера. В купольной базилике, наряду с алтарём, возникает второй центр под куполом. Это свидетельствует о глубоком изменении самой концепции церковного здания, обусловленном изменением религиозной идеологии.

При дальнейшем развитии купольной базилики купол не вытеснил алтарную апсиду. Однако постепенно именно он становился главным видимым центром интерьера. Внесённое им центрическое начало усиливалось всё больше и больше. Базилика укоротилась и подтянулась к куполу. В результате основной архитектурный акцент был перенесён с апсиды на купол, и здание из базилики превратилось в центрическое сооружение.

Основная трудность, которая стояла перед архитекторами при проектировании Софии, заключалась в том, что существовавшие в византийском мире купольные базилики обладали очень скромными размерами, в то время как София должна была стать грандиозным сооружением. Другая трудность, чисто конструктивная, состояла в том, что деревянное перекрытие не подходило для интерьера диаметром более 30 м. Купол необходимо было сделать каменным и по соображениям идейно-художественного порядка. Он должен был изображать небесный свод, увенчивающий землю -- центральную часть интерьера. Всё здание внутри должно было выглядеть однородным, оно всё должно было быть каменным от основания до замков сводов.

Сводчатые здания очень больших размеров были хорошо известны Анфимию и Исидору. По-видимому, их зодчие и взяли за образец, выбрав при этом наиболее грандиозные и замечательные постройки. Замыслам зодчих соответствовали самая грандиозная римская базилика, при этом сводчатая, и наиболее выдающееся купольное здание, при чём оказалось возможным соединить воедино особенности этих двух сооружений. Этими двумя постройками были базилика Максенция и Пантеон. Если бы в наше время архитектору предложили назвать два наиболее выдающихся римских здания, он не мог бы выбрать лучше.

План Софии отчётливо свидетельствует о том, что именно базилика Максенция была положена в основу её системы. План расчленён четырьмя промежуточными столбами на девять частей, так что центральный неф стал трёхчастным. От купольных базилик зодчие заимствовали хоры, которые позволяли им намного увеличить вместимость боковых нефов, предназначенных для молящихся.

Наиболее выдающимся архитектурным достижением двух строителей Софии является приём, при помощи которого они связали воедино в своём произведении базилику Максенция и купол Пантеона. Этот приём относится к наиболее смелым и удачным идеям в архитектуре прошлого. Это гениальное решение охватило одновременно функциональную, конструктивную и художественную стороны архитектуры. Оно привело к удивительно полноценному комплексному архитектурному образу.

Анфимий и Исидор изобрели систему полукуполов, связывающую купол Софии с её базиликальной основой. В эту систему входят два больших полукупола и пять малых. В принципе должно было быть шесть малых полукуполов, но один из них был заменён цилиндрическим сводом над главным входом в центральную часть интерьера из нартекса. Это отступление от общей системы великолепно выделяло главный входной портал и два меньших портала по его сторонам. Через эти порталы из нартекса входили процессии, через главный портал проходили император и патриарх. Полукупола прекрасно связали базилику и купол. Этим была создана купольная базилика совершенно нового типа, единственной представительницей которого является Константинопольская София.

Композиционный приём, применённый Анфимием и Исидором, фиксирует расположение купола в самом центре здания. В купольных базиликах предшествующего времени расположение купола постоянно колебалось в связи с возможностью удлинить или укоротить цилиндрические своды, находящиеся к западу и к востоку от купола. Обычно алтарь всё-таки притягивал к себе купол.

В Софии полукупола создают к востоку и к западу от купола аналогичные формы, имеющие одинаковую глубину. Благодаря этому купол не может быть сдвинут со своего места и уверенно отмечает центр здания. Одновременно с этим конха апсиды включена в систему полукуполов. Это означает, что алтарная часть закономерно привязана к куполу и к главной части интерьера. Так создана архитектурная система, узаконившая оба центра Софии -- купол и апсиду, амвон и алтарь. Вследствие этого система полукуполов великолепно связала направленность к алтарю базилики и центричность купольной постройки. В Софии базилика и купол внутренне органически связаны друг с другом. Это действительно настоящая купольная базилика, венец всего развития этого архитектурного типа.

Не менее значительную роль полукупола Софии сыграли и в отношении архитектурно -- конструктивном. Огромный купол Софии создаёт очень сильный распор. В южном и северном направлениях распор погашается мощными столбами, по два с каждой стороны. Своды боковых нефов, расположенные в двух ярусах, участвуют в погашении распора купола в том же направлении. В восточном и западном направлениях распор погашается полукуполами. Выдающееся значение такого решения заключается в том, что полукупола выполняют свою конструктивную роль, не загромождая интерьера главной части и не нарушая его целостности.

Замечательно и художественное значение Системы купола и полукуполов Софии. Эта система одновременно решает целый комплекс художественных проблем.

Полукупола все вместе образуют геометрическую фигуру, приближающуюся к овалу. Именно этим они создают промежуточное связующее звено между базиликой и центрическим зданием. В принципе образованы три вписанных друг в друга фигуры, постепенно переходящие одна в другую: прямоугольник основного очертания плана, овал полукуполов и окружность купола. Овал служит переходом от прямоугольника к окружности.

В конкретном пространственном выражении эта схема принимает особенно законченную и органическую форму. Полукупола продолжают ритм нарастания пространства интерьера от боковых нефов к центральному. По мере развития полукуполов в направлении купола пространство нарастает вплоть до кульминационной точки в центре. В обратную сторону центральное пространство под куполом постепенно ниспадает в обе стороны и сменяется далее пространством боковых нефов.

Сравнение Софии и Пантеона вскрывает коренное отличие между ними в трактовке купола. В Пантеоне подкупольное пространство статично, это замкнутый огромный в своей компактности кусок пространства, твёрдо очерченный стенами и куполом. В Софии центральное пространство интерьера легко, воздушно и динамично. Ажурные колоннады связывают его со всеми окружающими соседними помещениями. Пространство со всех сторон нарастает по направлению к венчающему куполу. Самый купол возникает и как бы строится во времени на глазах у зрителя; он постепенно развивается из полукуполов. Последние охватывают собой только часть интерьера, в то время как купол замыкает сверху интерьер весь в целом.

Огромное центральное пространство Софии и гораздо боле низкие и тесные, разделённые на два яруса боковые нефы скомпонованы по-разному и контрастируют друг с другом. Вместе с тем они дополняют друг друга и, сочетаясь, образуют единый архитектурный образ.

Предназначенные для народа боковые нефы похожи на дворцовые залы. Как показывают исследования Большого константинопольского дворца, это сходство действительно имело место и, переходя из дворца в Софию, знатные прихожане видели перед собой как бы продолжение анфилад дворцовых залов. Каждый боковой неф Софии воспринимается как несколько неясное в своих границах и размерах живописное пространство. Поперечные стенки с арками прикрывают собой не только наружные стены, но и колоннады среднего нефа. По мере движения вдоль нефа поперечные стенки и колонны образуют самые различные сочетания, видные в различных ракурсах и многообразных взаимных пересечениях. Когда открываются более значительные куски наружных стен, выступает их ажурный характер. Внизу они плотнее, так как прорезаны только тремя большими окнами в каждом подразделении стены. Над этими окнами открывается сплошное застекление под полуциркульной кривой свода, так что свет свободно вливается в интерьер. На противоположной стороне нефа этому соответствуют колоннады, открывающиеся в средний неф.

Общую живописность боковых нефов усиливают мраморная облицовка, поднимающаяся до основания сводов и ограждённая сверху мраморным прорезным карнизом, а также золото мозаик, покрывающих своды. Благодаря сильной расчленённости пространства и многочисленным поперечным стенкам, различные части помещений освещены по-разному. Степень же освещённости глубоко продумана и точно взвешена мастерами.

По отношению к подобным композициям один исследователь удачно применил термин "световой орган": он уподобил музыке гармоническую композицию оттенков света и тени в архитектуре. С этим сочетаются эффекты цвета. Мраморные плиты облицовки стен и мрамор колонн тонко подобраны. Господствуют бледно-розовые и дополняющие их бледно-зелёные оттенки. В целом образуется единый нежный тон. Светотень прорезных карнизов и лёгкие орнаментальные цветные обрамления золотых мозаичных поверхностей дополняют общий эффект, глубоко продуманный и необыкновенно гармоничный.

Благодаря сравнительно небольшой высоте боковых нефов их размеры хорошо связаны с высотой человека. Колоннам, несущим своды, присуще до известной степени ордерное начало, унаследованное от античности. Они выступают вперёд и играют роль связующего элемента между фигурой человека и пространством интерьера. Опираясь на колонны, глаз читает архитектурную композицию в целом.

На иных композиционных принципах основана структура центрального нефа. Интерьер главной части Софии имеет гигантские размеры и отчётливо очерченную пространственную форму. Пространство главного помещения Софии чётко ограничено строгим линейным костяком и прямыми и вогнутыми поверхностями. Основная структура просто и ясно обозначена вертикальными линиями, переходящими в линии арок и окружность купольного кольца. Павел Силенциарий, современник Юстиниана I, образно говорит, что купол Софии выглядит парящим в воздухе, как будто он подвешен на цепи к небу.

Вывод: ранневизантийская архитектура дала начало образованию сперва самостоятельной разновидности византийского зодчества, а потом - к созданию, на античной основе и византийской основе, своей собственной архитектуры. Величайшей заслугой ранневизантийской архитектуры явилось то, что она дала мощный толчок ее развитию в дальнейшем.

Исторически так сложилось, что в Салониках, ведущих свою историю с античных времён и до сегодняшнего дня, наибольшее количество артефактов и памятников сохранилось преимущественно со времён Византийской империи.

Мощная крепость, в плане трапецеидальной формы, с чередующимися башнями квадратной, треугольной и круглой форм окружала полис. В римский и раннехристианский период существовала дополнительная защитная стена, остатки которой спорадически разбросаны по периметру форта.

Постройка защитного ограждения на фундаменте более раннего, возведённого в эллинистическую и римскую эпохи относится к концу IV века, времени правления императора Феодосия Великого (379-395).

Со стороны моря полис был защищён невысокой крепостной стеной, где в юго-западной её части был построен морской порт Константином Великим.

На уцелевших стенах и башнях Салоники, кое-где существуют остатки надписей, выложенных из керамической плитки – средневековое граффити, послания из прошлого, свидетельствующие об изменениях и усилениях фортификационных сооружений на протяжении тысячелетий.

В каждом районе старого города остались памятники, напоминающие о византийской и поствизантийской эпохе, когда Салоники имели огромное значение в политической и духовной жизни империи, уступая лишь столице – Константинополю. При османах город выполнял роль центра империи на Балканском полуострове.

Подавляющее большинство памятников, внесённых в список ЮНЕСКО – это объекты религиозного характера. Едва ли не единственным, выпадающим исключением из этого списка правил, являются византийские бани, зажатые среди современных бетонных коробок зданий в узких улочках Верхнего города.

Путешествуя по Салоникам, интересно наблюдать эволюцию архитектурных стилей храмов, их разнообразие и изящество форм. От раннехристианской базилики Панагии Ахиропиитос с тремя нефами, притвором и боковым приделом и базилике с пятью нефами в честь Святого великомученика Димитрия и двумя боковыми приделами к переходной форме – крестово-купольной архитектуре ранней Византии – Святой Софии.

Панагия Халкеон – средне-византийского периода крестово-купольный храм. Крестово-купольная архитектура сопровождала строительство святилищ и в поздневизантийскую эпоху: Святителя Пантелеймона, Святых Апостолов, Святой Екатерины, Преображения Спасителя, Монастырь Влатадон и храм Пророка Ильи.

Наряду с разнообразием архитектурных форм памятников с изящными пропорциями, искусно выложенными из плиток дуг, апсид и арок, путешественник может проследить эволюцию архитектурных форм и утончённого зодчества от раннего христианства до эпохи Палеологовского ренессанса.

Большую ценность для ценителей искусства представляют величественная Ротонда и маленькая, затерянная в многочисленных кривых улочках Верхнего города, церковь святого Давида – памятники, известные благодаря своей неповторимой мозаике раннего христианства. Как и двухэтажный собор Архангелов с криптой в подвале, храм Святого Николая Орфану с великолепными фресками, идеально сохранившимися со времён правления династии Палеолог.

В годы османского владычества (1430-1912) почти все христианские святыни постепенно преобразовываются в мусульманские мечети. По соседству с христианскими святынями строятся новые мечети, медресе, приюты для бедных, рынок Безестени, хамамы и постепенно Салоники приобретают восточный колорит.

Помимо религиозных памятников строятся новые цистерны для сбора питьевой воды, усовершенствуется система водоснабжения. В Верхнем городе, среди извивающихся узких улиц, словно змей на голове у медузы Горгоны, искусной резьбой по мрамору декорируются многочисленные источники с водой.

В османский период был построен форт Вардар на юго-западе и перестроили форт Эптапиргио на Акрополе.

Вследствие запретов турецких властей, в пост византийский период, христиане, жившие компактно, строили церкви невысокие. Как правило, это были трёхнефные базилики с низкой покатой крышей.

После прибытия еврейских переселенцев из Испании в 1492 году, Салоники приобретают облик мульти культурного и много конфессионального города. Такая самобытность сохранится вплоть до освобождения Салоник от турок в 1912 году.

Крепостные стены

История города, словно осколки зеркала, отражена в сохранившихся надписях – этих живых свидетелях далёких событий, на отдельных башнях и участках крепостной стены.

В IV веке возводится крепостная стена на основе ограды, существовавшей в эллинистический и римский периоды. Крепость трапецеидальной формы в плане, протяжённостью около 8 км., станет надёжной защитой для жителей Салоники более чем на полтора тысячелетия. На пологих участках башни крепости перестроят из квадратных в треугольные. Это связано с эволюцией в фортификации.

В ранний период крепостные стены были ограждены дополнительной стеной -преградой. Со стороны моря до 904 года защитное ограждение было приземистым.

Крепостная стена на западе

Участок стены раннехристианского периода сохранён невдалеке от площади Демократии. В этом месте до 1874 находились «Золотые ворота» — главный вход в город с запада. Пройдя их, путник попадал на главную дорожную «артерию», которую позже назовут проспект византийцев.

От «Золотых ворот» стена плавно поднималась до пересечения с улицей Святого Димитрия. В этом месте находились ворота, именуемые Литийные, пройдя сквозь которые путешественник попадал на улицу, пересекающую весь город с запада на восток.

Участок стены на северо-западе

От несуществующих Литийных ворот на север к Акрополю ведёт довольно крутой подъём, вдоль которого вытянулась крепостная ограда. Частично этот участок был достроен во времена, когда деспотом Салоник был Мануил Палеолог (1369-1373).

Акрополь

Крепость, разделявшая Акрополь от верхнего города, начиналась примерно с участка напротив монастыря Влатадон и заканчивалась у башни Тригониу. То, что защитные башни обращены в сторону Акрополя, свидетельствует о том, что внутренняя сторона, т.е. обороняющихся была изначально обращена к морю, а Акрополь – достроенный форт гораздо позднего периода. Надпись, сохранившаяся на башне Лапарда, надлежит идентифицировать с восстановительными работами в конце XII века под руководством видного византийского воеводы Андроника.

Если проследовать вдоль стены на восток, то вы выйдете аккурат к воротам Анны Палеолог (1355-1356), о чём свидетельствует надпись на мраморной колонне. Эти ворота вели наружу крепости.

На северо-востоке форт заканчивается Башней Тригониу. Цилиндрической формы башня была построена в XV веке поверх существовавшей квадратной формы, возведённой византийцами.

Башня Тригониу, Топ Хане и Белая Башня возводятся в совершенно иной архитектурной конфигурации, поскольку с распространением огнестрельного оружия, адаптировался и внешний вид защитных сооружений.

Эптапиргио

Форт Эптапиргио возвышается на самом высоком участке Акрополя, северо-восточной оконечности крепостных стен. Крепость пережила множество строительных фаз: от раннехристианского, позже византийского периода и туркократии, когда в XIX веке её преобразовали в тюрьму для заключенных.

Если внимательно осмотреть визуально форт, то можно встретить вмонтированные в стены мраморные блоки из различных эпох с соответствующими гравировками.

Крепость состоит из 10 башен: 8 из них четырёхугольной формы, а 2 треугольные. Интерес представляют мраморные плиты над центральным входом с характерными надписями на турецком языке, датированные 1431 годом.

Противоречивые источники не дают четкой картины относительно Эптапиргио. Топоним (Генди-Куле) возник в османский период. Видимо, его название соответствует похожему форту в Константинополе (с семью башнями).

Вплоть до 80-х годов прошлого столетия Эптапиргио действовала как тюрьма.

Восточные стены

Величественно и грозно возвышающаяся на этом участке крепостная ограда частично была возведена на монолитном камне, а частично на фундаменте бывших римских укреплений. Крутой спуск от Акрополя продолжается вплоть до улицы Святого Димитрия, где уклон резко становится пологим.

В этом месте возвышались Новые Золотые ворота, а ещё ниже находились Кассандрийские (либо Каламарияс). После 1867 крепость от этих ворот и до Белой башни демонтируется вместе со стеной вдоль моря.

Белая башня была построена в начале XVI века для усиления обороноспособности форта на месте более ветхой башни/

Базилика Святого великомученика Димитрия



На одноимённой с наименованием храма улице, севернее римской агоры, поверх римских бань, где был заключён под стражу и казнён в 303 году офицер римской армии Димитрий, после 313 года было построено небольшое святилище, как место поклонения мученику.

В начале V века префект Иллирии Леонтий чудесным образом исцелился у мощей святого великомученика Димитрия. По его приказу в благодарность за исцеление была построена большая базилика, которая сгорела в пожаре 620 года.

Иждивением префекта Леонтия и епископа Салоники церковь была заново отстроена в форме пятинефной базилики и покрыта ломаной крышей из дерева.

Этот храм сгорел в пожаре 1917 года. Восстановление продлилось с 1918 по 1948 годы. Часть колонн и элементов конструкции сгоревшего строения удалось восстановить благодаря усилиям архитектора Аристотелиса Захоса. После разрушительного пожара уцелело 11 мозаичных сцен V-го, VII-го и IX-го веков.

Рака с мощами Святого Димитрия находится в северо-западной части церкви, в месте, где, как считается она находилась в раннехристианскую эпоху.

Базилика посвящена защитнику и покровителю города Салоники святому великомученику Димитрию.

Крипта

Под алтарём святилища помещена крипта, которая в поствизантийский период была центром поклонения паломников, где верующие набирали обильно источавшее миро из специальной ёмкости в полу. После превращения церкви в мечеть (1493) крипта была заброшена и засыпана землёй. Видимо, о её существовании позабыли.

Крипту обнаружили только после опустошительного пожара 1917 года.

С 1985 года 7 залов крипты открыты для посетителей. Для обозрения представлены найденные монеты и сосуды, в которые набирали миро, а также мраморные колонны и арки раннего христианства.

Придел Святого Эфтимия

К югу от алтаря в IX- X веке к храму Святого Димитрия достроили правый придел – трёхнефную базилику, посвящённую святому Ефтимию. Внутреннее убранство храма расписано в 1303 иждивением протостратора Михаила Глава Тарханиоти и его супруги Марии. Фрески, украшающие придел – шедевр, достойный восхищения, эпохи Палеологовского возрождения.

Ротонда

мозаика купола
ангел в куполе

Лучше всех построек из дворца императора Галерия сохранившаяся и расположенная в северной части на оси центральной улицы, соединявшей палаты и триумфальную арку.

Предназначение её до сих пор остаётся предметом обсуждения, но наиболее вероятное на сегодняшний день – в честь бога Юпитера, либо Кавироса. Возможно, что здание, где проходили религиозные обряды, построено во славу Константина Великого.

Диаметр купола Ротонды 24,5 м, высота от пола до верхней точки кровли 29,8 м. Стена цилиндрической формы толщиной 6,30 м. и разделена на 8 арочных ниш. В римскую эпоху южная арка служила центральным входом.

В раннем христианстве храм был освящён либо во славу Бестелесных сил, либо в честь Архангелов. Тогда же пристроили и дополнительное заграждение вокруг Ротонды – деамбулаторий и расширили восточную нишу для алтаря. Вход с запада изменили, добавив нартекс.

Раннехристианская мозаика, украшающая своды ниш и купола Ротонды -бесценное сокровище. Сильные землетрясения начала VII века разрушили часть купола, алтарный свод и, возможно, окружавшую галерею деамбулатория.

Апсида алтаря была восстановлена, а её каркас усилен двумя массивными подпорами полукруглой формы в IX веке. В это же время алтарь расписывается сценой Воскрешения.

Храм Святого Давида (монастырь Латому)

мозаика конхи
видение Иезекиля

Среди узких и изогнутых в форме меандра улочек, в одном из тупиков, приютилось крохотное святилище, бывший собор монастыря Латому, который был посвящён Христу Спасителю. Топоним Латому происходит от карьера, где по соседству добывали камень. Храм построен в V веке. До сегодняшнего дня сохранилась лишь восточная его часть, украшенная апсидой.

Церковь знакома многим по всемирно известной мозаике раннехристианского периода в конхе апсиды, где изображено видение пророка Иезикиля.

Базилика Панагии Ахиропиитос



В центре города, на улице святой Софии находится большой храм Богородицы. Построен он был в V веке на фундаменте римских бань по типу трёхнефной базилики с нартексом.

Небольшая постройка с южной стороны служила для нужд храма. Правый придел (с южной стороны от алтаря) был сооружён в византийские времена и посвящён святой Ирине. Внутреннее пространство храма разделяют два ряда колонн на три нефа. Изумляет идеальное состояние капителей и колонн. Арочные своды между колоннами и в нартексе декорированы мозаикой V века.

Храм святой Софии

апсида за алтарём
купол Святой Софии

Церковь посвящена Христу и премудрости Божией. Строительство велось в конце VII ­­- начале VIII века на месте разрушенной раннехристианской базилики V века. Представляет собой яркий пример переходной архитектуры от базилики к крестово-купольной церкви с куполом, базирующимся на арках и перистилем.

Мозаичное украшение церкви принадлежит к трём различным периодам и свидетельствует о высоком уровне мастерства зодчих.

Первый этап украшения храма (780 - 788) тесно связан с периодом иконоборчества. Сцена Вознесения в куполе – работа мастеров эпохи ренессанса Македонской династии конца IX века, в то время как, в конхе изображена сидящая на троне Богородица с младенцем Христом – произведение зодчих XI - XII веков, выполненное поверх креста (иконоборческого периода).

Храм Панагии Халкеон

фрески притвора
фрески притвора

Южнее римской агоры, по соседству с мастерскими по обработке меди, находится храм Богородицы (Богоматери медников). Церковь возведена в 1028 году Христофором Лангобардинским, его супругой Марией, и детьми: Никифор, Анна, Катакали. Могила основателя располагается в левом приделе (северная стена).

Крестово-купольный храм с нартексом по элегантности и изящности кладки плиток в арках, нишах и апсиде сильно напоминает влияние Константинопольской школы мастеров.

Фрески храма, несмотря на плохую сохранность, представляют огромную ценность для исследователей, поскольку датируются временем постройки церкви.

Византийские бани



На одной из многочисленных узких улочек Верхнего города (улица Феотокопулу) сохранились уникальные бани для общественного пользования византийского периода. Если турецкий хамам на территории Греции – это не диковинка, то бани времён Византии – большая редкость.

Небольшое здание прямоугольной формы со сводами и немногочисленными помещениями было разделено на прихожую, бассейн и парилку. В османскую эпоху в банях установили раздельную перегородку и после этого стало возможным одновременное посещение как мужчинами, так и женщинами, а не по определённым дням недели. Как банями, строением продолжали пользоваться вплоть до 1940 годов.

Храм целителя Пантелеймона



Недалеко от триумфальной арки Галерия, на пересечении улиц Ясониду и Арриана находится церковь святого Пантелеймона. Храм, название которого отождествляется с собором некогда существовавшего монастыря Богородицы Перивлепту (отовсюду видный), известного ещё как монастырь Исаака, основателем которого был митрополит Яков (1295-1314).

Крестово-купольной архитектуры, с двумя куполами, нартекс и два придела и перистиль с трёх сторон, который был разрушен в 20-х годах прошлого столетия.

Мало что уцелело от фресок, но те немногие сцены, которые сохранились, позволяют наглядно проследить изменения, происходившие в иконописи конца XIII века.

Храм Святых Апостолов



В западной стороне нижнего города, у крепостной стены, в начале улицы Олимпа, находится храм Святых Апостолов – собор некогда существовавшего монастыря в честь Богородицы.

Основатели монастыря – вселенский патриарх Нифон (1310-1314) и его сподвижник игумен Павел. Крестово-купольный храм с пятью куполами, двумя нартексами и двумя боковыми приделами. Особый интерес представляет структура фасада церкви, декорированная керамической плиткой в различные мотивы. Внутри церкви сохранилось мозаичное украшение (без золотых пластин), характерное для периода Палеологовского возрождения.

Храм Николая Орфаноса



В Верхнем городе, у восточной крепостной стены, вдали от городской суеты и шума, между улицами Геродота и Апостола Павла находится храм Николая Орфано (Сироты) – собор Византийского монастыря. Просторный двор монастыря украшает ряд пирамидальных кипарисов.

В архитектурном плане это базилика с апсидой и двумя боковыми приделами. Фрески внутри церкви чудесно сохранились и их внимательный осмотр позволяет ценителям средневекового искусства насладиться, созерцая наиболее цельную и сохранившуюся роспись Палеологовского периода возрождения.

Храм Святой Екатерины



Недалеко от северо-западной оконечности крепости, немного выше улицы Олимпиады, на пересечении улиц Тсамаду и Идипода, находится церковь святой Екатерины – собор византийского монастыря.

Построенный в начале XIV века храм, в плане крестово-купольный, с двумя боковыми приделами и пятью куполами.

Элегантные пропорции, украшение фасада, подчёркнутые линии арок, колонны и своды, выложенные керамической плиткой – исключительный пример архитектуры эпохи Палеологов.

Внутренняя роспись храма, хотя и сохранилась лишь частично, но живость красок и динамичность образов позволяет сделать смелый вывод о том, что это истинный шедевр Палеологовского возрождения.

Храм Преображения Спасителя



На пересечении улиц Эгнатия и Палион Патрон Герману расположена церковь Спасителю. Храм построен в середине XIV века. Изначально это была либо семейная часовня-усыпальница, либо принадлежащее какому-то монастырю подворье и посвящалась Богоматери.

Купол храма базируется на четырёх конхах. Нартекс с западной стороны был пристроен в 1936 году.

Фрески купола разделены на три пояса и выполнены между 1350-1370 годами.

Монастырь Влатадон



В Верхнем городе, на улице Акрополя расположен Патриархальный ставропигиальный монастырь Влатадон, один из немногих, действующих с момента своего основания.

Построен в период 1351-1371 учеником Григория Паламы Дорофеем Влатадон, ставшего впоследствии митрополитом Салоник и его братом Марком.

От первоначального монастырского комплекса сохранился лишь собор крестово-купольного типа с перистилем и боковыми приделами.

Церковь расписали в период 1360-1380 и изначально освятили Христу Вседержителю. На одной из фресок запечатлён архиепископ Григорий Палама. В настоящее время церковь посвящена Преображению Спасителя.

Храм Пророка Ильи



На пересечении улиц Олимпаиады и Пророка Ильи, на довольно крутой возвышенности воздвигнут величественный храм Пророка Ильи.

Занимательна архитектура храма, идентичная афонским монастырям: крестово-купольная, с дополнительным пространством по четырём сторонам, просторным нартексом и перистилем. Церковь Пророка Ильи отождествляется с собором монастыря Акапниу.

Церковное искусство времени св. Константина Великого

Со времени св. Константина Великого (IV в.) церковная архитектура начинает быстро развиваться. Хотя языческие храмы и опустели, но христиане не желали пользоваться ими для своего богослужения. В этот период складываются основные типы христианских храмов: 1) базиликальные , 2) центричные , 3) смешанного типа .

Самой известной архитектурной формой церковного здания, по крайней мере, на Западе империи, был продолговатый четвероугольник. Такая форма удовлетворяла всем литургическим потребностям: устройству алтаря, кафедры, общего храма и допускала еще пристройки для помещения церковной утвари, крещален. По внешнему сходству с древними судебными зданиями, именовавшимися базиликами или царскими домами, храмы получили то же название – базилик. Это наименование утвердилось за храмами, воздвигнутыми св. Константином в Риме, Константинополе и Иерусалиме, а позднее и за всеми храмами подобного типа.

По своему плану древние христианские базилики представляли собой продолговатое сооружение, длина которого была равна двум широтам, взятым вместе, и крылись двухскатной кровлей. Внутреннее пространство базилики было разделено рядами колонн на три или на пять нефов (частей). В восточной части устраивали полукружие (или несколько полукружий)для выделения алтаря (нефа). В небольших храмах, не имеющих деления на нефы, находилось одно алтарное полукружие. В западной части базилики располагался притвор (или нарфикс). Нередко в базиликах устраивали поперечный неф (или трансепта). Трансепта помещалась или в конце продольных нефов, или пересекала их ближе к алтарю, тогда базилика приобретала в плане форму продолговатого (латинского) креста.

Среди храмов-базилик известны: в Риме - церковь Марии Великой (V в.), свт. Климента Римского, св. Петра в узах (440-462 гг.), св. Павла за стенами Рима (360-400 гг.); в Вифлееме – церковь Рождества Христова (IV в.); в Константинополе - церковь св. Апостолов (IV в.); в Иерусалиме – церковь Воскресения Христова (IV в.).

Другой тип древнехристианских храмов, наряду с базиликами, составляют центрические храмы . Это круглые или многоугольные храмы: октагоны, полигоны и т.д. Подобные храмы имели меньшее распространение, чем базилики. Чаще это были надгробные храмы и баптистерии (крещальни). Из таких храмов наиболее известны: ротонды св. Петра и Марцеллины в Риме; св. Георгия в Солуни; мавзолей св. Констанца в Риме и Теодорика в Равенне; Латеранский баптистерий в Риме и Равеннский баптистерий.

К третьему типу храмов – смешанных , относятся древние храмы представляющие собой соединение базилик и центричных храмов.

Уже с этого времени появляются характерные особенности архитектуры на Востоке и Западе. На Западе империи базиликальный тип храма остался основным типом архитектурной постройки. На Востоке изменения быстро произошли через употребление при сооружении базилик обширного купола. В то же время, на Востоке строили, наряду с вытянутыми храмами-базиликами, храмы в виде квадрата (греческий крест). Главной же особенностью всех храмов было непременное выделение алтарной части на восточной стороне храма. Храмы-базилики, появившиеся в древнейшие времена, продолжали существовать и впоследствии.

Христианские императоры, усердно заботившиеся об утверждении христианской веры, много трудов положили и на строительство великолепных храмов, тем самым способствуя развитию церковного зодчества. Хотя надо отметить, что великолепие большей своей частью относилось к внутреннему убранству храмов – наружный вид преимущественно сохранял достаточно скромный вид.

Вместе со становлением церковной архитектуры, особо плодотворно развивается и монументально-живописное искусство: живопись, мозаика, резьба по камню, изделия из металла, дерева и др..

Мозаика (musivum opus) – искусство составлять отдельные изображения и целые композиции из кусочков твердого вещества (стекла, мрамора, или особой непрозрачной стеклянной смальты разных цветов). Для этой цели на поверхность, где планируется нанести мозаику, наносится специальный грунт из мастики или цемента, в котором укрепляются кусочки смальты в порядке цветов и теней, как того требует замысел художника.

Из древнейших христианских мозаик известна, к сожалению, не уцелевшая мозаика церкви Констанции в Риме (IV в.) с изображением Иисуса Христа на горе, из которой вытекают четыре райские реки. По сторонам Его изображены апостолы: Петр, которому Он дает свиток с надписью «Dominus pacem dat», и Павел. По краям композиции – два города: Иерусалим и Вифлеем.

Наряду с мозаиками большое распространение получила фресковая живопись. Так, еще в царствование св. Константина Латеранская базилика в Риме была расписана фресками, изображающими Священную Историю, начиная с падения Адама и кончая входом в рай благоразумного разбойника.

Византийское искусство представляет собой продукт слияния многих древних искусств, особенно в первое время своего существования. Эллинское искусство было по-новому переосмыслено христианством. Однако не механическое заимствование и случайные комбинации готовых элементов, хотя и технически совершенных, стали основой византийского церковного искусства, а глубокое богословское их осмысление. Византийское искусство, впитавшее и преобразовавшее многие художественные культуры разных народов, в первую очередь восточных, с самого своего начала стало искусством национальным и самостоятельным.

Процесс сложения византийского искусства, становление и выработка стиля -процесс длительный и сложный. Основой всего византийского искусства стало его неразрывное слияние с Церковью и богослужением. Благодаря этому складывается архитектурный и иконописный канон. Изобразительное искусство перестало быть делом отдельных лиц, оно стало делом соборным (церковным), и в нем во всей полноте выразилось учение Церкви.

Перенесение столицы империи при св. Константине с запада на восток отмечено наступлением новой эпохой в истории христианского искусства. Здесь зародилось и скоро окрепло величайшее по своему историческому и культурному значению византийское искусство. Вместе с тем, искусство Западной части империи, ища поддержку в греко-римском языческом искусстве, постепенно перешло на иной путь своего развития.

Византийская иконопись. Монументальные росписи, мозаики

Наряду с развитием самобытной церковной архитектуры, Византия создала величайшую по своему историческому значению иконографию и живопись. Постепенно изобразительный символизм первых веков христианства уступает место историческому воззрению; высший идеал христианского искусства полагается не в прелести и грациозности внешних форм, а в достоинстве внутреннего выражения. Изобразительное искусство Византии становится не просто необходимым условием церковного обихода, а выражением высоких христианских идей, образов, догматического учения.

Из всех видов изобразительного искусства Византии наиболее полно в своем внутреннем содержании раскрылась иконопись . Условный язык внешних форм иконы служит лишь условным способом выражения глубоких богословских истин и духовного содержания. Византия «создала» икону как особый вид церковного творчества. Изобразительными средствами византийские мастера открыли всю глубину церковного учения, всю полноту Православия.

Иконописание, по своей природе, является глубокого литургическим богослужебным искусством, резко отличающимся от всех иных видов изобразительного искусства.

В процессе длительных поисков, сообразуясь с древнейшим преданием Церкви, догматическим учением и святоотеческим наследием, в иконописи были выработаны особые иконографические каноны. Всю иконографию Византии можно разделить на: 1) изображение Христа, 2) изображение Богоматери, 3) композиции Двунадесятых праздников, 4) изображения святых.

Условный образ Христа, встречающийся в живописи до IV-V вв., постепенно уходит из византийского искусства – ему на смену приходит совершенно иной иконографический образ. Изображаемый лик Спасителя в изобразительном искусстве принимает строгий и выразительней характер: волосы длинные, с пробором посредине; появляется борода, иногда разделенная на две части. Спасителю усвояется крестчатый нимб. Такой иконографический тип становится традиционным для всей византийской живописи. Этот тип имеет в виду прп. Иоанн Дамаскин, когда говорит: «Иисус Христос был высок и строен, имел прекрасные глаза, прямой нос, вьющиеся волосы, темную бороду, голову склоненную несколько вперед, цвет тела желтоватый подобно своей Матери». Историк Никифор Каллист дополняет это описание, говоря, что «Иисус Христос был прекрасен лицом, имел русые не особенно густые волосы, брови черные, глаза веселые, волосы длинные, шею наклоненную, лицо круглое, выражение безгневное, во всем подобен своей Матери».

Наиболее часто в византийской иконописи встречаются изображения Христа: Нерукотворный образ (Убрус), Вседержитель (Пантократор), Деисус (Христос с предстоящими), Эммануил (Христос-отрок).

Византийское искусство выработало величественный изобразительный образ Богоматери. Со времени III Вселенского (Эфесского) Собора (431 г.), утвердившего высшее достоинство Богоматери как Богородицы, изображения Богоматери, должны были отличаться определенностью и строгим характером. Образ Богоматери отличает строгая величественная красота, черты лика правильные, большие глаза, прямой нос, тонкие очертания губ. Иконографический образ этот проходит через все памятники византийского искусства и удерживается доселе. Вся иконография Богоматери особо подчеркивает Ее божественное достоинство и внутреннее величие, а не роскошь и красоту внешних форм.

Основные типы Богородичных икон, выработанные иконописцами Византии: Одигитрия (Богоматерь держащая перед Собой Младенца-Хрита), Знамение (Великая Панагия), Умиление, Оранта (Заступница Небесная) и др.

После окончания иконоборческих споров в Византии наступает более спокойный созидательный период. В это время окончательно сложилась система храмовых росписей и мозаик. Это было не простое украшение храмов, а четко отработанная, достаточно сжатая (по количеству сюжетов) формула, воплотившая в себе все богатство богооткровенных истин домостроительства человеческого спасения. Вся система росписей и мозаик получила логическую завершенность и строгую последовательность.

Фигуры на иконах и фресках теряют свою материальность, лики приобретают строгий, аскетический характер, большое внимание уделяется глазам изображаемого. Пространственная среда схематизируется, живописная трактовка уступает место линейной. Красочная гамма икон и росписей всегда строго выверена и подчинена единому восприятию образа.

Особой характерной чертой всего византийского изобразительного искусства становится максимальное сокращение всевозможных деталей в изображениях и максимальная выразительность главного образа. Этот лаконизм в средствах выражения также соответствует лаконичному и сдержанному характеру евангельского повествования.

Византия и христианское искусство

Византийское искусство оказало сильнейшее, плодотворное влияние на национальное искусство Балканских стран, Армении, Италии, Франции, Германии, оно сообщило многие черты арабскому и турецкому искусству. Совершенно не оценим вклад византийского искусства в становление искусства Древней Руси, который продолжался затем еще несколько столетий, постоянно питая самобытное искусство Руси.

Средоточием всей византийской культуры, ее догматическим центром был –Христос. Христологический характер богословия получил самое широкое отображение в искусстве Византии. Историческому облику Спасителя здесь был придан догматический, священный, царственный характер. То же относится и к изображению Богоматери и святых. Все церковное искусство Византии носит ярко выраженный догматический характер. Особая церковность всего византийского искусства тесным образом связана с напряженной богословской деятельностью Константинопольской Церкви, всей империи, с церковным характером всей жизни. Особое место в наследии Византии составляет и гимнография. Надо упомянуть таких святых как: прп. Роман Сладкопевец (VI в.), свт. Андрей Критский, прп. Иоанн Дамаскин и др.

Особое место в церковном искусстве Византии занимает икона. Византийская иконопись разработала все виды иконографии икон. По преимуществу, это были образы Спасителя и Пресвятой Богородицы, а так же Праздники. Первоосновой всех византийских икон служат догматы Церкви, церковное предание и история Церкви. Византийская иконопись окончательно отказывается от пережитков античного искусства и проникается глубокой христианской одухотворенностью. Эта главная особенность иконописи характеризуется, прежде всего, наличием в ней духовного начала и аскетизма. Физическая красота, перед которой преклонялись в античном мире, для иконописца утрачивает свою прелесть. Главное внимание иконописец-аскет, переносит на религиозно-нравственные начало, ставит цель раскрытия по преимуществу духовной красоты.

АРХИТЕКТУРА IV – VII ВВ

Алтарные перегородки до иконоборческого периода если и были, то были низкими, скорее в форме парапета. Такие невысокие перегородки имели место даже до 12-14 вв. Однако, уже с 6 в встречаются перегородки из колонн, возвышающиеся над парапетом. На колоннах вешались иконы и другие изображения. Строго говоря, “местного ряда” в древнем иконостасе не было вообще. Проемы между колоннами в какие-то моменты закрывались завесами. В остальное время алтарь был открыт.

Базилика символизирует корабль, на котором мы устремляемся в вечность (апсида). В этой форме храмов отсутствует идея “Царствия Божия внутри человека”. Есть идея движения, но нет тезиса достигнутости. Поэтому на востоке появляются купольные базилики, которые быстро превращаются в центрические храмы с куполом. Ярчайший пример – София Кпл. Это сильно трансформированная купольная базилика. Более того, от базилики там почти ничего не осталось. Для востока важна актуальная вечность, осененность ее кругом уже сейчас. Мы ходим под Богом и сопричастники Его Царства.

София Кпл – самый значимый храм древнехристианского мира, 4 в. Ничего подобного в средневековье создано не было. Современные храмы (20 в), конечно, выше, но София просторнее и больше по размерам, чем любой современный храм. Внутри Софии не сохранилось почти ничего от доиконоборческого периода, кроме архитектуры. Под вопросом – происхождение орнамента. Храм хорошо сохранился именно в архитектурном аспекте. Поражает огромный купол, пронизанный светом. Обилие света объясняется незначительными перегородками между окнами. Эти перегородки “съедаются”.

Также в 4 в в Кпл строится храм св.апостолов. Отличие, особенность этого храма та, что 5 куполов располагаются не по углам, а по сторонам света. Вообще храмы скромны снаружи и великолепны внутри – символ жизни христианина.

В христианском мире широкое употребление получает мозаика. Но если в античности мозаичный материал – гравий, то в христианское время мозаики смальтовые – это стекло, которое варят с красками, затем разбивают на ровные пластинки и выкладывают, чередуя с мраморными фрагментами. Особенность ранних мозаик по сравнению с 19 в – древние выкладывали пластинки не идеально ровно, а под углами, вследствие чего изображение получалось объемным, живым, играющим.

Мозаика вообще очень догоростоящее занятие и позволить себе его могли немногие. Но зато именно мозаики и являют собой основные образцы сохранившегося древнего искусства. Расписи почти не сохранились: время и иконоборцы уничтожили многие образцы. В самом Кпл не сохранилось даже мозаик. Образцы мозаичыного искусства видим в других городах. В первую очередь это Равенна – город на севере Италии. Равенна была связана с Кпл, там находился экзарх императора. Здесь сохранилось несколько мозаичных ансамблей. Великолепные по уровню исполнения, они показательны по нескольким критериям: 1) это древние образцы сами по себе, 2) несмотря на то, что Равенна связана с востоком (Кпл), искусство здесь “западного стиля” - мы видим много аллегорий катакомбного искусства; хотя есть и отличия от катакомб. Например, Добрый пастырь – уже в обычных христовых одеждах, он безбородый, но уже с нимбом. Появляется традиция торжественного восседания, хотя пока еще не на троне, а на камнях. На одежде видим клавы – полоски, которые означают степень учительства. Также в Равенне сохранилось два баптистерия 5 и 6 вв. Они покрыты богатым орнаментом, хорошо сохранились архитектура и скульптуры. В одном из них – храме св.Апполинария как раз видно отсутствие потолка. В католических храмах после 2 Ватиканского собора (1962-65) престол ставится почти посередине храма и службу священник совершает лицом к народу. Западные аллегории: Христос, символы евангелистов, 12 овец.

С 6 в появляется традиция окружать алтарь изображениями святителей. Это с одной стороны молельное изображение, с другой – символ литургического общения и традиции. На потолке храма св.Апполинария изображение Преображения. И опять же в аллегориях: три овцы, крест, в центре которого Христос, на облаках безбородый Моисей и Илия. Вообще в храмах Равенны ярко выражена западно-католическая аллегоричность изображений и мозаик. Христос еще безбородый, но уже имеют место нимбы. Нимбы, кстати, появляются в Византии и являлись скорее символом императорского положения, а не личной святости. Эту традицию переняли и русские мастера. В Грановитой палате Кремля все изображенные государи с нимбами, в том числе и Иоанн Грозный. Нимб изначально символ ктиторства (ктитор – это спонсор-строитель). Обилие сохранившихся образцов искусства объясняется удаленностью Равенны от центра иконоборчества – Кполя.

На востоке, 6 в, при том же Юстиниане строится собор в монастыре св.Екатерины, Синай. Здесь тоже сохраняются образцы росписи. В частности, Преображение на потолке алтаря. По образцам росписи можно судить, что восток вообще лучше познал благовестие (сказывается близость Палестины) и передача преданий изображениями происходит правдивее, хотя и грубее, чем возвышенная римско-эллинская традиция. На солунских образцах мы видим удивительный элемент – квадратные нимбы у ктиторов. Также необычно положение святых на некоторых иконах – дружески положенные руки на плечи друг друга. Квадратные нимбы – повсеместная традиция Византии, просто не везде сохранились. Символ – это еще живущий человек. Император же, даже ныне живой – все равно с круглым нимбом. Солунские мозаики самые древние – 4 века. Также сохранились образцы доиконоборческие, мозаики на Кипре. Ряд мозаик сохранился и в Риме. Самый важный памятник – Санта Мария Маджоре, храм в Риме. Особенно в этом храме развита тема Богородицы. Показанием ее значимости отметается термин Христородица, т.к.если бы родила просто человека, то и значение Ее было бы тогда малым.

В храмах доиконоборческого периода много рельефно-скульптурных изображений. Эти изображения характеризуются большей целомудренностью, нежели поздние католические скульптуры. На Востоке же рельефные изображения также как и иконы уплощаются, постепенно сходя на бесстрастную передачу смысла, но не эмоций и чувств.

Современный Стамбул полон достопримечательностями, о которых совершенно не знают рядовые туристы. Более того, даже многие опытные экскурсоводы не осведомлены о некоторых памятниках культуры, сохранившихся еще с византийских времен. А между тем, экскурсия по достопримечательностям, сохранившимся со времен Константинополя, может стать самым увлекательным путешествием за все время пребывания в турецком мегаполисе.

Если вы хотите прикоснуться к тайнам Византийской Империи, оценить ее былое величие и насладиться средневековым духом, непременно отправляйтесь на берега Босфора, в неизведанный и необъятный Стамбул!

Сегодня, мы попытаемся представить, как выглядели исторические памятники Византийской эпохи — некоторые из них сохранились до наших дней, другая их часть была разрушена с течением времени и на их месте мы можем наблюдать только фрагменты былого величия.

Большой Ипподром Константинополя (Площадь Ипподром, Стамбул)

Константинопольский ипподром был некогда одним из самых величественных сооружений в городе. Строить этот объект, превратившийся в последствии в грандиозный культурный памятник, начали с подачи римского императора Септимия Севера. Временем начала строительства считается 203 год. Тогда город еще носил гордое имя Византий. Ипподром, который еще именовали Большим цирком, был самым крупным из аналогичных сооружений в Константинополе. К слову, всего их было пять. Здесь проводились конные соревнования, бои гладиаторов, роскошные празднества. Ипподром был основным политическим местом – на его арене вступали в свои права новые императоры и складывали полномочия старые, а также приводились в исполнение смертные казни. Простой народ именно на Ипподроме мог стать хоть небольшой частью столичной общественно-политической жизни.

Сегодня о Большом цирке осталось не так много напоминаний. В их числе Змеиная колонна, обелиски Феодосия и Египетский, а также сама обширная площадь, именуемая Ипподромом (сегодня — ).

Площадь Ипподром на карте:

Церкви и монастыри Константинополя

Собор Святой Софии (Ayasofya Müzesi)

Собор Святой Софии, реконструкция

По праву называют туристической жемчужиной Стамбула, сохранившейся со времен Византийской Империи. Строительство святыни инициировал император Юстиниан, и уже спустя 5 лет после закладки первого камня, в конце декабря 537 года, христианскую обитель освятили и открыли для прихожан. Руководили процессом возведения собора Анфимий из Тралл и Исидора из Милета. Под их началом усердно работали свыше 10 000 человек.

Практически целое тысячелетие Айя-София была центром православного мира для христиан. В соборе происходило множество знаковых исторических событий. Здесь венчали правителей на царство, отмечали военные успехи, а инакомыслящие периодически совершали варварские набеги, разрушая драгоценные мозаики. Айя-София пережила и нашествие латинов-крестоносцев, разрушивших алтарь и разграбивших святыню. Когда Константинополь пал пол натиском османов, собор был преобразован в мечеть.

В 30-х годах 20 столетия Мустафа Кемаль Ататюрк принял решение упразднить мечеть, и в 1935 году на ее территории основали музейный комплекс.

Стоимость посещения музея составляет 40 лир, при наличии вход бесплатный.

Собор Святой Софии на карте:

Церковь Сергия и Вакха (Küçük Ayasofya — Малая Святая София)

Церковь Сергия и Вакха, Стамбул

Если пройти к югу от Айя-Софии, за Голубую мечеть, можно наткнуться на потрясающей красоты храм, который византийцы назвали в честь Сергия и Вакха. В те времена на этом месте было множество удивительных дворцовых комплексов, характерных для богатой константинопольской архитектуры. К сожалению, все дворцы ушли в небытие, и только храм продолжает мирно стоять на том месте, где когда-то был возведен.

Внешне храм очень похож на тот самый собор Святой Софии – этакая уменьшенная копия. Турки называют святыню Küçük Ayasofya, что означает на русском языке «Малая Святая София». Святыню выстроили по приказу правителя Юстиниана, давшего обещание возвести её в память о восстании Ника, ставшего одним из самых печальных событий в истории города. Во время восстания местных жителей войска императора жестоко расправились с ними, жертв было очень много. Строительство церкви было закончено к 536 году. Сергий и Вакх были в те времена очень популяризованными святыми, поэтому было решено назвать обитель их именами. Красота и монументальность интерьера восхищают. В архитектуре были применены некоторые новаторские ходы и идеи. Если взобраться на помост, то можно рассмотреть рельефную надпись на греческом языке, которая славит благие дела Юстиниана. Это неслучайно: после открытия в церкви хранились несметные богатства. Храм был одной из основных территорий, на которых с почетом принимали иноземных послов. Здесь во время визитов в Константинополь останавливались римские папы.

Конечно, храм давным-давно преобразован в мечеть, которая действует и сегодня. Поэтому, если вы попадете в церковь во время богослужения, то увидеть все, что хотелось бы, не получится.

Церковь Сергия и Вакха на карте:

Монастырь Липса (Lips Manastırı Kilisesi, мечеть Фенари Иса)

Монастырь Липса, Стамбул

На заре 10 века Константин Липс основал прекрасную церковь Богородицы. Сегодня эта постройка преобразована в мусульманскую святыню, но некогда на ее месте находился обширный монастырский комплекс, названный в честь его основателя.

Монастырь Липса (Мечеть Фенари Иса)

Константин Липс прославился в Константинополе именно благодаря тому, что посодействовал реставрации старинного монастыря, а также выстроил там церковную обитель. О самом византийском сановнике, его жизни и работе, известно очень мало.

Внешне выглядит так, как будто состоит из двух церквушек, сросшихся в единое целое. Первой на свет появилась северная церковь, располагающаяся поодаль от проспекта, а впоследствии, уже в 8 веке построили вторую церковь, по велению императрицы Феодоры из династии Палеологов. Благочестивая женщина возродила старый монастырь и пожелала пристроить к нему южную церковь, названную в честь Иоанна Предтечи. Этот храм долгие годы служил усыпальницей для членов династии. Феодора упокоена в этом же месте, а вместе с ней ее сын, а также правитель Андроник Второй.

Мечетью монастырь стал в 1453 году, после завоевания Константинополя турками. Судьбу постройки нельзя назвать легкой: святыня часто страдала от пожаров, грабежей и разрушений. Поэтому некоторая доля богатых убранств безвозвратно утеряна.

Монастырь Липса на карте:

Церковь Святой Ирины (Aya İrini kilisesi)

Церковь Святой Ирины (Aya İrini kilisesi)

Древнейшая христианская обитель в Стамбуле – это церковь Святой Ирины. Основали эту святыню еще при императоре Константине. В 4 столетии постройка была полностью уничтожена пожаром, но правитель Юстиниан повелел восстановить церковь заново.

Изначально строительство церкви было задумано как посвящение «Святому миру», а не святой по имени Ирина. Первое христианское сооружение (базилика) появилось на этой территории еще в 4 столетии, а до тех пор здесь высился храм, посвященный древнегреческой богине Афродите. Длительный период времени церковь, названная именем святой Ирины, считали центральным константинопольским храмом, но позднее этот статус перешел к новому, более обширному и яркому, храму Святой Софии. Известно, что в начале 80-х годов 4 века в церкви Святой Ирины был проведен Второй вселенский собор, знаменитый тем, что на нем сформировали учение о Святой Троице и предали анафеме ряд ересей.

Церковь Святой Ирины на карте:

Церковь Св. Марии Монгольской (Meryem Ana Mogollar kilisesi)

Церковь Святой Марии Монгольской, гравюра

Эта православная греческая святыня, носящая имя Панагии Мухолиотиссы (или Марии Монгольской), располагается в некотором отдалении от традиционных туристических троп и даже маршрутов, по которым обычно движутся паломники.

Храм Св. Марии Монгольской, Стамбул

При этом неподалеку от церкви находится общеизвестный и часто посещаемый памятник византийской архитектуры – храм Богоматери Паммакаристос (Фетие Джами), в котором до сих пор можно полюбоваться мозаичными украшениями 14 века. Эту обитель редкий турист обделяет вниманием, а вот церковь Марии Монгольской почему-то забыта.

Примечателен тот факт, что храм никогда не превращали в мусульманскую мечеть. Сегодня, как и много столетий назад, в нем ведутся христианские службы.

Церковь Марии Монгольской на карте:

Монастырь Пантократора (Zeyrek camii, мечеть Зейрек)

Монастырь Пантократора, Стамбул

Обширный , в состав которого входят три равноправных храма, объединенных друг с другом, по размерам лишь немного уступает знаменитой Айя-Софии. Уникальная постройка датируется 12 веком. В это время у власти была династия Комнинов.

Монастырь Пантократора

Строили святыню достаточно долго, в период в 1118 по 1136 годы. Инициатором возведения монастыря был Иоанн Второй, а также его супруга, императрица Ирина.

Северная церковь выстроена первой и названа в честь Господа Вседержителя, южная – несколько позднее (она носит имя Элеуссе (Милостивой богоматери)). Сообщаются эти две постройки при помощи капеллы Архангела Михаила. Чтобы ее возвести, понадобилось демонтировать часть внешних стен уже имеющихся церквей.

Южный храм на сегодняшний день выполняет функции мечети. Инициатором его строительства полностью были императрица Ирина. Второй же храм построил ее супруг уже после кончины любимой жены.

Третья часть монастыря названа Ироон. В ней и похоронили упомянутых выше царственных особ. Позднее здесь нашли последнее пристанище и другие императоры, такие как Иоанн Восьмой и Мануил Второй.

К несчастью, святыню варварски разграбили и разорили во время крестового похода в начале 13 столетия.

Когда османы пришли в город, из храма тут же сделали мечеть. Монастырское помещение стало играть роль медресе. В этой школе занимался преподаванием мулла Зейрек Мехмед Эфенди. Его именем впоследствии назвали не только саму мечеть, но и целый квартал.

Монастырь Пантократора на карте:

Церковь Влахернской Божьей Матери (Vlaherna Meryem Ana kilisesi)

Церковь Влахернской Божьей Матери, Стамбул

Практически на константинопольской границе, в небезызвестном районе Влахерны, размещалась когда-то христианская святыня, названная именем Влахернской Божьей Матери. Возведено это строение было в 5 веке с подачи членов правящей династии Маркиана и Пульхерии. Прославилась церковь с того времени, как в середине 20-х годов 7 века икона Богородицы стала спасением для города, на который наступали славяне. По убеждению верующих, именно святой образ помог в потоплении вражеских судов.

Византийцы с большим почтение относились к храму, но судьба его оказалась незавидной. Постройка часто страдала от пожаров, а в 15 столетии была полностью уничтожена огнем. Стараниями проживающих в Стамбуле греков на месте старинной шикарной церкви была построена новая обитель, но уже более маленькая и скромная. О прошлом этого места напоминает лишь каменная купель с источником.

Православные с большим почтением относились к храму, так как в нем долгие годы хранилась чудотворная икона. Образ не утерян и сегодня, только его перевезли теперь в московский Успенский собор. Когда-то эту икону подарили царю Алексею в 1653 году – так повелел сделать церковнослужитель Гавриил из иерусалимского храма.

Церковь Влахернской Божьей Матери на карте:

Монастырь Студиос (Студийский монастырь, Имрахор, Uşşaki Cami)

Монастырь Студиос, реконструкция

По историческим сведениям, этот монастырь был основан римским патрицием Студионом, который переехал в город в середине 5 столетия, когда императором был Лев Первый. Патриций сначала повелел выстроить небольшую церковь в честь Иоанна Предтечи, вокруг которой впоследствии вырос полноценный монастырский комплекс. Когда Константинополь пал под гнетом османских воинов, святыню преобразовали в мечеть. Этим в 1486 году заведовал конюшенный (имрахор) падишаха Баязида Второго. Мусульманскую обитель назвали Имрахор Ильяс-бей. В постройке открыли своеобразную каллиграфическую школу.

Монастырь Студиос, Стамбул

В начале 80-х годов 18 века мечеть была сильно разрушена огнем, часть построек восстанавливали в течение многих лет, но все старания свело на «нет» землетрясение 1894 года. Памятник культуры пострадал очень сильно, а в довершение всего в 1908 году рухнула кровля. Сегодня гости и жители Стамбула имеют возможность видеть только руины, да и то частично – большую часть материалов горожане в свое время разобрали для ремонта собственных жилищ. Но все же среди руин просматриваются элементы напольного покрытия из мрамора, малахита и порфира.

Студийский монастырь на карте:

Музей Карие (Церковь Христа Спасителя в Хоре, Khora manastırı)

Музей Карие, Стамбул

Был открыт в здании старинной церкви Христа Спасителя в Хоре. В переводе на русский язык название музея означает «пригород». Сама святыня, приютившая на своей территории музейный экспонаты, датируется 4-5 столетиями. Но самое значительное и дорогое в этом здании не они, а фрески и мозаики, которые сохранились до наших дней со времен императора Андроника Второго. Эти великолепные украшения появились в храме стараниями первого министра и главного имперского казначея Феодора Метохита, который пустил на такое благое дело все свои финансовые накопления.

Когда Константинополь стал Стамбулом, великий османский визирь приказал преобразовать церковь в мечеть, которой дали имя Карийе. А в конце 50-х годов 20 века в ней основали музейные залы.

Музей Карие на карте:

Музей Фетхие (Храм Богородицы Паммакаристы, Pammakaristos Manastırı)

Монастырскую обитель Панагии Паммакаристос возводили в период правления императорских династий Комнинов и Дук, то есть в 11-12 веках. В тот момент уже прослеживалась новая тенденция в зодчестве – украшение не только интерьера, но и экстерьера храмов. К древнему монастырю в 14 веке присовокупили часовню, украшенную мозаикой. Некоторые фрески сохранились и по сей день.

Долгое время церковь служила «домом» для христианского патриархата. Сюда, по замечаниям историков, даже приходил султан Мехмед Второй. Он проводил часы, беседуя с патриархом Геннадиосом и набираясь знаний о православной теологии. Когда в 16 веке к власти пришел падишах Мурад Третий, ему удалось завоевать Грузию и Азербайджан. В честь этого события из храма решено было сделать мечеть Фетхие (в переводе на русский язык это слово означает «завоевание»). Патриархату же отвели другую территорию.

Музей Фетхие (Храм Богородицы Паммакаристы)

Часовня подверглась масштабной реставрации в 2005 году. На главном куполе можно разглядеть лики Христа Пантократора и 12 пророков. В апсиде есть изображения Иоанна Крестителя, Девы Марии и Христоса Благославляющего. Комнаты, в которых есть мозаика, выполняют функции музея. К слову, фресок сохранилось довольно много – больше их можно увидеть только в музее Карийе и Айя-Софии.

Стоимость билета в музей составляет 5 лир, по Музейной карте — бесплатно.

Музей Фетхие на карте:

Дворцы и другие памятники Византийской эпохи

Музей Мозаик (Büyük Saray Mozaikleri Müzesi, часть большого Императорского Дворца)

Музей мозаик, Стамбул

Здание, в котором сегодня располагается этот уникальный музейный комплекс, является частью перистиля большого Императорского дворца. Мозаичные картины, обнаруженные на территории Стамбула, считаются ценнейшими находками, повествующими об истории целой Империи.

Мозаичное полотно в музее Мозаик

Когда-то дворцовое строение было не просто домом императорской династии. Здесь проводились важнейшие церемониальные обряды как гражданского, так и религиозного значения. Когда в постройке в начале 30-х годов 20 века велись ремонтные работы, реставраторы наткнулись на элементы мозаичного напольного покрытия. Дальше за дело взялись археологи. Они установили, что находка является старинным перистилем, размеры которого достигают 2 000 кв. км. Теперь на этой площади основали особый музей мозаик, где представлены редкие мозаичные изображения 5-6 веков.

Фрески состоят из миниатюрных кубиков, сделанных из стекла, извести и терракота. Размер одного кубика не превышает 5 мм. Таким образом, в одном кв. метре покрытия насчитывается свыше 40 000 отдельных деталей. Картины достаточно эпичны. Здесь есть и крестьяне, и охотники, и пастухи, и разнообразные представители фауны, а также сюжеты мифов. Несмотря на прошедшие годы, рисунки выглядят ярко и живо.

Стоимость билета в музей составляет 15 лир, с вход бесплатный.

Музей мозаик на карте:

Колонна Константина (Çemberlitaş Sütunu)

Колонна Константина (Çemberlitaş Sütunu)

Знаменитая римская триумфальная колонна Стамбула территориально находится на городской площади Чемберлиташ. Датой ее основания считается 328 год, но в торжественной обстановке открыли достопримечательность только спустя 2 года после возведения – 11 мая 330г. Эта знаменательная дата – день основания славной столицы Византийской империи.

Основным материалом, используемым для строительства колонны, был розовый порфир. Высота сооружения – 34,8 метра.

Чтобы сохранить достопримечательность в первозданном виде и уберечь от разрушения, колонну скрепили прочными металлическими обручами еще при правителе Феодосии Втором. Изначально колонна была увенчана статуей императора, возвышающейся на специальных барабанах, но при правителе Алексее I Комнине эти части пострадали от молнии – они были попросту сбиты, но основа не пострадала.

Сегодня туристы и жители города имеют возможность любоваться 35-метровой красотой, состоящей из 6-ти цилиндров, удерживаемых железными обручами. В роли украшений для каждого из цилиндров выступают изображения лавровых венков. До наших дней дошли легенды, согласно которым при возведении колонны в ее основание заложили несколько религиозных реликвий, в том числе статую богини Афины из дерева, топор Ноя, посох Моисея, крошки краюхи хлеба Иисуса Христа и т.д.

Теперь колонна Константина переименована на турецкий манер, и называется она Чемберлиташ («Обожженная колонна»).

Колонна Константина на карте:

Развалины дворца Буколеон (Bukoleon Sarayı)

Дворец Вуколеон (Буколеон), реконструкция

Дворцовая постройка под названием Буколеон когда-то была частью так называемого Большого дворца. По историческим данным, строительство этого архитектурного шедевра велось в период правления Феодосия Второго, то есть в 5 столетии. Находится дворец на морском побережье, немного южнее знаменитого Ипподрома и восточнее храма Сергия и Вакха.

Реставрацией и расширением дворца позднее занимался император Теофилос. При нем у сооружения появился огромный фасад, который возвели над стенами, обращенными в сторону моря. В конце 60-х годов 10 столетия другой правитель Никефорос Второй повелел возвести контурную стену. Буколеон был центральным дворцовым комплексом вплоть до 11 века. Его долгое время использовали для проведения госсобраний и религиозных собраний. Здесь бывали первые лица других государств, в частности король Иерусалима Амальрик и султан Рома.

Впоследствии от дворца остались лишь руины, но и их разрушили в некоторых местах при строительстве железнодорожных путей в 1873 году. По сохранившимся останкам понятно, что дворец имел большой балкон с видом на морское побережье, на который можно было попасть сразу через три входа. Каждая дверь была отделана мрамором. Это можно увидеть и сегодня.

На развалины, оставшиеся от грандиозного дворца, посмотреть можно бесплатно. Добраться до развалин можно спустившись в сторону набережной от Султанахмет, к остановке транспорта Çatladıkapı (Чатладыкапы).

Дворец Буколеон на карте:

Водохранилища Константинополя

Акведук Валента (Bozdoğan Su Kemeri)

Акведук Валента (Bozdoğan Su Kemeri)

Строительство акведука Валента стартовало еще во времена правления Константина Великого. Начинания этого императора продолжил другой глава государства – Валента (364-378г.г.). Проект возведения водопровода был окончательно завершен в 378 году. Основным материалом для постройки двухъярусного эстакадного сооружения послужил камень, который отделяли и привозили от разрушенной Халкидонской стены. Известно, что одноименный город, в котором находилась стена, в период мятежного восстания против императора Валента 14, занимал позицию противника — узурпатора и мятежника Прокопия.

Когда Константинополь покорился Османам, турки отремонтировали всю инженерную систему подачи воды, относящуюся к полуразрушенному акведуку, и саму «эстакаду» также восстановили. Насколько велики масштабы водопровода, стало ясно сравнительно недавно. В 2007 году археологи-разведчики выявили целых 650 км.

Акведук Валента на карте:

Цистерна Базилика (Yerebatan sarnıcı)

Цистерна Базилика, Стамбул

– это огромное водохранилище, сохранившееся со времен Византийской Империи. Свое название этот объект получил благодаря базилике, которая некогда возвышалась на месте нынешнего храма Святой Софии. Возвели объект инфраструктуры, который сегодня является одной из основных достопримечательностей, при Константине Великом, а реконструкционные работы и расширение повелел провести уже другой правитель – Юстиниан. Размерные параметры цистерны удивляют даже видавших виды туристов. В длину Базилика протянулась на 145 метров, ширина водохранилища – около 65 метров. В потолочное покрытие буквально «вросли» ряды колонн, которых всего насчитывается 336. Высота каждой из них составляет 8 метров!

Стены цистерны очень толстые (примерно 4 метра), выкладывали их из кирпича, а снаружи покрывали особым водонепроницаемым составом. По подсчетам специалистов, Базилика способна вместить порядка 80 000 кубометров воды.

Цистерна Базилика на карте:

Цистерна Феодосия (Şerefiye sarnıcı)

Цистерна Феодосия (Шерефие), Стамбул

Неподалеку от знаменитой стамбульский Цистерны Базилика находится аналогичное сооружение – , которую открыли для посещения относительно недавно, после масштабной реставрации.

Далеко не все туристы, приезжающие в Стамбул, слышали про цистерну Феодосия, потому что обнаружили ее только в 2010 году. Эта уникальная историческая достопримечательность была найдена под основанием огромного особняка. Домовладение отправили под снос, а цистерну стали приводить в порядок, ремонтировать и облагораживать. Длились эти кропотливые работы чуть меньше 8 лет. Размерные параметры Феодосии оказались сравнимы с Базиликой, а вот построена она, по предположениям археологов, на целое столетие раньше – примерно в 4 веке.

Сегодня известно, что это водохранилище наполнялось из водопровода, проложенного от Белградского леса. При помощи цистерны пресной водой снабжался Большой дворец, в том числе все его многочисленные фонтаны, а также знаменитые бани Зевксиппа.

Цистерна Феодосия на карте:

Цистерна Филоксена (Binbirdirek sarnıcı )

Цистерна Филоксена, Стамбул

– одно из важнейших водохранилищ, построенных в период нахождения у власти Константина Первого (324-337гг.). По размерам Филоксена уступала только знаменитой Базилике. Находится она в западном направлении от городского ипподрома. Вместимость цистерны поражает – изначально в ней можно было хранить до 325 кубических метров воды. Площадь хранилища – около 3700 кв.м.

Постройка имеет 3 яруса. Правда, к первому ярусу сейчас доступа не имеется, так как он полностью затоплен. Сооружение выполнено в виде громадной гипостильной камеры, поддерживаемой сводами.

По-турецки название цистерны звучит как «Бинбирдирек», что в переводе на русский означает «1001 колонна». На самом деле, колоннада в водохранилище состоит из 224 частей, так что турецкое наименование сильно преувеличено.

В 12 веке подпитка Филоксены происходила при помощи акведука Валента. Позднее водопровод был модернизирован таким образом, чтобы цистерну можно было наполнять из резервуара Перы, а также в нее собиралась дождевая вода. Весь период существования Византийской империи водохранилище исправно выполняло возложенные на него функции, но в 15 веке его забросили. Пришедшую в запустение цистерну турки в 16 столетии переоборудовали в шелкокрасильную мастерскую. Теперь же в стенах этой уникальной городской достопримечательности открыт музейный комплекс.

Цистерна Филоксена на карте:

Городские стены Константинополя (Феодосиевы стены)

Стены Константинополя

То, что константинопольские стены сохранились до наших дней – это большая удача, так как в середине 19 столетия существовала европейская тенденция разрушения так называемых «средневековых рудиментов», которыми как раз и считали подобные стены.

Стены Константинополя

Но османы решили не следовать европейской моде – Стамбул просто развивался, постепенно соединяя в единое целое старое с новым. Таким образом, сегодня мы имеем возможность любоваться семикилометровым памятником римско-византийской античности.

Стены вокруг города были когда-то выстроены по приказу императора Феодосия Второго. Заведовал строительством префект Востока Анфемий. Укрепления протянули по берегу Мраморного моря до самой бухты Золотой Рог. Строили их в течение долгих пяти лет. В стены были встроены крепкие ворота в количестве 10 штук, через каждые из которых можно было войти в город. Некоторые сохранились и теперь.

С южной стороны укрепления начинались от Мраморной башни. Стены шли на север, к дворцовой постройке Текфур, а там соединялись со стенами Влахерны.

Феодосиевы стены на карте:

В течение почти десяти столетий являлся столицей , ставшей по праву преемницей Древнего Рима. Были времена, когда владения этой империи простирались от Испании до Персии, но основу ее всегда составляли Греция и другие балканские земли, а также Малая Азия. До середины XX века являлась самой могущественной державой христианского мира, а был крупнейшим городом Европы.

К сожалению, до наших дней уцелели лишь несколько свидетельств былого величия. Мы выбрали из них десять, на наш взгляд, наиболее интересных. В том числе: памятник ранней византийской эры – собор , свидетель византийского возрождения (XIII в.) — , остатки византийских мозаик — , место упокоения нескольких византийских императоров — , старейший, почти не тронутый, византийский храм – , христианский храм, который никогда не был мечетью — , одно из самых крупных византийских поземных водохранилищ питьевой воды – , надежная защита до 1453 года – , отблески былой славы – сохранившиеся мозаики на , а также фрагменты полов из порфира, малахита и мрамора .

Греческая православная (), известной как , основана (1282) внебрачной дочерью византийского императора Михаила VIII Палеолога (1259-1282) Марией. Это единственная византийская церковь , которая не преобразовывалась в мечеть и оставалась святым храмом для православных греков в самые трудные времена.

Большой императорский дворец в служил не только домом для правящего семейства, но и центром государственного правительства для проведения гражданских и религиозных церемоний. В 1933 году при проведении строительных работ случайно обнаружили фрагменты мозаичного пола. Проведенные археологические раскопки позволили идентифицировать обнаруженное сооружение как покрытый мозаикой большой перистиль (греч., peristylos – открытый дворик, окруженный со всех сторон крытой колоннадой), площадью около 2 тыс. кв. м, принадлежащий Большому дворцу. Сейчас, в открытом на этом месте можно увидеть редчайшие образцы византийской мозаики V-VI вв.

Загрузка...
Top