Бизнес-идеи из японии. Особенности малого бизнеса в Японии — как открыть или купить компанию иностранцу, налоги, бизнес-этикет

Уже давно бытует мнение, что мысль о старте своего бизнеса в Японии нашим соотечественникам сразу же нужно отметать – якобы открыть фирму русскому человеку в этой стране очень сложно. Отчасти это утверждение верно: Япония – страна небольшая, и её рынок уже давно поделен между «своими» (то есть, японцами). Вклиниться туда иностранцу будет сложно еще и по причине того, что японцы крайне настороженно относятся к людям неазиатской внешности.

Однако, несмотря на всё это, существует довольно много примеров из практики бизнеса, когда русские люди начинали вести бизнес в Японии и делали это весьма успешно. Если вы размышляете о том, чтобы открыть свою фирму за рубежом, и Япония является для вас приоритетной в этом вопросе страной, то данная статья для вас.

Малый бизнес в Японии

Малое и среднее предпринимательство в Японии играет важнейшую роль в экономике страны. Государственных предприятий в Японии очень мало, поэтому практически вся экономика держится только благодаря частным предпринимателям.

Япония – это яркий пример того, как можно в одной стране идеально совместить малый и средний бизнес. Например, в Японии силами малого бизнеса решаются вопросы строительства жилых домов, а силами среднего бизнеса – офисных центров, высотных многоэтажек, зданий для крупных промышленных предприятий и т.д. Еще один пример можно привести из транспортной отрасли: малый бизнес работает над грузовыми перевозками, а средний – над таксопарками и автобусными предприятиями.

Как открыть фирму в Японии

В Японии, как и , существует несколько организационно-правовых форм предприятий. Описывать их все мы не будем, приведем лишь самые распространенные и те, которые наиболее подходят для регистрации фирмы иностранцу. Это общество с ограниченной ответственностью (Yugen Kaisha), акционерное общество (Kabushiki Kaisha) и филиал компании, территориально обособленной (может находиться и в другой стране, Branch office). Японское законодательство не предполагает каких-либо ограничений либо специфических условий для предпринимателя, решившего открыть компанию на территории этой страны. Что, естественно, упрощает всю процедуру регистрации бизнеса. Однако, некоторые особенности, о которых необходимо знать заранее, всё же имеются.

Выбирая между двумя формами – обществом с ограниченной ответственностью и акционерным обществом – предприниматели чаще всего отталкиваются от своих финансовых возможностей. Чтобы зарегистрировать акционерное общество, необходимо иметь стартовый капитал в размере, как минимум, 10 миллионов японских йен. А вот для регистрации общества с ограниченной ответственностью хватит и 3 миллионов йен. Если не обращать внимания на финансовый вопрос, то в остальном более выгодно открывать акционерное общество. К акционерным обществам, как закрытого, так и открытого типов, государство Японии относится более лояльно. Оно создало для таких компаний особенно выгодные условия финансирования и ограничило ответственность учредителей только в пределах их личных долей, да и общественность относится к акционерным компаниям с наибольшим доверием. Акционерное общество должно иметь не менее трех директоров.

Для открытия филиала, естественно, нужно уже владеть материнской компанией, дочерняя компания которой и будет открываться. Ограничений в плане минимального стартового капитала при открытии филиала не существует. Еще один плюс в открытии филиала на территории Японии – отсутствует какое-либо налогообложение таких компаний. Чтобы открыть филиал, его нужно обязательно зарегистрировать в бюро по правовым вопросам. Человек, управляющий дочерним филиалом, может и не являться гражданином Японии. К остальным же формам предприятий (в том числе, и к акционерным обществам, и к обществам с ограниченной ответственностью) применяется установленная система налогообложения. Обязательный внутренний аудит присутствует только в акционерных обществах обоих типов.

Чтобы существенно упростить себе весь процесс сбора и оформления необходимых документов для открытия компании, многие предприниматели предпочитают нанимать японских специалистов в этом вопросе, которые сопровождают их на протяжении всей бумажной волокиты. Таким сопроводителем может выступить бухгалтер, юрист или аудитор. Первым шагом будет составление следующих документов: учредительный документ, список учредителей и документ о регистрации. Добавляем к этим документам приложение печати, заверенное нотариально, и подаем весь пакет документов в соответствующий орган, занимающийся регистрацией новых компаний. Заверение печати может быть выдано только гражданину Японии либо иностранному лицу, которое имеет туристическую либо бизнес визу. Если же вы не являетесь ни тем, ни другим, то заверение вам выдадут только после скрепления всех документов вашей подписью и подписью нотариуса в вашей родной стране.

Не стоит переживать по поводу незнания японского языка. Конечно, языковые навыки будут для вас только преимуществом, однако сейчас в Японии многие документы и дела ведутся на английском языке. При выборе юриста, который будет оформлять ваши документы, также отдавайте предпочтение тем, которые хорошо владеют именно английским языком.

Каким бизнесом можно заняться в Японии

Если говорить о малом бизнесе, то наиболее выгодными сферами является и производство одежды (в частности, кимоно). Также хорошую прибыль может принести предприятие по производству и продаже циновок (изделия из соломы, используются для различных целей). Если же вы берете курс на более крупный бизнес, то советуем обратить внимание на транспортную и строительную отрасли.

Розничная торговля как пищевыми продуктами, так и другими различными товарами, востребована в любой стране. И Япония не исключение. Главное тщательно проанализировать рынок того товара, которым вы планируете торговать, и выяснить где и как лучше это делать.

Поддержка малого бизнеса в Японии

Малый бизнес крайне важен для японского государства, поэтому оно всячески старается его поддерживать и развивать. В Японии действует закон, запрещающий какому-либо крупному предприятию становиться монополистом в своей отрасли. Следить за соблюдением этого закона уполномочено антимонопольное ведомство. Если права малого предприятия были каким-либо образом ущемлены, то разбираться с возникшей ситуацией будет управление по делам малого бизнеса.

В вопросах финансирования малого бизнеса чаще всего обращаются к крупным банкам, которые предоставляют различные программы и льготы по финансированию. Получает льготы малый бизнес и в отношении закупки и модернизации оборудования, реставрации производственных помещений или других сооружений.

Почти десять лет назад был принят закон, разрешающий открытие своего дела в Японии без наличия стартового капитала (по документам стартовый капитал будет значиться в размере 1 йен). При этом нужно соблюсти лишь несколько условий. На начальном этапе необходимо заверить учредительные и уставные документы в специальном бюро по экономике, промышленности и торговле. Если разрешение было получено, но такая компания обязуется регулярно публиковать отчеты о своем материальном состоянии и выполнять все условия в отношении размера стартового капитала. Если по истечении пяти лет, компания так и не будет иметь в наличии денежные средства в сумме необходимого стартового капитала, то компания будет либо принудительно закрыта, либо переведена на другую организационно-правовую форму.

Корпоративное налогообложение в Японии

Если хорошо разобраться в системе японского налогообложения, станет ясно, что она довольно прозрачная. Основные налоги следующие: общий подоходный налог филиала или корпорации – 22-30% (зависит от прибыли предприятия), местный подоходный налог – 20,7% в расчете от общего налога, налог на бизнес – 9,6% от прибыли. Обязательная финансовая отчетность и другая отчетность о своей деятельности относится абсолютно ко всем предприятиям в Японии.

В Японии развитие малого бизне­са имеет свою специфику. Здесь малые и средние фирмы являются важным элементом экономики наряду с крупными могущественными корпорациями. Функционируют около 7 млн малых и средних предпри­ятий, на которых занято свыше 40 млн человек (примерно 80% общего числа занятых). На малые и средние предприятия приходится около 60% объема производства промышленной продукции. Эти предприятия занимают господствующее положение в таких отраслях, как швейная, обувная, галантерейная промышленность, производство комплектую­щих изделий и конструкций, строительство, сфера услуг (включая об­служивание техники) и др. Для малого бизнеса Японии характерна ши­роко развитая субподрядная система, где малые и мельчайшие предпри­ятия получают и выполняют заказы от крупных фирм - машинострои­тельных, авиастроительных, автомобилестроительных и т.п.

Существуют четыре центра регулирования и стимулирования малых и средних предприятий:

Центральное правительство;

Местные органы власти;

Крупный бизнес;

Самостоятельные объединения малого бизнеса.

По линии центрального правительства делами малого бизнеса зани­мается Управление малых предприятий в составе Министерства внеш­ней торговли и промышленности. Как центральные, так и местные ор­ганы власти стимулируют становление и развитие малого бизнеса при помощи займов, кредитных гарантий, налоговых льгот, обучения кадров и облегчения доступа к информации. Кроме того, предприятиям малого бизнеса предоставляется безвозвратная финансовая помощь только на осуществление научно-технических программ, таких, как:

Повышение технического уровня производства;

Совершенствование технологии производства в пищевой про­мышленности;

Разработка совместно с университетами и государственными научно-исследовательскими институтами новой наукоемкой техники и технологии.

Последняя программа финансируется местными органами вла­сти, предыдущая - центральным правительством, а первая - и те­ми и другими.

Значительно шире, под льготный процент, предоставляются займы на осуществление следующих проектов:

Разработку новых видов продукции и новой технологии (фи­нансирование по линии местных органов власти);

Разработку новых видов производства и техники (по линии центрального правительства);

Возрождение мелких предприятий для развития экономики отдельных регионов (по линии центрального правительства);

Содействие производственной и технической кооперации ме­жду предприятиями малого бизнеса (также по линии цен­трального правительства).

Большую роль в оказании финансовой помощи малым и сред­ним предприятиям играет Финансовая корпорация малого бизнеса Японии. Она предоставляет на льготных условиях таким предпри­ятиям долгосрочные займы (срок более года) на увеличение основ­ного и оборотного капиталов.

На кредитовании мелких и мельчайших компаний специализи­руется Национальная финансовая корпорация Японии. Обладая ог­ромной сетью торгово-промышленных палат (свыше 500 по стране), она ежегодно выдает займы на сумму почти 500 млрд иен.

В Японии есть еще одно специализированное учреждение - Банк Соко-Чукин, финансирующий деятельность кооперативов, малых и средних предприятий, а также отдельных их чипов.

Наконец, для финансирования специальных приоритетных про­грамм в области структурной перестройки малых и средних пред­приятий, охраны окружающей среды, развития энергосберегающих производств упомянутые выше Финансовая корпорация малого бизнеса и Национальная финансовая корпорация выдают кредиты на еще более льготных условиях.

Государство обеспечивает гарантирование и страхование кредитов, предоставляемых малым и средним предприятиям, через так называе­мую Систему дополнительного общественного кредитования. С по­мощью этой Системы обеспечивается перелив капитала от коммерче­ских финансовых институтов к компаниям малого и среднего бизнеса.

Важным звеном финансовой поддержки малых и средних пред­приятий служат займы и кредиты, предоставляемые для конкретной помощи предприятиям, попавшим в затруднительное финансовое положение вследствие объективных факторов.

Таким образом, в Японии создана и функционирует всесторон­няя государственная поддержка малого предпринимательства на разных уровнях.

Малый бизнес в Европе. В европейских странах интересы малого бизнеса представляют, как правило, специальные отделы или де­партаменты в рамках Министерства экономики или Министерства

торговли и промышленности. Так, в Великобритании при Мини­стерстве торговли и промышленности создана «Служба мелких фирм». Она оказывает помощь мелким предпринимателям в орга­низации собственного дела, получении кредитов, заключении дого­воров и контрактов, обучении кадров и консультировании малых предприятий. Эта Служба имеет местные отделения по всей стране. По данным Г. Данишевской, только в 1988-1989 гг. ею было ока­зано около 30 тыс. консультаций. За этот же период Служба под­держивала контакты с 266 тыс. мелких английских фирм.

Большое внимание в Великобритании уделяется подготовке кадров малого и среднего бизнеса. Наиболее престижными в данной области считаются следующие университетские школы бизнеса: в Лондоне, в Манчестере, Глазго, Дюраме и Ворвике. В них в течение 16 недель слу­шатели изучают обшие проблемы экономики и основы создания собст­венного дела. Ежегодно эти школы оканчивают свыше 200 человек.

Правительство ФРГ стало оказывать широкую поддержку малым и средним предприятиям сразу после окончания Второй мировой войны. Уже в 1948 г. в Германии был создан Банк кредитных гаран­тий для управления денежными средствами, поступающими на вос­становление Европы по так называемому Плану Маршалла. Одно­временно были созданы и региональные кредитные корпорации. За период своего существования эта система предоставила мелким и средним предпринимателям более 100 тыс. гарантий на общую сумму около 10 млрд марок. Благодаря таким мощным гарантиям было реа­лизовано коммерческих кредитов, лизинговых контрактов и венчур­ного финансирования на общую сумму 14 млрд марок.

После объединения восточных и западных земель Германии для возрождения малого бизнеса на территории бывшей ГДР прави­тельство ФРГ наметило и осуществляет Федеральную программу субсидирования мелких и средних фирм с целью повышения 18 них доли собственных средств.

Интересно отметить, что в ФРГ с 1976 г. существует особое поло­жение, регулирующее участие мелких и средних фирм в выполнении государственных заказов. Если мелкие фирмы считают себя обойден­ными в дележе ТРЧИХ заказов, то они мот" обратиться с жалобой в со­ответствующие инстанции на федеральном и местном уровнях.

Важная часть программы содействия мелким и средним пред­принимателям - обучение кадров, которое осуществляется через систему торгово-промышленных палат, регулярно устраивающих семинары для начинающих предпринимателей.

Бизнесмены много слышали о Японии, и многое из того, что они слышали, одновременно завораживало и сбивало с толку. Я хочу откровенно поговорить о Японии, обсудить некоторые мифы, которые вводят в заблуждение западных бизнесменов, и кратко обрисовать, что лежит в основе некоторых стратегических успехов японских компаний на мировой сцене. Не забывайте, что мы будем рассматривать относительно крупные корпорации; небольшие компании редко могут успешно конкурировать на международном рынке.

Между японской и западной системами бизнеса существует четыре кардинальных отличия. Позвольте мне сформулировать их в виде простых утверждений:

  1. Концепция корпорации в Японии принципиально иная.
  2. Для японского бизнесмена компания - это прежде всего люди.
  3. Государство в Японии играет роль помощника, а не диктатора.
  4. Центральная идея японской стратегии бизнеса - поменять поле сражения.

До Второй мировой войны Япония копировала западную корпоративную систему - капиталисты и рабочие, имущие и неимущие. Крупные капиталисты появились в конце XIX в. как прямой результат стремления правительства Мейдзи догнать сильные западные страны.

Большинство из них, включая пять знаменитых дзайбацу - Mitsubishi, Mitsui, Sumitomo, Furukawa и Yasuda , тем или иным образом, по очень низкой цене, завладели государственными текстильными фабриками, медными рудниками, судостроительными и металлургическими заводами и т. п. В те времена японские компании работали точно так же, как большинство западных предприятий после промышленной революции; другими словами, богатые становились богаче, а бедные беднее. Рабочие, нещадно эксплуатируемые и лишенные какой-либо гарантии занятости, участвовали в традиционных организационных ритуалах. Коммунисты были очень активными, и компании находились под постоянной угрозой забастовок с требованиями улучшить условия труда.

Большинство западных аналитиков считают существующую в Японии корпоративную систему с ее уникальными особенностями - пожизненное трудоустройство и послушные профсоюзы - результатом древних культурных традиций. На самом деле эта система родилась в период послевоенной разрухи. Работы тогда почти не было. Фабрики и заводы были сожжены дотла. Деньги ничего не стоили, а инфляция превышала 100% в год.

Капиталисты - Большая пятерка, а также множество мелких компаний - были ликвидированы в результате политики дзайбацу кайтай, потому что генерал Макартур был убежден, что именно военно-промышленный комплекс подтолкнул Японию к войне. Не было практически ничего, с чего можно было бы начать дело.

К счастью, в головах инженеров сохранились технологии, которые раньше использовались для строительства танков, самолетов и военных кораблей, и некоторые инженеры объединились с горсткой менеджеров из довоенных дзайба-цу, чтобы открыть маленькие фабрики для производства рисоварок, одежды и других предметов первой необходимости. Эти предприятия приглашали на работу квалифицированных рабочих, но денег на зарплату не было, поэтому большинство работодателей платили едой, которая в те дни была важнее денег. Эти зарождающиеся компании были больше похожи на деревенские общины, чем на корпорации. Люди вместе жили, работали и преодолевали трудности. Если кто-то пытался организовать компанию и управлять ею по-старому, т.е. эксплуатировать голодных рабочих, начинались беспощадные забастовки. Неудивительно, что в то время японцы предпочли - хотя и ненадолго - жить под правлением социалистов. Если честно, люди приветствовали бы любой режим, который пообещал бы им еду. Спустя время некоторые из этих общин достигли определенных успехов в производстве потребительских товаров для населения и скобяных изделий для оккупационных войск. Но их будущее выглядело весьма неопределенным, пока не началась Корейская война

Неожиданно они были вынуждены производить свои товары в огромных количествах. Они получали щедрые прибыли и сразу инвестировали их в расширение производства, платили зарплату жителям общины, которые, соответственно, превратились в наемных работников, получающих ежемесячное жалованье. С этого момента история хорошо известна. Японцы с энтузиазмом несли свои сбережения в банки, которые в свою очередь довольно либерально ссужали деньги компаниям, которые хотели расти и расширяться. Несмотря на резкий рост, большинство компаний сохранило и первых жителей общины как своих отцов-основателей, и ментальность деревенской общины, которая преобладала на заре их деятельности и осталась практически неизменной до наших дней. Задолго до создания политических партий, не говоря о национальных профсоюзах, эти жители общин организовывались в небольшие корпоративные профсоюзы, чтобы обеспечить лучшую коммуникацию с руководством компаний и справедливое участие в прибылях. Даже сегодня избрание лидером такого корпоративного профсоюза считается для молодого честолюбивого рабочего хорошим стартом, способствующим его восхождению по корпоративной лестнице. Все эти обстоятельства оказали сильнейшее влияние на японский корпо- ративный сектор, и современные аналитики часто указывают на них как на главные причины успеха японского бизнеса. Кое-кто даже пытается скопировать особенности нашей системы. Но японская концепция корпорации, основанная на идее деревенской общины, принципиально отличается от западной модели, которая считает акционеров настоящими владельцами компании, а сотрудников лишь наемной силой.

В представлении японца компания - это группа людей, где каждый является тяин, или партнером (не наемным работником).

Акционеры - это группа состоятельных и заинтересованных лиц, или кредиторов. Как и банки, они являются всего-навсего еще одним источником капитала, и их цель - заработать деньги на коллективной мудрости и трудолюбии корпорации. Многие руководители японских компаний на вопрос, что они считают своей главной ответственностью, отвечают, что они работают ради благополучия своих людей. В перечне их забот акционеры располагаются немного выше, чем банкиры. Н

На самом деле в Японии большинство генеральных директоров работают почти на таких же условиях найма, как и заводские рабочие. В свое время они проделали стандартный путь по корпоративной лестнице: пришли в компанию, когда им только исполнилось 20, потом вступили в профсоюз, лет в 35 стали катё (начальниками отделов) и т. д. Преимущественно институциональное владение акциями и относительно неразвитый фондовый рынок можно объяснить только с этой исторической точки зрения.

Важно, что знаменитая японская «система» с пожизненным наймом, с повышением по службе на основе стажа и с покладистыми корпоративными профсоюзами - следствие послевоенного общинного развития, а не какой-то заранее задуманной стратегии. И дело здесь не в древнем культурном наследии, а в прагматичности и эффективности институционального устройства. Как долго смогут просуществовать общественные ценности крупной япон- ской компании, зависит от искусства конкретных корпоративных лидеров. Я же считаю, что присущая японцам особая креативность позволит большинству компаний достаточно долго сохранять свои традиции и культуру. Следует заметить, что описанный мною социальный климат характерен для более старых, крупных и престижных компаний; его не встретишь в небольших молодых фирмах. В 1979 г. в Японии обанкротилось более 17 тыс. компаний, и, разумеется, у их сотрудников не было никакой гарантии занятости. Небольшие фирмы, в которых редко имеются профсоюзы, обычно нанимают и увольняют людей в зависимости от своего объема работ. Это дает системе внутренний динамизм, поскольку поощряет рабочую силу переходить в более конкурентоспособные компании. Такой естественный отбор, когда слабым компаниям позволяют умирать, а не посылают туда государственные команды спасения, - еще одно непредумышленное преимущество японского подхода.

Юридически в Японии разделяются понятия малые и средние предприятия (МСП) и собственно малые предприятия (МП).

МСП по средней численности работников и размеру собственного капитала не должны за отчетный период превышать следующих предельных уровней:

  • - в промышленности 300 человек и 100 млн. иен;
  • - в оптовой торговле 100 человек и 30 млн. иен;
  • - в розничной торговле и бытовом обслуживании населения 50 человек и 10 млн. иен.

К числу малых предприятий законодательство Японии относит те предприятия, в которых средняя численность работников не превышает следующих уровней:

  • - в промышленности 20 человек;
  • - в торговле и обслуживании 5 человек.

В каждом секторе японской экономики малые предприятия играют ведущую роль. 99% от общего числа из примерно 6,5 млн. частных предприятий - это малые предприятия. В малом и среднем бизнесе занято почти 80% всего работоспособного населения страны, составляющего около 60 млн. человек. 51% стоимости производимой продукции, 64% оборота оптовой и 76% розничной торговли приходятся на малые предприятия. Причем, такие пропорции сохранялись не только в периоды стабильного развития экономики, но и во время спадов, что говорит о жизнеспособности малых предприятий.

В Японии государственная поддержка малого предпринимательства осуществляется на основе соответствующего закона, действующего с 1963 года. Это служит доказательством того, что качественное и стабильное законодательство положительно отражается на экономической жизни страны.

Исходя из признания важной роли малых предприятий в японской экономике и необходимости их поддержки, закон устанавливает такие цели, как содействие росту и развитию малых предприятий, а также повышение экономического и социального благосостояния владельцев и персонала малых предприятий. Инструментом для достижения этих целей закон определяет улучшение производственных и коммерческих условий деятельности малых предприятий, исправление неблагоприятных экономических и социальных факторов, перед которыми сталкивается малый и средний бизнес, поддержание уровня жизнеспособности малых предприятий.

В Японии существует разветвленная система реализации политики в области поддержки малых предприятий. В этой системе роль государства заключается в планировании, разработке проектов, координации и финансировании соответствующих программ. Для этого в структуре Министерства внешней торговли и промышленности Японии (МВТП) создано Бюро по малым и средним предприятиям.

При участии Японской корпорации малого бизнеса подробно и всесторонне разработано законодательство по поддержке малого и среднего бизнеса. Законодательные нормы предусматривают не только льготы и преимущества для малого бизнеса. Созданы схемы взаимодействия между субъектами малого предпринимательства. Государственные структуры и общественные объединения предпринимателей создали корпорацию финансирования малого и среднего бизнеса с многочисленными филиалами, оказывающими финансовую поддержку малому бизнесу, как за счет бюджетных ресурсов, так и путем выдачи гарантий на получение долгосрочных и краткосрочных банковских кредитов. Для защиты своих интересов малые предприятия имеют право объединяться в консорциумы и картели без применения к ним антимонопольных санкций. Сформирована система кредитно-финансовых и страховых институтов, ориентированных на обслуживание сектора малого и среднего бизнеса.

Японское правительство, помимо этого, приняло ряд мер по развитию франчайзинга, предоставлению государственных заказов малому бизнесу, содействию его экспортной деятельности.

Действует также льготное налогообложение субъектов малого и среднего бизнеса. Для индивидуальных частных предпринимателей разработана система вычетов из облагаемого подоходного налога, личного налога по месту жительства и налога на личное предпринимательство. Кроме того, в дополнение к указанным вычетам общая сумма выручки до 840 тыс. иен в год может вычитаться из налогооблагаемого дохода на основании Закона о вычете налога для вклада в систему взаимопомощи малых предприятий. В случае использования недвижимого имущества в предпринимательских целях применяется освобождение от налога на имущество в размере до 80% от начисленного налога.

Для малых предприятий применяются пониженные ставки налога на прибыль и местных налогов, а также особый налоговый режим для безнадежных долгов.

Для стимулирования модернизации малых предприятий предусмотрены специальная амортизация для приобретаемого оборудования, льготное налогообложение на электрооборудование, налоговая льгота при увеличении расходов на эксперименты и исследования, а также некоторые другие меры.

В бюджете Японии на 2001 год на государственную поддержку малого предпринимательства выделялся 1 млрд. 600 млн. долл. США, из них по линии Министерства экономики и промышленности 1 млрд., а по линии Министерства труда и Министерства финансов 600 млн. долларов США. По сравнению с 2000 годом увеличение бюджета составило 0,2%.(Таблица 2.5)

В мировой практике известны различные модели взаимоотношений специально создаваемого в целях стимулирования кредитования малого бизнеса банка с государственным участием в капитале и предприятий малого и среднего бизнеса.

Банк с государственным участием может предоставлять кредиты не

непосредственно заемщикам (малым предприятиям), а заранее определенным кредитным институтам, которые в свою очередь будут удовлетворять кредитные потребности малого бизнеса. Такая модель существует в Германии, где эти кредитные институты называются "домашними" банками (это может быть сберегательная касса, кредитное товарищество или коммерческий банк).

"Таблица 2.5"

Основные показатели развития малого бизнеса и государственной поддержки в Японии

Министерство экономики, торговли и промышленности Японии (Ministry of Economy, Trade and Industry - METI) является разработчиком государственной стратегии развития экономики страны и, в частности, координирует всю национальную систему поддержки и развития малых предприятий. Последствия экономического спада, начавшегося после финансового кризиса в 1998 г. значительно ухудшили положения сектора малых предприятий. В этой связи Правительство Японии и METI приняло ряд мер по оздоровлению национальной экономики и развитию малых предприятий, особенно в сфере наукоемких и высокотехнологичных производств, обеспечивающих увеличение экспортного потенциала страны. Для этого в 1999 г. были введены значительные изменения в "Основной закон о малом предпринимательстве", способствовавшие адаптации сектору малых предприятий к существенным изменениям в экономике, связанным с революцией в информационных и высоких технологиях, глобализацией рынков и обострением конкуренции. В новой редакции закона, поднята роль сектора малого предпринимательства как источника динамичного развития национальной экономики. Приоритетными направлениями дальнейшего развития малого предпринимательства являются поддержка инновационных и венчурных предприятий, совершенствование системы управления предприятиями и повышение их устойчивости для повышения их конкурентоспособности на мировых рынках. Для коренной модернизации производственных малых предприятий (переоснащение современным оборудованием и широкое применение новейших технологий, улучшение условий труда и др.) в 3,3 раз увеличен размер уставного капитала. При этом в сфере услуг размер предприятий вырос до 100 работников, а уставной капитал увеличился в 5 раз.

В целях ускоренного и устойчивого развития страны в условиях возрастающей конкуренции на мировых рынках, Правительством страны в 2001г. были произведены следующие структурные изменения в METI, направленные на оздоровление экономики и увеличение экспортного потенциала:

создано "Бюро индустриальной и экономической политики" для продвижения экономических реформ;

реорганизовано " Бюро торгового и экономического взаимодействия" для разработки эффективной стратегии торговой политики и контроля её реализации в торговых переговорах всех уровней. Это бюро будет так же решать вопросы страхования и финансирования торговых операций;

создано "Бюро промышленных исследований, технологической политики и окружающей среды", которое объединено вместе с 15 исследовательскими институтами в целях. обеспечения интеграции примышленной, технологической и природоохранной политики;

для обеспечения соответствия Японской промышленности требованиям глобальной конкуренции было организовано "Бюро обрабатывающих отраслей промышленности", обеспечивающее межотраслевое взаимодействия в части технологий, охраны окружающей среды и утилизации отходов;

для улучшения национальной системы мер защиты результатов интеллектуальной деятельности, фундаментальных исследований и развития технологий реорганизована "Японская патентная служба";

для обеспечения устойчивого роста МСП и развития его экспортных возможностей создано "Агентство малого и среднего предпринимательства" (Small and Medium Enterprise Agency - SMEA).

Эти организационные решения, позволили приступить к системным изменениям в структурной, экономической и промышленной политике, которые позволили мобилизовать ресурсы на следующих приоритетных направлениях деятельности, способствующих быстрейшему оздоровлению и росту экономики:

Реформирование системы поддержки инновационной деятельности будет сфокусировано на ускорении коммерциализации результатов НИОКР для быстрого продвижения новых японских товаров и услуг на мировые рынки с целью занять лидирующее положение. Намечены приоритетные направления НИОКР (изучение окружающей среды, наука о жизненных процессах, медицина, здравоохранение и биотехнологии; нанотехнологии, новые материалы, средства и системы широкополосной коммуникации, высокие и информационные технологии). Для этого увеличено бюджетное финансирование наиболее перспективных НИОКР по правительственным и частным заказам на 35% и достигло Ґ46,3 млрд. Для оживления совместной деятельности НИИ, университетов и МСП работающих в области создания

новых промышленных технологий были дополнительно выделены Ґ72,2 млрд. бюджетных средств. С целью стимулирования создания при университетах дочерних предприятия для трансферта технологий в промышленность в 2002 г. увеличены ассигнования с Ґ36,2 до Ґ47,7 млрд. Это позволит через 3 года создать 1000 новых инновационных МСП. Ожидается, что в ближайшие 5 лет это позволит в 10 раз увеличить количество патентов выдаваемых в стране.

Вопросы использования прав интеллектуальной собственности и их охраны занимают важное место в совершенствовании и развитии инновационной деятельности, а также в обеспечении конкурентоспособности японских товаров и услуг на глобальных рынках. Это способы распространения интеллектуальной собственности, усиление защиты информации, снижение затрат на регистрацию патентов и ускорение их выдачи, предотвращение промышленного шпионажа и хищений интеллектуальной собственности, противодействие выпуску поддельной продукции и др. Предусматривается к 2010 г. провести совершенствование всей инфраструктуры обеспечения прав интеллектуальной собственности и выполнения всех международных стандартов в этой области.

Возрождение региональной экономики планируется осуществлять путём формирования 19 индустриальных кластеров объединяющих на технологической и организационной основе взаимодействие отдельных крупных производств со множеством МСП. Это поддержит создание новых МСП, ускорит обмен технологиями и стимулирует развитие региональной экономики.

Повышение устойчивости предприятий сектора МСП и развитие систем экономической безопасности предпринимательства является одним из важнейших направлений государственной экономической политики. Для этого была усилена финансовая поддержка сектора МСП и создана системы их экономической безопасности. Были предприняты меры по усилению общенациональной системы предоставления кредитных гарантий для МСП со стороны частных кредитно-финансовых институтов при одновременном смягчении критериев для МСП, изыскивающих финансовую помощь от системы экономической безопасности предпринимательства.

В значительной мере реализация стратегических планов по развитию сектора МСП и расширению его экспортных возможностей была возложена на правительственное агентство SMEA, которое осуществляет координацию и взаимодействие следующих крупнейших организаций, задействованных в национальной системе поддержки и развития МСП:

  • Ш " Организация инновационной поддержки МСП и регионов" (Organization for Small & Medium Enterprise and Regional Innovation- SMRJ);
  • Ш "Японская финансовая корпорация МСП" (Japan Finance Corporation for Small & Medium Enterprise - JASME), является отделением SMRJ;
  • Ш " Национальная корпорация финансовой поддержки" (National Life Finance Corporation -NLFC)

Значительную информационную, консультативную и техническую

поддержку экспортерам оказывает государственная "Японская организация внешней торговли" (Japan External Trade Organization - JETRO). JETRO была создана в 1958 г. в целях продвижения японского экспорта на международные рынки. В настоящее время деятельность этой организации направлена, с одной стороны, на расширение зарубежных инвестиций в национальную экономику, а с другой стороны, на помощь японским малым предприятиям в развитии их экспортного потенциала.

Наиболее мощную и разностороннюю (финансовую, консультационную, информационную и техническую) поддержку МСП оказывают многочисленные частные организации, университеты, исследовательские институты и общественные организации. Только финансовая поддержка МСП, частными кредитно-финансовыми организациями почти в 9 раз превышает государственную поддержку. Консолидированные усилия предпринятые Японским правительством, местными органами управления и частным капиталом, в содружестве с различными профессиональными и общественными организациями позволили уже в 2003 г. преодолеть спад в экономике, повысить устойчивость предприятий сектора МСП и начать эффективную борьбу по созданию новых товаров и услуг, обеспечивающих лидерство на отдельных сегментах мирового рынка. Уже в 2004 г. экспорт японских товаров и услуг, по сравнению с 2003 г., возрос на 20,3% достигнув уровня $565,15 млрд.

во всем мире является сегодня неотъемлемым элементом современной рыночной системы хозяйства, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться. Во всем мире малое выступает сегодня в качестве одной из движущих сил экономического и научно-технического прогресса, главного работодателя во всех отраслях экономики. И я решил написать серию статей, в которых рассмотрим роль малого бизнеса в экономике некоторых развитых стран. Этими статьями я хочу развеять мнения многих скептиков, считающих, что малый бизнес себя изжил, что он поглощается крупным бизнесом. В статьях приведены только факты, которые говорят сами за себя.

Малый бизнес в США.

К относят хозяйственные субъекты, на которых работает менее 500 человек и объем производства или продаж которых не превышает 7000000 долларов. При этом все малые предприятия подразделяются на фирмы с количеством работников до 20 человек, от 20 до 100 и от 100 до 499 человек. Кроме того, среди малых предприятий выделяют те, на которых используется труд наемных работников, и те, где владелец малого бизнеса обходится без привлечения наемного персонала.

Малый бизнес в США — основной источник рабочих мест.

Малый бизнес в США всегда расценивается как основной источник новых рабочих мест и инноваций. Малый бизнес – это 99% фирм страны, которые обеспечивают более половины всех рабочих мест. Малые бизнесы экспортируют более четверти товаров и услуг из США, регистрируют в 13 раз больше патентов, чем их крупные конкуренты. Сегодня в США насчитывается около 10 млн. предприятий с численностью наемных работников менее 500 человек. Большинство из них имеет численность работников менее 20 человек.

Примерно одна из каждых трех американских семей вовлечена в малый бизнес. То есть малый бизнес в США - не просто один из видов предпринимательства, а, в сущности, образ жизни. Американское малое предпринимательство развито во всех сферах экономики: малый бизнес действует и в торговле, и в производственной сфере. Он и в финансовом секторе, и в консалтинге, и в сфере инноваций, и в области социальных услуг. Некоторые американские источники утверждают, что до 20% малых фирм США начинают свою деятельность с капитала $1000–5000, и более половины из них менее чем за 2–3 года увеличивают свой ежегодный доход до $1 млн.

Господдержка малого бизнеса в США входит в компетенцию специальной государственной организации - Администрации по делам малого бизнеса (АМБ), созданной Конгрессом США в 1953 г. На нее возложена обязанность оказывать малому бизнесу финансовую и консультационную помощь, содейство­вать в получении правительственных заказов и заключении контрактов с крупными предприятиями.

Господдержка малому бизнесу в США.

Малому бизнесу предоставляются прямые и гарантированные займы. Прямые мелкие фирмы получают на определенный срок, но под более низкие процентные ставки, чем при получении на частном рынке капитала. При выдаче гарантированных зай­мов АМБ предоставляет кредиторам государственные гарантии на часть ссужаемо­го капитала (до 90%), что снижает риск кредитования. АМБ сотрудничает с ведомствами федерального правительства, осуществляющими закупку товаров и услуг. АМБ сотрудничает и с крупными частными подрядчиками федерального правительства. Особенно при разработке политики, способствующей расширению участия малого бизнеса в получении правительственных контрактов.

Управление администрации и менеджмента Администрации проводит большую работу по подготовке и повышению квалификации управленческого персонала предпринимательских структур малого бизнеса. Проводит организацию и финансирование специальных учебных курсов, семинаров и конференций. Производит выпуск информационных материалов и пособий, выделение материальных средств для исследований в области управленческих проблем малого бизнеса.

Семинары и консультации проводятся как на групповой, так и на индивидуальной основе. Кроме того, Администрация взаимодействует с университетами, исследовательскими центрами и организациями, которые включают в свои курсы менеджмента и организации производства специальные разделы для представителей малого бизнеса. Практикуется также предоставление целевых стипендий для получения университетского образования одаренным соискателям из среды малого бизнеса.
Реализуется специальная правительственная программа содействия малому бизнесу, принадлежащему национальным меньшинствам. В ее основе лежит Закон о равных возможностях 1964 г. и Закон об общественных работах и экономическом развитии 1965 г.
Поэтому малый бизнес дал возможность всем категориям населения (национальным меньшинствам, женщинам, гражданам с невысоким образовательным уровнем) быть конкурентоспособными на рынке труда, занимать должности, недосягаемые ими в крупных компаниях. Это подтверждается существенным приростом таких предприятий в последние годы. Например, количество фирм, владельцами которых являются испаноязычные граждане, выросло с 5,6 % в 2000 г. до 10,7% в 2012 г.

Как видим, экономика США немыслима без малого бизнеса, и поддержка, оказываемая малому бизнесу, способствует этому.

Малый бизнес в Японии.

К малому бизнесу в Японии относят предприятия с числом работающих менее 1000 человек в горнодобывающих отраслях, менее 300 человек - для всех других видов промышленности, транспорта, связи и строительства, менее 100 человек - в оптовой торговле и менее 50 человек - в розничной торговле и сфере услуг. Есть и другой показатель, определяющий принадлежность к малому бизнесу. Это величина капитала данного предприятия. В подавляющем большинстве случаев он не должен превышать 100 млн. иен, для оптовой торговли - 50 млн. иен, а в розничной торговле - 10 млн. иен. В сферу мелкого и среднего бизнеса, таким образом, попадает огромный слой предприятий - от крайне примитивных надомных хозяйств семейного типа до оснащенных современной техникой фирм.

Экономика Японии отличается от других развитых экономик минимальным участием государства. Государству принадлежит только монетный двор. Все остальное принадлежит частному капиталу. В хозяйстве Японии мелкие предприятия играют важнейшую роль: на их долю приходится до 99% общего числа компаний, около 55% реализованной продукции и 80% численности занятых в промышленности и торговле.

Поддержка малого бизнеса в Японии.

Малое предпринимательство в Японии находит помощь не только со стороны правительства и нескольких созданных им специализированных органи­заций, но и сo стороны администрации префектур, местных управлений внешней торговли и промышленности, торгово-промышленных палат.

Государственная политика содействия малому бизнесу вклю­чает следующие направления:

— обеспечение конкурентоспособности путем выделения субсидий и ссуд - пря­мых кредитов (Японский банк развития выделяет их малым предприятиям, функцио­нирующим в наиболее перспективных отраслях) и гарантированных кредитов. Благо­даря введению коммерческие банки охотно кредитуют малый бизнес. В 1994 г. 60% всех кредитов пришлось на долю малых предприятий);

— поощрение структурной перестройки, модернизации хозяйственной деятель­ности, улучшения условий труда, содействие торговле;

— сбор и анализ информации об экономических показателях и технической оснащенности малых и средних предприятий для оценки эффективности господ­держки.

Система финансирования малого бизнеса в Японии.

Существующая в Японии система финансирования малого бизнеса гарантиру­ет предоставление субсидий и кредитов органами местной государственной влас­ти. При необходимости - с привлечением частных кредитных учреждений.

Финансовая поддержка технического перевооружения производств малых бизнесов осуще­ствляется за счет выделения ссуды из местного бюджета. Проводится реализациия оборудования в рассрочку или предоставление его в наем арендодателями префектур.

Широкое распространение получило выделение субсидий, покрывающих до 50% затрат, на создание центров повышения технического уровня малых и средних бизнесов, консультирование, повышение квалификации технических работников и т. п. Государство берет на себя расходы по диагностированию состояния малых пред­приятий.

Неотъемлемый элемент японской системы финансирования малого бизнеса - это компенсация затрат, связанных с подготовкой кадров. Компенсация составляет 2/3 расходов на повы­шение квалификации работников.

Правительственная поддержка малого бизнеса в Японии.

Японское правительство заботится об обновлении предпринимательского сектора и облегчает создание нового бизнеса. В 2003 году принят закон, по которому можно открывать малое предприятие без начального капитала – только с одной йеной! И 32 000 предприятий уже создано таким путем.

В 2000 году был принят закон, максимально упрощающий процедуру банкротства именно в сфере малых предприятий. По этому закону разрешается обращаться в суд для защиты от кредиторов еще до того, как обязательства превысили активы, чтобы предотвратить их распыление. Это поддерживает , позволяет быстро возобновлять его деятельность, но никак не добавляет радости кредиторам.

Такая поддержка малому бизнесу позволяет ему играть все более растущую роль в экономике Японии. В Японии успешно существуют более 6,5 миллионов малых бизнесов. И не случайно Япония является одним из мировых лидеров по развитию малого бизнеса.

Загрузка...
Top