Образец объяснительной записки. «Особенности оформления некоторых видов документации пункта проведения ЕГЭ, направление их в государственную экзаменационную комиссию Республики Башкортостан. Как правильно написать объяснительную записку об ошибке в работе

Здравствуйте! Сегодня поговорим о том, что такое объяснительная записка, как ее написать и приведем много примеров и образцов на все случаи жизни: на работу, ребенку в детский сад, школу, университет и т.д.

Виды объяснительных записок

Объяснительная записка — документ, который объясняет причины какого-либо факта (отсутствия на рабочем месте, опоздания, нарушения должностных обязанностей и так далее).

Самые распространенные виды:

  • Разъяснение каких-либо положений (отчетности и т.д.);
  • Разъяснение обстоятельств.

Объяснительную записку пишут от руки, адресатом будет являться то лицо, которое ее потребовало. Также ее можно набрать на компьютере, согласно форме, которая принята в конкретной организации. Способ, которым должна быть выполнена записка, в законодательстве никак не закреплен, как и , соответственно допускается использование и рукописного и машинописного вариантов.

Как написать объяснительную записку

Нужно понимать, что это не докладная и не заявление, поэтому в ней нужно просто отразить уже случившийся факт.

Правила просты:

  • Должна отсутствовать просторечная лексика, текст объяснительной записки выдержан в официально-деловом стиле;
  • Изложенная информация должна быть достоверна;
  • Всегда пишется от имени сотрудника;
  • Содержит подпись и дату оформления.

Объяснительная записка пишется в свободной форме. Но для более правильного написания стоит ознакомиться с приведенными ниже образцами.

Объяснительная записка на работу

Образец :

Как видно из представленного образца, документ составлен четко по делу, указана причина опоздания, нет лишней информации.

После написания объяснительная записка об опоздании на работу передается должностному лицу, для принятия решения в отношении опоздавшего. Если будет принято решение о применении мер дисциплинарного взыскания, то данная записка будет приложена к приказу о взыскании как доказательство.

Образец объяснительной записки об отсутствии на рабочем месте

Пример :

Вообще, в соответствии с законодательством, отсутствие на рабочем месте без уважительной на то причины более 4 часов считается прогулом, вслед за которым может последовать увольнение либо другое дисциплинарное взыскание.

Причины такого отсутствия могут быть серьезными и уважительными, поэтому объяснительная записка в этом случае поможет работнику оправдаться перед руководителем.

Прежде чем приступать к написанию подобного рода объяснительной, нужно тщательно проанализировать обоснование своего отсутствия.

Объяснительная записка об ошибке в работе

От ошибок в работе не застрахован не один, самый педантичный и внимательный сотрудник. Но когда руководитель сталкивается с тем, что такие ошибки были допущены, чаще всего он хочет получить объяснения по этому поводу.

Оформление такой объяснительной записки рассмотрим ниже.

Прежде всего, стоит уяснить, что ситуация должна быть описана кратко, в то же время максимально полно. Нужно указать, в чем заключаются ошибки, почему они были допущены, какие последствия это повлекло.

Обязательные реквизиты для документа:

  • Фамилия, инициалы и название должности руководителя;
  • Название компании;
  • Заголовок;
  • Непосредственно объяснение;
  • Дата;
  • Подпись.

Главное : не делайте из документа сочинение!

В тексте указывайте уважительную причину, по которой были допущены ошибки, при этом свою вину не перекладывайте на других, вряд ли руководству понравится, что работник не хочет признавать недочеты в работе, допущенные им самим.

Если же вину признаете, то обязательно укажите, как сожалеете и поясните, что впредь такого не допустите.

Образец :

Из примера видно, что данная объяснительная записка директору составлена грамотно, без излишеств.

Образец объяснительной записки о невыполнении должностных обязанностей

Должностные обязанности каждого сотрудника зафиксированы в должностной инструкции, один экземпляр которой хранится у работодателя, другой у работника.

Каждый работник должен быть с нею ознакомлен, что подтверждается личной подписью, только потом можно требовать исполнения инструкции.

В объяснительной записке работник излагает свое видение ситуации, а руководитель решает, принять эту точку зрения либо вынести решение о взыскании.

Пример :

Пример объяснительной записки в детский сад

Объяснительную на имя заведующей детского сада родители обычно пишут тогда, когда ребенок пропускает несколько дней по причинам, не связанным с заболеванием.

Образец :

Объяснительная записка классному руководителю

Родителям часто приходится писать подобные записки, так как ситуации, когда школьник пропускает занятия по разным уважительным причинам, нередки.

Объяснительная записка от родителей (либо опекунов) о пропуске занятий является документальным подтверждением уважительной причины отсутствия школьника на уроках.

Пример:

Как таковой формат записки не особо важен для классного руководителя, важно то, что родители знают об отсутствии ребенка на занятиях в определенный день.

Объяснительная записка ребенку в школу

Прилагается классным руководителем для отчета по посещаемости, который составляется каждый месяц.

Объяснительная записка в школу об отсутствии на родительском собрании

Как разъясняют юристы, никто не вправе требовать от родителя подобную объяснительную записку. Присутствие на родительском собрании — дело добровольное и никакими нормативно-правовыми актами не регулируется.

Объяснительная записка в университет

Студенты — народ любящий поспать пару лишних часов, опоздав из-за этого на занятия, а то и вовсе не желающий идти на лекции. Но бывают такие ситуации, когда причины отсутствия — уважительные. Главное, правильно донести это до преподавателей и декана.

Образец :

Приведенные выше образцы и примеры могут потребоваться в разных жизненных ситуациях. Умение оформить такой документ грамотно лишним являться не будет.

Как видно из примеров, серьезных отличий между разными типами записок нет.

Что предписывает закон

Согласно действующему законодательству потребовать от работника объяснительную может только работодатель. Это либо сам руководитель, либо лицо уполномоченное приказом на конкретный срок.

Благодаря объяснительной записке становится возможным выяснение всех обстоятельств, из-за которых был совершен проступок, какова вина непосредственно сотрудника.

В то же время, работник может отказаться писать объяснительную. Особенно если она подтвердит его вину, прямо или косвенно. Ведь никто не обязан свидетельствовать против самого себя, как гласит Уголовный кодекс Российской Федерации.

Но иногда лучше все-таки ее написать, чтобы избежать увольнения с работы либо другого серьезного взыскания.

Если в течение 2 дней сотрудник объяснительную не предоставил, не заявлял об отказе писать объяснительную записку, составляется соответствующий акт, а работник подвергается дисциплинарному наказанию.

Архивные сроки хранения объяснительных записок

Объяснительные записки вкладываются в личное дело сотрудника, соответственно хранятся вместе с ним 75 лет.

Что хотелось бы сказать в заключение? Как бы ни давил руководитель, прежде чем приступить к написанию служебной записки важно успокоиться и в спокойной обстановке, проанализировав все факты, составлять данный документ.

Написание объяснительной записки позволяет сотруднику изложить свое видение ситуации, не позволяет руководству трактовать все на свое усмотрение и выносить необоснованное взыскание.

Части А и В работ проверялись автоматизированно, часть С, как и на реальном ЕГЭ, экспертами предметных комиссий. Причем на проверку им выдавались анонимные работы, что повышало объективность и являлось одной из главных целей проведения пробных экзаменов. Учитывая сложные погодные условия минувшей зимы, карантины и связанную с этим нехватку времени в школах, материалы на обработку принимались значительно дольше, чем это разрешено на ЕГЭ.

Результаты были готовы через 5-12 дней после экзамена, что соответствует времени появления результатов во время реального ЕГЭ. Участники экзамена могли самостоятельно ознакомиться со своими персональными результатами на нашем сайте, а в адрес школ и районо направлялись протоколы проверки и статистика. Для организаторов и дежурных в аудиториях были разработаны правила, основанные на правилах проведения ЕГЭ с незначительными изменениями, связанными с проведением экзамена вне сети ППЭ, утвержденной Министерством образования Ульяновской области на 2011 год.


В данном материале не будут разбираться результаты пробных экзаменов. Не будут сравниваться средние баллы по школам, предметам и районам. Информации в школах для принятия локальных мер по итогам экзаменов достаточно. Эту статью хотим посвятить разбору тех ошибок, которые допускали организаторы и участники экзаменов. Все, что было в наших силах, мы исправляли, однако на ЕГЭ, который строго регламентирован, некоторые наши действия были бы просто недопустимы, например, привязка дополнительных бланков по почерку, перепроверка по другому варианту после перекомплектации индивидуальных комплектов и некоторые другие. Многие из этих ошибок остались незамеченными вами, хотя и привели к снижению баллов. Свое повествование для наглядности мы снабдим реальными изображениями фрагментов бланков пробного экзамена.

Ошибки, о которых пойдет речь, можно разделить на две группы: ошибки, допускаемые организаторами в аудитории, и ошибки участников экзамена.

1. Ошибки организаторов в аудитории.

1. Неправильная комплектация возвратных пакетов.

Это группа ошибок, включающая:
- нарушение ориентации бланков в пакете;
- несоответствие количества бланков в пакете, написанному на сопроводительном бланке "Форма 11-ППЭ" количеству;
- на обработку сдают не все бланки, например, если участник экзамена не решал задания части С, то ошибочно считают, что эти бланки сдавать не надо;
- пересортица, когда в один пакет кладут несколько бланков другого типа;
- перекомплектация индивидуальных пакетов, когда по каким-то причинам, которые не могут объяснить даже организаторы в аудитории (чаще это происходит при замене индивидуального комплекта), работа выполняется на бланках из разных индивидуальных комплектов.

Самой существенной является последняя ошибка, так как с большой долей вероятности она приведет к аннулированию работы. Организаторам в аудитории надо знать Правила проведения ЕГЭ в пунктах проведения экзамена (далее ППЭ), четко их выполнять, а при возникновении вопросов обращаться за консультацией к руководителю или помощнику руководителя ППЭ.

Ошибки организаторов при комплектовании возвратных пакетов приводят к значительному увеличению времени обработки экзамена в региональном центре обработки информации (далее РЦОИ). Так, при приеме материалов в случае расхождения количества, указанного на сопроводительных документах с фактическим количеством бланков в пакете, уполномоченный ГЭК должен будет написать служебную записку с указанием причин. При обнаружении пересортицы и нарушении комплектации, работникам РЦОИ придется повторно отыскивать и пересканировать ошибочные пакеты. При перекомплектации индивидуальных комплектов руководитель РЦОИ должен написать акт о нештатной ситуации и служебную записку в Федеральный центр тестирования (далее ФЦТ) при этом приостанавливается обработка материалов всего (!) региона.

Образец нарушения комплектации возвратного пакета, в котором встречаются описанные ошибки.

2. Посторонние значения в полях

Все поля бланка регистрации, бланков ответов №1 и №2, а также дополнительных бланков ответов должны заполняться в соответствии с Правилами заполнения бланков ЕГЭ. "Шапки" бланков заполняются под диктовку организатора в аудитории. При этом нередки случаи, когда в поля бланков, не предназначенных для заполнения без прямого указания ФЦТ или РЦОИ ("Служебная отметка", поля "Резерв"), вносятся произвольные значения (номер КИМа, номер дополнительного бланка ответов, номер школы, фамилия).

Последствия этого могут быть самыми непредсказуемыми, например, проверка работы по другому варианту или снятие с обработки в случае, если на бланке ответов №1 или №2 указана фамилия экзаменуемого или другие данные, позволяющие его идентифицировать, а организаторам в аудитории в объяснительной записке придется пояснить причины заполнения полей, не подлежащих заполнению без специального указания. Такая ситуация также замедляет обработку экзамена.


Пример ошибочного заполнения поля "Служебная отметка"

3. Не заполнены поля, подлежащие обязательному заполнению

Достаточно часто мы встречаем бланки с пустыми полями, которые должны заполняться под диктовку организатора в аудитории. Это могут быть коды школы и ППЭ, дата, код и название предмета, но некоторые отличаются тем, что не вписывают ФИО и паспортные данные! Некоторые ошибочно полагают, что если они не решают задания части С теста, то шапку бланка ответов №2 можно не заполнять. Это не так! Даже в случае пустого бланка ответов №2 поля "Код региона", "Код предмета" и "Название предмета" должны быть заполнены.
Почему эти, на первый взгляд, ошибки участников экзамена мы приписываем организаторам? Все очень просто: в соответствии с правилами организатора в аудитории во время проведения экзамена организатор должен проверить правильность заполнения регистрационных полей на всех бланках.


Бланк с незаполненными полями серия и номер докумета.

4. Подпись организатора на бланке требуется только в исключительных случаях

Некоторые организаторы в аудитории, найдя на бланке регистрации окошко "Подпись ответственного организатора", подписывают его всем без разбора. При этом в Правилах заполнения бланков ЕГЭ сказано, что организатор ставит соответствующую метку и расписывается на бланке регистрации только в двух случаях: при удалении участника с экзамена в связи с нарушением порядка проведения ЕГЭ и в случае, если участник не закончил экзамен по уважительной причине.
РЦОИ обязан предоставить в Государственную экзаменационную комиссию (далее ГЭК) списки удаленных и не закончивших экзамен. Списки формируются на основании соответствующих меток и подписей организаторов. Может случиться ситуация, когда ГЭК примет решение об аннулировании результатов на основании ошибочной подписи организатора в аудитории.


Вот так в одной из аудиторий организатор ошибочно подписала все бланки

5. Выдача и "привязка" дополнительных бланков ответов №2 к бланку ответов №2

Это один из самых больных вопросов организаторов в аудитории. Собственно ошибки здесь две: не все могут правильно "привязать" доп. бланк к основному бланку, и выдают дополнительный бланк при не полностью заполненном основном или предыдущем дополнительном бланке.

Пункт 2.14 Правил для ответственного организатора: "Организаторы в аудитории при выдаче дополнительного бланка ответов №2 должны следить за тем, чтобы основной бланк ответов был полностью заполнен. При этом в поле "Дополнительный бланк ответов №2" основного бланка организатор вписывает № выдаваемого дополнительного бланка ответов №2 , а на выданном дополнительном бланке ответов №2 проставляется номер листа в соответствующем поле бланка.
В случае заполнения дополнительного бланка ответов №2 при незаполненном основном бланке ответов №2, ответы, внесенные на дополнительный бланк ответов №2, оцениваться не будут. "

В возвратном пакете за бланком ответов №2 участника должны следовать дополнительные бланки ответов этого же участника по порядку номеров листов. КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩЕНО СКРЕПЛЯТЬ БЛАНКИ СТЕПЛЕРОМ! Это выводит из строя сканер. Стоимость одного сканера, используемого в РЦОИ, от рублей.

Решение проблемы непривязанных бланков в РЦОИ может значительно затормозить обработку экзамена в целом. При этом могут потребоваться объяснительные записки от организаторов в аудитории и руководителя ППЭ.

Несмотря на то, что для организаторов, ответственных за ЕГЭ в муниципалитетах во время подготовки к ЕГЭ неоднократно указывается на необходимость правильной работы с дополнительными бланками ответов, количество ошибок с этим связанных, уменьшается незначительно. Поэтому призываем участников ЕГЭ уяснить эти нехитрые правила и контролировать действия организаторов в аудитории при выдаче дополнительных бланков ответов №2.


Образец правильного оформления дополнительных бланков ответов №2

6. Нехватка дополнительных бланков ответов, нерациональное их распределение между ППЭ, экзаменами и аудиториями.

Теоретически участник ЕГЭ может использовать для своего ответа на задания части С неограниченное количество дополнительных бланков ответов №2. Однако практика, как часто бывает, расходится с теорией, поэтому мы настоятельно рекомендуем использовать не более четырех дополнительных бланков ответов, что в сумме с основным бланком ответов составит 10 страниц формата А4. Для записи ответа более чем достаточно.

К сожалению, ошибки в расчетах организаторов ЕГЭ в регионе, ошибки в распределении дополнительных бланков в ППЭ и в аудитории могут привести к нехватке дополнительных бланков ответов №2. Известны случаи, когда дополнительные бланки ответов выдавались в аудитории вместе с индивидуальным комплектом "на всякий случай", а когда участнику экзамена потребовался еще один дополнительный бланк, все они оказались уже привязанными к бланкам других участников, но большинство из них были пустыми. Были случаи, когда в одной из аудиторий заканчивались дополнительные бланки и участнику отказали в еще одном дополнительном бланке, а в соседней аудитории осталось несколько неиспользованных дополнительных бланков ответов.

Также надо учитывать статистику количества использованных допбланков в зависимости от предмета. Так, по литературе допбланки используют 32% участников, по обществознанию - 27%, по математике - 9%, по остальным предметам - 8% и менее. Следует помнить, что участники ЕГЭ из сильных школ, школ с уклоном в изучении каких-то предметов используют по соответствующим предметам большее количество дополнительных бланков.

Недопустимо использовать в качестве дополнительных бланков ответов черновики, бланки ответов других индивидуальных комплектов, прошлогодние дополнительные бланки ответов, листы с угловыми штампами школ и прочее! Такие листы просто снимаются с обработки.


Использовать черновики для записи ответов на задания части С и скреплять их степлером недопустимо.

7. Ошибки в заполнении формы 11-ППЭ

Это одна из самых простых форм при проведении ЕГЭ, но ошибки при ее заполнении встречаются довольно часто. Чаще всего это несоответствие написанного на форме с содержимым пакета: неправильное указание кода ППЭ и номера аудитории, типа лежащих в пакете бланков, количества бланков в пакете.

В РЦОИ при сканировании бланков информация о пакетах берется именно с этой формы, и случаи ошибочного ее заполнения замедляют процесс сканирования и обработки бланков.


Образец правильного заполнения формы 11-ППЭ

8. Недопустимо использование корректора для исправления ответов на бланках

Согласно Правилам заполнения бланков ЕГЭ, использование корректора недопустимо! Для замены ошибочных ответов на задания части А или В используйте соответствующую область бланка. Кроме того, корректор не входит в перечень допустимых к использованию во время ЕГЭ материалов.

Использование корректора приводит к значительному замедлению процесса обработки, так как он, отваливаясь с листа и прилипая к зеркалу сканера, портит все последующие бланки линией, идущей через весь бланк. Сканировщик должен будет найти и пересканировать все испорченные корректором пакеты с бланками. Этот трудоемкий процесс значительно замедляет обработку ЕГЭ в регионе.

Более того, откроем вам небольшой секрет: использование корректора не приводит к желаемому эффекту, так как получившиеся неровные границы квадратиков программа все равно в большинстве случаев распознает как метку.


Образец линии, оставляемой отвалившимся с листа корректором. В данном примере все клетки, через которые прошла линия, будут распознаны как выбранный вариант ответа.

Мы упомянули лишь те ошибки, которые допускают организаторы в работе с бланками ответов. К сожалению, поверхностное знание организаторами Методических материалов по подготовке и проведению ЕГЭ в ППЭ приводит и к другим ошибкам. Разумеется, все это обсуждается на специализированных семинарах, региональных и муниципальных учебах, но в идеале хотелось бы исключить ошибки организаторов при проведении ЕГЭ. Надеемся, что знакомство участников ЕГЭ с описанными ошибками приведет к минимизации ошибок организаторов.


Кстати, не все так правильно и безошибочно в действиях участников ЕГЭ. Об этом пойдет речь в следующей части нашей статьи.

2. Ошибки участников ЕГЭ.

Пару-тройку лет назад нами был подготовлен и опубликован материал "Типичные ошибки при заполнении бланков ответов Единого Государственного Экзамена и Централизованного Тестирования", в котором мы структурировали и наглядно показали ошибки участников экзаменов. К сожалению, прошедшие годы не добавили ничего нового в нашу "копилку" ошибок. Все то же и все так же... Некоторые, не уходящие в историю ошибки, мы упомянем и в этой статье. Масса ошибок возникает при несоблюдении правил к тесту или к отдельному заданию теста.

Обратите внимание на пункт 3.7 Правил по работе конфликтной комиссии "Конфликтная комиссия не вправе применять изменения к ответам на задания части А и/или В в случае, когда при записи ответа участник ЕГЭ применял форму записи (символы), противоречащие указанию к заданию, а также Правилам заполнения бланков ЕГЭ." То есть, если записал ответ не по правилам, возможности изменить его в случае технической ошибки распознавания на апелляции не будет!

1. Каждый год находятся "уникумы", указывающие ответы на задания как показано на рисунке. Компьютер в качестве ответа на все задания распознает первый вариант ответа.

Любой символ, штрих внутри клетки распознается как метка!

2. Уже более десяти лет мы твердим, что перед записью ответов в короткой форме на задания части В необходимо прочитать общие инструкции к части В теста, а также, если они есть, инструкции к конкретному заданию. В иллюстрациях мы поясним это на примере задания В8 из ЕГЭ по русскому языку , по поводу записи ответа на которое бурлят умы каждый год во время и после экзамена.

Так, согласно инструкции к заданию В8 требуется записать ответ в виде последовательности цифр, отделив их запятой. Каждую запятую надо писать в отдельном окошке. Правильная запись ответа выглядела бы так: "8,2,4,1" (без кавычек).
Однако участники выдумывают свои способы записи, например, "1-8,2-2,3-1,4-1" (верификатор обязан удалить только недопустимые символы, т. е. "-" и ответ превратится в "18,22,31,41");
В заданиях, где надо перечислить через запятую номера предложений, например "21,23" не ставят запятую и ответ превращается в "2123". Это заведомо неправильный ответ, так как его можно интерпретировать как "2,1,2,3", "2,12,3" или "21,2,3" и так далее.


Общая Инструкция к части В теста по русскому языку


Фрагмент Инструкции к записи ответа на задание В8 по русскому языку

3. Также невнимательно некоторые участники читают инструкцию к заданиям части В по истории.

Общая Инструкция к части В теста по истории в которой сказано, что "имена российский государей следует писать только буквами"


Образец ошибочного заполнения ответа по истории с указанием имени монарха

4. По математике в клеточки размером 4х6 мм пытаются вписать формулы, обыкновенные дроби, спецсимволы, хотя в инструкции к заданиям четко сказано, что ответом должно быть число.


Общая Инструкция к части В теста по математике


Ошибочные записи ответов на задания части В по математике


Единицы измерений писать не нужно. Об этом сказано в инструкции к части В. Это "100 метров" или "10 Ом"?

5. В некоторых тестах, например, по истории, географии, химии и другим ответ на некоторые задания части В надо сначала вписать в текст работы, а затем перенести вписанное в бланк ответов №1. При этом должна получиться последовательность букв ИЛИ число.

В инструкции для верификаторов (верификаторы - это люди, производящие сверку символов электронного изображения бланка с информацией, полученной в результате распознавания бланка) сказано "если участник ЕГЭ внес ответ, используя и допустимые и недопустимые для этого поля символы, необходимо удалить недопустимые символы". В последнем примере, приведенном в правом столбце таблицы, для записи ответа использовались цифра "3" и буква "З". Внешне они неразличимы, верификатор должен будет оставить только допустимые символы, поэтому "3" и "З" останутся.


Инструкция к части В теста по географии


В данном случае должна была быть записана последовательность букв "ГАБД"


В ответе требовалось дать последовательность букв.

6. Достаточно много обращений на наш сайт мы получили от тех, кто не может найти свой результат. Причиной во многих случаях было неаккуратное заполнение бланка регистрации из-за чего компьютер неверно распознавал фамилии, имена, отчества и номера документов.

В верхней части бланка регистрации и бланка ответов №1 приведены образцы написания букв и цифр.

7. Некоторые участники экзамена используют карандаш для выполнения схем, графиков на бланке ответов №2. Эти бланки также сканируются и эксперту на проверку попадают копии работ, при этом карандашные рисунки на копии практически не видны, так как карандаш имеет намного меньшую интенсивность штриха.

Все, что вы записываете на бланках ответов, включая бланки ответов №2 и дополнительные бланки, должно быть записано яркой черной гелевой или капиллярной ручкой, не оставляющей "проблесков".


Рисунки, схемы, чертежи на бланке ответов №2 необходимо выполнять черной гелевой ручкой.

Завершая статью, отметим, что это далеко не полный перечень ошибок, которые допускали организаторы и участники пробных экзаменов, а упомянутые ошибки допускаются не только на пробном, но и на основном ЕГЭ. Основной причиной ошибок является незнание инструкций - организаторы поверхностно знают свои инструкции, а участники невнимательно читают инструкции к тестам и не знают Правила заполнения бланков. Готовясь к ЕГЭ, потратьте несколько минут на изучение этих нехитрых правил и придя на экзамен, будьте собранными, спокойными и уверенными в себе. Вы все знаете и не забыли:
- пропуск на ЕГЭ (заполненный и зарегистрированный);
- документ, удостоверяющий личность (далее - паспорт) ;
- гелевую или капиллярную ручку с черными чернилами;
- дополнительные устройства и материалы, которые можно использовать по отдельным предметам (перечень ежегодно утверждается Рособрнадзором);

Удачи на экзаменах!

Подготовлено Центром довузовской подготовки УлГТУ.

На первый взгляд, объяснительная записка кажется чем-то несущественным, но это не так. Это документ, который поможет руководству разобраться в случившемся и принять верное решение о необходимости дисциплинарного взыскания.

В зависимости от допущенной ошибки и степени тяжести ее последствий зависит вид возможного взыскания, наложение которого оформляют приказом, образец которого можно скачать по ссылке .

Для того, чтобы постараться избежать возможного наказания, работнику следует подумать над содержимым объяснительной записке, составить ее грамотно, кратко и емко описать ситуацию и постараться найти объективные причины допущенной ошибки в работе.

Ниже рассмотрим, как правильно оформить такой документ. В качестве примера предлагаем скачать образец объяснительной записки об ошибке в работе, бланк для бесплатного скачивания находится внизу статьи.

Работник должен знать, что для того, чтобы применить дисциплинарного взыскание, работодателю требуется в обязательном порядке получить от работника письменное объяснение. Поэтому работнику при возникновении ошибки в исполнении трудовых обязанностей следует успокоиться, без его объяснения работодатель не вправе наказывать сотрудника. Следует вооружиться чистым листом бумаги и ручкой и обдумать содержание документа. Можно оформить документ в электронном виде, после чего распечатать. Данный момент, как правило, не принципиален.

Как правильно написать объяснительную записку об ошибке в работе?

Текст составляется в свободной форме, но сам документ должен иметь ряд обязательных реквизитов:

  • адресат — ФИО и должность руководителя, название организации, документ обязательно должен иметь указание на то, для кого он предназначен;
  • название документа и его заголовок;
  • дата написания;
  • подпись работника;
  • текст с описанием события и объяснением случившегося.

Основное внимание следует уделить тексту. Необходимо кратко и емко описать ситуацию — какая именно ошибка в работе допущено, какие последствия эта ошибка вызвала для деятельности организации.

Текст должен быть лаконичным и кратким. Не следует превращать объяснительную записку в сочинение, это все-таки важный документ, предназначенный для руководителя организации. Излишняя информация, эмоции могут вызвать у руководства лишние вопросы, поэтому стоит писать емко и по делу.

После того, как дано описание ошибки, допущенной работником, следует написать причины этого. Нужно постараться указать объективную и уважительную причину. Но если это не возможно, не стоит сваливать вину на другого, обвинять других сотрудников, руководство это не одобрит. Лучше постараться сослаться на сложившиеся обстоятельства — большая загруженность на работе, большой и непрерывный поток клиентов, механическая ошибка из-за напряженного дня, плохое самочувствие или иная причина.

Если сотрудник признает свою вину в допущенной ошибке, обязательно нужно выразить свое раскаяние, уверить руководство, что подобной ошибки впредь допущено не будет, убедить всех, что б удут приняты все необходимые меры по недопущению подобного.

Пример объяснительной записки об ошибке в работе:

Директору ООО «Альфа»

Туполеву А.А.

от бухгалтера

Кухаркиной А.П.

Объяснительная записка

об ошибке в заполнении документов

26 августа 2015 года мною были неверно указаны цены на продукцию в товарной накладной №432 и счете-фактуре №564, они были завышены на 10%. Покупатель, увидев завышенные цены, отказался принимать товар, в связи с чем он вернулся на склад ООО «Альфа».

Возникшая ошибка вызвана повышенной загруженностью в день подготовки документа. 26 августа отсутствовала по причине болезни напарница, в связи с чем, пришлось выполнять работу за двоих. Документы были подготовлены в конце рабочего дня, когда сильная усталость вызвала невнимательность при выполнении работы.

Ошибку свою признаю. Постараюсь в будущем относиться более внимательно к работе и заполнению документов.

26.08.2015 Кухаркина А.П.

Также в качестве примера предлагаем скачать образец объяснительной по ссылке ниже.

Объяснительная записка образец об ошибке в работе — .


Обсуждение: 5 комментариев

    Здравствуйте, сделала переплату при увольнении, необходимо написать объяснительную записку.

    Ответить

    1. Здравствуйте, Елена.
      Пишите в свободной форме, укажите, причину переплаты — невнимательность, загруженность в работе, усталость, кто-то отвлек, неправильные исходные данные и т.д. Используйте образец в статье.

      Ответить

    Здравствуйте! На фирме, с которой я была уволена 18.11.16, была проверка со статистики, в следствие, которой были выявлены искажения данных по отчёту 12 т. Составили акт и протокол на меня. Завтра суд. Мне нужно написать объяснительную, чтобы если накажут, то по минимуму. В должностной инструкции в обязанностях было прописано «Составление установленной отчётности». По приказу я за этот отчёт не отвечала. + к этому была на больничном и в отпуске, и кто давал данные для отчёта, я не знаю. В общем завтра нужно всё объяснить судье.

    Ответить

    Здравствуйте, подскажите, как мне написать объяснительную записку. Я работаю медсестрой в лаборатории гемодиализа. Я допустила ошибку в программе нефрон. В августе месяца. А теперь после проверки требуют объяснительную. Работаю в гемодиализе с июня того года. И поэтому в августе я еще не сильно понимала эту программу. И не знаю что делать

    Ответить

    1. Здравствуйте, Вероника.
      Так и пишите, не обладали достаточным уровнем знаний в области работы программы, было мало опыта. Ошибка вами допущена, поэтому в тексте объяснительной осознайте ошибку, пообещайте быть более внимательной.

      Ответить

Дело № 2-975/2014

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Алданский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе:

Председательствующего судьи Швецовой Н.В.,

При секретаре судебного заседания Шиман А.В.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Косицыной Л.Б. в интересах Григорьевой Л.А. к Министерству образования Республики Саха (Якутия), Муниципальному казенному учреждению «Департамент образования» Муниципального образования «Алданский район», муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 1 города Алдан» Муниципального образования «Алданский район» о признании незаконным акта удаления с экзамена и решения Государственной экзаменационной комиссии [Номер] от [Дата], обязании утвердить результаты единого государственного экзамена о математики, выдать аттестат о среднем образовании, взыскании компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л:

Косицына Л.Б. обратилась в суд с вышеуказанным иском, по следующим мотивам: [Дата] её дочь Григорьева Л.А., 1997 года рождения, сдавала единый государственный экзамен по математике в пункте проведения ЕГЭ по адресу: МБОУ Средняя общеобразовательная школа [Номер] ........ После выполнения задания Григорьева Л.А. ждала фактического окончания экзамена, когда по требованию представителя организатора аудитории Голубь Л.В. она была выведена из аудитории, и у неё были обнаружены шпаргалки, после чего работа была передана сотрудникам ГЭК. Экзаменационная работа Григорьевой Л.А. с другими работами выпускников была направлена в РЦОИ, где была обработана, проверена и по результатам выставлен балл - 68. Акт наличия шпаргалок, акт об удалении с экзамена не был составлен, Григорьева Л.А. и её законный представитель Косицына Л.Б. не были с ними ознакомлены. Объяснение у Григорьевой Л.А. было отобрано в нарушение положений ст. РФ, изъятые черновики выданы за шпаргалки, в акте не указано их описание, характеристики, шрифт, не установлена причинно-следственная связь их одинакового смыслового значения с результатом работы, не проведена сравнительно-аналитическая работа. Акт об удалении с экзамена не был направлен в ГЭК в тот же день, не предоставлены документы для обжалования действий должностных лиц в административном либо судебном порядке. [Дата] в МКУ «Департамент образования» МО «.......» по электронной почте от Министерства образования поступило сообщение и копия решения ГЭК от [Дата] об аннулировании результата работы Григорьевой Л.А. без права на пересдачу. По мнению истца решение ГЭК состоялось только [Дата], несмотря на письменное обращение [Дата] в адрес «Департамента образования» ....... с просьбой разобраться в ситуации и предоставить возможность пересдать указанный предмет. Данное заявление не было рассмотрено. На официальном информационном портале ЕГЭ результат экзамена Григорьевой Л.А. выложен [Дата] в статусе экзамена указано «обработан», тестовый балл 68, сведения об аннулировании результатов не указаны. Считает, что факт наличия и использования Григорьевой Л.А. шпаргалок при проведении ЕГЭ не доказан, просит признать акт об удалении Григорьевой Л.А. с ЕГЭ по математике незаконным, признать решение Государственной экзаменационной комиссии [Номер] от [Дата] в части отмены результата ЕГЭ по математике без права пересдачи Григорьевой Л.А. незаконным, утвердить результаты ЕГЭ по математике Григорьевой Л.А. по тестовому баллу 68, обратив решение суда к немедленному исполнению, обязать выдать аттестат о среднем образовании Григорьевой Л.А., взыскать компенсацию морального вреда в сумме....... рублей.

В судебном заседании истец Косицына Л.Б. исковые требования поддержала в полном объеме, дополнила, что об удалении дочери с экзамена ей стало известно через полчаса после случившегося, она приехала в школу, дочь была в стрессовой ситуации. На следующий день обратилась в «Департамент образования». Решения ей никто не выдал, не объяснил куда и как обращаться, каждый день обещали решить вопрос завтра. Только [Дата] в «Департаменте образования» ей выдали копию решения ГЭК об аннулировании результатов работы дочери. Считает, что должны были все акты составлять, объяснения брать у дочери в её присутствии, все копии документов выдать сразу, для возможности обжалования решения об удалении с экзамена. До экзамена, в течение года в школе разъясняли порядок сдачи ЕГЭ. О порядке обжалования решения об удалении с экзамена не знала.

Несовершеннолетняя Григорьева Л.А., в судебном заседании, в присутствии законного представителя Косицыной Л.Б. пояснила, что [Дата] сдавала экзамен по математике. За 15 минут до окончания экзамена организаторы аудитории отстранили её от сдачи экзамена, после составили акт, заставили её написать объяснения, что она использовала шпаргалки. Потом приехала мама Косицына Л.Б. и забрала её домой. Считает, что ничего противозаконного она не делала, откуда на столе оказались иные бумаги, и что это, не знает.

Представитель истца Бузов Д.С. поддержал заявленные требования, полагает, что действиями ответчиков нарушены права несовершеннолетнего ребенка, объяснения отобраны в отсутствие законного представителя, решение выдано не своевременно. Решение ГЭК принято неуполномоченными лицами, в решении указаны лица, которые в состав ГЭК не входят, по вине ответчиков Григорьева Л.А. успешно сдавшая ЕГЭ, осталась без аттестата о среднем общем образовании. Незаконное составление акта об удалении и акта ГЭК [Номер] от [Дата] повлекло негативные последствий и прямо нарушает конституционное право Григорьевой Л.А. на получение образования.

Представитель Министерства образования Республики Саха (Якутия) Мыреев Г.Г., действующий на основании доверенности, исковые требования не признал, пояснил, что проведение выпускных экзаменов в 2014 году проводилось на основании Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от [Дата] № 1400. [Дата] в ходе сдачи ЕГЭ организаторами в аудитории школы [Номер] ......., у выпускницы Григорьевой Л.А. были обнаружены шпаргалки, листки бумаги, размером не более формата А-6. Шпаргалки - это письменные заметки, содержащие справочный материал, которые могут расцениваться как иные средства хранения и передачи информации. В соответствии с Порядком проведения ГИА обучающимся запрещается иметь при себе справочные материалы, письменные заметки и иные средства хранения и передачи информации. Организаторами аудитории, в которой проходил экзамен, в соответствии с Порядком проведения ГИА, при обнаружении у Григорьевой Л.А. шпаргалки был составлен акт об удалении участника ГИА по установленной форме. Акт подписан ответственным организатором, руководителем ППЭ и членом ГЭК. С целью соблюдения прав обучающегося, Григорьева Л.А. была ознакомлена с актом, ей было предложено дать письменные объяснения. Объяснения давала Григорьева Л.А. лично, без принуждения. Все документы: акт об удалении с экзамена вместе с другими экзаменационными материалами были направлены в РЦОИ. В соответствии Порядком проведения ГИА председатель государственной экзаменационной комиссии единолично принимает решение об утверждении, изменении и (или) аннулировании результатов ГИА, а также принимает решение о допуске (повторном допуске) к сдаче ГИА в случаях, установленных Порядком. В ГЭК материал в отношении Григорьевой Л.А, поступил [Дата]. В этот же день председателем ГЭК принято решение об аннулировании результатов ГИА без права повторного допуска. С порядком проведения ГИА Григорьева Л.А. и её законный представитель были ознакомлены. В день удаления с экзамена жалобу на нарушение порядка не подали. Григорьева Л.А. была допущена к ЕГЭ на общих основаниях, препятствий в получении образования не было. Причиной аннулирования результатов и отказа в допуске к повторной пересдаче стали действия самой Григорьевой Л.А., выразившиеся в нарушении установленного порядка проведения ЕГЭ.

Представитель Министерства образования РС (Я) Абрамова Т.С. в судебном заседании просила отказать в удовлетворении исковых требований, по тем основаниям, что Григорьева Л.А. сама нарушила порядок проведения государственной итоговой аттестации. Все документы были составлены ответственными лицами в соответствии с Порядком проведения ГИА, сведения об удалении с экзамена переданы в РЦОИ, решение об аннулировании результатов ЕГЭ Григорьевой Л.А. также было передано в РЦОИ. Почему результаты экзамена на едином информационном портале ЕГЭ выставлены не может пояснить, так как размещение результатов занимаются другие структуры. Порядком проведения ГИА не предусмотрено обязательное вручение копии решения об аннулировании результатов ЕГЭ участникам и их родителям. Несмотря на принятое [Дата] решение об аннулировании результатов экзамена по математике Григорьевой Л.А. государственная экзаменационная комиссия после поступления заявления Косицыной Л.Б. еще раз собиралась, обсуждала вопрос о возможности повторного допуска ученицы к экзамену по математике. В ранее действовавшем Порядке проведения ЕГЭ такая возможность имелась, но в 2014 году действует другой Порядок, который не допускает повторную сдачу ЕГЭ ученикам, которые удалены с экзамена в связи с нарушением порядка его проведения. Во время проведения ЕГЭ во всех аудиториях стоят видеокамеры, запись и трансляция с которых ведется в режиме онлайн. ГЭК имеет доступ к сайту, на котором можно посмотреть трансляцию в режиме онлайн. При рассмотрении вопроса об аннулировании результатов экзамена Григорьевой Л.А. [Дата] ГЭК просмотрела видеозапись с видеокамер, находящихся в аудитории 0008 ......., записанную с сайта, на котором производилась трансляция. Считает действия ГЭК законными, обоснованными.

Представитель МКУ «Департамент образования» Муниципального образования «.......» Валиулина М.В. в суде заявленные требования не признала, пояснила, что со стороны организаторов ЕГЭ и членов ГЭК нарушения проведения порядка экзамена не допущены. Нарушение порядка проведения ГИА было допущено Григорьевой Л.А., у которой во время экзамена были обнаружены шпаргалки, которые относятся к иным справочным материалам. Порядок проведения экзамена был разъяснен ученице и её родителям. Порядок удаления с экзамена был соблюден, нарушения прав не допущено, в конфликтную комиссию истцы не обращались. Решение об аннулировании результатов ЕГЭ Григорьевой Л.А. принято председателем ГЭК РС (Я) в рамках своих полномочий. Со стороны «Департамента образования» заинтересованности в аннулировании экзамена Григорьевой Л.А. нет, действия организаторов были обоснованны и законны. Наличие шпаргалок (справочных материалов) у Григорьевой Л.А. во время экзамена по математике подтверждается объяснениями организаторов в аудитории, членов ГЭК, видеозаписью с камер видеонаблюдения, которая велась [Дата].

Представитель МКУ «Департамент образования» Вераксо С.Н. исковые требования не признала и пояснила, что [Дата] во время экзамена по математике у выпускницы СОШ [Номер] ....... были обнаружены шпаргалки. В связи с этим Григорьева Л.А. была удалена с экзамена. Об этом случае стало известно в день проведения экзамена. Вераксо С.Н. является председателем конфликтной комиссии, которая уполномочена рассматривать апелляции, подаваемые обучающимися в случае не согласия с результатами экзамена или с нарушением порядка проведения экзамена. [Дата] жалобы от Григорьевой Л.А. или её матери Косицыной Л.Б. не поступило. [Дата] истец с дочерью пришли к ней на прием, в беседе пояснили, что шпаргалки были, но ими ребенок не воспользовался, просили помочь в разрешении вопроса о допуске к повторной сдаче экзамена. Поэтому она разъяснила, порядок обращения в Министерство образования РС (Я), [Дата] в адрес Министра образования РС (Я) представила ходатайство о повторном допуске к экзамену Григорьевой Л.А.. Это ходатайство не рассматривалось, в связи с тем, что решение об аннулировании работы уже было принято. [Дата] ГЭК рассмотрела заявление Косицыной Л.Б. о допуске Григорьевой Л.А. к повторной сдаче экзамена, решением ей было отказано. Считает действия организаторов в аудитории и членов ГЭК обоснованными, нарушения допустила сама ученица.

Представитель МБОУ СОШ [Номер] в судебное заседание не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, в силу положений ст. , суд рассмотрел дело в его отсутствие.

Выслушав стороны, изучив и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении требований Косицыной Л.Б. в интересах Григорьевой Л.А. к Министерству образования Республики Саха (Якутия), Муниципальному казенному учреждению «Департамент образования» Муниципального образования «Алданский район», муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа [Номер] .......» о признании незаконным акта об удалении с экзамена, признании незаконным решения Государственной экзаменационной комиссии Республики Саха (Якутия) [Номер] от [Дата], об обязании утвердить результаты единого государственного экзамена по математике Григорьевой Л.А. по тестовому баллу 68, выдать аттестат о среднем образовании, о взыскании компенсации морального вреда отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в течение одного месяца путем подачи апелляционной жалобы через Алданский районный суд РС (Я).

Судья Н.В. Швецова

Суд:

Алданский районный суд (Республика Саха (Якутия))

Истцы:

Косицина Людмила Борисовна в интиресах н л Григорьевой Лидии Андреевны

Судьи дела:

Швецова Надежда Валерьевна (судья)

Судебная практика по:

Моральный вред и его компенсация, возмещение морального вреда

Судебная практика по применению норм ст. 151, 1100 ГК РФ

Загрузка...
Top