Классный час на тему основные ценности семьи. Классный час «Семейные ценности. V. Воспитывающие ситуации

«Семья и семейные ценности».

Возраст учащихся : 6 класс.

Цели мероприятия:

1). Воспитывать подрастающее поколение на достойных идеалах в духе возрождения духовно-нравственных традиций России.

2).Формировать положительное отношение к семье, семейным традициям и ценностям.

3).Воспитывать чувство любви, гордости, уважения к своей семье, родителям, родственникам.

Подготовка:

1).На доске написать (повесить плакаты или спроецировать) изречения о семье и семейных ценностях. («Семья-один из шедевров природы». (Джордж Сантаяна.) «К родителям относись так, как ты хотел бы, чтобы твои собственные дети относились к тебе». (Сократ). «Наши дети - это наша старость...» (А.С. Макаренко). Пословицы: Семья без детей, что дерево без корней. На что и клад, когда умужа с женой лад. Где любовь да совет, там и горя нет. Родители трудолюбивы, и дети не ленивы.)

2). Подготовить музыкальный материал (песня Юрия Антонова «Крыша дома твоего», песня «Родительский дом»).

3). Чистые листы бумаги для опроса.

4). Подготовить презентацию «Как составить свою родословную».

План проведения:

1).Вступление. Семья и ее роль в жизни человека. Изречения великих о семье.

2). Большая семейная викторина.

3). Что такое семейные традиции?

4). Расскажи о традициях своей семьи.

5). Притча. Блиц- опрос « Счастливая семья- это…».

6). Заключение.

Звучит песня «Крыша дома твоего».

I . Вступление.

1. Психологический настрой родителей и детей.

Улыбнуться соседу справа и соседу слева, пожать друг другу руки;

Фразу «Мы вместе» сказать шепотом, для себя, так, чтобы услышали все присутствующие, так, чтобы услышала вся школа.

2. Детская кричалка для родителей:

Крикните громко и хором, друзья Деток своих вы любите? (Да)

С работы пришли, сил совсем нет, Вам хочется лекции слушать здесь?(нет)

Я вас понимаю…Как быть господа? Проблемы детей решать нужно нам?(да)

Дайте мне тогда ответ. Помочь откажитесь мне?(нет)

Последнее спрошу я вас. Активными все будем? (да)

Замечательно! Молодцы!

Сегодня мы поговорим о самом важном в жизни каждого человека- о семье. Семья играет важную роль в жизни каждого человека и общества в целом. Наша семья- это самые близкие люди, которые помогут в трудную минуту, и будут радоваться твоим успехам больше всех на свете. Семья - это наше всё: возможность любить и быть любимым, это опора в трудные времена, помощь не только материальная и физическая, но и психологическая. И не зря народная мудрость гласит: « Государство - это большая семья, а семья - это маленькое государство. » (Конфуций) Любовь, доброта и взаимопонимание - вот главные составляющие хорошего воспитания детей и благополучной семьи. Именно в семье закладываются нормы поведения и жизненные ценности ребенка. Вспомним слова замечательного педагога В.А. Сухомлинского : «Ребенок – зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца».

Объяснение понятий «семья», «семейные ценности»

    Как вы понимаете слово «семья»? Что относится к семье?

[Если присутствующие относят к семье только родителей, то можно прочитать стихотворение:

У меня есть мама,

У меня есть папа,

У меня есть дедушка,

У меня есть бабушка,

А у них есть я.

Что это? СЕМЬЯ.]

Семья – люди, объединенные узами брака, кровного родства. Семьёй иногда называют группу единомышленников, друзей

Большая семейная викторина.

    Когда отмечается Международный день семьи ? (ежегодно 15 мая, начиная с 1994 года. Провозглашен Генеральной Ассамблеей ООН).

    Когда отмечается Всероссийский день семьи ?

(Всероссийский день семьи, любви и верности впервые отмечался 8 июля в 2008 году, который был объявлен годом семьи. Этот праздник в России учрежден по инициативе депутатов Государственной Думы. Идея праздника возникла несколько лет назад у жителей города Мурома Владимирской области, где покоятся мощи святых супругов Петра и Февронии, покровителей христианского брака, чья память совершается 8 июля.

Как повествует житие, молодого князя Петра поразила некая тяжёлая болезнь, от которой всё его тело покрылось язвами - возможно, проказа. Никакие лекари и снадобья не могли ему помочь. До князя дошёл слух о том, что некая премудрая дева Февронии, дочь простого бортника (охотника за диким медом) из села Ласково, славится искусством лечить травами. Князя привозят к дивной лекарке, и она берется его исцелить, но ставит необычное условие. Пётр соглашается взять Февронию в жены после того, как она его вылечит.

Муромская знать не желает принимать Февронию в качестве княгини и чинит благоверным супругам разные козни. Петра ставят перед выбором: либо он разводится с незнатной Февронией и берёт себе другую, родовитую жену, либо ему придется отказаться от власти и покинуть Муром. Пётр выбирает верность супруге и отправляется вместе с любимой в изгнание.

Но лишения благоверных князей не продлились долго: Петра снова позвали княжить, чтобы прекратить наступившую в Муроме смуту.

До преклонных лет Пётр и Феврония правили Муромским княжеством, а перед смертью удалились в разные монастыри и приняли там постриг.

8 июля в России отмечается День семьи, любви и верности. Днём нового праздника выбрано число, когда все вспоминают святых благоверных князей Петра и Февронию Муромских - святых, чья супружеская любовь и верность преодолела все житейские преграды.).

    Скажите по латыни слово семья. (Фамилия)

    Назовите самую семейную геометрическую фигуру. (Круг. Семейный круг.)

    Какие пословицы о семье вы знаете? Какой смысл в них заложен? (Вся семья вместе, так и душа на месте. Яблоко от яблони недалеко падает. Семья сильна, когда над ней крыша одна. Добрые дети- дому венец, а плохие дети- дому конец. Мать кормит детей, как Земля людей).

    О какой русской игрушке эти слова из энциклопедии: «Она олицетворяет идею крепкойсемьи , достатка, продолжения рода, несет в себе идею единства»? (О матрешке).

    Как говорят о тех, кто разглашает внутренние семейные неприятности и ссоры? (Выносить сор из избы.)

    Какая птица олицетворяет семейный очаг и материнство? (Аист)

    Ребенок моего отца- мне не брат. Кто это? (сестра)

    Какое растение олицетворяет одновременно и родного, и приемного родственника? (Мать-и -мачеха).

    Как звать новых родственников после свадьбы? (Теща – мать жены. Тесть - отец жены. Шурин - брат жены. Свояченица - сестра жены. Свояк - муж свояченицы. Свекор - отец мужа. Свекровь - мать мужа. Золовка - сестра мужа. Деверь - брат мужа. Зять - муж дочери, сестры, золовки. Сноха - жена сына для его матери. Невестка - жена сына для его отца. Сват - отец одного из супругов для родителей другого супруга. Сватья - мать одного из супругов для родителей другого супруга. Кум и кума - крестные отец и мать, но не для крестника, а между собой и в отношении родителей и родичей крестника.)

    В названиях каких известных произведений встречаются названия членов семьи ? («Мать»- М. Горький, «Три сестры»-А.П. Чехов, «Капитанская дочка»-А.С. Пушкин, «Сын полка»-В.Катаев, «Дядя Федор, пес и Кот»-Э.Успенский, «Дети капитана Гранта»-Ж.Верн, «Братья Карамазовы»-Ф.М. Достоевский т.д.)

Семьи все разные. А чем они отличаются? Конечно же своими привычками, укладом, обычаями, атмосферой, традициями, которые передаются из поколения в поколение. Издавна люди чтили своих предков. И в честь них называли своих детей, бережно хранили фотографии и вещи, продолжали семейные традиции. Это объединяло и укрепляло семью. А что вы знаете о семейных традициях?

II . Семейные традиции .

    Издавна одной из традиций русской семьи считалось составление своей родословной, т. е. генеалогического дерева. Раньше незнание своих предков приравнивалось к отсутствию образования. Сейчас эта традиция возрождается, люди стараются узнать о своих предках и передать это своим детям и внукам. (Коротко рассказать, как составить свою родословную. Можно показать презентацию. Садырова, Луговской, Заломов.)

    Семейные династии . Издавна на Руси представители одной семьи занимались одним видом деятельности. Так рождались династии пекарей, гончаров, портных, строителей, военных. И в наше время встречаются династии учителей, артистов, врачей, военных, т.д. (А вы знаете такие примеры?)Кравченко

    Наши имена . Человек при рождении получает имя. И нередко ребенка называют в честь родственников- бабушки, дедушки, тети и т.д. А кого из вас назвали в честь кого-то?(7-8 человек из каждой группы)

    Семейный альбом . Во время войны солдаты бережно хранили фотографии своих любимых и родных и носили с собой повсюду как самое ценное. Человек жив, пока о нем помнят. Фотографии оставляют память о самых близких людях и событиях. В последнее время фотографии мы сохраняем все больше в компьютере на дисках, а у кого из присутствующих ест семейные альбомы?)(Показать старые фотографии)

    Семейные праздники – традиционно с застольем и угощением, а также песнями, танцами, шутками и забавами. У каждого народа свои обычаи и праздники. День рождения, Новый год, День свадьбы, т.д.- отмечаются в каждой семье. А вы знаете старинные праздники и обряды на Руси? (например, свадьба, Масленица, Крещение, Рождество, калядование, Пасха, День Ивана Купалы)

    Кулинарные традиции . В каждой семье любят готовить свои блюда. А раньше на Руси в почете были щи, каша, репа, дичь, рыба, квас, капуста. А что любят готовить и есть в вашей семье?(7 -8 человек)

Назовите, какие традиции есть в вашей семье (по желанию ребята рассказывают о своих традициях).

III . Притча.

А что такое семейные ценности?

Это что-то важное, дорогое, что объединяет семью, не даёт ей распасться.

Что же может объединять семью? (Дети, доброе отношение, любовь, чувство долга по отношению к пожилым родителям, традиции, семейные реликвии, святыни, общие взгляды, чувство взаимопомощи). Это и есть семейные ценности.

    Послушайте притчу. В конце буде вопрос. Ответ притчи запишите одним предложением.

Чтение притч

1 .« В давние времена жила одна семья, и в ней царили любовь и согласие. Молва об этом долетела до правителя тех мест, и он спросил у главы семьи: «Как вам удаётся жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?» Старец взял бумагу и написал на ней что – то. Правитель посмотрел и удивился, на листе было написано сто раз одно и то же слово …«ПОНИМАНИЕ».

2. Волшебная копейка

Шел по дороге паренек. Смотрит - копейка лежит. «Что же, - подумал он, - и копейка - деньги!» Взял ее и положил в кошель. И стал дальше думать: «А что бы я сделал, если бы нашел тысячу рублей? Купил бы подарки отцу с матерью!» Только подумал так, чувствует - кошелек вроде бы толще стал. Заглянул в него, а там - тысяча рублей. «Странное дело! - подивился паренек. - Была одна копейка, а теперь - тысяча рублей! А что бы я сделал, если бы нашел десять тысяч рублей? Купил бы корову и поил бы молоком родителей!» Смотрит, а у него уже десять тысяч рублей! «Чудеса! - обрадовался счастливчик, - А что, если бы сто тысяч рублей нашел? Купил бы дом, взял бы себе жену и поселил бы в новом доме своих стариков!» Быстро раскрыл кошель, - и точно: лежат сто тысяч рублей! Тут его раздумье взяло: «Может, не забирать в новый дом отца с матерью? Вдруг они моей жене не понравятся? Пускай в старом доме живут. И корову держать хлопотно, лучше козу куплю. А подарков много не стану покупать, итак расходы большие...» И вдруг чувствует, что кошель-то стал легким-прелегким! Испугался, раскрыл его, глядь - а там всего одна копейка лежит, одна-одинешенька...

3. Семейное счастье

В одном небольшом городе жили две семьи. В одной семье муж с женой часто ссорились, обвиняя друг друга во всех неприятностях, и постоянно выясняли, кто из них прав. В другой семье царил мир, не было ни ссор, ни скандалов

Удивляется строптивая жена, почему другие дружно живут, а у них так не получается. Завидует чужому счастью. Однажды она говорит мужу:

– Сходи, посмотри, почему они не ссорятся.

Пошел муж к соседскому дому, притаился в саду под открытым окном. Слушает.

А хозяйка как раз в доме порядок наводит, пыль с дорогой вазы стирает. Вдруг зазвонил телефон, она отвлеклась и оставила вазу на краешке стола: вот-вот упадет.

Тут ее муж заходит в комнату. Зацепил случайно вазу, она упала и разбилась об пол.

«Вот, наконец-то сейчас и у них скандал будет!», - подумал сосед под окном.

Вернулась жена, вздохнула и говорит мужу:

– Прости меня, дорогой. Моя вина, что я вазу так неаккуратно поставила.

– Да что ты, милая. Это я виноват. Поторопился и вазу не заметил. Ну, ничего. Пусть не будет у нас бОльшего несчастья.

…Вздохнул сосед под окном. Ушел домой расстроенный. Жена спрашивает:

– Ну, что, подсмотрел?

– Ну, и что там у них?

(- Ребята, как вы думаете, какой был ответ соседа своей жене?

Ребята высказывают свое мнение, а затем зачитывается концовка этой притчи)

– У них-то – все виноваты. Это у нас каждый прав.

4 . Тепло семейного очага

Из одного дома решило уйти счастье. Трудно сказать почему, но решило.

«Но прежде, - сказало счастье, - я исполню по одному желанию каждого члена той семьи, в которой жило долгие годы.

Чего ты хочешь?» - спросило счастье у хозяйки дома. А та ответила, что нет у нее шубы норковой, - и получила хозяйка шубу.

Спросило счастье взрослую дочь хозяйки: «Чего ты хочешь?» - и та ответила, что замуж хочет за принца заморского - и вышла замуж за принца заморского.

Спросило счастье сына хозяйки: «А ты чего хочешь?» - «Хочу, - говорит он, - велосипед, буду счастлив, если велосипед будет», - и получил мальчик велосипед.

И уже на пороге дома счастье увидело хозяина и спросило: «А чего ты хочешь?» Хозяин подумал и сказал: «Хочу, чтобы из моего дома никогда не уходило тепло семейного очага».

И счастье выполнило просьбу хозяина и не ушло из этого дома, потому что счастье живет только там, где горит семейный очаг!

IV . Рефлексия методом проектов

Уважаемые участники нашей встречи, мне очень хочется, чтобы сегодняшний разговор вам запомнился. Поэтому в оставшееся время мы сделаем альбом нашей большой семьи, куда войдёт семья каждого. Перед вами на партах лежат заготовки для будущего проекта «Моя семья» и инструкция по заполнению этой заготовки.

Проект «Моя семья» : верхний левый квадрат – название проекта с подписью имени и фамилии автора проекта; верхний правый квадрат – изображение семьи; нижний левый квадрат – три самые важные ценности семьи; нижний правый квадрат – пожелание своей семье.

На столе перед учащимися инструкция по составлению проекта «Моя семья».

    Создавайте проект, используя цветные карандаши и фломастеры. Выполняйте работу аккуратно, красиво.

    В верхнем левом углу заготовки напишите название проекта – «Моя семья».

    В верхнем правом углу нарисуйте герб своей семьи.

    В нижнем левом углу перечислите (можно ручкой) те семейные ценности (3-4 главных), которые присущи вашей семье.

    В нижнем правом углу напишите пожелания ваши родным, вашей семье.

Список семейных ценностей

Дети, доброе отношение, любовь, чувство долга по отношению к пожилым родителям, традиции, семейные реликвии, святыни, общие взгляды, чувство взаимопомощи, дружба, чувство благодарности, взаимоуважение, равноправие и т.д.

Правила семейной жизни .

Уважайте мнение всех членов семьи.

Старайтесь понять каждого и, если надо, простить.

Никогда не смейтесь над кем-то.

Уважайте родственников.

Почитайте родителей.

Звучит стихотворение: (учащийся)

В семейном кругу мы с вами растем.

В семейном кругу все корни твои,

И в жизнь ты выходишь из семьи.

В семейном кругу мы жизнь создаем.

Основа основ- родительский дом.

Звучит песня «Родительский дом».

Благодарю вас за активность и внимание!

Цель к лассного часа: раскрыть роль семьи в жизни каждого человека; обратить внимание учащихся на значение слова «семья» в их жизни;

способствовать формированию представлений о жизненном идеале семьи; развивать мышление, речь, воображение.

Задачи: привитие навыков осмысления семейных ценностей, традиций, особенностей каждой ячейки общества; развить интерес к родословной своей семьи, понимания родных и близких людей и уважительного отношения к ним.

Ход классного часа.

Классный руководитель:

Сегодня мы проводим с вами классный час под названием «Семья и семейные ценности».

Семья – это родные друг другу люди, живущие вместе. Семья с первых минут нашего рождения находится рядом с каждым из нас. Если нам плохо, трудно, если с нами случилось несчастье – кто нас выслушает, поможет, успокоит, даст совет, защитит? Конечно же, родные нам люди: мамы, папы, бабушки, дедушки, братья, сестры – наша семья, самые близкие и дорогие нам люди, наша опора на всю жизнь.

Очень хочется узнать ваше мнение «Что такое семья» , ведь через небольшой промежуток времени вы тоже станете папами и мамами, и будете зажигать свет в своих окнах.

Учащимся предлагается тест «Незаконченное предложение».

1. Семья - это...

2. Мои родители - это...

3. Свет в окнах моего дома - это...

4. Радость в моей семье - это...

5. Горе моей семьи - это...

6. Вдали от родного дома я буду вспоминать...

7. Из традиций моей семьи мне хотелось бы взять в будущую семью...

8. Мне не хотелось бы, чтобы в моей будущей семье...

9. Я считаю, что самое сокровенное желание моих родителей - это...

В современной литературе семья определяется как:

«Малая социальная группа, основанная на любви, брачном союзе и родственных отношениях; объединенная общностью быта и ведением хозяйства, правовыми и нравственными отношениями, рождением и воспитанием детей» .

А сейчас мы посмотрим на слайдах правила жизни семьи.

Правила жизни, выполнение которых ведет к взаимопониманию:

1. Ставь интересы других людей выше собственных.

2. Будь предан своей семье, избегай возможности предать ее.

3. Будь верен и надежен.

4. Уважая других людей, уважай себя.

5. Терпимо относись к чужим точкам зрения.

6. Воспринимай людей как равных себе.

7. Учись сопереживать другим, ставя себя на их место.

8. Умей прощать и не будь обидчив.

9. Живи в согласии с самим собой и другими людьми.

10. Проявляй чуткость.

11. Будь уверен в себе и достоин своего дома.

12. Будь свободен ото лжи и обмана.

13. Умей контролировать свои желания и поступки.

14. Упорно иди к цели, невзирая на препятствия.

Дом – это очаг. Это – начало всех начал. В нем важно поддерживать тепло, чтобы оно не остыло, а сохранилось в памяти и сердце на всю жизнь. О нем вспоминают с теплотой и нежностью. Многие известные писатели и поэты в своих произведениях с большой теплотой и нежностью вспоминают о доме, о родных людях, которые отдали им тепло своей души, научили жить и любить все, что их окружает.

А какие бывают традиции в семье?

(Ответы учащихся)

Традиции:

Собираться всей семьей в родительском доме в праздники, а также отмечать семейные праздники;

Всем вместе петь и играть на музыкальных инструментах;

Приглашать гостей и собирать застолье;

Собирать и хранить семейные фотографии;

Хранить вещи, принадлежавшие родственникам, как предметы старины и как память о родных и близких.

А знаете ли вы, что издревле на Руси существовала традиция: представители одной семьи занимались одним видом деятельности. Так рождались династии гончаров, военных, строителей, учителей и т.д.

А в вашей семье есть у кого-нибудь династии?

(Ответы детей).

Классный руководитель предлагает детям закончить пословицы о семье:

Где любовь да совет, там и горя … (нет)

Где мир и лад, не нужен и … (клад)

Лучший клад, когда в семье … (лад)

В гостях хорошо, а дома … (лучше)

В своём доме и стены … (помогают)

В семье разлад, так и дому … (не рад)

Доброе братство лучше … (богатства)

Вся семья вместе, … (так и душа на месте)

Классный руководитель:

Ребята как вы думаете, можно наш класс назвать семьёй?

(Ответы детей).

А можно ли нашу страну назвать семьей и почему?

Наверное многим приходилось слышать о том, что семья - это "первичная ячейка общества". Но этому выражению обычно не придают особого значения, в него попросту не вдумываются. Между тем - это очень верно и очень важно. Семьи - это те кирпичики, из которых складывается всё здание государства. Какие семьи - такое государство. Из гнилых кирпичей крепкого здания не построишь. И французское королевство (накануне их "Великой" революции), и Римская империя (накануне её падения), и древняя Греция (накануне своего бесславного заката и исчезновения), прошли через моральное разложение своих граждан, через развал "института семьи", через торжественный расцвет всевозможных извращений. Государство может чувствовать себя сколь угодно сильным, может иметь на вооружении сколько угодно ракет с ядерными боеголовками, может пользоваться в мире каким угодно авторитетом; но если "на семейном уровне", в кругу своих, граждане этого государства смеются над своей страной, не уважают её и с презрением критикуют своё руководство - значит жить этому государство (или - этому руководству) осталось недолго. Правительство, которое упустило контроль над умами граждан и утратило авторитет на самом "низовом", "семейном" уровне - практически обречено. И никакие ракеты, никакое количество танков - его не спасут. Для государства жизненно важно знать, чего хочет каждая семья (в целом) - и ориентироваться на желания семей, а не на свои мечтания. Неплохо если и каждая семья, в целом, понимает, принимает и одобряет политику государственного руководства.

В заключении мне хочется сказать , что

самое дорогое в жизни человека – семья. Наша семья – это самые близкие люди, которые помогут в трудную минуту, и будут радоваться твоим успехам больше всех на свете.

Помните, ребята, какой бы век ни стоял на Земле, есть нерушимые ценности, которые мы должны беречь. Первое – это наша семья. Берегите своих родных, будьте внимательны, заботливы. Весь наш мир проходит в семье, пусть он будет красочным, интересным и светлым.

Хочется напомнить вам замечательные слова: «Тот дом хорош, где хороши его обитатели».

Желаю всем взаимоуважения и согласия. Пусть в каждом вашем доме и нашем общем большом доме будет тепло и солнечно, уютно.

Всем спасибо!

МБОУ «Зеленовская СОШ»

Фроловский муниципальный район

Классный час

« Семья и семейные ценности»

Подготовили

классные руководители

9а класса

Ананина Ольга Владимировна

9б класса

Чернобровкина Елена Валентиновна

2012 г.

«Семья и семейные ценности»

Цели:
    помочь детям осознать, что семья – это люди, связанные чувством любви и ответственности друг за друга; дать понять, что каждый человек индивидуален, но он существует среди других людей; учить детей видеть и чувствовать мир, в котором они живут; формировать коммуникативные навыки; развитие творческих способностей учащихся; формирование уважительного отношения детей к своим родителям; воспитывать чувство гордости за свою семью; развитие у учащихся чувства благодарности и уважения к родителям, и укрепление дружеских семейных отношений; создание благоприятной атмосферы общения; сплочение коллектива учащихся и родителей

Звучит мелодия песни “Родительский дом ”.

Учитель О.В. : Добрый день, гости дорогие! Мы рады видеть вас здесь, на семейном классном часе.

(Асеян Анна )

Когда появилось слово “семья”?

Когда – то о нём не слыхала земля,

Но Еве сказал перед свадьбой Адам:

Сейчас я тебе семь вопросов задам

Кто деток родит мне, богиня моя?

И Ева тихонько ответила: "Я".

Кто их воспитает, царица моя?

И Ева покорно ответила: "Я".

Кто пищу сготовит, о радость моя?

И Ева всё так же ответила: "Я".

Кто платье сошьёт, постирает бельё,

Меня приласкает, украсит жильё?

"Я, я", – тихо молвила Ева – Я, я…

Сказала она знаменитых семь “Я”.

Вот так на земле появилась семья.

УчительЕ.В.: Сегодня наша встреча посвящена всем вам: и старым, и молодым, и совсем маленьким, и совсем взрослым. Я приветствую всех, кто пришёл на наш совместный классный час.

В семейном кругу мы с вами растём!

Основа основ – родительский дом!

В семейном кругу все корни твои!

И в жизнь ты выходишь из семьи!

Учитель О.В. : До начала 20 века семья состояла не из одного поколения. Жили дружно, друг другу помогали. Одни по хозяйству поспевали, другие в поле трудились, старшие братья, сестры защищали младших.

Жили весело, старость уважали, молодых оберегали. Семьи были большие и крепкие.

Я нашла тому много свидетельств. Вспомним хотя бы народные сказки, пословицы и поговорки. В них говорится о семье. Я начну пословицу, а вы постарайтесь все вместе ее закончить…

Пословицы:

Дом без хозяйки … (сиротка)

Дом вести … (не бородой трясти)

В гостях хорошо … (а дома лучше)

Не нужен клад … (когда в семье лад)

Чем богаты … (тем и рады)

Один в поле … (не воин)

Семья в куче… (не страшны и тучи)

Когда семья вместе … (так и душа на месте)

Дома и стены …(помогают)

Мой дом …(моя крепость).

Загляни в семейный альбом ”

Учитель Е.В.: В каждом доме хранятся старые фотографии и вещи. С них на нас смотрят родные лица. Мы повторяем их черты. Мы их продолжение.

Старое уходит, но его нужно знать и беречь.

На нашей выставке вы можете увидеть семейные фотографии и вещи.

(Рассказы членов семей о семейных фотографиях, презентации, старинные вещи, документы)

Учитель О.В.: А сейчас поиграем в игру, которая называется «Аплодисменты».

Встаньте, те:
- кто похож на маму?
Аплодисменты!
- кто похож на папу?
Аплодисменты!
- кто скучает по родителям, уезжая из дома?
Аплодисменты!
- в чьей семье занимаются спортом?
Аплодисменты!
- у кого нет секретов от родителей?
Аплодисменты!
- к кому приходят друзья в гости?
Аплодисменты!
-кто помогает родителям по дому?
Аплодисменты!
- кто любит свою семью, дорожит ей!
Аплодисменты!

Учитель Е.В.: «Юные поэты»

Сейчас вам предлагается составить небольшое стихотворение, используя последние фразы.

Дом

Живем

Семья

Учитель О.В.: Издавна одной из традиций в русских семьях была традиция узнавать о своих предках, составлять свою родословную, генеалогическое дерево.

Незнание своих предков прежде приравнивалось к отсутствию образования. Теперь всё упростилось до такой степени, что мы порой не знаем не только прабабушек, а даже двоюродных братьев и сестёр, дядей, тёток и т. д. Известно, что одним из предметов, которыми особенно гордился А.С. Пушкин, была пуговица с мундира его далёкого знаменитого предка – Абрама Ганнибала. Поэт велел вделать пуговицу в свою любимую трость, с которой почти не расставался, и с гордостью демонстрировал её друзьям.

Вам раньше приходилось когда – ни будь слышать слово «генеалогия»? В переводе с греческого оно означает «родословная». Значит, это наука, которая занимается поиском предков людей.

Человек всегда чтил своих предков. Происхождение определяло положение в обществе – в зависимости от него новорождённому предстояло стать или рабом, или же патрицием. У древних римлян в доме обязательны были скульптурные портреты предков – лары, которым они поклонялись, приносили дары. Они выписывали свою родословную на специальных свитках, которые передавали следующим поколениям.

Учащиеся, которые подготовили генеалогическое дерево рассказывает о своей семье.

Я думаю, что до этого времени мало у кого было составлено генеалогическое дерево. Пусть оно сохранится для ваших потомков. Пусть это будет хорошей традицией в вашей семье.

Учитель Е.В.: БОЛЬШАЯ СЕМЕЙНАЯ ВИКТОРИНА

1. Скажите по латыни « семья ». (Фамилия.) 2.А теперь скажите «семья » по-итальянски. (Мафия.)
3.Как известно, греческая богиня Афина была богиней мудрости, и ее птицей считалась сова. А вот богиня Гера, супруга Зевса, считалась покровительницей семьи вообще и материнства в частности. Догадайтесь, какая птица считалась «птицей Геры»? (Аист.) 4.Как говорят о тех, кто разглашает внутренние семейные неприятности и ссоры?

(Выносить сор из избы.)

5.По легенде, Россию охраняют три сестры : Вера, Надежда и Любовь и их мать . Назовите имя матери трёх сестёр.

(Софья, то есть Мудрость.)

6. Первый, старший ребёнок в семье – первенец. А как на Руси назывался третий ребёнок в семье ? А последний?

(Третьяк, поскрёбыш.)

7. Как звучит русская «фруктовая» пословица о том, кто унаследовал плохое, неблаговидное поведение от отца или матери ?

(«Яблоко от яблони недалеко падает».)

8. О какой русской игрушке эта цитата из энциклопедии: «Она олицетворяет идею крепкой семьи , достатка, продолжения рода, несет в себе идею единства»?

(О матрёшке.)

9. С какого возраста, согласно законодательству РФ, можно вступать в брак без разрешения родителей?

(С восемнадцати лет.)

10. Как называется фамилия женщины до её замужества ?

(Девичья.)

11. В какой сказке Андерсена нарушено право ребёнка: «Дети имеют право жить со своими родителями , и никому не позволено их разлучать»?

(«Снежная Королева». Из дома бабушки Снежная Королева увезла маленького Кая в свой ледяной дворец.)

12. Назовите самую семейную геометрическую фигуру.

(Круг. Тесный семейный круг, в семейном кругу.)

13. Родительский инструктаж одним словом – это...

(Наказ.)

14. Ребенок моего отца, мне не брат. Кто это?

(Моя сестра.)

15. Какое растение олицетворяет собой одновременно и родного, и приемного родственника ?

(Мать -и-мачеха.)

16. Есть буквенная семья , в которой, согласно многочисленным стихам, «тридцать три родных сестрицы». Что это за семья ?

(Алфавит.)

Учитель Е.В.: Одна из распространённых русских традиций – традиция застолья.

За общим столом собирались гости, пели, хозяева потчевали их каким – либо кушаньем.

Кулинарные традиции были на Руси не на последнем месте. Раньше в почёте были щи, каша, репа, редька, дичь, рыба. Из ягод – клюква, морошка, мочёная брусника. Из напитков – пиво, квас.

Всё течёт, всё изменяется – меняются вкусы людей, и другие блюда появляются на наших столах, становятся традиционными.

Родители называют блюда, традиционные в их семьях.

Отмечать семейные праздники – то же традиция.

Какие праздники отмечают в вашей семье?

Учащиеся рассказывают, как в их семье отмечают праздники.


УчительО.В . : А теперь я проведу викторину “Мой дом – моя крепость”

    Как называется дом в украинской или белорусской деревне? (Хата)

    Назовите перевозное жилище у кочевых народов. (Кибитка)

    Как называется изба из глины или обмазанная глиной? (Мазанка)

    Как называется постройка из жердей, покрытая ветками, соломой, травой? (Шалаш)

    Как называется крытое углубление в земле, вырытое жилья? (Землянка)

    Как называется отдельное жилое помещение в доме с кухней, передней? (Квартира)

    Продолжите фразу А. Герцена “ Семья начинается с …” (детей).

    Как называют римскую богиню счастья? (Фортуна).

    Какой овощ долгое время считался не пригодным для пищи и назывался “чертовым яблоком”? (картофель).

    Из какого мяса делают котлеты по-киевски? (курятина).

    Кто из поэтов, так говорил своим друзьям. “Я женился, чтобы дома иметь свою Мадонну” (А.С. Пушкин).

    Кто такая свояченица? (сестра жены).

    Что такое бутоньерка? (маленький букет).

    Как называется книга – свод правил поведения в домашней жизни, появившаяся в 16 веке? (Домострой).

Березнева Настя

Дом, как известно всем давно,

Это не стены, не окно,

Это не стулья со столом;

Это не дом.

Дом - это то, куда готов

Ты возвращаться вновь и вновь,

Яростным, добрым, нежным, злым,

Еле живым.

Дом - это там, где вас поймут,

Там, где надеются и ждут,

Где ты забудешь о плохом,

Это твой дом.

Дом моей мечты”

Учитель О.В.: Друзья, вы задумывались, почему так говорят: “Мой дом – моя крепость?”

Несомненно, у человека должен быть дом, и не просто крыша над головой, а место, где его любят и ждут, понимают, принимают таким, каков он есть, место, где человеку тепло и уютно. Сегодня каждая семья может построить дом своей мечты. Пусть наша семья превратится в строительную бригаду. Предлагаю каждой бригаде по кирпичику.

Подумайте, в какой части дома должен быть ваш кирпич? Крыше и фундаменту тоже нужно дать свое название.

(СЛОВА раздаем по группам)

    Культура семьи пере­дается по наследству от поколения к поколению. Учитывая опыт старших, фундамент нашего дома мы начинаем закладывать с кирпичика «Традиции» .

    Многие ребята, стоящие на пороге взрослой самосто­ятельной семейной жизни, выступают за сотрудничество в семейных отношени­ях. Традиции наших предков поз­воляют заложить следующий кирпичик для строительства «Дома счастья» под названием «Сотрудничество» .

    Нужно развить у детей способность дружить, и впоследствии она создаст основу для нормальной семейной атмосферы. Обязательное условие для счастья молодой семьи в нашем доме - кирпичик «Дружба» .

    Чтобы молодая семья прожила долго и счастливо, нашему дому просто необходим кирпичик «Труд».

    Условие эмоцио­нального здоровья семьи - подлинность чувств, когда поступок находится в гар­монии с душевным состоянием. Поэтому следующим кирпичиком для нашего дома будет «Здоровье» .

    Эстетика, понятие о красоте, потребность в ней прочно вошли в нашу жизнь, ставят юных членов семьи перед необходимостью первых самостоятельных нравственных оценок: что хорошо и что плохо. Помня об этом, мы с вами должны заложить в строительство нашего дома кирпичик с названием «Красота» .

    Гармоничное сочетание пред­метов убранства и приятная цветовая гамма создают ощущение душевного покоя, уюта, способствуют восстанов­лению сил. Следующий необходимый нашему дому кирпичик - «Чистота».

    Стремление и умение понимать другого составляет основу здорового психоло­гического климата любой семьи. Для полного счастья нашему дому нужно «Понимание» .

    Очень важен для строительства на­шего дома кирпичик «Уважение» . Уважение ко всем, кто вас окружает, уважение к другому человеку, к его переживаниям, потребностям и интере­сам

    Для воспитания нрав­ственной личности очень важно, растет ли ребенок в семье любящих и заботя­щихся друг о друге и о детях родителей. Благополучие и счастье молодой семьи в нашем доме невозможны без кирпичика «Любовь».

    Строительство любого дома всегда заканчивается возведением крыши. Крыша нашего дома для молодой счастливой семьи называется «Хорошее настроение» .

Благодарю всех строителей. Дом у нашей семьи оказался прекрасным. Очень важно, чтобы в доме поселилось счастье.

Думаю, что вы все обязательно станете счастливыми, и все хорошо будет в вашем доме.

Учитель Е.В.: «Пословицы»

Еще в старину о доме и семье говорили с большим уважением. Наверное, поэтому семьи на Руси были большие и дружные. Подтверждением тому являются пословицы и поговорки. Например, «Не красна изба углами, а красна пирогами», «Где родился, там и пригодился», « В гостях хорошо, а дома лучше». А мы с вами обратимся к пословицам другого характера. Но они перепутались. Вы должны их правильно составить.

Заключение Учитель Е.В.: В семейной жизни всем желаем счастья!
Пусть ваши дети крепко любят вас!
Пусть стороной вас обойдут несчастья.
И солнечным пусть будет каждый час!
Семья пусть дарит маленькое чудо
В любой обыкновенный день:

Учитель О.В.: Свет солнышка, улыбку друга
Успех и радость, луч надежды,
И много добрых новостей,
И ветра свежего глоток,
И будет жизнь прекрасной, нежной,
Как самый красочный цветок.

Литература.


1 . Азаров Ю. Семейная педагогика. 2-е изд., перераб. и доп.- М: Политиздат,1985г. 2.Бестужев-Лада И. Семья вчера, сегодня, завтра.- М: Знание,1979. 3.Мушкина Е. Семейный разговор. – М: Известия,1985. 4.Мы строем дом. – М.: Молодая гвардия,1981г.

КЛАССНЫЙ ЧАС: « Семейные ценности и традиции»/

ЗАДАЧИ:

1. Определить роль детского участия в создании теплых семейных отношений, сохранении семейных традиций, бережном отношении к вещам, принадлежащим семье.

2. Формирование нравственного долга детей перед семьей.

3. Воспитание отношения к семье, как к базовой ценности общества.

ЦЕЛИ:

1. Создать единое воспитательное пространство: дети-родители-педагоги.

2. Развивать положительные эмоции и чувства, связанные с заданной темой.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП:

1. Создание проекта «Я и моя семья» .

2. Подготовка детьми рассказа о традициях и реликвиях в их семьях.

Оформительская работа: изготовление табличек:

«7Я-моя радость»

«Традиция»

«Реликвия»

«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома».

Генеалогические древа семей

Семейные реликвии

Выставка «Из семейного альбома»

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ:

Здравствуй, ребята! Поздравляю вас с началом нового 2012-13 учебного года. Сегодня на нашем первом уроке речь пойдёт о семье. Ребята мы с вами поговорим о ваших чувствах к вашей семье, к вашим родителям, о том, что вы знаете о истории своей семьи, семейных традициях, родословной. Вы познакомитесь с наиболее распространёнными семейными традициями.

План классного часа:

Что такое семья?

Зачем нужна семья?

Семейные традиции.

Семейные реликвии

Итог классного часа.

Ведущий:

— В семейном кругу мы с вами растем,

Основы основ — родительский дом.

В семейном кругу все корни твои,

И в жизнь ты выходишь из семьи.

В семейном кругу мы жизнь создаем,

Основа основ — родительский дом.

— С чего начинается любая семья? (ответы детей)

Со встречи двух до этого чужих людей, которые становятся самыми родными и близкими. У ваших пап и мам до этой встречи были свои семьи, в которых они росли. Их мамы и папы стали теперь вашими бабушками и дедушками. У них тоже были свои родители, братья, сёстры. Это ваши прадедушки и прабабушки.

— Так что же такое «семья»?(Ребята стараются сами ответить)

— Какие вы знаете пословицы о семье? Как вы их понимаете?

В ГОСТЯХ ХОРОШО — А ДОМА ЛУЧШЕ.

ДОМА И — СТЕНЫ ПОМОГАЮТ.

МОЙ ДОМ — МОЯ КРЕПОСТЬ.

СЕМЬЯ В КУЧЕ — НЕ СТРАШНА И ТУЧА.

ВСЯ СЕМЬЯ ВМЕСТЕ — ТАК И ДУША НА МЕСТЕ.

1.Разговор о семье.

— Сколько же в семье родственников, давайте считать.

1 Ученик читает стихотворение

«1,2,3,4, Кто живет в большой квартире?

Четверо мужчин. Живет в квартире дедушка,

И папа, и прадедушка, и Миха, папин сын.

Еще красавица живет с родными неразлучно.

Один из них ее зовет Своей любимой внучкой.

Дочкой дорогой зовет ее другой,

А третий — милой Машей и хозяйкой нашей!

И называет мамой мужчина самый младший.

— А кто живет в вашей семье? Ответы детей.Им мы посвящаем эти стихи:

2 Ученик читает стихотворение

1.Я с бабушкой своею

Дружу давным-давно.

Она во всех затеях

Со мною заодно.

Я с ней не знаю скуки.

Мне все приятно в ней,

А бабушкины руки

Люблю всего сильней.

2 ученик:

От чистого сердца, простыми словами

Давайте, друзья, потолкуем о маме.

Мы любим ее, как хорошего друга,

За то, что у нас с нею все сообща,

За то, что нам приходится туго,

Мы можем всплакнуть у родного плеча.

За то, что без утайки и прямо

Мы можем доверить ей сердце свое,

И просто за то, что она — наша мама,

Мы крепко и нежно любим ее.

3 ученик:

Наши папочки не хуже

Могут кашу, щи варить.

И для дома все, что нужно,

Могут быстро смастерить.

— Сколько хороших слов было сказано в адрес членов вашей семьи, а особенно в адрес бабушек, которые из-за большой любви к вам даже иногда делают уроки за вас. Сейчас для вас мы покажем пару таких бабушек.

Сценка «Бабушки и внуки». (Две старушки)

1-я.Здравствуй, голубушка моя! Гулять не выйдешь?

2-я: Да что ты, я еще уроки не сделала …

1-я: Какие уроки? Ты что в детство впала? Ты же 100 лет назад школу кончила!

2-я: Да? А внуки? Сейчас очень модно делать уроки за внучат.

1-я: Да, я всю жизнь за внуков уроки делаю.

2-я: Правда? Это ты их так балуешь?

l-я: Я не балую! Я с ними очень строго. Вот сделаю уроки, а уж начисто они у меня всегда сами переписывают.

2-я: О, действительно строго.

l-я: Так, что если что, меня спрашивай, у меня опыт большой.

2-я: Ну, если не трудно, проверь, как я стихотворение выучила. Гм-гм … »

У лукоморья дуб зеленый; златая цепь на дубе том … »

l-я: Так, хорошо.

2-я: « И днем и ночью пес ученый … »

l-я: Какой пес? Какой пес?

2-я: Ну, я не знаю какая у него порода.

l-я: Да не пес, а кот ученый! Поняла? Кот!

2-я: А-а, поняла-поняла! Я тогда сначала: « У лукоморья дуб зеленый; златая цепь на дубе том и днем и ночью кот ученый … »

l-я: Ну?

2-я: … с авоськой ходит в гастроном.

l-я: С какой авоськой? В какой гастроном? Ты где такое видела?

2-я: Ой, ну какая же ты, подруга! У меня еще столько уроков, я все перепутала.

l-я: Как ты считаешь, если мы с тобой и дальше так упорно будем учиться, может, в нашу честь какую-нибудь единицу назовут?

2-я: Ее уже назвали.

l-я: Как?

2-я: Кол! Его ставят тем внукам, за кого бабушки делают уроки …

— Ребята, а в ваших семьях ваши бабушки помогают вам с уроками? (ответы учащихся)

Итак, мы говорим о семье.

Учитель читает стихотворение.

Как появилось слово»семья».

Когда –то о нем не слыхала земля.

Но Еве сказал перед свадьбой Адам,

Сейчас я тебе 7 вопросов задам:

Кто деток родит мне Богиня, моя?

И Ева тихонько ответила: «Я».

Кто платье сошьет, постирает белье?

Меня приласкает,украсит жилье?

Ответь на вопросы,подруга моя.

« Я,я,я»- Ева молмила, — ,Я!

Сказала оно знаменитых семь я.

И так на земле появилась семья.

Давайте расшифруем буквы из которых состоит слово СЕМЬЯ:

С –счастливая,славная …

Е –единая,единственная …

М –музыкальная,мечтательная …

Я – яркая, ясная …..

Давным –давно жила семья, в которой было 100 человек, но не было между ними согласия. Устали они от ссор и раздоров. И вот решили члены семьи обратиться к мудрецу, чтобы он научил их жить дружно.Мудрец внимательно выслушал просителей и сказал: « Никто не научит вас жить счастливо, вы должны сами понять, что вам нужно для счастья, напишите, какой вы хотите видеть свою семью». Собралась эта огромная семья на семейный совет и решили они, чтобы семья была дружной, надо относиться друг к другу, придерживаясь этих качеств:

Кроссворд о семье:

1.Отношения между людьми, основанные на взаимной симпатии.(дружба)

2.Разумная экономия в расходах. (Бережливость).

3.Беспокойсво о семье, детях, родителях.(Забота).

4.Вера в искренность, честность человека.(Доверие)

5.Что необходимо в семье, чтобы делать общие дела? (Согласие)

6.УВеселое чувство, когда в семье все хорошо. (Радость).

7.Чуткое отношение между членами семьи. (Внимание).

ТРАДИЦИИ СЕМЬИ

Хозяйственная функция: круг хозяйственно-бытовых обязанностей по дому.

Воспитательная функция: воспитание детей, создание и передача семейных традиций

Психологическая функция: создание уюта, комфорта, спокойной обстановки, в которой человек может отдохнуть.

— А какую роль вы выполняете в вашей семье? (ответы детей)

Как вы думаете, ребята, все ли семьи одинаковые? (ответы учащихся)

Они все разные, они отличаются друг от друга обычаями, традициями, которые передаются из поколения в поколение. Что такое традиция?

При подготовке к классному часу вы писали о семейных традициях. Давайте послушаем об интересных семейных традициях. (выступления детей «Семейные традиции нашей семьи»)

ГЕНЕАЛОГИЧЕСКОЕ ДРЕВО

Человек рождается на свет, растет, задумывается «Кто я? Откуда мои корни?»

Издавна одной из традиций была традиция узнавать о своих предках, составлять свою родословную — генеалогическое древо. Эта традиция возвращается в семьи. Вы работали и с толковым словарем русского языка, должны были найти значение слова «родословная». Что означает это слово? (ответы учащихся) Родословная — Перечень поколений одного рода, устанавливающий происхождение человека и степень родства между людьми

В средние века всякий рыцарь, желавший вступить в рыцарский союз, должен был доказать свое дворянское происхождение. Доказательством служило рыцарское родословное дерево.

Знать свою родословную очень важно, потому, что она – связь прошлого, настоящего и будущего.

А можете ли вы назвать имя своей прабабушки? Знаете ли вы откуда она родом?

Вот мы с вами попытались составить свои родословные. Конечно, их у нас не 5000 исторических имен, как у Александра Сергеевича Пушкина. Как вы работали, ребята, при составлении своей родословной? (ответы детей)

Дам вам совет — не выбрасывайте эти работы, храните их для своих будущих детей, для своей семьи, пополняйте родословное дерево, узнавайте о своих родственниках, передавайте документы из поколения в поколение. Это станет вашей хорошей семейной традицией.

СЕМЕЙНЫЕ АЛЬБОМЫ, АРХИВЫ

— А теперь я хотела бы поговорить о следующей традиции. До сих пор в старых деревенских домах на стенах висят фотографии всех членов семьи — это близкие и дальние родственники. А в центре этого ряда, на видном месте увеличенные портреты отца и матери.

Сейчас фотографии хранятся в семейных альбомах, в которых фотографии близких и дальних родственников, всех тех, кто дорог вам.

Вот мы и оформили выставку «Загляни в семейный альбом». Как вы думаете почему? Собирать и хранить семейные фотографии — это еще одна традиция.

В каждой семье есть фотографии, которые надолго оставляют память о дорогих людях, о событиях в семейной жизни. Традиция эта важна.

Во время войны и других ситуациях, люди покидая свой дом, берут самые ценные вещи, среди которых были не только фотографии дорогих людей, но и различные семейные реликвии.

СЕМЕЙНЫЕ РЕЛИКВИИ

На столе оформлена выставка «Семейные реликвии». Дети рассказывают о семейных реликвиях.

И так, ребята, мы поговорили с вами о семье, её традициях, родословной, семейных реликвиях, но издревле каждая семья имела свой семейный герб. На нём символами изображались важные моменты истории семьи, её традиции и ценности.

Я предлагаю вам создать общий образ семейного герба.

— Для этого, вам нужно подумать каким может быть герб семьи?

— Как вы его представляете?

— Какие цвета вы бы внесли в семейный герб?

— Что может быть в гербе? (возможные ответы учащихся)

Я думаю, что фон семейного герба должен быть голубым и на этом фоне голубь. Голубой цвет и голубь символ мира и дружбы. (появляются голубой цвет и голубь) Я думаю, что в гербе должно быть солнце, как символ тепла и света. (появляется солнце). Мне кажется, что здесь должны быть руки женщины, т.к. они очень много делают для семьи,они будут означать материнское тепло, ласку, ведь благодаря матери, её рукам в доме уютно, спокойно, благополучно и мирно.. (появляются руки)А мне семья представляется в виде цветка: центр – это ядро семьи, а лепестки – это мы, её члены. (появляется цветок) А мамины руки нежно держат этот цветок.

Прекрасно. А на чём держится семья? (семья держится на любви и верности.

А как их можно изобразить?(Любовь в виде амура. Верность можно изобразить в виде двух лебедей.(появляется амур и лебеди)

Ребята, как вы думаете, этого достаточно?

Учащиеся: Да.

Вот у нас с вами и получился общий семейный герб.

Вы, наверное, согласитесь со мной в том, что семья и школа тесно связаны между собой. Школа это то место где собирается много семей для решения воспитательных и образовательных задач.

Наш коллектив – большая дружная семья. Давайте подумаем, какие мы с вами? Что нас интересует? К чему мы стремимся?

А как вы думаете, каким может быть наш школьный герб?Я думаю наш герб должен быть на голубом фоне (голубой фон)– Я думаю, что на этом голубом фоне должна быть радуга, потому что все мы очень разные, у каждого свои интересы и взгляды(появляется радуга) – Я думаю, что на нашем гербе должно быть изображение книги, так как в школе мы изучаем разные предметы. Книга — источник знаний (появляется книга).

12. А теперь, ребята, заполните анкеты, которые лежат перед вами. Можно не подписывать.

За каждый ответ «да» вы получаете 1 балл, за ответ «нет» — 0 баллов.

Анкета.

Уверен ли ты, что у тебя с родителями взаимопонимание?

Спрашиваешь ли ты совета у родителей?

Знают ли родители твоих друзей?

Помогаешь ли ты по дому?

Участвуешь ли в подготовке семейных праздников?

Обсуждаете ли вы с родителями книги, фильмы, телепередачи?

Бываете ли вместе в театре, на выставках, концертах?

Участвуете ли вы с родителями в совместных походах, прогулках?

Любишь ли ты своё свободное время проводить дома?

Интересуешься ли ты работой своих родителей?

ИТОГ

Итак, ребята, что самое главное в жизни для каждого из нас? Правильно, семья!

— Это близкие и родные люди.

Это те люди, которых мы любим, с кого берём пример.

Это те люди о ком мы заботимся, кому желаем добра и счастья.

Это наши родители, дедушки, бабушки, сёстры и братья.

«Семья и семейные ценности»

Подготовила и провела

Абдулманова З.А.

учитель начальных классов

МБОУ СОШ д.Чебыково

2012г.

Формы учебной работы : тематический классный час для учащихся начальных классов

Тема классного часа: «Урок семьи и семейных ценностей».

Цель: Определить понятие «семья», формировать понятие «счастливая семья».

Задачи : 1. Раскрыть понятия «семья» и «счастливая семья», выявить ее особенности.

2. Развивать речь, внимание, мышление, память. Создать комфортную ситуацию для творческого самовыражения учащихся, проявления их активности.

3.Воспитывать уважение к членам своей семьи, людям старшего поколения, эстетический вкус. Способствовать сплочению и развитию классного коллектива.

Оборудование : планшеты с надписями « Семья», « Дружная семья», признаками дружной семьи, карточки с названиями членов семьи; ребус.

Ход занятия.

1.Организационный момент. Психологический настрой.

Сегодня, 1 сентября – в День знаний, первый день нового учебного года, мы поговорим на очень интересную и важную тему, и, я надеюсь, что вы будете активно работать, и у всех вас до конца занятия сохранится прекрасное настроение.

2. Определение темы занятия. Целеполагание.

Итак, наш первый урок в этом учебном году – Урок семьи и семейных ценностей.

Нам с вами предстоит определить, что такое семья и выяснить, какая семья называется счастливой.

А для начала мне бы очень хотелось узнать, как вы провели лето: как отдохнули, где побывали и с кем. (рассказы детей о своем летнем отдыхе).

3. Работа по теме .

1) - Здорово вы провели каникулы, хорошо отдохнули. Знаете, я заметила, что вы все рассказывая о своем отдыхе, употребляли слова «мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра, дядя, тетя». А кто это? (члены семьи).

Совершенно верно, люди, с которыми мы вместе живем, отдыхаем, которые рядом и в праздники и в трудную минуту – это члены семьи. Они самые близкие, родные люди, самые надежные друзья.

А как вы думаете, наш класс можно назвать семьей? (мнения детей).

Вы верно считаете, что и наш класс можно назвать семьей. Конечно, мы не родственники, но мы видимся каждый день в школе и во дворе, вместе узнаем что-то новое, радуемся победам и огорчаемся из-за неудач. Не зря учителей называют классными мамами. Хочется, чтобы наш класс остался такой семьей до окончания школы и стал еще дружнее.

А как вы считаете, для чего человеку семья? (в семье все друг друга понимают, любят, уважают; заботяться друг о друге, помогают).

Давным –давно жила семья, в которой было 100 человек, но не было между ними согласия. Устали они от ссор и раздоров. И вот решили члены семьи обратиться к мудрецу, чтобы он научил их жить дружно. Мудрец внимательно выслушал просителей и сказал: « Никто не научит вас жить счастливо, вы должны сами понять, что вам нужно для счастья, напишите, какой вы хотите видеть свою семью». Собралась эта огромная семья на семейный совет и решили они, чтобы семья была дружной, надо относиться друг к другу, придерживаясь этих качеств:

На доске таблички со словами :

Понимание. Любовь. Уважение. Доверие. Доброта. Забота. Помощь. Дружба.

Прочтём названия этих качеств. Запомните, ребята, эту легенду.

Если каждый член семьи будет следовать этим правилам, то в семье будут царить: мир и согласие. А значит, все будут счастливы.

3) - Кто для вас в семье ближе и дороже всех на свете? (родители, мама и папа).

А как вы называете своих родителей? Вот как звучат слова «мама и папа» на марийском и башкирском языках.

Марийский – ачай, авай.

Башкирский – атай, асай.

4) -Почему мама и папа ближе всех на свете?

Расскажите, какие же они, ваши мамы?

Что делает мама для своих детей?

Мама. Она всегда тревожится и заботится о своих детях. В каком бы настроении она не была, как бы не устала, мама всегда вас накормит, напоит, выслушает, приласкает. Даст вам добрый совет. Не так ли?

Вспомните: когда вы больны, и лежите в постели, и у вас высокая температура, как внимательна и заботлива с вами в эти дни мама! Дает вам лекарство. Ставит горчичники и градусник. И шепчет – говорит вам такие добрые – ласковые слова, от которых стихает боль и болезнь уходит.

А сколько всяких разных дел мамы успевают сделать за один только день! Приготовить утром завтрак. Убрать со стола. Проводить вас в школу. Много часов мамы на работе. Но они ещё успевают сходить в магазин и приготовить ужин. Привести всё в порядок в доме. Почитать с вами книжку и поиграть. Помыть и уложить вас в постель. Потом постирать, пошить, и повязать, и посмотреть немного телевизор. Ни одна сказочная волшебница не успевает за день переделать столько дел! Хоть у волшебницы есть волшебная палочка… А у мамы такой палочки нет. Впрочем… Может быть, мама со всеми этими делами и не справилась бы, если бы ей не помогал… Кто? (папы)

5) –Папы – умные, добрые, сильные. Про все на свете знают. Они могут многому научить, что-то подсказать.

Не огорчайте своих мам и пап, берегите их.

А как вы помогаете своим родителям? (ответы детей).

Молодцы! Замечательные помощники! А если ваши близкие отдыхают, как надо себя вести?

4. Физкультминутка .

Давайте и мы с вами немного отдохнем.

1,2,3,4,5, -

Мама, папа, брат, сестра,

А мизинчик – это я!

6). – Каждый из вас обязан своим рождением маме и папе, а они, в свою очередь, появились благодаря бабушкам и дедушкам, а раньше бабушек и дедушек на Земле появились ваши прабабушки и прадедушки. В каждой семье есть старшее поколение. Они прожили гораздо дольше вас и ваших родителей, больше видели и знают.

Поднимите руки, у кого есть бабушка и дедушка. Как часто вы их видите? Как общаетесь? (ответы учащихся)

Да. Старших членов своей семьи – бабушек и дедушек, а может и прабабушек и прадедушек, надо любить и уважать, относиться к ним с почтением, не огорчать, заботиться о них. Ведь они очень любят своих внуков.

5. Обобщение.

На доске ребус 7я.

Итак, о чем мы сегодня говорили? Ребус подскажет вам. (о семье).

Что же такое семья? А почему 7 я? (мама, папа, я, 2бабушки, 2 дедушки).

Но количество членов семьи может быть разным. Семья может быть многодетной, где больше трех детей. У нас в классе есть такие семьи? Может быть неполной, где кроме детей, только мама или только папа. Есть такие?

А какую семью можно назвать счастливой? Да, главное, чтобы в семье царили лад, дружба, взаимопонимание, доброта,…. – тогда и будет в этой семье все хорошо. Тогда и назовут ее счастливой.

6. Творческая работа.

А сейчас я хочу попросить вас, чтобы вы нарисовали свою семью. Дети рисуют на тему «Моя семья». (рисунки затем можно использовать как основу рисунка-теста).

7. Итог урока.

Вы придёте домой, что вы расскажете о нашем уроке?

О чём мы сегодня говорили?

Что нового вы узнали?

Тема: «Семья. Семейные ценности»

Цель: формировать желание жить в гармоничной, дружной семье.

Задачи:

    Способствовать укреплению у детей чувства благодарности к родителям, бабушкам и дедушкам.

    Создавать условия для осознания значимости семьи как для самого ребенка, так и для общества.

    Продолжить работу по сплочению классного коллектива.

Ход занятия:

Учитель: Добрый день, мои родные!

Мы не виделись давно.

Все такие красотульки,

Вот бы снять вас всех в кино!

Подросли, серьёзней стали,

Но не будем долго ждать.

В нашем доме, в нашем классе

Урок будем начинать!

Но сегодня наш первый урок будет совсем необычным. Я обещаю, что он будет интересным, хотя речь пойдет об очень важных вещах. Но сначала поздравление!

Влад: Каникулы кончаются -

Дней отдыхали много…

Друзья опять встречаются

У школьного порога

Окрепшими, здоровыми!

Хвала лесным походам…

Со знаниями новыми!

И - с Новым Школьным Годом!!!

Учитель: На первом уроке этого года мне хотелось бы поговорить с вами о том, что всегда в вашем сердце, мысль о чем согревает в трудные минуты, где вас всегда поддержат и любят безусловно. О чем я говорю? (Семья)

Артем: В семейном кругу мы с вами растем

В семейном кругу все корни твои,

И в жизнь ты входишь из семьи.

В семейном кругу мы жизнь создаем,

Основа основ – родительский дом.

Антон: На улице дождь непрерывный,

А дома тепло и светло.

И можно на бурые ливни

Спокойно смотреть сквозь стекло.

Тут можно укрыться от зноя,

Спастись от морозного дня.

В хорошее место родное -

Домой так и тянет меня.

Учитель: Но семьи бывают разные. А какая она, счастливая семья? Сегодня нам и предстоит это выяснить. А что же такое семья?

Дима С.: Семья – словечко странное,

Хотя не иностранное.

Как слово получилось,

Не ясно нам совсем.

Ну, «Я» – мы понимаем,

А почему их семь?

Не надо думать и гадать,

Два дедушки,

Две бабушки,

Плюс папа, мама, я.

Сложили? Получается семь человек,

Семь «Я»!

А если есть собака?

Выходит восемь «Я»?

Нет, если есть собака,

Выходит Во! – семья.

Учитель: Где мы можем узнать точное значение этого слова? (Значение слова «Семья» по Ожегову: «Семья» Группа живущих вместе близких родственников)

Я знаю, что вы вместе со своей семьей замечательно провели летние каникулы. Расскажите, чем вы занимались, где побывали? (Рассказ детей сопровождается презентацией)

Как замечательно вы отдохнули! А теперь проверим, насколько вы внимательны: какие слова в своем выступлении употреблял каждый из вас? (Мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра)

А кто это? (Члены семьи)

Никита: Мне бабушка сказку расскажет,

И сделает сладкий пирог,

И даст мне немножечко пряжи,

Чтоб с кошкой побегать я мог!

А дед мне подарит рубанок,

Гвоздей принесёт, молоток,

И будет готов спозаранок

Скворечник у нас и совок!

А папа возьмёт на рыбалку,

Расскажет о травах лесных…

Мы рядом, немного вразвалку

пойдём мимо елей грибных.

Грибов наберём на опушке,

Затейливый корень найдём,

В забытой лесничей избушке

Мы чаю с малиной попьём…

А мама, склоняясь над кроваткой,

Спокойную песню споёт,

На цыпочках выйдет украдкой

И добрые сны позовёт!

А в окна врывается ветер,

Я думаю, долго не сплю:

Ну чем мне на это ответить?

Я просто их очень люблю!

Учитель: А зачем вам нужна семья? (ответы детей)

Диана: Мне очень важно,

Мне очень нужно,

Чтоб вся семья

Собиралась за ужином!

Выложит дед,

Что узнал из газет,

Бабушка же,

Поправляя очки,

Что засушила

Шалфея пучки...

Папа и мама –

О важной работе,

Брат – о рыбалке,

Футболе, походе...

И о контрольной

Сегодняшней я...

За окнами вечер,

А в доме – СЕМЬЯ!

Учитель: Это самые близкие и родные люди. Они никогда не бросят и не предадут. С ними мы радуемся и грустим, трудимся и отдыхаем. В любой ситуации родные люди от нас никогда не отвернутся.

Даша: У Вовы двойка с минусом -

Неслыханное дело!

Он у доски не двинулся.

Не взял он в руки мела!

Стоял он будто каменный:

Он стоял как статуя.

- Ну как ты сдашь экзамены?

Волнуется вожатая. -

Твою семью, отца и мать,

На собранье упрекать

Директор будет лично!

У нас хороших двадцать пять

И три семьи отличных,

Но твоей семьей пока

Директор недоволен:

Она растить ученика

Не помогает школе.

- Ну при чем моя семья? -

Он говорит вздыхая. -

Получаю двойки я -

И вдруг семья плохая!

Упреки он бы перенес,

Не показал бы виду,

Но о семье идет вопрос -

Семью не даст в обиду!

Будут маму упрекать:

«У нас хороших двадцать пять

И три семьи отличных,

А вы одна - плохая мать!» -

Директор скажет лично.

Печально Вова смотрит вдаль,

Лег на сердце камень:

Стало маму очень жаль…

Нет, он сдаст экзамен!

Скажет маме: «Не грусти,

На меня надейся!

Нас должны перевести

В хорошее семейство!»

Учитель: Всему, что вы знаете и умеете, учат вас родные и близкие люди и в первую очередь, конечно, мамы.

Сценка

Дима: Отправляла мама в школу,

Малыша – сыночка. (Мама одевает сыну портфель на спину, гладит по головке)

Говорила мама строго:

Таня: «Не дразнись! Не дерись! (Мама грозит сыну пальцем, мальчик кивает)

На уроках не вертись!

Поспеши, тебе пора. (Мальчик машет маме и убегает за дверь)

Ну, ни пуха, ни пера!»

Дима: Через час, едва живой

Петя наш идет домой.

Ковыляет еле-еле (Заходит уже лохматый, пиджак и портфель тащит в руках)

Он со школьного двора

И на нем, на самом деле

Нет ни пуха, ни пера.

Таня: Уж какая тут учеба, (Мама поправляет сына и говорит недовольным тоном)

Глаз подбит и нос распух.

На спине следы от сдобы,

А в глазах его испуг. (Мама показывает сыну кулак, сын боится)

Все артисты берутся за руки, кланяются, уходят.

Денис: Люблю тебя, мама,

За что, я не знаю,

Наверно, за то,

Что дышу и мечтаю,

И радуюсь солнцу,

И светлому дню –

За это тебя я,

Родная, люблю.

За небо, за ветер,

За воздух вокруг…

Люблю тебя, мама,

Ты – лучший мой друг.

Учитель: А я предлагаю сыграть в игру «Лучики». Тем более что наш классный коллектив именно так и называется. К доске выходят 2 человека: взрослый и ребенок. Каждый рисует круг – солнышко, но без лучей. По очереди вы говорите ласковые слова и рисуете лучик за каждое слово. Выигрывает тот, у кого будет больше лучиков. (Игра, подведение итогов)

Я думаю, победила любовь близких людей.

Катя Ситнянская: Мама на папу глядит,

Улыбается,

Папа на маму глядит,

Улыбается,

А день самый будний,

Не воскресенье,

И за окошком – не солнце,

А вьюга,

Просто такое у них

Настроение,

Просто они

Очень любят друг друга.

От этой любви

И легко, и светло.

Мне с папой и мамой

Так повезло!

Учитель: Как повезло каждому из нас, что у нас есть семья. Давайте прочитаем еще одно определение слова СЕМЬЯ. (Значение слова «Семья» по Ожегову: «Семья» - Объединение людей, сплоченных общими интересами)

О какой семье мы еще не поговорили? (О школьной семье)

Нам повезло, есть у нас и еще одна семья – это наш класс. Мы вместе проводим много времени, трудимся, учимся, занимаемся полезными делами, веселимся и отдыхаем. Наша классная семья «ЛУЧ и К» очень успешная. В прошлом году мы стали Лучшим классом года в ежегодном школьном конкурсе, заняли____ призовых мест в районных конкурсах, получили областное благодарственное письмо, есть ____ призовых места во Всероссийских конкурсах и предметных Олимпмадах. (Сопровождаетя слайдами)

И в нашей большой классной семье пополнение. У нас два новых ученика. Давайте познакомимся. (Представление детей, самопрезентация детей)

Говорят все вместе: Добро пожаловать в наш класс!

Учитель: А теперь поиграем в игру «Доскажи словечко». Я буду начинать четверостишие, а вы заканчивать словами: «Это мы – четвертый «А», но в последнем четверостишие будьте внимательны!

Класс наш в школе самый умный,

Есть отличники всегда!

Мы вам скажем без стесненья:

Это мы – четвертый «А»!

Класс наш в школе самый шумный,

Идет кругом голова!

Мы вам скажем честно-честно:

Это мы – четвертый «А»!

Класс наш в школе всех активней

И при деле он всегда!

Мы вам скажем откровенно:

Это мы – четвертый «А»!

Класс наш в школе самый дружный,

Не пугает нас беда!

Мы вам скажем без сомнений:

Это мы – четвертый «А»!

А какой веселый самый?

Улыбается всегда!

Мы вам громко все воскликнем:

Это мы – четвертый «А»!

Класс наш в школе самый лучший,

Мы – надежные друзья!

Вам секрет откроем дружно:

Потому что мы – семья!

Учитель: Настоящая семья обязательно имеет нравственные принципы, законы, традиции. Мне хотелось бы, чтобы вы назвали те качества, которые очень важны для человека, а воспитываются они именно в семье.

Я приглашаю к доске семь человек. Прикрепите подходящие лепестки к серединке цветка. (На цветных лепестках написаны положительные качества, а на черных – отрицательные)

Что должно быть в настоящей счастливой семье, прочитайте. (Доброта, верность, отзывчивость, взаимопомощь, любовь, уважение, терпение)

Почему вы не выбрали лепестки чёрного цвета?

(Зависть, агрессия, грубость, эгоизм, ненависть).

Пусть этот получившийся цветик – семицветик принесет вашим семьям лишь только хорошее.

Катя: Семья – это счастье, любовь и удача,

Лиля: Семья – это летом поездки на дачу.

Катя: Семья – это праздник, семейные даты,

Лиля:Подарки, покупки, приятные траты.

Катя: Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,

Лиля: Мечты о хорошем, волнение, трепет.

Катя: Семья – это труд, друг о друге забота,

Лиля: Семья – это много домашней работы.

Катя: Семья – это важно!

Лиля: Семья – это сложно!

Катя: Но счастливо жить одному невозможно!

Вместе: Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Хотим, чтоб про вас говорили друзья:

Какая хорошая эта семья!

Учитель: В прежние времена семьи были очень большие. Вместе жили бабушки и дедушки, мама, папа, дети, внуки, правнуки. Вместе трудились, воспитывали детей, заботились о стариках. Жили весело и дружно. Подтверждение этому мы находим даже в сказках, пословицах и поговорках.

Давайте попробуем составить пословицы и поговорки из отдельных слов. (Дети в группах составляют пословицы и поговорки из слов на карточках)

В гостях хорошо, а дома лучше.

Дом без хозяйки- сиротка.

Не нужен клад, когда в семье лад.

Чем богаты, тем и рады.

Когда семья вместе, так и душа на месте.

Коля: Что может быть семьи дороже?

Теплом встречает отчий дом.

Здесь ждут тебя всегда с любовью

И провожают в путь с добром

Алена: Отец, и мать, и дети дружно

Сидят за праздничным столом,

И вместе им совсем не скучно,

Им интересно вчетвером.

Коля: Малыш для старших как любимец,

Родители во всем мудрей,

Любимый папа – друг, кормилец,

А мама ближе всех, родней.

Алена: Любите и цените счастье!

Оно рождается в семье,

Что может быть её дороже

на этой сказочной земле.

Учитель: А теперь я прошу вас придумать синквейн на тему: «Семья. Семейные ценности».

(Работают в группах. Затем зачитывают результат).

Закончить наш первый урок мне бы хотелось пожеланием:

Семейная радость

Счастливые лица!

Желаю всем семьям

Любовью светиться!

Пусть в семьях весёлый

Звучит детский смех,

Добрый и радостный

Праздник для всех!

Любовь процветает

Кругом по Земле!..

Мир вашему дому

И в каждой семье!

Загрузка...
Top