«За дело!» или Почему мы всё знаем, но не делаем? Что русские не должны делать ни при каких обстоятельствах

Есть вещи, которые мы знаем, но почему-то не делаем. Мы знаем, что надо пойти в спортзал и есть меньше фастфуда, ложиться раньше и избавиться от плохих привычек. Но знать и делать - это абсолютно разные вещи.

При этом мы прекрасно понимаем, что должны перестать все откладывать со дня на день. Мы знаем, что надо меньше залипать в телевизоре или социальных сетях, и, например, разобрать полку с носками или прочитать новую книгу.

Проблема не в знании. В тупик нас приводит действие.

На примере бизнеса можно хорошо рассмотреть пропасть между «знать» и «делать». Есть компании, которые занимаются изучением различных способов улучшения своей работы, они нанимают тренеров и консультантов, проводят бесконечные семинары, каждый год запускают новые программы роста… Но ничего не меняется. Они знают, что улучшить, но в действительности не реализовывают это.

Почему же реализация вызывает такие трудности? Как перевести знание в действие ? Что останавливает нас, что мешает нам преодолеть эту пропасть между знанием и действием?

Действие vs Бездействие

Не надо быть великим ученым или психологом, чтобы знать, что мешает нам приступить к действию. Все достаточно просто:

  • Хотите похудеть - ешьте меньше калорийной пищи и двигайтесь больше.
  • Хотите быть здоровее - употребляйте в пищу овощи, бобовые, орехи, семена, фрукты и крупы.
  • Хотите иметь хорошую форму - .
  • Хотите написать книгу - напишите ее, черт возьми!
  • Хотите выучить иностранный язык или научиться играть на каком-то инструменте - больше упражняйтесь.

Но все вышеперечисленное, что мы знаем и должны делать, мы не делаем . Вот, чем мы занимаемся вместо этого:

  • Мы читаем о различных программах и установках.
  • Мы много говорим об этом.
  • Мы откладываем важные дела и делаем что-то другое.
  • Мы чувствуем вину за то, что ничего не делаем, и стараемся не думать об этом.
  • И, наконец, мы решаемся принять меры, поэтому снова читаем и говорим, читаем и говорим еще больше.

Действие - есть действие. Другого не дано.

Итак, что же нам мешает выполнять это действие? Здесь тоже все довольно просто.

Маленький нюанс, который стопорит нас

Что-то происходит, что мешает нам делать то, что мы знаем. Это не лежит на поверхности. Это, своего рода, таинство. У нас у всех он есть, но изредка кто-то из нас знает, что с ним делать, и хуже того, - признает его существование.

Это страх.

Почему вы не дочитываете главу до конца или не дописываете пост в своем блоге и вместо этого идете и проверяете свою почту либо страничку на Фейсбуке или в Твиттере? Потому что боитесь провала. Вы боитесь, что не справитесь. Вы боитесь задачи, потому что не знаете, с чего начать.

Почему вы едите жареную пищу, а не овощи, например? Вы боитесь перемен. Боитесь возможных неудобств. Вы боитесь выглядеть глупо, когда все друзья едят жареную картошку и острые куриные крылышки, а вы похрустываете морковкой и капустой.

Почему бы вам не поговорить со своим партнером, когда возникают трудности в ваших отношениях? Боитесь быть отвергнутыми, выглядеть глупо или ущемить свою гордость?

Почему вы не оставите тех, кто относится к вам плохо? Боитесь одиночества или признать, что любви-то и не было? Вас пугает одна только мысль о том, что вы можете выглядеть глупо, когда ваши родственники и друзья узнают, что вы еще в одних отношениях потерпели неудачу.

Мы боимся, и поэтому делаем блестящие вещи, чтобы избежать того, что нас так пугает.

Мы боимся, что не справимся с ролью писателя, блоггера, преподавателя, тренера, бегуна, гитариста, менеджера, руководителя, мамы или папы, в конце концов, и непроизвольно создаем всяческие , чтобы избежать провала. Мы не саботируем себя, а пытаемся помочь не делать того, что по нашему мнению может нанести нам вред.

Найти способы избежать этого вреда - для нас не составляет труда. Мы готовы на все, а потом удивляемся: почему мы не можем сделать то, что должны?! Поэтому, чтобы приняться за дело, нам нужно преодолеть свой страх.

За дело!

Мы собираемся победить страх совершения действия. Единственный способ сделать это, как ни странно, начать приступить к действию. Вот план… Не просто читайте его, а делайте!

1. Обучайтесь на практике. Само по себе чтение ничему вас не научит. Конечно, читать - полезно, только если после чтения вы приступаете к действию. На разговорах же не учатся. Мы только говорим-говорим… Начните что-то делать. Говорить можно и в процессе. Действуйте, и тогда вы разберетесь: какие пробелы заполнить, куда и как вам двигаться дальше.

2. Составьте список своих страхов. Если у вас проблемы с реализацией задуманного, значит вы боитесь этого. Что вас пугает на самом деле? В чем вы боитесь сплоховать? Составьте список своих страхов. Составление списка страхов - уже действие.

3. Теперь избавьтесь от своих страхов. Боитесь сделать гимнастику? Просто поделайте какие-нибудь упражнения 2 минуты. Всего две минуты, и вы будете свободны. 2 минуты упражнений - это совсем не страшно. Избегаете изучения иностранного языка, например, испанского? В течение двух минут посмотрите фильм на испанском, послушайте испанскую музыку или чей-то подкаст. Делая что-то такими небольшими порциями, вы поймете, что это вовсе не страшно.

4. Воспринимайте неудачи, как элемент обучения. Мы до ужаса боимся оступиться и потерпеть неудачу и воспринимаем это, как трусость. Но это не так. Неудачи - это показатель того, что мы способны учиться. Ошибки являются неотъемлемой частью процесса обучения. Если вы знаете что-то в совершенстве или делаете что-то превосходно, то вам просто нечему уже учиться. Сначала вы должны оступиться, потом начать все заново и, наконец, добиться успеха. Иногда вам придется оступаться больше чем один раз. Ошибки - это возможность. Возможность стать лучше.

5. Исправляйтесь и делайте еще. Действовать - значит ошибаться, учиться на своих ошибках, исправлять их и двигаться дальше. Если вы оступились на чем-то, выясните, как это можно исправить, и пробуйте снова. Новая попытка может быть лучше предыдущей, если нет - попробуйте решить вопрос несколько иначе. Пробуйте снова и снова, до тех пор пока не получится, и только тогда вы сможете перейти на новый этап. Универсального плана действия без ошибок не существует. Вы должны сами начать действовать и получить ключевой навык - умение преодолевать трудности и идти дальше.

Страх не является решающим фактором в нашей жизни. Он не должен диктовать, как нам жить. Это всего лишь противненький голосок в глубине души, который пытается управлять нами и избежать любого дискомфорта. Но мы можем понять и принять тот факт, что трудности не так страшны, как кажутся на первый взгляд. Это всего лишь познание чего-то нового, восхождение на новые вершины, переход на новые уровни.

Вы можете победить страх. Начните прямо сейчас!

29 июля 2016

Наш колумнист - о самых сакраментальных моментах в отношениях между мужчиной и женщиной

Наш колумнист — о самых сакраментальных моментах в отношениях между мужчиной и женщиной.

«Твоя главная ошибка в сексе»…
«Чего ни в коем случае нельзя говорить в постели»…
«Что разрушает вашу сексуальную жизнь»…
«Пять ошибок в сексе»… Ой, мамочки, а еще и «Десять ошибок в сексе»!
«Какая ошибка в постели окончательно разрушит ваши надежды на секс»…

Ну очень-очень модно сейчас эпистолярно, простите за выражение, муссировать тему секса. Как бы обеспокоены люди… то ли демографической ситуацией в стране, то ли… кхм… падающим (или наоборот крепнущим) интересом к теме. Увлекательного и занимательного чтива о том, чего не надо делать в постели, найдется столько, что до постели и не дойдешь.

И я задумалась: почему то, с чем спокойно справлялись наши бабушки и дедушки, нынче вызывает столько вопросов? И даже опасений!

Ответ я нашла в очередной статье про очередной десяток ошибок. В список вошли (внимание!): смущение, неуверенность, боязнь, что мужчине не понравится то, что ты предлагаешь, что он откажется и даже осудит… Далее следовали гениальные советы: не смущаться, быть уверенной и, конечно же, не бояться. Срочно писать список фантазий и говорить о них со своим партнером как можно подробней (а чтобы показать свое бесстрашие, видимо, и вовсе надо зачитать этот список на семейном совете! При свекрови). И давай уже не стесняйся, покажи мужику кнопку, на которую надо нажать: где у тебя там страсть включается?

Вы уж простите, но после прочтения этого, у меня вообще все желание пропало.
Слава богу, пока только читать.

Мне кажется, если перефразировать «Собачье сердце»: не читайте до секса статей о нем самом. Пациенты, не читающие о сексе, чувствуют себя превосходно и просто им занимаются. Видимо, сексуальную девичью жизнь разрушает только одно: слишком усиленная теоретическая подготовка.

Не поймите меня неправильно.

По моему скромному разумению, для всех так называемых «ошибок» есть только одно объяснение. Когда ты боишься что-то сказать или вообще не хочешь ничего говорить, смущаешься и предпочитаешь играть в бревно с одной мыслью «поскорее бы все кончилось», это значит только одно: ты не готова. Ну вот просто не хочешь. То ли секса ты сейчас не хочешь. То ли этого конкретного мужчину. То ли не хочешь в этот конкретный момент…

Все эти статьи - лишь подмена понятий. Они говорят, что тебе надо поработать над собой. А мне кажется, надо поработать над отношениями. Ведь для женщины все эти сомнения и страхи - очень даже нормально.

Ну, не умеем мы вот так сразу доверяться всем подряд и не бояться, что мужчина, который нам очень-очень нравится, не заметит морщинку, складочку, сеточку растяжек на пятой точке. Даже 18-летняя супер-модель не бывает в состоянии «боевой готовности» 24 часа в сутки семь дней в неделю. Ну, у нее тоже могут быть небритые ноги и прыщик… И если женщина не может сказать, что она стесняется прыщика, то как она будет говорить о своих фантазиях?

Это как раз вопрос доверия и отношений, выстроенных до… Просто говорить надо больше. И не про секс. И уж тем более не про ошибки. Если ты не доверяешь, не можешь раскрыться, мучаешься неуверенностью и боишься отказа, это просто значит, что ваши отношения не дошли до того уровня откровенности, когда все эти «не» исчезнут либо сами собой. Либо, когда ты о них можешь мужчине рассказать…

В какой-то книге я прочла замечательное сравнение. Отношения с женщиной - как игра на рояле. Один подойдет и исполнит прекрасный этюд, у другого, кроме дурацкого «блямс-блямс» ничего не получится…

Есть всего одна ошибка в постели. Перед ней хорошо бы убедиться, что ваш, так сказать, пианист хотя бы знает, на каких ваших нотах сыграть. А с правильной мелодией вы уж как-нибудь вдвоем разберетесь.

Что мы должны делать

Нам надо стоять на своих собственных ногах и глядеть прямо в лицо миру – со всем, что в нем есть хорошего и дурного, прекрасного и уродливого; видеть мир таким, как он есть, и не бояться его. Завоевывать мир разумом, а не рабской покорностью перед теми страхами, которые он порождает. Вся концепция бога является концепцией, перенятой от древних восточных деспотий. Это – концепция, совершенно недостойная свободных людей. Когда вы слышите, как люди в церкви уничижают себя и заявляют, что они несчастные грешники и все прочее, то это представляется унизительным и недостойным уважающих себя человеческих существ. Мы же должны стоять прямо и глядеть открыто в лицо миру. Мы должны взять от мира все, что он может дать; и если это окажется меньше того, что нам хотелось бы, то в конце концов на нашу долю достанется все же больше, чем удалось взять от мира на протяжении всех минувших веков другим людям. Хорошему миру нужны знание, добросердечие и мужество; ему не нужны скорбное сожаление о прошлом или рабская скованность свободного разума словесами, пущенными в обиход в давно прошедшие времена невежественными людьми. Хорошему миру нужны бесстрашный взгляд и свободный разум. Ему нужна надежда на будущее, а не бесконечные оглядки на прошлое, которое уже умерло и, мы уверены, будет далеко превзойдено тем будущим, которое может быть создано нашим разумом.

Воспроизведено по изданию: Бертран Рассел, «Почему я не христианин», Москва, Политиздат, 1987.

Из книги Антология философии Средних веков и эпохи Возрождения автора Перевезенцев Сергей Вячеславович

ГЛАВА XVIII О том, как государи должны держать слово Излишне говорить, сколь похвальна в государе верность данному слову, прямодушие и неуклонная честность. Однако мы знаем по опыту, что в наше время великие дела удавались лишь тем, кто не старался сдержать данное слово и

Из книги Зеркало отношений автора Джидду Кришнамурти

Если вы отрицаете сексуальность, то должны закрыть свои глаза … и никогда ни на что не смотреть. Кришнамурти: Что вы подразумеваете под сексуальным чувством? Разглядывание женщины? Все биологические убеждения? А смотреть на дерево – это не является

Из книги Оккультная Философия. Книга 1 автора Агриппа Генрих Корнелий

Глава пятнадцатая КАК МЫ ДОЛЖНЫ ИСКАТЬ И ДЕЛАТЬ ИСПЫТАНИЕ СВОЙСТВ ВЕЩЕЙ ПУТЕМ СХОДСТВА Итак, всегда в вещах свойства оккультные вовсе не исходят из природы элементарной, ни из небесных влияний, которые неизвестны нашим чувствам и которые наш разум понимает с трудом, но

Из книги За что сидел я в американских тюрьмах?! (Обращение к президенту Казахстана и казахской общественности) автора Естеков Алмас

Из книги Манифест персонализма автора Мунье Эмманюэль

2. Что делать? Революционными мы называем именно это всеобъемлющее преобразование человека и его деятельности, саму волю, нацеленную на всеобъемлющую реконструкцию цивилизации. Революция, подобная той, которую мы предусматриваем, не может отвергать насилие ценой

Из книги Наука в свободном обществе автора Фейерабенд Пол Карл

Глава 7. Простые люди могут и должны контролировать науку Эти примеры, не столь уж необычные, говорят о том, что было бы не только глупо, но и безответственно соглашаться с оценками ученых и физиков без их тщательного анализа. Если вопрос важен - для какой-то группы людей

Из книги Философия. Книга третья. Метафизика автора Ясперс Карл Теодор

1. Значимость и длительность должны быть хрупкими, если существует свобода - Если бы истина бытия заключалась в значимости непротиворечиво мыслимого, то неподвижная наличность монотонной тождественности себе была бы подобна бытию смерти, верить в которое я никак не

Из книги Германская военная мысль автора Залесский Константин Александрович

12. Все подобные попытки должны быть отвергнуты На все подобные попытки создать теорию можно смотреть как на шаг вперед к истине лишь в аналитической их части; в части же синтетической, дающей руководящие указания и правила, они совершенно непригодны.Они стремятся к

Из книги Адвокат философии автора Варава Владимир

45. Каковы должны быть эти знания? Полководцу не надо быть ни ученым историком, ни знатоком государственного права, но он должен быть близко знаком с высшими областями государственной жизни, он должен знать господствующие направления, действующие интересы, очередные

Из книги Мирза-Фатали Ахундов автора Мамедов Шейдабек Фараджиевич

1. Возможные бои ввиду их последствий должны рассматриваться как действительные Когда высылают отряд, чтобы отрезать путь отступления бегущему неприятелю, и он после этого сдается, не вступая вовсе в бой, то решение его вызвано лишь тем боем, который ему предлагает

Из книги Подъем и падение Запада автора Уткин Анатолий Иванович

122. Почему дети не должны стремиться быть похожими на родителей ни в чем? Подлинное достоинство человека может проявляться в ограниченном количестве вещей. Одно из наиболее существенных проявлений достоинства – непохожесть на других. Непохожесть во всем: во внешнем

Из книги Сокровенный смысл жизни. Том 3 автора Ливрага Хорхе Анхель

Из книги Государь. По ту сторону добра и зла автора Макиавелли Никколо

Что делать? Начальник штаба армии США генерал Эрик Шинсеки требовал войск, значительно превышающих 200 тысяч солдат - чтобы плотно контролировать Ирак. И специалистов по наведению послевоенного порядка должно было быть вдвое больше. Шинсеки с его требованием послать в

Из книги Теория нравственных чувств автора Смит Адам

Из книги автора

Глава XVIII. О том, как государи должны держать слово Излишне говорить, сколь похвальна в государе верность данному слову, прямодушие и неуклонная честность. Однако мы знаем по опыту, что в наше время великие дела удавались лишь тем, кто не старался сдержать данное слово и

Из книги автора

Глава VI. В КАКОМ СЛУЧАЕ МЫ ДОЛЖНЫ РУКОВОДСТВОВАТЬСЯ В СВОИХ ПОСТУПКАХ ОДНИМ ТОЛЬКО ЧУВСТВОМ ДОЛГА И В КАКОМ СЛУЧАЕ К ЭТОМУ ЧУВСТВУ ДОЛЖНЫ ПРИСОЕДИНЯТЬСЯ ДРУГИЕ ПОБУЖДЕНИЯ Религия дает такое могущественное побуждение для проявления добродетели и создает такую крепкую

Мы хотим дать нашим детям все самое лучшее. Мы бы хотели дать им все, чего сами никогда не имели. Но иногда родители заходят слишком далеко в том, как они показывают свою привязанность и любовь. И это не приносит пользы. Поэтому прежде чем начать что-либо делать, обратите внимание на список, приведенный ниже. Здесь перечислены вещи, которые вы никогда не должны делать для своих детей.

Заставлять их чувствовать себя главными

Важно, чтобы ваши дети чувствовали себя особенными, но если вы потеряете свой авторитет в их глазах, это будет иметь только негативные последствия. Именно вы должны устанавливать границы и ограничения для них. Несмотря на то что очень важно доверять им определенные обязанности, ваша обязанность как родителя заключается в том, чтобы направлять их и помочь добиться успеха в том, что они делают.

Доверять детям слишком много денег

Деньги - это инструмент, а не игрушка. Чем раньше вы поможете своим детям это понять, тем лучше будет для них. Несмотря на то что мы живем в эпоху изобилия, и существует простой доступ к множеству вещей, ваша работа как родителя заключается в том, чтобы научить детей управлять ресурсами, но не изобилием. Доверяя им миллионы долларов или покупая дорогие ювелирные изделия в первые годы жизни, вы придете к тому, что они не смогут с ними справиться, и в результате получите ребенка, который не умеет быть благодарным.

Не позволять им работать

Работа имеет большое значение. Каждый ответственный взрослый человек должен работать, чтобы иметь средства для жизни. Дайте им понять, что работа очень важна для их успеха. Вполне понятно, что вы хотите защитить своих детей от всего, что является слишком трудным и сложным. Но если вы дадите им жизненный урок, связанный с работой, это даст им защиту в будущем. Установите для них планку, к примеру, поступление в колледж. Позвольте им зарабатывать что-то и испытывать чувство гордости из-за этого.

Побуждать их не отдавать

Один из наиболее важных уроков, который родители могут дать своим детям, заключается в том, что они должны отдавать, а не только брать. В этом и заключается жизнь. Вы принимаете и вы даете. Не удерживайте своих детей от желания добровольно протянуть руку помощи в любых делах или в любви.

Не требовать от детей благодарности

Вы можете чувствовать, что ваш ребенок заслуживает всего, что получает, и никому ничего не обязан. Но это не мешает воспитывать в нем чувство благодарности. Такие слова, как «спасибо» - это естественный способ заставить их понять важность всего, что им дают.

Вести себя как избалованный ребенок перед ними

Мы как родители должны подавать пример. Наши дети должны видеть, что мы ответственны, тактичны и тверды. Перед ними нам не следует ныть и жаловаться на жизнь.

Не устанавливать границ

По своей природе дети хотят баловаться. Но в ваши родительские обязанности не входит баловать ребенка. Скорее всего, вы нужны для того, чтобы убедиться, что у детей есть все необходимое. Поэтому необходимо устанавливать ограничения для них. Если таких границ нет, ребенок становится грубым и не уважает других.

Все время позволять им делать собственный выбор

Вы должны понимать, когда нужно давать своим детям свободу выбора, а когда нет. Существует разница в желании получить новый гаджет или конфеты. Поэтому только от вас зависит, какие вещи должны быть у ваших детей, а без каких они могут обойтись.

Дарить подарки по неправильным причинам

Если вашему ребенку неинтересно со старой игрушкой, и вы покупаете новую, только чтобы прекратить нытье, вы делаете подарки по неправильным причинам. Подарки нужно дарить, чтобы показать ребенку, что он этого заслуживает. Но также подарки должны показывать, что ребенок достаточно ответственный, чтобы играть с ними.

Не показывать пример других отношений

Не позволять детям отвечать за свои поступки

Ваш ребенок должен нести ответственность за свои действия. Да, он будет делать ошибки, но если он не будет за них отвечать, то никогда не сможет извлечь из них урок.

Ее основная мысль такова: если людям действительно нужно от Церкви спасение , то они должны быть готовы потерпеть временные неудобства, а если спасаться они не намерены, то никаким пряниками в Церкви их не удержишь.

В целом я с Сергеем согласен, но вижу опасность, что из статьи сделают неправильные выводы. А именно: что вовсе не нужно бороться со всяческими церковными нестроениями, что всё это мелочи, недостойные внимания, а для кого они стали соблазном, те сами виноваты. Словом, все хорошо, прекрасная маркиза. Уверен, что сам Худиев этого не думает, но такое прочтение его статьи вполне возможно.

Дело вот в чем: рассуждая об отношении людей к Церкви, мы невольно исходим из своего опыта. И у меня, и у Худиева опыт был примерно одним и тем же: то есть мы изначально росли в неверующих семьях, однако на определенном этапе взросления атеизм советского разлива стал нас раздражать, у нас начался период духовных исканий, мы шарахались из крайности в крайность, увлекались то тем, то этим… а в какой-то момент вдруг ощутили, что Истина - в христианстве. Ощутили не столько на интеллектуальном уровне, сколько на уровне внутренних переживаний. В каком-то смысле это можно назвать опытом встречи со Христом внутри своего сердца. И уже имея такой опыт, мы принимали сознательное решение креститься в Православной Церкви, а крестившись, начинали стремительно воцерковляться - жить церковной жизнью, читать православную литературу, избавляться от прежних стереотипов. Это, конечно, не гарантировало от разных духовных проблем и ошибок, но, по крайней мере, в Церковь мы пришли совершенно сознательно, пришли ко Христу, пришли, понимая, что нуждаемся в спасении. И, конечно, готовы были терпеть всяческие непотребства - лишь бы те не мешали самому главному.

Но таких, как мы - не сто процентов, и может быть, даже не большинство. Множество людей приходили и приходят в Церковь по другим причинам, гораздо более «посюсторонних». У кого-то основная мотивация - патриотизм, любовь к русской традиции, у кого-то - общекультурные соображения, у кого-то - эстетические (любовь к церковному пению, к храмовой архитектуре, к иконописи), у кого-то интерес к мистическому (не всегда здоровый), кто-то пришел за компанию, кого-то убедили прийти родные и близкие, кто-то пришел в трудную минуту жизни, нуждаясь в утешении, в помощи… Словом, обстоятельства могут быть самыми разными.

Что происходит дальше? Вот в силу каких-то банальных мотиваций человек принял святое крещение, попробовал жить церковной жизнью, как ему сказали священники или верующие «со стажем» - то есть регулярно посещать богослужения, молиться дома, соблюдать посты, исповедоваться и причащаться. Первое время ему сопутствует благодать, подаваемая в таинстве Крещения. А дальше - по-разному. Кто-то, придя в Церковь из несерьезных, в общем-то, соображений действительно начинает меняться, в его душе происходит настоящий переворот, он искренне кается и искренне борется с темной стороной своей натуры, всерьез изучает православное вероучение, и таким образом обретает глубокую веру. Он потом с улыбкой может вспоминать исходные обстоятельства своего крещения - и понимать, что таков, значит, был Промысел Божий в его отношении.

Но такое развитие событий вовсе необязательно. Нередко (а может, даже и чаще) человек постепенно теряет интерес к религиозной сфере, начинает вести церковную жизнь по инерции, а потом и инерция кончается, и он уходит из Церкви. В большинстве случаев - тихо, но иногда - демонстративно хлопая дверью. Потому что обо что-то споткнулся.

В любом случае это его личный выбор. Он не запрограммированный робот, у него есть свобода воли, которую он может в предложенных ему обстоятельствах реализовать по-разному и нести ответственность перед Богом и совестью. Однако выбор делается не на пустом месте. На выбор многое влияет, и в том числе - реальная обстановка в церковной жизни, нравы на приходе, поведение духовенства и верующих, медийный образ Православия, в конце концов.

Иначе говоря, существуют соблазны - причем соблазны не только вовне Церкви, но и внутри нее. Столкнувшись с соблазном, человек не обязательно вынужден ему поддаться. Вероятность вовсе не стопроцентная. Но и не нулевая. Тут, конечно, сразу вспоминаются слова Христа: «Горе миру от соблазнов, ибо надобно придти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит» (Мф. 18:7). Значит, горе тому христианину, который своими словами и поступками оттолкнул кого-то от Церкви. Бесполезно будет на Страшном Суде ссылаться на то, что соблазнившийся сам виноват. Он, может, и виноват, и даже точно виноват, но мы, его подтолкнувшие, виноваты гораздо сильнее.


К сожалению, далеко не все это понимают. Мне приходилось слышать, как люди оправдывали себя, цитируя слова апостола Иоанна: «Они вышли от нас, но не были наши: ибо если бы они были наши, то остались бы с нами; но они вышли, и через то открылось, что не все наши» (1 Ин. 2:19). Вырывая их из контекста, фактически утверждают, что с нас взятки гладки, а кто ушел из Церкви, не вынеся те или иные мерзости, сам кузнец своего несчастья. «Не виноватые мы, он сам ушел» - перефразируя старый советский фильм.

Нет, виноватые. Именно поэтому нельзя мириться с тем, что в церковном лексиконе деликатно именуется «нестроениями» - а проще говоря, грехами духовенства и мирян. Понятно, что Церковь не из праведников в массе своей состоит, а из грешников, и грехи в ней были, есть и будут. Но можно, по крайней мере, пытаться уменьшить их концентрацию. Можно честно сказать себе и другим: да, у нас многое плохо. Да, видя наше поведение, многие уходят из Церкви, и нам за это придется ответить перед Христом. Да, мы не должны, конечно, плясать в присядку перед интересующимися и новоначальными, не должны пытаться им понравиться любой ценой - но и вести себя по-свински тоже не должны. И уж ни в коем случае не должны оправдывать свинство псевдобогословскими аргументами.

Иначе уходящих с каждым годом будет становиться все больше и больше. А мы, оставшиеся, будем привычно обличать безбожников, у которых просто нет «органа, которым верят». И сами не заметим, как уйдет из нашей веры самое главное: любовь.

Загрузка...
Top