Ссора в храме к чему. Приснилась церковь во сне. Сонник церковь и церковные свечи. Разрешение конфликтов из-за различий

Бывает и такое: сидишь дома, наслаждаешься самим собой, думаешь о том какой ты правильный, умный и вообще… Потом попадая в мало мальски нормальную христианскую церковь, понимаешь, что это был самообман. Вдруг, оказывается, не хватает самообладания, любви и всяких таких качеств. И если в подобной ситуации мы окажемся честны, то в достаточной мере сможем осознать, что значит: ‘’Железо железо острит, и человек изощряет взгляд друга своего’’ (Прит.27:17). Люди существа социальные, и нуждаются в здравых отношениях; поэтому так важно иметь такое окружение, которое поможет стать более адекватной, совершенной личностью.

Наиболее опасным бичом большинства христиан является самомнение и гордость. Мы не будем говорить о отступниках и еретиках, с ними и так всё понятно (Тит.3:10,11.); но если кто-то начинает отличаться от нас, и мыслит не так как мы, тогда не слишком задумываясь о том на сколько он прав, ставим его в разряд непонимаки и козлоподобного брата. Но так не должно быть друзья мои; апостол Павел писал:

‘’А ты что осуждаешь брата твоего? Или и ты, что унижаешь брата твоего? Все мы предстанем на суд Христов. Ибо написано: живу Я, говорит Господь, предо Мною преклонится всякое колено, и всякий язык будет исповедывать Бога. Итак каждый из нас за себя даст отчет Богу. …будем искать того, что служит к миру и ко взаимному назиданию’’(Рим.14:10-12,19.).

И снова стоит повториться, что подобным качествам можно научиться только в церкви. Екклесиаст – означает ‘’Созывающий Собрание’’; и как вы думаете, что он имел в виду, когда писал:

‘’Двоим лучше, нежели одному; потому что у них есть доброе вознаграждение в труде их: ибо если упадет один, то другой поднимет товарища своего. Но горе одному, когда упадет, а другого нет, который поднял бы его. Также, если лежат двое, то тепло им; а одному как согреться? И если станет преодолевать кто-либо одного, то двое устоят против него: и нитка, втрое скрученная, нескоро порвется’’ (Еккл.4:9-12)?

В большинстве случаев, в христианстве принято считать, что это говорит о семье – но где логика, когда Христос Иисус и апостол Павел утверждали, что лучше человеку оставаться одному (Лук.19:10-12. 1Кор.7:32-35,38.)?.. Не зря Великий Пастырь Христос сравнивал Своих последователей со стадом овец, т.к. вне стада они в последствии погибают. И в самом деле, уже многими случаями и опытами доказано, что человек является одним из наиболее уязвимых и нежизнеспособных существ, если он не получает воспитания. И чем более совершенной личностью вы хотите стать, тем более совершенным должно быть ваше окружение; потому и сказано: ‘’Общающийся с мудрыми будет мудр, а кто дружит с глупыми, развратится’’ (Прит.13:21).

Что делать, когда в церкви ссоры?

Хорошо, если в определённой конфессии отлажен правовой порядок. И когда [а это чаще в протестантских церквях] нет пастырей ‘’случайных’’, тогда серьёзные проблемы возникают не так часто. Но всё же, когда возникают ссоры и проблемы во взаимоотношениях с пастырями и просто соверующими у нас самих, или мы наблюдаем проблему со стороны, как поведём мы себя сами? Порой приходится слышать о том, что некоторые перестают посещать церковь, считая; ‘’раз меня кое-кто обидел, значит, там нет правды’’. Что же, бывает и такое… Однако следует понимать, что проблемы могут возникнуть рано или поздно, в любой церкви и любой конфессии. Помните, что и среди апостолов оказался вор (Иоан.12:4,6.); но вы, в первую очередь, приходите на поклонение Отцу, и прославляя Господа Христа.

Так же есть и другая сторона проблемы, и по поводу неё есть интересное высказывание: если первый муж бил жену – он сволочь; если второй её бил – знать чужую жизнь нам не понять; ну а если и третий бьёт – то это видать у жены морда не та… Мораль этого высказывания абсолютно не за рукоприкладство, но если у кого-то возникают проблемы, часто и со многими, то следует обратить внимание на то, что может быть проблема в первую очередь в нём самом? И тогда важно помнить, что это так же НЕ повод сдаваться и уходить из церкви – это повод ещё крепче держаться и усиленно работать над самим собой; просите, вам помогут ваши пастыри.

Когда возникает вопрос: как найти правильную религию?

Иногда бывает, что христианин не может определиться, в какой конфессии ему быть. Если бы вы жили примерно в веке 13-м, то выбор был бы у вас не велик: либо оставаться в традиционном православии или католицизме, либо стать ‘’еретиком – сектантом’’. Сейчас, при относительной религиозной демократии, существует огромный выбор всевозможных направлений христианства, и каждый пытается доказать свою правоту. Но как бы ни был сейчас широк и разнообразен выбор религиозных течений, парадокс в том, что до начала 21-го века, торжество истины всё ещё не наступило. ‘’Как! Почему!’’ – возмущённо можете спросить вы. Да всё потому, что заменив, тоталитарный и тираничный режим правящих религий на свободу, в которой порой может присутствовать беснование и сектантство, [в целом] мы лишь не на много больше приблизились к истине.

История часто повторяется, и со времени пророка Иезекииля мало что изменилось; а он писал: ‘’ И рассеялись они без пастыря и, рассеявшись, сделались пищею всякому зверю полевому. Блуждают овцы Мои по всем горам и по всякому высокому холму, и по всему лицу земли рассеялись овцы Мои…’’ (Иез.34:5,6). Да, наш Господь Христос очистил Своей кровью церковь; и пока жили Его апостолы, через [возложение рук] которых подавался Дух Святой (Деян.8:14-18.), она была единой и истинной. Однако апостол Павел пророчествовал: ‘’Ибо я знаю, что, по отшествии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою’’ (Деян.20:29,30). И на сегодняшний день, христианство всё ещё находится в состоянии разделения – т.е. ‘’Вавилона великого’’ - сравнить: Быт.11:9. [Так же, подробнее о этом информация в статье: ‘’Что такое Вавилон великий? – Тайны Библии’’].

Так вот, что же делать, если христианина не устраивает его конфессия в плане понимания истины; стоит ли ему в таком случае так же создавать своё течение и искать себе последователей? Ответим сразу, что этого делать конечно не стоит, т.к. вы этим проблему не решите; но мало того, сделаете ещё хуже, повторив то, что уже сделали и до вас… Чему же может научить нас Слово Бога по данному вопросу?

Начнём с того, что проблема разделений была ещё при жизни апостолов Христа, и Павел писал: ‘’Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях’’ (1Кор.1:10). Но что уже сделано – то сделано, и теперь нам только и остаётся, что выбрать ту церковь, которая нам ближе по духу и пониманию . В послании к Евреям сказано: ‘’Будем внимательны друг ко другу, поощряя к любви и добрым делам. Не будем оставлять собрания своего, как есть у некоторых обычай; но будем увещевать [друг друга], и тем более, чем более усматриваете приближение дня оного’’(Евр.10:24,25).

Некоторые могут сказать: ‘’ а как же призыв о том, что нужно выйти из Вавилона великого?’’ (Откр.18:4.). Выражение Екклесиаста [Созывающего Собрание] актуально и в данном вопросе, так он писал: ‘’Всему свое время, и время всякой вещи под небом. Время раздирать, и время сшивать; время молчать, и время говорить’’ (Еккл.3:7). И наиболее яркий пример, который может научить нас (Рим.15:4.), написан у пророка Иеремии о том, что евреи должны были заботится о благосостоянии Вавилона: ‘’так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев, всем пленникам, которых Я переселил из Иерусалима в Вавилон: берите жен и рождайте сыновей и дочерей; и сыновьям своим берите жен и дочерей своих отдавайте в замужество, чтобы они рождали сыновей и дочерей, и размножайтесь там, а не умаляйтесь; и заботьтесь о благосостоянии города, в который Я переселил вас, и молитесь за него Господу; ибо при благосостоянии его и вам будет мир. Ибо [только] Я знаю намерения, какие имею о вас, говорит Господь, намерения во благо, а не на зло, чтобы дать вам будущность и надежду. И взыщете Меня и найдете, если взыщете Меня всем сердцем вашим. И буду Я найден вами, говорит Господь, и возвращу вас из плена и соберу вас из всех народов и из всех мест, куда Я изгнал вас, говорит Господь, и возвращу вас в то место, откуда переселил вас’’ (Иер.29:4,6,7,11,13,14). Евреи, сами по себе не могли выйти из Вавилона, пока не пришло время окончания 70-ти летнего плена; так же и мы, никак не сможем решить эту проблему самостоятельно. Более того, не смиряясь с тем, что мы имеем сегодня [по воле на то Всевышнего], мы становимся подобными на тех еврейских бунтарей, которые отказывались идти в Вавилон – смотри: Иер.27:1,6-8. Иер.24:1,3-10. Важно понять, что наша ‘’крутость’’ и превосходство не в том, чтобы стремиться подняться над [как некоторые пытаются утверждать] ‘’жалкой толпой верующих’’. Но наша сила в мудрости, и это подтверждают всегда насущные слова: ‘’ибо так говорит Господь Бог, Святый Израилев: оставаясь на месте и в покое, вы спаслись бы; в тишине и уповании крепость ваша; но вы не хотели’’ (Ис.30:15).

Еврейские знатоки Писания уже сделали ошибку, пытаясь углубиться в знание и исполнение Закона, чтобы оправдаться этим; но пришёл Христос и показал, что ‘’буква’’ закона не спасает. Так в чём же, наше спасение?.. Конечно, Бога нужно искать всегда; если по-настоящему любишь кого-то, то стараешься узнать его, понять, остаться верным; в этом и есть исполнение первой наиважнейшей заповеди (Мат.22:37,38.). И когда придёт последнее время, Всевышний откроется всем, кто искренне искал Его (Деян.17:27.); это так же подтверждает пророк Софония: ‘’Итак ждите Меня, говорит Господь, до того дня, когда Я восстану для опустошения, ибо Мною определено собрать народы, созвать царства, чтобы излить на них негодование Мое, всю ярость гнева Моего; ибо огнем ревности Моей пожрана будет вся земля. Тогда [в то время] опять Я дам народам уста чистые, чтобы все призывали имя Господа и служили Ему единодушно’’ (Соф.3:8,9). Как это произойдёт? Господь пошлёт Своих свидетелей (Откр.11:3-8.), чтобы они научили человечество единой истине; вот так о этом писал апостол Павел: ‘’доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова; дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения’’ (Еф.4:13,14). *** Более подробную информацию можно найти в статье: ‘’Христианство в последние дни – Тайны Библии. Новое понимание Писания’’.

Что касается сегодняшних дней, важно запомнить вот что… Наш Господь Христос, по образу Мелхиседека [см. Евреям.7:1,2.], является:

  1. Царём.
  2. Священником

Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение. Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее, ибо [начальник] есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое. И потому надобно повиноваться не только из [страха] наказания, но и по совести. Для сего вы и подати платите, ибо они Божии служители, сим самым постоянно занятые’’ (Рим.13:1-6). Из данного места Писания нам понятно, что правители мира, несмотря на своё явное несовершенство, являются некой заменой [до времени] Царю царей Христу, и поддерживают ну хоть какой - нибудь порядок. Но наш Господь не только Царь, но и Священник; и Его так же, до времени, замещают пастыри церквей, которым так же стоит повиноваться [если они следуют здравому учению добродетели]. Собирая [как написано в Рим.13:6.] пожертвования и десятины, они обязаны поддерживать церкви в надлежащем порядке, пока не придёт время, о котором писал пророк Даниил: ‘’И отвечал он: "иди, Даниил; ибо сокрыты и запечатаны слова сии до последнего времени. Многие очистятся, убелятся и переплавлены будут [в искушении]; нечестивые же будут поступать нечестиво, и не уразумеет сего никто из нечестивых, а мудрые уразумеют’’ (Дан.12:9,10).

Итак: ‘’По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою’’ (Иоан.13:35). Сегодня так же, проявление любви к Богу и ближнему остаётся насущным делом, и поступающий так, не преткнётся (Псал.118:165.). Ждите Господа друзья, Он придёт снова и научит нас истине; но не в теле, а через Своих ‘’меньших братьев’’ (Матф.25:31-35,40.). И чтобы не пропустить Его пришествия в истине, помните принцип: ‘’Страннолюбия не забывайте, ибо через него некоторые, не зная, оказали гостеприимство Ангелам. Помните узников, как бы и вы с ними были в узах, и страждущих, как и сами находитесь в теле’’ (Евр.13:2,3). Мир вам.

С. Иаковлев (Бохан)

Обратите внимание на эти две картинки. Сравните, - чего бы вы больше хотели? Питаться всем тем, что к примеру на интернет-форумах случайно перепадёт?..

Или всё же получая духовное словесное молоко предоставляя пастырями на собраниях? (1-Петра 2:1,2. Евреям 13:17).

"Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних, мыслях. Ибо от домашних Хлоиных сделалось мне известным о вас, братия мои, что между вами есть споры. Я разумею то, что у вас говорят: "Я Павлов"; "я Апполосов"; "я Кифин"; "а я Христов". Разве разделился Христос? разве Павел распялся за вас? или во имя Павла вы крестились? Благодарю Бога, что я никого из вас не крестил кроме Криспа и Гаия, дабы не сказал кто, что я крестил в мое имя. Крестил я также Стефанов дом; а крестил ли еще кого, не знаю. Ибо Христос послал меня не крестить, а благовествовать, не в премудрости, слова, чтобы не упразднить креста Христова" (1:10-17).

Одна из главных причин, почему религиозные культы смогли оказать в наши дни такое влияние на мир, состоит в том, что они едины. Дисгармония внутри церкви нетерпима. Хотя такое единство неправильно направляется, хотя им злоупотребляют и оно часто бывает тоталитарным, оно привлекательно для многих людей, уставших от неуверенности, неопределенности и запутанности в религиозных вопросах.

Мало кому из нас, пришедших в церковь несколько лет назад, не пришлось побывать в общинах, где царил раскол или, по меньшей мере, где были серьезные ссоры (или услышать о такой общине). Эта проблема существовала в церкви со времен Нового Завета. Коринфские верующие отступали от норм, установленных Богом, во многом, и первое, за что их упрекал Павел, были раздоры.

Ссоры - это часть жизни. Мы вырастаем внутри ссор и рядом с ссорами. Когда от младенцев отбирают что-нибудь, что им нравится, или им не дают чего-нибудь, чего они хотят, они торопятся выразить свое неудовольствие. Маленькие дети плачут, пускают в ход кулаки или выходят из себя, когда они не могут настоять на своем. Мы спорим и деремся, - сначала из-за погремушки, потом из-за игрушки, потом из-за футбольного мяча, потом из-за того, какое место нам отводится в футбольной или другой спортивной команде (главное - чтобы вызывать побольше восторгов), в коммерческих делах, в ассоциации учителей и родителей или в политике. Друзья воюют, мужья и жены воюют, торговые фирмы борются друг с другом, города борются друг с другом, и даже целые народы борются - иногда до такой степени, что дело доходит до войны. А источник всех ссор один и тот же: испорченная, эгоистичная, самовлюбленная природа человека.



Ни о чем другом Писание не говорит с такой ясностью, как о том, что человек в основе и по природе своей грешен и что сердце - вина его грёховности - это его своеволие. От рождения и до смерти каждого человека естественно тянет к тому, чтобы быть первым, - быть тем, кем он хочет быть, делать, что он хочет, и иметь то, что он хочет. Даже верующие постоянно искушаемы сползти назад, - в жизнь, полную своеволия, своекорыстия и вообще эгоцентризма. В центре греха - эго, "я". Эгоцентризм - это корень человеческой испорченности, - испорченности, в которой начиная с Адама и Евы, был рожден каждый человек, за исключением Иисуса Христа. Даже христиане все еще грешники - оправданные, но грешные сами по себе. И, когда этому греху позволяется делать все, что ему угодно, в нашей плоти, конфликт неизбежен. Когда люди (двое или больше) устремляют свои помыслы на то, чтобы делать все по-своему, между ними скоро начнутся споры и ссоры, потому что их интересы и заботы, то, чему они придают больше всего значения, - рано или поздно вступят в конфликт Не может быть согласия в группе людей, - даже в группе верующих, - если их желаниями и целями, намерениями и идеалами руководит их эго.

Обращаясь в своем послании к единоверцам, Иаков спрашивает: "Откуда у вас вражды и распри? не отсюда ли, от вожделений ваших, воюющих в членах ваших? Желаете - и не имеете; убиваете и завидуете - и не можете достигнуть; препираетесь и враждуете, и не имеете" (4:1-2). Причина всех конфликтов, ссор и раздоров - это эгоистичное желание.

Трагично, что, хотя это запрещено Богом, хотя это против самого характера нашей спасенной природы и абсолютно враждебно всему, о чем Господь молился для Своей церкви, тому, какой Он намеревался ее построить, - распри случаются и среди верующих, среди тех, кто призваны быть едиными в Господе Иисусе Христе.

Что Господь оплакивает, чему Он сопротивляется, тому сатана рукоплещет, то он питает и лелеет. Ничто не оказывает на церковь такое деморализующее влияние, ничто так не обескураживает и ослабляет верующих, как распри, злословие исподтишка и ссоры в их среде. И ничто не бросает такую тень на ее свидетельство миру, как внутренние раздоры.

Ссоры - это реальность в церкви, потому что эгоизм и другие грехи - это реальность в церковной жизни. Ссоры бесчестят Отца, позорят Сына, деморализуют и дискредитируют Его народ, а тем временем мир сворачивает в сторону и утверждается в неверии. Разорванное единство лишает христиан радости и их работу - эффективности, отнимает у Бога славу, а у мира - истинное свидетельство о благой вести. Дорого обходится подножка со стороны эгоизма!

Среди многих грехов и недостатков коринфской церкви ссоры были тем, с чем Павел решил разобраться в первую очередь. В единстве - радость христианского служения и достоверность христианского свидетельства. В Своей первосвященнической молитве Господь постоянно молился о том, чтобы Его Церковь была единой (Иоан. 17:11, 21-23). То единство природы и вероисповедания, о котором Он молился для Своих учеников, подразумевало "воплощенное, единство в жизни". Непосредственно после Пятидесятницы верующие, только что получившие силу от Духа Святого, были в совершенном согласии друг с другом, - делясь мыслями и чувствами, радуясь, поклоняясь Богу и свидетельствуя вместе, "и каждый день единодушно пребывали в храме хваля Бога и находясь в любви у всего народа. Господь же ежедневно прилагал спасаемых к церкви" (Деян. 2:46-47). То, как они служили друг другу, свидетельствовали миру, угождали Богу и прославляли Его, - все было плодом их единства.

Первое, в чем нуждалась коринфская церковь - в единстве такого рода. В том же самом нуждаются и многие церкви в наше время. Обсуждая этот вопрос, Павел переходит к наставлениям и указаниям, которые занимают остальную часть этого послания.

В стихах 10-17 он разбирает четыре основные области относящиеся к единству: он призывает к согласию в том что касается учения, говорить о группах, приверженных отдельным людям, о принципе единства во Христе и о том что на первом месте должна стоять проповедь.

Призыв: согласие в учении

"Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и одних мыслях" (1:10).

Слово умоляю - это перевод греческого слова "паракалео"; корень этого глагола происходит от слова "параклетос", что значит "помощник" (или "Утешитель" - см. Иоан. 14:16, 26; 15:26; 16:7 и "Ходатай" - 1 Иоан. 2:1). Основное значение этого слова - вставать на сторону кого-нибудь, помогая ему. Павел хотел встать на сторону коринфских братьев и сестер, быть с ними рядом, чтобы помочь им исправить свои грехи и недостатки. То же самое слово используется и в Послании к Филимону: заметив, что он имел право приказать Филимону простить раба Онисима и отослать его назад к Павлу, апостол говорит: "По любви лучше прошу (параклео)" (Филим. 9, ср. 10).

Подобным же образом он просит и коринфян. В словах, открывающих его послание, он заботился о том, чтобы утвердить свой апостольский авторитет, - но сейчас он обращается к ним, как к братьям. Этим он умеряет резкость упрека, не сводя на нет его серьезности. Они - его братья и братья друг другу, и им следует вести себя, как подобает братьям.

Они были "призваны в общение Сына Его Иисуса Христа" (1:9) и теперь с любовью наставляемы "именем Господа нашего Иисуса Христа прийти к согласию (говорить одно), избегать разделений и быть соединенными "в одном духе и одних мыслях". Раз они были едины в общении с их Господом, им следует быть едиными и в общении друг с другом. Их единство в Иисусе Христе было основой для мольбы Павла о единстве среди них самих. Как и во многих других посланиях Павла, он отталкивался от отождествления верующих со Христом, чтобы произвести свой призыв к святой жизни.

Имя Христа представляет все, чем Он является, - Его характер и Его волю. Молиться "во имя Иисуса" это не значит - ожидать, что Бог склонится к нашим желаниям или просьбам просто потому, что мы используем эту формулу. Молиться во имя Его - значит молиться в соответствии с Его словом, в согласии с Его волей. Иисус повелел нам молиться, говоря: "да святится имя Твое... да будет воля Твоя" (Матф. 6:9-10). Слово Христа, в совершенстве отражающее Его характер и Его волю, формирует важнейшую основу всего христианского поведения. Является ли правильным то, что мы думаем, говорим и делаем, зависит не от того, как это воздействует на нас самих или на других, а от того, находятся ли наши мысли, слова и поступки в согласии со Христом и делают ли они Ему честь. Поведение верующих имеет самое непосредственное отношение к Иисусу Христу. Когда мы грешим, или жалуемся, или ссоримся, мы вредим церкви и ее руководителям, мы приносим вред нашим братьям по вере. Кроме того, мы тем самым возводим преграду между Евангелием и неверующими. Но - что хуже всего - мы бесчестим нашего Господа.

Когда пресвитеры из Ефеса пришли в Милет, чтобы встретиться с Павлом, идущим в Иерусалим, он наставлял их, говоря: "Итак, внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею" (Деян. 20:28). Тем самым он говорил им: "не теряйте из виду Того, Чьи вы и Чьи они. Вы все принадлежите Иисусу Христу и драгоценны Ему. Вы - блюстители, поставленные от Господа".

В этом отрывке, написанном к местной церкви, ударение делается на единстве местного собрания верующих, а не на мистическом единстве вселенской церкви, - как, например, в Послании к Ефесянам, которое было общим посланием, без ссылок на конкретные местные условия. И не о единстве вероисповедания говорит здесь Павел. Он говорит, что единство должно быть внутри местного собрания верующих, "чтобы все вы говорили одно". Это кажется недостижимым идеалом; и все же Сам Господь повелел Своим последователям: "Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный" (Матф. 5:48), - а что может быть более невозможным с человеческой точки зрения, чем это? Во имя Христа и с Его помощью этот идеал достижим. И идеал единства - тоже. Бог устанавливает Свои нормы не на основе человеческих способностей, а исходя из тех сил, которые Он нам посылает. Он не приспосабливает их к человеческой ограниченности, и тем более - к человеческим склонностям и желаниям. Каким бы недостижимым это представление ни могло показаться, все верующие местной церкви должны прийти к согласию в том, что касается вопросов, связанных с Богом.

По-гречески эта фраза буквально звучит так: "чтобы вы все говорили одно и то же", - как и переведено в Версии Короля Джеймса. Что больше всего смущает верующих, недавно принявших христианство, или же неверующих, размышляющих о призывах Христа, - это когда им приходится слышать, как христиане, которых они считают духовно зрелыми и опытными, противоречат друг другу в суждениях Евангелия, о Библии или о христианской жизни. И трудно себе представить что-либо, более опустошительное для церкви, чем если каждый верующий будет иметь собственные представления и толкования в вопросах веры, - или если община разделится на фракции, каждая из которых будет придерживаться собственных взглядов на этот счет.

Чтобы местная церковь была духовно здоровой, гармоничной и действенной, в ней должно быть, прежде всего, единство относительно учения. Учение церкви не должно быть сборной солянкой, из которой каждый может выискивать и вылавливать то, что ему по нраву. И разных групп, со своими собственными, отличительными чертами и особенностями, со своими руководителями, - тоже не должно быть. Даже если такие группы уживаются друг с другом и терпимы к взглядам друг друга, запутанность в вопросах учения и духовная ослабленность окажутся неизбежным результатом разделения. К несчастью, в некоторых церквах и даже в некоторых семинариях в наше время царит именно такого сорта избирательность в области учения и этики. Члены этих церквей и семинарий часто соглашаются друг с другом в вопросах социальных и организационных, -но в том, что касается учения, этики и духовности, они путаются сами и запутывают других. Они не придерживаются никаких несомненных фактов, - даже если факты библейские и изложенные в Писание абсолютные истины не являются для них несомненными. Они не признают никаких длительных или связывающих обязательств. Конечно, многие люди, не исключая и тех, кто открыто исповедует христианство, не хотят абсолютов в учении или в морали, просто потому, что абсолютные истины и нормы требуют абсолютного принятия и послушания.

В том, что касается Божьей истины, не может быть двух противоположных мнений о том, что правильно и что неправильно. Очевидно, что мы не можем дать догмы о том, что неполно и неясно дано в Откровении (Втор. 29:29). Но Бог ничего не путает, Он не противоречит Самому Себе. Он не расходится с Самим Собой, и Его Слово не находится в несогласии с самим собой. Поэтому Павел и настаивает чтобы коринфяне, как и все верующие, сохраняли единство в том, что касается учения, - и не просто какое-нибудь единство в учении, а такое единство, которое с полной ясностью основывается на Божьем Слове Он умоляет их именем Господа нашего Иисуса Христа. Это значит, что он умоляет их придти к согласию в Нем, в Его воле, в Его Слове.

Часто бывает так, что группы в некоторых частях современной церкви, подобно группировкам внутри церкви Коринфа, имеют единство внутри своей собственной группы, но не единство с другими верующими в Иисусе Христе. Павел призывал к единству не на любой основе, но к единству в открытой Богом истине, данной и осуществленной в Иисусе Христе и завершенной благодаря учению Его апостолов. "Итак, кто из нас совершен, так должен мыслить; если же вы о чем иначе мыслите, то и это Бог вам откроет. Впрочем, до чего мы достигли, так и должны мыслить и по тому правилу жить" (Фил. 3:15-16). Правилом, о котором здесь говорится, было апостольское учение, которое Павел лично соотнес с их конкретной жизнью и пример жизни, в согласии с которым он преподал им (ст. 17); в точности как то учение, которое он дал коринфянам как "волею Божией призванный апостол Иисуса Христа", оно было "не в убедительных -словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы" (1 Кор. 1:1; 2:4).

Слово "разделения" - это перевод греческого слова "схизмата", от которого мы произвели наше слово "схизма". В физическом смысле однокоренной глагол означает -иметь расхождения во взглядах, разницу в суждениях, разногласия. Однажды, когда Иисус проповедовал в Иерусалиме, люди слушавшие Его, не могли прийти к согласию о том, Кто Он Такой. Одни решили, что Он был великим пророком, некоторые - что Он был Христом, а другие - что Он был просто обычным человеком, делающим необычные заявления. Следовательно, как сообщает Иоанн, "произошла о Нем распря в народе" (7:43). И эта "распря"" не утихла и до наших дней - даже среди тех, кто называет себя Его именем.

Самые серьезные разногласия, которые могут существовать в церкви, это разногласия по поводу учения. Заключая свое Послание к Римлянам, Павел предостерегал: "Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них" (16:17).

Те, кто учат чему-либо, противоположному Писанию, служат не Христу, а самим себе и собственным интересам В тех делах, о которых Писание не говорит с полной ясностью, есть место для разницы во мнениях. Но в ясном библейском учении нет места для разногласий, потому что расходиться с Писанием - это значит расходиться с Богом.

Если вы во сне ссоритесь с женой (мужем) – к большой любви и счастливой жизни.

Если родственник ссорится – к дружбе и помощи от него.

Если ссорятся с врагами – к успеху.

Если служащий ссорится с подчиненным – к повышению на службе, к высоким заработкам.

Ссориться с умершим – к здоровью и долголетию.

Если женщина ссорится с соседкой – имущество в порядке.

Если женщина ссорится с нищенкой – к банкротству ее мужа.

Если ссорятся ваши друзья – к потере помощи.

Если на чужой улице драка – к приглашению на вечеринку.

Торговец ссорится с покупателем – к убыткам в бизнесе.

Если драться с покупателем – к богатству и благополучию.

Если больной ссорится с врачами – к скорому выздоровлению.

Пожилые ссорятся с детьми – к счастливой жизни и долголетию.

Толкование снов из Сонника Фэн-шуй

Сонник - Ссора

Ссоры во сне обещают несчастья, и свирепые перебранки. Для девушки это сигнал хронических неприятностей, а для замужней женщины - предвестие развода или длительного разлада в семье.

Наблюдать во сне чужие ссоры - предвещает неудачи по службе и разочарование в своем ремесле.

Толкование снов из

Во время первых семейных ссор муж — тогда еще дьякон — говорил, обличая мой громкий голос: «Ты оскорбляешь не меня, а Церковь. Кто из наших соседей захочет пойти в храм, если священники с женами живут, как в дешевом ток-шоу!» Тогда это лишь подливало масла в огонь, ведь было вдвойне обидно: почему, действительно, моя вера, моя жизнь в Церкви не защищает меня от столь пошлого досуга, как семейный скандал?!

Накануне свадьбы множество оптимистичных статей в крупных православных изданиях и пара книг о семейной жизни вполне убедили: верующей девушке выйти замуж не страшно — ведь она, «настоящая православная невеста», не имеет никаких «отягчающих обстоятельств» личной жизни до венца и в браке готова не повторять ошибок «обычных» жен. Значит, не станет «пилить» супруга из-за зарплаты, обнюхивать его рубашки на предмет постороннего запаха духов, сидеть в засаленном халате у телевизора и вздыхать по норковой шубе соседки. А еще будет помнить, кто глава семьи и терпеливо относиться к недостаткам своей «главы»…

Были, конечно, в моей «теоретической подготовке» и церковные сплетни: «от батюшки N жена ушла», «у батюшки X супруга в храме не появляется, детей рожать не хочет, и вообще о ней такое говорят…». Тогда про таких матушек мне казалось все вполне понятно: неверующая, значит; в Духовное училище поступила просто ради «замужа», замуж не по любви вышла, а потому, что «страшненькая», боялась, что никто не позовет. А я-то не такая, я стану «настоящей» православной женой!..

…Когда мое «идеальное супружество» впервые стало на пороге осуществления импульсивного решения «уехать к маме» и «пусть он попляшет», положение спас супруг. Вместо ожидаемой мелодраматической просьбы о помиловании или хотя бы небольшого, но эффектного приступа отчаяния, он сказал: «Поезжай. Только немедленно. И учти: у нас не сериал, если уйдешь, то передумывать и возвращаться не надо». Возможно, не всем помогают методы столь жесткой педагогики, но меня отрезвило: наивная игра в семейную жизнь должна либо перегореть в настоящую жизнь, где есть не только «охи-вздохи» и любовь, но и сознательная борьба за сохранение любви. Либо — выродиться в пошленькую мелодраму со взаимными манипуляциями из разряда «а я уеду» — «а я в монастырь уйду».

И начался новый период «теоретической подготовки». Я готова была искать и исправлять свои ошибки, благо супруг был настроен так же, но долго не могла поймать их корень. Да, надо терпеть немощи ближнего, надо любить его «таким, какой он есть», прощать, замечать и за собой недостатки — об этом много пишут православные жены и говорят священники. Но, по трезвом размышлении, не недостатки сами по себе ставили меня на грань решения о разводе. Их, недостатков, вообще в супруге насчитывалось не так уж много. Они почти всегда были поводом к ссоре, но не главным, не убийственным аргументом против моего брака…

Еще, читала я, надо тайно молиться прежде, чем парировать начальную фразу на пути к ссоре, ведь и жене, и мужу многие помыслы ропота, претензий и обид известно, из-за какого плеча приходят. Молитва, а точнее — Тот, кто ее слышит, действительно помогает опомниться, но только если Остапа еще не «понесло». А вовремя помолиться и «остыть», вспомнить, Кто еще тебя слышит, — не каждый молодой супруг способен, я точно не из их числа. Да и бес — он, конечно, воинствует на семью, особенно на священническую, но, как в анекдоте, во многих случаях он бы мог обвинить меня в клевете и перекладывании моей вины на его шею.

Но в чем моя вина? В чем вина супруга? Где то самое «слабое звено» семейной ссоры, которое ведет ее к скандалу и разрыву? Мне кажется, что я его нашла. Еще не исправила, не научилась видеть вовремя и «тормозить», но нашла, и это дает надежду!

Знаете, немощи ближнего, которые должен терпеть христианин, не так уж и портят его жизнь. Порой они даже ее украшают, особенно если это жизнь гордого человека. Есть ведь некоторая маленькая радость: почувствовать свое превосходство, когда супруг готов поссориться с тобой из-за отсутствия обеда. Ну такой у него недостаток — «им руководит желудок» — зато ты-то какая возвышенная и духовная особа. Ты от голода на мужа не кидаешься, а культурно пьешь пустой чай. Или у него — расхожее клише — носки по дому раскиданы, а ты ему про них напомнишь и почувствуешь себя большой чистюлей… Такие — и гораздо худшие — вещи можно простить даже без особенных претензий на христианскую добродетель.

Сложнее простить другое. Первая семейная ссора во вчерашней скромной христианке с веселым нравом и влюбленными глазами вдруг открывает обычную мегеру , такую же тетку , как те, кого она вопреки заповеди Господа осуждала и на кого больше всего боялась быть похожей. Открывается вдруг и неряха (сколько дней подряд надо не мыть пол, чтобы носки скопились на нем в таком криминально-раздражающем количестве). И лентяйка тоже «вылезает» (иначе обед бы был готов еще с вечера, и супругу не пришлось бы демонстрировать такой страшный недостаток, как наличие желудка). И трудно простить саму себя за то, что «до такого докатилась». А его, мужа, совсем невозможно простить за то, что он этому свидетель!

И начинается страусиное ныряние головой в песок, попытка доказать себе (и ему, конечно!), что ты не мегера, но он «и ангела доведет». Ты не неряха, но… «на его деньги (варианты: в его квартире, с его бесхозяйственностью, с его детьми, в присутствии его мамы…) невозможно организовать хозяйство!» Ты не лентяйка, но «сколько можно есть!» («должны же быть другие интересы!», «чурбан бесчувственный, не видишь — мне плохо, я беременна», «вообще, пост на дворе!»).

И вот самый близкий на свете человек становится неудобен именно тем, что он — самый близкий, и твои недостатки в его присутствии оказываются вдруг особенно заметными и особенно унизительными. И еще где-то в глубине души всплывает новая, совершенно убийственная мысль: «Узнав меня такой, муж теперь разлюбит. — Уже, наверное, разлюбил. — Предатель! — Я ему покажу…»

А так хочется спокойной, прежней, вполне самодовольной и не вполне христианской «благочестивой жизни», которую ты вела девушкой, безупречной на взгляд окружающих… Но теперь благочестие требует качественно новых усилий, «новоначальная благодать» уступает место твоим воле и труду. Приходится учиться борьбе со своими новооткрываемыми недостатками, а не с мужем, их самым частым свидетелем.

…Перечитала свое «Эврика!» и поняла, что по законам жанра следовало бы обнадежить читателя позитивным уверением в том, что после сих открытий «мы с батюшкой живем в полном согласии, недолго, но счастливо, и мечтаем умереть в один день». Но — осень с подсчетом цыплят и всевозможные «ювелирные» свадебные юбилеи еще далеко, потому наш happy end пока — потенциальный. Однако, кажется, совместными усилиями мы все-таки научились в критический момент откапывать голову из песка — или и вовсе ее туда не прятать — и вышли из эмоционального лабиринта первых лет семейной жизни на ту дорожку, что ведет именно к happy, а не другому какому «энду». Помоги нам, Господи, не свернуть!

Елена, супруга священника

Фото Владимира Ештокина

На вопросы телезрителей отвечает протоиерей Олег Стеняев, клирик храма Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках. Передача из Москвы.

Тема нашей сегодняшней передачи: «Конфликты в личной и общественной жизни и способы их преодоления». Отец Олег, что касается конфликтов между людьми, ссора - это опасное явление? В ссоре есть что-то зловредное?

Иногда за ссору мы принимаем какую-то личную обиду, неудовольствие собою или другим человеком. Но Священное Писание говорит о ссоре очень категорично. В Послании к Галатам, в 5-й главе, с 19-го стиха и далее, сказано: «Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри… ненависть, убийства , пьянство…» Мы видим, что ссоры ставятся в один ряд с такими серьезными грехами, как волшебство, ненависть, убийство, пьянство. А еще ниже сказано, что поступающие так не наследуют Царствия Божия. То есть в Послании к Галатам ссоры относятся к смертным грехам, и для человека, постоянно конфликтующего со всеми, закрывается доступ в Царствие Небесное.

Любая ссора характеризуется тем, что человек свои собственные интересы ставит выше интересов других людей; а иногда - не интересы, а свое мнение, которое, может быть, ни для кого ничего не значит. Столкнувшись с кем-то, имеющим другое мнение, человек часто во время ссоры переходит на личность спорящего человека. Первым признаком ссоры является именно этот переход на личность, когда обсуждается уже не предмет разногласия, а то, что говорит неправильно именно этот человек; люди начинают что-то умышлять друг против друга. Святые отцы говорили, что ссора возникает тогда, когда интриги, которые плелись за спиной человека, вдруг прорываются наружу и человеку говорится все в лицо. Начинается ругань, и затем уже это все переходит в открытый конфликт. Не случайно ведь ссора находится рядом с такими понятиями, как раздражение, убийство и так далее.

То есть эти явления - одного порядка. Батюшка, Вы говорите, что ссора подготовлена тем, что человек свои интересы ставит выше интересов других людей. А может ли ссора базироваться на иной почве - допустим, когда человек превыше всего ставит не какие-то личные интересы, а интересы своей семьи или, скажем, интересы своей страны?

Само слово «ссора» на латыни созвучно со словом «лай» - собачий лай. Говоря о ссоре, не имеются в виду ситуации, когда человек в разговоре просто отстаивает свою точку зрения (допустим, на справедливость), проявляет какие-то патриотические чувства. Речь идет о тех моментах, когда человек переходит к агрессивному поведению по отношению к окружающим людям. Кстати, славянская речь допускала применение такого интересного выражения: если по-русски говорят - «он с ним опять ругался», то по-славянски можно было сказать - «он опять с ним лаялся». Христиане понимали близость и созвучие этих слов на латыни. Поэтому мы говорим не о человеке, отстаивающем свою, может быть, даже правильную позицию, а о том, какими методами он это делает. Потому что сказано, что ты можешь иметь всю веру, все познание, но если любви не имеешь, нет тебе никакой пользы.

- Как контролировать в речи гневливость, которая неизбежно приводит к ссоре?

Святые отцы давали такой совет библейского происхождения: в Послании Иакова говорится, что человек, могущий обуздать свой язык, обуздает и все тело. Когда подходит гневливость, могущая привести нас к ссоре, серьезному конфликту, надо переходить на медленную речь, а иногда и просто замолчать. Мы помним, что Иисус Христос молчал, когда оказался в Синедрионе перед первосвященником. От Него буквально добивались, чтобы Он сказал хоть что-то в Свое оправдание, но Он молчал. Иногда молчание значит больше, чем наше желание отстоять справедливость, потому что, с точки зрения наших противников, если мы оправдываемся, значит мы виноваты - так иногда это воспринимается людьми. Или бывает так: человек пытается доказать правду, но никто не хочет ее слышать, потому что по отношению к этому человеку уже есть какое-то предубеждение.

- А если в речи человека присутствует сквернословие, является ли это почвой для ссоры?

В Библии о сквернословии сказано: «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших». Эти «гнилые слова» нравственно разлагают, растлевают человека. Если человек произносит такое слово, сам себя он чувствует очень неуютно - так, как будто осквернился, прикоснулся к чему-то такому, чего касаться нельзя. Кроме гнилых, лживых, нужно избегать и напыщенных слов. Вообще в Писании сказано: «…от слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься …» Человек даст отчет Богу за каждое слово в день Суда.

Не могли бы Вы рассказать подробнее, что подразумевается под напыщенными словами? Например, научная, философская лексика - говорит ли здесь человек напыщенными словами, стараясь изъясняться чересчур умно или сложно?

Если проследить творения отцов Церкви, можно увидеть, что напыщенность свойственна христианской литературе конца XVII - начала XVIII века. До этого христианские авторы говорили очень просто, без напыщенности. Все эти лишние слова возникают в период так называемого Возрождения, когда возобладал стиль языческой речи - «язык мой прильпе к гортани моей от вида твоего», «поражен величием твоим» и так далее. А если читать Григория Богослова или Иоанна Златоуста, мы увидим у них очень простой язык, без всякой напыщенности. Это же касается и близких к нам святых отцов, таких, например, как Иоанн Кронштадтский и многие другие. Напыщенность мы можем встретить и у некоторых достойных отцов Церкви конца XVII - начала XVIII века, например в некоторых проповедях Димитрия Ростовского, позднее творчество которого становится более простым. Чаще всего к напыщенности христианские авторы прибегали, общаясь со светскими людьми, для которых это была привычная форма общения.

Скажите, пожалуйста, есть ли какой-нибудь способ предупредить конфликт? Ведь ссору лучше предупредить, чем преодолеть?

Предупредить ссору мы можем, контролируя свой собственный язык. Потому что язык наш, хотя и малый орган, но, как сказано в Писании, будучи сам воспаляем от геенны, может воспламенить все вокруг нас. Иногда между людьми, дружившими годами, возникают настоящие конфликты. И из-за чего - из-за каких-то слов! Никто никому даже не сделал ничего плохого - просто слова! Люди потом, когда приходят в себя, спрашивают: «Слушай! А что это на нас нашло?» Поэтому в своих словах надо быть очень осторожным. Но слова ведь рождаются не сами по себе, они являются выражением наших мыслей. И вот здесь очень важно вспомнить текст из Псалтири: «Блажен, кто возьмет и разобьет младенцев твоих о камень!» Имеются в виду, конечно, не младенцы, а злые мысли, которые зародились еще только в помыслах. Нужно сделать все возможное, чтобы они не материализовались в слова, а тем более в действия. Лучше всего эти помыслы разбить о Камень веры, а Камень - Сам Христос. С упованием на Христа мы можем преодолевать все внутренние раздражения, которые могут у нас возникнуть по отношению к другим людям - и к членам нашей семьи, и к нашим родным и близким, и к товарищам по работе…

Вопрос телезрительницы: «Есть такое выражение - «в чем застану, в том и сужу». В связи со всеми этими ссорами, конфликтами, нашей гневливостью (хотя, конечно, мы должны следить и за своей речью, и за своими мыслями) есть ли все-таки какая-то надежда на то, что Господь возьмет нас к Себе в мир иной в наилучший для нас период? Не во время каких-то неприятностей?»

Это хороший вопрос, и ответ на него очевиден: за каждой службой мы молимся о том, чтобы Господь послал нам христианскую кончину. А христианская кончина не предполагает того, чтобы человек, пребывая в злобе, в какой-то сумбурной ситуации, ничего не понимая, вдруг раз - и умер. Христианская кончина предполагает, что человек знает о том, что умирает. Он исповедуется, причащается, соборуется, просит прощения у своих домашних, родных и близких и, примирившись с людьми и Богом, покидает этот мир. И тот факт, что за каждым богослужением мы просим о христианской кончине, показывает, насколько серьезно христиане относятся к этим словам - «в чем застану, в том и сужу».

Если человек следит за своими мыслями и словами, уменьшается ли количество дурных мыслей и слов? Изживаются ли они из-за «слежки» за ними, или это просто определенный контроль, длящийся во времени и ни на что не влияющий?

Это не должен быть болезненный контроль. Иногда человек испытывает какое-то неудобство - например, веко у него начинает дергаться. Он только подумает: «Вот сейчас опять начнет дергаться!» - и от одной только мысли это и происходит. Так и с дурными мыслями и словами. Вот человек идет на службу и думает: «Не дай Бог в храме опять появятся у меня эти мысли!» - и тут же начинает слышать их в своей голове.

Был у меня такой случай (я, по-моему, рассказывал о нем в одной из передач). Один очень хороший московский священник, многодетный отец, заслуженный протоиерей, ехал как-то на машине в храм и вдруг услышал песню Моисеева «Голубая луна». И вот он, человек совершенно правильной ориентации, отец большого семейства, не мог избавиться от этой песни. Становится на службу, а у него в голове - «Голубая луна», да еще и с этой, особой интонацией Моисеева… Он звонит мне, говорит: «Ну что ж делать-то? Не могу избавиться от этой мелодии!» Я ему посоветовал: «Ты про себя напевай «Боже, царя храни!» Потом он мне вечером позвонил, поблагодарил, сказал: «Ты знаешь, очень помогла мне эта хорошая мелодия!» И действительно, это ведь по сути дела не только гимн, но и молитва, со своей мелодикой, своими особенностями.

Обычно я советую человеку, оказавшемуся в подобной ситуации, не приписывать себе эти слова, движения памяти, звуки, мелодии… Скорее всего, это дьявольские прилоги, когда злые духи пытаются смутить человека, особенно во время богослужения. Нужно просто игнорировать их и не обращать на них никакого внимания. Святые отцы давали такие же советы. Вспоминается рассказ об одном монахе, который жил в келье и к которому изо всех щелей этой кельи вылезали бесы. Они играли ему на свирелях и толкали с кровати на пол, заставляя плясать. Монах пошел и рассказал об этом старцу. Старец ему говорит: «Никому не рассказывай и не обращай на это внимания». Через неделю приходит монах к старцу и говорит: «Все пропало, только теперь - стучат». Старец опять дает ему тот же совет: «Никому не рассказывай и не обращай никакого внимания». Все дело в том, что лукавые бесы не знают наши мысли. Они могут наблюдать нас только со стороны и когда видят, что мы перестаем реагировать на какой-то их прилог, пытаются зайти к нам уже с другой стороны.

Мы поговорили немного о конфликтах между людьми. Но есть еще более обширная тема - конфликты между государствами, континентами. Есть ли в Библии какие-то законы, которые определяют, как нужно действовать в таких ситуациях?

Без сомнения, в Священном Писании мы обнаруживаем такие наставления. Это прежде всего 20 -я глава Книги Второзаконие - с 5-го стиха и далее (хотя библейские законы ведения войны мы находим и в других частях Священного Писания): «Надзиратели же пусть объявят народу, говоря: кто построил новый дом и не обновил его, тот пусть идет и возвратится в дом свой, дабы не умер на сражении и другой не обновил его» . То есть сначала перечисляются категории лиц, которые не имеют права воевать. Человек должен прежде построить дом, а «дом» по-еврейски - это очень широкое понятие: это и быт, и прежде всего семья; обновить дом - это пожить в нем с молодой женою, чтобы она понесла ребенка... Дальше сказано: «и кто насадил виноградник и не пользовался им, тот пусть идет и возвратится в дом свой, дабы не умер на сражении и другой не воспользовался им». Человек должен не просто создать семью, он должен насадить свой виноградник, собрать первый урожай, сделать молодое вино, выпить его со своими друзьями. И далее: «и кто обручился с женою и не взял ее, тот пусть идет и возвратится в дом свой, дабы не умер на сражении и другой не взял ее». То есть человек должен создать семью; не просто построить дом, не просто насадить виноградник - он должен родить ребенка. По библейским законам человека брали на войну после двадцати одного года. Браки заключались лет с восемнадцати, иногда и с более раннего возраста, а обручение совершали еще раньше, когда друзья, почти сразу после рождения детей, договаривались о том, что их дети создадут семью. То есть мы видим здесь, в Библии, заботу о человеке - не бросать восемнадцатилетнего мальчишку в горнило воинских смертельных опасностей, а дать ему возможность построить дом, посадить виноград, собрать урожай, выпить с друзьями вино, создать семью, увидеть своего ребенка…

Были еще категории людей, которых не брали на войну ни при каких обстоятельствах. Читаем 8-й стих 20-й главы Книги Второзаконие: «И еще объявят надзиратели народу, и скажут: кто боязлив и малодушен, тот пусть идет и возвратится в дом свой, дабы он не сделал робкими сердца братьев его, как его сердце» . И дальше: «Когда надзиратели скажут все это народу, тогда должно поставить военных начальников в вожди народу» . А дальше самое интересное - говорится о том, с чего начинается война: «Когда подойдешь к городу, чтобы завоевать его, предложи ему мир». Представляете? По библейским принципам, начиная войну (а причина для войны была одна - противник все время на нас нападает, похищает наших женщин и детей), окружив город неприятеля, первое, что мы должны сделать - предложить им мир. Казалось бы, началась война - так пусть и продолжается! Но нет, надо предложить мир, обговорить условия. Но если и после этого противник будет упорствовать в своем злодействе, тогда начинаются военные действия.

Во время войны необходимо было придерживаться экологических норм, была и своя санитарная программа - как себя вести. Вот что сказано там же, в 19-м стихе (очень интересные слова): «Если долгое время будешь держать в осаде какой-нибудь город, чтобы завоевать его и взять его, то не порти дерев его, от которых можно питаться (например, яблони, груши, виноград), и не опустошай окрестностей, ибо дерево на поле не человек, чтобы могло уйти от тебя в укрепление» . Говорится даже с некоторой иронией: мол, что ты нападаешь на дерево, оно же тебя кормит; оно не человек, не может убежать от тебя, где-то спрятаться. Если оно стоит - не трогай его! Причем из контекста видно, что речь идет о войне с каким-то народом, далеко отстоящим от Святой Земли. То есть рано или поздно они уйдут из этого города, оставят эту окрестность и эти деревья, но после себя они должны оставить не выжженную пустыню, а плодоносящие деревья и виноградники.

В Пятикнижии были описаны и санитарные нормы поведения: например, каждый солдат должен был иметь при себе лопатку и когда шел по естественной нужде, должен был сначала выкопать ямку, а потом закопать, то есть обязан был поддерживать в воинском лагере санитарную чистоту. А причина одна - ибо Господь ходит среди вас, оберегая…

Таким образом, мы можем сказать, что библейские законы, которым уже более трех тысяч лет, были гуманными по отношению к военнослужащему. Они учитывали, что он должен состояться как отец, как муж своей жены, как хозяин своего дома. В слове Божием отсутствует то потребительское отношение к призывнику, которое бывает в наши времена даже в так называемых цивилизованных странах.

- Вопрос телезрительницы : «Я уже второй год работаю вместе с одной женщиной, которая курит и матерится. Поначалу я пыталась говорить ей о нашей вере (она знала, что я хожу в церковь), мы не ругались, не спорили, я просто пыталась ей спокойно объяснить, что курение нехорошо для сосудов, что это грешно перед Богом. Но так как она не очень это понимает, то продолжает и курить, и материться. И чтобы не начать ругаться, я просто замолчала - опускаю глаза и молчу... Не является ли это лицемерием с моей стороны, что я просто так замолкаю, стараясь не ругаться и не ссориться с ней?»

Вопрос Ваш очень хороший. В Священном Писании есть два таких текста: один из них - «еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся» - то есть прекращай все споры; и другой текст - «не мечите бисера перед свиньями, чтобы они, поправши его, не напали бы на вас». То есть если Вы сделали замечание человеку один раз, второй, а он никак на это не реагирует, на Вас уже никакой вины нет. Вы предупредили этого человека, и в день Суда он не сможет обвинить Вас в том, что, будучи верующей, Вы ничего ему не сказали, не одернули, когда он поступал неправильно. Потому что в Писании сказано: если кто творит зло, а другой не говорит ему, что идет он путем погибели, то будет и тот обвинен в том же самом на Страшном Суде. Но Вы, как я понял, не один, не два и не три раза выговаривали этой несчастной женщине, чтобы она не оскверняла свой язык. Так что все, что Вы могли сказать, Вы сказали, поэтому теперь можете успокоиться. Вам остается только молиться. Иногда такие люди даже провоцируют верующего человека: они знают, что у верующего будет особая реакция на дурные слова, поэтому не поддавайтесь на такие провокации. Как в Библии сказано: «Не давайте повода ищущим повод». Такие ситуации тоже существуют.

Отец Олег, Вы сказали, что библейские законы о поведении во время военных конфликтов более гуманны, чем современные. Как Вы считаете, возможно ли сейчас, в наше время, пусть не полностью, но хотя бы частично воплотить тот идеал, который описан в Священном Писании?

Я думаю, что по мере того как люди будут становиться все более и более библейски образованными, они начнут руководствоваться подобными законами. Эти законы, к стыду нашему сказать, были известны даже язычникам. Вспомните 300 спартанцев и битву при Фермопилах. Согласно Геродоту царь Леонид тогда сказал: «Здесь могут остаться и погибнуть только те спартанцы, у которых есть сыновья. Все остальные должны вернуться назад». То есть даже языческим народам было понятно, что жизнь должна иметь продолжение, любовь юноши к девушке должна реализоваться, состояться. Вообще древние учили: если два человека разговаривают о чем-то хорошем, но третий человек об этом не узнает, то беседу эту можно считать беседой двух тщеславных людей, хвастающихся друг перед другом эрудицией. А если кто-то третий обогатится, то это будет хорошая нравоучительная беседа. То есть все должно иметь продолжение. Очень важно, чтобы человек состоялся. Сейчас очень многие депутаты, члены Сената изучают Священное Писание. Мы видим, что и президент, и премьер-министр нашей страны на большие церковные праздники стараются быть в храмах. Особенно умилительно, когда наш президент посещает на большие праздники какие-то маленькие храмы, в небольших городах, проявляя тем самым смирение. И слава Богу, пусть вера наша распространяется! Чем больше она будет распространяться, тем больше будет влиять на умы людей, которые формируют и утверждают законы.

Скажите, существует ли какая-то грань, которую не должен переходить военнослужащий даже во время военных действий? Нравственная какая-то грань?

Такая грань существует. Я приготовил цитату блаженного Августина: «Истинная религия полагает мирными те войны, которые ведутся не ради превозношения или жестокости, но ради укрепления мира, наказания злодеев и утверждения добра». То есть если война ведется ради прекращения войны, ради наказания злодеев и утверждения добра - это оправданно. С другой стороны, читаем у Августина следующее: «Страсть к нанесению ущерба, жестокая жажда мести, безжалостность и неумолимость, лихорадочное отвращение (от несчастных), вожделение власти и тому подобное - все это по праву считается проклятием войны». То есть когда у человека безнравственная мотивация во время ведения войны, то это неугодно Богу.

В Библии есть очень интересный текст - слова, которые сказал патриарх Иаков о двух своих сыновьях, Симеоне и Левии, поступивших жестоко. В Книге Бытия, 49-й главе 7-м стихе, читаем: «Проклят гнев их, ибо жесток…» То есть гнев - может быть. Блаженный Феофилакт писал, что кроткие - это не те, которые совсем не гневаются, а те, которые знают, когда сдерживать гнев, а когда его проявлять. Но в гневе не должно быть жестокости. И далее читаем слова Иакова: «… и ярость их (тоже проклята), ибо свирепа ». То есть гнев даже во время ведения войны не должен переходить в жестокость, а ярость - в какую-то звериную свирепость. Это совершенно недопустимо. Святые отцы говорили, что войны ведутся не только для того, чтобы защитились интересы одной из сторон, а для того, чтобы понять и самим агрессорам, затеявшим ту или иную войну, что их действия неправильны и в чем они неправильны. Блаженный Августин пишет: «Даже когда добычу воинскую берешь, знай, там остаются люди и им надо чем-то кормить своих детей». То есть Священное Писание и библейские наставления через века и века доносят до нас эти истины о гуманном отношении к людям даже на территории противника во время войны. И святые отцы учили точно так же.

Если взять историю тех войн, в которых с древних времен приходилось участвовать русским, то носили они в основном оборонительный характер, когда надо было или отодвинуть противника от пределов нашей страны, или упредить их нашествие на наши земли. И всякий раз русские князья, военачальники проявляли какое-то удивительное уважение к побежденным. Господь всегда посылал нам таких противников, с которыми не каждый мог справиться. Наверное, мы побеждали потому, что не в силе Бог, а в правде, и только имеющий правду на своей стороне может добиться победы. А если человек ведет даже Божьи, Господни войны с жестокостью - Бог его не одобрит. И в Библии есть тому пример - царь Давид. В Библии прямо сказано, что он вел Господни войны (хотя мы и отрицаем понятие «священная война», война - это всегда греховная проблема). У царя Давида была мечта построить Иерусалимский храм, но ему было сказано, что он не построит храм, потому что пролил много крови. Но он же не сам по себе проливал эту кровь, он действовал как судья, царь, это были войны Господни, но, несмотря на все это, это были именно войны, и поэтому мечта его не исполнилась. В Книге Царств, Книге Паралипоменон о писано, как царь Давид заботился о построении храма Господня. Он разработал все чертежи, сделал макет храма, закупил дерево, накопил золото, но Бог сказал: «Не ты построишь этот храм».

На Руси был такой обычай: когда солдаты воевали, священники исповедовали их и причащали, но после войны (неважно, с кем они воевали) накладывалась епитимья - год или два они не могли ни исповедоваться, ни причащаться. Во время второй чеченской войны я участвовал в разных гуманитарных программах: мы возили в Чеченскую Республику гуманитарную помощь детям, мирным жителям. И вот там мне приходилось исповедовать, крестить, причащать солдат. Мы всегда им объясняли - мы делаем это только потому, что существует угроза вашей жизни; сама по себе война (любая война) - это опасное дело. Это значит, что мы не нашли нужных слов, мало молились… Мы исчерпали все другие ресурсы и вынуждены обратиться к войне как к некоему последнему средству.

Вопрос телезрителя: «Я хотел бы задать батюшке вопрос: что говорит Церковь про насильственные действия против воли человека?»

В Священном Писании сказано, что когда Бог создал человека из праха земного и вдунул «в лице его дыхание жизни», Он поместил его в особом месте - в раю в Едеме на востоке и сказал: «Храни его и возделывай!» Но посреди рая было древо - древо познания добра и зла, и Бог сказал: «В тот день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь». Человек знал, что если будет вкушать от другого древа - древа жизни, то будет жить вечно. Но вкусил именно от древа познания добра и зла. Некоторые богословы и простые верующие спрашивают: «Почему Бог не убрал такое опасное древо? Тогда человек питался бы только от древа жизни и жил бы вечно!» И ответ дается такой: «Бог создал человека свободным, наделив его даром свободной воли». Или иногда неверующие задают такой вопрос: «Может ли Бог создать такой камень, который Он Сам бы не смог поднять?» И святые отцы отвечают: «Есть такой камень - это человек!»

Бог не ограничивает свободную волю человека не потому, что не может, а потому, что не хочет. И если кто-то посягает через насилие на свободную волю человека, он совершает богохульство, потому что Бог дает такую свободу каждому человеку. Человек может верить в Бога, а может не верить и продолжать жить - забота Божья распространяется на него так же, как и на верующих людей. А если бы Бог создал человека и вложил в него только «программу добра», о человеке нельзя было бы сказать, что он создан по образу и подобию Бога. Человек был бы роботом, компьютером, который действует по строго определенной программе.

Но мне хотелось бы вернуться к теме войны. Есть такие трогательные слова в Евангелии: «Нет больше той любви, если кто положит душу свою за други своя». Эти слова мы часто относим к воинам, которые, защищая свое Отечество, оказывались в тяжелых обстоятельствах войны, в окружении врагов - часто и на Родине не знали, живы они или нет. Эти люди, совершающие свой гражданский долг на войне, желая защитить свое Отечество, сложили свои головы, погибли, и нет больше той любви, которую они положили за други своя. Есть религии, где все наоборот - кто больше уничтожит врагов своих, тот самый великий, а у нас самый великий тот, кто душу свою положит за други своя. Поэтому в христианском понимании война - это не стремление убивать, а стремление прекратить убийства, терроризм, разгул беззакония. И об этом, конечно, надо помнить.

Когда я участвовал в гуманитарных программах в Чеченской Республике, солдаты просили меня освятить им оружие (есть такой чин освящения оружия святою водой). Я освящал оружие и потом говорил им: «Сейчас я скажу то, что, наверное, вам не понравится: если это оружие освящено, его ни в коем случае нельзя использовать против безоружных людей, пленных, раненых, против людей, которые не причастны к военному конфликту. Ибо все, что посвящается Богу, существует по Его законам». То есть нельзя думать, что на время какого-то военного конфликта нет никаких границ. Граница есть! Для гневливости - это отсутствие ярости, для человеческого возбуждения и злости - отсутствие звериного начала; все надо ограничивать. Надо помнить о том, что за все мы рано или поздно дадим ответ Богу.

Конфликт, как мы уже сегодня говорили, это широкое понятие, и международные конфликты, я думаю, чаще всего начинаются с конфликтов семейных. Если еще в детстве ребенка не научили решать в одной семье, в рамках одной квартиры, те или иные споры, то когда он вырастает, становится, например, политиком, все комплексы своего детства перетаскивает на целый мир. Таких политиков на планете много. Но если в своих семьях мы будем учить наших детей, что можно делать, а чего нельзя, преодолевать конфликтность в самом себе, знать, какие законы существуют в мирной жизни, а какие - на войне, я думаю, что когда дети вырастут, то пойдут по правильной стезе. Как и сказано в Книге Притчей: «Наставь юношу в начале пути его, и он не уклонится во дни старости своей».

Как определить эту тонкую грань между праведным и неправедным гневом, между гневом без ярости и гневом с яростью? Ведь человек может заниматься самообманом, говорить, что его гнев праведный, а на самом деле это будет не так.

Мне кажется, до того момента, пока человек может контролировать свой гнев, ограничивать его рассудком, это допустимый гнев. Но если человек уже не контролирует гнев, а гнев - человека, всецело завладевая им, и человек становится рабом своей собственной гневливости, вот это - проблема.

Вопрос телезрительницы: «На моей работе, в силу ее специфики, я не могу делать замечания людям, когда они сквернословят. У них это просто такая форма разговора, то есть они разговаривают, постоянно сквернословя по отношению к любым людям. Я сказать им ничего не могу - они просто не поймут этого и обидятся. Как быть в этой ситуации? Это первый вопрос. И второй вопрос: у меня дочка перестала ходить в церковь. Она верующая и раньше ходила, а вот сейчас перестала. Говорит, что батюшка ей грубовато на исповеди ответил, и она из-за этого не хочет ходить в храм, вот уже два года, как не посещает церковь. Внучка (ей четырнадцать лет) изредка, но все же ходит в церковь. Могу ли я подавать на проскомидии записки за них? Спаси Вас Господи, батюшка, и спасибо всем вам за вашу передачу».

Я начну со второго вопроса. Конечно, Вы можете подавать за них записки, но еще лучше, если Вы все-таки переговорите с этим священником; с полным уважением расскажете о том, что возникло вот такое недопонимание. Может быть, он согласится поговорить с Вашей дочкой снова, и ситуация изменится. Очень важно помнить о том, что Писание призывает нас всегда стремиться к миру, везде искать мир.

А по первому вопросу я частично уже ответил. Если Вы один-два раза сделали замечание людям, а они никак не реагируют, Вы тоже перестаньте на это реагировать. Может быть, таким образом бесы пытаются вывести Вас из духовного равновесия. Помните совет из Евангелия: «ты, когда молишься, зайди в дом твой, закрой окна, двери и помолись Отцу втайне»? Есть очень интересное аллегорическое истолкование этого у святых отцов. Они говорят, что речь здесь идет необязательно о доме. В любом месте, где тебе захотелось помолиться - хоть на улице, в окружении толпы, «закрой окна» (глаза свои закрой), «закрой двери» (уши свои закрой) и помолись Отцу втайне (не пытайся смотреть и слушать, что происходит вокруг тебя), и Отец, видя тайное, в такой сложной ситуации воздаст тебе явно. Для всех ты будешь просто молчащим человеком, а для Бога - будешь говорящей перед Ним.

Мы помним из книги Деяния святых апостолов такой эпизод: апостолов заковали в цепи и бросили в темницу, где они так воспевали псалмы, что все узники прекратили свои пересуды, разговоры и стали слушать, как поют два апостола Иисуса Христа. Их поражало то, что эти люди даже в темнице, даже закованные, оставались духовно свободными. Оставаться духовно свободным среди неверующих, среди каких-то ограничений, среди непонимания родных и близких - это тоже крест христианина, который он должен уметь нести с честью.

- Вопрос телезрителя: «Батюшка, можете дать пару советов, как избежать конфликтов в будущей семейной жизни?»

Очень интересный совет дает блаженный Августин. Он пишет: «Юноше нравится в девушке что-то отдельное. Кому-то нравятся ее губки, кому-то - щеки, кому-то - что-то еще». Тут он, наверное, поставил бы многоточие, если бы тогда оно было. Дальше Августин говорит: «А ты вот как поступи: ты сходи к ней домой и пообщайся с ее родителями - узнаешь, что она чья-то дочь; пообщайся с ее братьями, сестрами - ты узнаешь, что она чья-то сестра; сходи в храм, где она молится, поговори с ее духовником, и ты узнаешь, что она чья-то духовная дочь. И тогда не будешь разделять ее, живую: это мне нравится, а это - не очень. Ты увидишь ее как человека». В древности давали еще и такие советы: если хочешь понять характер своей будущей жены, пообщайся с ее матерью, а если хочешь увидеть характер своих будущих детей, пообщайся с ее племянниками или младшими братьями и сестрами. Вот какие советы донесла до нас древность.

Отец Олег, может быть, Вы могли бы дать людям еще какие-то общие советы, как преодолеть или предупредить конфликты? Или как действовать в конфликтной ситуации?

Я хотел бы обратить внимание на то, что часто люди из секты свидетелей Иеговы задают православным такой вопрос: «А где в Библии сказано, что надо благословлять людей идти на войну, какую-то молитву произносить при этом?» Об этом сказано в Книге Второзаконие в 20-й главе, с 1-го стиха и далее: «Когда ты выйдешь на войну против врага твоего и увидишь коней и колесницы и народа более, нежели у тебя, то не бойся их, ибо с тобою Господь Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской. Когда же приступаете к сражению, тогда пусть подойдет священник, и говорит народу, и скажет ему: слушай, Израиль! вы сегодня вступаете в сражение с врагами вашими, да не ослабеет сердце ваше, не бойтесь, не смущайтесь и не ужасайтесь их, ибо Господь Бог ваш идет с вами, чтобы сразиться за вас с врагами вашими и спасти вас» . Вот и сегодня мы вспоминали известные в нашем народе слова: Бог - не в силе, Он - в правде! Об этом всегда надо помнить, даже в трагические, сложные времена жизни нашего Отечества!

- Спасибо большое, отец Олег!

Ведущий Денис Береснев
Расшифровка: Наталья Коваль

Загрузка...
Top