Возникновение земледелия скотоводства и ремесла цель урока. Матушка Йогиня и Баба Яга. Как светлую Богиню превратили в злую старуху. А теперь из другого

Готовится к рождению вся семья. Когда же нет ни теток, ни дядей, а мать и родители утратили родовые заветы, всю заботу должен взять на себя отец или тот, кто больше всего понимает в Обычае. Задание женщины — готовить себя и ребенка к будущим родам. Время родов нужно держать в тайне, лишь самые близкие родичи должны его знать. Будущая мать загодя должна подготовить все ей необходимое для родов. Главной фигурой выступает женщина —баба-повитуха, которая принимает роды. Безусловно, сегодня говорить о родах дома непросто и тяжело найти такую бабку-повитуху, и все же они есть. Женщина, которая принимает детей из Потустороннего мира, выступает проводницей между мирами. Ибо непосредственно ей в руки передает ребенка сам Бог Велес из мира Нави в мир Яви.

Сама баба-повитуха является жрицей Велеса и Мокоши — подземных Богов. Ее образ и стиль поведения не всегда совпадает с образом нежной и доброй бабушки. Прикосновение к потустороннему оставляет свой отпечаток на душе и теле человека. Ей нельзя противоречить, нельзя ни обижаться, ни гневить ее. В предродовой и родовой период именно она держит крепкую духовную связь с миром Нави, поэтому лучше всех чувствует, что нужно делать. После родов баба-повитуха доделывает священные обережные обряды и после «сливания рук» передает ребенка в руки родителей под их духовно-магическую защиту. Отец принимает ребенка в особенных случаях: когда роды начались внезапно, и рядом нет никого, или же когда отец является высокодуховным человеком и уверен в своих силах.

Если нет бабы-повитухи, роды могут принимать высокодуховные лица, чина волхва, которые знают Мокошину веду, но лучше, если это сделает женщина. Мужчина является проводником сил, которые направлены на добывание и завоевание, в минуты рождения ребенку нужна именно женская, сохраняющая и удерживающая сила. Кроме того, женщина является проводником силы Нави, откуда приходят все люди на землю, и поэтому она как можно лучше примет ребенка из Потустороннего мира, не повредив ни матери, ни ребенку. Именно поэтому наши предки в каждой общине лелеяли и свято почитали жрицу Мокоши,бабу-повитуху,где-то ее называли просто баба,где-то баба-пупорезка.

Каждую повитуху Мокоша отмечала чем-то особым, но всех их продолжала обучать до последнего их издыхания. Потому что жизнь не заканчивается одним отрезком. Чтобы пройти эту великую школу обучения, нужно пройти много отрезков, и очень часто случалось, что главный урок можно познать только перед самим отходом в Иной мир. Мокоша и Велес постоянно общаются с теми женщинами, которым детей в Явь передают. Очень часто сами, без посредников, приходят к ним в Явь, а то — во сны вещие или священные состояния сознания. Соответственно их наставлениям, были главные правила, или законы, которые должна знать каждая баба-повитуха, которая шла в дом роды принимать. Но помните, та женщина, которая принимает роды, должна сама иметь детей, ибо если у нее их нет, это значит, что Мокоша не благословила ее на деяние это. Должна женщина с собой сначала разобраться, выйти замуж, нарожать детей, а потом у других роды принимать. Ибо как для женщины, так и для нее проблем будет достаточно с ее деятельностью. Не сможет сама родить детей здоровых.

Перед тем как принять роды, нужно очистить дом от нечисти всякой и умыслов чужих да освятить его. Бросить зелья обережного под кровать будущей роженицы и на порог дома. В тяжелых случаях вокруг кровати роженицы ставят восемь свечей (равно лучевая звезда-алатырь) и призывают Богов Родных на помощь.Баба-повитуха должна задействовать силу всех Богов. Особенно обратиться к Доле и к Роду. Нужно снять все чужие символы, которые есть в доме и не отвечают «русскому духу» — духу Родных Богов. Поставить кумиры Мокоши, Рожаницы и Велеса в Покутье, обкурить чебрецом и травами, которые в это время священны. Отец и все родственники в саду или во дворе должны развести большой костер и проговаривать молитвы-славы к Велесу, Рожанице и Мокоше.

Отворить все замки и приоткрыть все двери, все, что закрыто, развязать все шнурки на обуви, ремешках, пояса, косы. На подоконники и на порог дома накинуть покрывала. Таким образом простелить путь новой душе и Родным Богам в жилище, где живет роженица. Были и другие заповеди, которых свято придерживалась повитуха. Ибо ее задание было непростым: она должна была чувствовать каждое движение ребенка в матери, видеть, как передает ребенка Велес, как Богиня Рожаница стоит рядом, подсказывает и направляет бабу-повитуху, что делать каждую минуту. Та баба, которая не имеет чувствительности и духовного видения, может покалечить ребенка и накликать на себя гнев Мокоши. Поэтому женщины, которые становятся на этот путь, не всегда имеют счастливую судьбу. Несоблюдение Мокошиных заветов, нечистая душа и помыслы, неведание Потустороннего мира и его законов приводит к тяжелым последствиям. Мокоша очень справедливая Богиня, Она свято бережет род Православный огнищанский, и поэтому, как когда-то, так и сейчас, если она видит, что какая-топовитуха плохое умыслила против матери или ее ребенка, накажет очень жестоко, вплоть до седьмого колена.

Когда же по незнанию сделает беду новорожденному или матери, также будет судить строго, но так, чтобы лишь научить ее, чтобы дальше не делала ошибок. Ведь Богиня Карна пристально следит за их помыслами и действиями. Мокоша, Велес и все Боги, которые являются нашими прямыми духовными родителями, постоянно стоят возле своих детей незримо в те жизненно важные моменты, которыми является движение наше сквозь миры через смерть и рождение. Поэтому, если мы имеем сильную веру — наши светлые Боги помешают беде и сотворят лад. И все же нужно самим подготовиться к этому всему еще задолго до родов, избрать бабку-повитуху или хорошего врача, с которым вы пойдете в роды.

Мокошиных заветов есть очень много, и некоторые из них можно обозначить. Нельзя мешать Мокоше, нужно научиться ждать, и она так подаст ребенка из Иного мира, чтобы ему как можно лучше было выйти в мир Яви невредимым. Плохие помыслы бабы-повитухи во время рождения ребенка увеличивают черноту в ее судьбе. Открываются Врата в Мир Нави, и, если душа повитухи черна, оттуда к ней потянутся чорнобожичи лихие, насылая болезни и беду всякую. Если же душа светлая, то получит она благословение небесное, любовь и почет от Богов. Если во время родов повитуха передает ребенка в отцовы руки, то между ними всю жизнь будет держаться крепкая связь. И ребенок будет идти отцовыми тропинками и расти ему на радость. Повитуха должна улыбаться ребенку и окутать его своей душевной теплотой. Покон Родовой Православный учит: чем больше повитуха отдаст любви и теплоты своей при рождении ребенка (первое взятие на руки), тем больше ей воздастся уважением, почетом и благословением Божьим.

Переход из одного мира в другой очень не прост, и когда Велес подает душу и тело здоровое, а Богиня Рожаница стоит на страже между мирами, то беда той повитухе, которая неумением своим покалечит ребенка. Боги выбирают наилучших женщин, которые повитухами могут стать, и свято почитают их, заботясь о них. Но те постоянно учиться должны, чтобы дело хорошо из рук в руки ложилось, ибо непростое предназначение повитухи, и Боги сие знают. Повитуха слышать должна, как ребенку лучше выйти из матери, и не навязывать свою волю, а дать возможность ему самому выбрать свой путь. Повитуха должна стать единой с душой, которая идет в мир Явный. И когда запуталась душа ребенка и выйти ей тяжело, не нужно спешить, а нужно раскрыть душу детскую, наполнить ее верой в жизнь и радостью нового мира, ощущая любовь, она увидит, что там, куда она идет, ее ожидают с радостью.

С большой любовью и заботой к Матери должна повитуха относиться, ибо несет она в себе жизнь новую и является самой любимой дочкой Богов Родных в это время, благословенная ими она есть. И Матушка Лада, Леля и Дажбог стоят в головах роженицы, Мокоша по левую сторону от руки повитухи, а Велес — по правую. Большая честь принимать из Потустороннего мира внука Дажбожьего, и для бабы-повитухи такие дети родные есть, как и для Дажбога, Велеса, Мокоши, Лады и всех Родных Богов. Каждая повитуха знает, что нужно делать во время родов. Для обычного человека могут казаться странными те вещи, которые она говорит сделать, но ум и душа ее крепко связаны с Богами и видением мира Навного, поэтому то, что видит она, не видит никто другой. Есть случаи, когда женщина родить не может, крепко держит ее муж в мире Явном, и не может она уйти к ребенку в мир Иной, чтобы помочь ему выйти из него в мир Явный. Тогда повитуха говорит отцу, чтобы он лег на порог дома, и сама переступает через него трижды. Приглушая мужской дух в избе, наполняет все вокруг Навью, и ребенок легче выходит из матери.

Бывают такие роды, где мужчине вообще нельзя быть возле жены своей. Имеются на то причины разные: или сердце его не открылось к ребенку и женщине своей, или совесть нечистая. А бывает, что, живя со своей женой, он ходил к другой женщине — любовнице, и суть женская, которая остается после этого у мужчины, может очень навредить роженице. Поэтому Боги и повитуха отслеживают все и сами решают, что делать надо, и нельзя мужчине противоречить повитухе, ибо этим он лишь беду накликать может на себя и семью свою.

Во время родов роженица должна слушаться повитухи, все, что та говорит — нужно делать. Кроме того, перед самими родами ей надо хорошо настроиться на связь с ребенком и удерживать его вплоть до того момента, когда приложат младенца к груди. Лишь тогда женщина может расслабиться и отдохнуть. За время беременности нужно выработать свои знаки, по которым Вы поймете, каково детское состояние. Ребенок с радостью Вам в этом поможет. Во время родов это сослужит Вам хорошую службу. Удерживая эту связь, соедините его с Ладой и Рожаницей (настройтесь молитвами), и вам вдвоем будет намного легче перейти из Иного мира в Явь. Блаженное состояние, когда Вы находитесь в Божественном потоке, позволит Вам «видеть» в разных измерениях все, что происходит, и даст возможность помочь ребенку особым дыханием, движением или мыслью, когда это будет для него нужнее всего.

Повитуха, в порядке духовных магических действий, может и класть под спину и на живот роженицы котомку с вареным овсом, говорить разные заговоры и молитвы, которые ей передались по роду от предыдущих баб-повитух или установлены Волхвами Ведического Православия. Были такие отцы, которые в ледяной воде ребенка купали. Ставилась большая кадка на печи, а печь растапливали до жару в комнате. Дед приносил из родника воду со льдом и выливал в кадку, и после того, как дитя родилось, окунали его в эту воду. А затем растирали маслом и в первую рубашку, вышитую оберегами, одевали, и в тулуп заворачивали либо же возле печи обсушивали, таким образом, приобщая в первые минуты жизни к роду своему. Если же в семье уже были дети, тогда надевали распашонку предыдущего ребенка, чтобы дружные они были. Можно надевать распашонки детей из рода Вашего, племянников.

Так делали лишь казацкие семьи, которые берегли этот обычай в своем роде, ибо передавался он испокон веков. Так рождались будущие характерники, и, чтобы большую силу в теле имели, и руководить ею могли, делали над ними сие лишь самые старшие в роду, которые силу тайную в себе имели. Так у ребенка мощнее развивались защитные резервы организма и включались сверхчеловеческие способности. Но это нужно делать умеючи, ибо от неумелой руки может умереть ребенок. Если же в Вашем роду такого не было, и Вы или мать, которая в это время особую связь с ребенком имеет, страх чувствуете или неуверенность какую, то нельзя делать этого, ибо лишь навредите ребенку.

Когда родился ребенок, баба-повитухаили отец прикладывает его к маминой груди. Очень важно в первые часы и минуты дать ребенку сосать мамину грудь, которая выделяет молозиво. Чрезвычайно ценное это первое молоко для ребенка, оно полно витаминов и нужной желудочно-кишечной микрофлоры. Имеется несколько моментов, которые нужно отметить: нельзя отлучать мать от ребенка, чтобы избежать испуга и переживаний. Ребенок возле матери будет спокойным и будет хорошо развиваться; нужно сразу приложить к груди ребенка, чтобы у него сработала врожденная способность к сосанию и первое питание было именно молозивом, которое в первые два-три дня молоко выделения является густой клейкой жидкостью желтого цвета. Оно богатое на питательные вещества и имеет в себе материнский дух (информационную составляющую), который поддерживает развитие ребенка.

При таком подходе ребенок легко и естественно переходит от жизни в матери к жизни снаружи. Последующее кормление также должно осуществляться только молоком матери из груди. Без всяких кипячений и заменителей. Кратковременное влияние прохладной воды на кожу ребенка (в виде быстрого погружения или обтирания) чрезвычайно сильно стимулирует защитные силы и развитие младенца.

Освящение водой

Первые девять месяцев кормления ребенка являются очень важными. До пяти месяцев закладывается работа кишечника на будущую жизнь. Поэтому нежелательно давать ребенку какое-то другое молоко, например коровье. Коровье молоко содержит вдвое больше белков, чем мамино, и поэтому оно плохо усваивается детским организмом. Вместо того чтобы приносить пользу, оно начинает гнить, что поражает кожу, слизистые оболочки, дыхательные и пищеварительные пути. Врачи это считают «снижением пассивного иммунитета» и «слабой выработкой активных иммунных качеств».

В действительности за первые два-три месяца ошибками в питании мы подрываем организм ребенка, со временем наблюдая развитие болезней, заложенных в первые месяцы неправильного питания. Если молока недостаточно, то желательно договориться со своей подругой или какой-то доброй женщиной, у которой много молока, и она может выступить молочной мамой (кормилицею). Но помните, эта женщина заложит в Вашем ребенке через свое молоко и свои духовные стремления и жизненные силы, поэтому необходимо, чтобы она была с Вами одного духовного уровня. Подкармливать ребенка нужно с одного года свежевыжатыми фруктовыми и овощными соками. Очень хорошо, когда мама перед кормлением подержит еду у себя во рту, а затем даст ее ребенку, это способствует ее обезвреживанию и предварительной обработке.

Закрытие Врат Нави. Сливки, или омывание рук

Женщина все время, от начала потуг, которые открывают врата Иного мира — Нави, и до «сливок», которые закрывают врата Нави, вместе с повитухой и ребенком находится под его воздействием. Это мир, из которого приходят души в мир Яви и куда они идут, чтобы заново родиться на земле сей. Если же душа не нуждается в рождении, она идет в Правь. И только по большой необходимости да по зову своего рода может вернуться на землю. Если душу не звали к рождению, и ребенок зачинался случайно, то во время рождения, когда открываются врата мира Нави, может войти в ребенка дух навича (существа, созданного плохими намерениями темных людей, магами и черными колдунами). И тогда рождается оборотень, убийца, вор и т. п. Мир Нави опасен для тех, кто от Богов Родных отрекся, родовые знания говорят, что мы православные родноверы — Нави не боимся, ибо Навь не имеет силы против нас. Кто несет в себе Ведогонь Сварожий, для того зло не существует, ибо мы сами творим свой мир. Таким образом, люд православный, имея веду Родосвета, знает духовные состояния, обереги и обрядодействия, которые ограждают нас от влияния Навного.

Врата Нави закрываются повитухой первый раз вечером после родов, когда повитуха омывает ребенка. Выливает воду от купели на заре. Закрываются врата Нави для ребенка, что ограждает его от болезней и внезапной смерти. Второй раз закрываются на третий день после родов, когдабаба-повитухаомывает женщину. Закрывает Навь для женщины, чтобы болезни разные не цеплялись к ней и не забирали жизненной силы. Рано утром, когда всходит солнце, непочатой святой водой (освященной на капище, жаром из жертвенного огнища), повитуха поливает водой роженицу, начиная с головы, приговаривая:

Святой водой омываю,
Врата к Нави закрываю,
Пусть та чорноба, которая в Явь забрела,
Сгорит вся дотла,
А те чорнобожичи, которые прицепились к роженице,
Пусть утонут в этой воде.
Все черное и злое
Пропадет над тобою,
Опять омываю и врата закрываю,
Закрываю врата трижды,
На все стороны и на все миры.
Вся чернота в Навь отойди.
Пусть душа (имярек) светлая и чистая
Водой Даной святой омоется
И в воды Земли Матушки сольется.
И в третий раз пусть врата закроются.

И на сороковой день, утром, после восхода солнца, повитуха закрывает врата для себя. Этот обряд называется «Сливки», или «смывание рук». Призывались все женщины рода, роженицы и ее мужа. Повитуха наливала в миску до краев (чтобы всего в доме достаточно было) освященной воды из трех источников, настоянной на угольках, взятых из священного капища. Клала туда ягоды калины (чтобы роженица была красивой и здоровой), зерна овса, хмель, конопляное семя и зерна ржи (чтобы могла еще родить детей), дубовую щепу, хлеб. На пол кладется прялка или гребень, если девочка, когда мальчик — топор. Роженица правой ногой становится на топор, прялку ли и вздымает правую руку, на которую повитуха льет воду, из левой же руки роженица выливает немного воды. Заговор, который при этом говорит повитуха, очень древний и сильный, его только из уст в уста передают. Ибо он вибрацию имеет, которая с Мокошей в ее суть сливается. Поэтому здесь его мы оглашать не будем, в целом все, что она говорит, должна слышать лишь роженица да иногда семья, если это их касается. Дальше руки менялись, это делалось трижды, а затем все эти действия повторяла и повитуха. После обряда повитуха и роженица с младенцем на руках, и все присутствующие женщины трижды обходили вокруг стола посолонь в знак присоединения к силе Богов Прави в Великом Триглаве Миров.

Освящение ребенка

После сливок в тот же день (сороковой день после родов) проводятся освящения ребенка в Родную (Родовую) Веру и принятие в род. Обряд проводит волхв, или ведун. На освящение ребенка приходит весь род, взрослые и дети. По сути, это первый день, когда ребенка показывают всем. По тому, как проходит обряд освящения, можно судить о судьбе ребенка. Родители и деды по завершении обряда могут расспросить волхва, что предвещали Боги их ребенку. И если волхв не видит предостережения, может рассказать им, как лучше воспитывать ребенка, какие Боги выступают его покровителями, на каком пути жизни он может больше преуспеть, кто из Богов отвернулся, если такое произошло, а кто был более благосклонным. Часто Боги указывают на того человека, который по сердцу будет ребенку, и будет иметь для его воспитания и развития главное значение. Важно, чтобы все делалось по обрядам родовым, тогда и судьба ребенка будет легкой и хорошей.

К обряду освящения нужно тщательным образом готовиться. Еще до рождения ребенка нужно подумать, кто станет Божатыми для него. Это может быть как супружеская пара, так и молодые, и неженатые парни, и незамужние девушки. Есть обычай брать несколько Божатых, по две пары. Но чаще берется одна пара, те близкие люди, которым можно доверить ребенка, если родителей вдруг не станет. Очень хорошо, если такой парой выступят супруги. Доброй приметой является, когда Божатка при надежде (ожидает ребенка). Божатые должны отдавать себе отчет в том, что, держа к святому Алатырю (алтарю) ребенка, они берут на себя ответственность перед Богами в случае смерти кровных родителей (в худшем случае) взять его к себе и вырастить как своего. Эти случаи, безусловно, одиночные, и все же ответственность очень большая. Божатые выступают духовными наставниками ребенка на всю жизнь. Божатые вместе с родителями проводят все вековые посвящения. Учат Богов почитать да род развивать (умению и ремеслу всякому). Если божатко — девочка, особенно ответственная роль у Божатки, если же мальчик, у Божатого. Обряд посвящения полностью описан в духовном издании Родового Огнища, в книге «Малый Требник Родной Православной Веры», и каждая семья, которая хочет приобщить своего ребенка к своему роду, Богам и Предкам, должна его знать и хорошо приготовиться.

Для освящения Божатые должны принести крыжмо (белое чистое полотно, без всякого шва), из которого затем мать вышьет рубаху, а также образы Богов (писаные) или малые кумиры (обязательно Лады, Сварога и Божича), калач или красивый каравай. Родители же должны приготовить серебряный или золотой нагрудный Алатырь (оберег), 10 восковых свечей, два вышитых рушника (которые будут нужны, сберечь к свадьбе и передать затем детям), тулуп, зерно пшеницы, хлеб, землю из-под плодоносящего дерева, если девочка — яблоня, вишня, груша, если мальчик — дуб, ясень, и сушеную траву бессмертника.

Заканчивается обряд угощением всего рода, во время которого волхва и бабу-повитуху сажают на почетное место за столом, а роженицу на тулуп, вывернутый шерстью вверх, как знак благословения Велесом молодой мамы и ребенка. Тулуп на лавку должна расстелить баба-повитуха, которая является жрицей Велеса. Повитуха на освящение должна сварить горшок каши и борщ. Борщом нужно угостить всех присутствующих как ритуальным кушаньем, символом солнца и буяния жизни. Горшок каши после угощения борщом разбивался, разбивает его самый ловкий (спорый) мужчина в роде. Он как бы символизирует собой яйцо, из которого рождается мир, в данном случае ребенок. После этого он и продавал комочки каши, каждый из гостей брал ее, желая здоровья ребенку и роженице. Повитуха же приговаривает: «Роди, Боже,рожь-пшеницу, а в запечке — детей копну». Когда же кашу покупают Божата, она отвечает так: «Роди, Боже,рожь-пшеницу, а кумам — детей копну». Потом повитуха обрядово разносит гостям сурицу (молочный квас) и тарелочку, на которую для роженицы бросают деньги, чтобы положить их «на зубок» ребенку. После сливок и Освящения баба-повитуха навсегда остается очень уважаемой в сей семье. Ее принимают как свою бабушку, которую всегда приглашают на все родственные праздники.

  • Тема урока: « Возникновение земледелия и скотоводства».

    Разработка урока в 5 классе по истории Древнего мира

    Цель урока: сформировать представление учащихся о возникновении земледелия, скотоводства и ремесел у первобытных людей; новых орудиях труда первобытных людей и новых коллективах; охарактеризовать последствия возникновения новых занятий для жизни первобытных людей.

    Планируемые результаты: предметные: овладевать целостными представлениями об историческом пути народов; выделять закономерности изменений в социально-хозяйственной жизни людей с появлением земледелия и скотоводства; метапредметные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; формулировать свою точку зрению; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщить факты и явления, решать тестовые задания; навыки публичного выступления; личностные: осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений; осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения задач; воспитание сознательного отношения к труду, к выбору профессии.

    Основные понятия : Земледелие, каменный топор, мотыга, серп, зернотерка, скотоводство, гончарство, прядение, ткачество, ремесло, производящее хозяйство, племя, старейшина, совет старейшин, духи, боги, молитва, жертва, идол.

    Оборудование:

    • Компьютер
    • Мультимедийный проектор
    • Экран
    • Презентация «Возникновение земледелия и скотоводства»
    • Дидактический раздаточный материал для работы групп
    • Листы самоконтроля
    • Годер Г.И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. 5 кл. в 2 вып. - М., Просвещение, 2014
    • Вигасина А.А. История древнего мира: учебник для 5 кл. общеобразовательных учреждений / А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая. – М., Просвещение, 2014

    Основные даты : около 10 т.л.н. – возникновение земледелия и скотоводства

    Тип урока : урок формирования и совершенствования компетенций учащихся

    Форма урока : урок – игра

    Элементы педагогических технологий: ИКТ, исследовательской, проблемной, игровой, здоровье сберегающей, группового обучения.

    Здравствуйте ребята. Девочки сели, мальчики сели. На парте у нас все уже приготовлено. Ребята, прежде чем познакомится с нашей сегодняшней, темой давайте проверим домашнее задание. Что мы изучали на прошлом уроке? Пр.3 вопр. стр. 20

    Актуализация знаний.

    1. Как была открыта пещерная живопись?
    2. Почему первобытные художники изображали мамонтов, бизонов, оленей, лошадей? Какую роль играли эти звери в жизни людей?
    3. Какие древнейшие религиозные верования вы знаете?
    4. Как первобытные люди представляли себе жизнь предков в «стране мертвых»?

    Учитель : Ну а теперь попробуем сформулировать тему этого урока, а помогут вам это сделать вопросы-подсказки.

    • Что вы ели вчера и сегодня?
    • Из каких продуктов приготовлены эти блюда?
    • Можете ли вы прожить без еды, одежды, посуды, жилья и др. Почему?
    • Откуда брали пищу самые первые люди?
    • Всегда ли обеспечивали людей пищей собирательство и охота?
    • Так какие же ваши предположения по поводу нашей темы?

    Учитель : Сегодня на уроке речь будет идти о том, как и почему древние люди перешли к более надежным занятиям – земледелию и скотоводству.

    (Запись темы урока – Возникновение земледелия и скотоводства.)

    Проблемное задание: Два племени живут в разной местности и не общаются друг с другом. Одно занимается собирательством и охотой, другое - земледелием и скотоводством. Люди, какого племени жили в лучших условиях и почему?

    Мотивация

    Учитель: Представим себе, что в наш век технического прогресса изобретена машина - времени , на которой мы можем перенестись в любую историческую эпоху. Предлагаю совершить путешествие во времени. И отправиться на 10 т.л.н. в Западную Азию .

    Но что это? Мы видим измученных людей. Уже несколько дней женщины и мужчины возвращаются из леса с пустыми руками. Возникла угроза голода и вымирания. Приземляемся. Ведь мы обязательно должны им помочь. Давайте представим себя на месте этих людей и попытаемся составить программу спасения от гибели.

    Изучение нового материала:

    Учитель: На территории, куда мы приземлились проживает три родовые общины (Что такое родовая община?) род Лошади, род Бизона и род Медведя (делимся на 3 группы учащихся).

    Выберите старейшину вашего рода, он будет руководить вашей работой, давать советы, объяснять непонятный материал, затем выступит с отчетом.

    Родовая община - это коллектив людей, связанных между собой родством.

    Сейчас мы с вами сделаем таблицу родовой общины.

    Роль старейшин в родовых общинах :

    1. Старейшина руководит хозяйственной и социальной жизнью рода.

    2. Разрешает споры внутри рода.

    Учащиеся записывают определения слов род и родовая община.

    Записывают схему.

    Несколько родовых общин, живущих в одной местности, составляло племя. Племенем управлял совет старейшин.

    После выступления каждого старейшин мы проверим способность к выживанию родов с помощью решения тестов, чей род наберет больше баллов – больше возможности выжить.

    Работа в группах :(10 мин).

    Группы

    Проблемное задание

    Род Лошади

    Мотыжное земледелие

    Составьте рассказ о возникновении земледелия, используя слова – помощники :

    Начало : Женщины нашего рода, перетирая принесенное из леса зерно диких злаков в муку, заметили, что зерно, упавшее на землю…., поэтому…

    Слова - помощники : каменный топор, деревья, сжигали, зола, мотыга, пшеница, ячмень, серп, зернотерка, мука, лепешки, земледелие

    Для помощи можете использовать текст учебника на стр.21 п.1

    Род Бизона

    Приручение животных

    22 п.2

    Род Медведя

    Возникновение ремесел

    Возникновение ремесел.

    Вставьте пропущенные слова : Мы научились изготавливать посуду и одежду.

    1. Сплетенную из веток и обмазанную___глиной_________ корзину, мы поставили в __огонь___. Прутья сгорели, остался крепкий _________кувшин_. Мы изобрели ______гончарство__.

    2. Из ___шерсти_ животных и волокон ____льна______ мы научились скручивать ______нити_. Так мы изобрели ______ткачество_____.

    Слова – помощники : кувшин, гончарство, шерсть, глина, огонь, лен, прядение, нить, ткань, ткацкий станок, ткачество

    Для помощи можете использовать текст учебника на стр.22-23 п.3-4

    Народное собрание : О работе групп отчитываются старейшины (для рассказа используются слайды презентации).

    Каждый открыл новый вид занятий. Перечислите эти занятия (земледелие. скотоводство, ремесло).

    Раньше люди только брали у природы то, что она давала, т.е присваивали. А теперь вы помогли им начать производить продукты и изделия ремесла. такое хозяйство называется производящим.

    Проверка «выживаемости» рода. После отчета каждого старейшины рода - решение тестов.

    Закрепление (вопросы выводятся на слайдах, ответы фиксируются в листах самоконтроля).

    1. Земледелие возникло из:

    А) охоты

    Б) собирательства

    В) рыболовства

    Г) ремесла

    2. Найдите лишнее:

    В земледельческих работах применяли :

    А) мотыгу

    Б) серп

    В) каменный топор

    Г) гончарный круг

    3. Скотоводство возникло из:

    А) охоты

    Б) собирательства

    В) рыболовства

    Г) ремесла

    4. Первое животное, которое приручили древние люди был(а):

    А) тигр

    Б) лошадь

    В) корова

    Г) собака

    5.Какое ремесло не возникло у первобытных людей

    А) изготовление рыцарских доспехов

    Б) гончарство

    В) прядение

    Г) ткачество

    6.Гончарство – это:

    А) изготовление нитей

    Б) изготовление глиняной посуды

    В) изготовление ткани

    Г) строительство жилищ

    7. Выберите неправильный ответ:

    Несколько родовых общин, живущих в одной местности:

    А) составляли племя

    Б) состояли из больших семей

    В) управлялись советом старейшин

    Проверка правильности ответов, выставление и подсчет баллов. За каждый правильный ответ - 1 балл учащиеся ставят в лист самоконтроля. Подсчет баллов, выставление отметки. Подсчет общего балла рода.путем суммирования отметок (или баллов), у какого «рода» больше –больше способность к выживанию.

    Обсудим проблемную ситуацию

    Какие общие выводы вы сделали? Какую программу спасения мы предложим родовым общинам.

    1.10 т.л.н. в Западной Азии земледелие возникло из собирательства, а скотоводство – из охоты.

    2.На смену присваивающему хозяйству постепенно приходит производящее хозяйство

    3.У людей стало больше свободного времени, они стали заниматься ремеслом

    4.Уровень жизни древних людей повысился, теперь они зависели не от капризов природы, а от своего труда, поэтому для спасения от голода нужно перейти к производящему хозяйству, начать самим выращивать зерно и овощи, фрукты, разводить скот.

    Рефлексия:

    • Что на уроке было главным?
    • Что было интересным?
    • Что нового я узнал на уроке?
    • Чему научился?

    Домашнее задание:

    п.4, задания в рабочей тетради на выбор учащегося № 13, 14

    Список использованной литературы:

    1. Брандт М.Ю. История древнего мира. Тесты. 5 кл.: Учебно-метод. пособие. – М.: Дрофа, 2002 (некоторые тесты)
    2. Перекличка веков: Размышления, суждения, высказывания / Сост. В.Г.Носков. – М.: Мысль, 1990 (эпиграф)
    3. Старобинская Г.И. Вопросы и задания по истории Древнего мира: 5 класс. – М.: АРКТИ, 2003

    Лист Самоконтроля

    вопроса

    ответ

    баллы

    Лист Самоконтроля

    Учащегося 5 А Класса __________________________________________

    вопроса

    ответ

    баллы

    В вопросах за каждый правильный ответ 1 – балл, 0 – за неправильный ответ

    Всего баллов____________ Оценка ___________________

    баллы

    В вопросах за каждый правильный ответ 1 – балл, 0 – за неправильный ответ

    Всего баллов____________ Оценка ___________________

    Род Лошади

    Мотыжное земледелие.

    Составьте рассказ о возникновении земледелия, используя слова – помощники:

    Начало: Женщины нашего рода, перетирая принесенное из леса зерно диких злаков в муку, заметили, что зерно, упавшее на землю… ., поэтому…

    Слова - помощники: каменный топор, деревья, сжигали, зола, мотыга, пшеница, ячмень, серп, зернотерка, мука, лепешки, земледелие

    Для помощи можете использовать текст учебника на стр.21- 22 п.1

    Род Бизона

    Составьте рассказ о возникновении скотоводства, используя слова – помощники:

    Начало: Мужчины иногда приносили с охоты детенышей убитых животных. Их выкармливали и…. Первым домашним животным была………………………, потом люди приручили и одомашнили……………. Так из …………………………………….. появилось …. Домашний скот давал людям ………………..

    Слова - помощники: приручить, собака, свинья, коза, корова, охота, скотоводство, шерсть, кожу, молоко, мясо.

    Для помощи можете использовать текст учебника на стр. 22 п.2

    Род Медведя

    Возникновение ремесел.

    Вставьте пропущенные слова:

    Мы научились изготавливать посуду и одежду.

    1. Сплетенную из веток и обмазанную____________ корзину, мы поставили в _____________. Прутья сгорели, остался крепкий ________________. Мы изобрели ______________________.

    2. Из ____________ животных и волокон __________ мы научились скручивать ______________. Так мы изобрели ______________.

    3. Из нитей на _______________________ мы изготовили _________________, из которой сшили одежду. Так мы изобрели ___________________.

    Слова – помощники: кувшин, гончарство, шерсть, глина, огонь, лен, прядение, нить, ткань, ткацкий станок, ткачество

    Для помощи можете использовать текст учебника на стр.22 п.3


    Дом на дереве, гроб на дереве, еда из дерева, одежда от дерева… Равновесие маленького мира папуасского племени полностью зависит от деревьев. Короваи как ветви большого растения, корни которого - вера и предки, а ствол - традиции.

    Г ЕРОЙ
    Силан Синдек

    Старейшина клана Синдек, состоящего из нескольких семей. Возраст - около 45 лет, точно не знает. Родился и живет на родовой территории клана, в одноименной деревне в районе Янирума округа Бовен-Дигул. Вместе с женой и двумя дочерьми делит дом на дереве с семьей лидера клана.

    К ОРЕННЫЕ ЖИТЕЛИ
    Короваи, или колуфо

    Этническая группа папуасов, расселенная в болотистых джунглях в верхнем течении реки Сирет на юго-востоке индонезийской провинции Папуа. Общая численность - около 3000 человек. Говорят на языке короваи, одном из тысячи языков острова Новая Гвинея. Письменность отсутствует. Самоназвание народа - колуфо. Ведут кочевой образ жизни. Строят дома на деревьях на высоте до 50 метров. До 1970-х годов короваи не имели контактов с иными народами, помимо соседних папуасских племен. Исповедуют анимизм. Не используют металлических орудий, практикуют охоту и собирательство. Основу рациона составляет саго.

    Мой клан жил в этом лесу еще во времена моего деда. Это место, Синдек, носит имя клана. Мы, люди колуфо, - хозяева леса, а он - наш дом и кормилец. Мы всегда берем только то, что нам нужно для выживания. Нельзя рубить лишнюю пальму или ротанговый куст, если в этом нет необходимости. Нельзя убить еще одно животное, если охота уже состоялась. Лес поделен между кланами, а отдельные территории отданы духам.

    Злых духов, как и чужаков, мы называем кваи. Если кваи заходит на нашу территорию, ему несдобровать. Мой лук всегда со мной, он часть меня. Я никогда не выхожу из дома без лука и стрел.


    Короваи делают себе пирсинг, прокалывая нос шипом саговой пальмы. Женщины часто вставляют в прокол элементы костей летучей мыши

    Мой дед говорил, что грозные люди асматы приходили сюда от большой реки. Они убивали мужчин и уводили женщин. Колуфо стали строить дома высоко на железных деревьях, чтобы кваи не смогли достать. Незаметно забраться к нам в дом невозможно: лестница крепится к самой крыше, и если враг начнет подниматься, то раскачиваться будет вся конструкция. Кроме того, вокруг дерева мы делаем засеку. Сухие ветки и стволы будут хрустеть под ногами приближающихся кваи. Мы их сразу услышим.

    Люди, называющие нас короваями, пришли из-за Большого леса и Большой воды, чтобы уничтожить нашу веру, а вместе с ней и народ колуфо. Предки говорили, что однажды призраки с белой кожей вторгнутся в наши владения. Тогда земля расколется, все вокруг охватит огонь и горы будут падать с небес. Могущественный дух Гинол, создавший наш мир, разрушит его до основания и создаст новый…


    Срубить пальму, содрать с нее кору и измельчить древесину - тяжелая мужская работа

    Белые люди строят поселения вдоль большой реки. Они рассказывают нам про своих богов и возводят храмы на нашей земле. Они - кваи, им сюда путь заказан. Но многие наши соплеменники, особенно молодые женщины, уходят в их мир в поисках другой жизни.

    У меня есть жена и две дочери на выданье. Иметь дочерей - большое счастье. Наши люди нередко враждуют между собой из-за женщин, которых всегда не хватало. Был случай, когда мужчина из одного клана выкрал в соседней деревне 13-летнюю девочку. Ее родители потребовали вернуть дочь. В назначенный срок девочку не вернули, и тогда ее родственники убили похитителя, а его тело принесли в свою деревню и съели.

    Предки верили, что отмщение может быть полным только в том случае, если враг не просто убит, но и съеден. Душа заключается в мозге и желудке, а значит, нужно съесть именно их .

    В моей деревне о каннибализме давно забыли. Однако у отдельных кланов он еще практикуется. Злой дух, будь то враг или колдун, должен быть уничтожен и съеден. Колуфо верят, что колдуны - кхакхуа - являются причиной смерти здорового человека, если он не старик и не младенец. Кхакхуа поедают человека изнутри и наполняют тело золой, чтобы никто не заметил произошедшего. Иногда умирающий успевает назвать имя приходившего к нему кхакхуа. Колдуном может быть мужчина из того же клана, друг или родственник. Если кхакхуа съел человека, колуфо должны съесть кхакхуа и таким образом уничтожить злого духа.

    Есть духи, которых мы почитаем. Это духи наших предков, наши корни. Те, кто умер, обязательно возвращаются. Лидер клана на земле мертвых может отправить умершего обратно на родную землю в теле новорожденного.


    Большинство домов строится на высоте 5–10 метров от земли

    Чтобы задобрить духов в трудные времена, колуфо приносят в жертву свинью. Это самое дорогое, что у нас есть. Мы не разводим свиней. В лесу мы охотимся на диких кабанов, а их детенышей подбираем. Молочных поросят женщины выкармливают грудью, как своих детей. Потом свиньи фактически становятся членами семьи. Их-то мы и приносим в жертву духам.

    Кровь и сало жертвенной свиньи предназначаются духу-создателю Гинолу, а мясо достается колуфо. Ритуал проходит у реки. Женщинам нельзя его видеть. В противном случае жертва не будет принята и беды племени не закончатся. Охотник должен пустить стрелу точно в сердце животного. И два дня после обряда, пока Гинол будет пить стекшую в воду кровь свиньи, никто не смеет входить в реку.

    В нашей жизни много запретов. Мужчина и женщина не должны быть вместе слишком часто. Любой дом на дереве обязательно разделен на две половины: мужскую и женскую. Муж и жена не могут вести личные беседы на людях, только в уединении. Интимные места должны быть скрыты. Женщина носит юбку из волокон саговой пальмы, а мужчина надевает на кончик пениса дутамон - маленький чехол из листа дерева. Так делали мой дед и прадед, так делаю я и так будут делать мои дети.

    Когда мальчик готовится стать мужчиной, мы ведем его в лес для сакрального надевания дутамона вдали от женских глаз. Дутамон, как и ротанговый пояс в несколько оборотов, - это одежда мужчины колуфо, которую дает лес. Иногда, если дутамон по каким-то причинам неудобен, мужчина колуфо надевает скорлупу ореха. Такой футляр мы называем баяк.


    Короваи устраивают очаг прямо в доме. Для этого они выстилают место под костром слоем глины

    Женщина, собираясь рожать, должна уйти из дома в лес. Рожать на дереве нельзя. Муж строит ей маленькую хижину в лесу. Спустя месяц после родов женщина с младенцем может вернуться в общий дом. Не каждая возвращается, многие умирают при родах. Еще чаще умирают новорожденные. Если первый ребенок не выжил, то родившемуся после него нужно отрубить фалангу пальца. Это жертва во имя жизни.

    Когда колуфо умирает, родственники оплакивают покойника один день, и на следующее утро вся семья покидает дом, оставляя его вместе с запасами еды - духу умершего. Колуфо строят новое жилище в другом месте в пределах родовой территории.


    Мы переходим на другую территорию, только когда истощается лес, дающий нам пропитание. Самое важное для колуфо - заросли саговой пальмы на болотах. Она наша кормилица. В добыче саго участвует весь клан. Мужчины каменными топорами долго рубят волокнистый ствол дерева, пока оно не рухнет на землю. Потом ствол, очистив его от коры, измельчают в крошку. После этого за дело берутся женщины. Они промывают древесную массу в воде - в корыте из пальмовых листьев, в результате чего на дне оседает крахмал. Из высушенного саго женщины делают хлеб.

    Иногда срубленные пальмы мы целиком оставляем гнить в болоте, чтобы духи послали нам саговых личинок. Если вернуться через три полных луны, в стволе уже будет много больших и мясистых личинок жука-дровосека. Это наше главное лакомство, которое мы в первую очередь предложим гостю.


    Личинка жука-дровосека - лучшее угощение

    Один раз в году, когда идут большие дожди и пищи достаточно, несколько соседних деревень встречаются на празднике саговых личинок. Для этого строится большой дом на земле. Каждый клан приходит с родовым деревянным щитом, у каждого свой рисунок. Раньше на празднестве собиралось очень много колуфо. Еды хватало на всех. Мы всегда верили: чем пышнее торжество, тем большего благосостояния достигнет наш род и тем больше детей будут рожать наши женщины.

    Сейчас семьи колуфо становятся все меньше, все чаще молодежь покидает наш лес, а традиции уходят в прошлое. Если так пойдет и дальше, только старшее поколение колуфо останется на родовой территории и род наш угаснет. И тогда темное пророчество предков сбудется: грянет гром, и Гинол уничтожит наш мир навсегда.

    О РИЕНТИРОВКА НА МЕСТНОСТИ
    Папуа, Индонезия

    Столица Джаяпура
    Площадь провинции Папуа 309 934 км² (1-е место в Индонезии)
    Население 3 672 000 чел.
    Плотность населения 12 чел/км²
    Площадь Индонезии 1 904 569 км² (14-е место в мире)
    Население 255 млн чел. (4-е место)
    Плотность населения 125 чел/км²

    ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ дома на деревьях на высоте до 50 метров в деревнях Абоу и Уалуп в районе Янирума; миссионерское поселение Байгон с протестантской церковью и домами на сваях.
    ТРАДИЦИОННЫЕ БЛЮДА саговая лепешка с личинками жука-дровосека, свинина в саговом листе, запеченная под раскаленными камнями.
    ТРАДИЦИОННЫЕ НАПИТКИ сок «красного фрукта» пандана.
    СУВЕНИРЫ нож из кости казуара, каменный топор с ручкой из железного дерева и ротанговой обвязкой, ожерелье из зубов собаки.

    РАССТОЯНИЕ от Москвы до Джаяпуры ~11 050 км (от 18 часов полета без учета пересадок)
    ВРЕМЯ опережает московское на 6 часов
    ВИЗА россиянам не нужна
    ВАЛЮТА индонезийская рупия (100 000 IDR ~ 7,5 USD )

    Тема урока: «Возникновение земледелия и скотоводства».
    Разработка урока в 5 классе по истории Древнего мира

    Цель урока: сформировать представление учащихся о возникновении земледелия, скотоводства и ремесел у первобытных людей; новых орудиях труда первобытных людей и новых коллективах; охарактеризовать последствия возникновения новых занятий для жизни первобытных людей.
    Планируемые результаты: предметные: овладевать целостными представлениями об историческом пути народов; выделять закономерности изменений в социально-хозяйственной жизни людей с появлением земледелия и скотоводства; метапредметные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; формулировать свою точку зрению; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщить факты и явления, решать тестовые задания; навыки публичного выступления; личностные: осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений; осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения задач; воспитание сознательного отношения к труду, к выбору профессии.
    Основные понятия: Земледелие, каменный топор, мотыга, серп, зернотерка, скотоводство, гончарство, прядение, ткачество, ремесло, производящее хозяйство, племя, старейшина, совет старейшин, духи, боги, молитва, жертва, идол.
    Оборудование:
    Компьютер
    Мультимедийный проектор
    Экран
    Презентация «Возникновение земледелия и скотоводства»
    Дидактический раздаточный материал для работы групп
    Листы самоконтроля
    Годер Г.И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. 5 кл. в 2 вып. - М., Просвещение, 2014
    Вигасина А.А. История древнего мира: учебник для 5 кл. общеобразовательных учреждений / А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая. – М., Просвещение, 2014
    Основные даты: около 10 т.л.н. – возникновение земледелия и скотоводства
    Тип урока: урок формирования и совершенствования компетенций учащихся
    Форма урока: урок – игра
    Элементы педагогических технологий: ИКТ, исследовательской, проблемной, игровой, здоровье сберегающей, группового обучения.
    Здравствуйте ребята. Девочки сели, мальчики сели. На парте у нас все уже приготовлено. Ребята, прежде чем познакомится с нашей сегодняшней, темой давайте проверим домашнее задание. Что мы изучали на прошлом уроке? Пр.3 вопр. стр. 20
    Актуализация знаний.
    Как была открыта пещерная живопись?
    Почему первобытные художники изображали мамонтов, бизонов, оленей, лошадей? Какую роль играли эти звери в жизни людей?
    Какие древнейшие религиозные верования вы знаете?
    Как первобытные люди представляли себе жизнь предков в «стране мертвых»?

    Учитель: Ну а теперь попробуем сформулировать тему этого урока, а помогут вам это сделать вопросы-подсказки.
    Что вы ели вчера и сегодня?
    Из каких продуктов приготовлены эти блюда?
    Можете ли вы прожить без еды, одежды, посуды, жилья и др. Почему?
    Откуда брали пищу самые первые люди?
    Всегда ли обеспечивали людей пищей собирательство и охота?
    Так какие же ваши предположения по поводу нашей темы?

    Учитель: Сегодня на уроке речь будет идти о том, как и почему древние люди перешли к более надежным занятиям – земледелию и скотоводству.
    (Запись темы урока – Возникновение земледелия и скотоводства.)

    Проблемное задание: Два племени живут в разной местности и не общаются друг с другом. Одно занимается собирательством и охотой, другое - земледелием и скотоводством. Люди, какого племени жили в лучших условиях и почему?
    Мотивация
    Учитель: Представим себе, что в наш век технического прогресса изобретена машина - времени, на которой мы можем перенестись в любую историческую эпоху. Предлагаю совершить путешествие во времени. И отправиться на 10 т.л.н. в Западную Азию.
    Но что это? Мы видим измученных людей. Уже несколько дней женщины и мужчины возвращаются из леса с пустыми руками. Возникла угроза голода и вымирания. Приземляемся. Ведь мы обязательно должны им помочь. Давайте представим себя на месте этих людей и попытаемся составить программу спасения от гибели.

    Изучение нового материала:
    Учитель: На территории, куда мы приземлились проживает три родовые общины (Что такое родовая община?) род Лошади, род Бизона и род Медведя (делимся на 3 группы учащихся).
    Выберите старейшину вашего рода, он будет руководить вашей работой, давать советы, объяснять непонятный материал, затем выступит с отчетом.
    Родовая община это коллектив людей, связанных между собой родством.
    - Сейчас мы с вами сделаем таблицу родовой общины.
    Роль старейшин в родовых общинах:
    1. Старейшина руководит хозяйственной и социальной жизнью рода.
    2. Разрешает споры внутри рода.
    Учащиеся записывают определения слов род и родовая община.
    Записывают схему.
    Несколько родовых общин, живущих в одной местности, составляло племя. Племенем управлял совет старейшин.
    После выступления каждого старейшин мы проверим способность к выживанию родов с помощью решения тестов, чей род наберет больше баллов – больше возможности выжить.

    Работа в группах:(10 мин).
    Группы
    Содержание плана урока
    Проблемное задание

    Род Лошади

    Мотыжное земледелие


    Для помощи можете использовать текст учебника на стр.21 п.1

    Род Бизона

    Приручение животных

    Род Медведя

    Возникновение ремесел
    Возникновение ремесел.
    Вставьте пропущенные слова: Мы научились изготавливать посуду и одежду.
    1. Сплетенную из веток и обмазанную___глиной_________ корзину, мы поставили в __огонь___. Прутья сгорели, остался крепкий _________кувшин_. Мы изобрели ______гончарство__.
    2. Из ___шерсти_ животных и волокон ____льна______ мы научились скручивать ______нити_. Так мы изобрели ______ткачество_____.


    Для помощи можете использовать текст учебника на стр.22-23 п.3-4

    Народное собрание: О работе групп отчитываются старейшины (для рассказа используются слайды презентации).
    Каждый открыл новый вид занятий. Перечислите эти занятия (земледелие. скотоводство, ремесло).
    Раньше люди только брали у природы то, что она давала, т.е присваивали. А теперь вы помогли им начать производить продукты и изделия ремесла. такое хозяйство называется производящим.
    Проверка «выживаемости» рода. После отчета каждого старейшины рода - решение тестов.
    Закрепление (вопросы выводятся на слайдах, ответы фиксируются в листах самоконтроля).
    1. Земледелие возникло из:
    А) охоты
    Б) собирательства
    В) рыболовства
    Г) ремесла
    2. Найдите лишнее:
    В земледельческих работах применяли:
    А) мотыгу
    Б) серп
    В) каменный топор
    Г) гончарный круг
    3. Скотоводство возникло из:
    А) охоты
    Б) собирательства
    В) рыболовства
    Г) ремесла
    4. Первое животное, которое приручили древние люди был(а):
    А) тигр
    Б) лошадь
    В) корова
    Г) собака

    5.Какое ремесло не возникло у первобытных людей
    А) изготовление рыцарских доспехов
    Б) гончарство
    В) прядение
    Г) ткачество
    6.Гончарство – это:
    А) изготовление нитей
    Б) изготовление глиняной посуды
    В) изготовление ткани
    Г) строительство жилищ
    7. Выберите неправильный ответ:
    Несколько родовых общин, живущих в одной местности:
    А) составляли племя
    Б) состояли из больших семей
    В) управлялись советом старейшин

    Проверка правильности ответов, выставление и подсчет баллов. За каждый правильный ответ - 1 балл учащиеся ставят в лист самоконтроля. Подсчет баллов, выставление отметки. Подсчет общего балла рода.путем суммирования отметок (или баллов), у какого «рода» больше –больше способность к выживанию.
    Обсудим проблемную ситуацию
    Какие общие выводы вы сделали? Какую программу спасения мы предложим родовым общинам.
    1.10 т.л.н. в Западной Азии земледелие возникло из собирательства, а скотоводство – из охоты.
    2.На смену присваивающему хозяйству постепенно приходит производящее хозяйство
    3.У людей стало больше свободного времени, они стали заниматься ремеслом
    4.Уровень жизни древних людей повысился, теперь они зависели не от капризов природы, а от своего труда, поэтому для спасения от голода нужно перейти к производящему хозяйству, начать самим выращивать зерно и овощи, фрукты, разводить скот.

    Рефлексия:
    Что на уроке было главным?
    Что было интересным?
    Что нового я узнал на уроке?
    Чему научился?

    Домашнее задание:
    п.4, задания в рабочей тетради на выбор учащегося № 13, 14

    Список использованной литературы:
    Брандт М.Ю. История древнего мира. Тесты. 5 кл.: Учебно-метод. пособие. – М.: Дрофа, 2002 (некоторые тесты)
    Перекличка веков: Размышления, суждения, высказывания / Сост. В.Г.Носков. – М.: Мысль, 1990 (эпиграф)
    Старобинская Г.И. Вопросы и задания по истории Древнего мира: 5 класс. – М.: АРКТИ, 2003

    Лист Самоконтроля


    вопроса
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7

    Лист Самоконтроля
    Учащегося 5 А Класса __________________________________________


    вопроса
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7

    В вопросах за каждый правильный ответ 1 – балл, 0 – за неправильный ответ

    Всего баллов____________ Оценка ___________________

    Лист Самоконтроля
    Учащегося 5 А Класса __________________________________________


    вопроса
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7

    В вопросах за каждый правильный ответ 1 – балл, 0 – за неправильный ответ

    Всего баллов____________ Оценка ___________________

    Род Лошади
    Мотыжное земледелие.

    Составьте рассказ о возникновении земледелия, используя слова – помощники:

    Начало: Женщины нашего рода, перетирая принесенное из леса зерно диких злаков в муку, заметили, что зерно, упавшее на землю., поэтому

    Слова - помощники: каменный топор, деревья, сжигали, зола, мотыга, пшеница, ячмень, серп, зернотерка, мука, лепешки, земледелие
    Для помощи можете использовать текст учебника на стр.21- 22 п.1

    Род Бизона
    Составьте рассказ о возникновении скотоводства, используя слова – помощники:

    Начало: Мужчины иногда приносили с охоты детенышей убитых животных. Их выкармливали и. Первым домашним животным была, потом люди приручили и одомашнили. Так из.. появилось. Домашний скот давал людям..

    Слова - помощники: приручить, собака, свинья, коза, корова, охота, скотоводство, шерсть, кожу, молоко, мясо.
    Для помощи можете использовать текст учебника на стр.22 п.2

    Род Медведя
    Возникновение ремесел.

    Вставьте пропущенные слова:
    Мы научились изготавливать посуду и одежду.
    1. Сплетенную из веток и обмазанную____________ корзину, мы поставили в _____________. Прутья сгорели, остался крепкий ________________. Мы изобрели ______________________.
    2. Из ____________ животных и волокон __________ мы научились скручивать ______________. Так мы изобрели ______________.
    3. Из нитей на _______________________ мы изготовили _________________, из которой сшили одежду. Так мы изобрели ___________________.

    Слова – помощники: кувшин, гончарство, шерсть, глина, огонь, лен, прядение, нить, ткань, ткацкий станок, ткачество

    Для помощи можете использовать текст учебника на стр.22 п.3

    Зачем он это сделал - загадка. Впрочем, Шалев, говоря словами поэта, издавна "ранен женской долей", и все самые симпатичные ему герои его книг - это сильные, высокие, мужественные (и красивые) женщины. Но ни одна из них доселе не получала главного слова в его книгах, где рассказчиками всегда были герои-мужчины, так что, возможно, он просто погашает старую-старую задолженность. Правда, можно думать и иначе. Можно думать, что у героя-рассказчика нового романа есть и другое, более важное назначение, нежели просто быть "голосом женщины". Ибо, закрывая книгу, мы отчетливо ощущаем, что нам рассказали не одну, а две параллельные истории семьи Тавори. Одну - реальную - историю своей семьи рассказала Рута Тавори в интервью, а другую - своего рода "миф семьи Тавори" - она же создала в своих рассказах. И взаимное отражение этих двух параллельных историй в непрерывно чередующихся главах позволяет автору создать мощное движение сюжета, которое до последних страниц держит в напряжении читателей романа, ибо его главная сцена, как уже сказано, отнесена на самый конец.

    Но тут мы уже подходим к той границе, за которой предисловие грозит превратиться в пересказ. И, не желая лишать читателя удовольствия прочесть роман и подумать самому, мы лучше последуем примеру мудрой Шахразады: прекратим дозволенные речи и передадим слово самому автору - Руте Тавори, alias Меир Шалев.

    Глава первая
    Телефонный разговор

    Звонит мобильник. Высокий, плотного сложения парень смотрит на высветившийся на экране номер и поворачивается к женщине, с которой обедает.

    Мне нужно ответить, - говорит он. - Я мигом обратно.

    И направляется к двери, на ходу пытаясь втянуть небольшой животик. Он еще не свыкся с этим приобретением, и живот всякий раз удивляет его заново - то в зеркале, над поясом, то под взглядами подруги, когда он трудится над ее телом.

    Я насчитал девять гудков, - отзывается в трубке знакомый голос. - Ты заставляешь себя ждать.

    Извини. Я в ресторане, пришлось выйти…

    У нас проблема.

    Я слушаю.

    Я тебе растолкую, осторожно и с умом, а ты постарайся отвечать мне в том же духе.

    Помнишь нашу прогулку на природе?

    Сегодня утром?

    Что я тебе только что сказал? Осторожно и с умом. Никаких дат, никаких дней, никаких часов.

    Славная вышла прогулка…

    Молчание.

    Ты что, не слышишь? Я говорю: славная вышла прогулка…

    Нет, я слышал.

    Но ты же не ответил!

    Потому как ты велел отвечать осторожно и с умом. Так что я мог ответить?

    Что это за обороты у тебя - "потому как"?! Как ты позволяешь себе так выражаться? Положено говорить "потому что"!

    Что уж тут хорошего. Повтори за мной: "Потому что ты велел".

    Парень снова пытается втянуть живот, но тут же расслабляет пояс:

    Потому что ты велел. Так что я мог ответить?

    Ты мог сказать, согласен ты с тем, что я сказал, или не согласен.

    С чем согласен?

    Что получилась славная прогулка.

    Я согласен. Мы славно погуляли.

    Сразу бы так! Ты уже второй раз заставляешь меня ждать. Первый раз с гудками, теперь с ответом.

    Впредь не заставляй меня ждать, никогда, ты понял?

    Помнишь то место, вроде трона, где мы сидели в конце прогулки?

    Слушай, я же сказал тебе: "Осторожно и с умом"! Никаких дат, никаких имен, никаких названий!

    Но я ж никого и не называл!

    Но ты сказал "харув", не так ли?

    Парень осторожно сжимает правую ладонь и смотрит на нее. Ладонь обмотана белым бинтом, и наружу выглядывают только кончики пальцев. Его маленькие, близко посаженные глазки на миг закрываются, но тут же распахиваются снова, словно от внезапного укола боли. Она всегда просыпается, когда припоминают минуту ее рождения. Сейчас я вижу его в своем воображении: он стоит возле ресторана, смотрит вниз, на сапоги, потом чуть приподымает левую ногу и протирает правой брючиной блестящий квадратный носок левого сапога.

    Добро бы ты сказал только "харув" - ладно, Бог с тобой. И даже только "здоровенный" - тоже не страшно. Но сказать "здоровенный харув" - и существительное, и прилагательное вместе - это же все равно что поднести людям готовенькое на тарелочке. Приятного вам аппетита, ешьте на здоровье. Не просто дерево, а харув. Не просто харув, а очень большой харув. И не просто очень большой харув, но очень большой харув в вади. Такое описание весьма сужает поиск. Люди придумали язык, чтобы всем было ясно. Но для нас с тобой все то, что всем ясно, это очень плохо, ты меня понял?

    Да. Извини.

    Хватит извиняться. Просто прими во внимание.

    Хорошо. Теперь к делу. Дело в том, что мы там кое-что забыли.

    Ту газовую горелку, на которой ты готовил чай?

    Нет, кое-что поважнее.

    Ложечку для сахара?

    Стали бы мы разговаривать из-за ложечек! Подумай хорошенько и припомни. Хоть один раз используй мозги по назначению. Даже самый крохотный мозг может кое-что сообразить, если его правильно задействовать. Но когда припомнишь, не говори, что это. Скажи только: "Я понял, что ты имеешь в виду".

    Сейчас подумаю.

    Молчание.

    Ты опять заставляешь меня ждать?!

    Молчание.

    Вспомнил! Я понял, что ты имеешь в виду.

    В таком случае съезди туда снова, поищи там, найди это и принеси.

    Как срочно?

    Если кто-нибудь найдет это раньше нас, будет очень плохо.

    Уже несусь, только фонарь прихвачу.

    Безнадежный случай, вот что ты такое! Безнадежный случай. Сначала "потому как", теперь "несусь". Несутся только курицы. Люди не несутся, люди едут. Скажи: "Я уже еду". Когда я наконец услышу от тебя хоть одно правильное выражение?

    Я уже еду.

    И перестань меня раздражать.

    Только не вздумай появляться там в такое время с фонарем! Сейчас уже темно. Кто-нибудь может издали заметить твой фонарь. Лучше встань с утра пораньше.

    Что значит "с утра"?

    Пораньше. На рассвете. И не оставляй машину в нашем обычном месте. Найди другую парковку и пройди чуток пешком, придешь туда с первым светом и сможешь спокойно поискать.

    Но она замечает и различия: вместо тех вкусных вещей, которые он брал на их былые прогулки, чтобы побаловать ее на привале, теперь он готовит еду простую и грубую - несколько кусков хлеба, крутые яйца, нечищеные огурцы, баночку сметаны. Ей вдруг вспоминается слово "аскетичный".

    Она подмечает и другие детали. Яйца он чистит заранее, тут же на кухне, чтобы осколки скорлупы не остались потом на земле и не выдали его присутствия. Умильные намеки салями, этой постоянной спутницы их прежних прогулок, которая хотела и на этот раз присоединиться к нему, он решительно игнорирует - запах колбасы может привлечь собаку, а за собакой, как правило, появляется ее хозяин. Свой черный кофе, замечает она, он тоже приготовил заранее. И приготовил, и налил в термос. Костер могут увидеть издали, газовая горелка шумит, запах свежесваренного кофе разносится слишком далеко.

  • Загрузка...
    Top