Самый высокий минарет. Самый высокий минарет в мире – Кутб-Минар, Дели, Индия. Возведение башни в честь победы ислама

Кутб-Минар – это самый высокий минарет, созданный строителями прошлого, и в мире и в Индии. Раньше этот комплекс располагался в центре столицы, и так уж получилось, что со временем город застраивался и заселялся от разрушенного минарета. Сейчас же Кутб-Минар оказался практически на окраине многомиллионного города.

При первом взгляде весь исторический комплекс восхищает и ошеломляет своей площадью застройки и грандиозностью когда-то бывших на этом месте строений. Сразу же бросается в глаза наклон башни. Возможно это от землетрясения, а возможно так задумано строителями? Мы не можем спросить у очевидцев тех времен. Говорят, что башня до сих пор стоит благодаря слову Корана. Все может быть…
Кутб-Минар сейчас находится в списке памятников всемирного наследия и охраняется государством.

И вот мы перед входом. Перед нами небольшая, красивая арка. За ней виднеются развалины когда-то красивейшего исторического комплекса. У небольшой кассы большая очередь, которая не подчиняется никаким законам, каждый норовит протиснуться вперед. Все одновременно хотят получить свои билеты и с усердием протискиваются мимо, поглядывая на нас. Наконец наше терпение иссякает и я также решительно с улыбкой протискиваюсь к заветному окошечку. Билеты куплены и мы, слегка помятые, идем ко входу.

Самый высокий минарет в мире.

Как нам сказал гид: “Первый ярус Кутб-Минар построил в конце XII века князь Чаухан для своей дочери, чтобы та с высоты любовалась прекрасными видами берегов чудесной реки Ямуны. Но уже через несколько лет мусульманский властелин Айбек изменил внешний вид башни. Башня тогда и получила название, дошедшее через века до нас – Кутб Минар. Затем уже его потомки достраивали Кутб-Минар. В 1370 году император Туглак наконец-то закончил строительство, завершив последние IV и V ярус, тем и прославился в истории. И вот перед нами это величественное сооружение – башня Кутб-Минар, дошедшая до наших времен. Представьте себе высоту двух 9 этажных домов, поставленных друг на друга. Так вот, его высота составляет 72,6 метра, диаметр основания 14 метров, а диаметр вершины около 3 метров.

Несмотря на внушительные размеры, минарет выглядит легкой и изящной башней благодаря тонкому рисунку, выложенному красно-желтым песчаником.
Росписи на камнях показывают нам этапы строительства Кутб-Минар. По внешнему виду достроек можно проследить изменения стиля. Башня Кутб-Минар сооружена в честь победы ислама, на ней сохранились многочисленные надписи на хинди и арабском - смешение языков объясняется разным строительным материалом, т.к. были использованы камни разрушенных после завоевании территории индуистских храмов. Раньше на башне был купол, но землетрясение разрушило его, в 1802 был заменен на другой, но он не соответствовал стилю минарета и был снят в 1848 году, да так и остался лежать рядом.

Ворота ислама.

Перед нами огромные ворота – называют еще ворота Аллаи Дарваза или «ворота ислама», они поистине красивые, многочисленная резьба удивляет и восхищает, можно долго стоять рядом, разглядывая это чудо света, что я и сделала. Мастерство и умение мастеров древности поражает.

Невдалеке от ворот мы увидели гробницу святого XV в. имама Мухаммада Али, который был широко известен как Имам Замин. Кстати, он родился и вырос в Туркестане.

Мощь ислама.

Рядом с башней находится мечеть Кувват-уль-Ислам, ее еще называют “Мощь Ислама”, она носит название Великая мечеть, которая и была возведена во время правления Айбека.
Надписи на персидском языке прямо указывают на то, что стройматериал так же брался с руин разрушенных индуистских храмов.
Сразу же после завоевания Индии мусульманами был разрушен целый комплекс красивейших, древнейших храмов, захватив землю, сразу же стали внедрять свою веру. А камни разрушенных храмов использовали в строительстве. Это была первая мечеть, воздвигнутая в столице Индии после завоевания.

Один из правителей Хильджи решил увековечить свое имя и затмить красотой и величием Кутб-Минар задумал построить Минарет выше в два раза, но ему не удалось осуществить свою мечту. Успел построить башню всего высотой всего 24,5 метров. Так и стоит разрушенным этот символ тщеславия и гордыни.

Рядом с Кутб-Минар стоит ещё одна популярная достопримечательность комплекса. Одна из гипотез появления этой колонны связана с метеоритом, упавшим на землю, якобы из него было сделано 3 колонны, две упали и сейчас они в земле, третью несколько раз устанавливали после падения. Другая гипотеза связана с древнейшей цивилизацией, предполагается, что процесс изготовления связан с наращиванием решетки структуры железа. Сейчас так выращивают некоторые кристаллы небольших размеров. Этим и объясняют ученые ее лечебные свойства.

Легенды минарета.

Про лечебные свойства колонны из металла люди знали давно, поэтому то и сейчас желающих обнять ее достаточно много. Сейчас же это невозможно так как она огорожена небольшим забором, но говорят, что можно договориться с охранником и прикоснуться с вожделенному железу, но нам этого увидеть не удалось. Хотелось бы воспользоваться такой возможностью и подлечится, но нарушать запрет мы не стали.

Много отдыхающих расположилось под деревьями. Видно было, что это местные, прихватив питье и продукты отдыхали в прохладе.

Кутб-Минар красивый парк. Красивые газоны, цветы, подстриженные кусты с яркими цветами, множество изящных скамеек - все вызывало восторг и восхищение, но мы с печалью смотрели на эту, когда-то бывшую красой и гордостью, «жемчужину».
Время безжалостно стирает следы цивилизаций, разрушает созданное людьми, вот и этот комплекс не смог противостоять потоку времени…
Сейчас он предстает перед нами в разрушенном виде, от него остались лишь часть экрана с надписями на арабском и рисунками, да часть крытых арочных галерей, но и эти внушительные развалины позволяют судить о грандиозности, красоте и изяществе архитектуры.

Кутб-Минар, великий минарет Индии

По поводу строительства мечети существует немало предположений и гипотез. Согласно одной из них, башню начал строить Кутб-ад-Дин. Ставленник султана Мухаммеда Гурида являлся по происхождению рабом, купленным в Средней Азии. Но своим благочестивым поведением и добрым отношением к товарищам заслужил расположение султана. В награду Мухаммед назначил Кутб-ад-Дина губернатором завоеванных индийских территорий. Находясь под впечатлением от афганского , Кутб-ад-Дин решил построить минарет не только ничем ему не уступающий, но даже превосходящий его по красоте.

Фундамент будущей башни был заложен в 1193 году, но дальше строительство застопорилось. Позже, уже при правлении Шамсуддина Илтутмыша, наследника Кутб-ад-Дина, было возведено три яруса башни. И лишь при императоре Фирузшахе Туглаке в 1368 году был достроен последний пятый ярус. Сейчас высота минарета составляет семьдесят два с половиной метра, а на вершину строения ведут 379 ступеней.

Глядя на башню снизу вверх, можно проследить, как развивался и изменялся архитектурный стиль того времени. Минарет Кутб-Минар построен на территории самой древней индийской мечети Кувват-ул-ислам, что в переводе означало “мощь ислама”. До этого здесь было несколько индуистский культовых сооружений, среди которых и храм бога Вишну, созданный в 1143 г. Притхвираджей Чауханом. Некоторые стены индуистских храмов сохранились вплоть до наших дней и мирно соседствуют с минаретом.

Башня сложена из красного песчаника, а над третьим ярусом при строительстве использовали белый мрамор. Некогда башню венчал купол, но при землетрясении 1803 года он был обрушен. Восстанавливать его не стали, а его останки так и остались лежать неподалеку от минарета.

Диаметр основания башни равен 14,3 метра. С каждым ярусом башня всё больше и больше сужается, и на пятом ярусе диаметр этажа равен всего 2,7 метров. Стены башни расписаны замысловатой резьбой, среди которой встречаются и изречения из Корана.

Однако при строительстве столь высокого минарета было утеряна, пожалуй, главная особенность подобных строений. Как известно, минарет служит местом откуда несколько раз в день разносятся призывы муэдзина к молитве. Однако башня получилась столь высокой, что крик муэдзина был почти не слышен с неё.

Архитектурный ансамбль Кутб-Минар

Стоит отметить, что помимо башни здесь есть ещё одна, не менее занимательная достопримечательность - небольшая железная колонна, которая установлена неподалеку от минарета. Высота этого, с виду незамысловатого сооружения, всего 7,2 метра, а вес около 6 тонн.

Если верить летописям, то отлита колонна была в 895 году до нашей эры. Возникает вопрос, как колонна могла сохранится в целости и сохранности до наших дней и не заржаветь?! Благодаря ряду тестов удалось установить, что химический состав колонны почти 100% чистое железо.

До сих пор остаётся загадкой, как же удалось получить при плавке подобный состав железа, так как по тем временам данная процедура была технически невыполнимой! Ходят слухи, что материалом для плавки послужил метеорит, который упал на Землю почти три тысячи лет назад.

Когда в 1739 г. персидский император Надир Шах захотел увезти железный столб к себе на родину, ему не удалось вытащить колонну из грунта. Отчаявшись, Надир Шах приказал обстрелять её ядрами, которые оставили на поверхности лишь незначительные отметины.

Считается, что если обнять колонну и загадать желание, то оно непременно исполнится. Вера в подобную мистическую силу колонны настолько велика, что администрация минарета приняла решение огородить колонну для её лучшего сохранения.

В 1311 г. султан Алауддин Хилджи пристроил к мечети Кувват-ул-ислам величественные ворота, называемые Алаи Дарваза, или Ворота Аллаха. Украшенная тонкой резьбой по мрамору арка ворот (высота 18,3 м) по форме напоминает изогнутую подкову. Алаи Дарваза считаются одним из самых замечательных образцов индо-мусульманского архитектурного синтеза.

Немного ниже уровня ворот из песчаника и белого мрамора выстроена небольшая, квадратная в проекции гробница Имама Замина, главного духовного лица мечети Кувват-ул-ислам. Имам Замин приехал в Индию из Туркестана во времена Сикандера Лоди и был весьма почитаемым лицом среди индийских мусульман.

С противоположной стороны мечети Кувват-ул-ислам, напротив Алаи Дарваза, высится любопытное сооружение, напоминающее по форме основание Кутб-Минара. Это - Алаи-Минар. Алауддин Хилджи, будучи человеком чрезвычайно тщеславным, решил превзойти своих предшественников и выстроить башню, которая была бы более чем вдвое выше Кутб-Минара (183 м). Строительство Алаи-Минара началось в 1311 г., но стены были подняты лишь на 15 м. Со смертью Алауддина в 1315 г. работы прекратились, и башня осталась недостроенной. Вход в неё расположен с восточной стороны. Наличие платформы под минаретом также полностью отвечает требованиям мусульманской архитектуры.

Как памятник архитектуры представляет интерес и гробница султана Шамсуддина Илтутмыша. Мавзолей был построен в 1235 г. дочерью султана Разией Бегам, которая сама правила в Дели в 1236-1240 гг. Усыпальница считается одной из самых древних мусульманских гробниц Индии. До сих пор хорошо сохранилась резьба по мрамору, строгие орнаменты и изречения из Корана. Над беломраморным надгробием когда-то возвышался купол внушительных размеров.

На сегодняшний день вокруг башни Кутб-Минар построено ограждение, а чтобы попасть на территорию для знакомства с этой необходимо приобрести билет.

Комплекс Кутб-Минар в Дели является первой , которую вы посетите на экскурсии «Золотой треугольник» Индии. После того, как вы прибудете из в аэропорт Дели, вас привезут первым делом именно сюда.

Минарет Кутб-Минар в Дели достигает в высоту 73 метра, а его строительство началось 8 веком назад Кутб-уд-дин Айбаком. «Башня Победы» состоит из пяти различных этажей, каждый из которых сужается. У основания диаметр Кутб-Минара составляет 15 метров, а на вершине 2.5 метра.

Первые три этажа Кутб-Минара выполнены из красного песчаника, а 4-ый и 5-ый - изготовлены из песчаника и мрамора.

Возле минарета располагается мечеть Кувват-уль-Ислам, являющаяся первой мечетью построенной в Индии.

Надпись над ее воротами вызывающе сообщает, что ее построили из материалов, полученных из 27 разрушенных индуистских храмов.

7-метровый железный столб, стоящий во дворе мечети, окружен оградой.

Индусы верят, что, если вы сможете обхватить его руками, стоя спиной к нему, то ваше желание будет исполнено. Этому столбу уже более 16 веков, а он за это время не заржавел. Многие индусы верят, что он состоит из инопланетного сплава, а ученые не могут ни подтвердить, ни опровергнуть данную догадку. Железный столб был вывезен мусульманами из индуистского Храма Вишну, точно также как и колонны храма, которые теперь украшают мечеть.

История Кутб-Минара окутана тайной. Одни считают, что он означает начало правления мусульман в Индии. Другие полагают, что он служил в качестве минарета, откуда муэдзины созывали верующих к молитве.

Кутб-уд-дин Айбак надумал строительство Кутб-Минара 800 лет назад, но при жизни смог только закончить первый уровень. Его преемник Илтутмуш достроил еще 3 этажа, а Фироз Шах Тугхлак после него достроил последний 5-й этаж.

Различие архитектурных стилей при правлении Айбака и Тугхлака совершенно очевидны. Технология и даже материалы, используемые при строительстве, отличаются. Башня украшена полосами надписей и четырьмя выступающими балконами. Если говорить честно, то мечеть Кувват-уль-Ислам в комплексе Кутб представляет собой руины, но она является непревзойденной.

Илтутмуш в 1230 году и Алла-уд-дин Кхильи в 1315 году внесли дополнения в здание. Главная мечеть состоит из внутреннего и внешнего двора, украшенная колоннами. Большинство из этих колонн из 27 индуистских храмов, которые были разграблены и из них была построена мечеть. Поэтому, не удивительно, что мечеть украшена типичным индуистским орнаментом. На колоннах индусами были высечены фигуры людей, но когда эти колонны были помещены во двор мусульманской мечети, то все лица на колоннах были уничтожены, так как в мечетях запрещается изображать лица.

Следующим серьезным историческим местом в Дели стал Кутуб-Минар, который наш гид отметил как мусульманский храм, в котором нет ничего мусульманского.

Кутуб Минар

Какая особенность у этой большой кирпичной башни? Дело в том, что Кутуб-Минар самый высокий в мире минарет, построенный из кирпича. Его высота около 73 метров, диаметр внизу - 15 метров, вверху - 3 метра.

Если приглядеться, то можно заметить, что Кутуб-Минар состоит из нескольких частей, отличающихся по дизайну. Причина этому, как всегда в те времена, проста - слишком медленные темпы строительства. Или слишком короткая продолжительность жизни заказчика.

Строить его начал первый мусульманский правитель Индии. Обратите внимание - мусульманский правитель. В конце XII столетия войска мусульман сломили сопротивление разобщенных индийских княжеств. К началу XIII века на всей территории Северной Индии образовалось единое мусульманские государство – Делийский султанат, а ислам стал новой религией Индии.

В итоге, противостояние мусульман и индуизма привело к тому, что в момент приобретения независимости англичане разделили Индию на две части, выделив из старой большой Индии мусульманский регион - Пакистан. Несмотря на официальную версию, озвученную гидом, об отсутствия противоречий и мирное существование, как нам показалось не все здесь гладко в смешанном индийском обществе. Но я забежал вперед. Итак, мусульманский правитель Кутб уд-Дин Айбек начал строительства самого большого минарета в мире, но успел сделать только фундамент. Его наследник пристроил еще 3 яруса, а закончили возведение в 1368 году, добавив 4-й и 5-й ярус.

Цель минарета как всегда прозаичная - показать, кто здесь самый крутой. А в остальное время проводить обзор окрестностей.

Историки обращают внимание на необычный дизайн башни. Он не характерен для мусульман, более того, в нем очень ярко выражены мотивы индуисских храмов. Возможно это сделано специально, так как у индусов была традиция отмечать крупные победы возведением "башни победы". И такой вариант дизайна был выбран, чтобы башня напоминала индусам на понятном им языке символов, кто победил в этой битве.

Раньше вход на башню был разрешен и можно было подняться на смотровую площадку на самом верху. Однако случилось несчастье, два школьника на экскурсии сорвались сверху и разбились. По этой причине вход на башню для посторонних был закрыт, а так как поддерживать ступени в рабочем состоянии перестали, то, со слов гида, теперь подъем наверх уже рискован сам по себе.

Следующим экспонатом, расположенным в непосредственной близости к Кутуб-Минару, стала грандиозная мечеть Кувват-уль-Ислам (что означает Мощь Ислама), которую еще называют Великая мечеть Дели. Но сейчас вы ее уже не увидите, так как она полностью разрушена и о ее размерах можно только догадываться.

Чем она интересна? Строительство мечети началось в 1190 году и строили ее из остатков двадцати семи разрушенных индуистских и джайнских храмов. Это очень хорошо видно по колоннам, они все разные.

Так как ислам запрещает изображение "животников" (как любил говорить наш гид) и людей, только абстрактные знаки, чтобы соблюсти требования ислама, но не расстаться с халявным строительным материалом, всем животникам и людям посрубали головы и другие, особо выдающиеся части тела.


В таком виде изображения уже не нарушали устои ислама и колонны старых индусских храмов пошли в стройку.

Это была первая мечеть, построенная в Дели после исламского завоевания.

Кроме того сохранилась еще гробница султана Алу-уд-дина Хильджи. Чем он прославился не знаю, в моей памяти не осталось следа.

На выходе мы поинтересовались у гида, а что еще за круглые развалины видятся за деревьями. Оказывается, еще один правитель решил превзойти Кутуб-Минар и начал закладывать фундамент более грандиозной башни, но не успел по уже знакомым нам причинам.

После его смерти желающих продолжить строительство почему-то не нашлось.

Ну а в заключении еще один снимок (как обещал nikor 35 мм)

Эти закутки, глубиной 2-3 метра были... "гостиничными" номерами. Раньше все было очень просто.

Железный столб Дели

А теперь о гораздо более интересном. Из уроков химии/физики многие вспомнят о знаменитом железном нержавеющем столбе, который нашли в Индии. Столб имеет высоту 7 метров и вес 6 тонн. И мы его увидели!

Кутуб-Минар (в центре) и нержавеющий железный столб (справа)

Первоначально столб находилась в храме Вишну города Матхура. Потом храм был разрушен сами уже знаете кем, остатки храма использовались как стройматериалы для минарета Кутб-минар и для мечети Кувват-ул-ислам. Столбу же применения найти не смогли, поэтому он просто стоит. Простоял он уже 1600 лет, являясь головной болью для местного управления культуры. Ведь если столб стоит и ничего с ним не происходит, значит на него ни бюджета не выделяется, ни реставрацию замутить, ни спирт, ни наждачку не списать. Невыгодной экспонат с экономической точки зрения для потомков.

Фото А. Моисеевой

Конечно, смириться с такой ситуацией никто не хотел, поэтому стали изучать загадочный столб.

Химическими анализами того, что удалось отковырнуть от него, установлено, что столб состоит из очень чистого железа (99,4-99,8 %). Среди примесей почти большую часть составляет фосфор. По содержанию углерода (до 0,15 %) это низкоуглеродистая сталь. Химический состав: Железо - 99,722 % Фосфор - 0,114 % Углерод - 0,08 % Кремний - 0,046 % Азот - 0,032 % Сера - 0,006 % Т.е. по большому счету обычное железо. Другие железяки, изготовленные умельцами по всему миру в аналогичное время практически не доживают до наших дней или доживают в очень покусанном ржавчиной виде.

Почему же этот железный столб не ржавеет? Есть несколько версий.

Столб сделан из чистого метеоритного железа, а как известно, все, что хоть как-нибудь связано с "оттуда", автоматически не требует дальнейших доказательств. Если железо "оттуда", значит оно имеет право не ржаветь.

Это древняя цивилизация, так как в те времена отлить столб такого размера технологий просто не было. А древняя цивилизация, конечно же "оттуда"

Это не цивилизация, это инопланетяне привезли "оттуда" прямиком и оставили нам, чтобы мы знали. А мы, тупые, так и не знаем.

Там, где появляется слово "оттуда", сразу же возникают вторичные последствия. Например, говорят, что колонна обладает лечебными свойствами, стоит ее обнять и будет тебе счастье и исцеление от всех болезней. Важно постоять возле колонны не менее получаса. Если бы эту колонну привезли к нам, то обнаружилось бы еще одно инопланетное свойство колонны. Если в мороз минус 40 голый индус обнимет колонну, да еще и лизнет ее, то она притянет его к себе и не отпустит, пока не потеплеет! Это будет покруче загадка, чем самоисцеление!

Но тайна как оказалась раскрывается просто - Многолетними усилиями российских исследователей выявлен ряд неизвестных ранее особенностей этой постройки. Например, оказалось, что фундамент колонны выполнен в виде двусторонней пирамиды (ромба) (Прим.В.С. - видимо эти самые ученые первый раз наконец-то взглянули на столб), он образует невидимый обычным глазом вертикальный энергетический поток, напоминающий по форме пламя свечи высотой около 8 метров и диаметром более 2 метров. Они же нашли внутри колонны миниатюрный атомный реактор, излучение которого защищает колонну от ржавления. Теперь то сразу стало все на свои места... Конечно же инопланетяне не при чем, просто древние индусы воткнули реактор в обычный кусок железки. Никакой уфологии, все по-земному, по-человечески. А то честно говоря уже тошно от этого космического бреда (см.). Реактором и ромбом конечно же легко объясняется чудо излечения - энергетические потоки великая сила. Особенно в форме свечи.

Еще одна удивительная вещь, в 1739 году в столб было выпущено пушечное ядро, которое не нанесло ему никакого вреда, как утверждают путеводители. Учитывая, что пушечные ядра в среднем имели вес от килограмма до 18 кг, большую пушку вряд ли прикатили бы для этого эксперимента, били скорее всего из какой-нибудь пехотинской. Пусть будет 9 кг. Вес столба 6 тонн. Поэтому максимум, что могло сделать ядро - небольшую вмятину. И она есть на столбе. А вот чего-либо "удивительного" в этом факте как раз нет.

Тема мне была любопытна с инженерной точки зрения, хотя я не металлист, имею только общие представления из техникумовского курса. Вот что удалось выяснить. Во-первых, столб не имеет космического происхождения, так как не содержит характерные для "космического железа" примеси, в частности никель. Поэтому версия "оттуда" начинает рушиться. Во-вторых этот столб далеко не уникален. В городе Дхар (штат Мадхья Прадеш) находится несколько металлических столбов похожих на знаменитую железную колонну, только они более старые и расположены горизонтально.

Три нержавеющих столба из города Дхар

И, кстати, не круглые. Только про эти три столба дают очень мало информации, так как если их привезти и расположить рядом с Делийским, то версия прямого происхождения "оттуда" сразу начинает увядать. Как и другие невероятные столбовые способности.

Более того, в основании делийского столба обнаружены следы коррозии, а если не ошибаюсь, в 60-х годах прошлого века столб подвергли чистки. Не думаю, что чистили его только от птичьего помета. Потому что одно время он выглядел вот так:

Старая фотография заставляет усомниться в полной "нержавейке"

Так как анализ проводили не только вышеупомянутые "псевдоисследователи", но и другие ученые, наиболее правдоподобной мне показались следующие выводы:

В химическом составе железа содержится высокий процент фосфора, который образует защитный слой на поверхности металла и заодно придает изделию из такого железа ломкость. Еще раз посмотрите на фотографию места удара ядра и трещины, которые пошли вбок.

Индийскими учеными из Department of Materials and Metallurgical Engineering, Electrochemistry and Corrosion Division, Defense Materials and Stores Research and Development Establishment, Indian Institute of Technology, Kanpur в феврале 2002 года были проведены обстоятельные исследования со следующим резюме (перевел с английского как мог): Критическим фактором высокой коррозионной стойкости является формирование тонкого металлооксидного слоя, который резко снижает скорость коррозии. Процессу формирования защитного слоя из кристаллического фосфата помогают циклы смачивания и сушки, что является важным вкладом в устойчивость к коррозии. Таким образом, коррозионная стойкость железного столба Дели обусловлена как окружающей средой, так и высоким содержанием фосфора, обеспечивающего защитную пленку из кристаллического гидрофосфата железа.

Индийские ученые считают, что древние кузнецы не обладали уникальными знаниями химии сплавов, а просто подбирали состав железа опытным путем. А если мы вспомним, что древние индусы изобрели булат и вообще были очень опытными металлургами, то озвученная версия мне кажется наиболее верной.

На этом наше знакомство с Дели закончилось, и мы отправились в Агру.

В столице Индии находится грандиозное сооружение Кутуб-Минар (Башня Победы) – уникальный памятник индо-исламской средневековой архитектуры. Это самый высокий кирпичный минарет в мире и самая высокая башня в Индии. В 1993 году объект внесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Возле минарета находится еще несколько сооружений, составляющих вместе комплекс исторических памятников различных эпох: старейшая индийская мечеть – Кувват-уль-Ислам, минарет Ала-и-минар, гробница Имама Замина, ворота Ала-и-Дарваза и загадочная металлическая колонна, неподдающаяся коррозии.

Кутуб-Минар (также Кутб-Минар или Кутаб-Минар) построен несколькими поколениями властителей Делийского султаната.

Минарет Кутаб-Минар

Уникальный памятник средневековья – кирпичный минарет имеет высоту 72, 6 метров. В 1193 году Кутб уд-Дин Айбек, первый мусульманский правитель Индии, увидев афганский Джамский минарет и пожелав его превзойти, начал строительство минарета, но только завершил фундамент. Еще три яруса построил его наследник Илтутмиш, пятый и последний ярус в 1368 году достроил Фируз-шах Туглак. По внешнему виду сооружения прослеживается развитие архитектурного стиля.

Кроме обычного назначения: собирать людей на молитву в мечети Кувват-ул-Ислам, минарет использовали как Башню Победы, чтобы все увидели мощь ислама; также с башни наблюдали окрестности, охраняя город. Историки считают, что минарет назван в память первого тюркского султана Кутбуддина Айбака, по другой версии – в честь святого из Багдада Кутбуддина Бахтияра Каки, который поселился в Индии и имел большой авторитет у Акбара.

Комплекс украшают необычные орнаменты, которые абсолютно несовместимы с Исламом. Это объясняется тем, что для строительства использовали камни из развалин разрушенных индуистских храмов. Так возникло необычное сочетание или, своего рода, слияние различных вероисповеданий в одном архитектурном культовом сооружении.

Минарет Ала-и-Минар

Алауддин Хильджи начав строить минарет Ала-и-Минар, имел желание создать его в два раза выше Кутаб-Минара. Когда конструкция достигла высоту 24,5 метра, строительство прекратили. После смерти Алауддина построили только один ярус, который сохранился до настоящих дней.

Мечеть Кувват-уль-Ислам

Основатель ордена мамлюков или Династии Рабов Кутб-уд-Дин Айбек начал в 1190 году строительство мечети Кувват-уль-Ислам (Мощь Ислама), многим известную под названием Великая мечеть Дели или мечеть Кутб. Стройматериалы для мечети доставляли с разрушенных двадцати семи джайнских и индуистских храмов. Это первая мечеть, которую построили в индийской столице после исламского завоевания.

Позже мечеть расширяли и достраивали. В настоящее время мечеть разрушена, но по внушительным развалинам можно судить об исламской архитектуре.

Западнее мечети расположена могила Илтутмиша, возведенная в 1235 году. Строительство мавзолея показывает отклонение от индийских обычаев кремации.

Ворота Ала-и-Дарваза

Внушительные ворота Ала-и-Дарваза первый султан столицы Индии династии Хильджи Алауддин.

Гробница Имама Замина

Северо-восточнее ворот Ала-и-Дарваза располагается небольшая гробница суффийского святого пятнадцатого века имама Мухаммада Али, широко известного под именем Имам Замин. Он, будучи уроженцем Туркестана пришел в Индию в период правления Сикандара-шаха Лоди (1488-1517 гг.). Имам Замин принадлежал суфийскому ордену Чишти. Гробницу, площадь которой 7,3 кв. м, построили в 1537-1538 гг. еще при его жизни, а через год он скончался.

Колонна из уникального железа

Интересную загадку представляет железная колонна, имеющая высоту семь метров и вес шесть тонн. Колонну воздвигнул царь Кумарагупта династии Гупта, которая правила в 320-540 года в Северной Индии.

Железная колонна в Дели (Кутубова колонна) расположена приблизительно в двадцати километрах на юг от Старого Дели. Колонна приобрела широкую известность из-за того, что за 1600 лет своего существования избежала коррозии.

К железной колонне – одной из главных достопримечательностей Дели, с давних пор стекались толпы богомольцев. Существует поверье, что если стать спиной к колонне и руками обхватить её сзади, то это принесёт счастье или исполнится загаданное желание. Чтобы защитить историческое сооружение от вандализма, в 1997 г. вокруг нее установили ограду.

Колонна была воздвигнута в честь царя Чандрагупты II в 415 году. Первоначально она располагалась на западе страны, в городе Матхура, в храмовом комплексе Вишну. Установленную перед храмом колонну венчало изображение священной птицы Гаруды. Царь Ананг Пола в 1050 году перевез её в Дели. А стройматериалы от разрушенных в тринадцатом веке построек храмового комплекса были использованы при строительстве минарета Кутаб-Минар.

Наличие в пятом веке такого огромного железного изделия выступало символом высокого богатства государства. Среди европейцев колонна в Дели приобрела популярность после работ английского востоковеда Александра Каннингема.

Выдвинутые ранее предположения, что железная колонна якобы откована или отлита из цельного куска железа, сейчас подвергаются большим сомнениям. Вероятнее всего колонну изготовили ковкой отдельных криц железа, масса которых составляла 36 кг. В качестве доказательства можно увидеть отчетливые линии сварки и следы ударов, также небольшое содержание серы и достаточно много неметаллических включений, т. е. шлака после плохой проковки некоторых участков.

Главной причиной стойкости Кутубовой колонны к атмосферной коррозии служит явление пассивации металлов, т. е. на её поверхности образовалась естественным образом плёнка оксида, которая предотвращает дальнейшее развитие коррозии. Также причинами являются низкая влажность воздуха в индийской столице, и увеличенное содержание в металле примеси фосфора, который усиливает способность стальной поверхности к пассивации. К электрохимической коррозии конструкция намного менее устойчива: вкопанная в землю часть подверглась значительной коррозии, ее покрывает сантиметровый слой ржавчины. Подобную колонну из Конарака, которая расположена поблизости моря, покрывает сильная коррозия. О железной колонне в Дели сложено много легенд, связанных с ее исключительной стойкостью.

Гиды часто упоминают, что для создания памятника использовали нержавеющую сталь. Но анализ, проведенный индийским ученым Чедари, доказывает, что в делийской колонне не содержится значительных количеств легирующих элементов, способствующих повышенной коррозионной стойкости, тогда как известно, все нержавеющие стали – легированные.

Существовало противоположное мнение, что колонна изготовлена из очень чистого железа. Такая гипотеза даже фигурировала в учебниках по металлургии, как образец высокой атмосферной стойкости чистого железа. Но материал колонны в Дели по содержанию примесей не доходит даже до технически чистого железа. Наиболее корректное название материала колонны – это сварочное, сыродутное или кричное железо.

В свое время, популярным было предположение о том, что колонна изготовлена из метеоритного железа. Давно известно, что оно отлично сопротивляется коррозии. Однако в метеоритном железе всегда находят никель, а в железе древней колонны никеля не обнаружено.

На железную колонну в Дели обратили свое внимание и уфологи, которые связали её происхождение с внеземными цивилизациями.

В Средневековье Кутуб-Минар считали одним из чудес света. А создатели Кутаб-Минара были гениальными математиками, если сумели провести такие точные расчеты. Кроме этого, они обладали редким художественным вкусом. Поэтому башня и остальные комплексные сооружения Кутаб-Минара до сих пор восхищают воображение посетителей.

Загрузка...
Top