Православный обряд погребения. Православные похороны

Похороны человека представляют собой обряд погребения умершего, символизирующий прощание и окончание земной жизни и начало новой, вечной. Весь ритуал похорон у славян имеет как христианские, так и языческие корни, тесно переплетенные и уже не разделимые в силу многовековых устоев.

Православные похороны в России, возможно, наиболее полно объединили в себе дохристианские традиции погребения и религиозные правила и порядок захоронения, традиции после похорон.

Это объясняется относительной терпимостью православия к языческим пережиткам, наличием многих социальных и исторических особенностей на различных территориях страны.

Предание земле, похороны умершего в каждой культуре и религии сопровождается определенной церемонией и обрядами. Таинственный и мистический переход из царства живых в царство мертвых находится вне сферы человеческого понимания, поэтому люди, в зависимости от религиозного миропонимания, исторических и культурных особенностей, выработали целую систему правил и традиций при похоронах. Они должны помочь усопшему освоиться в новом мире — ведь подавляющее большинство религий и вероисповеданий исходит из того, что смерть означает лишь конец земного периода существования.

Ритуальный обряд совершается в первую очередь в помощь умершему, хотя в настоящее время многие ошибочно рассматривают соблюдаемые обычаи захоронения и поминок как желание поддержать близких и родственников, разделить с ними горечь потери, проявление чувства уважения к усопшему.

Этапы похорон, православные традиции на похоронах в России включают в себя следующие основные мероприятия и обряды, в совокупности представляющие последовательную процедуру захоронения;

  • подготовка;
  • проводы;
  • отпевание;
  • погребение;
  • поминание.

Хоронить близких приходится каждому человеку. Важно соблюдать похоронный ритуал. Издавна сложились русские православные традиции (в том числе и не применяемые в настоящее время или используемые в отдаленных местностях у православных). Существует обязательный минимум, что нужно знать человеку, участвующему в процедуре захоронения.

Православный человек должен знать минимум необходимый для правильного стройства похорон

Особенно важна такая информация верующим. Многие люди приходят к Богу в зрелом возрасте и не знают некоторых обычаев, придавая значение не имеющим отношения к религии суевериям и, тем самым, не помогая душе умершего вступить в загробную жизнь. Для неверующих соблюдение традиций важно из чувства уважения к усопшему и собравшимся его проводить.

Подготовка к погребению

Подготовка является предпогребальным этапом похорон, включающим в себя несколько составных обрядовых мероприятий. При приготовлении тела к захоронению соблюдаются и некоторые языческие обычаи. Смерть в христианстве рассматривается как начало дороги в новую жизнь, поэтому покойник должен быть подготовлен и собран к дороге. Приготовление тела умершего к неземному пути имеет как религиозное и мистическое содержание, так и санитарно-гигиеническую составляющую.

Омовение тела

Усопший должен предстать перед Создателем чистым и духовно, и телесно.

Мистической составляющей обряда является то, что обмывание тела должны были совершать определенные люди — омывальщики.

Они не могли находиться в близком родстве с покойником, чтобы слезы не попали на тело. Оплакивание умершего не сочетается с христианским пониманием смерти как переходу к вечной жизни и встречи с Богом. Существует поверье, что материнская слеза жжет умершего ребенка. Омывальщики выбирались из числа старых дев и вдовых людей, которые чисты и не совершают телесных грехов. За работу в качестве награды полагались белье и одежда покойного.

Тело обмывалось на полу у порога дома, покойник располагался ногами к печке. Использовалась теплая вода, гребень и мыло. Считалось, что на применяемые при обмывании вещи переходят потусторонние мертвые силы, поэтому от них необходимо было избавиться как можно скорее. Горшки, в которых была вода для обмывания, гребни, мыльные остатки выбрасывали в овраг, выносили на перекрестки дорог, за поле. Использованная вода считалась мертвой и выливалась в дальнем углу двора, где не ходили люди и ничего не высаживалось.

Все эти традиции являются отражением мистической составляющей языческого понимания смерти и страха перед потусторонним светом.

Соблюдение таких ритуалов было необходимым для того, чтобы мертвый не явился с того света и не забрал с собой своих близких. Христианский смысл заключается в необходимости очищения перед Богом не только душевного, но и телесного. Современное обмывание в морге несет сугубо санитарно-гигиеническое содержание.

Облачение покойника

Сейчас традиционным является облачение умершего мужчины в темный костюм и белую рубашку, женщины — в одежду светлых тонов. Однако в эпоху Древней Руси и в Средние века всех хоронили в белом. В этой традиции сочетались как христианские представления о чистоте души, так и традиционные белые одеяния, принятые на Руси.

Традиционно покойника одевают в белое

Для захоронения выбирается лучшая одежда умершего, часто приобретаются специальные похоронные комплекты или новые костюмы и платья, что тоже символизирует чистоту человека перед Богом. Ноги обувают в белые тапочки без твердой подошвы — знакомый всем символ похоронных принадлежностей. Использовать одежду родственников или других людей запрещено. Голова женщин укрывается платком, что сочетается с христианскими и культурными традициями, на мужчину надевают венок с молитвой.

Отдельные традиции соблюдаются в отношении умерших молодых девушек и парней, не успевших вступить в брак.

Смерть молодого человека — всегда исключительное событие. Преждевременная кончина в наиболее активном возрасте вызывает особое сожаление и печаль. Незамужних девушек и в старые времена, и сейчас хоронят в белых, а часто в свадебных платьях, укладывают в гроб фату. Похороны невесты могут сопровождаться некоторыми подвенечными обычаями — распитием шампанского, распеванием свадебных песен.

Умершим молодым людям, не успевшим вступить в брак, на безымянный палец правой руки надевают обручальные кольца. Обряжение молодых людей происходит так, как при подготовке к свадебной церемонии. Аналогичные традиции существуют не только в православном мире.

Положение во гроб

После омовения и облачения покойника кладут на лавку лицом к иконам, подстелив солому или что-то мягкое. В доме должна соблюдаться тишина, телефоны, аудио- видеоаппаратура должны быть отключены. Зеркала, стеклянные поверхности кроме окон (дверцы шкафов и сервантов, межкомнатные двери и т.п.) должны быть закрыты белой бумагой или материей, фотографии и картины сняты или завешаны.

Гроб (устаревшее название домовина — от слова «дом») рассматривается в качестве последнего земного пристанища человека. Этому элементу уделяют много внимания в похоронной процедуре.

В древности гробы могли изготавливаться цельными из ствола дерева. В обычном виде этот ритуальный предмет изготавливается из досок, современные материалы (ДСП, пластик и т.п.), металлы могут использоваться только для отделки и украшения (исключение составляют цинковые гробы в определенных случаях). Для изготовления могут быть использованы любые породы дерева кроме осины. Внутри гроб устилается мягким материалом. Дорогие гробы могут быть отполированы, отделаны ценными материалами и обиты мягким покрытием. Тело помещается на белое покрывало — простынь или материю. Под голову подкладывается маленькая подушка. Подготовленный гроб можно рассматривать как имитацию постели, покойник укладывается с тем расчетом, чтобы было «удобно». Иногда женщины при жизни готовят себе подушечку в гроб, набитую собственными волосами.

Гроб в христианской традиции — это имитация постели

Крещеные хоронятся с нательным крестиком. В гроб укладывается образок, венчик на лоб и «рукописание» — написанная или напечатанная молитва, отпускающая грехи. Ее вкладывают в правую руку умершего, На груди в скрещенные руки устанавливают свечу. Покойному могут положить вещи, которыми он постоянно пользовался или особо дорожил при жизни. Стало распространенным хоронить вместе с сотовыми телефонами.

Ранее для перекладывания тела в гроб надевали рукавицы, дом постоянно окуривали ладаном. До выноса гроба нельзя выбрасывать мусор из дома — этот обычай соблюдается и в наше время.

Проводы умершего

Проводы умершего также представляют собой симбиоз православных обрядов, мистических верований и традиций и проходят в несколько этапов. В настоящее время в устоявшиеся старые обычаи тесно вплелись современные традиции, которые включают в себя:

  • установление у гроба портрета и наград умершего, их демонстрацию в траурной процессии;
  • прощальные речи;
  • размещение фотографий на могильных памятниках и крестах;
  • похоронную музыка, пение, огнестрельный салют;
  • соболезнования через СМИ и т.д.

Прощание с усопшим

Гроб устанавливается в комнате на столе, покрытом материей, или на табуретах ногами к двери. Крышка располагается вертикально узкой частью к полу в коридоре, часто на лестничной площадке. На протяжении 3 дней гроб с телом покойного должен оставаться в доме.

Навестить покойника приходят родственники, друзья, знакомые и соседи. Двери не закрываются. Ночью вокруг гроба должны собираться родня и близкие — проститься с усопшим, вспомнить его мирскую жизнь, события, участником которых был покойник.

Раньше в обязательном порядке над гробом родственники или специально приглашенные лица (не обязательно священники) читали псалтырь. Сейчас соблюдение этой традиции отнесено на усмотрение ближайших родственников. Над умершим следует читать канон «Последование по исходе души из тела».

Если в доме есть образа, необходимо поставить перед ними стакан воды, накрытый кусочком хлеба. Воду и хлеб можно установить на подоконнике. Считается, что душа умершего не сразу покидает землю. Выставленная еда и питье могут отражать как языческое жертвоприношение духу покойника, так и христианские представления о пребывании души на земле после смерти в течение 40 дней — яркий пример переплетения языческих и христианских обрядов. У изголовья гроба на столе или ином возвышении зажигают свечу, перед образами должна гореть лампада. Свечи могут быть установлены в углах домовины.

Портрет с черной ленточкой устанавливают у изголовья гроба, награды размещают на подушечке у ног. Венки выстраивают вдоль стен комнаты, венок от родных располагают в ногах между гробом и подушечкой с наградами. Приходящие для прощания люди обычно не разуваются. Возле гроба требуется постоять или посидеть некоторое время, длительно или на протяжении ночи у покойника собираются только близкие. В комнате с покойным вдоль гроба должны быть установлены стулья или скамьи. Прощание осуществляется до момента выноса тела.

В настоящее время традиция трехдневного прощания не соблюдается в мегаполисах и крупных городах, но в небольших городских поселениях и сельской местности сохранилась повсеместно.

Соблюдение трехдневного прощания отнесено на усмотрение родственников и зависит от фактических обстоятельств, в которых происходит погребение.

Нередко тело для захоронения забирается из морга уже подготовленным, процессия сразу направляется в церковь или на кладбище. Священнослужители не настаивают на точном соблюдении всех это не сказывается.

Вынос тела и траурная процессия

Вынос тела назначают не ранее 12 — 13 часов и с тем расчетом, чтобы захоронение произошло до заката солнца. Обычно вынос стараются провести до 14 — 00. Выносят покойника ногами вперед, не задевая порог и дверные косяки, что должно обезопасить от возвращения мертвеца. Существует еще один специальный защитный обряд — замещение места покойного. Необходимо некоторое время посидеть на столе или табуретах, на которых находился гроб, после чего перевернуть их ножками кверху на сутки.

Вынос тела начинают в 12 — 13 часов

Перед выносом пришедшие проститься и проводить в последний путь выстраиваются вдоль пути следования процессии. Первоначально из дома выносят венки, портрет покойного, подушечку с орденами и медалями, крышку гроба. Через 10 — 15 минут выносят гроб и проносят его к катафалку, за гробом выходят родственники. Перед катафалком гроб на несколько минут устанавливают на табуреты и оставляют открытым, чтобы дать возможность проститься тем людям, которые не побывали дома и не едут на отпевание и кладбище.

В автокатафалке гроб размещают на специальном постаменте изголовьем вперед, укладывают венки.

Специфическим обычаем при выносе является оплакивание умершего, причем оплакивают чаще не родственники или близкие люди. Причитания над гробом и слезы по традиции должны характеризовать личность умершего. Чем лучше были отношения с окружающими и уважение со стороны общества, тем больше плача. В старину существовали особые плакательщицы, которых специально приглашали на церемонию. Фольклор сохранил и похоронные плачи — песни-причитания, которые исполнялись надсадным воющим голосом.

Траурная процессия от дверей дома к катафалку выстраивается в следующем порядке:

  • оркестр;
  • церемониймейстер;
  • человек, несущий портрет;
  • люди, несущие подушечки с наградами покойного;
  • люди с венками;
  • люди, переносящие крышку гроба;
  • несущие гроб;
  • близкие родственники;
  • другие прощающиеся.

Существовал интересный обряд первой встречи, олицетворяющий единение земной и неземной жизни. Обряд заключался в том, что первому встреченному процессией человеку дарился хлеб, который он заворачивал в полотенце. Одаренный должен был помолиться за упокой души умершего. Предполагалось, что умерший должен первым встретить в ином мире человека, которого одарили хлебом. По пути шествия с гробом разбрасывали зерно для птиц. Присутствие птиц считалось добрым знаком, иногда их отождествляли с душами умерших.

Траурная процессия по церковным канонам могла останавливаться только в церкви и возле кладбища. Зачастую движение замедлялось или приостанавливалось при прохождении каких-либо памятных для усопшего или знаковых мест и объектов: около дома недавно умершего соседа или родственника, на перекрестках дорог, у крестов, и т.д. По мере прохождения таких мест часть провожающих могла отсеяться.

Данный обычай в какой-то степени сочетается с традициями, связанными с 40-дневным пребыванием души умершего на земле. В этот период душа посещает наиболее значимые для человека в земной жизни места.

Гроб не разрешается носить ближайшим родственникам. Чаще всего носильщиками выступают либо специально приглашенные люди, либо друзья, коллеги и дальние родственники. Обряд ношения гроба сильно отличается от существовавшего ранее. Общим осталось то, что чем дальше гроб переносится на руках, тем более уважаемую позицию занимал умерший. По пути следования гроба разбрасывают живые цветы — гвоздики для умершего мужчины и розы для женщин и девушек.

Отпевание

Умерший отпевается на 3 день после кончины, кроме дней Святой Пасхи и Рождества Христова. Обряд проводится только единожды в отличие от панихид, которые могут служиться и до захоронения, и после неоднократно. Отпевать позволяется только крещеных людей. Не могут быть отпеты отрекшиеся от веры или отлученные от церкви, самоубийцы. В совершенно исключительных случаях последние могут быть отпеты по благословлению архиерея.

Самоубийц не отпевают в церкви

Для совершения обряда гроб с усопшим вносится в церковь и устанавливается головой к алтарю. Собравшиеся находятся рядом, держа в руках горящие церковные свечи. Священник возглашает Вечную память и зачитывает разрешительную молитву, которой отпускаются лежащие на усопшем неисполненные клятвы и совершенные им при жизни грехи. Разрешительная молитва не прощает грехи, раскаиваться в которых умерший не захотел сознательно, прощены могут быть только признанные на исповеди или о которых умерший не сообщил по незнанию или забывчивости.

Листок со словами молитвы вкладывается в руки умершего.

По окончанию молитвы собравшиеся тушат свечи и обходят вокруг гроб с телом, целуют венчик на лбу и икону на груди, просят прощения у усопшего. После окончания прощания тело покрывается саваном. Гроб закрывают крышкой, после отпевания его открывать больше нельзя. С пением Трисвятого покойника выносят из храма, процессия движется к месту захоронения. Существует процедура , если нет возможности доставить покойника в храм или пригласить священнослужителя домой.

Погребение

Погребение должно закончиться до захода солнца. К моменту доставки тела к месту захоронения могила должна быть готовой. Если погребение осуществляется без отпевания, гроб закрывают у разрытой могилы, предварительно дав возможность собравшимся окончательно проститься с усопшим. Над раскрытым гробом произносят последние речи, вспоминают достоинства и хорошие дела умершего. Гроб опускают в могилу на длинных полотенцах. Собравшиеся по очереди бросают горсть земли на крышку гроба, первыми проходят родственники. Можно кратко помолиться про себя со словами: Упокой, Господи, душу раба твоего новопреставленного (имя), и прости ему вся согрешения его вольная и невольная и даруй ему Царствие Небесное. Совершают эту молитву и на поминальном обеде перед новым блюдом.

Может сопровождаться рядом обычаев и ритуальных действий:

  1. Вместе с гробом в могилу опускают церковные свечи, горевшие в храме во время обряда отпевания.
  2. В могилу бросают мелкие монеты. Этот обычай толкуется как выкуп умершим места на кладбище у «хозяина» подземного царства или места на том свете, оплаты прохода в иной мир.
  3. После закапывания на могиле оставляют слезный платок.

Данные обычаи имеют языческие корни, но не противоречат православным канонам.

На могильном холме устанавливают временный православный крест или обелиск, иной знак с фотографией умершего, именем и датами жизни. Постоянный памятник можно установить не ранее, чем на следующий год после захоронения. Зарывают могилу обычно рабочие кладбища — копатели. После погребения обычай предписывает угостить рабочих традиционными поминальными блюдами и водкой за упокой души. Остатки еды разбрасывают на могиле для привлечения птиц.

Похороны военнослужащих, участников войны и боевых действий, сотрудников силовых ведомств сопровождается салютом из стрелкового оружия.

В старину существовал интересный обряд — потаенная милостыня. Родственники в течение 40 дней после погребения тайно раскладывали по окнам и на крыльцо бедным соседям подаяния — хлеб, яйца, блины, куски холста и т.д. Одаренные должны были молиться за умершего, при этом считалось, что часть грехов они забирают к себе. С раздачей подаяний связаны и обычаи раздавать слезные платки, пироги, сладости. в некоторых местах раздавались новые деревянные ложки, чтобы об умершем вспоминали всякий раз во время еды. Состоятельные родственники могли сделать крупные пожертвования на новый колокол (считалось, что колокол может вызволить грешную душу из ада). Существовал обычай подарить соседу петуха, чтобы он пел за грехи усопшего.

Поминание

Похороны завершаются поминальным обедом, на который приглашаются все желающие. Поминки служат не только для напоминания об умершем, но и олицетворяют продолжение жизни. Поминальная трапеза имеет определенные особенности в выборе и последовательности блюд. Основой, головой питании в русских традициях выступал хлеб, мучные изделия. Поминки начинаются и заканчиваются блинами или оладьями с медом, кутьей. Кутья в зависимости от местных особенностей готовится из зерен пшеницы, отваренных в меду, риса с сахаром и изюмом.

На первое в обязательном порядке подаются мясные щи или суп. На второе готовят кашу (ячневая, пшенная) или картофель с мясом. Отдельными закусками может подаваться рыба, студень. В постные дни мясо заменяют рыбой и грибами. Обязательна подача сладкого третьего. В соответствии со старыми традициями на третье должен быть овсяной кисель, но в настоящее время его заменяют компотом. Отдельными закусками может выступать жареная рыба, студень. На поминках угощают водкой, женщинам можно предложить вино.

Обязательным атрибутом являются пироги с мясом, капустой, сладкие. Пироги раздаются присутствующим с тем, чтобы они угостили ими своих домашних.

Поминки проводятся на 9 и 40 день. 9 день означает обращение к 9 ангельским чинам, которые выступают в роли просящих перед Богом о снисхождении и помиловании грешной души. С 9 дня после похорон по 40 душа обречена на блуждание по мытарствам, представляющее посещение различных мест, где были совершены грехи. Ангелы должны помочь душе преодолеть греховные преграды на пути в иной мир. Создатель первоначально не определяет душу ни в ад, ни в рай. В течение 40 дней умерший замаливает свои грехи, проводится оценка содеянного добра и зла. Поминки проводятся в форме поминальной трапезы. На время поминок дом убирают также, как и во время прощания с усопшим в течение 3 дней после смерти.

40 день — последний день пребывания души на этом свете. В этот день вершится Высший суд, душа на время возвращается в свое бывшее жилище и остается там до проводин — поминок. Если проводины не устраивать, по усопший будет мучиться. На 40-ой день определяется дальнейшая внеземная жизнь человека. Существует обычай в течение 40 дней вешать в углу дома полотенце. Душа, возвращаясь домой после мытарств, вытирается полотенцем и отдыхает.

Сладкие пироги — обязательное блюдо поминального стола

Молитва способна облегчить удел грешной души во внеземной жизни, поэтому родственники усопшего заказывают в церкви заупокойную службу (обедню) с поминанием усопшего в продолжении 6 недель после смерти — сорокоуст. Вместо обедни можно заказать чтение сорокоуста читальщику, который читает канон 40 дней в доме покойника. Имена умерших записывают в годовое поминовение — синодик.

Траур по главе семьи соблюдают более продолжительное время, чем по старикам. Внешне траур выражается в ношении темной одежды.

Черный платок женщины носят в течение 40 дней после похорон. В период траура часто посещают усопшего на кладбище, ходят в церковь, отказываются от развлекательных мероприятий и празднований. Более продолжительные сроки траура характеризуют тяжесть утраты. До года и более соблюдают траур матери умерших детей, молодые вдовы. В отношении умерших престарелых родителей, супруга в пожилом возрасте траур может быть сокращен до 6 недель. Мужчины придерживаются траурной формы одежды для участия в поминальных обрядах, в остальные дни внешне траур не выражается.

У каждого человека на этой земле есть два самых важных события в жизни — это рождение и смерть. Между двумя этими событиям находится жизнь.

У одного человека она длинная, у другого — короткая, но в своей жизни люди, как правило, отгоняют мысль о смерти, думая, что будут жить вечно. Но вот приходит смерть, а с нею — неизбежные горькие хлопоты о погребении дорогого вам человека.

Не часто, но случается так, что человек думает о своей будущей смерти и заранее готовит себе гроб. Такое изделие, как правило, хранят на чердаках. Но здесь существует маленькое, но очень существенное "но": гроб пустой, а поскольку сделан он по меркам человека, он начинает "тянуть" его в себя. И человек, как правило, быстрее уходит из жизни. Раньше, чтобы этого не происходило, в пустой гроб насыпали опилки, стружку, зерно. После смерти человека опилки, стружку, зерно тоже закапывали в яму. Ведь если таким зерном кормить птицу, она станет болеть.

Когда умер человек и с него снимают мерку для изготовления гроба, ни в коем случае нельзя мерку класть на кровать. Лучше всего ее вынести из дома, а во время похорон положить в гроб.

Обязательно снимите с умершего все серебряные предметы: ведь это именно тот металл, который используется для борьбы «с нечистыми». Поэтому последние могут «потревожить» тело покойного.

Если в доме покойник, не затевайте стирки. Это необходимо сделать после похорон.

Когда делают гроб родным и близким запрещено в этом участвовать. Стружки, образовавшиеся во время изготовления гроба, лучше всего закопать в землю, в крайнем случае, бросить в воду.

Постель, на которой умер человек, не надо выбрасывать, как это делают многие. Возьмите ее и вынесите в курятник, пусть она там полежит три ночи, чтобы, как гласит поверье, петух отпел ее трижды.

Когда наступит время укладывать усопшего в гроб, тогда кропят святой водой тело усопшего и его гроб снаружи и внутри. Можно окадить и ладаном. Затем тело переносят в гроб. На лоб умершего кладут венчик. Его дают в церкви, когда усопшего приносят на отпевание. Уста покойного должны быть сомкнуты, глаза закрыты, руки сложены на груди крестообразно, правая поверх левой. Голову христианки покрывают большим платком, полностью закрывающим волосы, причем его концы можно не завязывать, а просто сложить крест-накрест. Не следует надевать на почившего православного христианина галстук. В левую руку усопшего вкладывают икону или крест; для мужчин — образ спасителя, для женщин — образ Божьей Матери. А можно так: в левую руку — крест, а на грудь усопшего — Святой образ. Под ноги и голову усопшего кладут подушку, которую обычно делают из ваты. Тело покрывают простыней. Гроб ставят посреди комнаты перед иконами, обращая лицо умершего головой к иконам.

Увидев покойника в гробу, машинально не касайтесь своего туловища руками. Это связано с тем, что на том месте, где вы брались рукой, могут вырасти различные кожные наросты в виде опухоли.

Если в доме находится покойник, то, встречая там своего знакомого или родственников, здороваться надо поклоном головы, а не голосом.

Пока покойник находится в доме, не следует мести пол. Если вы не выполните этот совет, то могут вскоре заболеть члены вашей семьи, а-то случится и худшее.

Во время похорон нельзя посещать могилы родственников и знакомых, находящиеся на том же кладбище.

Ритуал нужно совершить до конца для одного человека.

Не слушайте тех людей, которые советуют для сохранения тела покойника от разложения положить на его губы накрест две иголки. Этим вы не сохраните тело покойника, но иголки, которые были у него на губах, обязательно пропадут, их используют для наведения порчи.

Для того, чтобы от покойника не шел тяжелый запах, ему в голову можно положить пучок шалфея, в народе его называют "васильки". Он служит и для другой цели — отгонять "нечистую силу". Для таких же целей можно использовать ветки вербы, которая святится в Вербное воскресенье и хранится за образами. Эти ветки можно положить под покойника.

Умер человек, его тело положили в гроб, а постель, на которой он умер, еще не вынесена. К вам могут подойти знакомые или незнакомые с просьбой поваляться на этой постели. Аргумент выдвигают следующий: чтобы не болела у них спина и кости. Не слушайте их. Не причиняйте себе вред.

Не кладите мертвецу в гроб живые цветы. Для этой цели используйте искусственные или, в крайнем случае, засушенные.

Возле гроба зажигают свечу в знак того, что умерший перешел в область света — лучшую загробную жизнь.

В доме зажигается лампада или свеча, которые горят до тех пор, пока в доме находится покойник.

Вместо подсвечника для свечей используют часто стаканы, в которые насыпают пшеницу. Некоторые люди обсыпают других этой пшеницей и тем самым наводят порчу. Эту пшеницу также нельзя использовать на корм птице или скоту.

Следите за тем, чтобы под покойника не положили чьи-нибудь чужие вещи. Если вы заметили такое, то необходимо вытащить их из гроба и где-нибудь подальше сжечь.

Бывает, когда по незнанию некоторые сердобольные мамы клали фотографии своих детей в гроб к бабушке или дедушке. После этого ребенок начинал болеть, и если вовремя не была оказана помощь, мог наступить смертельный исход.

Нельзя давать свои вещи для одевания покойника. Покойника хоронят, а тот, который отдал свои вещи, начинает болеть.

Из дома выносят гроб с покойником, а возле двери стоит кто-то и начинает завязывать узлы на тряпках. Людям эту операцию он объясняет тем, что завязывает узлы для того, чтобы из этого дома не выносили больше гробов. Хотя на уме у такого человека совершенно другое…

Если беременная женщина пойдет на похороны — этим она сделает себе зло. Может родиться больной ребенок. Поэтому постарайтесь остаться дома в это время, а попрощаться с близким вам человеком необходимо заранее — до похорон.

Когда несут покойника на кладбище, ни в коем случае не переходите ему дорогу, так как у вас на теле могут образоваться различные опухоли. Если же такое произошло, то следует взять руку покойника, обязательно правую, и всеми пальцами водить по опухоли и читать «Отче наш». Такое нужно проделать трижды, после каждого раза сплевывая через левое плечо.

Когда несут по улице покойника в гробу — старайтесь не смотреть из окна своей квартиры, дома.

Завязки, которыми связаны руки и ноги покойника, необходимо развязать и положить в гроб с покойником. В противном случае, как правило, их используют для наведения порчи.

Если вы прощаетесь с умершим, постарайтесь не наступить на полотенце, которое кладут на кладбище возле гроба, чтобы не навлечь на себя порчу.

Если вы боитесь покойника, возьмитесь за ноги умершего и подержитесь. Это можно делать перед тем, как его кладут в могилу.

Иногда люди могут бросить за пазуху или за шиворот землю с могилы, доказывая, что так можно избежать боязни мертвецов. Не верьте — это делается для наведения порчи.

Возвратившись с похорон, необходимо в обязательном порядке отряхнуть свою обувь перед тем, как войти в дом, а также подержать руки над огнем зажженной свечи. Это делается для того, чтобы не занести порчу в жилище.

Похороны позади, и по старому христианскому обычаю на столе для угощения души покойного ставят в стакане воду и что-нибудь из еды.

Следите за тем, чтобы маленькие дети по неосторожности или взрослые не выпили из этого стакана или не съели чего-нибудь. После такого угощенья и взрослые, и дети начинают болеть.

Во время поминок усопшему, по традиции, наливают рюмку водки. Не пейте ее, если вам будет кто-то советовать.

На вашей улице покойник, а вам необходимо срочно посадить картофель. Не тратьте зря времени и усилий. Если вы посадите картофель во время, когда покойника еще не похоронили, не ждите хорошего урожая.

Если Вы пришли на могилу к близкому человеку вырвать траву, покрасить оградку или что-нибудь посадить, начинаете копать и выкапываете вещи, которые там не должны находиться. В таком случае все, что вы нашли, необходимо вынести за кладбище и сжечь. Когда это будет гореть, старайтесь не попадать под дым, а то можете сами заболеть.

Похороны в Новый год — очень плохая примета: в наступившем году, по меньшей мере, раз в месяц будут хоронить.

Похороны в воскресенье предсказывают еще трое похорон в течение недели.

Опасно откладывать похороны, по какой бы то ни было причине. Тогда одна, две или три смерти в семье или в ближайшей округе произойдут в течение недели или месяца.

Если похороны откладываются на следующую неделю, то это наверняка к несчастью, потому что мертвец изо всех сил постарается взять кого-нибудь с собой.

После похорон не заходите ни к кому из своих знакомых или родственников в гости.

В головах на могилах юношей и девушек сажают калину.

В первые семь дней со дня смерти умершего не выносите из дома никаких вещей.

До 40 дней не раздавайте вещей умершего родственникам, друзьям или знакомым.

Если у кого-нибудь из вас умер близкий или родной человек, и вы по нему часто плачете, то советуют завести в доме траву чертополох.

Когда кто-нибудь умирает, постарайтесь, чтобы при этом присутствовали только женщины.

Если больной тяжело умирает, то для более легкой смерти уберите у него из-под головы подушку из перьев. В селах умирающего кладут на солому.

Для облегчения смертной агонии больного необходимо накрыть белым материалом, который в дальнейшем пойдет для обивки гроба.

Когда в доме покойник, то в соседних домах нельзя пить утром воду, которая находилась в ведрах или кастрюлях. Ее необходимо вылить, а свежей налить.

Желательно, чтобы омовение тела умершего происходило в светлое время суток — от восхода и до захода солнца. С водой после омовения надо очень осторожно обращаться. Необходимо выкопать яму вдалеке от двора, огорода и жилых помещений, там, где не ходят люди, и всю, до последней капли, туда вылить и засыпать землей. Дело в том, что на воде, в которой обмывали покойника, делают очень сильные порчи. Поэтому никому не давайте эту воду, кто бы к вам с такой просьбой ни обращался.

Старайтесь не разлить эту воду по квартире, чтобы живущие в ней не болели.

Нельзя обмывать покойника беременным женщинам во избежание болезни будущего ребенка, а также женщинам, у которых идут месячные.

Как правило, покойника готовят в последний путь только пожилые женщины.

Саван необходимо шить на живую нитку и обязательно иголкой от себя, чтобы в доме не было еще смертей.

На Руси в прежние времена

В доме, где лежал умирающий, вынимали все ключи из замочных скважин и открывали двери и окна, чтобы душа человека без помех могла покинуть тело. Когда человек отдавал Богу душу, его обязательно обмывали, чтобы он предстал перед Господом чистый душой и телом.

При омовении усопшего соблюдались строгие правила. Покойника клали ногами к печи и 2-3 раза обмывали теплой водой с мылом из нового глиняного горшка. Вода, которой мыли покойника, становилась "мертвой", и ее выливали куда-нибудь подальше, чтобы здоровый человек не наступил на это место, а так же чтобы колдун не взял ее себе для наведения порчи. Так же поступали с водой, которой мыли посуду после поминок и полы после выноса покойника из дома. От других атрибутов омовения так же старались поскорее избавиться.

В гроб покойнику кладут его крестильный нательный крестик, образок, венчик на лоб, свечи и »рукописание» — написанную молитву, отпускающую грехи. В руки дают полотенце (платок), чтобы усопший мог пот с лица вытереть во время Страшного суда. Кто умер на Пасху — яичко в руку.

Хоронят покойника обычно в белой одежде, олицетворяющей младенческую чистоту христианской души.

Строго соблюдалась примета: не делать гроб больше покойника, иначе другой покойник будет. В доме в знак траура занавешивают или поворачивают «лицом» к стене зеркала, чтобы душа человека не осталась запертой по ту сторону зеркала. Также останавливают все часы в знак того, что жизненный путь человека завершен. Перед похоронами с человеком приходят проститься его знакомые и родственники, но за 20 минут до выноса тела с умершим должны остаться только самые близкие родственники.

Сор при покойнике из дома вынести — всех из дома выносить.

Готовясь к выносу тела, сначала выносят из дома венки и портрет покойного, затем крышку гроба (узкой частью вперед), а уж в конце сам гроб (покойника выносят вперед ногами). При этом нельзя задевать пороги и косяки, чтобы у покойника не было соблазна вернуться домой.

"Покойник один из дома вон", — говорят вынося его и запирая в доме на время жильцов. По старой традиции, нельзя выносить покойника до полудня и после захода солнца, чтобы заходящее солнце могло «захватить» умершего с собой. Родным нельзя нести гроб, чтобы покойник не увел за собой в могилу кровного родственника.

После выноса гроба из дома обязательно моют все полы (раньше мыли одной водой не только полы, но и весь дом).

Путь траурной процессии к кладбищу устилают еловыми ветвями, которые служат оберегом, гарантией того, что покойник не будет «ходить», не вернется по своему следу.

На похоронах принято одаривать присутствующих пирогами, конфетами, носовыми платками. Это ни что иное как раздача милостыни, которая обязывает принявших ее помолиться за усопшего. При этом молящиеся берут на себя часть грехов покойного.

Придя домой после похорон, нужно погреть руки, чтобы не занести в дом могильного холода. После поминок 40 дней хмельного в рот не берут. На поминках же пьют только водку, а пришедших обязательно кормят блинами и кутьей.

Для души покойника на стол ставят стопку с водкой, накрытую ломтем хлеба. Стоять она должна 40 дней, пока еще душа человека окончательно не покинула этот мир.

На поминках долго не задерживаются. Шесть недель после похорон на подоконнике должен стоять стакан с водой, а на углу дома, снаружи у окна висеть полотенце, чтобы душа до поминок могла купаться и утираться. На сороковой день душа умершего является в свой дом на целые сутки и уходит лишь после, так называемых проводин. Если их не устроить, покойник будет мучиться. Через шесть недель после смерти пекут «лесенки» из теста, чтобы помочь душе взобраться на небо. По русской традиции, в народном месяцеслове существуют специальные дни, в которые православные поминают тех, кто переселился в мир иной.

Всегда надо помнить, что на похоронах или с помощью похоронной атрибутики, наводится самая тяжелая порча. Поэтому, если что-то непонятное случилось на похоронах или Вы что-то у себя подозреваете, обратитесь к опытному

мастеру. Ни в коем случае не следует избавиться от подобной порчи самостоятельно или по мнгогочисленным и бесполезным статьям в интернете.

Смерть – это естественный процесс, через который предстоит пройти каждому человеку. Во всех культурах существуют определенные ритуальные действия, направленные на проводы покойного. Как проходит обряд похорон у русских? Внимательно разберемся в процедуре.

Что это такое

У всех народов существовали определенные традиции прощания с человеком. Различия погребения связаны с религиозными и национальными обычаями. Тело отдавали какой-либо из стихий:

  • земле (захоронение в склеп, могилу);
  • огню (кремация);
  • воздуху (подвешивание останков);
  • воде.

Сейчас можно встретить комбинированные ритуалы, которые совмещают в себе несколько обрядов. Покойника хоронили в естественном состоянии или подгибали конечности. Современные традиции отдают предпочтение земному погребению.

Во многих культурах смерть – это переход из одного мира в другой. Чтобы не помешать усопшему, надо соблюдать определенные ритуальные действия. Некоторым народам запрещалось плакать и горевать при прощании. Другим наоборот необходимо было максимально проявлять свою скорбь.

Христианство оказало огромное влияние на многие культуры. Особенность религии в том, что она не разрушала полностью старые обычаи, а незаметно подстраивалась. Похоронные обряды в православии сохранили отголоски древних языческих верований.

Как эволюционировало погребение

Традиционный ритуал намного длиннее того, что происходит сейчас. Он начинался с того момента, как показались первые признаки смерти. Знания о таинстве утратили, а современное погребение сократили.

Еще в 19 веке русские крестьяне готовились к уходу заранее. Считалось хорошим тоном, если гроб человек делал самостоятельно. Его ставят на чердаке и наполняют зерном. В день похорон злаки высыпали птицам.

Одежду для последнего наряда так же шили загодя. Существовала специальная методика, которая позволяла сотворить убранство без единого узла и пуговиц. Женщины готовили «приданое» как себе, так и супругу. В узелок завязывали все необходимые атрибуты для смерти.

В 20 веке начинается активная борьба с православием, поэтому ритуал максимально приземляется и упрощается. Разрушение веры в загробный мир сделало обряд скучным и постным. Исчезло сакральное значение всех действий, а осталось банальное погребение мертвого тела.

Проводы

Похороны — это такое событие, что случится с каждым человеком. Если провести все действия по правилам, то умершему будет легче покинуть дом. Разберем основные аспекты.

В этот этап надо подготовить тело к таинству. Для омовения останков приглашали людей, не связанных кровными узами. Усопшего моют теплой водой, читая молитвы «Господи, помилуй» или «Трисвятое». Помните, что для процедуры подходят только представители пола покойника.

Для похорон у русских принято использовать чистую, новую одежду. Нельзя брать чужие наряды, особенно родственников. В этом случае покойник «заберет» человека с собой. Наших предков одевали в лучшее убранство. Холостых принято было наряжать, как на свадьбу.

Тело укладывали на стол и накрывали саваном – белым покрывалом. Перед тем, как переложить усопшего в гроб, останки и «деревянный дом» окропляли освященной водой. Под голову устанавливали подушку, а на лоб – «венчик». Помните о том, что глаза обязаны быть закрыты, а губы сомкнуты.

Руки сложены крестообразно – правая поверх левой. Чтоб зафиксировать конечности, их связывали специальными путами, которые перед погребением освобождали. Обязательно надевали крестик, а на грудь клали икону: для мужчин Спасителя, а для женщин Богородицу. Пока в помещении находится усопший, в доме горит лампадка или свеча у изголовья.

Суеверия пока покойник дома

Похоронные обряды русских плотно обросли приметами. Какие существуют правила поведения до того, как гроб вынесут из помещения? Есть много моментов, о которых не стоит забывать.

Есть суеверие, что нельзя оставлять покойника одного в комнате. Все предметы, связанные со смертью, являются желаемым артефактом для колдунов. Находящиеся поблизости следят, чтобы ничего не пропало или не подложили в гроб.

Плохой приметой были открытые глаза мертвеца. Считается, что тот человек, на которого упадет взгляд, вскоре умрет. Внимательно осматривают тело, не допуская даже малейшей щели между веками.

Старые люди говорят, что если умерший человек случайно заглянет в зеркало, то он будет пленен, и уйти без помощи знающего человека уже не сможет.

Пока гроб стоит в помещении, нельзя заметать, иначе можно «вымести» всех живущих в доме. После того, как останки увезли на кладбище, остается человека, который занимается уборкой. Чтобы выгнать смерть, тщательно моют пол и выбрасывают веник, ведро и тряпку.

Предметы мебели, на которых стоял саркофаг с умершим, потом переворачивают ножками вверх. Установить его в нормальном состоянии можно только спустя сорок дней. Чтобы дух не тревожил жильцов, в деревнях разбивали табуретки и сжигали на костре.

Вынос

Традиции на русских похоронах требовали, чтобы гроб стоял в центре комнаты. Отпевание назначается в период между полднем и заходом солнца. Любые погребальные мероприятия вечером у православных запрещены. В жилище закрывали зеркала и останавливали часы. Часто на окнах вывешивали полотенца, на которых отдыхала душа.

Чтобы покойник никого не забрал из родственников, надо выносить ногами вперед. Наши предки верили, что такая манипуляция заставит умершего забыть дорогу домой. При перемещении гроба, необходимо стараться не задеть им дверь или стены. На севере России после того, как усопший покинет дом, под угол здания клали камень. Такой оберег защищал всех близких от скорой смерти.

Вынос покойника – это важная процедура, сопровождающаяся эмоциональным состоянием родных. Общество осуждало тех, кто не плакал на похоронах или недостаточно горевал. При этом матерям запрещено было проливать слезы за умершими детками. Считалось, что после смерти они превращались в ангелов, поэтому нельзя было грустить.

У славянских народов традиции запрещали оставлять умерших одних. Всегда рядом сидел кто-то из друзей, соседей или знакомых людей. Считается, что душа очень уязвима в первые три дня, поэтому максимально оказывали поддержку – произносили молитвы из Псалтыри или приглашали специальных чтецов.

Шествие

К похоронам в православии относились очень трепетно, поэтому процессия сопровождалась рыданиями родных. Во главе шел мужчина, который нес на погребальном полотенце распятие или икону. По церковным правилам, гроб с останками обязаны нести кровные родственники и друзья. Но укрепились суеверия о том, что действие доверяли исключительно посторонним людям.

С языческих времен остались страхи перед смертью, поэтому старались не прикасаться руками к атрибутам похорон. Крышку и саркофаг переносили в перчатках или на специальных полотнищах. Зимой на кладбище привозили на санях. Сейчас такую миссию выполняют катафалки.

Первому человеку, с которым процессия встречалась по пути, надо было дать завернутый в полотенце хлеб. Это древний ритуал символизировал свидание мира живых и обиталища мертвых. «Путник» обязан был помолиться о душе покойного.

До кладбища или церкви останавливаться шествию было запрещено. Единственными исключениями могли стать только места, дорогие умершему. Считалось, чем более уважаемым был покойник, тем дольше носили гроб.

Приметы похоронной процессии

После того, как гроб вынесли из дома, существовали определенные суеверия. Если траурный ход шел мимо окон, то наши предки старались разбудить всех спящих. Считалось, что покойный забирал с собой любого человек, пребывающего в дреме.

Обряд похорон у православных запрещал смотреть на процессию через стекло. Согласно приметам, душа находилась рядом и могла обидеться на такое некультурное поведение. Наказанием наглецу становились болезни и быстрая смерть. Старики советовали не пялиться в окно и на мертвеца, а отвести взор, осенить себя крестным знамением.

Нельзя переходить дорогу перед траурным шествием. Если человек умер от несчастного случая или хвори, то неприятность «перескакивала» на нарушителя табу. Лучше переждать процессию в стороне, чем получить негативный удар по ауре.

Когда мертвеца выносят из дома, старики не советовали заглядывать в окна. Неосторожное движение головой притянет смерть в эти жилища. Чтобы родственники покойного не умерли, во время процессии нельзя оборачиваться назад.

Панихида

Церковная служба по усопшему проводилась перед захоронением. Ее можно осуществлять как в храме, так и дома. Священник читает молитвы и псалмы, помогающие успокоить душу и адаптировать ее для нового мира. В текстах образно рассказывают о земном пути человека и его жизненных мытарствах. В конце упоминают о небесном проведении и великой любви к людям.

Зачем нужна панихида? Когда дух выходит из тела, вокруг него собираются бесы и пытаются утащить в ад. Именно в этот момент нужна максимальная помощь церкви, а действие ритуала облегчает переход. В течение трех дней после смерти душа будет находиться в местах, где о ней молятся.

Светская панихида – это церемония прощания у гроба, которая предшествует погребению. Гражданский обряд не несет никакого религиозного подтекста, хотя часто проходит в присутствии батюшки. Каких-либо серьезных требований к ритуалу нет, поэтому он проводится по сложившимся традициям или воле покойника.

Похоронные приметы - суеверия, традиции, ритуалы

Православные похороны. Обряд похорон

5 ВИДОВ ПОХОРОН В РАЗНЫХ СТРАНАХ | Де-Факто

Погребение

Похоронные обряды у христиан совершаются до тех пор, пока солнце не начнет садиться за горизонт. Осталось языческое верование, что дневное светило забирает с собой и душу покойного. Если близкие не успеют закопать гроб до этого периода, то вслед за усопшим уйдет кто-то из родственников.

Прощаясь с умершим, надо целовать его в венчик на лбу. Разрешается плакать и причитать. Священник произносит молитвы. Крышку прибивают гвоздями и тело аккуратно опускают в яму. Сакральным действием является горсть почвы, брошенная в могилу со словами: «Земля пухом».

В яме гроб располагают лицом к востоку. В ногах устанавливают крест, обращенный к западу. Согласно верованиям, «взор» умершего должен падать на христианский символ. Древние традиции требовали, чтобы на могиле был только деревянный памятник, изготовленный вручную родственниками. Современные каменные плиты не соответствуют народным верованиям.

Иногда на кладбище проводили ритуал выкупа земли. Присутствующие брали мелкие монеты и бросали в яму. Это осколки языческих обрядов, которые дошли до наших времен. Православные традиции исключают любые нехристианские обычаи.

Возвращаясь с кладбища, было важно не принести с собой частицу мира мертвых. С обуви тщательно струшивали землю, а контактирующие с покойником мылись в бане. Нельзя для похорон у русских христиан приглашать оркестр. Запрещено совершать погребение на Рождество или Пасху.

Приметы на кладбище

Вырытая не по размерам могила – это верная примета смерти одного из членов семьи. Такое же значение имеет забытая дома крышка или траурные венки. Помните о том, что заколачивать гроб нужно исключительно на месте захоронения. Смерть заберет не только человека, нарушившего запрет, но и семью усопшего.

Детям и беременным запрещали присутствовать на похоронах. У малышей нет естественной энергетической защиты, поэтому возможна негативная атака со стороны злых сил. Женщины на сносях могли получить сильную порчу, которая перейдет по наследству крохе. Первому встречному полагалась пища «на помин».

Уже на кладбище входят через калитку, а усопшего провозят через главные ворота. На обратной дороге можно выбрать любой путь. Помните о том, что впереди покойника тоже не идут. Вначале проносят гроб, а потом подходят живые.

Когда забивают гвозди в крышку, необходимо следить, чтобы тень человека не попала на саркофаг или могилу. Старые люди обращали внимание, чтобы на мертвеце не было колец, а пуговицы расстегивали. Перед опусканием в яму обязательно развязывают узелок, скрепляющий путы. Если забыть это сделать, то кто-то из близких умрет.

Если внутренняя сила отталкивает человека от покойника, то не стоит насиловать себя и целовать ушедшего в венчик. Живые часто боятся мертвецов, поэтому не могут пересилить страхи. Кстати, в древности можно было избавиться от боязни обычным прикосновением к ноге усопшего.

Поминки

Согласно обрядам, после погребения организовывают скромный стол для копателей ямы. Обязательными блюдами являются кутья, блины, а остальное уже по желанию родственников. Алкоголь не был необходимым продуктом, поэтому его наличие обсуждали заранее. На холмике оставляли хлеб или печенье для птиц, которые считались душами умерших.

Проводили поминки в день похорон, через 9 и 40 суток после смерти. Наши предки верили, что ангелы приносили душу умершего в дом, где ее ждали. В этот период надо было пойти на кладбище, чтобы отведать пищи вместе с почившим. Немного оставляли на могиле, а также раздавали людям.

Поминальный обряд собирал за одним столом родственников, друзей и убогих. Считалось, что пока дух путешествует по земле, он испытывает те же потребности, что и живые. Для него отводилось специальное место под образами и ставили отдельный прибор. В тарелку клали ложку кутьи, а стакан с напитком накрывали куском хлеба.

Христианские традиции запрещали людям употребление алкоголя. Хмельное питье – это пережиток языческих тризн. Избыток спиртного наводит человека на грешные мысли, мешая душе усопшего переходу в иной мир.

Нельзя проводить церемонию в будние дни Великого поста. Мероприятие переносят на ближайшие субботу или воскресенье. После поминок принято было раздавать милостыню. Сейчас эта процедура трансформировалась в обряд дарения печенья и конфет.

Приметы после похорон

Правила гласят, что после кладбища нельзя было ходить в гости. Считалось, что человек несет в себе частицу смерти, поэтому возможна трагедия в этом доме. Покидая погост, предки не рекомендовали оглядываться.

Во время поминок ставят изображение ушедшего, а возле него – стакан с напитком и хлеб. Любой, кто выпьет или съест пищу мертвого, скоро умрет. Это же касается и животных. Чтобы предоставить несчастье, жидкость выливали вне дома, а продукт закапывали или сжигали.

После того, как приезжали с кладбища, люди всегда согревали руки живым (открытым) огнем или мыли в горячей воде. Принято было зажигать свечи и держать над ними конечности. Пламя сжигает всю негативную энергию, которая находится в местах смерти.

На поминках запрещено горевать и сильно плакать. Предки верили, что человек отправляется в лучший мир, а в слезах близких может утонуть. Нельзя напиваться на траурном обеде. Такой необдуманный поступок накладывает на род проклятье алкоголизма. Первый блин, ложку кутьи и кисель отдают усопшему.

Уже дома наливают стакан с водой, который накрывают сверху хлебом и посыпают солью. Предмет стоит в течение сорока дней, после чего все выливают и закапывают вне дома. Следует следить, чтобы никто случайно не разлил жидкость или не забрал продукты.

Трапеза на девятый день

Православные традиции требуют от родственников, чтобы они собирались за одним столом спустя 9 суток после смерти. Ритуал перешел от языческих предков и прочно укрепился в православии. Зачем нужен этот обряд?

Считается, что с девятого по сороковой день душа блуждает по мытарствам – преградам в виде грехов. Помощниками со злом выступают добрые ангелы. Только после прохождения «экзамена» человек может предстать перед Богом для получения окончательного приговора.

Близкие усопшего создают соответствующую атмосферу в помещении, где будет проходить поминовение. Выделяют отдельное место, на которое можно поставить стакан с водой, хлеб и зажечь свечу. С утра в храме заказывают молебен и раздают милостыню за упокой.

За столом собираются не только кровные родственники, друзья, но и коллеги. Чем больше будет людей, тем легче душе. Согласно традиции, на поминки никого не приглашают. Приходят только те, кто считает важным вспомнить об умершем. Но если боятся, что кто-то забудет о дате, то разрешается за несколько дней до события напомнить.

Обязательными блюдами являются компот, кутья или любая каша. Именно они становятся тем связующим звеном, который соединяет потерянного близкого и окружающих. Помните о том, что собрались не просто поесть. В этот день вспоминают лучшие моменты из жизни покойника.

Особенности сорока дней

Завершает похоронные обряды важный ритуал. Согласно поверьям, душа в течение 40 суток после смерти еще находится на земле. За это время она проходит через мытарства и подготавливается к переходу в иной мир. Последняя грань, после которой человек попадает в рай или ад.

Христианские обычаи рекомендуют близким в этот день собраться вместе за одним столом. Ритуал поминок – это проводы усопшего, поэтому важно правильно подготовиться к действию. Заранее заказывают молебен за упокой и дают милостыню нищим. С утра отправляются с цветами на кладбище: на могилке зажигают освященную свечу и оставляют сладости на холмике.

Помните о том, что мероприятие – это не способ для встречи с родственниками или знакомыми. На трапезе запрещены песни, веселье и употребление спиртных напитков. Обязательным блюдом на столе являются кутья и блинчики, разрешены овощные салаты и рыбные яства. В доме выделяют место для покойного, располагая стакан с водой и кусок хлеба.

Застолье начинается с минуты молчания. Каждый из собравшихся произносит доброе слово об усопшем. Важно сдерживать эмоции и не плакать: близкий человек находится последний день на земле, поэтому не надо омрачать его пребывание.

Важные мелочи для родственников

Смерть – это горе для близких людей, которое выбивает из привычной жизни. Этим часто пользуются колдуны для свершения магических ритуалов. Чтобы избежать подобных ошибок, разберем наиболее вероятные действия.

Ничего нельзя класть в гроб, особенно это касается чужих вещей, фотографий, денег. Закопанный в землю предмет «позовет» хозяина за собой. Это очень страшное колдовство, которое бьет как по владельцу, так и по конечному исполнителю.

Около саркофага часто расстилают полотенце. Помните о том, что запрещено наступать на него: все, что связано с похоронным ритуалом, надо опустить в могилу или сжечь. Исключением являются освященные иконы. Православные традиции запрещают уничтожение святынь, но и дома их хранить нельзя. Рекомендуем отнести образы в храм.

Путы, омывальная вода и предметы гигиены – это самые сильные магические артефакты. Каждый колдун охотится за подобными вещами и старается любыми способами добыть. Веревки закапывают вместе с гробом, а жидкость выливают далеко от дома. Расческу и мыло, которыми очищали тело, оставляют в могиле.

Особенности жизни после похорон

Православные правила требовали от близких придерживаться траура. В этот период нежелательны любые увеселительные мероприятия, в том числе телевизор и социальные сети. Чаще всего соблюдают девятидневный срок, а уже потом можно переходить к привычной жизни.

Черная одежда – это не обязательный атрибут. Церковь не рекомендует ломать голову над нарядами. Лучше уделить время молитве и поминанию умершему. Наши предки жертвовали деньги на колокол, каждый звук которого отмаливал грехи покойному.

Можно ли после похорон делать свадьбу? Часто к событию готовятся в течение нескольких месяцев. Если эмоциональное состояние пары позволяет совершать церемонию, то мероприятие не отменяют. В православии разрешают венчание до сорокового дня после смерти.

Существует суеверие, что после похорон нельзя мыться и стричься в течение срока траура. Примета является отголоском языческих верований, а церковь не считает нужным следовать таким требованием. В этот период ставят свечи за упокой в храме и раздают нищим милостыню.

В течение 40 дней нельзя ничего делать с вещами покойного. Исключением является кровать, на котором человек умер – ее выбрасывают или сжигают. По окончании траура, одежду раздают на память близким людям или беднякам. Нежелательно продавать или менять на что-то другое.

Мы разобрались, как проходят похороны у русских. Древние языческие традиции так тесно переплетены с православием, что сложно определить, что правильно, а что – суеверие. Наши рекомендации помогут соблюсти тонкости последнего ритуала.

Мы так привыкли к тому, что похороны совершают на третий день, что малейшее изменение этого обычая вызывает множество вопросов. Но исследование этого вопроса приводит нас к неожиданным выводам.

Конечно, у нас нет церковных или государственных установлений, которые бы регламентировали порядок и сроки похорон. Нет такой регламентации и в общехристианских установлениях. Поэтому мы можем воспользоваться имеющимися указаниями на смерть в летописях и иных источниках. Некоторые сведения мы можем почерпнуть из воспоминаний западных путешественников, которые описывали обычаи московитов. Но, даже если указывается день смерти, лишь в нескольких случаях мы имеем сведения о времени самих похорон. За период ХI-ХVII вв. их чуть более сорока. Появление этой даты было связано с некоей задержкой похорон, связанной с перемещением тела, смутой, или иными обстоятельствами. Иногда дата похорон выделялась для придания повествованию большей подробности. Но даже из весьма ограниченного материала можно сделать определенные выводы. В большинстве случае похороны проходили в ближайшее время после времени смерти, в течение дня, или на следующий день после смерти.

В остальных случаях удлинение времени до предания земле связаны с перемещением усопших к месту своего захоронения. Хотя известны и другие причины переноса похорон. В 1473 г. похороны князя Юрия Васильевича были отложены из-за отсутствия в Москве великокняжеской семьи. Юрий Васильевич умер 12 сентября, в субботу. Великий князь вернулся в Москву 16 сентября, в среду. В тот же день, немедленно по приезду великого князя, состоялось погребение. В 1175 г. тело Андрея Боголюбского было на следующий день после убийства положено в церковь, где оно лежало два дня и две ночи, так как смута в городе не позволяла произвести погребение.

«И так положил его в притворе, накрыв плащом, и лежало тут тело два дня и две ночи. На третий день пришел козьмодемьянский игумен Арсений и сказал: «Хотя мы и долго ждали старших игуменов, но долго ли этому князю лежать так? Отоприте мне церковь, отпою его и положим в гроб. А когда уляжется эта смута, то, придя из Владимира, перенесут туда князя». И пришли клирошане боголюбские, взявши тело его, в церковь внесли и вложили в каменный гроб, отпев над ним погребальные песни с игуменом Арсением вместе». (Повесть об убиении Андрея Боголюбского).

В традиции Киево-Печерского монастыря важным считалось скорое погребение усопшего. Так Феодосий Печерский рано утром 3 мая 1074 г., перед самой своей смертью, счел необходимым указать братии монастыря: «В ночь похороните тело мое», что и было исполнено монахами. А в Патерике этого монастыря есть несколько рассказов о чудесах, связанные со временем похорон. Первый рассказ говорит об Афанасии Затворнике. Сам Афанасий был монахом строгой жизни, но он заболел и умер. Тело его омыли, приготовили к погребению, но так как он был очень беден, то монахи в небрежении не похоронили его, оставив лежать в кельи. Так усопший и пролежал два дня без погребения. Ночью игумену обители было явление — он слышал голос, который говорил: «Человек Божий Афанасий два дня лежит непогребенным, а ты об этом не заботишься». Как только наступило утро, игумен с братиею поспешили к умершему, чтобы исправить свою оплошность и совершить его погребение, но вдруг увидели его воскресшим.

В другом рассказе, о преподобном Марке пещернике рассказывается о двух случаях, когда этот святой подвижник не успевал сделать место для погребения усопших братий монастыря в день их смерти. В первом случае могила была столь узкой и нерасширенной, что не позволяла ни поправить одежды на усопшем, ни возлить елей. Тогда Марк сказал мертвому: «Так как тесна могила эта, брат, окропись сам: возьми елей и возлей на себя». Мертвый же, приподнявшись немного, протянул руку, взял елей и возлил себе крестообразно на грудь и на лицо, потом отдал сосуд и перед всеми сам оправил на себе одежды, лег и снова умер. В следующий раз тот же монах Марк, не успевая закончить своей работы, попросил мертвого воскреснуть и прожить еще сутки.

Потом другой брат, после долгой болезни, умер. Некто из друзей его отер тело губкой и пошел в пещеру посмотреть могилу, где будет лежать тело друга его, и спросил он о ней блаженного. Преподобный же Марк ответил ему: «Брат, пойди, скажи брату: «Подожди до завтра, я выкопаю тебе могилу, тогда и отойдешь от жизни на покой». Пришедший же брат сказал ему: «Отче Марко, я уже губкой отер мертвое тело его, кому мне велишь говорить?» Марк же опять сказал: «Видишь, могила не докончена. И как велю тебе, иди и скажи умершему: «Говорит тебе грешный Марко: брат, поживи еще этот день, а завтра отойдешь к возлюбленному Господу нашему. Когда я приготовлю место, куда положить тебя, то пришлю за тобой».

Послушался пришедший брат преподобного, и когда пришел в монастырь, то нашел братию совершающей обычное пение над умершим. Он же, став пред мертвым, сказал: «Говорит тебе Марко, что не приготовлена еще для тебя могила, брат, подожди до завтра». Удивились все словам таким. Но только что произнес их пред всеми пришедший брат, тотчас мертвый открыл глаза и душа его возвратилась в него, весь тот день и всю ночь пробыл он с открытыми глазами, но никому ничего не говорил.

На другой день тот брат, который ходил к Марку, пошел в пещеру, чтобы узнать, готово ли место. Блаженный же сказал ему: «Пойди и скажи умершему: «Говорит тебе Марко — оставь эту временную жизнь и перейди в вечную, вот уже место готово для принятия тела твоего, предай Богу дух свой, а тело твое положено будет здесь, в пещере, со святыми отцами». Пришел брат, сказал все это ожившему, и тот пред всеми, пришедшими посетить его, тотчас сомкнул глаза и испустил дух. И положили его честно, в предназначенном ему месте в пещере. И дивились все такому чуду: как по одному слову блаженного ожил мертвец и по повелению его снова преставился.

Сходный сюжет находим в «Слове о князьях» — произведении второй половины XII века. Согласно этому тексту, после смерти князя Давыда Святославича его перенесли в построенную им церковь Бориса и Глеба. Отпел епископ князя, а гроб ему еще не был готов. Сказал тогда епископ: «Уже солнце заходит, — завтра похороним его». Услышав эти слова, сидящие у князя вышли и, вернувшись назад в церковь, поведали епископу: «Солнце не заходит, но во едином месте стоит». Подивился епископ и восхвалил Бога. Когда камень сровняли и положили князя в гроб, — тогда солнце зашло.

Как мы можем увидеть, данные чудеса совершаются для того, чтобы соблюсти суточный срок между смертью и погребением. При этом сам срок воспринимается как некая норма и случаи длительного разрыва между смертью и похоронами воспринимаются как отступления от данной нормы. Остается задать вопроса, на чем же могла базироваться данная норма. Надо сказать, что быстрые похороны присущи различным религиозным традициям. В этом сказывалось как архаичная боязнь смерти и мертвого человека, так и меры элементарной предосторожности, особенно в жарких странах, где тело усопшего достаточно быстро начинало разлагаться. Но для христианина есть тот образец, который задает ориентир в жизни верующего — это земная жизнь Иисуса Христа. Смерть Господа на Кресте является ключевым событием мировой истории и ориентация на него может быть прослежена во многих произведениях как общехристианской, так и древнерусской литературы. Захоронение тела Христа состоялось в соответствии с требованиями иудейской религии, в день его смерти, т. е. менее чем через сутки. Возможно, что именно ориентацией на этот значимый образец вызвано восприятие краткого, в течение суток, срока погребения, как нормы.
Творцом новой традиции трехдневного срока между смертью и погребением является Петр Первый. 28 января 1704 г. вышел указ императора о порядке погребения умерших. В нем говорилось:

«Умерших всяких чинов мужеска и женска пола, которые будут надлежать к погребению у святых церквей, и тех до трех дней не погребать, а выносить их из домов в церкви, и в третий день их погребать по обыкновению».

Данный указ предписывает не погребать усопших прежде третьего дня. При этом требуется нахождение тела усопшего во время промежутка до похорон в храме. Как видно, Петр I законодательно вводит новую норму, отходя от предыдущего обычая, погребать тело в течение суток после смерти. В самом указе никак не объясняются причины его появления. Но можно говорить, что царь не стремился соблюсти традиции русского Православия. Цель у этого указа была иная. Возможно, что выяснить причины этой новации Петра I помогут более поздние этапы законотворчества. В «Уложении о наказаниях уголовных и исправительных» — первом уголовном кодексе Российской империи, подписанном императором Николаем I в 1845 году в статье 1081 трехдневный срок между смертью и похоронами также вводится как обязательный. Текст статьи разъясняет причину столь жесткой регламентации срока похорон. Если человек будет похоронен раньше трехдневного срока и: «… впоследствии окажется, что похороненный таким образом человек находился в летаргическом сне или в припадке оцепенения, принятом за смерть, и умер от преждевременного погребения, то виновный в сем приговаривается...» и дальше приводиться перечень наказаний.

Объяснением нормы погребения на третий день является опасение похоронить человека еще живого. Думается, что плодотворно будет сравнить этот факт с наблюдениями французского исследователя Филиппа Арьеса. Он отмечает, что уже со второй половины XVII века, а особенно в XVIII — первой половине XIX века на западе Европы умами овладевает, по его определению, «всеобщая паника», «страх быть похороненным заживо, очнуться от долгого сна на дне могилы». В обществе начинает распространяться множество историй об оживших покойниках. Эти страхи проникли и в Россию. Известно, что страх быть похороненным заживо преследовал Н.В. Гоголя. «Мнимая смерть» как литературный мотив используется в таких широко известных и вроде бы далеких от нашей темы произведениях, как сказка «Спящая царевна» В.А. Жуковского, «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина и другие. Летаргия стала «общим местом» культуры.

Приведенный выше текст «Уложения о наказаниях» позволяет утверждать, что именно эта фобия, охватившая всю Европу, стала причиной жесткой регламентации срока похорон в российском законодательстве середины XIX века. Срок в три дня восходил, безусловно, к приведенному выше Указу Петра I от 28 января 1704 г. Но не исключено, что и сам этот указ был вызван теми же причинами. А трехдневный срок до похорон преследовал цель наглядно увидеть, что человек умер. К третьему дню необратимые изменения тела усопшего будут уже явно видны. И именно этот факт неопровержимо указывает на действительную смерть. И здесь указ Петра I почти на столетие опередил появления моргов, специальных хранилищ, где тела усопших оставались вплоть до начала разложения. Так церковь выполняла не только функции современных ЗАГСов, но и моргов.

Тем не менее, к концу XIX века страхи мнимой смерти сошли на нет, но процесс сакрализации трехдневного срока похорон зашел так далеко, что он стал общепринятой нормой.

Рано или поздно в жизни людей наступает такое печальное событие, как смерть близких людей. После смерти человека, его нужно похоронить, но, как и в любом другом деле в похоронах есть свои традиции. Перед самой смертью, если есть время, к умирающему нужно пригласить священника, который исповедует и причастит его. А также проведет еще один обряд, называемый соборование. Но это можно делать, если человек находится в сознании и более или менее адекватном состоянии. В помещении, где умирает человек нужно закрыть все окна и двери, завесить зеркала. Если есть домашние животные, то их в это время следует, куда-нибудь на время отдать. Если человек при жизни был христианином и жил по христианским законам, то согласно им, погребение после смерти должно быть на третий день. Предварительно тело умершего обмывают, что символизирует будущее воскресенье человека, во время омовения читается молитва. Нельзя обмывать тело молодым женщинам, обычно это делают пожилые люди. И желательно чтобы это были не родственники. После омовения на умершего одевается чистая одежда, светлых оттенков. Если подходящей одежды нет то покупается новая, ни в коем случае нельзя одевать свои или родственников. Иногда некоторые люди поверх одежды закрывают умершего белой тканью – саваном.

Обязательно на умершем должен быть одет нательный крест. Тело кладут головой на восток, и складывают руки на гуди, правую поверх левой. В руки умершего человека вкладывается распятие или иконка. На лоб покойного складывается специальный венец, который символизирует небесное царство, тело покойного окуривают ладаном или опрыскивают святой водой. Родственникам умершего нельзя выносить тело из дома, пусть это сделают другие люди. Нельзя идти перед умершим, так как это может принести несчастья и даже смерть. После выноса тела, необходимо вымыть пол в помещении, где умер человек, желательно так же протереть мебель. Само ложе, где человек встретил смерть лучше всего выбросить, а еще лучше сжечь. Когда тело помещено в гроб, под голову нужно положить небольшую подушку набитую веточками и листьями вербы и березы. Зажигают 4 свечи у гроба две в изголовье две в ногах и по одной с каждой стороны гроба.

Но из-за российского законодательства полностью провести обряд невозможно. Так как если тело не было доставлено в морг, то свидетельство о смерти не получить. После того как тело выдают родственникам, можно ехать на специально подготовленном транспорте в церковь где проводиться обряд отпевания покойного. Во время отпевания все родственники и друзья покойного держат свечи. После отпевания гроб с умершим отвозиться на кладбище, где должна быть уже заранее по договоренности вырыта могила. До могилы от транспорта гроб несут родственники умершего. Гроб ставиться у могилы на табуретки или заранее подготовленные подставки. Все родственники и друзья умершего человека прощаются с ним, можно около гроба поставить поминальное блюдо, кутью с зажженной свечой. Если человек при жизни носил очки или какой-либо протез, эти вещи нужно положить в гроб. Больше ничего класть в гроб не нужно, и даже опасно. После прощания и после этого гроб предварительно закрытый опускается в могилу. Согласно православным традициям покойный должен лежать головой на восток, а ногами на запад. Во время отпевания поется ангельская песень, или как ее называют трисвятое. Когда гроб полностью опушен в могилу, все родственники и друзья умершего по очереди, без суеты, зачерпывают пригоршню земли и кидают ее на гроб. После могилу закапывают, формируя холмик.

Для более правильного и точного обряда захоронения, лучше всего спросить совет у священника или в специализированном похоронном бюро. Священник даст правильную инструкцию, и ответить на все возникшие вопросы родственников по проведению этого печального обряда. После похорон принято проводить поминовение усопшего или как называют обряд в народе поминки. Причем поминки проводятся не, только сразу после похорон на третий день, но и на третий, девятый и сороковой день. На первые поминки приглашаются все, кто присутствовал на похоронах. На стол принято подавать блины, кисель, рыбу, постные пироги. Во все дни кроме дней поста можно подавать на стол и мясную пищу, борщ, кулебяку. Если родственники и семья умершего придерживается христианской традиции, то во время поминок есть рекомендация не употреблять спиртные напитки. А уж если без них никак, то путь они будут некрепкие, различные наливки и легкие вина. Не стоит на стол ставить пустую тарелку и рюмку для умершего, и его портрет. На девятый и сороковой день собираются на поминки только самые близкие родственники. На поминках вспоминаются только хорошее и, конечно же, на них нельзя веселиться и петь песни.

Загрузка...
Top