Реставрация фарфоровых фигурок. Возвращение голубой чашки. Частые вопросы по реставрации фарфора

Что движет людьми, которые принимают решение о холодной реставрации керамики? На что они расчитывают? Можно еще как-то понять людей, впаривающих дилетантам достижения прогресса в области реставрации. Они все таки деньги с этого имеют. Легкие, быстрые, эффектные. Ведь сразу после проведенных работ керамика выглядит как новая и заказчики пребывают в восторге. Можно сколько угодно заниматься этой профанацией в пределах отапливаемого помещения. И то, даже интерьерная керамика в конце концов отторгнет чужеродную краску. Но с экстерьерной керамикой эти забавы не проходят и заказчики по прошествии 2 - 3х лет оказываются перед фактом необходимости проведения новых реставрационных работ. Скупой, как известно, плати дважды. Жадный - всю жизнь.
о храме на Гутуевском острове и его изразцах.
Недавно я вновь посетил этот храм с "ревизией".
Вот как выглядел новый керамический изразец, изготовленый и установленый взамен утраченого в 2008 году:

Вот, как он выглядит осенью 2010:

А вот как выглядит его несчастный визави, "отреставрированный" холодным способом:

Впечатляюще, не правда ли? Деньги были вложены, но смысла в этом не было. Таких примеров там много.


Ну и в том же духе. Даже в Крыму, при всей мягкости тамошнего климата, результат будет плачевный:

Как обычно, фотки кликабельно увеличибельны.
Из последних достижений горе-реставраторов можно назвать двухгавых орлов на Доме офицеров в Петербурге. Умными словами нам пытаются заморочить голову.
"В ходе реставрации Дома офицеров (угол Литейного проспекта и Кирочной улицы) на главном фасаде здания, выходящем на Литейный проспект, обнаружены неизвестные ранее изображения двуглавых орлов с лавровыми деревьями, сообщает пресс-служба Союза реставраторов Санкт-Петербурга. Работы проводит ЗАО «Ремстройфасад».

До последнего времени цветные изразцы были закрашены краской. При реставрации между оконными проемами третьего и четвертого этажей под слоем краски обнаружены неизвестные ранее живописные художественные панно.

Как сообщил генеральный директор ЗАО «Ремстройфасад» Николай Булыгин, воссоздание утрат на керамических плитках панно, сделанных в майолике, выполняется оригинальными материалами по специальной методике «холодной реставрации», разработанной специалистами компании.

Реставраторы уже завершили очистку фасада Дома офицеров от сажи и копоти, восполнили утраты керамического облицовочного кирпича и капителей. Два майоликовых панно будут отреставрированы осенью 2008 года. Общая стоимость работ составляет около 50 миллионов рублей. "

Ну чтож, поглядим насколько этих "оригинальных материалов" хватит. Думаю уже этой весной можно будет оценить результаты проведенной реставрации. На момент окончания работ они выглядели так:

А работы проводила моя любимая Паллада, оказывается.

На протяжение многих веков предметы из фарфора и керамики хорошо ценились и пользовались популярностью даже в самых богатых домах. У большинства семей сохранились различные статуэтки или предметы посуды, целые сервизы из данных материалов. Но часто из-за неправильного хранения, возраста или по иным причинам, на них появляются пятна, сколы и другие проблемы.

Не торопитесь расстраиваться, найдя в кладовой треснутую посуду или очень красивую, но разбитую на несколько частей, фигурку. Наша мастерская выполнит профессиональную реставрацию фарфора и придаст вещам новую жизнь.

С какими изделиями мы работаем

Мы выполняем реставрацию керамики и фарфора любой сложности. Работаем со статуэтками, куклами, вазами, посудой и другими изделиями. Могут потребоваться различные процессы:

  • Склеивание. Это вид реставрации фарфора, применяемый к изделию, которое разбито на несколько частей. Они соединяются воедино. При необходимости изготавливаются недостающие фрагменты, которые невозможно отличить от оригинала.
  • Восстановление отдельных частей композиции, если те были утрачены. Это самый сложный тип работы, требующий точного повторения работы скульптора.
  • Работа, связанная с устранением сколов , трещин и других небольших проблем.

Этапы работ

Реставрация фарфора в Москве осуществляется в несколько этапов, каждому из которых уделяется максимальное внимание:

  1. Зачистка элементов перед склеиванием. Они обезжириваются и подготавливаются с помощью специальных материалов к дальнейшей работе. Сколы часто обрабатываются абразивным инструментом.
  2. Непосредственно, склейка элементов. Используется особый клей. Иногда дополнительно применяется штифт. В появляющиеся зазоры закладывается предварительно подготовленный раствор.
  3. После склеивания элементов, изделию дают время на высыхание. После этого полируют и шлифуют.
  4. После тщательной полировки участок грунтуется и на него наносится рисунок, который изначально был на изделии.
  5. В конце работы мастера лакируют поверхность.

От чего зависит цена

Стоимость реставрации фарфора в Москве может сильно отличаться, она зависит от многих факторов: вида повреждения, количества потерянных фрагментов, самой поверхности (однотонная или с росписью, позолотой), а также от других факторов, определяющихся в каждом отдельном случае.

Цена на реставрацию фарфора, который представляет собой разбитую на множество частей статуэтку с особой росписью будет стоить значительно дороже, чем простая реставрация трещин на фарфоре, который не расписан и имеет однотонную поверхность. Особенно, если в первом варианте часть фрагментов утеряна и их нужно восстановить.

Гарантии и сроки

Наша мастерская гарантирует качество выполненных работ. Мы выполняем их в максимально сжатые сроки. Большинство реставраций посуды из фарфора в Москве, а также восстановление других изделий, могут быть выполнены в течение суток.

Как заказать?

Вызвать мастера, который даст оценочную стоимость работ и сможет принять заказ, Вы можете несколькими способами:

  • по телефону или e-mail;
  • заполнив онлайн-форму заказа.

Наши преимущества

Реставрационная мастерская «СКОЛ» выполняет широкий спектр услуг по восстановлению изделий. Мы гарантируем одну из лучших реставраций фарфора и керамики в Москве с помощью опытных мастеров и современных технологий. Материалы применяются исключительно высокого качества. Вы можете доверить нам любые ценные вещи, которые будут надежно охраняться при подготовке и проведении работ.

Разбившаяся глазурованная керамика обнаруживает на месте раскола два слоя - пористую внутреннюю часть (как правило, белого или кремового цвета) и внешний слой глазури. Эта структура хорошо видна на первой фотографии: керамическое блюдце с золотым орнаментом до и после реставрации. На фотографии видны характерные особенности керамики: отсутствие слоя глазуровки (сравните со 2 фотографией).

Присутствие слоя глазури отличает фарфор от обычной керамики.

Постарайтесь собрать все даже самые мелкие осколки от разбившегося керамического предмета. Заверните каждый из них в папиросную бумагу и храните до тех пор. пока не придет время заняться реставрационными работами. Помните, что, если осколки загрязнены, необходимо прежде всего тщательно отмыть их.

Приготовьте следующие материалы: ватные тампоны, бумажные салфетки, ацетон или растворитель для краски на целлюлозной основе, абразивный порошок (по желанию), мягкую кисть, бутылочку дезинфицирующего раствора для ухода за детьми, спички или зубочистки, клейкую ленту, бритвенное лезвие, надфиль, наждачную бумагу и двусоставный клей, например «Ардалит».

1. Каждый осколок керамики должен быть чистым, поэтому его прежде всего следует промыть и просушить.
Вначале вымойте сломанный край осколка ватным тампоном и мыльной водой (большие поверхности можно промыть бумажной салфеткой).
Старайтесь не слишком увлажнять керамику - оставшаяся в порах вода замедлит просыхание осколка, а не полностью просохший осколок керамики просто может не приклеиться. Если для промывки мыльной воды окажется недостаточно, протрите осколок ацетоном или целлюлозным растворителем для краски. В крайнем случае, очистите
края осколка набранным на спичку или зубочистку абразивным порошком. Промойте осколок и дайте ему полностью просохнуть.

2. Если после промывки в трещинах керамики осталась забившаяся туда грязь (особенно хорошо она заметна на белой керамике), осколок следует отбелить. Помните, что для этого нельзя использовать бытовые отбеливатели, которые вместе с грязью могут уничтожить слой глазури. Для отбеливания погрузите осколок в раствор, состоящий из
трех частей воды и одной части дезинфицирующего состава для ухода за детьми.

3. Прежде чем начать наносить клей, примерьте отколовшиеся кусочки - хорошо ли они прилегают друг к другу, и много ли осколков оказалось утеряно.
При этом вы невольно запомните, в каком порядке вам предстоит склеивать кусочки, О том, как поступить c отсутствующими осколками, будет рассказано в Шаге 9.

4. Имеет смысл вначале склеивать друг с другом мелкие осколки и так переходить к большим кускам, которые будет удобнее склеивать воедино.
При этом соразмеряйте работу со временем, которое требуется для высыхания клея. Лучше всего использовать для склеивания двусоставный клей, который просыхает в течение 24 часов, моментальный клей можно использовать только в том случае, если речь идет об одном отколовшемся куске.

5. Соедините смазанные клеем куски. Удалите ватным тампоном излишки клея.

6. Если вы имеете дело с белой керамикой, добавьте в клей немного порошка титановых белил.
Если предмет сделан из темной терракоты, можно добавить в клей немного порошкообразного пигмента подходящего цвета.

Если утеряны отдельные осколки предмета, вам потребуются: калька, мастихин, тальк в порошке, чернильный ластик, пластилин, наждачная бумага, подходящие по цвету краски для керамики и (по желанию) металлизированные краски.

7. Нанесите спичкой клей на оба края соседних осколков и приклейте их друг к другу. Продолжайте приклеивать осколки, двигаясь от нижней части предмета к его вершине. Чтобы закрепить склеиваемые осколки, соединяйте их полосками клейкой ленты.

8. Дайте склеенному предмету просохнуть в течение 24 часов при комнатной температуре. Снимите остатки засохшего клея бритвенным лезвием, легко прикасаясь им к поверхности керамики. Следите за тем, чтобы не повредить бритвой слой глазури, особенно те места, где имеется позолота или серебряная краска.

9. Может случиться, что утерян небольшой осколок керамики, или может оказаться, что сохранившийся осколок не входит в предназначенное для него отверстие. В этом случае смешайте некоторое количество двусоставного клея, окрасив его в тон глазуровке (см. Шаг 4), с порошком талька до консистенции глины. Заполните отверстие получившейся пастой с помощью пальцев или мастихина. Дайте клею застыть, а затем отшлифуйте поверхность
надфилем и наждачной бумагой.

10. Если у вас потерялся большой осколок, например ручка кувшина или край тарелки, слепите «форму» из пластилина. Возьмите комок пластилина и пальцами выдавите внутри него углубление, повторяющее форму утраченного осколка.

11 . Нанесите на отколотые края слой двусоставного клея. Держите пластилиновую форму в одной руке, а второй заполните ее клеевой пастой (см. Шаг 9) с помощью пальцев или мастихина. Если для заполнения формы вам потребуются обе руки, прикрепите ее к предмету клейкой лентой. Заполнив форму клеевой пастой, оставьте форму на месте до тех пор, пока паста не просохнет.

12. Когда клеевая паста полностью высохнет, удалите форму и ошкурите поверхность созданного куска наждачной бумагой. Мелкие детали можно отшлифовать чернильным ластикам. Не заходите при этом на прилегающие участки подлинной керамики, чтобы не повредить глазуровку.

13. Высохшую клеевую пасту следует раскрасить подходящими по цвету красками для керамики.
Следуйте при этом рисунку орнамента, а в сложных случаях скопируйте узор на кальку.

14. Чтобы перевести узор на поверхность высохшей клеевой пасты, подложите под мальку листочек копировальной бумаги и обведите рисунок карандашом.
Иногда для восстановления рисунка вам может потребоваться золотая или серебряная металлизированная краска.

О РЕСТАВРАЦИИ ФАРФОРА

Самым важным отличием фарфора от керамики считается наличие слоя глазуровки - его видно на
сколе. Между слоями глазуровки находится слой пористой керамики.

Не следует браться за реставрацию ценного фарфорового изделия - лучше поручить это специалисту.
Если же речь идет о не имеющем большой ценности изделии, можно сделать следующее.

Запомните первое правило: старайтесь не слишком увлажнить пористый слой керамики во время чистки, и склеивайте
фарфор немедленно после того, как промыли и просушили осколок.

Склеивать фарфор следует по тем же правилам, как и керамику, включая подкрашивание клея.

После того как клей высохнет, может возникнуть необходимость восстановить имеющийся на поверхности предмета
узор. Используйте для этого акриловые краски, позволяющие имитировать блестящую поверхность глазуровки, и эмалевые краски, которые применяются для украшения фарфоровых изделий.

Тщательно подбирайте цвета и копируйте узор, как было описано в Шагах 13-14, но никогда не пытайтесь имитировать фон, поскольку вам вряд ли удастся подобрать точный оттенок.

Ремонт волосяных трещин

1. Очистите поверхность вокруг трещины, как было описано в Шаге 1 на стр. 158, Смешайте и окрасьте двусоставный клей, как было описано в Шаге 4. Поместите предмет в духовку, установленную на О °С, и нагрейте до тех пор, пока ручка не станет горячей. При этом края трещины слегка разойдутся, и клею легче будет попасть внутрь.

2. Выньте чашку из духовки и немедленно заполните трещину клеем, втерев его пальцами или мастихином.
Старайтесь как можно плотнее заполнить трещину клеем.

3. Когда клей перестанет входить в трещину, снимите остатки мягкой тряпкой или осторожно отскоблите их бритвенным лезвием, стараясь не повредить при этом рисунок на чашке. Дайте чашке остыть.

Из книги "Ремонт и реставрация. Практическое руководство"

Наличие глазури - главное отличительное качество . Многие задаются вопросом: "Как мыть фарфор и как ухаживать за посудой?" Соберите все составляющие разбившегося керамического изделия. До начала реставрационных работ следует поместить каждый из осколков в бумагу, предварительно очистив если они загрязнены.

Реставрация фарфора

Вам понадобятся следующие материалы: растворитель для красок, ватные тампоны, салфетки, абразивный порошок, спички, наждак, клей, бритвенное лезвие, мягкая кисточка, клейкая лента.

1. Необходимо, чтобы все осколки были сухие, а главное чистые. Сначала помойте сломанный край. Не следует очень сильно увлажнять керамику. Если мыльная вода не очистила его, воспользуйтесь ацетоном.

2. Отбелите осколок при помощи специального раствора.

3. Перед тем, как начать клеить, сопоставьте все части предмета. Посмотрите насколько плотно они состыковываются друг с другом. Также вы будете иметь представление о том, в каком порядке лучше всего склеивать кусочки.

4. В первую очередь клейте самые мелкие, а уже потом переходите к более крупным.

5. Не забывайте удалять излишки клея тампоном.

6. Добавьте в клеящее вещество специальный пигмент нужного вам цвета.

7. Склейте края соседних кусочков, используя при этом спички.

8. Дождитесь, когда предмет полностью высохнет. Обычно это занимает около 24 часов. Аккуратно удалите остатки клея бритвенным лезвием.

9. Если утеряна небольшая часть изделия, смешайте клеящий состав с порошком талька. Пальцами заполните дыру получившейся смесью. Отшлифуйте поверхность.

10. В случае, если утерян большой кусок – вам на помощь придет пластилин.

11. Нанесите двусоставный раствор на отколотую поверхность. Заполняйте пастой пластилиновую формочку. Дождитесь, когда паста высохнет.

12. Уберите формочку, отшлифуйте поверхность наждаком. Будьте осторожны, дабы не поцарапать глазуровку.

13. Нанесите соответствующими цветами сухую пасту, в точности повторяя орнамент.

14. Положите под мальку бумагу и обведите рисунок, чтобы перенести узор.

В случае если изделие из благородного материала представляет для вас большую ценность, не стоит самостоятельно заниматься реставрацией. Рациональнее всего поручить это дело специалисту. Если вы все же решили сэкономить и сделать все своими руками, запомните несколько принципов, которые помогут вам успешно отреставрировать вещь.

Основное правило: не нужно сильно увлажнять пористый слой керамики во время чистки. Клейте фарфоровые сразу, как промыли и высушили осколки. После высыхания клея, возможно потребуется восстановление узора. Вам помогут обычные акриловые краски, которые могут имитировать блеск глазуровки, а также эмалевые, применяемые для украшения порцеллана. Внимательно подбирайте цвета для узора и не пытайтесь подобрать фон, так как вам не удастся найти нужный оттенок.

Починка волосяных трещин

1. Зачистите поверхность около трещин, смешайте клей и поместите в духовку. Установите температуру на 200°С. Когда ручка накалится, выключите духовку. Это обеспечит наилучшее склеивание.

2. Как можно скорее нанесите клейстер, чтобы максимально плотно заполнить трещину.

3. После этого удалите остатки клея все тем же лезвием, при этом старайтесь не повредить рисунок. Дождитесь, когда остынут.

Мытье изделия теплой водой с мылом
Отбеливание трещины с помощью компресса
Прогрев кипятком и демонтаж старой склейки
Удаление следов предыдущей склейки
Нанесение клея на поверхность скола
Фиксация приклеенного фрагмента
Удаление выступившего на поверхность клея
Наложение воска для изготовления формы
Снятие готовой, застывшей восковой формы
Заполнение формы фарфороподобной массой
Шлифовка отлитого куска наждачной бумагой
Тонировка отреставри-
рованного изделия
Консервация новых фрагментов лаком
Мастиковка мелких сколов по краям
Шлифовка фрагмента надфилем

"...Осколки лежали на освещенном закатным солнцем полу, казалось, игривый ветерок разметал их поодаль друг от друга, и не хотелось верить, что то, что вчера вечером, даже сегодня утром, было любимой маминой чашкой, превратилось в голубые фарфоровые лепестки..." - кто не помнит печальной истории о голубой чашке, рассказанной Аркадием Гайдаром. Чувство безнадежной, непоправимой утраты смешалось в памяти с детским страхом перед разбившейся посудой. Эта история, конечно, закончилась бы совсем по-другому, случись она сегодня и окажись у ее героев последний номер нашего журнала.

Мамина любимая голубая чашка была бы, несомненно, восстановлена, да так, что мама вряд ли заметила бы что-то особенное. Посуда бьется во все времена - осколки ее либо торопливо выбрасываются, либо неумело склеиваются клеем БФ.

Сейчас мы расскажем о реставрации фарфора по всем ее классическим правилам.

Прежде всего упредим реставрационных экстремистов - если вы счастливый обладатель майсеновского, или гарднеровского фарфора, умерьте свой восстановительный пыл и успокойте себя тем, что в вашем распоряжении действительно музейный экспонат, который можно доверить только высококлассному специалисту.

Наши советы относятся именно к "голубым чашкам", т. е. К тем дорогим сердцу и памяти вазочкам, статуэткам, чайникам и чашкам, которые, тем не менее, не имеют музейно-коллекционной ценности. Нашим учителем в таком ответственном деле как реставрация фарфора стал Сергей Бобров - известнейший московский реставратор. Свой профессиональный опыт он получил, работая во Всероссийском художественном научно-реставрационном центре им. И. Грабаря и музее-усадьбе Царицыно.

Относясь к узкому, избранному кругу элитных реставраторов России, мастер имеет высокую профессиональную репутацию среди коллег, коллекционеров и антикваров. Его работы украшают частные и государственные музейные собрания, они были представлены и на крупнейшей выставке "250 лет русского фарфора» в Государственной Третьяковской галерее.

Рабочее место реставратора должно иметь естественное дневное освещение, которое особенно важно при тонировке и реконструкции фарфора. Стол хорошо бы защитить пробковым или любым другим упругим покрытием, которое в случае падения предмета ослабит удар. Следует обратить внимание на то, что все действия, которые вы совершаете, и их последствия должны быть поправимы, то есть на то, что профессионалы называют обратимостью процесса. Ни в коем случае, даже с самыми благими намерениями, нельзя сверлить, шлифовать, царапать оригинал.

Рассмотрим процесс реставрации подробно на примере восстановления разбитой фарфоровой менажницы. Прежде всего объект внимательно осматривается; выявляются трещины, сколы, места старых склеек. Затем, в зависимости от характера и объема повреждений, определяется план реставрации, т. е. порядок и очередность восстановительных работ. Если изделие разбито, нужно попробовать совместить его куски без склейки, выяснить возможность их совпадения, выявив наиболее сложные места.

Далее необходимо вымыть изделие в горячей (50-600 С) воде, применяя любое мыло с низким содержанием щелочи, это может быть, например, обычное детское мыло. Средства для мытья посуды, сода для этого не годятся, так как могут способствовать выщелачиванию или отслоению глазури. Мытье должно быть довольно бережным - вместо щетки лучше использовать щетинную кисть или помазок для бритья. Для удаления загрязнений в трещинах применяется компресс - в данном случае это ватный жгут, смоченный 10% раствором лимонной кислоты или 3% раствором перекиси водорода - наложенный на потемневшую трещину. Компресс выдерживается до ее полного отбеливания. Чтобы раствор не испарился слишком быстро, компресс следует укрыть целлофаном или поместить в полиэтиленовый пакет все изделие. Если изделие было склеено ранее, после мытья его необходимо демонтировать.

Струей крутого кипятка, направленной на место предыдущей склейки, разогрейте шов. После достаточного прогрева, не применяя больших механический усилий, попытайтесь отделить склеенный фрагмент. Если это не принесет успеха, залейте изделие кипятком и оставьте на некоторое время. Делать это можно несколько раз, до тех пор, пока фрагменты легко не отделятся друг от друга. Демонтаж проводите над пластмассовым тазиком с водой, чтобы при случайном падении изделие или его фрагмент не разбились.

Полученные после демонтажа осколки нужно очистить от старого клея скальпелем или острым ножом. Разогретый кипятком клей размягчается и должен легко отделиться от сколов. Если удаление клея затруднено, можно воспользоваться ацетоном или спиртом. Во избежание повреждений глазури лучше не применять номерные разбавители, растворители или концентрированные кислоты. Когда старый клей полностью удален, сложите очищенные фрагменты, чтобы определить порядок новой склейки - сначала склеиваются друг с другом мелкие фрагменты.

Обезжирив поверхности сколов спиртом или ацетоном, тщательно промажьте клеем скол меньшего по размеру фрагмента.

В качестве клея можно использовать двухкомпонентную эпоксидную смолу EPOXY GLUE фирм BONDO, BIZON или подобные им, в худшем случае можно применить общедоступный суперклей, недостатком которого является слишком быстрое «схватывание».

Для более точного совпадения рельефа излома, клей следует наносить равномерным, предельно тонким слоем. Когда осколки промазаны клеем и плотно прижаты друг к другу, зафиксируйте место склейки скотчем, пластилином, лейкопластырем. В любом случае, даже если кажется, что изделие крепко склеено, его следует оставить на сутки для полного высыхания, так как "схватывание" и полная полимеризация клея - вовсе не одно и то же. После того как вы убедитесь, что склейка завершена, фрагменты держатся прочно, удалите выступивший по шву клей скользящими движениями скальпеля.

Если фрагменты изделия безвозвратно утрачены, их можно изготовить самим, но только в том случае, если вещь симметрична или является фигурой вращения. Тогда с аналогичной утерянному фрагменту детали сначала снимите форму с помощью базисного воска, производимого харьковским заводом стоматологических материалов "СТОМА" в виде пластин 170 80 мм.

Разогретую в горячей (50-60 С) воде пластину накладывают на сохранившуюся поверхность и плотно обжимают. Пластина должна быть больше восстанавливаемого фрагмента, и заходить за его края примерно на 10 мм. Остывшую, затвердевшую восковую форму аккуратно снимите и наложите на утраченный участок. Теперь, предварительно зафиксировав ее по краям пластилином, приступайте к отливке нужного фрагмента.

Очистите от жира поверхность скола, приготовьте массу, которая состоит из эпоксидной смолы (связующего) и сухого белого титанового или цинкового пигмента. Разотрите их до образования фарфороподобной вязкой массы. При заливке формы необходимо постараться сначала закрыть этой массой всю поверхность формы, а затем постепенно наращивать ее толщину, разгоняя от центра к краям. Следует учесть, что пигменты, содержащие известь (например мел), для приготовления имитирующей фарфор массы непригодны. Когда утраченный фрагмент полностью восстановлен, обработайте его с помощью наждачной бумаги, постепенно переходя от крупного зерна к «нулевке». Прошлифуйте поверхность, стараясь, чтобы абразив не задел края оригинального изделия. Теперь, когда поверхность фрагмента почти не отличается от оригинала, приступим к тонировке фона.

Для тонировки воспользуйтесь акриловыми белилами, уточняя оттенки белого цвета добавлением акварели. При подборе оттенка следует иметь в виду дальнейшую консервацию изделия лаком, поэтому цвет должен быть на полтона светлее оригинала. Орнаменты или рисунки на утраченных фрагментах также воспроизводите акварелью и белилами, так как чистая акварель - слишком яркая. На этом этапе восстановления терпение и хороший дневной свет - главные помощники, ибо точность подбора цвета определяет качество реставрации. Не рекомендуется использовать для тонировки масляные краски, которые могут в дальнейшем изменить цвет. Завершается процесс консервацией, т. е. покрытием даммарным или акриловым лаком фирмы MAIMERI или аналогичным, в один или несколько слоев так, чтобы характер блеска покрытия полностью совпал с блеском оригинала.

Если при осмотре изделия обнаружены мелкие сколы, нужно провести мастиковку, т. е. заполнение их объемов имитирующей фарфор эпоксидной массой, рецепт приготовления которой вы узнали выше. В той же последовательности проведите шлифовку, тонировку и консервацию. Теперь восстановленное изделие может снова украсить сервант, горку или домашнюю витрину. Однако пить чай из маминой чашки все же не стоит, теперь она принадлежит семейной истории. Пищевое применение для реставрированной посуды исключено - это может свести на нет все ваши усилия и неблагоприятно сказаться на здоровье.

Если, перевернув изделие, вы увидите на его донышке подобные знаки, будьте уверены - в ваших руках действительно коллекционный фарфор
Вена (Австрия) Майсон (Германия) Императорский фарфоровый завод Гарднер (Россия) Королевская мануфактура (Франция)
Завод Кузнецовых (Россия)
Загрузка...
Top