Чудеса Христа в русской живописи. Исцеления слепых. Исцеление слепых в евангелиях

1) Евангелие от Матфея 9:27-31 : Когда Иисус шел оттуда, за Ним следовали двое слепых и кричали: помилуй нас, Иисус, сын Давидов! Когда же Он пришел в дом, слепые приступили к Нему. И говорит им Иисус: веруете ли, что Я могу это сделать? Они говорят Ему: ей, Господи! Тогда Он коснулся глаз их и сказал: по вере вашей да будет вам. И открылись глаза их; и Иисус строго сказал им: смотрите, чтобы никто не узнал. А они, выйдя, разгласили о Нем по всей земле той.

2) Евангелие от Марка 8:22-26 : Приходит в Вифсаиду; и приводят к Нему слепого и просят, чтобы прикоснулся к нему. Он, взяв слепого за руку, вывел его вон из селения и, плюнув ему на глаза, возложил на него руки и спросил его: видит ли что? Он, взглянув, сказал: вижу проходящих людей, как деревья. Потом опять возложил руки на глаза ему и велел ему взглянуть. И он исцелел и стал видеть все ясно. И послал его домой, сказав: не заходи в селение и не рассказывай никому в селении.

3) Евангелие от Матфея 20:29-34 : И когда выходили они из Иерихона, за Ним следовало множество народа. И вот, двое слепых, сидевшие у дороги, услышав, что Иисус идет мимо, начали кричать: помилуй нас, Господи, Сын Давидов! Народ же заставлял их молчать; но они еще громче стали кричать: помилуй нас, Господи, Сын Давидов! Иисус, остановившись, подозвал их и сказал: чего вы хотите от Меня? Они говорят Ему: Господи! чтобы открылись глаза наши. Иисус же, умилосердившись, прикоснулся к глазам их; и тотчас прозрели глаза их, и они пошли за Ним.

4) Евангелие от Иоанна 9:1-41 : И, проходя, увидел человека, слепого от рождения. Ученики Его спросили у Него: Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но [это для] [того], чтобы на нем явились дела Божии. Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать. Доколе Я в мире, Я свет миру. Сказав это, Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому, и сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам, что значит: посланный. Он пошел и умылся, и пришел зрячим. Тут соседи и видевшие прежде, что он был слеп, говорили: не тот ли это, который сидел и просил милостыни? Иные говорили: это он, а иные: похож на него. Он же говорил: это я. Тогда спрашивали у него: как открылись у тебя глаза? Он сказал в ответ: Человек, называемый Иисус, сделал брение, помазал глаза мои и сказал мне: пойди на купальню Силоам и умойся. Я пошел, умылся и прозрел. Тогда сказали ему: где Он? Он отвечал: не знаю. Повели сего бывшего слепца к фарисеям. А была суббота, когда Иисус сделал брение и отверз ему очи. Спросили его также и фарисеи, как он прозрел. Он сказал им: брение положил Он на мои глаза, и я умылся, и вижу. Тогда некоторые из фарисеев говорили: не от Бога Этот Человек, потому что не хранит субботы. Другие говорили: как может человек грешный творить такие чудеса? И была между ними распря. Опять говорят слепому: ты что скажешь о Нем, потому что Он отверз тебе очи? Он сказал: это пророк. Тогда Иудеи не поверили, что он был слеп и прозрел, доколе не призвали родителей сего прозревшего и спросили их: это ли сын ваш, о котором вы говорите, что родился слепым? как же он теперь видит? Родители его сказали им в ответ: мы знаем, что это сын наш и что он родился слепым, а как теперь видит, не знаем, или кто отверз ему очи, мы не знаем. Сам в совершенных летах; самого спросите; пусть сам о себе скажет. Так отвечали родители его, потому что боялись Иудеев; ибо Иудеи сговорились уже, чтобы, кто признает Его за Христа, того отлучать от синагоги. Посему-то родители его и сказали: он в совершенных летах; самого спросите. Итак, вторично призвали человека, который был слеп, и сказали ему: воздай славу Богу; мы знаем, что Человек Тот грешник. Он сказал им в ответ: грешник ли Он, не знаю; одно знаю, что я был слеп, а теперь вижу. Снова спросили его: что сделал Он с тобою? как отверз твои очи? Отвечал им: я уже сказал вам, и вы не слушали; что еще хотите слышать? или и вы хотите сделаться Его учениками? Они же укорили его и сказали: ты ученик Его, а мы Моисеевы ученики. Мы знаем, что с Моисеем говорил Бог; Сего же не знаем, откуда Он. Человек [прозревший] сказал им в ответ: это и удивительно, что вы не знаете, откуда Он, а Он отверз мне очи. Но мы знаем, что грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает. От века не слыхано, чтобы кто отверз очи слепорожденному. Если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего. Сказали ему в ответ: во грехах ты весь родился, и ты ли нас учишь? И выгнали его вон. Иисус, услышав, что выгнали его вон, и найдя его, сказал ему: ты веруешь ли в Сына Божия? Он отвечал и сказал: а кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него? Иисус сказал ему: и видел ты Его, и Он говорит с тобою. Он же сказал: верую, Господи! И поклонился Ему. И сказал Иисус: на суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы. Услышав это, некоторые из фарисеев, бывших с Ним, сказали Ему: неужели и мы слепы? Иисус сказал им: если бы вы были слепы, то не имели бы [на] [себе] греха; но как вы говорите, что видите, то грех остается на вас.

5) Евангелие от Марка 10:46-52 : Приходят в Иерихон. И когда выходил Он из Иерихона с учениками Своими и множеством народа, Вартимей, сын Тимеев, слепой сидел у дороги, прося [милостыни]. Услышав, что это Иисус Назорей, он начал кричать и говорить: Иисус, Сын Давидов! помилуй меня. Многие заставляли его молчать; но он еще более стал кричать: Сын Давидов! помилуй меня. Иисус остановился и велел его позвать. Зовут слепого и говорят ему: не бойся, вставай, зовет тебя. Он сбросил с себя верхнюю одежду, встал и пришел к Иисусу. Отвечая ему, Иисус спросил: чего ты хочешь от Меня? Слепой сказал Ему: Учитель! чтобы мне прозреть. Иисус сказал ему: иди, вера твоя спасла тебя. И он тотчас прозрел и пошел за Иисусом по дороге.; Евангелие от Луки 18:35-43: Когда же подходил Он к Иерихону, один слепой сидел у дороги, прося милостыни, и, услышав, что мимо него проходит народ, спросил: что это такое? Ему сказали, что Иисус Назорей идет. Тогда он закричал: Иисус, Сын Давидов! помилуй меня. Шедшие впереди заставляли его молчать; но он еще громче кричал: Сын Давидов! помилуй меня. Иисус, остановившись, велел привести его к Себе: и, когда тот подошел к Нему, спросил его: чего ты хочешь от Меня? Он сказал: Господи! чтобы мне прозреть. Иисус сказал ему: прозри! вера твоя спасла тебя. И он тотчас прозрел и пошел за Ним, славя Бога; и весь народ, видя это, воздал хвалу Богу.

Третья Пасха

Исцеление слепорожденного
(Иоан. 9:1-41)

Об этом великом чуде, совершенном, по-видимому, тут же в храме, сразу после беседы Господа с иудеями о Своем Божественном происхождении и достоинстве, повествует, и при том весьма обстоятельно, только один Евангелист Иоанн. Увидев слепого, просившего милостыню, о котором известно было, что он - слепой от рождения, ученики спросили Господа: "Кто согрешил, он или родители его, что родился он слепым?" Евреи верили, что все важнейшие несчастья случаются с людьми не иначе, как в наказание за их собственные грехи или грехи их родителей, дедов и прадедов. Это верование основывалось на законе Моисеевом, гласившем, что Бог наказывает детей за вину отцов до третьего и четвертого рода (Исх. 20:5), и на учении раввинов, утверждавших, что ребенок может согрешить еще в утробе матери, поскольку с самого зачатия своего он уже имеет ощущения добрые или злые. Отвечая на вопрос учеников, Господь показывает вместо причины цель, для которой этот человек родился слепым: "Не согрешили ни он, ни родители его" , хотя, конечно, как люди, они не безгрешны вообще, "но это для того, чтобы на нем явились дела Божии" , то есть, чтобы через его исцеление открылось, что Христос есть "Свет мира" , что Он пришел в мир для просвещения человечества, пребывающего в слепоте духовной, образом которой является слепота телесная. "Мне должно делать дела Пославшего Меня, пока день" , то есть пока Я еще нахожусь видимым для всех образом на земле, "ибо приходит ночь" , то есть время Моего отшествия от мира, когда действие в мире Христа Спасителя, как чудотворца, не будет так очевидно для всех, как теперь.

"Доколе Я в мире, Я свет миру" - хотя Христос всегда и был и будет Светом миру, но видимое Его действие на земле продолжается лишь в течение Его земной жизни, которая уже подходит к своему концу. Много чудес совершал Господь одним словом Своим, и иногда прибегал при этом к особенным предварительным действиям. Так и в этот раз "Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения, и помазал брением глаза слепому. И сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам" . Можно полагать, что все это нужно было для возбуждения веры в исцеляемом: дать ему понять, что сейчас над ним будет совершено чудо. Силоамская купель была устроена на Силоамском источнике, вытекавшем из-под священной горы Сионской, как места особенного присутствия Божия в Иерусалиме и храме, и потому как бы нарочито был дарован, или послан Богом Своему народу, как особенное благодеяние, почему и считался священным источником, имеющим символическое значение.

Евангелист и поясняет, что "Силоам" значит "посланный". Не хотел ли этим Господь Иисус Христос выразить, что Он есть истинный Посланник Божий, осуществление всех Божественных благословений, прообразом и символом которых был для евреев Силоамский источник? Омывшись в водах Силоама, слепорожденный прозрел. Это чудо произвело сильное впечатление на соседей и знавших его, так что некоторые даже сомневались, тот ли это слепец, которого они постоянно видели просящим милостыню. Но прозревший подтвердил, что это он, и рассказал, как свершилось чудо. Выслушавшие рассказ бывшего слепца повели его к фарисеям, дабы расследовать все это столь необычайное дело и узнать их мнение, как смотреть на это, ибо чудо было совершено в субботу, когда, по толкованию фарисейского закона о субботнем покое, не следовало даже врачевать болящих. Исцеленный рассказал и фарисеям, что знал сам о своем исцелении.

По поводу этого рассказа между фарисеями произошла распря. Одни, и надо полагать, большинство, говорили: "Не от Бога Этот Человек, потому что не хранит субботы" . Другие же справедливо рассуждали: "Как может человек грешный творить такие чудеса?" Неверующие в Господа фарисеи обращаются тогда к исцеленному с вопросом, что он сам может сказать о своем Исцелителе. Очевидно, они старались найти в его словах что-либо такое, к чему можно было бы придраться, чтобы отрицать действительность чуда или перетолковать его. Но исцеленный сказал решительно: "Это - пророк" . Не найдя поддержки в самом слепом, злобные иудеи вызвали родителей его, чтобы их допросить. Боясь отлучения от синагоги, родители дали уклончивый ответ: они подтвердили, что это их сын, родившийся слепым, но почему он теперь видит - отозвались незнанием, предложив спросить об этом его самого, как уже взрослого и могущего отвечать сам за себя.

Вызвав исцеленного вторично, иудеи стараются ему теперь внушить, что они произвели тщательное расследование об этом Человеке и пришли к несомненному убеждению в том, что "Человек тот грешник". "Воздай славу Богу" это значит: признай Его, со своей стороны, грешником, нарушающим заповедь о субботнем покое - это обычная у тогдашних иудеев формула заклинания - говорить под клятвой истину. На это исцеленный дает исполненный правды и глубокой иронии над фарисеями ответ: "грешник ли Он, не знаю; одно знаю, что я был слеп, а теперь вижу" . Не достигшие во всех этих расследованиях желанной цели фарисеи снова просят его рассказать о своем исцелении, может быть, в надежде найти какую-нибудь новую черту, которая дала бы им возможность осудить Иисуса.

Но исцеленный от этого уже приходит в раздражение: "я уже сказал вам, и вы не слушали; что еще хотите слышать? Или и вы хотите сделаться Его учениками?" Эта смелая насмешка над ними вызвала с их стороны укоризну столь смелому исповеднику истины: "Ты ученик Его, а мы Моисеевы ученики. Мы знаем, что с Моисеем говорил Бог, Этого же не знаем, откуда Он" . Руководители еврейского народа должны были разузнать, откуда явился Человек, за Которым постоянно ходят толпы народа, но они лгут, говоря, что не знают его. Эта ложь еще больше возмущает бывшего слепого и придает ему смелости в защите истины. "Это удивительно, что вы не знаете, откуда Он" , говорит он фарисеям, а должны были бы знать, откуда Человек, сотворивший такое неслыханное чудо: грешники творить таких чудес не могут - ясно поэтому, что это святой Человек, Посланный Богом.

Пораженные такой неумолимой логикой бесхитростного простого человека, фарисеи были не в силах продолжать спор и, укорив его в том, что он "во грехах весь родился" , выгнали его вон.

Узнав об этом, Господь, желавший просветить и душевные его очи, нашел его и, открывшись ему, как его Исцелитель, привел его к вере в Себя, как Сына Божия. Все происшедшее дало повод Господу высказать мысль о том, что Его приход в мир, как необходимое следствие, вызвало резкое разделение между людьми на верующих и неверующих: "На суд пришел Я в мир этот, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы". "Невидящие" - это смиренные, нищие духом, которые уверовали во Христа; "видящие" это - те, которые считали себя видящими и разумными и поэтому не чувствовали потребности в вере во Христа - мнимые мудрецы, каковыми были фарисеи, отвергшие Христа: Господь называет их "слепыми" потому, что они духовно ослепли, не видя Божественной истины, которую принес Он на землю. На это фарисеи спросили: "Неужели и мы слепы?" Но Господь дал им ответ, которого они не ожидали: "Если бы вы были слепы, то не имели бы на себе греха, но как вы говорите, что видите, то грех остается на вас" . Смысл этих слов таков: если бы вы были теми невидящими, о которых Я говорю, то вы не имели бы греха, ибо ваше неверие было бы простительным грехом неведения и слабости; но так как вы говорите, что видите, считаете себя знатоками и толкователями Божественного Откровения, у вас под рукой закон и пророки, в коих вы можете видеть истину, то ваш грех есть не что иное, как грех упорства и ожесточенного противления Божественной истине, а такой грех непростителен, ибо это грех хулы на Духа Святого (Матф. 12:31-32)

Однажды Иисус шел со Своими учениками. Они увидели человека, слепого от рождения. Ученики спросили, почему он слепой: потому ли, что он совершил грех, или потому, что согрешили его родители.

От Иоанна 9:1–2


Спаситель сказал, что ни родители, ни человек этот не согрешили. Человек был слепым, чтобы Иисус мог исцелить его и показать людям силу Божью.

От Иоанна 9:3–5


Иисус сделал брение из глины. Он помазал ею глаза слепого человека. Иисус велел человеку пойти и умыть свои глаза.

От Иоанна 9:6–7


Смыв с глаз глину, человек стал видеть!

От Иоанна 9:7


Когда его увидели соседи, то засомневались, тот ли это человек. Он сказал им, что Иисус исцелил его. Соседи отвели этого человека к фарисеям. Человек рассказал фарисеям, что его исцелил Иисус.

От Иоанна 9:8–11


Некоторые фарисеи думали, что Иисус скорее всего праведник. Другие думали, что Он грешник. Когда этот человек сказал, что Иисус – праведник, некоторые фарисеи рассердились и выгнали его.

От Иоанна 9:13–16, 30–34


Иисус нашел этого человека. Он спросил у него, верит ли он в Сына Божьего. Человек спросил: а кто такой Сын Божий? Иисус сказал, что Он и есть Сын Божий, и человек поклонился Ему.

Выйдя из храма, Иисус встретил слепого от рождения. Это человеческое несчастье, которое почиталось наказанием Божиим за грехи самого человека или родителей его, послужило лишь поводом к проявлению во всем блеске славы Господней.

«Ученики Его (Иисуса) спросили у Него: Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии. Мне должно делать дела Пославшего Меня. Доколе Я в мире, Я свет миру. Сказав это, Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому, и сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам, что значит: посланный. Он пошел и умылся, и пришел зрячим». (Ин. 9, 2–7)

Это чудо возбудило всеобщее удивление, так как до этого времени многие знали слепого, сидящего при дороге и просящего милостыни у прохожих. И вот, стали спрашивать его, как открылись у него глаза? Слепой рассказал им, как все произошло.

— А где же Тот, кто исцелил тебя? — продолжали спрашивать слепого.

— Я не знаю, — отвечал тот.

Тогда повели этого бывшего слепца к фарисеям. Между тем это чудное исцеление совершилось в субботу. Фарисеи также спросили слепого, каким образом он прозрел, и, услышав ответ его и что это случилось в субботу, стали говорить, что «не от Бога Этот Человек, потому что не хранит субботы. Другие говорили: как может человек грешный творить такие чудеса? И была между ними распря». (Ин. 9, 16–17)

— А ты сам что скажешь о Том, кто отверз тебе очи? — спросили опять слепого.

«Он сказал: это пророк. Тогда Иудеи не поверили, что он был слеп, и призвали родителей сего прозревшего и спросили их: это ли сын ваш, о котором вы говорите, что он родился слепым? как же он теперь видит?»

— Мы знаем, что это сын наш, и что он родился слепым, — отвечали родители, — «а как теперь видит, не знаем, или кто отверз ему очи, мы не знаем. Сам в совершенных летах; самого спросите; пусть сам о себе и скажет».

Так уклончиво отвечали родители слепого, боясь иудеев, которые уже сговорились, чтобы отлучать от синагоги тех, которые признают Иисуса за Христа.

Тогда снова призвали прозревшего слепца «и сказали ему: воздай славу Богу; мы знаем, что Человек Тот грешник. Он сказал им в ответ: грешник ли Он, не знаю; одно знаю, что я был слеп, а теперь вижу. Снова спросили его: что сделал Он с тобою? как отверз твои очи? Отвечал им: я уже сказал вам, и вы не слушали; что еще хотите слышать? или и вы хотите сделаться Его учениками? Они же укорили его и сказали: ты ученик Его, а мы Моисеевы ученики. Мы знаем, что с Моисеем говорил Бог; Сего же не знаем, откуда Он».

«Человек прозревший сказал им в ответ: это и удивительно, что вы не знаете, откуда Он, а Он отверз мне очи. Но мы знаем, что грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает. От века не слыхано, чтобы кто отверз очи слепорожденному. Если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего.

Сказали ему в ответ: во грехах ты весь родился, и ты ли нас учишь? И выгнали его вон. Иисус, услышав, что выгнали его вон, и найдя его, сказал ему: ты веруешь ли в Сына Божия? Он отвечал и сказал: а кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него? Иисус сказал ему: и видел ты Его, и Он говорит с тобою. Он же сказал: верую, Господи! И поклонился Ему.

И сказал Иисус: на суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы. Услышав это, некоторые из фарисеев, бывших с Ним, сказали Ему: неужели и мы слепы? Иисус сказал им: если бы вы были слепы, то не имели бы на себе греха; но как вы говорите, что видите, то грех остается на вас». (Ин. 9, 24–41)

Иудеи предали слепого отлучению, как свидетеля чуда, совершенного над ним Иисусом. Но Господь не оставил это отлучение без Своего отзыва. Заговорив с фарисеями об овцах, которые входят во двор овчий лишь по голосу пастуха своего, «за чужим же не идут, но бегут от него, потому что не знают чужого голоса», Господь вразумляет их, что Он есть «дверь овцам».

«Я есмь дверь, — говорит Он, — кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет. Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить. Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком. Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец. А наемник бежит, потому что наемник, и нерадит об овцах. Я есмь пастырь добрый; и знаю Моих, и Мои знают Меня. Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца; и жизнь Мою полагаю за овец. Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь». (Ин. 10, 1–16)

Под видом этого изобилующего нежнейшей любовью доброго Пастыря первые христиане подразумевали Христа и особенно любили изображать Его под сводами катакомб. На Церковь, как хранилище учения Христова, налагается обязанность вводить во двор овчий через единственную Дверь овец всего мира, уверовавших в Него. Оставив Иерусалим, Иисус возвратился в Галилею.

Отправление на проповедь 70-ти учеников

В то время «избрал Господь и других семьдесят учеников, и послал их по два пред лицем Своим во всякий город и место, куда Сам хотел идти». Вместе с тем Он предупреждает, что посылает их, «как агнцев среди волков», и произносит горькие укоры городам и селениям, где Его проповедь, сопровождаемая многими чудесами, не подействовала на слышавших и не содействовала общему исправлению. «Горе тебе, Хоразин! горе тебе, Вифсаида! — взывает Он, — ибо если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они, сидя во вретище и пепле, покаялись». «И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься», — предсказывает Он необратившимся, жестокосердым иудеям. И строго утверждает, что слушающий учеников Его — Его слушает, а отвергающийся их Его отвергается; отвергающийся же Его отвергается Пославшего Его. (Лк. 10, 1, 3, 13, 15, см. 16)

Вместе с тем обещает, что «всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или зе мли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную» (Мф. 19, 29).

Смысл в том, что Христа должно предпочитать всему близкому, самому дорогому, а не обязательно действительно удаляться всего, чтобы быть христианином. «Словами “кто оставит жену” Господь не внушает того, чтобы без причины были расторгаемы браки. “Мне кажется также, — поясняет святитель Иоанн Златоуст, — что Христос говорит еще здесь и о гонениях. В то время многие отцы детей своих и жены мужей своих привлекали к нечестию. Итак, когда они от вас этого требуют, говорит Господь, оставьте и жену, и отца”» .

Когда посланные для поучения народа семьдесят учеников Иисуса возвратились и «с радостью и говорили: Господи! и бесы повинуются нам о имени Твоем, то Он сказал им: Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию; се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам; однакож тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах. В тот час возрадовался духом Иисус и сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл младенцам. Ей, Отче! Ибо таково было Твое благоволение».

«И, обратившись к ученикам, сказал: все предано Мне Отцем Моим; и кто есть Сын, не знает никто, кроме Отца, и кто есть Отец, не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть.

И, обратившись к ученикам, сказал им особо: блаженны очи, видящие то, что вы видите! ибо сказываю вам, что многие пророки и цари желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали».

И обращаясь к народу, прибавил: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко». (Лк. 10, 17–24. Мф. 11, 28–30)

Притча о милосердном самарянине

В это время «один законник встал и, искушая Его (Иисуса), сказал: Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Он же сказал ему: в законе что написано? как читаешь? Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя. Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить. Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний?» (Лк. 10, 25–29)

На этот вопрос отозвался Иисус притчей, как средством наиболее доступным и наиболее приспособленным по высокой простоте своей к мере разумения каждого человека. Сам Иисус Христос на вопрос учеников Своих, для чего говорит Он притчами народу, отвечал им: «Для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано, ибо кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет; потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют; и сбывается над ними пророчество Исаии, которое говорит: слухом услышите — и не уразумеете, и глазами смотреть будете — и не увидите, ибо огрубело сердце людей сих и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их (ср. Ис. 6, 9–10). Ваши же блаженны очи, что видят, и уши ваши, что слышат». (Мф. 13, 11–16)

Итак, на вопрос законника: «Кто мой ближний?» — Иисус отвечал ему притчей о самарянине, наглядно объясняющей значение слова «ближний» тем, кто считал ближними только единоплеменников своих и с презрением относился к язычникам, самарянам и мытарям. «Некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе.

Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам? (спросил Иисус у законника). Он сказал: оказавший ему милость». «Иди, и ты поступай так же», — решил Иисус вопрос законника. (Лк. 10, 30–37)

Речь идет об этих текстах Нового Завета:

“И, проходя, увидел человека, слепого от рождения. … Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому, и сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам, что значит: посланный . Он пошел и умылся, и пришел зрячим” (Иоан. 9:1,6,7).

В Иерусалиме было две купальни, Силоамская (Силоам переводится буквально с еврейского Посланный); и Вифезда. Вифезда в северной части города, а Силоамская в южной. В дни праздников в город приходило множество паломников. Никто из них не мог “нечистым” войти в храм и поэтому они совершали ритуальное омовение. А миквы (домашние купели) были лишь у тех, кто имел свой дом в городе. Количество же паломником могло достигать миллиона человек, что во много раз превышало население Иерусалима. В Вифезде так же омывали жертвенных животных, соответственно вода там была грязная. Она находилась у рынка, где их продавали ("у овечьих ворот"). Купальня Силоамская была намного чище и там был источник чистой воды. Именно из Силоамского источника в праздник Кущей брали воду в храм для торжественного возлияния на жертвенник из золотого сосуда, в последний день праздника, при радостных восклицаниях народа, звуках труб и кимвалов. Это совершалось в память чудесного изведения воды из скалы во время странствования евреев по пустыне, на что указывается в Священном Писании (Иоанн. 7:2,37,39; Ис.12: 3).

В данном отрывке указано, что Христос испачкал веки слепого грязью и потому направил его умыться в ближайшем источнике воды, чтобы смыть с себя "брение". То, что Он послал его в Силоамскую купалью может иметь два понимания. 1. Что там вода была намного чище. 2. Что она находилась ближе к тому месту, где они встретились. Второй вариант вероятней, поскольку маловероятно, что Христос пошлет слепого через весь город.

Исходя из текста, нельзя делать выводы о каком то аллегорическом смысле. Текст является прямым описанием события. Иногда относительно исследуемого отрывка Евангелия, у верующих возникает еще один вопрос:

“Почему Иисус не просто исцелил слепого Словом, а сделал брение, помазав им ему глаза?”.Б. >

Действительно, мы видим в Новом Завете истории, когда Христос исцелял на расстоянии, например, слуга сотника (Лук. 7:2-10), прокаженные (Лук. 17:12-14) и др. Однако, также Иисус исцелял, прикасаясь к людям. То есть, Его чудеса были всегда разными - иногда прикоснется, иногда словом исцелит, иногда пошлет прокаженных к священнику, иногда плюнет на глаза, иногда сделает брение, иногда вылечит слепоту сразу, иногда постепенно и пр. Согласно текста нельзя дать ответ почему именно так в каждом конкретном случае Христос сделал… Очевидно, что Иисус всегда показывал новое чудо не случайно. Вероятнее всего, Он так делал для того, чтобы никто не стал повторять сам и учить "методике" исцеления Христа, мол, дело именно в определенных формах и манипуляциях…

Загрузка...
Top