Налоговый период ндпи в году. Что такое налог на добычу полезных ископаемых (ндпи). Это могут быть

Добыча полезных ископаемых на континентальном шельфе, территории РФ, а также на договорных условиях за ее пределами, нуждается в обязательной постановке на учет в налоговых органах по месту регистрации предпринимателя, организации, физического лица. Обращение в налоговый орган должно состояться не позднее 30 дней с момента регистрации вида деятельности.

Объекты НДПИ

Объектами налогообложения являются все полезные ископаемые, добытые из недр земли на территории РФ, на установленном законом участке. Отходы производства, используемые для дальнейшей переработки и подлежащие лицензированию. Ископаемые, добытые за пределами России, но на территории находящейся в ее юрисдикции.

К таким объектам относятся:

Уголь, сланцы, торф, антрациты;

Нефть, газ и другие углеводороды;

Полезные компоненты руды, а так же составляющие черных, цветных и радиоактивных металлов. Сырье редких металлов;

Неметаллические компоненты (гипс, гравий, галька, песок и т.д.), а так же горно-химические составляющие (фосфоритовые руды, соли, сера и т.д.);

Продукт, используемый в радиоэлектронной и оптической промышленности (Пьезо - иоптический кварц, исландский шпат, оптический флюорит).

Драгоценные камни;

Соль природная;

Подземные минеральные воды.

Налоговая база исчисляется в зависимости от вида ископаемого, каждому из которых присвоены собственные ставки. Отчетным периодом является календарный месяц.

Ставки НДПИ

Ставка, % Виды ископаемых
3,8 Калийные соли
4,0

Апатит-нефелиновые,апатитовыеи фосфоритовые руды;

Уголь каменный, уголь бурый, антрацит и горючие сланцы

4,8 Кондиционные руды черных металлов
5,5

Горно-химическое неметаллическое сырье (за исключением калийных солей), апатит - (за исключением нефелиновых и фосфоритовых руд);

Соли природного и чистого хлористого натрия;

Сырье радиоактивных металлов;

Подземные промышленные и термальные воды;

Неметаллическое сырье, используемое в основном в строительной индустрии;

Нефелины, бокситы

6,0

Горнорудное неметаллическое сырье;

Битуминозные породы;

Концентраты и другие полуфабрикаты, содержащие ;

Иные полезные ископаемые, не включенные в другие группировки

6,5

Кондиционный продукт пьезооптического сырья, особо чистого кварцевого сырья и камнесамоцветного сырья;

Концентраты и другие полуфабрикаты, содержащие драгоценные металлы (за исключением золота)

7,5 Минеральные воды
8,0

Природные алмазы, другие драгоценные и полудрагоценные камни;

Кондиционные руды цветных металлов (за исключением нефелинов и бокситов);

Многокомпонентные комплексные руды, а также полезные компоненты комплексной руды,за исключением драгоценных металлов.

16,5 Углеводородное сырье
17,5 Газовый конденсат из всех видов месторождений углеводородного сырья
135 рублей за 1000 куб.м. Газ горючий природный из всех видов месторождений углеводородного сырья
419 рублей за тонну с учетом коэффициентов Кц и Кв Нефть обезвоженная, обессоленная и стабилизированная

К основным налоговым ставкам применяются следующие льготы:

Налог с добытых ископаемых с применением коэффициента 0,7 к основной ставке платят те организации, которые самостоятельно ведут разработку и поиск месторождений. Либо на 01.07.2001г полностью возместили их государству и освобождены от «налога на восполнение».

Налоговая льгота в 80% может быть предоставлена для выработанных участков, при условии предоставления данных по учету добытой нефти;

Нулевая ставка применима для добычи нефти объемом до 25 000000 тонн в республике Саха, Иркутском Красноярском крае.

НДПИ 0% применяется к вновь разрабатываемым месторождениям в части: нормативных отходов, попутного газа, прогнозируемых потерь. А так же добычи полезных ископаемых в отработанном сырье, отвалах и отходах;

Не облагаются налогом подземные воды: вне государственного баланса, используемые для сельскохозяйственных нужд, добытые при проведении контрольно-ревизионных работ, используемые в лечебных целях.

Порядок уплаты налогов

На основании декларации, утвержденной Приказом МНС РФ от 29.12.2003 N БГ-3-21/727, исчисляется сумма подлежащая уплате. Расчет производится по каждому ископаемому и по каждому мету добычи в отдельности. Платеж осуществляется не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным.

Соглашение о разделе продукции предполагает следующие особенности:

1. Уплата налогов возлагается на инвестора или оператора;

2. Налоговая база учитывает не только отдельные виды ископаемых и мест добычи, но и виды соглашений;

3. Ко всем добытым ресурсам, за исключением нефти и конденсата газа, применяется коэффициент 0,5;

4. По решению субъекта федерации инвестор может быть освобожден от уплаты местных налогов и сборов;

5. Часть налогов может быть уплачена в натуральной форме при разделе продукции;

6. Выдача лицензий, участие в конкурсах, геологические исследования и другая информация о полезных ископаемых оплачивается по средствам разовых и регулярных платежей.

Как распределяются налоги на добычу полезных ископаемых

Платежи за добычу углеводородного сырья, а так же использование недр, производятся в соотношении 40:60 в Федеральный и местный бюджеты соответственно. Добыча общераспространенных полезных ископаемых полностью оплачивается в субъекта РФ. Добыча на шельфе и другой зоне, находящейся в юридическом владении РФ, оплачивается исключительно в Федеральный бюджет. При подписании соглашения о разделе продукции, учитывается дата документа, так как действуют правила на момент его подписания.

Об определении показателя (Тр), рассчитываемого в соответствии с пунктом 14 статьи 342.4. главы 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации

Значение показателя (Тр) с 1 января 2016 года принимается равным 0 (нулю). Значение показателя (Тр) с 1 января 2017 года принимается равным 0 (нулю). Значение показателя (Тр) с 1 января 2018 года принимается равным 0 (нулю). Значение показателя (Тр) с 1 января 2019 года принимается равным 0 (нулю).

Расчетная цена реализации газа за пределы территорий государств - участников Содружества Независимых Государств (Цдз), определенная в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2015 г. № 107 , за налоговый период июнь 2019 года составляет 16 021 руб. за 1000 куб. м газа (без НДС).

С информацией о расчетной цене за 2015-2019 гг. можно ознакомиться ниже:

Налоговый период

2015 г.

2016 г.

2017 г.

2018 г.

2019 г.

сентябрь

Данный показатель используется в целях расчета базового значения единицы условного топлива, определяемого пунктом 1 Статьи 342.4. главы 26 части второй Налогового Кодекса Российской Федерации, используемого в свою очередь для исчисления за налоговый период налоговой ставки, предусмотренной подпунктами 10, 11 пункта 2 Статьи 342 главы 26 части второй Налогового Кодекса Российской Федерации.

Об определении величины расходов на транспортировку и хранение газа за пределами территорий государств - членов Таможенного союза при его реализации за пределы территорий государств - участников Содружества Независимых Государств.

Величина расходов на транспортировку и хранение газа за пределами территорий государств - членов Таможенного союза при его реализации за пределы территорий государств - участников Содружества Независимых Государств определенная в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2015 г. № 107, с 1 марта 2016 года составляет 3399 руб. за 1 тыс. куб. м (без НДС), с 1 марта 2017 года составляет 2573 руб. за 1 тыс. куб. м (без НДС), с 1 марта 2018 года составляет 2496 руб. за 1 тыс. куб. м (без НДС), с 1 марта 2019 года составляет 2896 руб. за за 1 тыс. куб. м (без НДС).

О средней по Единой системе газоснабжения расчетной цены на газ, поставляемый потребителям Российской Федерации (кроме населения) (Цв)

В соответствии с пунктом 3 Правил определения средней по Единой системе газоснабжения расчетной цены на газ горючий природный, поставляемый потребителям Российской Федерации (кроме населения), расчетной цены реализации газа за пределы территорий государств - участников Содружества Независимых государств и расходов на транспортировку и хранение газа за пределами территорий государств - членов Таможенного союза при его реализации за пределы территорий государств - участников Содружества Независимых государств (далее Правила), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.2015 № 107, единая по системе газоснабжения расчетная цена на газ, поставляемый потребителям Российской Федерации (кроме населения) (Цв), определяется по формуле: Цв= ЦоптНН/0,9955

где ЦоптНН- предельный минимальный уровень оптовых цен на газ, используемый для определения оптовой цены для потребителей Нижегородской области, определенный в соответствии с пунктами 15(1) и Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2000 г. № 1021, на налоговый период.

С 1 июля 2015 года на основании приказа ФСТ России от 08.06.2015 № 218-э/3 (столбец 1 приложения к приказу) значение ЦоптНН - 4034 руб. за 1000 куб.м. газа. Значение показателя Цв составляет 4052 руб. за 1000 куб. м. газа (4034/0,9955, округленное в соответствии с пунктом 2 Правил).

С 1 июля 2017 года на основании приказа ФАС России от 13.06.2017 № 776/17 (столбец 1 приложения к приказу) значение ЦоптНН - 4192 руб. за 1000 куб.м. газа. Значение показателя Цв составляет 4211 руб. за 1000 куб. м. газа (4192/0,9955, округленное в соответствии с пунктом 2 Правил) и применяется до пересмотра регулируемых оптовых цен на газ в Российской Федерации.

С 1 сентября 2018 года на основании приказа ФАС России от 03.08.2018 № 1088/18 (столбец 1 приложения к приказу) значение ЦоптНН - 4335 руб. за 1000 куб.м. газа. Значение показателя Цв составляет 4355 руб. за 1000 куб. м. газа (4335/0,9955, округленное в соответствии с пунктом 2 Правил) и применяется до следующего пересмотра регулируемых оптовых цен на газ в Российской Федерации.

О средней по единой системе газоснабжения расчетной цене на газ (Црд), обеспечивающей равную доходность поставок газа потребителям Российской Федерации и потребителям, находящимся за пределами территорий государств - участников Содружества Независимых Государств, рублей за тысячу куб. метров и о понижающем коэффициенте (Кпониж), обеспечивающем соответствие изменения роста цен на газ средним параметрам ежегодного изменения цен на газ, поставляемый потребителям Российской Федерации (кроме населения)

Значение Црд:

Значение Кпониж:

Этого рода деятельности, нужно определить, кто ею занимается.

В российском законодательстве лица, занимающиеся добычей ПИ, называются недропользователями. Плательщикоми налога на добычу полезных ископаемых является именно они.

Недропользователями признаются компании или индивидуальные предприниматели как российские, так и иностранные, признанные пользователями недр.

Эти лица должны получить соответствующее разрешение от властей на разработку земель – лицензию.

Все природные ресурсы находятся в государственной собственности, поэтому и лицензию выдает правительство.

В течение месяца после получения такого разрешения, эти лица обязаны встать на учет в налоговом органе как налогоплательщики, выплачивающие налог НДПИ – это налог на добычу полезных ископаемых.

Что облагается и не облагается налогом

Как и любой другой налог, НДПИ регулируется Налоговым кодексом РФ, а именно 2 его частью, главой 26. Статья 336 определяет конкретный список объектов, подлежащих налогообложению.

Налоговый кодекс РФ. Статья 336. Объект налогообложения

  1. Объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых (далее в настоящей главе — налог), если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи, признаются:
    • полезные ископаемые, добытые из недр на территории Российской Федерации на участке недр (в том числе из залежи углеводородного сырья), предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации. В целях настоящей главы залежью углеводородного сырья признается объект учета запасов одного из видов полезных ископаемых, указанных в подпункте 3 пункта 2 статьи 337 настоящего Кодекса (за исключением попутного газа), в государственном балансе запасов полезных ископаемых на конкретном участке недр, в составе которого не выделены иные объекты учета запасов;
    • полезные ископаемые, извлеченные из отходов (потерь) добывающего производства, если такое извлечение подлежит отдельному лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах;
    • полезные ископаемые, добытые из недр за пределами территории Российской Федерации, если эта добыча осуществляется на территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации (а также арендуемых у иностранных государств или используемых на основании международного договора) на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование.
  2. В целях настоящей главы не признаются объектом налогообложения:
    • общераспространенные полезные ископаемые и подземные воды, не числящиеся на государственном балансе запасов полезных ископаемых, добытые индивидуальным предпринимателем и используемые им непосредственно для личного потребления;
    • добытые (собранные) минералогические, палеонтологические и другие геологические коллекционные материалы;
    • полезные ископаемые, добытые из недр при образовании, использовании, реконструкции и ремонте особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное или иное общественное значение. Порядок признания геологических объектов особо охраняемыми геологическими объектами, имеющими научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное или иное общественное значение, устанавливается Правительством Российской Федерации;
    • полезные ископаемые, извлеченные из собственных отвалов или отходов (потерь) горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, если при их добыче из недр они подлежали налогообложению в общеустановленном порядке;
    • дренажные подземные воды, не учитываемые на государственном балансе запасов полезных ископаемых, извлекаемых при разработке месторождений полезных ископаемых или при строительстве и эксплуатации подземных сооружений;
    • метан угольных пластов.

Туда входят:

  1. Ископаемые, добытые на конкретном участке земель, предоставленном лицу для пользования.
  2. Полезные ископаемые, добытые из отходов добывающей промышленности.
  3. ПИ, добытые на территории, находящейся под юрисдикцией РФ или взятой ею в аренду у других государств на основании международного договора.

Та же статья описывает те объекты, которые не могут относиться к ПИ, подлежащим налогообложению:


Налоговая база, ставки и определение стоимости

Согласно Налоговому кодексу РФ, база определяется налогоплательщиком самостоятельно.

При этом необходимо учитывать следующие факторы:

  1. Устанавливается налоговая база согласно стоимости добытого сырья.
  2. В случае добычи углеводородных смесей на некоторых морских месторождениях, она определяется как стоимость добытых смесей до истечения определенных сроков, установленных законом.
  3. База устанавливается для каждого вида добытых ископаемых.
  4. Если для какого-то вида ископаемых установлены свои определенные ставки или коэффициенты, то налоговая база рассчитывается для каждого вида ископаемых согласно ставкам.

Какие расходы включаются при расчете налога НДПИ? В соответствии с п. 1 ст. 318 НК РФ расходы на производство и реализацию продукции делятся на две группы — НДПИ расходы прямые или косвенные.

Налоговый кодекс РФ. Статья 318. Порядок определения суммы расходов на производство и реализацию

  1. Если налогоплательщик определяет доходы и расходы по методу начисления, расходы на производство и реализацию определяются с учетом положений настоящей статьи.Для целей настоящей главы расходы на производство и реализацию, осуществленные в течение отчетного (налогового) периода, подразделяются на:
    • прямые;
    • косвенные.

К прямым расходам могут быть отнесены, в частности:

  • материальные затраты, определяемые в соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 254. настоящего Кодекса;
  • расходы на оплату труда персонала, участвующего в процессе производства товаров, выполнения работ, оказания услуг, а также расходы на обязательное пенсионное страхование, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисленные на указанные суммы расходов на оплату труда;
  • суммы начисленной амортизации по основным средствам, используемым при производстве товаров, работ, услуг.

К косвенным расходам относятся все иные суммы расходов, за исключением внереализационных расходов, определяемых в соответствии со статьей 265. настоящего Кодекса, осуществляемых налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода.

Налогоплательщик самостоятельно определяет в учетной политике для целей налогообложения перечень прямых расходов, связанных с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг).

  1. При этом сумма косвенных расходов на производство и реализацию, осуществленных в отчетном (налоговом) периоде, в полном объеме относится к расходам текущего отчетного (налогового) периода с учетом требований, предусмотренных настоящим Кодексом. В аналогичном порядке включаются в расходы текущего периода внереализационные расходы.Прямые расходы относятся к расходам текущего отчетного (налогового) периода по мере реализации продукции, работ, услуг, в стоимости которых они учтены в соответствии со статьей 319 настоящего Кодекса.Налогоплательщики, оказывающие услуги, вправе относить сумму прямых расходов, осуществленных в отчетном (налоговом) периоде, в полном объеме на уменьшение доходов от производства и реализации данного отчетного (налогового) периода без распределения на остатки незавершенного производства.
  2. В случае, если в отношении отдельных видов расходов в соответствии с настоящей главой предусмотрены ограничения по размеру расходов, принимаемых для целей налогообложения, то база для исчисления предельной суммы таких расходов определяется нарастающим итогом с начала налогового периода. При этом по расходам налогоплательщика, связанным с добровольным страхованием (пенсионным обеспечением) своих работников, для определения предельной суммы расходов учитывается срок действия договора в налоговом периоде, начиная с даты вступления такого договора в силу.


Чтобы определить объемы или количества добытых ископаемых, плательщики НДПИ самостоятельно производит измерения.

Это может быть прямой или косвенный метод определения. Обычно в качестве единицы измерения берут единицы массы или объема.

Применительно к нефти используют нетто. Причем нетто высчитывают именно самой нефти, за минусом всех примесей и газов.

Для расчета налога учитываются только те ископаемые, в отношении которых был пройден весь технологический цикл их добычи.

Стоимость также определяется самим разработчиком месторождения. Она берется из расчета стоимости, по которой происходит реализация полезных ископаемых, расчетной стоимости и цены реализации без субсидий.

Ставка НДПИ зависит от видов полезных ископаемых как специфические или как адвалорные. В некоторых случаях НК РФ предусматривает ставку НДПИ, равную 0% при расчете суммы.

Налог на добычу полезных ископаемых по такой ставке распространяется на:


В других случаях налоговые ставки НДПИ, прописанные в 342-й статье, равны:


Для некоторых видов полезных ископаемых, находящихся на определенных территориях и добытых до некоторых сроков устанавливаются свои процентные ставки налога на добычу: от 1 до 30%.

По НДПИ налоговым периодом признается календарный месяц.

Модели исчисления и примеры

Исходя из способов определения налоговой базы и типов применяемых ставок, выделяют четыре модели, по которым определяют размер налога.

  1. Модель №1. Эта модель применяется для большинства полезных ископаемых. База для расчета налога здесь определяется как стоимость добытых ПИ, а ставки берутся из НК РФ.
  2. Модель №2. Здесь рассматривается случай, в котором облагается НДПИ на газ. При этом учитывается физический объем добытого сырья и особы ставки, указанные в предыдущей части статьи.
  3. Модель №3. Применяется для расчетов размера налогов при добыче драгоценных металлов. Налоговая база определяется как стоимость реализации либо химически чистого сырья, либо самородков, добываемых на месторождении.
  4. Модель №4. Эта модель касается НДПИ на нефть и на ее добычу. База для определения налога определяется в тоннах. Ставка при этом корректируется на определенные коэффициенты.

Основная формула для расчета размера НДПИ имеет вид:

НДПИ = НБ*НС, где


НБ – налоговая база, а НС – налоговая ставка.

Для примера расчета НДПИ возьмем условную фирму «ФЕЛИКС», занимающуюся добычей такого полезного ископаемого как серебро.

За отчетный период было добыто 10 тысяч тонн серебряной руды. Цена за одну тонну на рынке составила 650 рублей. В том числе – 118 рублей ( ?).

Получается, что размер налоговой базы будет равен: 10 000*(650 – 118) = 5 320 000 рублей. Налоговая ставка на добычу серебряной руды равна 6,5%. Размер налога составит: 5 320 000*6,5% = 345 800 руб.

Как рассчитать НДПИ? Об этом говорится в видеоролике.

Декларации: заполнение и сроки подачи

Для того чтобы уплатить НДПИ в казну, нужно сначала заполнить определенный документ, который называется налоговая декларация.

Заполнять и оплачивать ее необходимо по месту нахождения разрабатываемого месторождения или по адресу физического лица, если месторождение находится, например, не на территории РФ.

Бланк документа включает в себя три раздела и титульный лист, на котором указываются реквизиты налогоплательщика, сотрудник налоговой службы, принявший декларацию и количество приложений.

В разделах декларации необходимо прописать все издержки по добыче ископаемых, код того ископаемого, которое добывается, сумму налога, рассчитанную налогоплательщиком и сами расчеты.

Заполненная декларация НДПИ должна быть подана не позднее последнего дня месяца, следующего за прошедшим налоговым периодом. То есть отчитываться необходимо каждый месяц.

В случае если организация в отчетном месяце не занималась добычей ПИ, то допустимо отослать нулевую декларацию в электронном виде в ФНС.


Вопрос добычи полезных ископаемых достаточно сложен. Не менее трудоемким делом является расчет сумм НДПИ, которые необходимо уплатить в срок.

Много нюансов возникает в связи с определениями типов ресурсов, коэффициентами на налогообложение и даже получением лицензии на разработку.

Поэтому пробовать заниматься такого рода деятельностью лучше, окружив себя штатом из квалифицированных юристов.

Либо можно самому стать таким юристом и самостоятельно решать все возникающие вопросы и споры.

В НК РФ налог на добычу полезных ископаемых трактуется как обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. При этом налог должен быть установлен документом, имеющим юридическую силу закона.

Главой 26 в налоговую систему РФ введен налог на добычу полезных ископаемых.

НДПИ в 2016 году. Важным этапом анализа экономической природы налога является рассмотрение элементов налогообложения. К элементам налогообложения относятся: налогоплательщики, объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, а также порядок и сроки уплаты налога.

Налогоплательщики НДПИ

Согласно статье 334 НК РФ плательщиками налога на добычу полезных ископаемых являются организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр в соответствии с законодательством РФ.

Согласно законодательству РФ о недрах пользователями недр являются субъекты предпринимательской деятельности, в том числе участники простого товарищества, иностранные граждане, юридические лица. Установлены ограничения при ведении работ по добыче радиоактивного сырья: в этом случае пользователями недр могут быть только юридические лица, зарегистрированные на территории РФ и имеющие лицензии на ведение работ по добыче и использованию радиоактивных материалов, токсичных и иных опасных отходов.

Предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с государственным гербом РФ, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. Пользователи недр должны встать на учет в качестве налогоплательщиков налога на добычу полезных ископаемых по месту нахождения участка недр, предоставленного им в пользование. При добыче полезных ископаемых на континентальном шельфе РФ, в исключительной экономической зоне РФ, а также за пределами РФ (на арендуемых территориях или используемых на основании международного договора) плательщики налога на добычу полезных ископаемых становятся на учет по месту своего нахождения (государственной регистрации). Порядок постановки на учет в налоговом органе плательщиков налога на добычу полезных ископаемых регламентирован приказом МНС России от 31.12.03 № БГ-3-09/731.

Объект налогообложения НДПИ

Согласно статье 336 НК РФ объектом обложения налогом на добычу полезных ископаемых признаются полезные ископаемые, добытые из недр на территории РФ (в том числе из залежи углеводородного сырья), а также за пределами РФ (на арендуемых территориях или используемых на основании международного договора), а также полезные ископаемые, извлеченные из отходов (потерь) добывающего производства, если такое извлечение подлежит отдельному лицензированию в соответствии с законодательством РФ о недрах.

Для правильного установления объекта обложения налогом на добычу полезных ископаемых в статье 337 НК РФ содержатся общее определение добытого полезного ископаемого и классификация добытых полезных ископаемых по видам.

Следует иметь в виду, что при определении продукции добывающих отраслей промышленности, впоследствии признанной полезным ископаемым, для каждого конкретного месторождения полезного ископаемого необходимо учитывать продукцию, которая в техническом проекте разработки данного месторождения полезного ископаемого определена как результат указанной разработки.

Налоговая база НДПИ

Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения.

Налоговая база определяется налогоплательщиком самостоятельно отдельно по каждому виду полезных ископаемых в отношении всех добытых полезных ископаемых, включая попутные компоненты.

Применительно к налогу на добычу полезных ископаемых налоговая база определяется как стоимость добытых полезных ископаемых в отношении всех полезных ископаемых кроме нефти, газа, газового конденсата, угля. В отношении нефти, газа, газового конденсата и угля налоговая база определяется как количество добытых полезных ископаемых в натуральном выражении.

Стоимость добытых полезных ископаемых определяется следующими способами:

  • исходя из сложившихся цен реализации добытых полезных ископаемых;
  • исходя из сложившихся цен реализации без учета субсидий из бюджета на возмещение разницы между оптовой ценой и расчетной стоимостью;
  • исходя из расчетной стоимости добытых полезных ископаемых. Способ оценки, исходя из расчетной стоимости полезных ископаемых, применяется в случае отсутствия их реализации в соответствующем налоговом периоде.

Расчетная стоимость добытого полезного ископаемого определяется налогоплательщиком самостоятельно на основании данных налогового учета. При этом применяется тот порядок признания доходов и расходов, который предусмотрен для определения налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

Для определения расчетной стоимости необходимо учитывать следующие виды расходов.

Прямые расходы - это материальные расходы, расходы на оплату труда, амортизация и суммы страховых взносов. НДПИ 2016. Данные расходы, произведенные налогоплательщиком в течение налогового периода (1 месяца), распределяются между добытым полезным ископаемым и остатками незавершенного производства на конец налогового периода. Налогоплательщик самостоятельно определяет в учетной политике для целей налогообложения перечень прямых расходов, связанных с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг).

Косвенные расходы , они относятся к добытым в налоговом периоде полезным ископаемым. Это материальные расходы (за исключением относящихся к прямым), расходы на ремонт основных средств, расходы на освоение природных ресурсов, а также прочие расходы.

Суммы косвенных и внереализационных расходов относятся как к добыче полезных ископаемых, так и к другим видам деятельности (расходы, связанные с реализацией имущества, расходы на НИОКР, расходы на управление организацией, суммы налогов и сборов). Данные расходы распределяются между затратами на добычу полезных ископаемых и затратами на иную деятельность пропорционально доле прямых расходов, относящихся к добыче полезных ископаемых, в общей сумме прямых расходов

Количество добытого полезного ископаемого определяется:

  • прямым методом (с помощью измерительных средств и устройств);
  • косвенным методом (расчетно, по данным о содержании добытого полезного ископаемого в извлекаемом из недр (отходов, потерь) минеральном сырье).

Налоговый период НДПИ

Налоговый период НДПИ по налогу на добычу полезных ископаемых согласно статье 341 НК РФ признается календарный месяц.

Ставка НДПИ 2016

По налогу на добычу полезных ископаемых применяются следующие налоговые ставки: 0; 3,8; 4,0; 4,8; 5,5; 6,0; 6,5; 7,5; 8,0 и 16,5%.

Ставка по налогу определена по видам добытых полезных ископаемых, по отдельным добытым полезным ископаемым, а также по полезным ископаемым, обладающим определенными признаками. Например, конкретно по торфу установлена ставка 4%, по горнорудному неметаллическому сырью в целом - 6%, по полезным ископаемым, добываемым при разработке некондиционных запасов, - 0%.

При добыче нефти из нефтегазоконденсатных месторождений на период с 1 января по 31 декабря 2014 года налоговая ставка составляет 493 руб. за одну тонну. А на период с 1 января по 31 декабря 2015 года налоговая ставка составляет 530 руб. за тонну. Это базовая налоговая ставка, она применяется с коэффициентом, характеризующим динамику мировых цен на нефть, - Кц.

Коэффициент, характеризующий динамику мировых цен на нефть, определяется путем умножения среднего за налоговый период уровня цен нефти сорта "Юралс", выраженного в долларах США, за баррель, уменьшенного на 15, на среднее значение за налоговый период курса доллара США к рублю Российской Федерации, устанавливаемого Центральным банком Российской Федерации, и деления на 261.

Пример 1

Средний за налоговый период уровень цен сорта нефти “Юралс” в долларах США за баррель составил 21,25 долл./барр.

Среднее значение за налоговый период курса доллара США к рублю РФ, устанавливаемого ЦБ РФ - 31,35 руб./долл.

Значение Кц = (21,25 долл./барр. - 15) х 31,35 руб./долл. : 261 = 0,7507

493 руб./т х 0,7507 = 370,09 руб./т.

Налоговая ставка составит 370,09 руб. за 1 тонну нефти.

Среднее значение за налоговый период курса доллара США к рублю РФ, устанавливаемого ЦБ РФ, определяется налогоплательщиком самостоятельно как сумма значений курса доллара США к рублю РФ, устанавливаемого ЦБ РФ за все дни торгов, деленная на количество дней торгов в соответствующем налоговом периоде.

При отсутствии в официальных источниках информации об уровне цен нефти сорта “Юралс” на средиземноморском и роттердамском рынках нефтяного сырья коэффициент, характеризующий динамику мировых цен на нефть, определяется налогоплательщиком самостоятельно.

Исчисление НДПИ 2016

Сумма налога исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля стоимости добытых полезных ископаемых.

При добыче нефти и газового конденсата из нефтегазоконденсатных месторождений сумма налога исчисляется как произведение соответствующей налоговой ставки, исчисленной с учетом коэффициента, характеризующего динамику мировых цен на нефть, и налоговой базы, определяемой количеством добытых полезных ископаемых в натуральном выражении.

Пример 2

Организацией в IV квартале 2014 года добыто 85 тонн нефти. Средняя за налоговый период цена нефти сорта “Юралс” на мировом рынке составила 21,25 долл. США/барр., средний курс доллара США составил 31,35 руб. за 1 долл. США. Коэффициент Кц равен 0,7507.

Налоговая ставка с учетом коэффициента составляет:

493 руб./т х 0,7507 = 370,09 руб./т.

Сумма налога, подлежащая уплате за налоговый период, равна:

370,09 руб./т. х 85 т = 31 457,7 руб.

Налог исчисляется в отношении всех полезных ископаемых, добытых (извлеченных) из недр (отходов, потерь) в соответствующем налоговом периоде.

Общая сумма налога исчисляется по итогам каждого налогового периода по видам добытых полезных ископаемых и представляет собой сумму, полученную в результате сложения сумм налога, исчисляемых по каждому добытому полезному ископаемому. Если сумма налога не исчисляется по каждому участку недр, на котором осуществляется добыча полезного ископаемого, сумма налога, подлежащая уплате, рассчитывается исходя из доли полезного ископаемого, добытого на каждом участке недр, в общем количестве добытого полезного ископаемого соответствующего вида.

Порядок и сроки уплаты НДПИ в 2016 году

Налог подлежит уплате в бюджет по месту нахождения каждого участка недр, предоставленного налогоплательщику в пользование.

По итогам налогового периода налог уплачивается не позднее последнего дня месяца, следующего за истекшим месяцем. В те же сроки представляется налоговая декларация по налогу.

Функции налога на добычу полезных ископаемых

Экономическое содержание налогов обусловливает выполнение налогом следующих основных функций:

  • фискальной (выражается в обеспечении поступления налогов в установленных налоговыми правилами размерах и сроки, а также в объемах, предусматриваемых соответствующими бюджетами);
  • регулирующей (выступает в виде использования налогов в качестве инструмента распределения и перераспределения валового внутреннего продукта путем введения налогов, установления ставок, определения налоговой базы и уровня зачисления поступающих средств);
  • стимулирующей (при помощи дифференциации налоговых ставок, введения налоговых льгот, изъятия из налоговой базы государство осуществляет стимулирование развития отдельных отраслей экономики, инвестирование средств и т. д.).

Для налога на добычу полезных ископаемых характерны все три вышеуказанные функции.

Так, с принятием главы 26 НК РФ внесены изменения в статью 50 Бюджетного кодекса РФ в части распределения налога на добычу полезных ископаемых по бюджетам разных уровней: сумма налога, подлежащего уплате по итогам налогового периода поступают в доход федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, соответствующего местного бюджета.

Сумма налога, исчисленная налогоплательщиком по добытым полезным ископаемым (за исключением добытых полезных ископаемых в виде углеводородного сырья и общераспространенных полезных ископаемых), распределяется следующим образом:

  • 40% - в доход федерального бюджета;
  • 60% - в доход бюджета субъекта Российской Федерации.

Сумма налога, исчисленная налогоплательщиком по полезным ископаемым (за исключением добытых полезных ископаемых в виде углеводородного сырья и общераспространенных полезных ископаемых), добытым на территории автономного округа, входящего в состав края (области), распределяется в порядке, установленном соглашением между автономным округом и краем (областью).

Сумма налога, исчисленная налогоплательщиком по добытым полезным ископаемым в виде углеводородного сырья, распределяется следующим образом:

  • 100% - в доход федерального бюджета

При добыче общераспространенных на территориях соответствующих районов и городов полезных ископаемых полная сумма налога подлежит уплате в доход бюджетов субъектов РФ.

При добыче любых полезных ископаемых на континентальном шельфе РФ или в исключительной экономической зоне РФ, а также при добыче полезных ископаемых из недр за пределами территории РФ, если эта добыча осуществляется на территориях, находящихся под юрисдикцией РФ (а также арендуемых у иностранных государств или используемых на основании международного договора) на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование, полная сумма налога зачисляется в федеральный бюджет.

В целях стимулирования добычи горючего природного газа из нефтяных месторождений, полезных ископаемых при разработке некондиционных (остаточных запасов пониженного качества) или ранее списанных запасов полезных ископаемых, полезных ископаемых, добываемых из вскрышных и вмещающих (разубоживающих) пород, отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств (в том числе в результате переработки нефтешламов) в пределах нормативов содержания полезных ископаемых в указанных породах и отходах, согласно статье 342 НК РФ налогообложение указанных полезных ископаемых производится по налоговой ставке 0%.

Оценка стоимости добытых полезных ископаемых

В соответствии со статьей 340 НК РФ оценка стоимости добытых полезных ископаемых определяется налогоплательщиком самостоятельно одним из следующих способов:

  • исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации без учета государственных субсидий;
  • исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации добытого полезного ископаемого;
  • исходя из расчетной стоимости добытых полезных ископаемых.

Для определения стоимости добытых полезных ископаемых используется также стоимость единицы добытого полезного ископаемого, которая рассчитывается как отношение выручки от реализации (если реализация была) добытого полезного ископаемого к количеству реализованного добытого полезного ископаемого.

При определении выручки учитываются все сделки налогоплательщика по реализации добытых полезных ископаемых, по которым цена сделки определялась в данном налоговом периоде. Выручка от реализации добытого полезного ископаемого определяется исходя из цен реализации, установленных с учетом положений ст. 105.3 НК РФ, без учета НДС (при реализации на территории РФ и в государства - участники СНГ) и акциза, уменьшенных на сумму расходов налогоплательщика по доставке в зависимости от условий договора.

При этом в сумму расходов по доставке включаются расходы на оплату таможенных пошлин и сборов при внешнеторговых сделках, на доставку (перевозку) добытого полезного ископаемого от склада готовой продукции (узла учета, входа в магистральный трубопровод, пункта отгрузки потребителю или на переработку, границы раздела сетей с получателем и т. п. условий) до получателя, а также расходы по обязательному страхованию грузов, исчисленные в соответствии с законодательством РФ.

К расходам по доставке добытого полезного ископаемого до получателя относятся расходы по доставке магистральными трубопроводами, железнодорожным, водным и другим транспортом, расходы на слив, налив, погрузку, разгрузку и перегрузку, на оплату услуг портов и транспортно-экспедиционных услуг.

Цена реализации уменьшается также на суммы государственных субвенций из бюджета в том случае, если налогоплательщик получает к ценам реализации своей продукции такие субвенции.

При отсутствии у налогоплательщика реализации добытых полезных ископаемых (например, при направлении добытых полезных ископаемых на переработку и т. д.) налог исчисляется исходя из расчетной стоимости, учитывающей расходы налогоплательщика на добычу полезного ископаемого, определяемые в соответствии с главой 25 НК РФ “Налог на прибыль организаций”. Стоимость добытого полезного ископаемого в этом случае исчисляется как произведение количества добытого полезного ископаемого, определяемого в соответствии со ст. 339 НК РФ, и стоимости единицы добытого полезного ископаемого.

Аналогичные налоги и взносы в других странах

Основными видами платежей в мировой добывающей промышленности являются бонусы, ренталс, роялти и налог на доходы.

Бонусы являются разовыми платежами при наступлении определенных событий, зафиксированных государством в соглашении с добывающей компанией, и могут быть приурочены к различным этапам реализации проекта разработки месторождения. В ряде стран выплата бонусов закреплена в законодательном порядке, но чаще количество и размер бонусов являются предметом переговоров между государством и инвестором.

Ренталс - вид платежа, не зависящий от наличия добычи или прибыльности производства, дающий государству возможность получать систематический доход с момента заключения соглашения. Размер ренталс может быть установлен как за всю территорию разработки месторождения, так и за единицу ее площади. Могут устанавливаться прогрессивные ставки ренталс, увеличивающиеся с течением времени, с размером этой территории, или смешанного типа.

Роялти - налог, рассчитываемый как фиксированная доля стоимости произведенной продукции и взимаемый государством - собственником природных ресурсов за право разработки запасов. Этот платеж обеспечивает ранний и гарантированный доход государству. В нефтяной промышленности величина роялти колеблется от 0 до 50%.

Роялти может иметь как твердую, так и прогрессивную ставку. Исчисление роялти по скользящей шкале зависит от определенных факторов, например уровня добычи. Расчет роялти по скользящей шкале фактически служит для изъятия у производителя части ресурсной ренты. С другой стороны, изменением ставки роялти государство создает для компаний финансовые стимулы для работы в нужном для государства направлении. Так, зависимость ставки роялти от уровня добычи в определенной степени может регулировать деятельность компании по разработке месторождения, зависимость ставки от качества полезных ископаемых стимулирует освоение месторождений трудноизвлекаемых полезных ископаемых и месторождений пониженного качества и т. д.

В налогообложении добычи минеральных ресурсов применяются как обычный налог на прибыль компаний, так и специальные виды налогов, в частности рентный налог на природные ресурсы. Ставки обычного налога на прибыль компаний колеблются от 0 до 70%, ставки налога на прибыль нефтяных компаний, как правило, - от 50 до 85%. Более высокие налоги на прибыль в нефтяном секторе служат инструментом изъятия получаемой высокой ресурсной ренты.

Зависимость основных налоговых платежей в добывающей промышленности от цены продукции стимулирует производителей к занижению цены ее реализации с целью минимизации своих налоговых обязательств (трансфертное ценообразование). В связи с этим в большинстве стран при налогообложении добывающей промышленности для определения налоговой базы используются специальные справочные (рыночные) цены, определяемые тем или иным способом. В развивающихся нефтедобывающих странах в этих целях часто используют цены на нефть, сложившиеся на мировом рынке. В большинстве развитых стран при налогообложении добычи нефти применяются цены сделок, совершаемых на принципах отсутствия взаимозависимости между продавцом и покупателем и отсутствия взаимосвязи между продажей продукции и другими сделками.

Достаточно широкое распространение в мировой практике получили соглашения на добычу с разделом произведенной продукции (СРП). Произведенные затраты в таких контрактах компенсируются компании частью добытой нефти. Доля компенсационной продукции в добыче оговаривается в соглашении. Оставшаяся часть продукции подлежит разделу между государством и компанией. Раздел производится в пропорциях, отраженных в соглашении. При этом пропорции раздела с ростом добычи могут изменяться в пользу государства. Принадлежащая компании доля распределяемой продукции, как правило, является объектом налогообложения. Кроме того, во многих соглашениях о разделе продукции также включаются обязательства по уплате роялти. В одной и той же стране компании могут работать на совершенно разных условиях, по разным фискальных системам. Одновременно могут применяться и лицензионные соглашения, и соглашения о разделе продукции.

Налог на добычу полезных ископаемых 2017 года рассчитывается исходя из конкретного типа каждого природного ресурса, а также с учетом специфики исчисления налоговой базы и установленных ставок для полезных ископаемых. Какие источники права могут при этом использоваться и каков алгоритм определения величины НДПИ, которая подлежит уплате в бюджет?

Не могут рассматриваться как объекты, облагаемые рассматриваемым налогом (п. 2 ст. 336 НК РФ):

  • общедоступные ископаемые и подземные воды, которые добыты ИП, не зарегистрированы на государственном балансе и подлежат использованию в личных целях предпринимателя;
  • минералы и ископаемые, собранные в научных и коллекционных целях;
  • ископаемые, добытые в процессе использования, реконструкции или проведения ремонта геологических объектов, относящихся к категории особо охраняемых и имеющих социальное значение;
  • ископаемые, полученные из отвалов либо отходов собственных производств налогоплательщика, — если соответствующее сырье облагалось налогом в момент добычи;
  • дренажные воды, протекающие под землей, не зарегистрированные на государственном балансе запасов тех ископаемых, что извлекаются при освоении месторождений либо возведении и эксплуатации подземных конструкций;
  • метан на угольных месторождениях.

Объем добытых ископаемых напрямую влияет на формирование налоговой базы.

Налоговая база по НДПИ

Рассчитывается база, о которой идет речь, плательщиком самостоятельно (пп. 1, 2 ст. 338 НК РФ). Она определяется как:

  • количество (объем добытых ископаемых), если речь идет об угле и углеводородах;
  • стоимость добытых ископаемых, если речь идет о любых других полезных ископаемых, а также углеводородах на новых месторождениях морского базирования, добываемых в соответствии с критериями, указанными в п. 6 ст. 338 НК РФ.

Объемы добытого сырья исчисляются по нормам ст. 339 НК РФ. Налоговая база по каждому извлекаемому ископаемому (в соответствии с классификацией по ст. 337 НК РФ) определяется отдельно. Если для одного и того же ископаемого установлены разные ставки (и дополняющие их коэффициенты), определяется отдельная база в соотнесении с каждой ставкой.

Порядок расчета налога

Сумма НДПИ рассчитывается (п. 1 ст. 343 НК РФ):

  • посредством умножения размера налоговой базы на величину установленной ставки, если налог платится за уголь и углеводороды (кроме тех, что добываются на новых морских месторождениях);
  • в процентах от базы, если налог платится за любые другие ископаемые (а также уголь и углеводороды на морских месторождениях).

Выше мы отметили, что наряду со ставкой для того или иного ископаемого (как правило, для нефти) могут устанавливаться дополнительные коэффициенты. В этом случае формула исчисления НДПИ для соответствующего полезного ископаемого может быть существенно более сложной (с точки зрения определения значения какого-либо коэффициента или их группы) и требовать использования источников права, дополняющих НК РФ.

Для каждого извлеченного ископаемого исчисляется отдельная сумма налога, если иное не установлено законом (п. 2 ст. 343 НК РФ).

Окончательная сумма НДПИ может быть исчислена с учетом вычетов, предусмотренных ст. 343.1 и 343.2 НК РФ. В соответствии со ст. 343.1 плательщик НДПИ вправе уменьшить налог на обоснованные и подтвержденные расходы, имеющие отношение к обеспечению охраны труда при добыче ископаемых. Положения ст. 343.2 НК РФ позволяют в установленном порядке уменьшить НДПИ нефтяникам из Татарстана или Башкортостана.

Можно отметить, что расходы на добычу полезных ископаемых, в частности нефти, могут браться в расчет уже на уровне исчисления ставок по НДПИ. Так, чтобы учесть разницу в себестоимости нефти на разных месторождениях, нефтяные ставки корректируются на группу коэффициентов Дм (подп. 9 п. 2 ст. 342 НК РФ). Получается, что величина НДПИ зависит не только от прямых расходов фирмы на охрану труда: она также фактически прямо пропорциональна размеру потенциального дохода от продажи нефти (коэффициент Кц) и обратно пропорциональна затратам на ее добычу (коэффициент Дм).

Примеры расчета НДПИ смотрите в материалах:

Порядок уплаты и налоговый период НДПИ

Уплачивать НДПИ нужно по месту нахождения каждого месторождения ископаемых. Если добыча ведется за рубежом, платить налог нужно по месту регистрации фирмы или ИП. Если налог нельзя исчислить на каждом из месторождений, необходимо рассчитать его исходя из долей ископаемого, добываемого на месторождениях, на которых возможен расчет, по отношению к общему добытому количеству соответствующего сырья. НДПИ уплачивается ежемесячно до 25-го числа месяца, который идет за очередным налоговым периодом — предыдущим месяцем (ст. 341, 344 НК РФ).

Плательщик НДПИ должен предоставлять в ФНС РФ ежемесячную декларацию до конца месяца, который идет за отчетным. Подаваться данный отчетный документ должен в отделение ФНС по месту регистрации налогоплательщика. Форма декларации по НДПИ утверждена приказом ФНС РФ от 14.05.2015 № ММВ-7-3/197.

Итоги

Процедура определения размера НДПИ основана на положениях главы 26 НК РФ и дополняющих положения НК РФ нормативных актов, как правило ведомственных. Соответствующий налог исчисляется отдельно по каждому из ископаемых в соответствии с установленными для них ставками и коэффициентами, а также на основе налоговой базы — в виде количества или же стоимости добытого ископаемого. Налоговый период по НДПИ — месяц.

Загрузка...
Top