Функции уфк. Федеральное казначейство: задачи, функции, полномочия. Основные функциональные обязанности казначейства РФ

Система органов федерального казначейства представляет собой единую централизованную систему, построенную по принципу многоуровневой и иерархической организации, где каждый уровень (федеральный, региональный и локальный) имеет свои задачи, функции и специфику.

К федеральному уровню относится:

Главное Управление федерального казначейства Министерства финансов РФ. Оно является органом управления всей казначейской системой и ему подчинены все нижестоящие территориальные органы казначейства.

Структура органов федерального казначейства

К региональному уровню относятся территориальные управления федерального казначейства, входящие в состав РФ республик, областей, краев, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

Локальный уровень охватывает отделения федерального казначейства городов республиканского, краевого, областного подчинения, сельских районов, районов в городах республиканского, краевого и областного подчинения (за исключением городов районного подчинения).

Органы казначейства имеют статус самостоятельной федеральной службы, являются юридическими лицами, имеют самостоятельные сметы расходов и текущие счета в учреждениях банков для выполнения хозяйственных функций и печать со своим наименованием. Казначейство подчиняется Министру финансов Российской Федерации.

Территориальные органы казначейства подчиняются вышестоящему органу и руководителю казначейства - начальнику Главного Управления федерального казначейства Министерства финансов РФ, который имеет ранг заместителя министра.

Главными задачами органов казначейства являются следующие:

Организация, осуществление и контроль за исполнением федерального бюджета, управление его доходами и расходами на счетах казначейства в банках, исходя из принципа единства кассы;

Регулирование финансовых отношений между федеральным бюджетом и государственными внебюджетными фондами, финансовое исполнение этих фондов, контроль за поступлением и использованием внебюджетных (федеральных) средств;

Осуществление краткосрочного прогнозирования объемов государственных финансовых ресурсов, оперативное управление этими ресурсами в пределах, установленных на соответствующий период государственных расходов;

Сбор, обработка, анализ информации о состоянии государственных финансов, представление высшим законодательным и представительным органам государственной власти и управления РФ отчетности об операциях правительства по федеральному бюджету;

Управление и обслуживание совместно с Центральным банком РФ и другими уполномоченными банками государственного внутреннего и внешнего долга РФ;

разработка методологических и инструктивных материалов, порядка ведения учетных операций по вопросам, относящимся к компетенции казначейства, ведение учета государственной казны РФ.

В соответствии с возложенными задачами, казначейство выполняет множество разнообразных функций. Все выполняемые казначейством функции рассматриваются в разрезе его иерархического устройства. Это связано с тем, что функции федерального, регионального и локального уровней казначейской системы различны и имеют свою специфику.

Особенность функций, возложенных на Главное Управление определяется тем, что оно руководит работой всех органов казначейства и организует через них бюджетное и финансовое исполнение федерального бюджета и внебюджетных фондов, а также осуществляет выполнение других функций.

В соответствии с этим Главное Управление федерального казначейства:

подготавливает проекты законодательных и иных нормативных актов, разрабатывает и утверждает методические и инструктивные материалы, устанавливает порядок ведения учета и составления отчетности по вопросам, относящимся к компетенции казначейства.

Как центральный орган казначейства, Главное Управление получает, обобщает и анализирует отчеты территориальных органов казначейства о проделанной работе и представляет высшим органам государственной власти и управления отчетность о результатах исполнения федерального бюджета и состоянии бюджетной системы России.

В целях улучшения организации исполнения и контроля за исполнением федерального бюджета, Главное управление в своей работе активно взаимодействует с ЦБ, Государственной налоговой службой Российской Федерации и другими центральными органами государственной власти и управления. В частности совместно с Центральным банком оно принимает участие в разработке и реализации согласованной денежно-кредитной политики, обеспечивает управление и обслуживание государственного внутреннего и внешнего долга России, осуществляет размещение на возвратной и платной основе централизованных финансовых ресурсов.

Из множества функций, выполняемых Главным управлением необходимо особо отметить следующую: осуществление управления доходами и расходами федерального бюджета и иными централизованными финансовыми ресурсами, находящимися в ведении Правительства, распоряжение средствами, числящимися на соответствующих счетах в банках (за исключением средств федеральных внебюджетных фондов и внебюджетных средств), а также осуществляет операции с этими средствами.

Специфика функций, возложенных на территориальные управления федерального казначейства определяется тем, что они являются промежуточным звеном казначейской системы. С одной стороны территориальные управления организуют работу подчиненных им отделений федерального казначейства на локальном уровне и выполняют некоторые функции свойственные Главному управлению, а с другой стороны сами находятся в подчинении у Главного управления и выполняют некоторые основные функции по непосредственному исполнению и контролю за исполнением федерального бюджета, возложенные на территориальные отделения федерального казначейства.

Территориальные органы казначейства на соответствующих территориях осуществляют бюджетное и финансовое исполнение федерального бюджета и финансовое исполнение федеральных внебюджетных фондов.

При исполнении федерального бюджета по доходам, органы казначейства регионального и локального уровня также выполняют большую группу функций:

Ведут учет средств, поступающих в доход федерального бюджета по видам налогов и других платежей согласно классификации доходов бюджетов Российской Федерации;

Осуществляют распределение в установленных размерах налогов и других платежей между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Федерации и местными бюджетами;

Обеспечивают по представлению государственных налоговых инспекций, на основании заключений формы 21, возврат излишне взысканных и уплаченных налогов и других платежей;

Обрабатывают, обобщают и анализируют всю информацию о поступающих доходах в федеральный бюджет;

На основе полученных данных о состоянии финансовых ресурсов и исполнении бюджета составляют краткосрочные прогнозы объемов поступлений в доход федерального бюджета;

При исполнении бюджета по расходам органы казначейства ведут сводные реестры распорядителей бюджетных средств, в которых отражают всю необходимую информацию о финансируемых предприятиях, учреждениях, организациях: юридические адреса, телефоны их руководителей, номера текущих и бюджетных счетов, их назначение и многое другое.

Учет ассигнований для открытого финансирования ведут на отдельных лицевых счетах по каждому распорядителю кредита, главному разделу, подразделу, виду расходов и целевым статьям экономической классификации.

Территориальные органы казначейства выполняют операции со средствами федерального бюджета, федеральных внебюджетных фондов и осуществляют финансирование расходов со счетов казначейства в учреждениях банков. Они доводят до получателей средств федерального бюджета лимиты финансирования. И обеспечивают в соответствии с доведенными до них Главным управлением федерального казначейства установленными размерами ассигнований, целевое финансирование предприятий, учреждений, организаций. А также осуществляют постоянный ежедневный анализ исполнения федерального бюджета по расходам.

Другой важной функцией территориальных органов казначейства является осуществление краткосрочного прогнозирования и кассового планирования расходов федерального бюджета по соответствующим территориям. Так, они осуществляют прогнозирование и планирование на ближайший период, сумм расходов на финансирование отдельных федеральных целевых программ. Например, по выплате компенсаций и предоставлению льгот лицам, пострадавшим от радиоактивных воздействий при ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, аварии на ПО " Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, испытаний на Семипалатинском полигоне, делая расчеты на основании информации о льготах, компенсациях и количестве лиц, имеющих на это право.

Совместно с уполномоченными банками, территориальные органы казначейства осуществляют управление и обслуживание государственного долга РФ. Курируют вопросы, связанные с государственными займами, казначейскими обязательствами и другими ценными бумагами. И выполняют поручения вышестоящего органа казначейства по финансированию внутреннего долга России.

Наряду с исполнением федерального бюджета по доходам и расходам территориальные органы казначейства выполняют контрольные функции. Это в первую очередь определяет важность казначейства как органа финансового контроля.

Казначейство представляет собой специальную организацию казначеев, которые осуществляют обслуживание казны: частного или государственного хранилища денежных средств.

Что такое «казначейство» и его функциональные обязанности?

Данный термин обозначает особое финансовое государственное учреждение (орган), которое осуществляет операциъ по кассовому исполнению бюджета страны.

Казначейство занимается следующими основными вопросами:

  • осуществляет организацию взимания сборов, налогов и пошлин;
  • контролирует доходы от реализации займов;
  • отпускает денежные средства на расходы;
  • осуществляет эмиссию денег (бумажных).

Особенности казначейской организации в странах мира

В каждой стране существуют свои особенности функционирования вышеуказанного органа. В США казначейство – это Департамент Министерства финансов, в России – Федеральное казначейство, во Франции – казначейское управление Министерства финансов, в Великой Британии – самостоятельное казначейство.

Россия

Российское Федеральное казначейство представляет собой федеральный орган исполнительной власти или, другими словами, федеральную службу, что осуществляет строго в соответствии с законодательством данного государства правоприменительные обязательства по обеспечению исполнения бюджета Федерации, кассовому обслуживанию. Данное учреждение находится в ведении финансового министерства России.

Казначейство РФ было создано в 1992 году 8 декабря указом Президента. В центральный аппарат данного органа входят следующие подразделения:

  • Управление бюджетом и отчетности;
  • Подразделение финансово-отчетных операций;
  • Управление обеспечения исполнения бюджета Федерации;
  • Финансовое подразделение;
  • Управление контроля (внутреннего) и оценки эффективности деятельности;
  • Юридическое подразделение;
  • Управление информационных интегрированных систем финансов государства;
  • Административное подразделение;
  • Управление финансовых технологий;
  • Подразделение совершенствования функциональной работы;
  • Управление роста бюджетных платежей;
  • Подразделение режима секретности информации.

Казначейство РФ состоит из территориальных управлений федеральных казначейство, что входят в состав РФ республик, городов Санкт-Петербурга и Москвы, областей и краев.

Органы казначейства имеют статус самостоятельной федеральной службы, обладают самостоятельными сметами расходов и текущими счетами в банковских учреждениях. Они являются юридическими лицами и подчиняются Министру финансов РФ.

Территориальные органы казначейства подчиняются замминистра финансов РФ, который одновременно является начальником Главного управления федерального казначейства.

Основные функциональные обязанности казначейства РФ:
  • управление учетом операций по кассовому исполнению федерального бюджета;
  • распределение доходов от уплаты налогов и сборов в бюджетной системе РФ между бюджетами;
  • ведет и в том числе и открывает лицевые счета распорядителей, осуществляет их реестр;
  • предоставляет в РФ данные и отчетность о исполнении федерального бюджета;
  • обеспечивает мобилизационную подготовку Федерального казначейства;
  • осуществляет краткосрочное прогнозирование объемов финансовых ресурсов государства;
  • обслуживает и управляет совместно с Центробанком государственный внутренней и внешний РФ.

США

Американское казначейство или Министерство финансов США является одним из исполнительных департаментов, которое было создано еще в 1789 году. В его функциональные обязанности входит разработка и исполнение денежной политики Соединенных Штатов, регулирование финансовых организаций, экспорта и импорта, печать бумажных долларов, а также чеканка монет, и, конечно же, сбор налогов.

Кроме того, в функции Министерства финансов США входит:

  • оплата счетов государства;
  • управление долгом страны;
  • консультирование по вопросам международной и внутренней экономической, валютно-финансовой, торговой и налоговой политики;
  • издание статической отчетности;
  • уголовное преследование лиц, которые уклоняются от уплаты налогов;
  • обеспечение соблюдения налогового и финансового федерального законодательства.

Деятельностью данного ведомства руководит США Джейкоб Лью.

Что такое казначейство организации?

Вышеуказанное ключевое подразделение или любого другого финансового учреждения занимается обеспечением ликвидности компании (то есть осуществляет проведение платежей, внесение свободных средств на денежный счет, привлечение денег при их дефиците).

На финансовых рынках операции проводятся непосредственно самим казначейством или же дилинговым подразделением, что входит в его состав либо является параллельным ему в структуре управления пассивами и активами компании. В последнем случае говорят о разделении мидл-офиса (казначейство) и фронт офиса (дилинговое подразделение).

Руководством рыночным риском является функциональным обязательством казначейства. Это делается с целью извлечения дохода от ожидаемого развития на рынке. Специалисты выделяют процентный, валютный и фондовый риски.

Методом установления процентных базовых ставок и специальный трансфертных цен для филиалов происходит руководство процентным риском. Трансфертные цены и процентные ставки предлагаются либо самим казначейством или же комитетом по управлению пассивами и активами.

Методом открытия валютных позиций (то есть осуществление купли-продажи одной валюты за другую) осуществляется руководство валютным риском. Также устанавливаются лимиты на величину валютных позиций филиалов или же иных подразделений, что приносят доходы.

Путем формирования портфелей акций происходит руководство фондовым риском.

Еще одной важнейшей функцией казначейства является координация вышеуказанных обязательств в рамках централизованного управления пассивами и активами организации.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

Ответ редакции

Флаг Федерального казначейства (Казначейства России) на его здании, расположенном на Биржевой площади в Москве. Фото: РИА Новости / Наталья Селиверстова

Казначейство России — это госструктура, которая занимается централизацией, управлением и распределением федеральных денежных потоков и финансовыми вложениями. Находится в ведении Минфина РФ. Образована в 8 декабря 1992 года.

Основные функции Казначейства России:

  • обеспечение исполнения федерального бюджета
  • кассовое обслуживание
  • учет и распределение поступлений
  • управления рыночными и валютными рисками.

Полномочия Федерального казначейства:

  • распределяет (по законодательно установленным нормативам) доходы, поступившие в бюджетную систему, между бюджетами разных уровней;
  • ведет учет операций по кассовому исполнению федерального бюджета;
  • открывает в ЦБ РФ и кредитных организациях счета по учету средств федерального бюджета и иных средств в соответствии с законодательством РФ;
  • осуществляет распределение доходов от уплаты федеральных налогов и сборов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • осуществляет прогнозирование и кассовое планирование средств федерального бюджета;
  • открывает и ведет лицевые счета главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета;
  • ведет реестр государственных контрактов, заключенных от имени Российской Федерации по итогам размещения заказов;
  • обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну и др.

Структура

Федеральное казначейство в своей структуре имеет 85 территориальных органов и одну подведомственную организацию — Федеральное казенное учреждение «Центр по обеспечению деятельности Казначейства России». За пределами России ведомство представительств не имеет.

История

Зарождение казначейской службы произошло еще во времена Древней Руси, когда появилась должность казначея — должностного лица княжеской или боярской администрации, хранителя княжеских ценностей, которые назывались казной. С расширением границ Российского государства и его укреплением постепенно росла казна, и это требовало дополнительного контроля за сохранностью средств. Все это привело к возрастанию роли казначеев и появлению в XV веке, в период царствования Ивана III , казенных дворов.

В результате финансовых преобразований Петра I в 1710 году была создана Счетная или Казначейская контора, которая должна была следить за правильным поступлением налогов. Она просуществовала до 1742 года.

Следующей ступенью в развитии финансовой системы России стал выход в 1775 году, в эпоху царствования Екатерины II , крупного правового акта «Учреждения для управления губерний Российской империи» от 7 ноября 1775 г. Согласно данному документу, в каждой губернии создаются казенные палаты «для домостроительных дел и управления казенных доходов Императорского Величества» и определяются основные их функции: «1) Дабы доходы сполна и в настоящее время собраны были, 2) Дабы доходы куда надлежит доставлены были, 3) Дабы доходы в целости сохранены были».

Сохранение казны уже в то время стало делом государственной важности. Зачастую казначеи хранили государственные средства с риском для жизни. Так, в период пугачевских волнений в селе Малыковка (ныне г.Вольск) Саратовской губернии казначейша Тишина была казнена бунтовщиками за то, что не отдала им дворцовую казну.

Следующим этапом развития казначейства стали реформы Александра I . В 1802 году им был подписан манифест «Об учреждении министерств», в соответствии с которым, наряду с другими министерствами, создается Министерство финансов. А 15 февраля 1821 года в структуре нового ведомства был создан Департамент Государственного казначейства, ставший ядром всей системы казначейской службы России.

В начале XX века роль казначейства усиливается в связи с ростом доходов и расходов государства. В свет выходят новые законы и внутренние инструкции, более четко регламентирующие деятельность казначейств. Предметами ведения казначеев в то время были: прием и хранение всех доходов; продажа всякого рода гербовой бумаги, гербовых марок, бланков, свидетельств и патентов; выдача промысловых свидетельств и бесплатных промысловых билетов, перевод денег и так далее.

С 1918 года казначейство было расформировано, и его функции получили новые финансовые органы. Финансирование всего народного хозяйства страны и всего советского аппарата, счетно-бюджетная работа, руководство денежным обращением были переданы организованной казначейской финансовой комиссии, а впоследствии — Наркомату финансов и Народному банку РСФСР, а затем — Министерству финансов СССР и союзных республик, Государственному банку СССР и его территориальным органам.

Указом Президента Российской Федерации от 8 декабря 1992 года № 1556 и постановлением Правительства России от 27 августа 1993 года № 864 был решен вопрос о возрождении казначейства в России.

Единая централизованная система органов федерального казначейства РФ состоит из Главного управления федерального казначейства РФ и подчиненных ему территориальных органов федерального казначейства по республикам в составе РФ, краям, областям, автономным образованиям, городам Москве и Санкт-Петербургу, городам (за исключением городов районного подчинения), районам и районам в городах.

Структура органов казначейства в России трехуровневая и состоит из следующих составных элементов :

  • - I уровень - Главное управление федерального казначейства (ГУ ФК), возглавляется начальником ГУФК;
  • - II уровень - Управления федерального казначейства (УФК) по республикам в составе РФ, краям, областям, автономным образованиям, городам Москве и Санкт-Петербургу возглавляются начальником, назначаемым на должность и освобождаемым начальником ГУФК;
  • - III уровень - Отделения федерального казначейства по городам, районам и районам в городах (кроме городов районного подчинения), сельским поселениям (ОФК) возглавляются начальниками, назначаемыми и освобождаемыми от должности начальником УФК.

Органы казначейства являются юридическими лицами, имеют самостоятельные сметы расходов, текущие счета в учреждениях банков для выполнения хозяйственных функций. Казначейство РФ в своей деятельности руководствуется Конституцией и Законами РФ, Указами и Распоряжениями Президента РФ, Постановлениями и Распоряжениями Правительства РФ, Положением о федеральном казначействе РФ, Приказами и Распоряжениями Руководителя Главного Управления Федерального казначейства. Органы казначейства в своей работе взаимодействуют с органами государственного управления субъектов РФ в процессе зачисления доходов и взаиморасчетов между бюджетами, а также координации работ по созданию информационной базы о состоянии бюджетной системы РФ.

Главными задачами, стоящими перед органами казначейства являются :

  • - доведение до главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета показателей сводной бюджетной росписи, лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования;
  • - ведение учета операций по кассовому исполнению федерального бюджета, показателей сводной бюджетной росписи федерального бюджета, лимитов бюджетных обязательств и их изменений;
  • - открытие в Центральном банке РФ и кредитных организациях счетов по учету средств федерального бюджета и иных средств в соответствии с законодательством РФ и лицевых счетов главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета;
  • - установление режимов счетов федерального бюджета;
  • - ведение сводных реестров главных распорядителей, распорядителей, получателей средств федерального бюджета;
  • - составление и предоставление в Министерство финансов РФ оперативной информации, отчетности об исполнении федерального бюджета, отчетности об исполнении консолидированного бюджета РФ;
  • - получение в установленном порядке от главных распорядителей средств федерального бюджета, органов исполнительной власти субъектов РФ, государственных внебюджетных фондов и органов местного самоуправления материалов, необходимых для составления отчетности об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета РФ;
  • - осуществление распределения доходов от уплаты налогов и сборов и иных платежей между бюджетами бюджетной системы РФ в соответствии с законодательством РФ;
  • - прогнозирование и кассового планирования средств федерального бюджета;
  • - управление операциями на едином счете федерального бюджета;
  • - кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
  • - проведение кассовых выплат их бюджетов бюджетной системы РФ от имени и по поручению соответствующих органов, осуществляющих сбор доходов бюджетов, или получателей средств указанных бюджетов, лицевые счета которых открыты в Федеральном казначействе;
  • - осуществление предварительного и текущего контроля за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями и получателями средств федерального бюджета;
  • - подтверждение денежных обязательств федерального бюджета и совершает разрешительную надпись на право осуществления расходов федерального бюджета в рамках выделенных лимитов бюджетов;
  • - осуществление функций главного распорядителя и получателя средств федерального казначейства и реализация возложенных на него функций;
  • - осуществление работы по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в ходе деятельности;
  • - обобщение практики применения законодательства РФ в установленной сфере деятельности и внесение в Министерство финансов РФ предложений по его совершенствованию;
  • - обеспечение в пределах своей компетенции защиты сведений, составляющих государственную тайну, своевременного и полного рассмотрения обращений граждан;
  • - организация профессиональной подготовки работников Главного Управления федерального казначейства их переподготовка, повышение квалификации и т.д.
  • - проведение в установленном порядке конкурсов и заключение государственных контрактов на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Главного Управления Федерального казначейства.

В соответствии с возложенными задачами и правами, казначейство выполняет множество разнообразных функций. Рассмотрим выполняемые казначейством функции в разрезе его иерархического устройства. Это связано с тем, что функции федерального, регионального и местного уровней казначейской системы различны и имеют свою специфику.

Особенность функций, возложенных на Главное Управление Федерального казначейства определяется тем, что оно руководит работой всех органов казначейства и организует через них исполнение федерального бюджета и финансовое исполнение внебюджетных фондов, а также осуществляет выполнение других функций. Как центральный орган казначейства, Главное Управление Федерального казначейства получает, обобщает и анализирует отчеты территориальных органов казначейства о проделанной работе и представляет высшим органам государственной власти и управления отчетность о результатах исполнения федерального бюджета и состоянии бюджетной системы Российской Федерации. В соответствии с этим Главное Управление Федерального казначейства :

  • - подготавливает проекты законодательных и иных нормативных актов;
  • - разрабатывает и утверждает методические и инструктивные материалы;
  • - устанавливает порядок ведения учета и составления отчетности по вопросам, относящимся к компетенции казначейства;
  • - осуществляет управление доходами и расходами федерального бюджета и иными централизованными финансовыми ресурсами, находящимися в ведении Правительства РФ;
  • - распоряжается, согласно законодательству РФ, средствами, числящимися на соответствующих счетах в банках, а также осуществляет операции с этими средствами.

В целях улучшения организации исполнения и контроля за исполнением федерального бюджета, Главное управление Федерального казначейства в своей работе активно взаимодействует с Центральным банком Российской Федерации, Государственной налоговой службой Российской Федерации и другими центральными органами государственной власти и управления. В частности совместно с Центральным банком оно принимает участие в разработке и реализации согласованной денежно-кредитной политики, обеспечивает управление и обслуживание государственного внутреннего и внешнего долга России, осуществляет размещение на возвратной и платной основе централизованных финансовых ресурсов.

Специфика функций, возложенных на территориальные управления федерального казначейства, в частности и Управления Федерального казначейства по Камчатской области, определяется тем, что они являются промежуточным звеном казначейской системы. С одной стороны территориальные управления организуют работу подчиненных им отделений федерального казначейства на местном уровне и выполняют некоторые функции свойственные Главному управлению Федерального казначейства, а с другой стороны сами находятся в подчинении у Главного управления Федерального казначейства и выполняют некоторые основные функции по непосредственному исполнению и контролю за исполнением федерального бюджета, возложенные на территориальные отделения федерального казначейства.

При исполнении федерального, регионального и местного бюджетов по доходам, органы казначейства регионального и местного уровня выполняют большую группу функций:

  • - ведут учет средств, поступающих в доход бюджетов по видам налогов и других платежей согласно классификации доходов бюджетов РФ;
  • - осуществляют распределение в установленных размерах налогов и других платежей между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Федерации и местным бюджетами;
  • - обеспечивают по представлению государственных налоговых инспекций возврат излишне взысканных и уплаченных налогов и других платежей;
  • - обрабатывают, обобщают и анализируют всю информацию о поступающих доходах в федеральный и другие бюджеты;
  • - на основе полученных данных о состоянии финансовых ресурсов и исполнении бюджета составляют краткосрочные прогнозы объемов поступлений в доход федерального бюджета.

При исполнении бюджета по расходам органы казначейства регионального и местного уровней:

  • - ведут сводные реестры распорядителей бюджетных средств;
  • - осуществляют учет ассигнований для открытого финансирования;
  • - выполняют операции со средствами бюджета и внебюджетных фондов;
  • - осуществляют финансирование расходов со счетов казначейства в учреждениях банков;
  • - доводят до получателей средств бюджета лимиты финансирования;
  • - обеспечивают в соответствии с доведенными до них Главным управлением федерального казначейства установленными размерами ассигнований целевое финансирование предприятий, учреждений, организаций;
  • - осуществляют постоянный ежедневный анализ исполнения федерального бюджета по расходам, краткосрочное прогнозирование и кассовое планирование расходов федерального бюджета по соответствующим территориям на ближайший период.

Наряду с исполнением федерального бюджета по доходам и расходам и кассовым обслуживанием бюджетов субъекта РФ территориальные органы казначейства выполняют контрольные функции. Федеральное казначейство является единственным федеральным органом государственного финансового контроля в России, для которого приоритетным направлением деятельности служит превентивный характер контроля. Несмотря на пятнадцатилетнюю практику контрольной деятельности органов федерального казначейства, научные исследования в данной области знаний практически отсутствуют, что значительно тормозит ее развитие. В контрольной деятельности казначейства можно выделить два направления: контроль за доходами и контроль за расходами государства.

Предварительный казначейский контроль - это контроль, проводимый до совершения финансовых операций на стадии установления, рассмотрения и утверждения смет доходов и расходов, договорных соглашений, других документов. Он направлен на предупреждение неэффективного, нецелевого и незаконного расходования бюджетных средств. Проведение предварительного контроля предусматривает проверку обоснованности расходов, правильности представленных расчетов, сверку соответствия плановых сметных назначений соответствующим лимитам бюджетного финансирования.

Текущий казначейский контроль проводится в процессе исполнения бюджета путем анализа оперативных данных, текущей отчетности об исполнении бюджета, данных об использовании средств бюджетополучателями. Это контроль за оперативной деятельностью на этапе совершения финансовых операций со средствами бюджета, состоящий в регулярной проверке соблюдения распорядителями бюджетных ассигнований финансовой дисциплины, т.е. соблюдения бюджетных норм и нормативов, своевременного осуществления финансово-денежных расчетов, а также целевого использования бюджетных средств. Федеральное казначейство начинает текущий контроль уже на стадии принятия денежных обязательств получателями бюджетных средств, регистрируя заключение договоров между получателем бюджетных средств и поставщиком продукции (услуг, работ) в порядке, предусмотренном ст. 250 БК РФ. Текущий контроль осуществляется при финансировании расходов с лицевых счетов бюджетополучателей по платежным документам после проверки соответствия документов, подтверждающих правомерность расхода в пределах сметных назначений.

Предварительный и текущий контроль за целевым использованием бюджетных средств, осуществляемый органами Федерального казначейства, охватывает все организации, финансируемые из федерального бюджета через лицевые счета бюджетополучателей. Это обусловлено технологией прохождения средств через систему счетов федерального казначейства.

Теоретические исследования структуры и функций Федерального казначейства позволяет сделать следующие выводы и предложения:

1. Структура органов Федерального казначейства является трехуровневой и состоит из Главного управления Федерального казначейства, Управлений Федерального казначейства по субъектам РФ, Отделения Федеральных казначейств по городам, районам и районам в городах. Органы казначейства РФ являются юридическими лицами, имеют самостоятельные сметы расходов, текущие счета в учреждениях банков для выполнения хозяйственных функций.

Все органы Федерального казначейства выполняют вмененные им бюджетным законодательством задачи и функции, вместе с тем реализация задач и функций органов Федерального казначейства сопряжена с определенным рядом следующих проблем:

  • - несогласованность положений нормативно-правовых актов;
  • - организация информационного и правового взаимодействия с распорядителями и получателями бюджетных средств;
  • - большая нагрузка на органы Федерального казначейства, так как осуществляется исполнение как федерального, так и регионального и местного бюджетов;
  • - обновление компьютерного продукта, на основе которого ведется учет поступлений средств в бюджеты и их дальнейшее распределение.

Эти проблемы в настоящее время являются приоритетными в процессе модернизации органов Федерального казначейства.

  • 2. Утверждение, законодательным образом, казначейской системы исполнения бюджетов РФ позволило решить ряд проблем как:
    • - концентрация бюджетных средств на счетах одного финансового органа;
    • - наличие оперативных сведений о поступивших в доход федерального, регионального и местного бюджетов платежей;
    • - оперативное обеспечение текущего и предварительного контроля при расходовании бюджетных средств;
    • - обеспечение взаимодействия органов федерального казначейства с другими органами исполнительной власти.
  • 3. В соответствии со ст. 267 БК РФ Федеральным казначейством проводится предварительный и текущий контроль за движением средств бюджета и государственных внебюджетных фондов у всех участников бюджетного процесса. Главная задача состоит не только в том, чтобы обеспечить контроль за прохождением средств сверху вниз, а также наладить жесточайший предварительный и текущий контроль за выделением средств. В общем, эта задача сейчас решается двумя путями. Во-первых, казначейство концентрирует на своих счетах все платежные операции федерального бюджета. Во-вторых, оно осуществляет постоянный контроль на стадии, предшествующей выделению средств из федерального бюджета и платежам с этих счетов.

В РФ функционирует единая централизованная система органов федерального казначейства, включающая Главное управление федерального казначейства Министерства финансов РФ и подчиненных ему территориальных органов федерального казначейства по субъектам РФ, городам, кроме городов районного подчинения, районам и районам в городах.

Главные задачи органов Казначейства:

1) организация, осуществление и контроль за исполнением бюджета РФ, управление доходами и расходами бюджета на счетах Казначейства, исходя из принципа единства кассы;

2) регулирование финансовых отношений между бюджетом РФ и государственными внебюджетными фондами, финансовое исполнение этих фондов, контроль за поступлением и использованием внебюджетных средств;

3) осуществление краткосрочного прогнозирования объемов государственных финансовых ресурсов, оперативное управление ими;

4) сбор, обработка и анализ информации о состоянии государственных финансов, представление законодательным и исполнительным органам отчетности о финансовых операциях Правительства РФ по бюджету РФ, о государственных внебюджетных фондах, о состоянии бюджетной системы РФ;

5) управление и обслуживание совместно с Банком России и другими уполномоченными банками государственного внутреннего и внешнего долга РФ;

6) разработка методологических и инструктивных материалов, порядка ведения учетных операций по вопросам, относящимся к компетенции Казначейства, подготовка проекта бюджетной классификации, ведение операций по учету государственной казны РФ.

К функциям Главного управления федерального казначейства Минфина РФ относятся:

Организация бюджетного и финансового исполнения федерального бюджета и финансовое исполнение государственных федеральных внебюджетных фондов, исходя из принципа единства кассы;

Руководство работой территориальных органов Федерального казначейства;

Доведение до территориальных органов Федерального казначейства размеров ассигнований из федерального бюджета по обслуживаемым ими территориям;

Ведение сводного реестра распорядителей средств федерального бюджета, государственных федеральных внебюджетных фондов и федеральных внебюджетных средств;

Организация распределения доходов между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ, передача в местные бюджеты отчислений от поступлений по государственным налогам и доходам;

Управление доходами и расходами федерального бюджета и другими централизованными финансовыми ресурсами, находящимися в ведении Правительства РФ, распоряжение средствами на соответствующих счетах в банках, кроме средств государственных федеральных внебюджетных фондов и федеральных внебюджетных средств, осуществление операций с этими средствами;

Организация осуществления взаимных расчетов между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ;

Регулирование финансовых отношений между федеральным бюджетом и государственными федеральными внебюджетными фондами, организация контроля за поступлением и использованием федеральных внебюджетных средств;

Организация и осуществление: краткосрочного прогнозирования и кассового планирования средств федерального бюджета, других централизованных финансовых ресурсов и направлений их использования; учета операций по движению средств федерального бюджета, государственных федеральных внебюджетных фондов и федеральных внебюджетных средств на счетах казначейства; сбора, обработки и анализа информации о состоянии федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, государственных федеральных внебюджетных фондов и федеральных внебюджетных средств;

Осуществление по поручениям Правительства РФ и Минфина РФ других операций со средствами федерального бюджета, другими средствами, находящимися в ведении Правительства РФ;

Организация работы территориальных органов Казначейства по контролю за исполнением федерального бюджета, государственных федеральных внебюджетных фондов, поступлением и использованием федеральных внебюджетных средств;

Управление и обслуживание государственного внутреннего и внешнего долга совместно с Банком России и другими уполномоченными банками, организация и осуществление размещения на возвратной и платной основе централизованных финансовых ресурсов, находящихся в ведении Правительства РФ;

Организация и ведение операций по учету государственной казны.

Органы Казначейства по субъектам РФ, а также городам с районным делением, имеющим в своем подчинении нижестоящие органы Казначейства, осуществляют на соответствующей территории функции, применительно к функциям, рассмотренным выше, кроме функций, относящихся исключительно к обслуживанию федерального бюджета, закрепленным за

Главным управлением федерального казначейства.Органы Казначейства наделены следующими правами;

Открывать счета для зачисления и выдачи средств в Банке России, его учреждениях на местах, других кредитных организациях;

Приостанавливать операции по счетам предприятий, включая банки, использующих средства федерального бюджета, государственных федеральных внебюджетных фондов и федеральные внебюджетные средства, в случаях непредставления или отказа предъявить органам Казначейства и их должностным лицам бухгалтерских и финансовых документов, связанных с использованием этих средств;

Выдавать обязательные для исполнения предписания о взыскании с предприятий в бесспорном порядке средств, выделенных из федерального бюджета, средств этого бюджета, направленных в государственные федеральные внебюджетные фонды или федеральных внебюджетных средств, используемых не по целевому назначению, с наложением на предприятия штрафа в размере ставки рефинансирования Банка России;

Налагать на кредитные организации штраф при несвоевременном исполнении ими платежных документов на перечисление и зачисление средств в доход федерального бюджета, в государственные федеральные внебюджетные фонды либо средств из федерального бюджета и этих фондов на счета получателей в соответствующие кредитные организации в размере действующей в банке, допустившем нарушение, процентной ставки при краткосрочном кредитовании, увеличенной на 10 пунктов; вносить в Банк России представления о лишении кредитных организаций лицензий на совершение банковских операций.

Загрузка...
Top