Урок 79-80
Обществознание 11, профильный уровень
Мораль и нравственность
Д.З: § 30, ?? (с.325), задания (с.325-326),
источник (с.326-327)
© А.И. Колмаков
- Дать представление о духовном мире личности;
- Развивать умения осуществлять поиск информации, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные проблемы и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук, участвовать в дискуссии, работать с документами;
- Формировать уважительное отношение к духовному миру каждого человека.
Универсальные учебные действия
- Знать понятия: мораль, нравственность, нравственная культура
- Развивать умение нравственной оценки социального поведения людей.
- нравственная культура;
- мораль;
- нравственность;
- этика;
- добро и зло;
- долг;
- совесть;
- честь и достоинство личности;
- моральный идеал;
- этические категории;
- моральное сопротивление
Изучение нового материала
- Нравственные ориентиры личности.
- Нравственная культура
Вспомните. Какое место занимает мораль в системе социальных норм и ценностей? Чем отличается моральное регулирование от правового? Можно ли считать личностью человека с низким уровнем нравственной культуры?
Этика
Специализированная философская наука, которая исследует целостное теоретическое рассмотрение нравственной жизни общества в системе её разнообразных проявлений.
В Древней Индии, Древнем Китае философское измерение раскрывало общественно значимый смысл нравственных и безнравственных Поступков человека.
Этика исследовала структуры и механизмы подготовки и принятия нравственных решений конкретными личностями, раскрыла влияние на уровень, характер и направленность этих решений самосознания личности. Основной предмет этики МОРАЛЬ .
Два мира есть у человека -
Один, который нас творил.
Другой, который мы от века
Творим по мере наших сил.
Н.Заболоцкий.
Появление надписи – автоматически после первого щелчка мыши (с задержкой для чтения строк).
«Лишь две вещи на свете способны тревожить наше воображение: звёздное небо над нами и нравственный закон внутри нас». И. Кант
Что хотели выразить в своих мыслях поэт ХХ века и философ Х VIII- нач.Х I Х в.?
Притча:
Создавая род человеческий, боги позаботились о нём с щедростью поистине божественной: дали разум, речь, огонь, способности к мастерству и искусству . Каждый был наделен каким-либо талантом. Появились строители, кузнецы, лекари и т. д. Человек стал добывать пищу, делать красивые вещи, строить жилища. Но научить людей жить в обществе боги не сумели . И когда люди собирались вместе для какого-нибудь большого дела - строить дорогу, канал, между ними вспыхивали ожесточенные споры, а нередко дело кончалось всеобщим развалом. Слишком эгоистичны, слишком нетерпимы и жестоки были люди, все решали только грубой силой... И над родом человеческим нависла угроза самоистребления.
Тогда отец богов Зевс , чувствуя свою особую ответственность, повелел ввести в жизнь людей стыд и правду.
Восхищены были боги мудростью отца. Только один вопрос они задали ему: как распределить стыд и правду среди людей? Ведь таланты боги даруют избирательно: одному пошлют способности строителя, другому – музыканта, третьему – лекаря и т. д.
А как поступить со стыдом и правдой?
Зевс ответил, что стыд и правду должны иметь все люди . Иначе не будет на Земле ни городов, ни государств, ни самих людей. . .
Какие вечные универсальные ценности и зачем даровал человеку Бог?
МОРАЛЬ
Сформировалась вместе с возникновением человеческого общества
Связана со всеми сферами общественной жизни
Форма общественного сознания
Явление культурно-историческое, классовое
Предмет изучения этики
МОРАЛЬ
оценочный
аспект
Познавательный
аспект
регулятивный
аспект
Свобода человека, его способность выбирать между добром и злом называется моральным выбором.
Мораль - это совокупность одобренных общественным мнением норм, определяющих отношения людей в социуме, их обязанности друг перед другом и перед обществом.
Не лги
Не укради
Не убий
Смысл жизни
Свобода
Счастье …
Доброжелательность
Справедливость
Мудрость
Нормы
поведения
Моральные
качества
Высшие
моральные
ценности
Моральные
требования и
представления
Нравственные
принципы
Морально-
психологические
механизмы
Долг
Совесть
Коллективизм / индивидуализм
Эгоизм / альтруизм
РОЛЬ МОРАЛИ
Один вариант
Регулирует
поведение
человека во
всех сферах
общественной
жизни
Обеспечивает
единство и
согласованность
взаимодействия
людей при
различных
обстоятельствах
Является
жизненным
ориентиром для
человека,
стремящегося к
самосовершен-ствованию
Формирует
нравственный
облик
личности,
нравственное
сознание
Моральные нормы и требования стимулируют развитие моральных взглядов, убеждений, чувств, которые в совокупности образуют нравственное сознание.
Управляющая поступками человека
Регулятивная
Утверждение человеческого в человеке
Другой вариант
Ценностно-
ориентационная
Координационная
Функции
морали
Единство и согласованность действий людей
Мотивационная
Конститутивная
Формирование нравственного облика личности
Безнравственность недопустима
Функции морали
- оценочная - рассмотрение поступков в координатах добра и зла (как хороших, плохих, нравственных или безнравственных);
- регулятивная - установление норм, принципов, правил поведения;
- контролирующая - контроль над выполнением норм на основе общественного осуждения и/или совести самого человека;
- интегрирующая - поддержание единства человечества и целостности духовного мира человека;
- воспитательная - формирование добродетелей и способностей правильного и обоснованного морального выбора.
Приведите примеры реального проявления каждой функции морали!
Позитивное закрепление моральных норм в индивидуальном сознании
моральные убеждения
как принятые
личностью моральные принципы
Примени к проявлениям своего поведения!
Нравственность
принципы реального практического поведения людей,
специфическая сфера культуры , в которой концентрируются и обобщаются высокие идеалы и строгие нормы поведения , регулирующие поведение и сознание человека в различных областях общественной жизни
степень усвоения личностью моральных ценностей общества и практическое следование им в повседневной жизни
Мир сущего
Мир должного
Нравственность - степень усвоения личностью моральных ценностей общества и практическое следование им в повседневной жизни, т. е. выражение человеческого в человеке. Нравственность - это уровень реального морального поведения людей.
Мораль - совокупность одобренных общественным мнением норм,
определяющих
отношения людей
в социуме, их
обязанности друг
перед другом и перед
обществом
Этические (моральные) категории - это фундаментальные понятия морали, отражающие события жизни с точки зрения самых общих моральных оценок.
долг
достоинство
совесть
счастье
честь
моральный идеал
Моральный выбор
Долг
- совокупность обязанностей человека перед обществом на уровне общественного мнения (сознания) ,
- на уровне индивидуального сознания - понимание личностью этих обязанностей и принятие их ею.
- требование долга является моральной основой социальной дисциплины.
Совесть
- способность личности к эмоциональной оценке совершенных и совершаемых ею поступков, соотносимых с идеей должного. Совесть - это «сторожевой пункт» общества в индивидуальном сознании.
- манипуляция личностью возможна лишь при условии отключения совести .
Честь и достоинство
- Категории чести и достоинства личности отражают признание ценности личности на основе наличия у неё некоторых обязательных черт: благородства, готовности к самоотверженности, определенной сдержанности и соблюдения в отношениях с другими людьми правил, принятых той или иной референтной группой.
Счастье
- Категория счастья фиксирует переживания человека, удовлетворенного своей деятельностью, своим положением и открывающимися перспективами.
Моральный идеал
Представление о совершенной системе моральных норм, ценностей, воплощаемых в деятельности и поведении личности
Нравственная культура личности:
- степень восприятия индивидом нравственного сознания и культуры общества;
- реализация человеком в своём поведении нравственных принципов, ценностей, норм.
Факторы, определяющие уровень нравственной культуры:
Учитель организует обсуждение, только после его завершения на слайд выводятся пункты плана.
- Общая культура
- Социальные интересы
- Цели жизни и деятельности
- Степень нравственных переживаний, сопереживания
- Богатство и разнообразие жизненных связей и интересов личности
Этапы формирования нравственной культуры личности
Определите, на кокой стадии находитесь Вы!
Трудности в осуществлении нравственного идеала (причины):
- Низкая общая культура людей;
- Различные социальные группы, имеют неодинаковые фундаментальные интересы и цели своей жизни и поведения;
- Эгоистические групповые и индивидуалистические идеалы и цели заставляют отступить на задний план или вообще исчезнуть общесоциумные задачи и интересы;
- Паралич эмпатии;
- Социальная мимикрия.
Духовно-нравственные заповеди академика Дмитрия Сергеевича Лихачёва:
- люби людей – и ближних, и дальних;
- твори добро, не видя в том заслуги;
- люби мир в себе, а не себя в мире.
- будь искренним: вводя в заблуждение других, обманываешься сам;
- учись читать с интересом, с удовольствием и не торопясь;
- чтение – путь к житейской мудрости, не гнушайся им!
- будь верующим – вера обогащает душу и укрепляет дух;
- будь совестлив: вся мораль в совести;
- чти прошлое, твори настоящее, верь в будущее!
В. С. Высоцкий.
«Баллада о времени»
Время эти понятия не стёрло.
Нужно только поднять верхний пласт.
И дымящейся кровью у горла
Чувства вечные хлынут из нас.
Ныне присно, во веки веков, старина,
И цена есть цена, и вина есть вина,
И всегда хорошо, если честь спасена,
Если духом надёжно прикрыта спина.
Чистоту, простоту мы у древних берём,
Саги, сказки из прошлого тащим
Потому, что добро остаётся добром
В прошлом, будущем и настоящем.
Появление строк – автоматически после первого щелчка мыши (с задержкой для чтения строк).
Контрольные вопросы
- В чём состоит отличие принципов морали от моральных норм?
- Как вы понимаете смысл моральных принципов личности?
- Чем мораль отличается от нравственности?
- Какие вопросы решает этика?
- Каковы причины изменения содержания нравственных категорий в общественном развитии?
- Что такое нравственная культура личности? Чем она отличается от общей культуры?
рефлексия
- Что узнали?
- Каким способом?
- Чему научились?
- Какие испытывали трудности?
- Интересно ли было на уроке?
Источники
1. Обществознание: 11 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений: профил. уровень. / [Л. Н. Боголюбов, А.Ю. Лазебникова, А.Т. Кинкулькин и др.]; под ред. Л. Н. Боголюбова [и др.]; Росс. акад. наук, Росс. акад. образования, изд-во «Просвещение» .- 8-е изд. - М.: Просвещение, 2014. – 432 с. – (Академический школьный учебник) ISBN 978-5-09-032479-3
2. Обществознание. Практикум. 11 класс: пособие для общеобразоват. учреждений: профильный уровень / Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, Н.И. Городецкая и др./: под ред. Л.Н. Боголюбова. – М.: Просвещение, 2008
3. Краюшкина С.В. Тесты по обществознанию: 11 класс: к учебнику «Обществознание. 11 класс» под ред. Л.Н. Боголюбова и др. / С.В. Краюшкина. – М.: Издательство «Экзамен», 2012
5. Сорокина Е.Н. Поурочные планы по обществознанию. Профильный уровень. 11 класс (к учебнику под ред. Л.Н. Боголюбова). – М.: ВАКО,2013
6. Зинина С.А., учитель истории и обществознания МОУ СОШ №43, г.Волгоград, http://prezentacii.com/obschestvoznanie/6077-moral-i-nravstvennost.html ;
7. Тимофеева Т.А., учитель истории и обществознания «МБОУ № 16», http://infourok.ru/user/timofeeva-tatyana-aleksandrovna/progress
8. Павлова А.В., учитель истории и обществознания, МОУ СОШ № 12, г. Вышний Волочок http://metodichka.ucoz.ru/load/istorija_i_obshhestvoznanie/prezentacii/prezentacija_k_uroku_obshhestvoznanija_quot_moral_i_nravstvennost_quot_dlja_11_klasa_profil/7-1-0-136
МОРАЛЬ И НРАВСТВЕННОСТЬ УРОК ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ В 11 КЛАССЕ. ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ МОУ ИЛЬИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА. УЧИТЕЛЬ СМИРНОВ ЕВГЕНИЙ БОРИСОВИЧ.
ЗНАЧЕНИЕ МОРАЛИ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА. ЭТИКА – СПЕЦИАЛИЗИРО ВАННАЯ ФИЛОСОФСКАЯ НАУКА – РАССМАТРИВАЕТ НПАВСТВЕННУЮ СТОРОНУ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА ИМЕННО ФИЛОСОФИЯ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ, ИНДИИ, КИТАЕ РАССМАТРИВАЛА ЗНАЧИМОСТЬ НРАВСТВЕННЫХ И БЕЗНРАВСТВЕННЫХ ПОСТУПКОВ ЧЕЛОВЕКА. ИМЕННО ФИЛОСОФИЯ ВЫЯВИЛА ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ НРАВСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНЫМИ УСЛОВИЯМИ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА. ЭТИКА ПЫТАЛАСЬ ВЫЯВИТЬ СТРУКТУРЫ И МЕХАНИЗМЫ НРАВТВЕННЫХ РЕШЕНИЙ, ВЛИЯНИЕ ИХ НА УРОВЕНЬ, ХАРАКТЕР, НАПРАВЛЕННОСТЬ ЭТИХ РЕШЕНИЙ САМОСОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ
МОРАЛЬ В ЖИЗНИ ЛЮДЕЙ. В ЭТИКЕ ВЫДЕЛЕНЫ ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ НРАВТВЕННОЙ ОРИЕНТАЦИИ ЛИЧНОСТИ, ВОЛОЩЕННЫЕ В ПОВЕДЕНИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛЮДЕЙ. ОСНОВНОЙ ПРЕДМЕТ ЭТИКИ- МОРАЛЬ ЛЮДЕЙ. МОРАЛЬ ПЕРВАЯ ФОРМА ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ. УТРАТА МОРАЛИ ОЗНАЧАЕТ ПРЕВРАЩЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА В ЧЕЛОВЕКОПОДОБНОЕ СУЩЕСТВО. ВСЕ ИЗВЕСТНЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА(РОД, ПЛЕМЯ, ЭТНОС, НАЦИЯ, ГОСУДАРСТВО) КАК ПРАВИЛО РАССМАТРИВАЛИ МОРАЛЬ КАК ВАЖНЕЙШИЙ ЭЛЕМЕНТ ДУХОВНОЙ СФЕРЫ - ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЙ СТАБИЛЬНОСТЬ И УСТОЙЧИВОСТЬ.
МОРАЛЬ В ЖИЗНИ ЛЮДЕЙ МОРАЛЬ ПЕРВАЯ ФОРМА ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ. В ИСТОРИИ НЕМАЛО ПЕРИОДОВ – 1.РИМСКОЕ ОБЩЕСТВО- ПАДЕНИЕ НРАВОВ. 2.ПОСЛЕ РЕВОЛЮЦИИ 1917 ГОДА И В ПЕРИОД НЭПА – СТОЛКНОВЕНИЕ И ЛОМКА ДВУХ МОРАЛЕЙ. 3.В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ - ВОЗВРАЩЕНИЕ К ТРАДИЦИОННЫМ ЦЕННОСТЯМ. МОРАЛЬ ЭТО СОВОКУПНОСТЬ ОДОБРЕННЫХ ОБЩЕСТВЕННЫМ МНЕНИЕМ НОРМ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ ОТНОШЕНИЯ ЛЮДЕЙ В СОЦИУМЕ, ИХ ОБЯЗАННОСТИ ДРУГ ПЕРЕД ДРУГОМ И ПЕРЕД ОБЩЕСТВОМ.
МОРАЛЬ В ЖИЗНИ ЛЮДЕЙ МОРАЛЬ СОВРЕМЕННЫЕ ЛЮДИ ПОСТОЯННО ВСТУПАЮТ В КОНТАКТЫ, НО МОРАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ ИГРАЮТ РОЛЬ ПУТЕВОДИТЕЛЯ ПО ЖИЗНИ МОРАЛЬНЫЕ НОРМЫ И ТРЕБОВАНИЯ ОБРАЗУЮТ НРАВСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ. ОНО ЯВЛЯЕТСЯ ОТРАЖЕНИЕМ ВВ СОЗНАНИИ ЛЮДЕЙ ОТНОШЕНИЯ К НРАВСТВЕННЫМ НОРМАМ В ПРЕДЕЛЬНО ШИРОКОМ СПЕКТРЕ ПОЗИЦИЙ: ОТ СТРАСТНОГО УТВЕРЖДЕНИЯ ЭТИХ НОРМ И СЛОВОМ И ДЕЛОМ, ДО НЕГАТИВНОГО И ДАЖЕ ОТРИЦАТЕЛЬНОГО ИХ ВОСПРИЯТИЯ И ПОВЕДЕНИЯ
МОРАЛЬ В ЖИЗНИ ЛЮДЕЙ МОРАЛЬ В МОРАЛИ СУЩЕСТВУЮТ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ, ОЦЕНОЧНЫЙ, И РЕГУЛЯТИВНЫЙ АСПЕКТЫ, ВЗАИМОДЕЙСТВУЮЩИЕ ДРУГ С ДРУГОМ. ВСЕ ОНИ В ИНДИВИДУАЛЬНОМ СОЗНАНИИ ЧЕЛОВЕКА, В КОТОРОМ ПРЕДСТАВЛЕНЫ НОРМЫ, ПРИНЯТЫЕ ОБЩЕСТВЕННЫМ МНЕНИЕМ. СУЩЕСТВУЮТ РАЗЛИЧИЯ В МАСШТАБАХ ПРИМЕНЕНИЯ, И В УРОВНЯХ ОДОБРЕНИЯ. НОРМЫ ФУНКЦИОНИРУЮТ НА ОСНОВЕ ПРИНЦИПОВ МОРАЛИ, ПРЕДСТАВЛЯЮЩИХ СОБОЙ ТРЕБОВАНИЯ К ПОВЕДЕНИЮ ЛИЧНОСТИ, ПОДДЕРЖИВАЕМЫЕ МНЕНИЕМ СОЦИАЛЬНОЙ ГРУППЫ ИЛИ ОБЩЕСТВОМ В ЦЕЛОМ(ГУМАНИЗМ, КОЛЛЕКТИВИЗМ, ИНДИВИДУАЛИЗМ)
МОРАЛЬ В ЖИЗНИ ЛЮДЕЙ МОРАЛЬ МОРАЛЬНЫЕ НОРМЫ ВЫПОЛНЯЮТ ФУНКЦИИ: 1.ПОДДЕРЖИВАЮТ УСТОЙЧИВОСТЬ ОБЩЕСТВА. 2. РЕГУЛИРУЮТ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬБ ЛЮДЕЙ. 3.РЕКОМНДУЮТ ИНДИВИДУ ОПТИМАЛЬНЫЕ ФОРМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПРИЕМЫ ДЛЯ РАЗРЕШЕНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ПРОБЛЕМ. СУЩЕСТВУЕТ ДВОЯКАЯ ОЦЕНКА РАЗЛИЧНЫХ ЖИЗНЕННЫХ СИТУАЦИЙ: 1.С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ ОБЩЕСТВА, 2.С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ИНДИВИДА. 3.МОРАЛЬ ЭФФЕКТИВНА, КОГДА ЕЁ НОРМЫ ВНЕДРЯЮТСЯ В ИНДИВИДУАЛЬНОЕ СОЗНАНИЕ И НАХОДЯТ ОТКЛИК.
МИР МОРАЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ. ДРУГИМ ВИДОМ ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ ЯВЛЯЕТСЯ РАЗРЕШЕНИЯ МОРАЛЬНЫХ СИТУАЦИЙ, ТРЕБУЮЩИХ АКТИВНОГО ПРИВЛЕЧЕНИЯ МОРАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ И ЭТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ ЭТИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ- ЭТ О ФУНДАМЕНТАЛЬ НЫЕ ПОНЯТИЯ МОРАЛИ, ОТРАЖАЮЩИЕ СОБЫТИЯ ЖИЗНИ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ САМЫХ ОБЩИХ МОРАЛЬНЫХ ОЦЕНОК. КАТЕГОРИИ ДОБРА И ЗЛА. КАТЕГОРИЯ ДОЛГА.- МОРАЛЬНАЯ ОСНОВА СОЦИАЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ. КАТЕГОРИЯ СОВЕСТИ- СПОСОБНОСТЬ ЛИЧНОСТИ К ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОЦЕНКЕ ПОСТУПКОВ.
МИР МОРАЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ. ЭТИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ- ЭТ О ФУНДАМЕНТАЛЬ НЫЕ ПОНЯТИЯ МОРАЛИ, ОТРАЖАЮЩИЕ СОБЫТИЯ ЖИЗНИ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ САМЫХ ОБЩИХ МОРАЛЬНЫХ ОЦЕНОК. КАТЕГОРИИ ЧЕСТИ И ДОСТОИНСТВА КАТЕГОРИЯ СЧАСТЬЯ. МОРАЛЬНЫЙ ИДЕАЛ. – ЭТО ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О СОВЕРШЕННОЙ СИСТЕМЕ МОРАЛЬНЫХ НОРМ, ВОПЛОЩАЕМЫХ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПОВЕДЕНИИ ЛИЧНОСТИ
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
2 слайд
Описание слайда:
Нравственность Нравственность – один из важнейших факторов общественного развития. По Канту, нравственность есть «некоторая ощущаемая зависимость частной воли от общей». Это значит, что нравственность, присущая индивидууму, позволяет ему соотносить свои интересы и желания с интересами и желаниями общества, в котором индивид существует.
3 слайд
Описание слайда:
О КОНЦЕПЦИИ НРАВСТВЕННОСТИ Люди всегда ощущали в нравственности какую-то странную, абсолютную силу, которую просто могучей назвать было нельзя так она превосходила все человеческие представления о силе и мощи разума.
4 слайд
Описание слайда:
Нравственность это обязанность Критериологический подход к категории нравственности требует, прежде всего, достижения понимания и ориентации в пространстве жизненных и вообще природных критериев с тем, чтобы построить систему оценок знаний высшего уровня. Подобное желание весьма трудно исполнимо, ибо нравственность сама по себе является уже такой оценочной системой высокого уровня, позволяющей человечеству и каждой личности соотносить друг с другом фактически любые действия и мысли.
5 слайд
Описание слайда:
Об идеале и реальности И всё же наберёмся смелости и попытаемся хотя бы определиться с главным в оценках этого труднейшего с философской точки зрения понятия. Когда мы стараемся осмыслить это понятие, то, прежде всего, отмечаем, что в понятии нравственности особым образом, если не сказать удачно, соединились знания человеческой цивилизации об идеале и реальности: идеал притягивает к себе реальность, заставляя её меняться по нравственным принципам.
6 слайд
Описание слайда:
Игра с Выигрышем Кроме того, эта категория как расширенное понятие объединяет в себе сущностную социальную первопричину реальных действий людей: они добровольно берут на себя личностные обязанности по соответствию своих действий неким общим представлениям (общим нравам) и по соотнесению этих действий и своих мыслей целям, задачам, критериям общества. По-другому, жизнь превращается при этом в Игру с Выигрышем для Всех и каждого.
7 слайд
Описание слайда:
О нравственности - с позиций обязанностей Поэтому говорить о нравственности можно лишь с позиций добровольно взятых на себя обязанностей человека перед обществом или перед той Высшей Силой из пространства Сознания Природы, которая соответствует общему представлению, эгрегорному образу, Богу, стоящему над данным обществом и человеком и которое ведёт данное общество и данного человека по жизненному пути.
8 слайд
Описание слайда:
Духовно-нравственное учение Нравственность эгоистической быть не может. Поэтому можно снять упрёк либерального (эгоистического) толка о том, что Иисус Христос принёс человечеству коммунистическую идеологию: любое духовно-нравственное учение, в том числе и возникшие до Иисуса Христа, заставляет, прежде всего, расставлять оценки с вершины общества. И СССР развалился совсем не потому, что коммунистическая идеология нежизненна, наоборот, ей не хватило именно духовной высоты, такой, какая наличествует, например, в конфуцианстве и даосизме.
9 слайд
Описание слайда:
Духовная высота Однако, эгрегоры, как и ведомые ими личности и общества, могут быть разной высоты по уровню духовного потенциала, и потому разными по качеству, силе, заряду (позитив-негатив), широте охвата и так далее. И потому представление о Боге одного человека не совпадает с представлением о Нём другого, личный Бог одного человека никогда не будет совпадать с личным Богом другого. И хотя духовная высота эгрегора каждого человека оценивается, «измеряется», с высоты общих нравов нравственностью, тем не менее, понимание нравственности у разных людей разное. Нравственность так же относительна, как и любая другая истина.
10 слайд
Описание слайда:
Нравственность как абсолютный закон Проблемы нравственности изучаются этикой. Однако, говоря о разных видах корпоративной этики, прежде всего, следует говорить о нравственности не как о морали. Потому что мораль это либо исторически изменяемый, либо профессиональный свод правил и норм поведения людей, сформулированный ими на основе их опыта, духовного и опыта отношений. Нравственность же выступает как некоторый абсолютный закон (императив) притяжения человеческого духа (И. Кант), а просто этика становится уже Духовной Этикой.
11 слайд
Описание слайда:
Нравственность это абсолютная истина Что такое нравственность? Из чего она растёт? Как она проявляется? Насколько она обязательна для исполнения? И что бывает, когда люди пренебрегают нравственностью? Понятие нравственности от нас настолько далеко, что подавляющее большинство людей, рассуждая о ней, вполне серьёзно допускают мысль, что чаще всего нравственность не нужна вообще, а общество создаёт свои правила поведения, усредняя представления всех людей, входящих в него.
12 слайд
Описание слайда:
Закон ценности. Чем выше или дальше от насущного, от нашего больного места что-нибудь, тем оно нам кажется более ненужным. Но имеет ли это отношение к нравственности? Можно ли нравственность определить как ценность? И не меняем ли мы тут следствие и причину местами?
13 слайд
Описание слайда:
Определения нравственности Не вдаваясь в подробности, даем те определения, к которым мы пришли, изучая Духовную Этику. Не будем вспоминать старые определения, сказанные кем-то по случаю нравственности, ибо они отнимают время и не настраивают на истинное понимание. Если повторять пройденное по неправильным или неправедным дорогам, можно так же, как и многие другие, свернуть с истинного пути.
14 слайд
Описание слайда:
Истина Мера же истины лежит в её приближении к Вершине Духа: Бог есть Любовь. Истина это и абсолютная честность. Нравственность, на которую нас выводит Природа, это всё-таки ещё, и прежде всего, Голос Абсолютной Истины, которую мы назвали Богом.
15 слайд
Описание слайда:
Голос совести Этот Голос и принимаем мы за голос нашей совести. Но этот Голос искажается тем эгрегором, который для каждого человека свой. И потому быть совершенным это утопия идеала. Но идеала спасительного. Всё, что не относится к этому идеалу, рано или поздно обречено либо на гибель, либо на изменения, приближения к идеалу. Почему? Потому что не истина, ложь, или временная истина, живёт короткое время, после чего Природа их поправляет, уничтожая. Вершина, которую предоставляет в наше распоряжение личностный эгрегор, не может совпадать с Вершиной Абсолюта по причине нашей материальности.
16 слайд
Описание слайда:
Человечность это отражение нравственности Люди в своём стремлении жить руководствуются насущным более, чем нравственностью. Однако, подсознательно они оценивают с вершины своего личного представления о нравственности результаты своих жизненных этапов. Сегодня уже с большой долей уверенности можно заявить, что Человек не живёт абсолютной истиной и потому он смертен. Но ведь он и не может ею жить, скажете вы, и будете правы.
17 слайд
Описание слайда:
Истина как канат Но правы странно: абсолютная истина есть канат, который удерживает человека в человеческом облике. Но как только этот канат по какой-либо причине обрывается или обрезается, человек превращается в обезьяну, в животное, в монстра. Миллионы или миллиарды примеров подобного рода разве не убеждают нас в правоте этой истины?
18 слайд
Описание слайда:
Из обезьяны в лошадь Обратный процесс превращения обезьяны в человека прекрасно описан разными людьми, претендовавшими на звание ученого. Но оставим эти их претензии за бортом, не они суть важны в наших рассуждениях. Важно другое и просто противоположное: труд мог сделать из обезьяны не человека, а лошадь или трактор.
19 слайд
Описание слайда:
С чего начинается нравственность Нравственность всегда начинается, как это ни банально звучит, с уважения: в себе, к другому человеку, к животным, к Природе, к Богу. Уважение это терпимость в кубе. Ибо кроме того, что нужно вытерпеть что-то или кого-то, ещё нельзя при этом потерять свою человеческую личность. Нравственность должна быть ясно соотнесена с другими близкими категориями, чтобы её место в современных общечеловеческих представлениях не вызывало двойных стандартов и толкований.
20 слайд
Описание слайда:
Типы нравственности Поэтому общее понятие нравственности необходимо разделить на понятия абсолютной, переходной и бытовой нравственности. Каждый из этих типов нравственности определяет свою мораль как обобщение норм и правил поведения в обществе, а также определяет и отношение каждого конкретного человека к этим видам морали.
21 слайд
Описание слайда:
Переходный тип Переходный тип нравственности является мостиком между тем, что мы называем идеалом и реальностью. Понятие идеала в свете Духовной Этики и высшей критериологии отходит от его отождествления с понятиями иллюзии и утопии, потому что в целостном представлении о функционировании Природы идеал становится Вершиной Глобального Критерия Природы, который по всем кибернетическим и математическим законам и обеспечивает эту самую целостность путём самоудовлетворения в процессе распределения ресурсов.
22 слайд
Описание слайда:
Ещё раз о причинах гибели цивилизаций Нравственность это первое знание об общих и частных отношений высшего уровня, которое вытекает из абсолютных Законов Природы и, прежде всего, из её Высших Критериев, бесспорно наталкивающих нашу мысль на абсолютность существования Сознания Природы. Некоторым людям трудно с этим согласиться, но сам факт восхождения наших знаний к гипотетической их Вершине говорит о том, что она существует вне нашего опыта.
23 слайд
Описание слайда:
Эти абсолютные знания не являются лишь отражением некой природной объективности в ущерб субъективности. Напротив, они парадоксальным образом соединили в себе своё объективное существование и качества субъекта как сущности, способной проводить высшую оценку нашего и вообще любого поведения. Мы сами отпадаем от этой Вершины, когда накапливаем негативный потенциал и начинаем его использовать в ущерб своему восхождению к Вершине Абсолюта. Жить относительными истинами для нас становится катастрофически опасным.
24 слайд
Описание слайда:
Нравственность и формирование правильного взаимоотношения полов как составляющие здорового образа жизни. Поскольку современный брак основан прежде всего на любви, важнейшую роль в нем играют сохранение и развитие этого чувства в совместной жизни. Однако семейные отношения часто усложняются сразу после свадьбы.
25 слайд
Описание слайда:
До и после свадьбы Типичные до свадьбы мечты о семейном счастье нередко сменяются после нее разочарованием друг в друге, в семейной жизни. Вообще до свадьбы и он и она стремились показать себя с наиболее хорошей, выгодной стороны, а после свадьбы начинают проявляться истинные качества и недостатки.
26 слайд
Описание слайда:
После свадьбы все по-другому Завоевывать друг друга уже не надо, молодожены расслабляются и часто перестают следить за собой (за своей внешностью, одеждой, манерой поведения, речи), забывают быть внимательными, нежными друг с другом, становятся неблагодарными и придирчивыми. Девушка из роли принцессы часто сразу после свадьбы попадает в положение служанки, которой никто не скажет спасибо за приготовленный обед или выстиранную рубашку.
27 слайд
Описание слайда:
Возникновение разногласий Атрибуты красивой свободной жизни исчезают, сменившись многочисленными семейными заботами. А если еще возникают проблемы, где жить, на что жить, как уживаться, то все вокруг начинают казаться недостаточно хорошими или даже невыносимо плохими. Возникают разногласия, которые рождают споры, обиды и ссоры, раздражение и недовольство друг другом.
Слайд 2
Прав ли был мудрец? Нужны ли людям законы? Всегда ли человек соблюдает законы, от чего это зависит? Почему человек преступает закон?
Слайд 3
Вежливость
Проявление хорошего воспитания Уважение ко всем Доброжелательность
Слайд 4
Любовь
Глубокая привязанность к дорогому человеку, к животному, к Родине, к жизни, к близким, к себе.
Слайд 5
НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА
Это когда человек поступает так, как учат его моральные правила.
Слайд 6
Выдержанность... Человек выдержанный- это тот, который не взрывается, который смотрит на вещи просто. В любой ситуации держит себя в руках.
Слайд 9
ПРАВДИВОСТЬ –это когда люди не обманывают друг друга!
Слайд 10
ПАТРИОТИЗМ
Патриотизм-это любовь к своей Родине, народу,к семье, обычаям и традициям своей страны. Когда ты не просто живешь в ней,но и пытаешься сделать что-нибудь для нее полезное и поддерживаешь ее во всем.
Слайд 11
Трудолюбие
трудолюбие-это такое положительное качество человека, когда он стремится к труду, проявляет старание и усердие.
Слайд 12
Верность!!!
Что такое верность? Это вера и доверие, защита от предательства. Верность присутствует в дружбе, в любви. Очень хорошо когда человек понимает и хранит верность. Это одно из главных качеств человека!
Слайд 14
СОСТРАДАНИЕ
САМОЕ хорошее качество характера у человека. Ты должен помочь человеку в беде. Имей сострадание.
Слайд 15