Что такое поющая чаша? Поющая тибетская чаша очищает и лечит Поющие чаши как пользоваться

Это важно знать: Как Держать чашу в руке и какой инструмент использовать для извлечения звука, ведь различным типам чаш нужны различные размеры инструментов для извлечения звука ударом или трением.
Как держать чашу на руке
Поставьте чашу на ладонь и убедитесь в том, что пальцы и рука вытянуты, так что край чаши может вибрировать свободно и беспрепятственно.
Очень маленькие чаши можно также поставить на кончики пальцев, но опять таки, край чаши должен вибрировать без помех. Если вы держите чашу за одну из сторон, значит прекращаете ее вибрацию и звучание.
Какой инструмент для извлечения звука вы должны использовать
Небольшой деревянный молоточек используется, чтобы ударять по очень маленьким поющим чашам, таким образом, что их четкие обертоны будут звучать особенно хорошо. Для кованых и больших Поющих чаш деревянные молоточки, как правило, не самый лучший вариант для извлечения звука.
Обернутый тонкой кожей (замшей) деревянный стик хорошо использовать для маленьких кованых Поющих чаш. При ударе таким стиком чаша звучит более мягким тоном. Используйте стики, обернутые замшей (или мягкой кожей), или покрытые войлоком для удара маленьких и средних Поющих чаш.
Первое правило: Чем больше Поющая чаша, тем толще стик, которым наносится удар, так глубокие «темные» тона будут лучше и гармоничней раскрываться.
Барабанные палочки с войлоком используются для ударов в большие и очень большие Поющие чаши, чтобы выявить их удивительные глубокие «темные» мелодии и обертоны, которые очень любят опытные практикующие. Для маленьких чаш толстые ударные стики могут быть слишком массивными, чтобы дать возможность чаше петь высоко, в конечном счете, вам придется попробовать какой стик является лучшим для данной конкретной чаши, и использовать его. Попробуйте и узнайте, как чаша звучит наиболее гармонично с вашей точки зрения!
Нежное извлечение звука – и чаша споет вам свои сокровенные песни
После того, как вы выбрали чашу и стик, вы можете тренироваться в нежном извлечении звука, в аккуратном ударе по чаше. Узнайте для себя, в первую очередь, что сильно влияет на удар, как ударять, чтобы создавать гармонично звучащую мелодию. Слишком сильные удары производят неприятный звук, но в то же время, слишком слабый удар сделает звук бесплодным и пустым и он не будет иметь никакого эффекта. Создавайте движение и звук сознательно. Нежное, аккуратное извлечение звука из Поющей чаши является прекрасным упражнением присутствия в «здесь и сейчас», в настоящем. Вы должны тренироваться снова и снова, это упражнение является обязательным.
Пожалуйста, держите стик, ударяя параллельно краю Поющей чаши и чуть ниже обода. Стик должен коснуться чаши кратко и быстро отведен от чаши в сторону. Не идите в чашу, просто прикоснитесь, и она произведет нужный ласковый звук.
Как правило, один каждому удару по чаше нужно дать дозвучать практически до конца, прежде чем ударить снова. В случае, если вы хотите сохранить пение чаши, то можно повторно нежно ударить, но не быстро раз за разом. Таким образом, ритмическое извлечение звука может раскрыть звучание и сразу появится ритмичный звук. Ритм является секретом лучших терапевтов, работающих с Поющими чашами.
Как ударять по Поющей чаше
Прежде всего, необходимо знать, как сильно вы можете ударять по Поющей чаше.
Не ударяйте по Поющей чаше слишком низко от обода-кромки. Каждая чаша имеет свой собственный секрет, найти его и раскрыть – это прекрасные упражнения.
Извлечение звука трением
Чаша может быть распета сбалансированным трением обода-кромки.
Для того, чтобы освоить эту технику, вам нужно иметь немного терпения. Не позволяйте себе быть обескураженным, от того, что некоторые чаши легче тереть, извлекая звук, чем другие! В начале используйте деревянную палку для трения. Многие Поющие чаши можно распевать трением, работая стиком с замшевым покрытием, и тем самым выводить глубокий «темный» звук в очень красивые обертоны. Держите стик на краю чаши и нажимайте на кромку. Перемещайте стик вдоль верхнего края медленно и постепенно, пока чаша не начнет петь. В начале перед трением можно слегка ударить чашу, извлекая звук, и после «раскрутить» его по кругу обода. Для гармонического звучания нужно сачетать равносильное давление со сбалансированным движением. Попробуйте разные размеры стиков для трения. Упражнение также является секретом.

Как можно извлекать из Тибетской поющей чаши звук

Стики

Самый распространенный способ извлечения звука из ТПЧ с помощью: так называемых стиков (колотушек, пестиков), приемами удара или трением. Приемами удара извлекается звук из маленьких ТПЧ прямыми равносторонними стиками. Из больших, ТПЧ звук извлекается каучуковыми стиками, на подобии барабанных. Для извлечения звука из больших ТПЧ трением применяются большие круглые стики. Трение производится с приложением усилия размещая стик под разным углом верхней кромке стенок чаши. При извлечении звука ударом стиком, можно направлять стик с наружной стороны чаши центростремительно или наоборот, вовне. Так же направлять приложение усилия можно ближе к верхней кромке или ко дну ТПЧ.

Ладонь

Существует способ извлечения вибрации из достаточно большой чаши с помощью основания ладони. Для этого, ТПЧ держится в одной руке, а основанием ладони второй наносится удар по верхней трети стенки.

Отыщите спокойный уголок в парке или в лесу, на пристани или пляже. Сосредоточенно вслушивайтесь в звуки, которые идут к вам из вашего непосредственного окружения.

Сколько различных звуков вы можете уловить? Различаете ли вы, как шуршат листья или как плещет прибой? Что еще вы слышите? Птиц, жужжание насекомых, журчание ручейка? А еще попробуйте различить звуки, доносящиеся издалека,- звук проезжающей мимо машины, звонок велосипеда, гул поезда, самолета, голоса играющих детей или собачий лай.

Мир полон звуков, и вы должны сознательно различать те звуки, которые улавливает ваш слух.

Упражнение 2. Слушаем наш внутренний мир

Находясь дома, сядьте в спокойном месте, расслабьтесь и сделайте так, чтобы некоторое время вас никто не беспокоил. Сознательно прислушайтесь к звукам, издаваемым вашим телом. Вы услышите ритм своего дыхания. Время от времени сделайте глотательное движение и услышьте пощелкивание в голове. Или откройте и закройте рот, чтобы услышать легкий хлопок. Время от времени делайте глубокий вдох, а затем – медленный выдох, со свистом и придыханием.

Если вы сидите очень тихо, то вы можете услышать биение пульса в различных частях тела, а иногда действительно можете услышать, как бьется ваше сердце.

Какие еще звуки может производить ваше тело? Ваши голосовые связки – не единственная часть тела, которая производит звук. Только подумайте о том, что вы свистите, чихаете, рыгаете, испускаете газы. Или же вы можете хлопать в ладоши, стучать зубами, щелкать пальцами. Позвольте телу сочинять его собственную музыку. Вы ведь самый настоящий человек-оркестр!

Упражнение 3. Слушаем разумом

Поставьте музыкальную запись, которую любите больше всего. Не важно, какая это музыка. Сядьте или лягте и ведите себя как можно тише.

Пока звучит музыка, попытайтесь сознательно выделить звучание различных инструментов и/или голосов. Попытайтесь разобрать тона различных высот в мелодии и слушайте ритм.

Нет ли отрывков, которые звучат громче или тише? Сейчас вы анализируете музыку с помощью разума.

Упражнение 4. Слушаем с помощью интуиции

Включите туже самую музыку, которую вы слушали при выполнении предыдущего упражнения. Вы вновь должны расслабиться, сидя или лежа, но на этот раз позвольте звукам просто омывать вас, не старайтесь сознательно прислушиваться к каким-то деталям, но следите за тем, чтобы ваш ум был открыт для восприятия. Почувствуйте, как на вас изливается звуковой поток.

С помощью этого упражнения вы не только тренируете ваш внешний слух, но и вашу способность к внутреннему слуху. Вы также начинаете осознавать те ощущения и чувства, которые вызывают в вашем теле звуки музыки, чтобы они раскрывались для мира звука и его целительного эффекта. На этот раз предоставьте слово своим чувствам или интуитивной природе.

Упражнение 5. Как убедиться, что поющая чаша подходит вам

Когда вы ударяете по поющей чаше сжатым кулаком, вы слышите самую низкую октаву. С помощью колотушки, обернутой фетром, вы извлекаете тон на октаву выше, а удар не обернутой деревянной палочкой дает тон еще на октаву выше. Вы можете по очереди ударять по двум поющим чашам, которые слегка различаются по высоте тона, и они начнут резонировать на той же высоте тона.

Если вы знаете, что у данной поющей чаши нет планетарного тона, соответствующего Сатурну, вы можете провести тест, чтобы определить, обладает ли она «хорошим» звуком: ударьте по чаше и слегка прикоснитесь к ее боку колотушкой, перед вашим животом (на уровне солнечного сплетения, или третьей чакры).

Если вы ощутите слабую вибрацию в солнечном сплетении, чаша подходит, в ней есть дух. Если вы ничего не почувствуете или же у вас возникнет неприятное ощущение, лучше впредь не пользоваться этой чашей.

Упражнение 6. Извлечение звука из чаши

Поставьте поющую чашу на маленькую подушечку, на кольцо, на распрямленную ладонь или поддерживайте ее снизу кончиками пальцев. Проследите, чтобы она как можно меньше контактировала с любым другим резонирующим материалом, чтобы воздух вокруг нее мог колебаться свободно. Также проверьте акустические свойства помещения, особенно в том случае, если вы собираетесь проводить в нем концерты или целительные сеансы. Постучите колотушкой по разным частям поющей чаши: по ободку, по округлой внешней поверхности, а также по внутренней поверхности. Держите колотушку пальцами, не сильно сжимая ее, пусть она ударяет по чаше в свободном движении. Таким образом извлекается наполненный, долго звучащий звук.

Чтобы чаша запела, воспользуйтесь деревянной колотушкой, обтянутой кожей или обернутой пластиковой лентой; потрите колотушкой о край чаши, с внутренней и внешней ее стороны. Потирая чашу, вы порождаете энергетическую спираль с многочисленными гармониками. Прислушайтесь к разнице между звуком, исходящим изнутри чаши, и звуком, исходящим от ее внешних стенок, установите его зависимость от типа используемой вами колотушки.

Нет 2-х таких чаш, которые бы звучали одинаково. Некоторые чаши звучат слабо или звонко, а у некоторых звук состоит из нескольких тонов. Если вы немного пошевелите чашу, которую держите в руке, то заметите, что ее вибрации стали более насыщенными и обрели более открытый характер.

Упражнение 7. Восприятие вибраций поющей чаши

Очень интересно научиться слышать телом! Поставьте поющую чашу на ладонь и ударьте по чаше. Чувствуете ли вы вибрации в ладони и во всей руке? Ударив по чаше, отложите колотушку в сторону, поместите руку над чашей и почувствуйте вибрации. Вновь ударьте по чаше колотушкой и опустите руку на ободок. Звук и вибрация прекратятся. А теперь поместите руку над молчащей чашей и почувствуйте разницу. Если необходимо, повторите упражнение несколько раз, чтобы четко ощутить разницу.

Упражнение 8. Сравнение воздействия тонов разных поющих чаш

Для выполнения этого упражнения вам потребуется партнер. Лягте на спину, полностью расслабьтесь и попросите вашего партнера извлечь звук попеременно из разных поющих чаш, пользуясь при этом разными колотушками и разными способами звукоизвлечения. Постарайтесь почувствовать разницу между звуком, извлекаемым из чаши ударом и потиранием.

Каким образом реагируют ваше тело и ваши клетки на звук определенной поющей чаши? Каково воздействие звуков различной высоты, обертонов и тембров? Не ощущаете ли вы какой-нибудь зуд, покалывание, не побежали ли по вашей коже мурашки, нет ли дрожи, непроизвольных движений, не ощущаете ли вы жара или холода? Не изменились ли каким-либо образом уровень вашей энергии или ваше сознание?

Упражнение 9. Использование голоса при обращении с поющими чашами

Очень специфическое ощущение рождается, если начать подпевать с закрытым ртом поющей чаше, так как от этого усиливается резонанс в вашей голове; ваш собственный череп работает как естественная дека.

В результате может быть достигнута подлинная гармония, особенно если вы берете тон, который вам приятен. Обычно вы подпеваете с закрытым ртом, но если вы будете петь гласные «а», «и», «э», «о», «у» (или какие-то другие сочетания звуков, например, «вау» или «оу», или первичный звук «Ом»), открывая рот рядом с ободком вибрирующей чаши, сначала беззвучно, а затем включая в работу голосовые связки, гармоники будут резонировать внутри вашей головы.

Упражнение 10. Самомассаж с помощью поющих чаш

Вы также можете прибегнуть к несложному звуковому самомассажу. Сделайте так, чтобы вас никто не беспокоил. Лягте на спину, сделайте 3 глубоких вдоха и выдоха и постарайтесь как можно больше расслабиться. Поставьте чашу с глубоким звучанием себе на живот, в центр тела, приблизительно 2 пальца ниже пупка, на точку, которую в японском дзен-буддизме называют точкой Хара. Спокойно дышите животом. Стукните по чаше колотушкой с фетровым наконечником и почувствуйте, как ее вибрации проходят через все ваше тело.

Затем вы можете поэкспериментировать, устанавливая чаши на разнообразные точки, например, на точки чакр. Более низкие тона, как правило, больше подходят для воздействия на нижние чакры, а более высокие тона хорошо подходят для чакр верхней части тела. Полежите немного, наслаждаясь звуками и теми вибрациями, которые вы ощущаете. Затем возвращайтесь к нашей реальности.

Упражнение 11. Сочетание музыки поющих чаш с повествованием и стихами

Чтение захватывающего рассказа или рассказа, написанного вами, сказки, стихотворения, а также мантры или молитвы можно сопровождать звуками поющих чаш.

Поставьте перед собой 2-3 поющие чаши, выбрав такие, звучание которых доставляет вам удовольствие. Читая, декламируя или исполняя, ударяйте по поющей чаше деревянной колотушкой или палочкой, когда вы доходите до слов, которые вы хотите особо выделить, силу удара регулируйте в зависимости от того, какого хотите добиться эффекта, стимулирующего или же успокаивающего.

Упражнение 12. Групповая импровизация

Каждый присутствующий должен принести с собой собственную любимую поющую чашу, и все должны начать импровизировать вместе, создавая звуковую композицию из ничего. Вы будете ошеломлены, когда поймете, до какой степени гармоничным может быть такое звучание. Вы также можете устроить джем-сейшн с применением нескольких музыкальных инструментов, которые звучат гармонично по отношению к звучанию поющих чаш.

Чаша несет в себе женскую энергетику (вогнутая, округлая форма), а деревянная палочка или жезл, которым из чаши извлекается звук, олицетворяет мужское начало. Соединяя вместе свои энергии, они создают звук - ребенка, рожденного в лоне чаши.

Таким образом, тибетские чаши изначально несут в себе энергию гармонии и способны наполнять ею пространство, тело - здоровьем, а душу - медитативным спокойствием.

Тибетские поющие чаши - это очень хороший способ домашнего : всего один несложный музыкальный инструмент способен значительно улучшить состояние здоровья близких и общую атмосферу в доме.

При помощи поющих чаш можно выполнять звуковой массаж.

Для себя

Звуковой массаж можно выполнять самому себе, если поместить поющую чашу на свой живот чуть пониже пупка или на проекцию любой другой чакры и, медленно ударяя стиком по краю чаши, наблюдать, как вибрации распространяются по телу.

Так как каждый орган звучит в определенном диапазоне, чаша, как камертон, позволяет «правильно» настроить его, восстановить гармоничное функционирование. Во время звукового массажа орган «ловит» свою составляющую, резонирует со своим звуком. Он «вспоминает» свой естественный звук и настраивается на свою частоту, в результате начинают происходить благоприятные изменения и на физическом уровне.

В идеале тело звучит как слаженный хор.

Для близких

При проведении звукового массажа другому человеку есть несколько приемов. Основное правило: человек должен лежать на твердой поверхности (пол, стол).

  • Первый прием. Вы можете ударять по поющей чаше и держать ее над телом человека, проводя ее над ним от ног к голове. При движении над проблемным участком звук чаши может измениться. В этой точке нужно ударить по чаше вновь и слушать звук. Когда проблемная область насыщается нужными тонами, поющая чаша восстанавливает свое «обычное» и полное звучание.
  • Второй прием - звуковое воздействие на стопы. Вы можете воздействовать на энергетические точки на стопах (подложив подушку под лодыжки), легко прикасаясь вибрирующей чашей к верхней и нижней частям ступни, массируя рефлекторные зоны звуковыми вибрациями.
  • Третий прием. Вы можете установить поющую чашу на животе человека. Звук будет вызывать вибрацию в брюшной полости, где часто располагается проблемная зона (спазмы, страх), это может также мягко стронуть с места мелкие остатки пищи, накопившиеся в тонком кишечнике, чтобы можно было вывести их из организма.
  • Четвертый прием. Когда человек лежит на животе, вы можете провести массаж позвоночника. При воздействии на позвоночник звук поющих чаш производит мягкий вибромассаж межпозвонковых дисков. Вибрационная терапия хороша для расслабления мышц воротниковой, шейной зоны, помогает при остеохондрозе.
  • Пятый прием. Вы можете гармонизировать энергетические центры человека, поочередно наполняя звуком проекции чакр на физическом уровне, начиная с нижней.
  • Шестой прием. Вы можете очистить голову человека от скопленной в ней негативной информации при помощи звука поющей чаши, если попеременно будете производить звук то слева, то справа от головы человека. Это также уравновешивает работу левого и правого полушарий.
  • Седьмой прием. С помощью поющей чаши можно проводить массаж лица, воздействуя звуковыми вибрациями на проблемные зоны. Звук поющей чаши способен омолаживать организм, способствовать выработке гормонов радости, подтягивать кожу, делая ее красивой и здоровой.

После проведения звукового массажа человека важно «заземлить» - например, дать ему некоторое время постоять ногами на земле (полу), представляя, как от его ног вглубь уходят мощные корни.

Вы также можете использовать поющую чашу для очищения пространства дома, пройдя со звучащей чашей по квартире, а также структурировать воду, налитую в чашу, с помощью звука.

Слушайте поющие чаши и будьте здоровы и счастливы!

Поющая чаша

Звуки… Везде, в каждый момент жизни нас окружает огромное их количество. Человек практически никогда не находится в тишине. Даже если вокруг тихо, вы все равно будете слышать хотя бы звук своего дыхания.

Звуковые колебательные движения обладают уникальными уже доказанными наукой свойствами. Так, например, классическую музыку ставят младенцам для повышения их жизнеспособности. И даже зафиксированы факты, что и у коров от нее повышается удой, и грядки колосятся веселее.

Звук может структурировать или разрушать клетки, воздействуя на молекулярном уровне. Были проведены интереснейшие опыты с воздействием разной музыки на клетки воды. Так, от тяжелого рока молекулы воды разрушались, от молитв же и приятной спокойной музыки они выстраивались в идеальную структуру. Так как человек больше чем на 80% состоит из воды, эти свойства звука можно сопоставить и с нашим организмом. Поэтому исключительно важно, что вы слушаете и что звучит в вашем доме.

Несколько тысячелетий в разных религиях и учениях мира используется звук, для молитв, для медитаций, для чтения мантр. Так, в христианстве это колокола, звуки которых способны гармонизировать человека и пространство, настраивая на умиротворенный лад. В восточном буддизме таким инструментом служат поющие чаши – уникальный инструмент, звучание которого считается священным.

Поющие чаши в прошлом

Тот, кто хоть однажды слышал музыку поющей чаши, наверняка ощутил на себе ее волшебное воздействие. Почему же «поет» поющая чаша и как пользоваться ею правильно?

Поющие чаши очищают наш дом

Поющая чаша – это металлический сосуд, имеющий округлую форму, который служит музыкальным инструментом. Этот инструмент нашел широкое применение в азиатском регионе, в частности, в буддизме. Тибетские поющие чаши до сих пор используют в своих медитативных практиках буддистские монахи. При пении, мантрах и молитвах они ударяют в стены чаши, тем самым подчеркивая, усиливая произносимые слова. Звук поющей чаши, по убеждению монахов, способен очистить разум человека, успокоить его душу и приблизить к пониманию высших законов мироздания.

Извлечение звуков определенной частоты происходит с помощью деревянного стека (пестика). Размеры самой чаши в диаметре могут быть разными, от 15 см у современных изделий до 1,5 м у древних. Сама чаша изначально изготавливалась, по одним источникам, из сплава трех или пяти металлов, по другим – из семи, третьи же источники говорят об одиннадцати металлах. Скорее всего, имели место все варианты, ведь от количества металлов в сплаве зависели музыкальные свойства этих удивительных чаш. Примечательно то, что до нашего времени не дошло ни одного письменного источника, подтверждающего использование поющих чаш. Судить об их распространении и применении остается только по многочисленным рисункам, изображающим чашу в действии.

Основными металлами, из которых делали чаши, были медь, олово, железо, цинк и никель, часто с добавлениями золота и серебра. Стек, с помощью которого поющая чаша начинает «петь», делают из твердых пород дерева.

Родиной поющих чаш являются Тибет и Непал. Не меньшей популярностью пользуются эти инструменты в Корее, Китае, Индии и Японии. Самые старые поющие чаши относят к 10-му веку, но многие коллекционеры уверены, что этот музыкальный инструмент намного старше. В наше время чаще всего можно встретить тибетские поющие чаши, по-прежнему выпускаемые в Гималаях.

Поющие чаши в настоящем

Сегодня поющие чаши снова становятся популярными. Ведь их звуки – прекрасный способ гармонизировать пространство квартиры. В Фэн шуй, методы которого во многом построены на работе со звуком, поющие чаши становятся просто незаменимым инструментом. Используйте поющую чашу дома – ее уникальные обертона избавят вас от негативного влияния энергии Ша. Более того, эти неповторимые звуки улучшат циркуляцию энергии Ци.

Считается также, что это звучание способно не только притягивать благотворную энергию, но и создавать ее своими звуками. По словам Лилиан Ту, автора нескольких книг об учении Фен шуй, даже просто наличие в вашем доме поющей чаши будет благотворно воздействовать и на пространство жилища, и на всех его обитателей. Поющая чаша послужит для просветления сознания, настроит вас на позитивные мысли. Поэтому звуки поющей чаши также отлично подойдут для снятия стресса, углубленной молитвы и медитации.

Как работает поющая чаша

Как пользоваться поющей чашей

Принцип работы поющей чаши заключается в трении деревянного стека о металл. При этом получается многослойный звук, состоящий из основного звучания и дополненный многочисленными обертонами по волновому принципу. Каждый «круг» такого звука уникален и не похож на предыдущий.

Вариантов «игры» на поющей чаше два.

Первый вариант: деревянным стеком водят по внутреннему краю чаши, тем самым вызывая многократные вибрации, дающие несколько обертонов. Создается такое ощущение, что звучит несколько гудящих колоколов, сливающихся в единое целое. В этом слитном звучании нескольких обертонов – уникальность поющих чаш как явления. Так больше не звучит ни один инструмент в мире.

Второй вариант работы с чашей – по принципу колокола. Стеком ударяют во внешний край чаши, извлекая продолжительные вибрации.

И в том, и в другом варианте залогом успешной игры будет положение чаши. Ее следует укреплять на очень небольшой горизонтальной поверхности, подушке или пальцах. Чем эта поверхность меньше, тем лучше будет звучать поющая чаша.

Второй необходимый навык: стек по краям чаши должен скользить безотрывно, иначе звук тоже будет прерывистым. Это непросто, ведь при нажатии стека вибрация чаши нарастает, и удержать один ритм бывает трудно. Также учитывайте, что на тонкостенных чашах сложнее играть, но звук при этом будет насыщеннее.

Экспериментируйте, и вы обязательно найдете свое звучание, затрагивающее самые сокровенные уголки вашей души. Звук, который вам больше всего понравится, и будет для вас наиболее полезным.

Как правильно выбрать поющую чашу

Как выглядит поющая чаша

Высота, интенсивность и частота звучания поющей чаши зависит от очень многих факторов. Так, интенсивность нажатия стека на края чаши, скорость движения стека и даже его плотность могут повлиять на качество звука. Важным для звучания является также толщина стенок самой чаши: чем они тоньше, тем звук будет богаче. Поэтому если вы решили приобрести этот для многих народов священный музыкальный инструмент, отнеситесь к его выбору внимательно.

При выборе поющей чащи для своего дома учтите, что настоящая поющая чаша должна быть изготовлена именно из сплава нескольких металлов, подобранных в правильной пропорции. Иначе ее звучание не будет иметь нужного количества обертонов, что негативно отразится на звуке, сделает его бедным. К сожалению, проверить подлинность чаши вам вряд ли удастся, поэтому попробуйте на ней поиграть. Перед этим постарайтесь услышать звуки настоящей поющей чаши. Так вы вряд ли когда-нибудь спутаете звучание настоящего тибетского и «поддельного» изделия.

В мире достаточно много интересных и в то же время загадочных предметов, которые пришли к нам из древности. Одни из них хранятся в музеях, а другие стали образцом для создания новых, современных экземпляров. Именно таким изделием является тибетская поющая чаша, которая оказывает крайне положительное воздействие на человека. Разумеется, для ее использования необходимо знать несколько секретов, о которых и пойдет речь далее.

Что это такое?

Поющая чаша (в Японии ее называют «судзу» или «рин») являет собой разновидность колокола , использующегося для создания . Однако, в отличие от него, это стационарный инструмент (не подвешивается к потолку и не крепится на рукоятке).

Появление звука объясняется вибрацией стенок и краев изделия, к которым человек прикасается с помощью специальной палочки - стика. В былые времена данный инструмент широко использовался по всей Азии, принимая участие в различных религиозных мероприятиях (в частности, как часть буддизма).


Знаете ли вы? Традиционные тибетские чаши изготавливают из 5-9 самых разных металлов, что и позволяет получить чистый звук. Согласно легенде, обязательной составляющей должно быть метеоритное железо.

История

К сожалению, письменных свидетельств, которые бы детально описывали, как пользовались поющей чашей наши предки, на сегодняшний день нет. Однако судить о ее наличии в те времена можно по большому количеству скульптур и изображений, на которых присутствует данный инструмент.

В арсенале частных коллекционеров можно найти образцы, датируемые X-XII столетием, но есть основания предполагать, что первые из них появились еще раньше: к примеру, в Азии бронзовые колокола начали изготавливать еще в IX веке до н. э.

В традиционном варианте такие музыкальные инструменты создавались из сплава 7 разных металлов, который в индуизме носит название «панчалоха» и достаточно долгое время имел сакральное значение для гималайских стран. Его основой служила медь, к которой также добавлялись железо, олово, цинк, серебро, золото и никель.

То есть в результате получалась латунь или литая бронза, дополненная драгоценным металлом. Однако многие коллекционеры считают, что это не было «золотым стандартом», и часто чаши изготавливались из других сплавов (в них могло входить до 12 разных металлов).


Важно! Уникальность древних изделий заключается в одновременном звучании нескольких гармоничных обертонов, что связанно с индивидуальным звучанием каждого входящего в сплав металла.

На сегодняшний день традиционные техники создания считаются утерянными, хотя из разных частей Непала до сих пор поставляются изделия, изготовленные путем традиционной ручной ковки.

Разумеется, качество используемого в этом случае сплава не дотягивает до уровня материала древних инструментов, однако в процессе их старения звук все равно будет меняться, становясь более мягким и теплым.

Древние чаши нередко украшались орнаментами и абстрактными узорами, которые наносились не только на края изделия, но и на его дно. Неудивительно, что настоящие образцы X-XII столетия с уникальными «поющими» качествами так ценятся современными коллекционерами.

Настоящее

Буддисты до сих пор используют поющие чаши в роли вспомогательного инструмента при , молитве и погружениях в . В китайской буддистской практике они применяются вместе с моктаком (вид деревянной коробочки) в процессе песнопений. Удар о поверхность изделия сопровождает пение конкретной фразы в мантре, гимне или сутре.

Во вьетнамских городах и в Японии с помощью таких предметов засекают время в процессе молитвы, а также сообщают о смене вида деятельности. В Европе данный музыкальный инструмент не так широко распространен и в большинстве случаев выступает лишь сувениром, привезенным из-за границы.


Такой интерес к нему обусловил рост производства чаш, которые к тому же все чаще украшаются спиритуальными мотивами и религиозными символами (буддийские мантры, индуистские аштамангалы и изображения Будды).

Обычно современный вариант столь удивительного инструмента изготавливается из бронзы, но уже без добавления драгоценных редких металлов, что, естественно, сказывается и на звучании. Зачастую можно встретить чаши из Непала и северной части Индии, однако достойная продукция выпускается производителями из Кореи и Японии (в меньшей степени направлена на экспорт).

Важно! В отличие от результатов ручной работы, которые в некоторых случаях способны хоть немного приблизиться к древним образцам, поющая чаша, изготовленная машинным способом, отличается довольно плохими музыкальными качествами, что делает ее непригодной для использования в музыкальных целях (она ограничивается лишь двумя гармоничными обертонами).

Воздействие на человека

Различное воздействие тибетской поющей чаши на человека было замечено вскоре после начала ее активного применения, то есть еще сотни лет назад.

Так, древние буддисты отмечали ее влияние на , тело и даже энергетику людей , благодаря чему и сегодня можно поднять уровень жизненной , нормализовать , избавиться от факторов и вызванных ими зажимов на физическом уровне.


Если вы научитесь правильно использовать инструмент, то он поможет расслабиться не только , но и физически , избавляя вас от . Его звучание также синхронизирует работу левого и правого полушарий головного , улучшая творческие способности и гармонизируя процесс дыхания (это уже само по себе может избавить человека от многих проблем).

В некоторых случаях отмечается улучшение слуха и восстановление костной системы. Разумеется, никто не предлагает вам делать самими чашами, но звуковые колебания обладают не менее сильным эффектом, особенно если разместить инструменты непосредственно на разных частях тела лежащего человека.

Одним из хороших вариантов такого звукового массажа является размещение поющих чаш вокруг человека в следующей последовательности: крупные изделия, которые издают глубокие звуки - ближе к , а небольшие, тонкостенные инструменты с высоким, «радостным» звучанием - ближе к . Закончив с обустройством места для подобной релаксации, можно начинать поочередно извлекать из изделий звуки легкими ударами стика.

Если наносить удары по чаше, передвигая ее над человеческим телом, то можно заметить как в некоторых областях меняется ее звучание. Специалисты утверждают, что так на звук реагируют «проблемные» места. Именно на них следует немного задержаться и продолжать наносить удары по изделию до тех пор, пока звучание не станет таким же, как и над другими участками тела.


«Нездоровая» область будет поглощать вибрации инструмента до того момента, пока не придет в равновесие энергетика человека. Такое воздействие вполне можно считать симптоматическим лечением , так как спустя некоторое время проблема снова вернется, если вы не устраните ее причину.

Как правильно играть?

Чтобы добиться максимально эффективного звучания поющей чаши из Тибета необходимо знать о правилах игры на ней. На самом деле ничего сложного в этом нет, ведь существует всего два способа извлечения звука.

Трение обода

В этом варианте все, что от вас требуется - это провести деревянным стиком по краю чаши , вызывая многократные повторяющиеся вибрации, которые позволяют получить несколько обертонов. Появившееся звучание будет напоминать гудение сразу нескольких колоколов, которое со временем сольется в единое целое. Именно в этих взаимодействующих обертонах и заключается уникальность поющих чаш, ведь так больше не звучит ни один инструмент в мире.

Потирание чаши с внутренней и с внешней стороны активизирует энергетическую спираль и позволяет получить гармоничное звучание. Сравните звучание в обоих вариантах.


Принцип колокола

Второй способ воздействия на чашу основывается на принципе колокола: поддерживая чашу кончиками пальцев в нижней части, по внешнему краю изделия наносят удары стиком, что позволяет получить продолжительные вибрации.

В любом из вариантов залог успешной игры - положение поющей чаши . Чаще всего ее укрепляют на небольшой горизонтальной поверхности (чем она меньше, тем красивее будет звук), устанавливают на специальную подушечку или удерживают пальцами. Скольжение стика по краям чашки должно выполняться неотрывно, иначе звук так же будет прерываться. При нажатии палочки вибрация нарастает, поэтому удержать один ритм очень сложно.

Как выбрать и от чего зависит звучание?

Умение обращаться с поющей чашей - это хорошо, но издаваемые ею звуки во многом зависят от индивидуальных характеристик инструмента. Поэтому при выборе изделия так важно учитывать его размер, материал изготовления, особенности стика и наполненность. Каждый из этих критериев играет свою роль в ее применении и по-своему важен.

Размер

Диаметр чаши варьируется в пределах от 10 см до 1-2 метров , причем существует определенная закономерность: чем меньше этот показатель, тем выше будет ее звучание. Однако звук чересчур маленьких инструментов не такой сильный, и его вибрации намного сложнее почувствовать.

Поверхность

Как мы уже отмечали ранее, для получения оптимального звучания при проведении стиком по поверхности чаши она должна быть изготовлена из нескольких металлов, собранных вместе в правильных пропорциях. В противном случае звучание изделия не будет иметь нужного количества обертонов, и звук не станет таким чистым, как хотелось бы.

Разумеется, самостоятельно определить подлинность покупки мало кому удается, поэтому попробуйте поиграть на инструменте. Причем хорошо, если до этого вы услышите, как правильно должно звучать настоящее изделие. Вряд ли после этого вы сможете спутать звучание оригинальной тибетской поющей чаши с подделкой.


Сегодня сплав для таких изделий не так богат, а значит, ожидать полноценного звучания от подобного сувенира не приходится. Однако попробуйте отыскать чашу ручной работы, в состав которой входит хотя бы 5 металлов.

Важно! На небольших тонкостенных инструментах играть сложнее, но их звучание будет более чистым.

Стик

На глубину звучания описанного инструмента влияет и стик, которым наносятся удары. Металлические палочки или изделия из твердых пород древесины дают чистый и резкий звук, в то время как войлочные стики позволяют извлекать мягкое звучание, обладающее умиротворяющим воздействием на человека.

Также важно, чтобы стик соответствовал размерам самой чаши и материалу ее изготовления (по твердости и по весу). То есть для тонкостенных больших изделий лучше подбирать тяжелые стики, которые позволят получить богатое и мощное звучание, а для маленьких чаш идеальным вариантом будет небольшая палочка из легкого дерева, которая позволит извлечь небогатые обертонами, но красивые звуки.


Наполненность

Несложно догадаться, что пустая чаша будет звучать не так, как наполненная, поэтому, чтобы разнообразить исходящие от нее звуки, можно налить внутрь . С ростом интенсивности звука вода будет разбрызгиваться, и вы услышите характерное журчание. Если наполнить изделие до самых краев, то вместо звонких проявлений можно услышать более глухие.

Знаете ли вы? Благодаря высокоскоростной съемке удалось зафиксировать рождение на поверхности воды концентрических волн, вызванных вибрацией стенок чаши. С увеличением амплитуды эти волны начинают рваться, взлетая в воздух сотнями мелких капель. Такая левитация отличается достаточной продолжительностью, причем частицы воды свободно перемещаются вдоль всей поверхности.

Использование поющих чаш

Разные народы по-разному используют поющие чаши. Для буддистов различных стран они являются частью религиозных ритуалов, для целителей выступают инструментом определения недугов и их устранения, а для большинства европейцев являются просто необычным и диковинным сувениром.

Однако в той же Европе поющие чаши нередко используются в фэн-шуй, где на них возлагается практически такая же функция, как и на обычные колокольчики. Открытая форма изделия привносит дополнительную энергию, и в некоторых случаях ее использование более уместно, нежели применение упомянутых колокольчиков.


Широкое распространение поющие чаши получили в музыке нью-эйдж и этнической музыке, благодаря которым они и обрели существенную часть своей популярности. Сегодня их нередко применяют и в других музыкальных направлениях: от рок-музыки и неоклассики до эмбиента.

Одним словом, столь интересное и необычное изделие просто не могло остаться без внимания общества, поэтому при возможности обязательно послушайте звучание поющей чаши.

Загрузка...
Top