Облигации внутреннего государственного валютного займа. Облигации государственного займа - возвращение к прошлому? Облигации государственного займа выпускаются целью

Содержание

Стабильное финансовое состояние страны – залог благополучия населения, потому правительство стремится его контролировать, в том числе и за счет выпуска гособлигаций. Облигации государственного займа (ОФЗ) являются средством для покрытия бюджетного дефицита посредством выпуска федеральных ценных бумаг. Грубо говоря, государство берет у граждан в заем денежные средства под определенный процент. За последние несколько лет бюджетные доходы уменьшились (главным образом из-за резкого падения цены на нефть) и выпуск госзаймов снова стал актуальным.

Что такое государственные облигации

Облигации государственного займа – это залоговый инструмент, который правительство страны выпускает для привлечения средств населения. Физическое лицо, которое приобрело ОФЗ будет являться по отношению к стране инвестором. Государство дает гарантии по возвращению долга с начислением процентов. Валюта ценных бумаг РФ – российский рубль. На данный момент облигация государственного займа считается способом вложить свободные средства с низкими рисками. Существуют муниципальные государственные бумаги, которые выпускаются местными городскими властями.

Облигации федерального займа

Министерство финансов России снова выпускает облигации федерального займа, то есть ценные бумаги, размещение которых позволит пополнить бюджет. С 26 апреля 2019 года начинается продажа облигации федерального займа для физических лиц. Максимальный срок действия ОФЗ – три года. Общая стоимость составит 15 млрд. руб., одна государственная облигация будет стоить 1 000 руб. Минимальное количество покупки – 30 шт., максимальное – 15 000 штук.

Досрочное погашение возможно, но невыгодно. Расчет предусмотрен каждое полугодие. Размер годового дохода составляет от 7,5 до 10,5%. Облигации государственного займа выпускаются на определенный срок, тогда покупатель получает купоны (процентные выплаты). Государство объявляет о размере и дате выплат, что удобно для не слишком искушенных в инвестировании частных инвесторов.

Государственные краткосрочные бескупонные облигации

Печально известная многим аббревиатура ГКО – это государственные краткосрочные бескупонные облигации, они были выпущены в 1993 году и проработали на нашем рынке пять лет с переменным успехом. В итоге их выпуск привел к катастрофическим последствиям. Это именные бумаги, эмитентом которых выступало государство. Доход получался из разницы между стоимостью покупки и продажи ГКО. Срок погашения – от трех до шести месяцев. Право на приобретение ГКО было у иностранных граждан, что вывело ГКО на международный уровень и привело к массовому оттоку российского капитала за рубеж.

К 1998 году прибыль от ГКО была настолько высокой, что государство стало использовать для финансирования дефицита бюджета. Все шло замечательно, пока в 17 августа 1998 года обнаружилось, что выплачивать прибыль просто нечем и Министерство Финансов объявило дефолт по всем ГКО, которые обесценились на 70-80%. Это имело катастрофические последствия для экономики страны, в том числе и обвал национальной валюты, кризис коснулся всех граждан России. Все последующие ГКО выпускались (до 2006 г.) с целью погашения долгов по предыдущим займам.

Виды государственных ценных бумаг

Государственные ценные бумаги являются важной частью фондового рынка в любой стране. Так можно регулировать временно свободные средства финансовых учреждений и физических лиц. Виды государственных ценных бумаг:

  • безналичные и наличные;
  • бездокументарные и документарные;
  • доходные и гарантированные;
  • нерыночные и рыночные;
  • на предъявителя и именные.

По функциям ГЦБ различаются:

  • государственные долгосрочные купонные обязательства;
  • государственные краткосрочные бескупонные обязательства;
  • облигации сберегательного займа;
  • облигации внутреннего валютного займа;
  • государственные казначейские векселя;

Кто является эмитентом

Эмитент – это организация, которая берет на себя выпуск и обеспечение ценных бумаг. В случае с госзаймом в этой роли используется государство. Оно же должно обеспечивать доходность своих ценных бумаг и гарантировать права их держателей на получение дохода от возврата денежных средств по окончанию действия госзайма. Это условие надежности облигаций государственного займа. Сейчас ситуация в стране намного стабильнее, чем в 90х годах, так что вложения в госзайм может быть надежным.

Доходность государственных облигаций РФ

Государство объявило о доходности ОФЗ, выпущенных в 2019 году, в размере от 8,5% годовых. Сравните – прибыль с депозитов в крупнейших банках России редко поднимается выше 7,5-8%. Можно считать приобретение государственных ценных бумаг вполне выгодным мероприятием. С другой стороны банки берут комиссию в размере от 05 до 1,5% в зависимости от количества приобретенных госзаймов. Итак, если вы погасите их через три года, то ваш доход за вычетом комиссии будет составлять 9,02%.

Стоит ли покупать облигации федерального займа

Правильно говорят: «Государство не обманешь, скорее оно тебя». Россияне уже имеют печальный опыт того, как заимствование денег у населения через займы сначала было добровольно принудительным в советское время или откровенно мошенническим, как в случае ГКО. Логично, что сейчас к госзайму отношение настороженное. МинФин же уверяет: сейчас, когда внешние долги СССР уже отданы, а дефицит бюджета есть, но не критичен, самое время инвестировать свободные средства в ценные бумаги, как вариант.

Ситуация с государственными ценными бумагами прошлых лет немного другая. По рискам эти инвестиции мало отличаются от других вложений на фондовой бирже. Причем самостоятельно приобрести старые ОФЗ нельзя, тут лучше воспользоваться услугами посредников – трейдеров, паевых инвестиционных фондов. Это потребует дополнительных расходов, зато снизит риск первичных инвестиций.

Срок погашения

В системе госзаймов не предусмотрены штрафы за досрочный возврат денег, дается гарантия на 100% погашение займа, причем вернуть можно любую сумму. Хотите получить доход с процентов – не рассчитывайте забрать деньги раньше, чем через год. В противном случае владелец ОФЗ два раза платит комиссию банку (при досрочном погашении комиссия взимается тоже). Зато через год стоимость ваших ОФЗ увеличится на 6-8,5%, через три – на 10,5 процентов. Цена облигаций постоянно меняется в зависимости от экономического состояния на российской фондовой бирже.

Продажа и покупка облигаций

Частные лица могут приобрести ОФЗ-17 с 26 апреля 2019 года до 25 октября 2019 года. Продаваться они будут в отделениях Сбербанк и ВТБ 24. Госзайм 2019 года нельзя будет купить на бирже или через посредников. Это сделано, чтобы предотвратить спекуляции. ОФЗ-Н (народные) не могут быть приняты как залог при кредитовании, с ними не могут производиться операции дарения. Единственный способ передачи ценных бумаг другому лицу – по наследству.

Как купить облигации федерального займа физическому лицу

Процедура покупки облигаций федерального займа 2019 года происходит просто: вы приходите в отделение Сбербанка или ВТБ (не забудьте сначала выяснить, продаются ли там ОФЗ). Заключаете договор и приобретаете. Другой вариант – покупка ОФЗ онлайн через личный кабинет на сайтах банков. Облигация государственного займа является собственностью покупателя и не может быть подарена или продана.

Где купить облигации

Предполагается, что продажа облигаций федерального займа будет проходить в крупных банках РФ – Сбербанке и ВТБ24. Не каждое отделение банка предоставляет эту услугу, ОФЗ будут продаваться в больших отделениях, предлагающих услугу Сбербанк-Премьер. Ценные бумаги от государства прошлых лет приобретаются на бирже, лично или через брокерские конторы или паевые инвестиционные фонды с небольшой комиссией.

Сколько стоят облигации государственного займа

Номинал одной облигации госзайма составляет 1 тысячу рублей. Это касается как старых государственных ценных бумаг, так и новых, которые будут выпущены в 2019 году. Причем введено новое ограничение – минимальная партия ОФЗ составляет 30 000 руб., максимальная 15 000 000 руб. Облигации, выпущенные до 2019 года, также имеют номинал в тысячу руб., но в количестве неограниченны.

Сколько можно заработать на облигациях

Новые ОФЗ-2017 имеют фиксированный доход. Доход ОФЗ-17 сроком на три года получается в районе 9% годовых, с учетом выплаты комиссии. Другие государственные ценные бумаги обещают более высокую прибыль – долгосрочные облигации (10-15 лет) до 14-16% годовых, краткосрочные на один-два года – до 11% годовых. Встречаются и более высокие проценты, но, как известно, чем выше прибыль, тем больше и риск ее не получить. Управление купленными госзаймами осуществляется или через посредников, или же самостоятельно при условии создания ЭЦП и собственного личного кабинета на бирже.

Видео: Федеральные государственные ценные бумаги РФ

Нашли в тексте ошибку? Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим! Облигации внутреннего валютного займа - В Российской Федерации - купонные облигации, эмитируемые государством и имеющие номинал в долларах США. Были выпущены в качестве компенсации по долгам обанкротившегося Внешэкономбанка СССР (ВЭБ). Облигации внутреннего валютного займа были выпущены в обращение 14 мая 1993 г. Минфином РФ с целью погашения внутреннего валютного долга, который образовался в связи с банкротством Внешэкономбанка. Учитывая, что данный банк; являлся государственным, правительство России признало его долги перед клиентами и вкладчиками и в качестве долговых обязательств эмитировало облигации внутреннего валютного займа (ОВВЗ). В результате банкротства банка на его счетах оказались «замороженными» средства физических и юридических лиц. Процедура погашения задолженности перед гражданами, у которых счета находились во Внешэкономбанке, предусматривала прямое погашение задолженности в полном размере начиная с I июля 1993 г., а задолженность банка перед предприятиями была покрыта облигациями на общую сумму $7885 млн. ОВВЗ выпущены пятью траншами со сроками погашения от 1 года до 15 лет. Период обращения облигаций различных траншей и их объем были установлены в следующих пределах: 1-й транш - 1 год на сумму $226 млн.; 2-й транш - 3 года на сумму $1518 млн.; 3-й транш - 6 лет на сумму $1307 млн.; 4-й транш - 10 лет на сумму $2627 млн.; 5-й транш - 15 лет на сумму $2167 млн. Облигации имеют валютный номинал в размере $1000, $10 000 и $100 000. Данные облигации являются купонными, т.е. к каждой облигации прилагается комплект купонов, на основании которых выплачивается купонный доход в размере 3% годовых один раз в год. Поэтому облигации разных траншей имеют разное число купонов. Количество купонов соответствует периоду обращения облигаций. Выплаты по купонам производятся начиная с 14 мая каждого года. Купон может быть предъявлен к погашению в любой период времени в течение 10 лет начиная с календарного года, в котором наступил срок его оплаты. Платежным агентом по ОВВЗ является Центральный банк России, который имеет право назначать дополнительных платежных агентов из числа уполномоченных коммерческих банков. Владелец купона может предъявить его к оплате за 30 дней до даты купонных выплат. Облигации валютного займа выпущены в наличной форме и являются предъявительской ценной бумагой, т.е. погашение купонов и выплата по ним процентов, а также погашение основной суммы долга осуществляются на основании предъявления облигаций и соответствующих купонов. В настоящее время первые 2 транша погашены Минфином России в полном объеме. В 1994 г. был погашен 1-й транш на сумму 0,226 млрд. дол., а в 1996 г. - 2-й транш на сумму 1,5 млрд. дол. Одновременно с погашением очередных серий ценные бумаги изымаются из обращения, что уменьшает рынок этих бумаг и делает их менее ликвидными. Для поддержания ликвидности рынка ОВВЗ и с целью покрытия дефицита федерального бюджета в первой половине 1996 г. были выпущены в обращение две новые серии данных облигаций: 6-й и 7-й транши. В результате объем рынка по номиналу облигаций достиг 11 млрд. дол. и заметно повысилась ликвидность данного сегмента фондового рынка. Владельцами облигаций могут быть как российские, так и зарубежные предприятия и организации. Обращение ОВВЗ на вторичном рынке осуществляется свободно с оплатой в валюте или в рублях. В связи с тем что объем эмиссии достаточно большой и отсутствуют какие-либо ограничения на обращение данных облигаций, по ним сложился устойчивый вторичный рынок. На вторичном рынке облигации котируются в процентах от номинала. Круг операций с ОВВЗ достаточно широк. Они могут обращаться как между резидентами, так и нерезидентами, вноситься в качестве оплаты уставного капитала предприятий и организаций, служить предметом залога и др. Вывоз бланков облигаций за пределы России запрещен.

Еще по теме 9. Облигации внутреннего валютного займа (ОВВЗ), цель и особенности их выпуска и обращения.:

  1. ФЬЮЧЕРСНЫЙ КОНТРАКТ ФОНДОВОЙ БИРЖИ РТС НА РУБЛЕВЫЕ ОБЛИГАЦИИ ГОРОДСКОГО ВНУТРЕННЕГО ОБЛИГАЦИОННОГО ЗАЙМА г. МОСКВЫ
  2. 10. Государственные краткосрочные бескупонные облигации (ГКО) и облигации федерального займа (ОФЗ), их особенности, участники и структура рынка ГКО–ОФЗ.

Внутренний валютный долг РФ представлен облигациями внутреннего валютного займа (ОВВЗ). Решение об их выпуске было принято в 1992 г. для оформления задолженности Внешэкономбанка по счетам юридических лиц. Валюта займа - доллары США. По каждой облигации осуществляются ежегодные купонные выплаты в размере 3%.  


Выполнялись обязательства перед частными кредиторами, продолжался обмен непогашенного третьего транша облигаций внутреннего валютного займа (ОВВЗ) на новые облигации. Свои обязательства по обслуживанию внешней задолженности выполнил ряд субъектов РФ. Своевременное обслуживание внешнего долга стало возможным вследствие улучшения макроэкономической ситуации в стране и благоприятной конъюнктуры на мировых сырьевых рынках.  

Облигации внутреннего валютного займа (ОВВЗ) 1993 г. Введены Постановлением СМ-Правительства РФ № 222 от 15 марта  

Так, внешние заимствования были предоставлены РФ международными финансовыми организациями (МВФ, МБРР, ЕБРР) на сумму 22,4 млрд долл., иностранными государствами (Германией, США, Францией) в объеме 14,9 млрд долл. и частными иностранными компаниями в размере до 6 млрд долл. Часть валютных кредитов была получена от ЦБ РФ за счет сокращения его золотовалютных резервов (6,8 млрд долл.). Кроме того, Министерство финансов РФ выпустило и разместило несколько траншей еврооблигаций и облигаций, внутреннего валютного займа (ОВВЗ) на сумму свыше 27 млрд долл.  

ОБЛИГАЦИИ ВНУТРЕННЕГО ВАЛЮТНОГО ЗАЙМА, ОВВЗ - в РФ разновидность государственных ценных бумаг . Выпускаются с 1994 г. Эмитируются государством для привлечения валютных средств . Представляют собой дисконтные ценные бумаги на предъявителя номиналом в I тыс., 10 тыс. и 100 тыс. долл., с купоном, соответствующим годовому валютному проценту. Депозитарием и платежным агентом по ОВВЗ выступает Внешторгбанк РФ. Участниками рынка ОВВЗ являются, как правило, крупные банки, инвестиционные  

Облигации внутреннего валютного займа (ОВВЗ) - документарные предъявительские ценные бумаги.  

ОБЛИГАЦИИ ВНУТРЕННЕГО ВАЛЮТНОГО ЗАЙМА (ОВВЗ) - один из видов государственных ценных бумаг РФ. Министерство финансов РФ эмитирует внутренний государственный валютный облигационный заем , сумма которого составляет 7885 млн американских долларов. Датой выпуска займа является 14.05.1993 г. По облигациям начисляется 3% годовых начиная с 14.05.1993 г. Проценты выплачиваются 1 раз в год. Купонный комплект является неотъемлемой частью облигации, количество купонов зависит от срока погашения облигации. Заемщик выплачивает в установленные даты суммы основного долга плюс проценты в национальной валюте США. Даты платежа указываются на облигациях и купонах. Назначенные платежные агенты перечисляют на счет держателя облигаций сумму (в долларах США) основного долга по облигациям и купонам после того, как были предъявлены соответствующие купоны. Последний купон необходимо предъявлять вместе с той облигацией, которую нужно погасить. Денежные обязательства , возникновение которых связано с процессом обращения облигации, могут выражаться и оплачиваться путем безналичного расчета как в рублях, так и в валюте. Владельцы облигаций имеют право на передачу своих ценных бумаг на хранение уполномоченным банкам РФ. Депозитарии в лице уполномоченных банков осуществляют операции с облигациями, контролируют их проведение, ведут учет движения облигаций, обеспечивают их сохранность и возврат.  

Облигации внутреннего валютного займа (ОВВЗ) 421  

Облигации внутреннего валютного займа (ОВВЗ) - облигации в документальной форме на предъявителя, эмитент - Министерство финансов Российской Федерации , купонные со сроком погашения от 1 года до 15 лет.  

Облигации внутреннего валютного займа (ОВВЗ) выпущены в 1993 г. в счет погашения задолженности Внешэкономбанка. В 1996 г. осуществлена дополнительная эмиссия облигаций . Бумаги выпущены в документарной форме номиналом 1 тыс., 10 тыс. и 100 тыс. долл. США в виде семи траншей (серий) с погашением 14 мая 1994 г., 1996 г., 1999 г., 2003 г., 2008 г. и 2011 г. По облигациям начисляется один купон в год в размере 3%. Проценты выплачиваются за истекший год, начиная с 14 мая.  

Облигация внутреннего валютного займа (ОВВЗ) - дисконтная ценная бумага на предъявителя, выпускаемая государством с целью привлечения валютных средств.  

ОВВЗ - Облигации внутреннего валютного займа  

Что же касается ОВВЗ - облигаций внутреннего валютного займа с ежегодным начислением фиксированного купонного процента, номинированных в долларах США, то подсчёт доходности по ним ничем не отличается от приведённых выше алгоритмов для ОФЗ-ПД и ОФЗ-ФД, так как при торговле ОВВЗ также применяется схема с накопленным купонным доходом. Следует, правда, помнить, что поскольку ОВВЗ номинированы в долларах США, доходность по этим облигациям будет отражать темп роста долларовой массы на счёте инвестора.  

Положение о налогообложении операций с облигациями внутреннего государственного валютного займа (ОВВЗ) (утв. Минфином РФ № 12н, Госналогслужбой РФ № АП-4-05/1н 26.02.98)  

О налогообложении операций с облигациями внутреннего государственного валютного займа (ОВВЗ) см. письмо Минфина России от 24.11.97 № 04-02-14.  

С 1 июля 1997 г. с момента вступления в силу Приказа Минфина РФ от 15.01.97 г. № 2 "О порядке отражения в бухгалтерском учете операций с ценными бумагами , облигации внутреннего государственного валютного займа (ОВВЗ), могут приниматься на учет на счет 58 "Краткосрочные финансовые вложения ". Результаты переоценки ОВВЗ накапливаются на счете 83 "Доходы будущих периодов " и списываются на счет прибыли и убытков одномоментно при реализации, передаче, погашении или прочем выбытии.  

Деноминированные в долларах США облигации внутреннего государственного валютного займа (ОВВЗ) выпущены 14.05.1993 г. общим объемом 7 885 млн. долл., а их фактическое распространение началось в октябре того же года. Процесс их размещения был растянут на достаточно длительный период из-за нежелания многих клиентов получать облигации вместо валюты ряд организаций за это время поменяли статус, вызвав трудности с правопреемством. Заем состоял из предназначенных для юридических лиц пяти ежегодно и поочередно погашаемых траншей, с различными сроками погашения - от 1 года до 15 лет (1 транш - погашение через 1 год от даты выпуска, 14.05.1994 г. 2 транш - погашение через 3 года от даты выпуска, 14.05.1996 г. 3 транш - погашение через б лет от даты выпуска, 14.05.1999 г. 4 транш - погашение через 10 лет от даты выпуска, 14.05.2003 г. 5 транш - погашение через 15 лет от даты выпуска, 14.05.2008 г.) Номинал облигаций - 1 000, 10 000 и 100 000 долл. США. К ОВВЗ прилагается комплект из купонов, количество которых определяется  

Одновременно сообщаем, что порядок определения рыночной цены по облигациям внутреннего государственного валютного займа, установленный в Положении Минфина России и Госналогслужбы России от 26.02.98 г. №№ 12н АП-4-05/1н О налогообложении операций с облигациями внутреннего государственного валютного займа (ОВВЗ) , может применяться всеми участниками рынка ценных бумаг при совершении ими операций с ОВВЗ на вторичном рынке.  

Организацией-продавцом списана балансовая стоимость облигаций внутреннего валютного облигационного займа (ОВВЗ), рассчитанная по  

Необходимо различать особенности учета облигаций внутреннего государственного валютного займа (ОВВЗ) у первых и последующих владельцев этих облигаций.  

Первые владельцы ОВВЗ имеют особую льготу - убытки от реализации ими ОВВЗ принимаются для целей налогообложения полностью при условии, что цена реализации была не ниже рыночной (см. Положение о налогообложении операций с облигациями внутреннего государственного валютного займа (ОВВЗ), утвержденное Приказом Минфина России № 12н и Госналогслужбы России № ПА-4-05/1н от 26.02.98 г.).  

Федеральные органы власти Государственные бескупонные облигации (ГКО) Казначейские обязательства (КО) Облигации Банка России (ОБР) Облигации федерального займа (ОФЗ) Облигации золотого федерального займа (ОЗФЗ) Облигации внутреннего валютного займа (ОВВЗ) Облигации внутреннего валютного займа (ОВВЗ)  

Современный отечественный

В первые годы советской власти существовала политика военного коммунизма, при которой проводилась национализация имущества, равное распределение товаров, борьба с частной собственностью. В 1921 году с началом НЭПа происходит частичный возврат к рыночным отношениям, организуются кооперативы. Экономика этого типа приводила к накоплению денежных средств населением при сильном дефиците товаров, вызванным царившей повсюду разрухой. На свои сбережения советские граждане не могли ничего купить, денежная масса в стране росла, что приводило к инфляции.

Частично остановить инфляцию помогло введение обеспеченных золотом червонцев, а реформа 1924 года вернула стране твёрдый рубль. Но удержать цены на одном уровне на протяжении длительного времени было невозможно, на помощь пришли государственный займы, ставшие неотъемлемой частью жизни советского общества почти до самого распада СССР.

Облигация 1936 года на сумму 10 рублей

Первые государственные займы появились в России ещё в конце XIX века и имели схожий тип действия, но наибольшего расцвета они достигли с началом Первой Мировой войны и при Временном правительстве. Но всё равно их масштаб был незначительным по сравнению с советскими выпусками, на которых держалась экономика огромного государства.

Вкладывая деньги в займы, население уменьшало свои сбережения, а значит не могло влиять на обесценивание рубля. Конечно, просто так нести деньги в кассы никто не хотел, поэтому правительство использовало различные пропагандистские способы, например развешивая повсюду плакаты с яркими лозунгами, позволяя приобретать дефицитные товары и т.д. Часто займы становились принудительными, их могли включать в счёт зарплаты, вкладчикам предоставлялись различные привилегии.

Существовали займы нескольких типов:

Натуральные. Займы осуществлялись в рублях, но выражались в виде определённого количества продуктов (например зерна). Выплаты осуществлялись в натуральной форме. Такой тип займов имел место в начале 20-х годов.

Выигрышные. На обороте облигаций помещалась подробная информация об условиях выигрыша. Например, дополнительную сумму мог получить держатель каждой третьей облигации, или сумма зависела от размера вклада. Выигрышные облигации обычно имели номинал 100 рублей, а более мелкие считались частями облигации, более крупные включали несколько штук. Это делалось для более удобного расчёта выигрыша, начислявшегося на одну облигацию. Поначалу даже их выпускали в листах и отрезали нужное количество.

Процентные. Ежегодно, или каждые несколько месяцев начислялся определённый процент по вкладу. Такие облигации могли содержать отрезные купоны с фиксированной суммой, по которым выдавались проценты. Например, к 5% ценным бумагам на сумму 100 рублей прилагалось 10 пятирублёвых купонов, которые можно было обменивать на деньги ежегодно в течение 10 лет, после чего получить полную стоимость, то есть 100 рублей. Но основная масса выпусков была без купонов.

Вклады имели определённый срок, поначалу он составлял всего 2-3 года, а в дальнейшем увеличивался до 10 и даже до 20 лет. Полные выплаты можно было получить только по истечении срока, однако чаще всего вместо этого заём продлевался. Проценты получить было проблематично из-за очередей и ограничений выплат, поэтому данный займы были очень выгодными для экономики государства. Многие, вложив деньги в 30-е годы, получили их только в 80-е, когда цены были уже значительно выше.

Годы НЭПа

Первые государственные займы РСФСР осуществлены в 1922 году, это были 6% облигации со сроком на 10 лет с 19 купонами (по два в год). Затем вышли два хлебных займа и один сахарный, первый выражался в пудах ржи, а второй в фунтах сахара-рафинада. С 1924 по 1927 год вышло три крестьянских займа небольших номиналов (от 1 до 50 рублей) в виде облигаций с купонами сроком до 3 лет.

С 1924 года выпускаются займы, рассчитанные на хранение средств предприятий, номиналом до десятков тысяч рублей, выраженные в процентах: 5%, 6%, 8%, 10% и 12%. В тот же год выходит первый выигрышный заём, держатели ценных бумаг получали выигрыш, рассчитываемый определённым образом. Займы такого типа активно внедрялись в дальнейшем.

Индустриализация

С 1927 года начались первые попытки индустриализации страны, а займы захватывают всю страну и становятся обязательными. Правительство нашло устойчивый приток денежных средств, это открыло пути для великих строек довоенного времени. Новые процентные займы выходят всё более крупными сериями, а максимальный номинал облигации достигает миллиона рублей.

С этого времени займы стали распространятся среди населения по подписке. Такой вариант позволял осуществлять рассрочку платежа, чтобы привлекать менее платёжеспособные слои общества. Рисунки на ценных бумагах могли содержать изображение тракторов на полях, крестьян-сеятелей, подъёмные краны, заводы и фабрики. Начавшаяся в 1928 году первая пятилетка потребовала всё большего участия населения во вкладах.

В 1930 году для облегчения расчётов все старые облигации, по которым не вышел срок, заменяются новыми с надписью «пятилетка в четыре года» сроком на 10 лет. Из-за снижения процентных ставок пришлось выдавать дополнительные купоны. Однако при проведении подобной процедуры в 1936 году и 1938 годах, проценты вновь снизили, но дополнительные купоны не выдавали. При этом срок вклада увеличился до 20 лет. Далее до войны вышло несколько серий займов: второй и третьей пятилетки, заём укрепления обороны СССР, внутренний выигрышный заём, но цель у всех была одна – найти средства на осуществление масштабных проектов.

Облигации военного времени

С началом Великой Отечественной войны были почти полностью заморожены все стройки, а средства шли на снабжение фронта. Высокий патриотизм общества и грамотные кампании по распространению облигаций позволили быстро осуществлять новые займы, которые были выигрышными и процентными. Ценные бумаги военного времени имели рисунки на военную тематику.


Облигация военного займа 1944 года

Среди населения распространялись выигрышные номиналом от 25 до 500 рублей, условия выигрыша помещались на оборотной стороне. Среди артелей и товариществ – 2% процентные облигации номиналом от 100 до 1000 рублей с купонами. Все они были рассчитаны на 20 лет. Общая сумма всех выпусков четырёх лет войны составила 81 миллион рублей, из которых на 76 миллионов было распространено среди населения.

Хранение денег в годы войны при карточной системе распределения продуктов и заоблачных рыночных ценах казалось не очень правильным решением, поэтому займы этого времени делались весьма охотно.

Восстановление народного хозяйства

С 1946 по 1950 год стали выпускаться подписные выигрышные займы восстановления и развития народного хозяйства. Выигрышем облагались только 35% облигаций, причём целой облигацией считался номинал 100 рублей, более мелкие – частями, а более крупные – несколькими номерами.


Облигация 2% займа 1948 года

В ходе денежной реформы 1947 года были пересчитаны и вклады населения. Все облигации выигрышного займа 1938 года обменивались по курсу 5:1 на новые трёхпроцентные образца 1947 года, а 8%-облигации 1927-1928 годов и облигации 1936-1945 (кроме выигрышных 1938) по курсу 3:1 на 2% заём 1948 года. Оба были рассчитаны на 20 лет. На второй были обменены и различные обязательства и свидетельства на получение социальных выплат.

С 1951 года выпускаются выигрышные займы развития народного хозяйства номиналом от 10 до 500 рублей, рассчитанные на 20 лет. Именно эти выпуски стали самыми массовыми, многие из них так и не были погашены. В 1957 году во вкладах находилось 300 миллиардов рублей (около 1500 рублей на одного жителя страны). Чтобы не обременять государство новыми внутренними долгами, с этого времени выпуск займов прекращается и останавливаются выплаты выигрышей и процентов на 20 лет.


Облигация 1952 года на сумму 500 рублей

Последние займы СССР

В 1966 году вновь был выпущен 3% заём, но на этот раз он был полностью добровольным. Срок вклада составлял 20 лет, а номиналы были только 10 и 20 рублей. Вклад был удобным для тех, кому не хватало денег на крупную покупку (например автомобиль), а дефицит товаров не позволял тратить сбережения.

Через 16 лет, в 1982 году выпускается последний заём, который был выигрышным и рассчитывался на 20 лет. По истечении срока 32% облигаций получали выигрыш, условия которого были описаны на оборотной стороне, остальные должны были погашаться по себестоимости. Некоторые крупные вклады давали преимущества при покупке автомобиля. В 1990 в дополнение к этому займу произведён выпуск 5% облигаций с купонами, рассчитанными на 12 лет.

Займы современной России

Распад СССР привёл к обмену облигаций 1982 и 1990 года на новые образца 1992. Они были выигрышными, призы разыгрывались 6 раз в год, после чего выплаты погашались. Сильная инфляция почти обнулила вклады населения, а в 1998 году в ходе деноминации рубля были деноминированы и вклады. Для этой цели выпустили новые ценные бумаги с сокращённым в тысячу раз номиналом. Несмотря на многочисленные суды, сохранить их первоначальный номинал не удалось.


Облигация 1992 года на сумму 1000 рублей

В 2000 году выпущены последние облигации номиналом 500 рублей сроком на полтора года. Они снабжались купонами, по которым два раза можно было получить проценты.

С 1 октября 2002 года в течение двух лет проводился выкуп всех займов Российской Федерации с выплатой процентов. Он был продлён и на весь 2005 год, а позже выплаты проводились только на основании судебных решений.

Облигации ушли в прошлое, как и государственные займы вообще. Сейчас вклады осуществляются только в коммерческие банки на различных условиях. Некоторый аналог облигаций есть у Сбербанка – сберегательные бумажные сертификаты, выдаваемые на любую сумму на определённый срок. По истечении срока сертификат погашается с выплатой процентов. Если сертификат погашен ранее срока, выплата процентов не производится. Точно также работают и многие вклады.

Выуски облигаций Госзаймов в РСФСР и СССР:

Год Название займа Тип Срок Общая сумма Примечание
1922 Первый внутренний краткосрочный государственный хлебный заём беспроцентный, безвыигрышный 8 месяцев 10 млн пудов ржи
1922 Государственный 6% выигрышный заём 6-процентно-выигрышный 10 лет 100 млн. р.
1923 Второй внутренний краткосрочный государственный хлебный заём беспроцентный, безвыигрышный 11 месяцев 100 млн пудов ржи
1923 Государственный краткосрочный сахарный заём беспроцентный, безвыигрышный 11 месяцев 1 млн пудов сахара-рафинада
1924 8% внутренний золотой заём выигрышный 6 лет 100 млн. р.
1924 Второй государственный выигрышный заём 6-процентно-выигрышный 5 лет 100 млн. р.
1924 Крестьянский выигрышный заём 5-процентно-выигрышный 1 год 9 мес. 50 млн. р. Частично перевыпущен в 1925 году
1925 Государственный краткосрочный 5% внутренний заём 5-процентный 1 год 10 млн. р.
1925 Государственный внутренний заём хозяйственного восстановления процентный 4,5 года 300 млн. р. Серии В и Г выпущены в 1926 году
1925 Второй крестьянский выигрышный заём 1-процентно-выигрышный 2 года 100 млн. р.
1926 Второй государственный 8% внутренний заём 8-процентный 5 лет 100 млн. р.
1926 выигрышный 5 лет 30 млн. р.
1927 Государственный внутренний 10% выигрышный заём 10-процентно-выигрышный 8 лет 100 млн. р.
1927 Третий государственный 8% внутренний заём 8-процентный 10 лет 200 млн. р.
1927 Третий крестьянский выигрышный заём 1-процентно-выигрышный 3 года 25 млн. р.
1927 Государственный внутренний 12% заём 12-процентный 10 лет 200 млн. р.
1927 Государственный внутренний 6% выигрышный заем индустриализации народного хозяйства СССР 6-процентно-выигрышный 10 лет 200 млн. р.
1928 Государственный внутренний выигрышный заем укрепления крестьянского хозяйства 6-процентно-выигрышный 3 года 100 млн. р.
1928 Второй государственный внутренний выигрышный заем индустриализации народного хозяйства СССР 10 лет 50 млн. р. Выпуск дополнен на 50 млн. рублей с добавлением надпечатки на новых облигациях
1928 Государственный внутренний 11% заём 11-процентный 10 лет 300 млн. р.
1928 Четвертый государственный 8% внутренний заём 8-процентный 15 лет 400 млн. р.
1929 Третий государственный внутренний выигрышный заем индустриализации народного хозяйства СССР два варианта: выигрышный и 6-процентно-выигрышный 10 лет 750 млн. р. Выпуск дополнен на 250 млн. рублей с добавлением надпечатки на новых облигациях
1929 Государственный внутренний заём выигрышный 5 лет 125 млн. р.
1930 Государственный внутренний 9% выигрышный заём процентно-выигрышный 10 лет 50 млн. р.
1930 Государственный внутренний выигрышный заём «Пятилетка в четыре года» два варианта: выигрышный и 6-процентно-выигрышный 10 лет 1,2 млрд. р. На облигации этого типа с добавлением доплатных талонов обменивались облигации 6% займа 1927 года, укрепления крест. хоз. 1928 года и второго займа индустриализации 1928 года
1931 Государственный внутренний заём «Пятилетка в четыре года» 10 лет 1,6 млрд. р.
1932 Государственный внутренний выигрышный заём выигрышный 10 лет 100 млн. р. Выпуск дополнен на 50 млн. рублей в 1933 году с новой датой
1932 Государственный внутренний заём четвертого завершающего года пятилетки два варианта: выигрышный и 10-процентный 10 лет 3,2 млрд. р.
1933 три варианта: выигрышный, 7-процентный и 10-процентный 10 лет 3 млрд. р.
1934 Государственный внутренний заём второй пятилетки два варианта: выигрышный и 10-процентный 10 лет 3,5 млрд. р.
1935 Государственный внутренний выигрышный заём выигрышный 10 лет 300 млн. р.
1935 Государственный внутренний заём второй пятилетки два варианта: выигрышный и 8-процентный 10 лет 3,5 млрд. р.
1936 Государственный внутренний заём второй пятилетки 20 лет 4 млрд. р. На облигации этого займа были обменены облигации "Пятилетка в четыре года", "Четвёртого завершающего года пятилетки" и "Заём второй пятилетки" 1930-1935 годов
1937 Государственный внутренний заем укрепления обороны СССР два варианта: выигрышный и 4-процентный 20 лет 4 млрд. р.
1938 Государственный внутренний выигрышный заём выигрышный 20 лет 600 млн. р. Перевыпускался дополнительно в 1939, 1940 и 1946 годах. На облигации этого займа были заменены ранее не погашенные облигации выигрышных займов 1929, 1932 и 1935 годов и 9% займа 1930 года.
1938 два варианта: выигрышный и 4-процентный 20 лет 5,9 млрд. р.
1939 Государственный внутренний заём третьей пятилетки два варианта: выигрышный и 4-процентный 20 лет 6 млрд. р.
1940 Государственный внутренний заём третьей пятилетки два варианта: выигрышный и 4-процентный 20 лет 8 млрд. р.
1941 Государственный внутренний заём третьей пятилетки два варианта: выигрышный и 4-процентный 20 лет 9,5 млрд. р.
1942 Государственный военный заём 20 лет 10 млрд. р. Процентный выпущен в феврале 1943
1943 Второй государственный военный заём два варианта: выигрышный и 2-процентный 20 лет 12 млрд. р. Процентный выпущен в январе 1944
1944 Третий государственный военный заём два варианта: выигрышный и 2-процентный 20 лет 25 млрд. р. Процентный выпущен в январе 1945
1945 Четвёртый государственный военный заём два варианта: выигрышный и 2-процентный 20 лет 25 млрд. р. Процентный выпущен в январе 1946
1946 выигрышный 20 лет 20 млрд. р.
1947 Государственный заём восстановления и развития народного хозяйства СССР выигрышный 20 лет 20 млрд. р.
1947 Государственный 3% внутренний выигрышный заем два варианта: выигрышный и 3-процентный 20 лет 20 млрд. р. На облигации этого займа были обменены облигации выигрышного займа 1938 года по курсу 3:1
1948 Государственный заём восстановления и развития народного хозяйства СССР выигрышный 20 лет 20 млрд. р.
1947 Государственный 2% заём два варианта: выигрышный и 2-процентный 20 лет 20 млрд. р. На облигации этого займа были обменены 8%-облигации 1927-1928 годов и облигации 1936-1945 (кроме выигрышных 1938) по курсу 5:1
1949 Государственный заём восстановления и развития народного хозяйства СССР выигрышный 20 лет 20 млрд. р.
1950 Государственный заём восстановления и развития народного хозяйства СССР выигрышный 20 лет 20 млрд. р.
1951 выигрышный 20 лет 30 млрд. р.
1952 Государственный заём развития народного хозяйства СССР выигрышный 20 лет 30 млрд. р.
1953 Государственный заём развития народного хозяйства СССР выигрышный 20 лет 30 млрд. р.
1954 Государственный заём развития народного хозяйства СССР выигрышный 20 лет 30 млрд. р.
1955 Государственный заём развития народного хозяйства СССР выигрышный 20 лет 30 млрд. р.
1956 Государственный заём развития народного хозяйства СССР выигрышный 20 лет 30 млрд. р.
1957 Государственный заём развития народного хозяйства СССР выигрышный 20 лет 30 млрд. р.
1966 Государственный 3-процентный внутренний выигрышный заём 3-процентно-выигрышный 20 лет Не выплачен полностью из-за распада СССР
1982 Государственный внутренний выигрышный заём выигрышный 20 лет Не выплачен полностью, конвертирован в заём РФ 1992 года, а заем деноминирован в заём 1998 года, выплаты по которому завершены в 2005

Фотографии предоставлены пользователями сайта: NOTGELD, SAKHAR.

В целях обеспечения условий, необходимых для урегулирования внутреннего валютного долга перед юридическими и физическими лицами, 14 мая 1993 г. был осуществлен выпуск внутреннего государственного валютного облигационного займа (ОВВЗ) на общую сумму 7 млрд 885 млн долл. США.

Эмитентом облигаций выступает Министерство финансов РФ, валюта займа - доллары США. Процент по этим облигациям составляет 3% годовых. Номинал облигаций - одна, десять и сто тысяч долларов. Они были выпущены пятью сериями со сроками погашения 1 год, 3 года, 6, 10 и 15 лет.

Неотъемлемой частью облигации является комплект из купонов, количество которых определяется сроком погашения облигации. Погашение облигаций по сериям осуществляется в следующие сроки:

Последний купон предъявляется вместе с облигацией, подлежащей погашению.

Основным платежным агентом по выплате основного долга по облигациям и процентов по купонам является Центральный банк РФ, опирающийся на свои валютные и золотые резервы, который может назначать дополнительных платежных агентов (коммерческие банки).

Облигации внутреннего валютного займа стали первыми на развивающемся рынке валютных облигаций России. Это единственная валютная государственная ценная бумага в стране, выпущенная в расчете прежде всего на иностранных инвесторов. Следует отметить, что эти облигации на первом этапе не пользовались активным спросом отечественных покупателей ценных бумаг. Такое положение вызвано низким доверием покупателей к любому виду государственных ценных бумаг, основывающемся на предыдущем опыте рублевого государственного облигационного займа послевоенного периода. Большую роль также сыграла неопределенность правопреемников организаций, поменявших статус после распада СССР. Из-за этого первичное размещение ОВВЗ шло более низкими темпами, чем планировалось, что определило низкую ликвидность рынка.



Иностранные инвесторы настроены более оптимистично. С одной стороны, валютные облигации Министерства финансов имеют бумажную форму выпуска, с другой стороны, причина столь заметной роли иностранных инвесторов на рынке ОВВЗ связана с высокой доходностью ценных бумаг. Уровень доходности ОВВЗ значительно превышает уровень доходности на зарубежных фондовых рынках. Второй этап начался тогда, когда иностранные инвесторы разместили крупные заказы на покупку ОВВЗ. Рынок активизировался, и дневной оборот вторичных торгов вышел на уровень 30-50 млн долл.

Однако существовали и отрицательные факторы: отдаленность срока погашения облигаций четвертого и пятого траншей, политическая неустойчивость, не слишком обнадеживающие темпы стабилизации российской экономики, что увеличивало риск вложений в долговые бумаги российского правительства.

За время существования этого финансового инструмента на рынке значительно изменилась структура участников торгов. Если в начале это были в основном отечественные операторы, то в 1996 г. почти половина участников - это иностранные финансовые учреждения, привлекаемые высокими процентами доходов и высокой надежностью гарантий Минфина.

В развитии рынка ОВВЗ наряду с резкими взлетами были и столь же резкие падения. Котировки этих облигаций, с одной стороны, достаточно стабильны, а с другой - как ни один финансовый инструмент, они подвержены политическим влияниям.

Рынок ОВВЗ, являющийся фактически международным, чутко реагирует на любые изменения экономической и политической конъюнктуры. Доходность облигаций снижалась вплоть до октябрьского кризиса ("черного вторника") на валютном рынке 1991 г. и составляла: около 18% годовых для второго транша, около 16% для третьего и четвертого траншей и около 13,5% для пятого транша. Резкое падение спроса на валютные облигации со стороны иностранных инвесторов произошло из-за неопределенности в переговорах с МВФ, военных действий в Чечне. Динамика курсовой стоимости ОВВЗ определялась результатами переговоров с членами Парижского клуба кредиторов, когда была достигнута договоренность о реструктуризации долга бывшего СССР в объеме 37,6 млрд долл. на 25 лет. Выплаты по данному долгу начнутся только с 2002 г., а пока Россия будет платить только проценты. Котировки облигаций падали также после отставок российских реформаторов, при болезни Президента, при недополучении обещанных кредитов и т.п.

К середине мая 1996 г. успешно погашены облигации первого и второго траншей, объемом соответственно 0,226 и 1,518 млрд долл. по номиналу. В обращении остались облигации третьего транша (объем 1,307 млрд долл., срок погашения 14 мая 1999 г. четвертого транша (объем 2,627 млрд долл., срок погашения 14 мая 2003 г.) и пятого транша (объем 2,167 млрд долл., срок погашения 14 мая 2008 г.).

Ситуация стала меняться после выплаты процентов в размере 100 млн долл. Лондонскому клубу кредиторов, полного и своевременного погашения 317,5 млн долл. по пятигодичным еврооблигациям. Беспрецедентным ростом котировок характеризуется рынок облигаций внутреннего валютного займа в первой половине октября 1996 г. Рост цен ОВВЗ составил по разным траншам от 4, 5 до 6% от номинала, что сопровождалось увеличением активности европейских инвесторов на рынке российских долгов. Увеличение спроса на ОВВЗ предопределили два фактора - оптимистичное заключение американских врачей о состоянии здоровья Президента, а также увеличение кредитного рейтинга России.

Традиционно на рынке ценных бумаг инвесторы предпочитали размещать средства в государственных облигациях, как рублевых (ГКО, ОФЗ и сберегательного займа), так и валютных (ОВВЗ и еврооблигации, впервые эмитированные Минфином год назад). Эта практика сохранялась до объявления дефолта на рынке рублевых заимствований. Сегодня в условиях неопределенности курса экономического развития страны валютные облигации Минфина так же ненадежны, как и рублевые. Например, котировки ОВВЗ третьего транша, погашаемого в мае 1999 г., составляют 20% от номинала, в 15-17% от номинала оцениваются еврооблигации. Так как Правительство, Минфин и Центральный банк не в состоянии стабильно обслуживать свои долги, что проявилось на рынке внутренних заимствований, в ближайшее время может произойти и реструктуризация внешнего долга.

Выпуск облигаций внутреннего валютного займа не связан ни с финансированием экономики, ни с финансированием дефицита бюджета. Эти ценные бумаги были выпущены в качестве гарантии возвращения юридическим и физическим лицам средств, замороженных при реорганизации Внешэкономбанка СССР.

Золотые сертификаты

Основным видом долговых обязательств в России, как и во всем мире, является облигация. Однако Правительство России эмитирует и другие виды долговых обязательств. Так, в 1993 г. Министерством финансов были выпущены золотые сертификаты.

Первый выпуск золотых сертификатов находился в обращении с сентября 1993 г. по сентябрь 1994 г. Сертификат являлся именным, к валютным ценностям не относился, мог быть оплачен только в рублях и выпускался номиналом 10 кг золота 0,9999 пробы. Министерство финансов гарантировало доходность по сертификатам на уровне ставки ЛИБОР (ставка межбанковских кредитов семи крупнейших лондонских банков) по доллару США плюс 3%. Объем эмиссии составил 10 тыс. ценных бумаг, т.е. 100 тонн золота, депонированных Министерством финансов в Комитете РФ по драгоценным металлам и драгоценным камням.

Первичное размещение золотых сертификатов осуществлялось Минфином через уполномоченные коммерческие банки. Для приобретения золотых сертификатов коммерческий банк должен был подать соответствующую заявку в Министерство финансов, перечислить необходимые средства. В первые две недели после начала размещения сертификаты продавались по номиналу, а затем с премией, определяемой Министерством финансов.

На вторичном рынке уполномоченные коммерческие банки имели право перепродажи золотых сертификатов юридическим и физическим лицам, а также нерезидентам на договорной основе. Банки имели право дробить сертификаты и продавать их частями. Дробление сертификатов не могло быть менее чем на одну сотую его номинала, т.е. 100 г золота.

Начисление и выплата процентного дохода по золотым сертификатам производились Министерством финансов ежеквартально в рублях исходя из цены золота на Лондонском рынке на первое число первого месяца очередного квартала по ставке 3/12 ставки ЛИБОР на указанную дату плюс 0,75%.

В целом первый выпуск золотых сертификатов оказался не очень популярным из-за его большой номинальной стоимости, недоступной для ряда юридических лиц. Невысокая доходность этих бумаг сочеталась с их низкой ликвидностью. Реализовать находящиеся на руках сертификаты было практически невозможно. Банкам разрешалось продавать дробные доли сертификата на фондовом рынке только путем выпуска собственных облигаций, которые в отличие от золотого сертификата не являлись государственными ценными бумагами и, следовательно, не имели льгот по налогообложению.

Погашение золотого сертификата производилось Министерством финансов в рублях по курсу Центрального банка или золотом. По желанию владельца сертификаты могли быть погашены путем обмена на другие государственные ценные бумаги Правительства РФ. Для погашения облигации золотом владелец должен был иметь специальную лицензию Центрального банка на совершение операций с драгоценными металлами. Поэтому была размещена лишь незначительная часть эмиссии (с начала октября 1993 г. было продано к концу того же года всего 10% общей суммы эмиссии). Основными покупателями стали банки "Менатеп", "Российский кредит", "Промстройбанк", а также "АвтоВАЗ".

Вторичный рынок золотых сертификатов практически отсутствовал. Это был самый вялотекущий сектор рынка государственных ценных бумаг.

Главная цель появления новых ценных бумаг - получение дополнительного дохода государством и покрытие дефицита бюджета.

Загрузка...
Top