Уведомление о контролируемых сделках. Уведомление о контролируемых сделках Скачать образец заполнения формы Уведомление о контролируемых сделках в формате PDF

Трансфертное ценообразование (далее ТЦО) возникает в сделках между компаниями, входящими в единую холдинговую структуру. Такие взаимозависимые компании могут устанавливать цены, отличные от рыночных. То есть отличающиеся от цен, установившихся между независимыми компаниями.

Руководитель направления ТЦО «Правовест Аудит»

Взаимозависимыми компании имеют прекрасную возможность манипулировать ценами, тем самым занижая налоговую базу за счет регулирования размера доходов, расходов или убытков для целей налогообложения. При перераспределении доходов и расходов успешно используются структуры в низконалоговых юрисдикциях.

и лимиты годового оборота

Налоговый контроль за трансфертным ценообразованием осуществляется на международном уровне и на уровне национальных законодательств. С 2010 года действует Руководство Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) по трансфертному ценообразованию для многонациональных корпораций и налоговых служб (OECD Transfer Pricing guidelines, 2010) В 2013 году по просьбе G20 на заседании Совета Министров ОЭСР была принята Декларация о BEPS (Base Erosion and Profit Shifting). Декларация представляет собой план действий ОЭСР по противодействию размыванию налогооблагаемой базы и выводу прибыли из-под налогообложения. В рамках плана BEPS предполагается разработка правил трансфертного ценообразования (ТЦО), которые позволят повысить прозрачность сделок между компаниями путем сбора дополнительной информации, а также снизить издержки для бизнеса.

В Российской Федерации с 1 января 2012 вступил в силу Федеральный закон от 18.07.2011 N 227-ФЗ (Закон 227-ФЗ). Закон 227-ФЗ, который дополнил Налоговый кодекс РФ разделом V.1 «Взаимозависимые лица. Общие положения о ценах и налогообложении. Налоговый контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. Соглашение о ценообразовании». Его положения направлены, в том числе, на предотвращение вывода налоговой прибыли за пределы РФ, исключение возможностей манипулирования ценами в сделках между взаимозависимыми налогоплательщиками, налогоплательщиками, применяющими различные режимы налогообложения внутри страны. Правила пришли на смену ст. 40 «Принципы определения цены товаров, работ или услуг для целей налогообложения» и ст. 20 «Взаимозависимые лица» НК РФ.

Закон 227-ФЗ закрепил основной «мировой» принцип регулирования трансфертного ценообразования - «принцип вытянутой руки».

Принцип «вытянутой руки» в трансфертном ценообразовании

Согласно принципу «вытянутой руки» для целей налогообложения величина цен (выплат) по сделкам между взаимозависимыми и приравненными к ним лицами пересчитывается по отношению к рыночным значениям, как если бы компании были независимы. Цены проверяют не по всем сделкам подряд, а только по контролируемым.

Что такое контролируемые сделки?

Для целей налогообложения контролируемыми сделками признаются:

  1. Сделки между взаимозависимыми лицами (с учетом особенностей, которые закреплены в ст. 105.14 НК РФ);
  2. Сделки (совокупность сделок), приобретающие статус контролируемых сделок в результате приравнивания их к сделкам взаимозависимых лиц (п. 1 ст. 105.14 НК РФ);
  3. Сделки, признанные контролируемыми в судебном порядке (п. 10 ст. 105.14 НК РФ).

Мы объединили критерии контролируемых сделок 2017 для целей налогообложения в таблице:

Пример расчета суммового критерия

Компания «А» (РФ) оказывает услуги по маркетингу Компании «Б» (РФ) на общую сумму 300 млн. руб. Компания «Б» производит и реализует продукцию Компании «А» на сумму 750 млн. руб. Компания «А» участвует в капитале Компании «Б», доля этого участия более 25%.

ВОПРОС: Является ли сделка для Компании «А» контролируемой? ОТВЕТ: Да, является. Для определения суммового критерия контролируемой сделки между взаимозависимыми лицами мы должны сложить 300 млн. руб. (маркетинг) и 750 руб. (продукция). Итог= 1 050 млн. руб. (больше 1 млрд. руб.).

Налогоплательщикам следует помнить, что не все сделки признаются контролируемыми.

Вне зависимости от того, удовлетворяют ли сделки условиям, предусмотренным п. п. 1 - 3 ст. 105.14 НК РФ, не признаются контролируемыми сделки :

  • сторонами которых являются участники одной и той же консолидированной группы налогоплательщиков (за исключением сделок, предметом которых является добытое полезное ископаемое, признаваемое объектом обложения НДПИ, при добыче которого налогообложение производится по ставке, установленной в процентах);
  • сторонами которых являются лица, удовлетворяющие одновременно следующим требованиям:
  • зарегистрированы в одном субъекте РФ, не имеют обособленных подразделений на территориях других субъектов РФ, а также за пределами РФ, не уплачивают налог на прибыль в бюджеты других субъектов РФ;
  • не имеют убытков (включая убытки прошлых периодов, переносимые на будущие периоды), принимаемых при исчислении налога на прибыль;
  • нет обстоятельств для признания их сделок контролируемыми в соответствии с пп. 2 - 7 п. 2 ст. 105.14 НК РФ;
  • и некоторые другие.
  • Какие налоги подпадают под контроль трансфертного ценообразования 2017?

    Очень часто слушатели задают вопрос: «Все ли налоги могут попадать под контроль налоговых органов по ТЦО»? Налоговый кодекс содержит ограниченный перечень налогов, полнота исчисления которых контролируется, а именно:

    1. Налог на прибыль организаций;
    2. НДФЛ, который уплачивается в отношении доходов от предпринимательской деятельности и частной практики (ст. 227 НК РФ);
    3. НДПИ - если одна из сторон сделки - плательщик НДПИ, предметом сделки являются полезные ископаемые, при добыче которых налогообложение производится по налоговой ставке, установленной в процентах;
    4. НДС - если одна из сторон сделки (организация или ИП) не является плательщиком НДС или освобождена от исполнения обязанностей налогоплательщика по НДС.

    Методы определения рыночной цены для целей налогообложения

    Наиболее важный и сложный вопрос состоит в том, как применить принцип «на расстоянии вытянутой руки» и на практике определить рыночную цену сделки для целей налогообложения. Существуют несколько выработанных в рамках ОЭСР методов такой оценки, создающих концептуальную основу для определения цены (Transfer pricing methods (methodologies)). Никакой из них не может считаться универсальным (подходящим для любой ситуации), и по общему правилу необходимо выбрать метод, обеспечивающий наиболее точную оценку. Налоговый Кодекс РФ рекомендует использовать 5 методов (ст.105.7 НК РФ):

    1. Метод сопоставимых рыночных цен (является приоритетным по отношению к иным методам и может применяться при наличии на соответствующем рынке хотя бы одной сопоставимой сделки), а также при наличии необходимого количества информации о такой сделке;
    2. Метод цены последующей реализации (является приоритетным при приобретении товара у взаимозависимого лица и последующей его перепродажи без переработки независимому лицу);
    3. Затратный метод (является приоритетным в сделках по оказанию услуг);
    4. Метод сопоставимой рентабельности (может применяться в случае отсутствия или недостаточности информации, на основании которой можно обоснованно сделать вывод о наличии необходимой степени сопоставимости коммерческих и (или) финансовых условий сопоставляемых сделок и использовать метод последующей реализации и затратный метод);
    5. Метод распределения прибыли (применяется при невозможности использовать другие методы трансфертного ценообразования либо при наличии в собственности (пользовании) сторон анализируемой сделки прав на объекты НМА).

    Отправная точка при выборе метода - понимание контролируемой сделки, основанное на функциональном анализе. Компоненты такого анализа - исследование функций сторон сделки, используемых ими активов и принимаемых на себя рисков. Сопоставимость коммерческих и (или) финансовых условий сделок и функциональный анализ осуществляются с учетом положений ст. 105.5 НК РФ, которыми определены характеристики сделок, необходимые для анализа, учитываемые при этом условия, факторы и иные параметры, и с использованием информации, предусмотренной ст. 105.6 НК РФ.

    Следующий этап нашего исследования - сопоставление условий сделок между взаимозависимыми лицами с условиями сделок между лицами, не являющимися взаимозависимыми. НК РФ допускает использование исключительно общедоступных источников информации, а также сведения о налогоплательщике.

    Конкретный перечень НК РФ не содержит, что дает некоторое преимущество налогоплательщики при подготовке документации. Налогоплательщик сам выбирает источники информации! А дальше, если возникает спор, налоговые органы должны доказать правомерность выбора.

    Вы можете получить у нас услуги:

    • оформление уведомления по контролируемым сделкам для ФНС РФ;
    • подготовка пакета документации по ТЦО для обоснования рыночного уровня цен и избегания штрафов;
    • выявить контролируемые сделки.

    Казалось бы здесь всё ясно. Контроль за ценами осуществляет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. В НК РФ закрепляется запрет на контроль соответствия цен, примененных в контролируемых сделках, рыночным ценам во время выездных и камеральных проверок (п.1 ст.105.17 НК РФ).

    И, тем не менее, по данному вопросу уже накопилась арбитражная практика, тесно переплетающаяся с темой необоснованной налоговой выгоды. Мы представим подборку арбитражных судов и выводов по данной теме в следующей статье налоговых юристов.

    Ответственность налогоплательщика и штрафы по ТЦО

    Завершим обзор напоминанием об ответственности налогоплательщика. За несоблюдение требований НК РФ к контролируемым сделкам предусмотрены штрафы:

    • в случае неуплаты или неполной уплаты сумм налога в результате применения «нерыночных» цен, взимается штраф в размере 20% от неуплаченной суммы налога с 2014 года, а с 2017 года - в размере 40% от неуплаченной суммы налога, но не менее 30 000 руб. (статья 129.3 НК РФ);
    • штраф за непредоставление уведомления о контролируемых сделках в налоговую инспекцию составит 5 000 руб. (статья 129.4 НК РФ) за каждую сделку.

    Отчет о контролируемых сделках

    • Уведомление о контролируемых сделках подаётся до 20 мая года, следующего за отчетным. Т.е. срок подачи уведомления о контролируемых сделка за 2016 год - до 20 мая 2017 года, а за 2017 год - до 20 мая 2018 года.

    Если уточненное уведомление будет подано до момента, когда налоговый орган выявил ошибку, налогоплательщик освобождается от штрафа за недостоверную информацию в уведомлении. Проверить себя никогда не поздно.

    Освобождение от штрафных санкций возможно, если налогоплательщик представит в налоговый орган документацию, обосновывающую рыночный уровень цен.

    Рекомендуем заранее позаботиться о наличии обоснования рыночных цен, поскольку процесс подготовки такой документации занимает от 20 до 40 дней, в зависимости от количества и сложности контролируемых сделок!

    В этой статье мы лишь кратко изложили основные аспекты применения трансфертного ценообразования по контролируемым сделкам. В дальнейших наших обзорах, мы подробно поговорим о преимуществах каждого метода исследования цены, симметричных корректировках, арбитражной практике и многих других особенностях трансфертного ценообразования в России.

    Обращайтесь, мы поможем выявить контролируемые сделки и, в случае надобности, подготовить необходимую документацию.

    Сотникова Мария - руководитель направления по ТЦО компании «Правовест Аудит»

    Контролируемые сделки 2017: критерии (таблица)

    Мы рассказывали в нашей консультации о том, кто такие взаимозависимые лица в соответствии с НК РФ. Сделки между такими лицами в общем случае признаются контролируемыми. Признание сделок контролируемыми не только обуславливает повышенное внимание к ним со стороны ФНС, но и особый порядок их налогообложения, а также обложения операций с участием таких лиц. К примеру, налоговый учет процентов по долговым обязательствам зависит от того, займы по контролируемым сделкам это или нет. О критериях контролируемых сделок 2017 расскажем в этом материале.

    Всегда ли взаимозависимость=контролируемость?

    В соответствии с НК РФ все контролируемые сделки являются сделками между взаимозависимыми лицами. Но не всегда справедливо обратное: не все сделки между взаимозависимыми лицами признаются контролируемыми. Как правило, необходимо выполнение определенных условий.

    В то же время, и круг взаимозависимых лиц с точки зрения оценки их контролируемости не ограничен только ст. 105.1 НК РФ. Кроме указанных там лиц к взаимозависимым могут быть отнесены и иные. А следовательно, и сделки между ними могут быть признаны контролируемыми. К сделкам между взаимозависимыми лицами, которые при определенных условиях могут быть признаны контролируемыми, относятся также, к примеру (п. 1, 5, 7 ст. 105.14):

    • совокупность некоторых сделок по реализации товаров между взаимозависимыми лицами через посредников, не являющихся взаимозависимыми с продавцом или покупателем;
    • сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли (к примеру, нефтью, цветными металлами или минеральными удобрениями) на сумму свыше 60 млн. рублей за календарный год с одним и тем же лицом;
    • сделки, одной из сторон которых является лицо, чьим местом регистрации, жительства или местом налогового резидентства является оффшорная зона, и сумма доходов по таким сделкам, совершенным с одним лицом за соответствующий календарный год, превышает 60 миллионов рублей.

    Контролируемые сделки: критерии

    Приведем критерии контролируемости сделки между взаимозависимыми лицами, когда местом регистрации, местом жительства или местом налогового резидентства всех сторон и выгодоприобретателей по такой сделке является Российская Федерация (п. 2, 3 ст. 105.14 НК РФ). При этом важно учитывать, что для признания таких сделок контролируемыми достаточно соблюдения хотя бы одного обстоятельства:

    Контролируемые сделки на 2017 год: критерии в таблице

    Все люди, занимающиеся предпринимательской деятельностью, сталкиваются с необходимостью поиска «лазеек» для того, чтобы снизить налоговые суммы. Договора финансового характера, которые проводятся между контрагентами, не являются в данном случае исключением . Это прекрасно осознают и представители налоговых органов. Именно по этой причине они приняли определенные критерии , которые позволяют осуществлять контроль.

    Также на 2017 год была создана таблица, позволяющая владельцу предпринимательской деятельности решить особые вопросы , связанные с контрактами, а также заполучить дополнительный интерес к предпринимательской деятельности со стороны Федеральной налоговой службы.

    В том случае, если не владеть данным вопросом предметно, то уже в мае 2018 году, при сдаче отчетности в налоговую службу могут возникнуть определенные вопросы у сотрудников . Это будет способствовать тому, что предприятие будет проверено на «чистоту» и законность уплаты налогов.

    Для того чтобы доказать свою правоту, потребуется за минимальное количество времени, как правило, до 6 недель , собрать определенный пакет документов , в котором будет обосновано то, по какой причине рыночная стоимость была снижена.

    Сделки контролируемого характера необходимы для того, чтобы предприниматель не смог избежать уплаты налогов в величине, которая была определена. Если произошел сговор участников, количество налогов, путем особых способов уменьшения, будет перечислена в государственный бюджет не во всем объеме.

    Для этого, в процессе заключения, участником будут отражены некорректные данные, которые касаются стоимости товаров или услуг. Указывая фиктивную стоимость, все участники соглашения могут снизить реальное количество денежных средств, требуемых для уплаты налогов.

    В зависимости от выбранной системы налогообложения, она может быть и завышенной . От подобного действия может происходить увеличение базы, которая потом применяется для проведения вычета. Во всех случаях изменение цены может негативно влиять на количество налогов. Это также является незаконным. Отметим, что несмотря на то, что предприниматели регулярно заключают сделки, далеко не все из них являются интересными для представителей Федеральной налоговой службы.

    Критерии контролируемых сделок уместны в тех ситуациях , где регулярно происходит заключение контрактов между предприятиями, зависящими друг от друга. Все ситуации, подходящие под данный критерий, описаны в статье 105.14 Налогового кодекса Российской Федерации. Они могут отличаться между собой спектром действия. При этом стоит сказать о том, что под данные критерии также подходят и те сделки, где фирмы являются взаимозависимыми между собой .

    Контролируемыми для налогообложения являются:

    1. Те, которые были осуществлены между лицами, являющимися взаимозависимыми между собой.
    2. Сделки (одна или несколько), которые стали контролируемыми по причине их приравнивания к сделкам зависящих друг от друга лиц.
    3. Те, которые были признаны в суде как контролируемые.

    Таблица контролируемых сделок выглядит следующим образом:

    Взаимозависящие фирмы по НК РФ

    К зависимым фирмам, в целях определения контролируемости сделок, относят те, которые соответствуют критериям первого пункта статьи 105.14 Налогового кодекса РФ.

    Стоит отметить, что контракты, которые были заключены с их участием, рассматриваются Федеральной налоговой службой в качестве контролируемых , если ситуации соответствуют следующим параметрам :

    1. При подписании отсутствуют «ненужные» лица.
    2. Одна из сторон не имеет статус «Налоговый резидент Российской Федерации».
    3. Оборот за один год в соответствии с контрактом превышает отметку в 60 миллионов рублей.

    Субъектами сделок контролируемого типа могут являться связанные между собой или приравненные к таким:

    1. Налоговые резиденты и нерезиденты Российской Федерации.
    2. Отечественные компании.
    3. Зарубежные компании.

    Необходимо отметить, что под контроль со стороны Федеральной налоговой службы могут попасть не только являющиеся взаимозависимыми, но и другие лица, которые дали представителям налоговой повод в том, чтобы на них обратили внимание.

    К примеру, распространенной является ситуация, когда фирма необоснованно снижает стоимость в контракте. Отметим, что судебные органы власти относятся к проверкам ФНС независимых лиц не очень лояльно.

    Особенности для контрагентов (иностранных)

    В законодательстве России говорится о том, что приобретение акций отечественной компанией через иностранного контрагента – это контролируемая сделка .

    Если отечественная компания и иностранная организация являются между собой взаимосвязанными лицами, то проведенные между ними договора, в том числе и участие представительств иностранных организаций на территории Российской Федерации, относятся к контролируемым, вне зависимости от размера полученного ими дохода.

    В законодательстве говорится про обязанность плательщиков налогов уведомлять ФНС о совершенных в 2017 году сделках контролируемого типа. Отметим, что форма уведомлений и порядок заполнения документа в электронной форме утверждены на законодательном уровне .

    Какие налоги присутствуют в 2017 году

    Достаточно часто представители предпринимательской сферы нашей страны задаются вопросом того, все ли налоги могут попадать под контроль налоговиков? В 2017 году законодательство включает в себя ограниченный список налогов. Их полнота исчислений может контролироваться:

    1. Налогом с прибыли, которая была получена организацией .
    2. Налогом на доходы физлиц , который был уплачен от доходов, полученных предпринимательством или предоставлением частных услуг.
    3. НДПИ . В данном случае в качестве предмета сделки выступают добытые ископаемые. При их добыче налогообложение осуществляется по ставке, которая измеряется в процентах.
    4. Налог на добавленную стоимость . НДС используется если один из участников сделки, не является плательщиком НДС или по определенным причинам освобожден от их уплаты.

    Уведомление в ФНС должно быть подано до 20 числа 5-го месяца года, который следует после отчетного. За этот год уведомление необходимо предоставить не позднее 20 мая 2018 года .

    В том случае, если документ будет подан до того момента, когда налоговые органы выявили ошибки, плательщик налогов автоматически освобождается от штрафов за то, что предоставил информацию, являющуюся неточной.

    Документы данного вида могут быть запрошены налоговой службой не раньше, чем 1 июня года, который следует за календарным и, соответственно, в котором были заключены договора контролируемого характера. В рамках проверки запрос на получение документации по сделкам может составлять до трех лет .

    Освобождение от санкций возможно только в том случае, если плательщик предоставляет в ФНС документы, которые обосновывают, почему им был снижен уровень рыночной стоимости на товары (услуги). Отметим, что в данном случае плательщику налогов дается 30 дней на то, чтобы он предоставил запрошенную ФНС документацию.

    Таким образом, для того чтобы у владельцев бизнеса не возникали проблемы, рекомендуется предварительно позаботиться об обосновании рыночных цен . Дело в том, что процесс подготовки таких документов, чаще всего составляет от 3 до 6 недель . В данном случае, на срок подготовки документации серьезно влияет количество, а также сложность сделок, которые были проведены за все время работы.

    Процесс предоставления отчетности по контролируемым сделкам является не самым простым и требует от владельцев бизнеса подробного изучения вопроса. В том случае если он изучен не будет, то при сдаче в Федеральную налоговую службу отчетности существует большая вероятность того, что возникнут проблемы.

    Необходимо отметить, что для недопущения подобных ситуаций рекомендуется взять в штат компании или предприятия бухгалтера с опытом работы, который владеет налоговым законодательством, изучает все нововведения, а также, в связи со своими профессиональными навыками, знает, каким образом решить большинство проблем, возникающих с Федеральной налоговой службой.

    Определение контролируемых сделок представлено в данном видео.

    Контролируемые сделки – критерии на 2017 год

    Финансово-хозяйственная деятельность организаций и предпринимателей предполагает тесную взаимосвязь участвующих лиц. Подписание договоров между контрагентами не является новинкой, но, если заключаются контролируемые сделки, таблица критериев на 2017 год приведена ниже, такие операции попадают под дополнительное внимание налоговых специалистов. Чтобы избежать нежелательного контроля ИФНС по вопросу исключения сговора сторон, предлагаем вам ознакомиться с законодательными требованиями главы 14.4 НК.

    Контролируемые сделки – критерии 2017 года

    Преимущественное предназначение проверок контролируемых сделок заключается в обеспечении правильности начисления и уплаты обязательных налогов. Если в ходе контроля обнаруживается факт занижения налогооблагаемых сумм, организации придется перечислить недостающие суммы в бюджет, а еще заплатить штрафные санкции. Противозаконным считается также преднамеренное завышение цены товара, что позволяет увеличить вычеты по НДС. Избежать взысканий можно, самостоятельно составив уточняющие декларации в части корректировок стоимости предмета договора.

    Многие предприниматели регулярно заключают различные сделки между взаимозависимыми компаниями. Но не все из них привлекают интерес фискальных органов. Критериям контролируемых сделок посвящена глава 14.4, а точнее стат. 105.14 НК. При этом сходство всех разновидностей таких договоров – в общем признаке взаимозависимости и приравненных к зависимым компаниям, а также стоимостной оценке объемов доходов.

    К зависимым приравниваются следующие лица (п. 1 стат. 105.14 НК):

    • «Ненужные» лишние посредники среди участников договора, то есть лица, не выполняющие никаких необходимых функций, за исключением перепродажи предмета контракта.
    • Участники договоров в сфере ВЭД биржевыми товарами (драгметаллы, нефть и ее производные, минудобрения, металлы черные/цветные).
    • Один из участников не признается резидентом РФ.
    • Договора с годовым оборотом свыше 60000000 руб.

    Таким образом, видно, что попасть под пристальное внимание ФНС могут и российские предприятия, и зарубежные; резиденты России и нерезиденты. Если обязательные условия признания сделок контролируемыми не выполняются, это еще не гарантирует освобождение от ответственности при мошенническом занижении/завышении товарной цены. Решение об отнесении договора к контролируемым вправе выносить судебные органы на основании тщательного изучения договорных условий.

    Важно! Критерии признания сделок контролируемыми в 2017 г. поменялись. Введение в действие Закона № 401-ФЗ от 30.11.16 г. дополнило перечень договоров, не признающихся контролируемыми (подп. 6 и подп. 7 п. 4). Это предоставление российскими предприятиями (не банками) гарантий или поручительств; предоставление займов беспроцентного характера взаимозависимыми лицами-резидентами России.

    Контролируемые сделки – критерии 2016 года

    Если организация, предприниматель или гражданин совершает контролируемые сделки, он обязан сообщить об этом в территориальное подразделение ФНС. Для этого существует специальная форма уведомления, введенная в действие Приказом № ММВ-7-13/ от 27.07.12 г. В 2017 году необходимо отчитаться за 2016 г. в сроки – до 22.05.17 г. (20 и 21 мая – выходные дни).

    Чтобы определить, имелись ли у вас контролируемые сделки, прежде всего, проанализируйте круг своих партнеров и контрагентов на предмет наличия взаимозависимых лиц или же приравненных. Затем изучите таблицу критериев 2016 года – выложена ниже. В ней собрана актуальная информация по стат. 105.14 НК.

    Обратите внимание! Условия признания сделок контролируемыми в 2017 г. изменились, а для представления уведомления за 2016 г. необходимо руководствоваться старыми правилами, действовавшими до принятия Закона № 401-ФЗ от 30.11.16 г.

    Критерии контролируемых сделок - таблица на 2017 год

    Контролируемые сделки 2017 - критерии их будут приведены ниже в таблице - осуществляются взаимозависимыми и приравненными к ним лицами. Такие сделки подлежат дополнительному контролю со стороны ФНС, поскольку их стороны могут вступить в сговор и предоставить неправдивые сведения об операциях с целью уклонения от налогов. Рассмотрим их специфику.

    Каковы основные критерии контролируемых сделок в 2017 году

    Контролируемыми сделками считаются те, что подлежат проверке ФНС на предмет отсутствия намерений участников соответствующих сделок уклониться от налогов (уменьшить их) посредством необоснованных манипуляций с ценами на товары и услуги, являющиеся предметом заключения соглашений. Так, уменьшив цену в контракте, плательщик может снизить налоговую базу, а увеличив — повысить базу для исчисления вычетов (например, по НДС). Данные действия — противозаконны.

    Контролируемыми в общем случае считаются контракты между взаимозависимыми фирмами (п. 1 ст. 105.14 НК РФ), а именно те, что определяются исходя из критериев, установленных ст. 105.14 НК РФ. Можно отметить, что спектр данных критериев весьма широкий. Далее в специальных разделах статьи мы рассмотрим их сущность подробнее.

    Фирмы, приравненные к взаимозависимым в контролируемых сделках по НК РФ

    К зависимым в целях определения контролируемости сделок приравниваются фирмы, соответствующие критериям, указанным в п. 1 ст. 105.14 НК РФ. Контракты с их участием рассматриваются ФНС как контролируемые, если:

    • в их подписании участвуют «ненужные9raquo; посредники;
    • хотя бы 1 сторона не имеет статуса налогового резидента РФ;
    • обороты по контракту за год превышают 60 000 000 руб.

    Субъектами контролируемых сделок в различных сочетаниях могут быть взаимозависимые или приравненные к таковым:

    • налоговые резиденты и нерезиденты РФ;
    • российские фирмы;
    • иностранные фирмы.

    Стоит отметить, что субъектами контроля со стороны ФНС (на предмет тех же нарушений, о которых мы сказали в начале статьи) могут быть, теоретически, не только взаимозависимые, но и любые другие лица, давшие повод налоговикам обратить на себя внимание, — например, осуществив необоснованное занижение или завышение цен в контрактах (письмо ФНС от 2.11.2012 № ЕД-4-3/18615). Однако суды относятся к проверкам ФНС лиц, не являющихся зависимыми, не слишком лояльно (решение ВС РФ от 01.02.2016 № АКПИ15-1383).

    Рассмотрев то, какие установлены критерии для контролируемых сделок в 2017 году, изучим такой аспект взаимоотношений налогоплательщиков и ФНС, как отчетность по соответствующим контрактам.

    Какая отчетность установлена для контролируемых сделок («1С9raquo; и унифицированные формы)

    В соответствии с п. 2. ст. 105.16 НК РФ участники контролируемых контрактов должны направлять в налоговую службу отчетный документ — уведомление. Срок отправки данного источника — 20 мая года, который следует за отчетным. Составляется документ по унифицированной форме, которая утверждена приказом ФНС России от 27.07.2012 № ММВ-7-13/524. Скачать ее можно на нашем сайте.

    Данный источник включает:

    • титульный лист, на котором отражается информация о налогоплательщике — ИП или юрлице;
    • разделы 1А и 1Б, в которых фиксируются сведения о каждой из контролируемых сделок (групп сделок);
    • разделы 2 и 3, в которых фиксируются данные о контрагентах налогоплательщика по контролируемым контрактам (группам контрактов).

    Заполнять форму № ММВ-7-13/524 можно как вручную, так и с помощью популярных бухгалтерских программ, таких как 1С.

    Контролируемые сделки — 2017: критерии в табличной форме

    Наши специалисты разработали для вас специальную таблицу, в которой подробно раскрыты основания для отнесения тех или иных категорий участников правоотношений в бизнесе (налоговых резидентов РФ, нерезидентов РФ, взаимозависимых, приравненных к зависимым лиц) к субъектам контролируемых сделок. В данной адаптированной для контролируемых сделок таблице - критерии 2017 года, которые владелец бизнеса может использовать для оценки своих контрактов на предмет проявления к ним дополнительного интереса со стороны ФНС.

    Какая сделка может рассматриваться на предмет контролируемости?

    Критерии отнесения сделки к контролируемой

    Источники права, в совокупности устанавливающие порядок отнесения сделок к контролируемым

    Любые взаимозависимые или приравненные к взаимозависимым лица, являющиеся резидентами РФ

    Любая сделка между лицами, признанными взаимозависимыми в порядке ст. 105.1 НК РФ

    • хотя бы один из ее участников платит НДПИ по процентным ставкам;
    • обороты по сделке превышают 60 млн руб.

    п. 3 ст. 105.14 НК РФ;

    подп. 2 п. 2 ст. 105.14 НК РФ

    Сделка становится контролируемой, если:

    • хотя бы одна из ее сторон — плательщик ЕСХН или ЕНВД;
    • хотя бы одна из ее сторон не является плательщиком ЕСХН или ЕНВД;
    • обороты по сделке превышают 100 млн руб.;

    подп. 3 п. 2 ст. 105.14 НК РФ;

    п. 3 ст. 105.14 НК РФ;

    подп. 1 п. 4 ст. 105.14 НК РФ

    Сделка становится контролируемой, если:

    • хотя бы одна из ее сторон вправе не платить налог на прибыль или является резидентом технопарка «Сколково9raquo;, применяя нулевую ставку по соответствующему налогу;
    • хотя бы одна из ее сторон платит налог на прибыль и не участвует в проекте «Сколково9raquo;;
    • хотя бы одна из ее сторон не входит с другими в одну и ту же консолидированную группу налогоплательщиков

    подп. 4, 8 п. 2 ст. 105.14 НК РФ;

    п. 3 ст. 105.14 НК РФ;

    подп. 1 п. 4 ст. 105.14 НК РФ

    Сделка становится контролируемой, если:

    • хотя бы одна из ее сторон — участник регионального инвестпроекта в соответствии с критериями, указанными в п. 1 ст. 25.9 НК РФ;
    • обороты по ней превышают 60 млн руб.

    подп. 7 п. 2 ст. 105.14 НК РФ;

    п. 3 ст. 105.14 НК РФ;

    п. 1 ст. 25.9 НК РФ

    • одна из ее сторон — фирма, осуществляющая добычу углеводородов на новых месторождениях в открытом море, и исчисляет налоги в соответствии со ст. 275.2 НК РФ;
    • обороты по ней превышают 60 млн руб.

    подп. 6 п. 2 ст. 105.14 НК РФ;

    п. 3 ст. 105.14 НК РФ;

    Сделка признается контролируемой, если:

    • одна из ее сторон зарегистрирована в особой или свободной экономической зоне;
    • хотя бы одна из ее сторон не входит с другими в одну и ту же консолидированную группу налогоплательщиков

    подп. 5 п. 2 ст. 105.14 НК РФ;

    п. 3 ст. 105.14 НК РФ;

    подп. 1 п. 4 ст. 105.14 НК РФ

    Сделка признается контролируемой, если:

    • обороты по ней превышают 1 млрд руб.;
    • хотя бы одна из ее сторон не входит с другими в одну консолидированную группу налогоплательщиков;
    • хотя бы одна из ее сторон не зарегистрирована с другими в одном регионе, имеет обособленные структуры в других субъектах РФ (и является субъектом уплаты налога в бюджеты других субъектов РФ);
    • хотя бы одна из ее сторон несет убытки, учитываемые при расчете налога на прибыль

    подп. 1 п. 2 ст. 105.14 НК РФ;

    подп. 1 п. 4 ст. 105.14 НК РФ;

    подп. 2 п. 4 ст. 105.14 НК РФ;

    письмо Минфина РФ от 06.08.2013 № 03-01-18/31694

    Сделка признается контролируемой, если:

      • нефть и нефтепродукты;
      • сталь и иные черные металлы;
      • минеральные удобрения;
      • золото и иные драгметаллы;
    • обороты по ней превышают 60 млн руб.

    п. 1 ст. 105.14 НК РФ;

    подп. 2 п. 1 ст. 105.14 НК РФ;

    п. 5 ст. 105.14 НК РФ;

    п. 7 ст. 105.14 НК РФ

    п. 1 ст. 105.14 НК РФ;

    подп. 1 п. 1 ст. 105.14 НК РФ

    Любые лица, приравненные к взаимозависимым

    Сделка при участии посредников между лицами, приравненными к взаимозависимым в порядке подп. 1 п. 1 ст. 105.14 НК РФ

    Сделка признается контролируемой, если посредники, связывающие ее участников, не занимаются никакой деятельностью, кроме установления связи между участниками сделки, а также не несут рисков, связанных с выполнением обязательств по контракту

    П. 1 ст. 105.14 НК РФ;

    подп. 1 п. 1 ст. 105.14 НК РФ

    Сделка между лицами, приравненными к взаимозависимым в порядке подп. 2 п. 1 ст. 105.14 НК РФ (предмет сделки — товары мировой биржевой торговли)

    Сделка признается контролируемой, если:

    • ее участники осуществляют куплю-продажу таких товаров, как:
      • нефть и нефтепродукты;
      • сталь и иные черные металлы;
      • алюминий и иные цветные металлы;
      • минеральные удобрения;
      • золото и иные драгметаллы;
      • алмазы и другие драгоценные камни;
      • обороты по ней превышают 60 млн руб;
      • независимо от суммы, если одна из сторон сделки является нерезидентом

    П. 3 ст. 105.14 НК РФ;подп. 2 п. 1 ст. 105.14 НК РФ;

    п. 5 ст. 105.14 НК РФ;

    п. 7 ст. 105.14 НК РФ;

    Сделка между лицами, приравненными к взаимозависимым, одно из которых зарегистрировано или ведет деятельность в стране из списка, утвержденного приказом Минфина РФ от 13.11.2007 № 108н

    Сделка признается контролируемой, если обороты по ней превышают 60 млн руб.

    п. 3 ст. 105.14 НК РФ;

    подп. 3 п. 1 ст. 105.14 НК РФ;

    п. 7 ст. 105.14 НК РФ

    Любые лица, взаимозависимые (приравненные к взаимозависимым) с лицом, не являющимся налоговым резидентом РФ

    Любая сделка между лицами, которые признаются взаимозависимыми в порядке ст. 105.1 НК РФ либо приравненными к взаимозависимым в порядке п. 1 ст. 105.14 НК РФ

    Сделка признается контролируемой в любом случае, если ее участники признаются взаимозависимыми лицами или приравненными к взаимозависимым

    п. 1 ст. 105.14 НК РФ;

    письма Минфина РФ от 03.10.2012 № 03-01-18/7-135, от 04.09.2015 № 03-01-11/51070

    Законодательство РФ определяет широкий круг потенциальных субъектов контролируемых сделок. Ими могут быть как российские, так и зарубежные фирмы, работающие в РФ. В большинстве случаев они будут взаимозависимыми с партнерами по сделкам или будут иметь статус приравненных к взаимозависимым с ними. До 20 мая года, следующего за отчетным, налогоплательщики должны отчитываться перед ФНС по контролируемым сделкам.

    Узнавайте первыми о важных налоговых изменениях

    Есть вопросы? Получите быстрые ответы на нашем форуме!

    22 мая 2017 года истекает крайний срок представления уведомления о контролируемых сделках за 2016 год. Должна ли ваша организация отчитываться о контролируемых сделках, и на что надо обратить внимание при подготовке уведомления в программе «1С:Бухгалтерия 8 КОРП» редакции 3.0 - БУХ.1С рассказали эксперты 1С.

    Кто должен представлять уведомление

    Налогоплательщики, совершавшие в 2016 году сделки, признаваемые согласно главе 14.4 НК РФ контролируемыми, обязаны представить в налоговые органы уведомление о таких сделках (п. 1 ст. 105.16 НК РФ).

    На основании информации, содержащейся в уведомлении, налоговые органы вправе проверить полноту исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами.

    Уведомление обязана представлять каждая сторона сделки, в том числе применяющая срецрежимы (УСН, ЕСХН, ЕНВД) (пп. 3-4 п. 2 ст. 105.14 НК РФ).

    Если спецрежимы применяют обе стороны сделки, то такие сделки не контролируются (пп. 3, 4 п. 2 ст. 105.14 НК РФ).

    Форма и порядок заполнения уведомления о контролируемых сделках утверждены приказом ФНС России от 27.07.2012 № ММВ-7-13/524@. Уведомление о контролируемых сделках за 2016 год следует представлять не позднее 22.05.2017 (п. 2 ст. 105.16 НК РФ).

    В программе «1С:Бухгалтерия 8 КОРП» редакции 3.0 разработана специализированная подсистема подготовки уведомления о контролируемых сделках, которая позволяет автоматически заполнить, проверить, распечатать и выгрузить уведомление в электронном виде.

    Что понимается под сделкой

    Контролирующие органы неоднократно разъясняли, что термин «сделка» для целей налогообложения Налоговым кодексом не определен, поэтому это понятие используется в значении, применяемым гражданским законодательством РФ (см. письма Минфина России от 04.08.2015 № 03-01-18/44884, от 13.01.2014 № 03-01-18/352).

    В соответствии с ГК РФ сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей (ст. 153 ГК РФ).

    В «1С:Бухгалтерии КОРП» редакции 3.0 под сделкой понимаются хозяйственные операции, отраженные в учетной системе. В большинстве случаев одна сделка - это отдельная строка первичного документа. При автоматическом формировании первоначального списка контролируемых сделок в программе анализируется 17 видов документов - Реализация (акт, накладная), Поступление (акт, накладная), Отчет о розничных продажах, Поступление оборудования, Поступление НМА, Передача ОС, Передача НМА и т. д.

    Какие сделки 2016 года признаются контролируемыми

    Контролируемыми сделками в целях налогообложения признаются сделки между взаимозависимыми лицами, а также приравненные к ним сделки с учетом положений, предусмотренных статьей 105.14 НК РФ, а именно:

    1. Сделки между российскими взаимозависимыми лицами, если сумма доходов за год по этим сделкам превышает 1 млрд руб. (пп. 1 п. 2 ст. 105.14 НК РФ).

    2. Сделки между российскими взаимозависимыми лицами, если одна из сторон сделки является плательщиком НДПИ, предметом сделки является облагаемое НДПИ полезное ископаемое, и сумма доходов за год по этим сделкам превышает 60 млн руб. (пп. 2 п. 2, п. 3 ст. 105.14 НК РФ).

    3. Сделки между российскими взаимозависимыми лицами, если одна из сторон сделки применяет спецрежим (ЕСХН или ЕНВД), и сумма доходов за год по этим сделкам превышает 100 млн руб. (пп. 3 п. 2, п. 3 ст. 105.14 НК РФ).

    4. Сделки между российскими взаимозависимыми лицами, если одна из сторон сделки освобождена от уплаты налога на прибыль (в том числе плательщик УСН) либо применяет налоговую ставку 0 %, и сумма доходов за год по этим сделкам превышает 60 млн руб. (пп. 4 п. 2, п. 3 ст. 105.14 НК РФ).

    5. Сделки между российскими взаимозависимыми лицами, если одна из сторон сделки применяет специальные льготы по налогу на прибыль, и сумма доходов за год по этим сделкам превышает 60 млн руб. (пп. 5 - 7 п. 2, п. 3 ст. 105.14 НК РФ).

    6. Сделки с иностранными взаимозависимыми лицами независимо от доходов (п. 1 ст. 105.14 НК РФ, письмо Минфина России от 10.05.2016 № 03-01-18/28673).

    7. Сделки между российскими взаимозависимыми лицами с участием независимых «формальных» посредников независимо от доходов (пп. 1 п. 1 ст. 105.14 НК РФ, письмо Минфина России от 29.08.2012 № 03-01-18/6-115).

    8. Сделки с иностранными организациями по товарам мировой биржевой торговли, если сумма доходов по таким сделкам с одним лицом за год превышает 60 млн руб. (пп. 2 п. 1, п. п. 5 - 8 ст. 105.14 НК РФ).

    9. Сделки с офшорными компаниями, по которым годовая сумма доходов больше 60 млн руб. (пп. 3 п. 1, п. 7 ст. 105.14 НК РФ).

    Следует иметь в виду, что суд может признать сделку контролируемой, даже если она не обладает указанными признаками. Это возможно при наличии достаточных оснований полагать, что данная сделка входит в группу однородных сделок, совершенных в целях сокрытия контролируемой сделки (п. 10 ст. 105.14 НК РФ).

    Пунктом 4 статьи 105.14 НК РФ определен перечень сделок, не признаваемых контролируемыми, в порядке исключения (например, межбанковские кредиты со сроком до семи дней, сделки по предоставлению беспроцентных займов между российскими взаимозависимыми лицами и т. д.).

    В программе «1С:Бухгалтерия 8 КОРП» редакции 3.0 большинство контролируемых сделок определяется автоматически. Сделки, которые отражены ручными операциями или нетиповыми документами, пользователю следует зарегистрировать специальным документом Прочие контролируемые сделки , который доступен по одноименной гиперссылке из формы .

    Какие лица признаются взаимозависимыми

    Критерии взаимозависимости лиц, а также порядок определения доли участия одной организации в другой организации или физического лица в организации установлены главой 14.1. НК РФ.

    В «1С:Бухгалтерии КОРП» редакции 3.0 список взаимозависимых лиц не может быть определен автоматически. Сведения о взаимозависимых контрагентах, в том числе о независимых формальных посредниках, необходимо внести в регистр сведений Взаимо-зависимые лица , который доступен из формы Помощника подготовки уведомления о контролируемых сделках .

    Как определять сумму доходов по сделкам

    Сумма доходов по сделкам за календарный год определяется путем сложения сумм полученных доходов по таким сделкам с одним лицом (взаимозависимыми лицами) за календарный год с учетом порядка признания доходов, установленного главой 25 НК РФ (п. 9 ст. 105.14 НК РФ).

    На практике это означает следующее:

    • контролируемость сделки определятся суммой доходов по сделке у продавца, и понятие «расходы покупателя» не используется;
    • необходимо учитывать совокупный доход по всем сделкам, а не только доход, полученный лишь одной стороной;
    • доход определяется без учета НДС, акцизов и пошлин.

    При определении суммы доходов по сделкам за календарный год для расчета суммового критерия в расчет не включаются доходы по сделкам, не учитываемым при определении базы по налогу на прибыль согласно главе 25 НК РФ (письмо Минфина России от 13.01.2014 № 03-01-18/349).

    В «1С:Бухгалтерии 8 КОРП» редакции 3.0 суммы доходов по сделке рассчитываются автоматически на основании первичных документов, отраженных в учетной системе, но при заполнении уведомления пользователь имеет возможность скорректировать показатели.

    Подготовка уведомления в «1С:Бухгалтерии 8 КОРП» (ред. 3.0)

    С чего начать работу

    Для доступа к подсистеме подготовки уведомления о контролируемых сделках нужно включить соответствующую функциональность программы.

    Функциональность настраивается по одноименной гиперссылке из раздела Главное . На закладке Контролируемые сделки необходимо установить одноименный флаг.

    Чтобы подсистема распознавала сделки в качестве контролируемых и в дальнейшем правильно их классифицировала, необходимо проверить полноту и корректность заполнения реквизитов в справочниках Контрагенты и Номенклатура, так как по кодам:

    • страны регистрации в карточке контрагента автоматически определяется его принадлежность к офшорным зонам;
    • ТН ВЭД в карточке номенклатуры автоматически определяется ее принадлежность к товарам мировой биржевой торговли.

    Для удобства работы с контролируемыми сделками в программе предназначен Помощник подготовки уведомления о контролируемых сделках (рис. 1), доступ к которому осуществляется по гиперссылке Помощник подготовки уведомления (раздел Отчеты - Контролируемые сделки ).


    Подготовка уведомления о контролируемых сделках состоит из трех основных этапов:

    • ввод первоначальных сведений и заполнение списка контролируемых сделок;
    • указание дополнительных сведений для объектов, которые попали в список контролируемых сделок, созданный на первом этапе;
    • анализ сводной информации, формирование, проверка и выгрузка уведомления о контролируемых сделках в электронном виде для передачи в налоговые органы.

    Для заполнения уведомления пользователю достаточно выполнить все действия, последовательно переходя по гиперссылкам, которые сгруппированы в форме Помощника в соответствии с перечисленными этапами.

    Полезные методические материалы для подготовки уведомления

    1. Подробнее том, какие лица признаются взаимозависимыми, и какие сделки признаются контролируемыми, к каким последствиям может привести заключение указанных сделок, см. в «Бизнес-справочнике: правовые аспекты» в разделе «Юридическая поддержка»

    2. Обновленную статью о подготовке уведомления о контролируемых сделках в «1С:Бухгалтерии 8 КОРП» (ред. 3.0) см. в разделе «Технологическая поддержка прикладных решений»

    5. Видеозапись лекции в 1С:Лектории от 24.03.2016 «Трансфертное ценообразование: практика применения, подготовка уведомления о контролируемых сделках за 2015 год в "1С:Предприятии 8"» с участием представителей ФНС России и экспертов 1С.

    Контролируемые сделки — это сделки, в которых налоговые органы могут проверить соответствие цены интервалу рыночных цен. Под сделками в данном случае подразумеваются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей (письмо Минфина России от 06.06.2012 № 03-01-18/4-70).

    Из группы сделок между взаимозависимыми лицами выделены сделки, все стороны и выгодоприобретатели которых зарегистрированы в России и сделки, все стороны и выгодоприобретатели которых являются налоговыми резидентами РФ. Данные сделки признаются контролируемыми при соблюдении хотя бы одного из следующих условий.

    Необходимо отметить, что суд может признать сделку контролируемой, даже если она не обладает указанными признаками. Это возможно при наличии достаточных оснований полагать, что данная сделка входит в группу однородных сделок, совершенных в целях сокрытия контролируемой сделки.

    Организации и физические лица, являющиеся сторонами сделки, вправе самостоятельно признать себя для целей налогообложения взаимозависимыми лицами, в случае если отношения между ними могут оказывать влияние на условия и (или) результаты сделок.

    Развернуть описание

    Срок сдачи уведомления о контролируемых сделках

    Уведомление о контролируемых сделках подается не позднее 20 мая года, следующего за отчетным годом (п. 2 ст. 105.16 НК РФ). В том случае, если этот день является выходным днем — срок сдачи переносится на ближайший рабочий день.

    1 июня года, следующего за календарным годом, в котором совершены контролируемые сделки – дата, с которой налоговые органы вправе истребовать документацию относительно конкретной сделки или группы однородных сделок (п. 3 ст. 105.15 НК РФ).

    Новая форма уведомления о контролируемых сделках — когда будет?

    В настоящее время ФНС России разработан проект приказа о внесении изменений в форму и порядок заполнения уведомления о контролируемых сделках (ID проекта 02/08/04-17/00063938). Новая форма уведомления о контролируемых сделках будет применяться в отношении сделок, совершенных начиная с 1 января 2018 года (Письмо ФНС России от 22.03.2018 N ЕД-4-13/5367@).

    Таким образом, чтобы отчитаться о контролируемых сделках за 2017 год необходимо воспользоваться ранее действовавшей формой (КНД 1110025), утвержденной приказом ФНС России от 27.07.2012 № ММВ-7-13/524@ . Приказ утверждает также формат отчета в электронном виде и порядок заполнения формы.

    Как заполнить Уведомление о контролируемых сделках?

    Форма Уведомления о контролируемых сделках содержит 4 раздела, которые обязательны для заполнения не для всех компаний. Ниже в таблице приведено краткое описание разделов и их назначение.

    Скачать бланк формы Уведомление о контролируемых сделках в формате PDF

    Скачать образец заполнения формы Уведомление о контролируемых сделках в формате PDF

    Сформируйте уведомление о контролируемых сделках в 1С, выгрузите в программу и отправьте в налоговую инспекцию!

    Если Вы самостоятельно обнаружили неточности и ошибки в своем отчете после его отправки, постарайтесь как можно скорее направить в налоговый орган уточненное уведомление, это позволит Вам избежать штрафа за недостоверность сведений.

    Верховный Суд РФ (п. 10 Обзора, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.02.2017) определяет, что штраф за недостоверные сведения может быть наложен только, если организация неверно указала в отчете:

    • год, за который предоставляются сведения,
    • предмет сделок,
    • сведения об участниках сделок и суммы доходов (расходов) по контролируемым сделкам.

    Ошибки в других данных уведомления о контролируемых сделках позволяют налоговым органам провести первичный анализ отчета и принять решение по вопросу о необходимости углубленного контроля.

    Контролируемые сделки 2019 - критерии - таблица с ними, приведенная в нашей статье, разработана с учетом последних изменений Налогового кодекса РФ. Подробнее о том, какие сделки можно отнести к контролируемым, а также что изменилось в отношении контролируемых сделок в 2019 году, рассказывается в данной статье.

    Контролируемые сделки (критерии 2019): понятие

    Под контролируемыми понимаются гражданско-правовые сделки, совершаемые гражданами или юридическими лицами, которые в силу соответствия установленным в законе условиям подлежат проверке налоговыми органами.

    К контролируемым сделкам относятся:

    • сделки между взаимозависимыми лицами;
    • иные сделки, приравненные к сделкам взаимозависимых лиц;
    • сделки, которые приобрели статус контролируемых посредством вынесения судебного решения РФ в результате их оспаривания ФНС РФ.

    Основным документом, которым следует руководствоваться при определении критериев признания сделки контролируемой, порядка отчета по такой сделке, ответственности за его неисполнение, а также методов и способов осуществления налогового контроля, является Налоговый кодекс РФ (далее — НК РФ).

    Разъяснения по отдельным вопросам, связанным с совершением контролируемых сделок и уведомлением об их совершении, содержатся также в документах Федеральной налоговой службы (приказ от 07.09.2018 № ММВ-7-13/249@, письмо от 13.04.2017 № ЕД-4-13/6968@), а также актах Министерства финансов РФ (например, письмо от 15.06.2017 № 03-12-11/1/37167 и др.).

    Контролируемые сделки, приравненные к сделкам между взаимозависимыми лицами

    Закон относит к взаимозависимым лицам граждан и (или) организации, чьи экономические связи имеют прямое воздействие на условия или финансовые итоги их деятельности или деятельности представляемых ими лиц. Подробно о признаках взаимозависимости рассказываетст. 105.1 НК РФ).

    В качестве иных сделок, приравниваемых к сделкам между взаимозависимыми лицами, признаются:

    1. Несколько сделок по сбыту (перепродаже) товаров (проведению работ, предоставлению услуг), заключаемых с участием или при посредничестве лиц, не связанных друг с другом. При этом в сделке допускается наличие третьих лиц, не являющихся взаимозависимыми, которые:
    • не осуществляют по этим сделкам никаких вспомогательных функций, кроме сбыта (перепродажи) товаров (проведения работ, предоставления услуг) одним лицом иному взаимозависимому с ним лицу;
    • не берут на себя риск и не расходуют свои активы для осуществления сбыта (перепродажи) товаров (работ, услуг) одним лицом иному взаимозависимому с ним лицу.
  • Внешнеторговые договоры, предметом которых выступают товары мировой биржевой торговли, перечисленные в п. 5 ст. 105.14 НК РФ (например, черные металлы).
  • Договоры с участием контрагента — резидента офшорной зоны из перечня стран, принятого Минфином РФ. Таковыми резидентами могут быть и российские юридические лица, постоянно работающие на территории офшорной зоны, и, таким образом, сделки лица, связанные с такой деятельностью, могут подпадать под признаки контролируемых.
  • Указанные выше сделки признаются контролируемыми только при сумме годового дохода по сделкам свыше 60 млн. рублей. Причем для внешнеторговых договоров на товары международной биржевой торговли и договоров с резидентами офшорных зон сумма в 60 млн. руб. рассчитывается по сделкам с одним (каждым отдельно) контрагентом (п. 7 ст. 105.14 НК РФ).

    Критерии признания сделок взаимозависимых лиц контролируемыми для целей налогообложения

    Под характеристики контролируемых подпадают сделки взаимозависимых лиц, которые содержат специальные условия из ст. 105.14 НК РФ.

    Прежде всего, все участники и выгодоприобретатели по сделке между взаимозависимыми лицами должны быть зарегистрированы либо иметь налоговое резидентство в РФ. Далее закон устанавливает 2 вида требований, по которым можно отнести сделку к контролируемым:

    1. Соответствие указанной в законе сумме прибыли за календарный год (далее — сумма прибыли). Для взаимозависимых лиц эта сумма — свыше 1 млрд. рублей.
    2. Участие в сделке лица, которое обязано уплатить или освобождено от уплаты определенного вид налога в зависимости от специфики его деятельности.

    Какие сделки взаимозависимых лиц признаются контролируемыми

    Так, сделка, в которой все участники и бенефициары зарегистрированы на территории РФ либо являются ее налоговыми резидентами, считается контролируемой, если:

    • предметом сделки выступает полезное ископаемое, добытое участником сделки, который уплачивает налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) по ставке, исчисляемой в процентах;
    • один из ее участников добывает углеводородное сырье на новом морском месторождении и включает прибыль (убыток) по такой сделке в налоговую базу при расчете налога на прибыль согласно ст. 275.2 НК РФ, а другая сторона сделки не является плательщиком, указанным в п. 1 ст. 275.2 НК РФ либо не учитывает свои доходы/расходы по данной сделке по ст. 275.2 НК РФ.
    • любой из ее участников использует единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) либо платит единый налог на вмененный доход для определенной деятельности (ЕНВД), при условии что контролируемая сделка связана с этой деятельностью, а другие участники сделки (один или несколько) не используют данные налоговые режимы.
    • хотя бы один из участников сделки (в отличие от других) имеет законное право не платить налог на прибыль юридических лиц (Подробнее о порядке уплаты налога на прибыль организаций рассказывается в статье Налог на прибыль при ОСНО).

    В 2018 - 2019 году перечень сделок, которые признаются контролируемыми с доходом в 1 млрд.руб., включает также новые условия, а именно: один из участников договора должен быть исследовательским корпоративным центром согласно закону «Об инновационном центре “Сколково”» от 28.09.2010 № 244-ФЗ и вправе не уплачивать налог на добавленную стоимость (НДС) согласно ст. 145.1 НК РФ. С 01.01.2019 список пополнился сделками, в которых хотя бы 1 из участников платит налог на допдоход от продажи углеводородов и доходы/расходы по сделке учитываются при расчете данного налога.

    Критерии контролируемых сделок - 2019: таблица

    Для удобства критерии контролируемых сделок приведены в таблице ниже.

    Вид сделки

    Условия, при наличии которых сделка считается контролируемой

    Лимит годового оборота (млн руб.)

    1. Сделки между взаимозависимыми лицами, зарегистрированными на территории РФ

    Стороны применяют разные ставки по налогу на прибыль к прибыли от деятельности, в рамках которой оформлена сделка

    Один участник договора платит НДПИ по процентному тарифу

    Один из участников сделки пользуется специальной налоговой системой — ЕСХН либо ЕНВД

    Один из участников не платит налог на прибыль

    Один из участников договора осуществляет добычу полезных ископаемых

    Один из участников применяет инвестиционный вычет

    Один из участников сделки является исследовательским корпоративным центром и освобожден от уплаты НДС

    2. Несколько сделок по сбыту (перепродаже) товаров (проведению работ, оказанию услуг) при посредничестве лиц, не считающихся взаимозависимыми

    При условии что третьи лица:

    · не осуществляют по данным сделкам никаких других функций, кроме сбыта товаров (проведения работ, предоставления услуг);

    · не берут на себя риск и не расходуют активы для осуществления сбыта товаров (проведения работ, предоставления услуг)

    3. Сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли

    Предметом таких договоров должны быть объекты из одной или нескольких товарных групп:

    · нефть и товары, выработанные из нефти;

    · черные металлы;

    · цветные металлы;

    · минеральные удобрения;

    · драгоценные металлы и драгоценные камни

    4. С резидентами оффшоров из перечня Минфина РФ

    Не установлены

    Таким образом, в зависимости от вида сделки, налогоплательщика и общего дохода по соответствующей сделке (сделкам) за календарный год договор, заключенный между взаимозависимыми лицами или приравненный к нему, признается контролируемой сделкой в целях налогообложения. Законом также предусмотрены случаи, когда сделка, имеющая признаки контролируемой, таковой не является.

    Контролируемым сделкам посвящена целая глава Налогового кодекса — глава 14.4. Данная глава включает три статьи, которые дают представление о контролируемых сделках, описывают их критерии, порядок подготовки документации и уведомления для ФНС. Ниже расскажем о нюансах контролируемых сделок в России.

    Таблица. Критерии контролируемых сделок 2017

    На признание сделки контролируемой влияет несколько факторов. В том числе доход по сделке, налоговый режим компании, вид деятельности, характер отношений между участниками сделок. Для вашего удобства мы собрали основные критерии в таблицу.

    Характер контролируемой сделки

    Признаки, указывающие на контролируемую сделку

    Сумма сделки для признания ее контролируемой

    Участники сделки — взаимозависимые лица и резиденты РФ (п. 2 ст. 105.14 НК РФ) Сумма цен сделок за год Совокупный доход от сделок не менее 1 млрд руб.
    Один из участников сделки находится на ЕНВД или ЕСХН, при этом другая сторона применяет отличный от указанных режим налогообложения
    Один из участников сделки применяет ставку 0 % по налогу на прибыль или вовсе освобожден от его уплаты Совокупный доход от сделок не менее 100 млн руб.
    Один из участников сделки является резидентом ОЭЗ или участником СЭЗ, в которых действуют льготы по налогу на прибыль. При этом второй участник сделки не должен быть участником указанных зон Совокупный доход от сделок не менее 60 млн руб.
    Один из участников сделки имеет лицензию на пользование участком недр, на территории которого есть новое морское месторождение углеводородного сырья, или этот участник сделки — оператор подобного месторождения и считает налог на прибыль согласно ст. 275.2 НК РФ. Важно, чтобы второй участник сделки не был причастен к данным обстоятельствам либо, являясь оператором описанного выше месторождения, не учитывал доходы (расходы) от этой деятельности при расчете налога на прибыль Совокупный доход от сделок не менее 60 млн руб.
    Один из участников сделки — участник регионального инвестиционного проекта, ставки налога на прибыль у которого распределяются следующим образом: 0 % в федеральный бюджет и пониженная ставка в бюджет субъекта РФ. При этом второй участник сделки также может быть участником инвестиционного проекта на тех же условиях Совокупный доход от сделок не менее 60 млн руб.
    Один или оба участника сделки — исследовательские корпоративные центры «Сколково», которые освобождены от уплаты НДС Совокупный доход от сделок не менее 60 млн руб.
    Один или оба участника сделки применяют инвестиционный вычет по налогу на прибыль (ст. 286.1 НК РФ) Совокупный доход от сделок не менее 60 млн руб.
    Сделка с участием посредников — не взаимозависимых лиц Посредник занимается только перепродажей товаров
    Посредник занимается перепродажей товаров и не несет никаких рисков, не использует собственные активы
    Контракт в сфере внешней торговли товарами мировой биржевой торговли В результате сделки продают: нефть и нефтяные товары, минеральные удобрения, цветные или черные металлы, драгоценные камни и металлы
    Внешнеэкономическая сделка между взаимозависимыми лицами Все удовлетворяющие характеристике сделки Доход от сделки не имеет значения

    Таблица. Критерии контролируемых сделок 2018

    Критерии в 2018 году остались прежними. Ознакомиться с ними вы сможете в таблице, которая представлена выше.

    По контролируемым сделкам, которые пройдут в 2018 году, отчитаться в налоговый орган нужно будет в 2019 году.

    Порядок заполнения уведомления о контролируемых сделках

    Уведомление о контролируемых сделках включает: традиционный титульный лист и три раздела, при этом первый раздел включает два подраздела с буквенным обозначением А и Б.

    В подразделах 1А и 1Б нужно отразить информацию о сделке и ее предмете. Разделы 2 и 3 расскажут об участниках сделки.

    Подраздел 1А заполняется отдельно на каждую прошедшую сделку или совокупность однотипных сделок. Часть данного раздела очень похожа на анкету, в которой нужно выбрать верное утверждение и поставить нужный код. Коды указаны прямо в уведомлении.

    Подраздел 1Б является дополнением и расшифровкой информации из подраздела 1А. Здесь отчитывающееся лицо указывает наименование товаров/работ, реквизиты договоров, страну происхождения и стоимость предмета сделки и т.п.

    Количество листов подраздела 1Б должно совпадать с количеством сделок, отмеченных в подразделе 1А. То есть если налогоплательщик составил четыре листа подраздела 1Б, то в подразделе 1А нужно отразить четыре сделки.

    Разделы 2 и 3 содержат регистрационные данные о лицах, с которыми заключены сделки. Отличие лишь в том, что в разделе 2 указывают участников — юридических лиц, а в разделе 3 участников — физических лиц.

    Полная инструкция по заполнению уведомления находится в Приказе ФНС от 27.07.2012 № ММВ-7-13/524@.

    Уведомление о контролируемых сделках за 2017 год

    По контролируемым сделкам, которые были в 2017 году, следует сдать уведомление в ФНС до 20.05.2018. Так как срок отчетности выпадает на воскресенье, налогоплательщик вправе направить документ до 21.05.2018 включительно.

    Загрузка...
    Top