Вице адмирал левченко г и. Гордей Левченко - Вместе с флотом. Неизвестные мемуары адмирала. Валентина левченко я твой характер узнаю… стихотворение

СССР Род войск Годы службы Звание

: неверное или отсутствующее изображение

Командовал
  • Каспийская военная флотилия (1932-1933), Балтийский флот
Сражения/войны Награды и премии

Иностранные награды:

Горде́й Ива́нович Ле́вченко , (20 января (1 февраля) (18970201 ) , Дубровка, ныне Барановского района Житомирской области - 9 июня ) - советский военно-морской деятель, адмирал (1944).

Биография

На флоте с 1913 года, окончил школу юнг (1914), класс артиллерийских унтер-офицеров в Кронштадте (1916), участник Первой мировой войны , штурма Зимнего дворца , боев с войсками генерала Юденича , подавления мятежей на форту «Красная Горка» и в Кронштадте. Член ВКП(б) с 1919 года.

Окончил Военно-морское училище (1922), служил на кораблях Балтийского флота . В 1927 году получил назначение на должность командира эскадренного миноносца «Артём». В 1930 году, после окончания курсов при военно-морской академии, командовал крейсером «Аврора » и отрядом учебных кораблей .С января 1932 по январь 1933 года командующий и военный комиссар Каспийской военной флотилией . С января 1933 по август 1935 года - командир и военный комиссар бригады линкоров Балтийского флота . В августе 1935 года был понижен в должности за допущенную во время учений гибель подводной лодки «Б-3». В 1935-1937 годах командовал дивизионом и бригадой эсминцев Черноморского флота .

С августа 1937 по январь 1938 года - начальник штаба, а с января 1938 по апрель 1939 года командующий Балтийским флотом. С апреля 1939 года заместитель наркома ВМФ СССР.

В Великую Отечественную войну 1941-1945 годов как представитель военно-морского командования участвовал в обороне Одессы, Николаева, Севастополя, командовал войсками Крыма (22 октября - начало ноября 1941).

В ноябре 1941 года арестован, признал себя виновным в провале наступления и панике, дал показания на Г. И. Кулика . 25 января 1942 года осужден к 10 годам лишения свободы, но 31 января 1942 года помилован и понижен в звании до капитана 1-го ранга.

Руководил десантной операцией по захвату острова Соммерс в Финском заливе 8 июля 1942 года , окончившейся полной гибелью десанта и значительными потерями в кораблях (потоплено 8 катеров).

С апреля 1944 года заместитель наркома ВМФ СССР.

С мая 1946 года командующий Юго-Балтийским флотом (4-й ВМФ), затем вновь заместитель министра.

В 1953-1956 годах являлся адмиралом-инспектором ВМС, в 1956-1958 годах занимал пост заместителя главнокомандующего ВМФ по боевой подготовке.

В сентябре 1960 года вышел в отставку.

24 мая 1982 г. его имя присвоено большому противолодочному кораблю проекта 1155, который в 1989 году вошел в состав Северного флота.

Воинские звания

  • Флагман 1-го ранга (03.04.1939)
  • Вице-адмирал (04.06.1940)
  • Капитан 1-го ранга (19.03.1942)
  • Контр-адмирал (18.04.1943)
  • Вице-адмирал (22.02.1944)
  • Адмирал (25.09.1944)

Награды

  • 4 ордена Ленина (1943, 1945, 1949, 1957)
  • 4 ордена Красного Знамени (1933, 1944, 1944, 1947)
  • 2 ордена Ушакова I степени (1944, 1945)
  • 2 ордена Красной Звезды (1938, 1967)

Сочинения

  • «Годы огневые» (1960)
  • Левченко Г. И. Вместе с флотом. Неизвестные мемуары адмирала. - М .: Алгоритм, 2015. - 320 с. - (Маршалы Сталина). - ISBN 978-5-906798-11-4 .

Источники

  • Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров . - 3-е изд. - М . : Советская энциклопедия, 1969-1978.
  • Биографический энциклопедический словарь. Москва, Вече, 2000
  • Список флагманов 2-го ранга, флагманов 1-го ранга, флагманов флота 2-го ранга, флагманов флота 1-го ранга, МС РККА СССР (1935-1940)
  • Список адмиралов, вице-адмиралов, контр-адмиралов, ВМФ СССР (1940-1945)

Напишите отзыв о статье "Левченко, Гордей Иванович"

Примечания

Отрывок, характеризующий Левченко, Гордей Иванович

«Мне слишком тяжело было думать, что я могу быть причиной горя или раздора в семействе, которое меня облагодетельствовало, – писала она, – и любовь моя имеет одною целью счастье тех, кого я люблю; и потому я умоляю вас, Nicolas, считать себя свободным и знать, что несмотря ни на что, никто сильнее не может вас любить, как ваша Соня».
Оба письма были из Троицы. Другое письмо было от графини. В письме этом описывались последние дни в Москве, выезд, пожар и погибель всего состояния. В письме этом, между прочим, графиня писала о том, что князь Андрей в числе раненых ехал вместе с ними. Положение его было очень опасно, но теперь доктор говорит, что есть больше надежды. Соня и Наташа, как сиделки, ухаживают за ним.
С этим письмом на другой день Николай поехал к княжне Марье. Ни Николай, ни княжна Марья ни слова не сказали о том, что могли означать слова: «Наташа ухаживает за ним»; но благодаря этому письму Николай вдруг сблизился с княжной в почти родственные отношения.
На другой день Ростов проводил княжну Марью в Ярославль и через несколько дней сам уехал в полк.

Письмо Сони к Николаю, бывшее осуществлением его молитвы, было написано из Троицы. Вот чем оно было вызвано. Мысль о женитьбе Николая на богатой невесте все больше и больше занимала старую графиню. Она знала, что Соня была главным препятствием для этого. И жизнь Сони последнее время, в особенности после письма Николая, описывавшего свою встречу в Богучарове с княжной Марьей, становилась тяжелее и тяжелее в доме графини. Графиня не пропускала ни одного случая для оскорбительного или жестокого намека Соне.
Но несколько дней перед выездом из Москвы, растроганная и взволнованная всем тем, что происходило, графиня, призвав к себе Соню, вместо упреков и требований, со слезами обратилась к ней с мольбой о том, чтобы она, пожертвовав собою, отплатила бы за все, что было для нее сделано, тем, чтобы разорвала свои связи с Николаем.
– Я не буду покойна до тех пор, пока ты мне не дашь этого обещания.
Соня разрыдалась истерически, отвечала сквозь рыдания, что она сделает все, что она на все готова, но не дала прямого обещания и в душе своей не могла решиться на то, чего от нее требовали. Надо было жертвовать собой для счастья семьи, которая вскормила и воспитала ее. Жертвовать собой для счастья других было привычкой Сони. Ее положение в доме было таково, что только на пути жертвованья она могла выказывать свои достоинства, и она привыкла и любила жертвовать собой. Но прежде во всех действиях самопожертвованья она с радостью сознавала, что она, жертвуя собой, этим самым возвышает себе цену в глазах себя и других и становится более достойною Nicolas, которого она любила больше всего в жизни; но теперь жертва ее должна была состоять в том, чтобы отказаться от того, что для нее составляло всю награду жертвы, весь смысл жизни. И в первый раз в жизни она почувствовала горечь к тем людям, которые облагодетельствовали ее для того, чтобы больнее замучить; почувствовала зависть к Наташе, никогда не испытывавшей ничего подобного, никогда не нуждавшейся в жертвах и заставлявшей других жертвовать себе и все таки всеми любимой. И в первый раз Соня почувствовала, как из ее тихой, чистой любви к Nicolas вдруг начинало вырастать страстное чувство, которое стояло выше и правил, и добродетели, и религии; и под влиянием этого чувства Соня невольно, выученная своею зависимою жизнью скрытности, в общих неопределенных словах ответив графине, избегала с ней разговоров и решилась ждать свидания с Николаем с тем, чтобы в этом свидании не освободить, но, напротив, навсегда связать себя с ним.
Хлопоты и ужас последних дней пребывания Ростовых в Москве заглушили в Соне тяготившие ее мрачные мысли. Она рада была находить спасение от них в практической деятельности. Но когда она узнала о присутствии в их доме князя Андрея, несмотря на всю искреннюю жалость, которую она испытала к нему и к Наташе, радостное и суеверное чувство того, что бог не хочет того, чтобы она была разлучена с Nicolas, охватило ее. Она знала, что Наташа любила одного князя Андрея и не переставала любить его. Она знала, что теперь, сведенные вместе в таких страшных условиях, они снова полюбят друг друга и что тогда Николаю вследствие родства, которое будет между ними, нельзя будет жениться на княжне Марье. Несмотря на весь ужас всего происходившего в последние дни и во время первых дней путешествия, это чувство, это сознание вмешательства провидения в ее личные дела радовало Соню.
В Троицкой лавре Ростовы сделали первую дневку в своем путешествии.
В гостинице лавры Ростовым были отведены три большие комнаты, из которых одну занимал князь Андрей. Раненому было в этот день гораздо лучше. Наташа сидела с ним. В соседней комнате сидели граф и графиня, почтительно беседуя с настоятелем, посетившим своих давнишних знакомых и вкладчиков. Соня сидела тут же, и ее мучило любопытство о том, о чем говорили князь Андрей с Наташей. Она из за двери слушала звуки их голосов. Дверь комнаты князя Андрея отворилась. Наташа с взволнованным лицом вышла оттуда и, не замечая приподнявшегося ей навстречу и взявшегося за широкий рукав правой руки монаха, подошла к Соне и взяла ее за руку.
– Наташа, что ты? Поди сюда, – сказала графиня.
Наташа подошла под благословенье, и настоятель посоветовал обратиться за помощью к богу и его угоднику.
Тотчас после ухода настоятеля Нашата взяла за руку свою подругу и пошла с ней в пустую комнату.
– Соня, да? он будет жив? – сказала она. – Соня, как я счастлива и как я несчастна! Соня, голубчик, – все по старому. Только бы он был жив. Он не может… потому что, потому… что… – И Наташа расплакалась.
– Так! Я знала это! Слава богу, – проговорила Соня. – Он будет жив!
Соня была взволнована не меньше своей подруги – и ее страхом и горем, и своими личными, никому не высказанными мыслями. Она, рыдая, целовала, утешала Наташу. «Только бы он был жив!» – думала она. Поплакав, поговорив и отерев слезы, обе подруги подошли к двери князя Андрея. Наташа, осторожно отворив двери, заглянула в комнату. Соня рядом с ней стояла у полуотворенной двери.
Князь Андрей лежал высоко на трех подушках. Бледное лицо его было покойно, глаза закрыты, и видно было, как он ровно дышал.
– Ах, Наташа! – вдруг почти вскрикнула Соня, хватаясь за руку своей кузины и отступая от двери.
– Что? что? – спросила Наташа.
– Это то, то, вот… – сказала Соня с бледным лицом и дрожащими губами.
Наташа тихо затворила дверь и отошла с Соней к окну, не понимая еще того, что ей говорили.

Название корабля - не абстрактное имя, придуманное строителями при его закладке. Адмирал Левченко - реальная фигура, значимая личность в отечественной истории. Он родился и жил в дни становления России как мировой державы и всесоюзного государства, и стал тем человеком, который создавал ее будущее.

Начало пути

Свою стремительную карьеру будущий адмирал Левченко Гордей Иванович начал в школе юнг. Уроженец Белоруссии, совсем маленький мальчик Гордей поступил в школу военно-морского дела - с этого дня его история его жизни стала неотделима от страниц военной истории России.

После окончания училища в 1913 году ему сразу же «посчастливилось» стать участником I Мировой войны. Снаряды боевых сражений разожгли в совсем юном мальчике неподдельную любовь к военному делу. Именно поэтому после событий гражданской войны и вступления во Всесоюзную коммунистическую партию (большевиков) им было принято решение о продолжении обучения.

В 1922 году Гордей Иванович окончил высшее военно-морское училище и вступил в офицерские ряды военно-морского флота России.

Стремительная карьера адмирала

Дисциплинированность, исполнительность, амбициозность и трудолюбие, которыми был наделен Гордей Левченко, помогли ему стремительно взметнуться вверх по карьерной лестнице, и через 22 года после выпуска получить звание адмирала.

Спустя пару лет с момента призыва на флот Гордей Иванович был назначен командиром знаменитого крейсера «Аврора», а в 1933-м повышен до комиссара Каспийской флотилии. Его послужной список пестрил множеством должностей, в том числе командира линкоров на Балтике, командира бригады эсминцев на Черном море и др. В 1939 году Левченко получает должность командующего Балтийским флотом.

На долю Гордея Ивановича выпало сложное время - войны, революции, смена уклада жизни страны. Однако он всегда отличался бравым духом. В годы Великой Отечественной войны будущий адмирал Левченко участвовал в обороне Крыма, Ленинграда, обеспечивал снабжением войска во время прорыва блокады.

Проявленные им во время войны мужество и отвага сыграли значительную роль для карьерного роста. С 1953 года он был назначен на пост адмирала-инспектора военно-морских сил СССР, а затем и заместителя главкома по боевой подготовке. Однако это был заключительный период его молниеносной карьеры. В 1960 году адмирал Левченко ушел в отставку.

История постройки корабля

По иронии судьбы, заложенный на заводе им. Жданова корабль первоначально имел название одного из городов Дальнего востока - Хабаровск. Однако судьба уготовала выдающуюся судьбу, наполненную успехом и победами, в связи с чем и название для него потребовалось соответствующее. Через 3 месяца после закладки - в конце мая 1982 года, было принято решение переименовать БПК «Хабаровск» и присвоить ему имя БПК «Адмирал Левченко». Указанная дата совпала с годовщиной кончины адмирала - Гордей Иванович умер в конце мая 1981 года.

30 октября 1988 года капитан 2 ранга - будущий контр-адмирал - Ю. А. Крысов впервые поднял военно-морской флаг на корабле. С конца октября 1988 года начинается история одной из самых значимых боевых единиц Северного Краснознаменного военного-морского флота России.

Характеристики

Судно имело следующие параметры:

  • Длина -160 м.
  • Ширина - 19 м.
  • Осадка - 8 метров.
  • Водоизмещение - 7 т/(полное) 7,5 т.
  • Автономность - 30 суток.
  • Экипаж - около 300 человек.

Имеет следующие виды вооружения:

  • Артиллерии
  • Ракеты «Кинжал».
  • Противолодочное и минно-торпедное.
  • Авиационную группу.

Для удобства восприятия были приведены округленные показатели БПК «Адмирал Левченко». Фото наглядно демонстрируют мощь и силу его оружия.

Страницы успеха

Первый год службы противолодочный корабль «Адмирал Левченко» завершает победоносно - команда завоевывает приз главкома ВМС СССР за успешное выполнение задания по поиску подводной лодки противника. Медаль заложила фундамент для будущих побед корабля на морском поприще, которых было немало.

В последующие 3 года - с 1990 по 1992-й, команда не пожелала уступать пальмовую ветвь первенства своим коллегам по службе и 3 раза подряд стала победителем в учениях по военной подготовке.

В 1993 году корабль был проинспектирован самим министром обороны Грачевым и блестяще выполнил возложенную на него задачу по спуску швартовых и выходу в открытое море, чем еще раз подтвердил профессионализм и высокую сплочённость коллектива.

После небольшого перерыва в 1996 году "Адмирал Левченко" вновь становится самым лучшим кораблем по подготовке разнородных сил СВ, а 1997-м вновь повторяет успешный поиск АПЛ.

В 2004 году - блестящий поиск подводных сил противника в рамках поисково-ударной группы кораблей и новый приз главнокомандующего ВМС России.

В 2005-2006 гг. уже в который раз подтверждает и уверенно сохраняет звание лучшего на Кольском полуострове.

Военные походы

Спустя всего 2 года после спуска на воду корабль «Адмирал Левченко» встал в ряды передовых сил России на море и защищал интересы страны у берегов Средиземного моря.

За свою карьеру корабль успел посетить:

  • Средиземное море и порт Тартус в 1990 г.
  • Французский Тулон в 1993 г.
  • Английские порты Портсмут и Плимут в 1996 г.
  • Общий полярный архипелаг Шпицберген в 2003 г.
  • Атлантику и Средиземное море в 2007-2008 годах, а также Норвегию, Англию, Францию, Исландию и Тунис.
  • Учения с Турцией в 2009 г.
  • В 2009-2010 нёс службу в а также у берегов Сирии.
  • Охранял интересы России в Средиземном море с 2013 по 2014 год.
  • С 2014 года является неотъемлемым участником группы кораблей Северного флота, выполняющей мониторинг ситуации у берегов Сирии.

Почти что за 30 лет блистательной службы БПК «Адмирал Левченко» успел 2 раза встать на ремонт. Однако каждый раз экипаж молниеносно входил в рабочий режим и с успехом выполнял возложенные на него задачи.

Командиры корабля

К сожалению, в периодических и книжных изданиях отсутствуют точные данные о командирах корабля и четкая хронология их службы на должности. По новостным сводкам удалось воссоздать примерную картину:

  • 1988-1995 г. - капитан 2 ранга Ю. А. Крысов;
  • 2005 г. - А. П. Долгов;
  • 2007 г. - капитан 2 ранга С. Н. Охремчук;
  • 2010 г. - капитан 1 ранга С. Р. Варик;
  • 2012-2016 г. - капитан 1 И. М. Крохмаль;

Сегодня «Адмирал Левченко» - это не просто значимое имя в истории России, это целая команда единомышленников, превосходно выполняющая задачи по защите интересов нашей Родины. Это мощь и стать Северного флота. Это те, кто ежедневно несут нелегкое бремя службы и охраняют наш спокойный сон.

(1916 год), участник Первой мировой войны , штурма Зимнего дворца , боев с войсками генерала Юденича , подавления мятежей форта «Красная Горка» и в Кронштадте . Член ВКП(б) с 1919 года.

Окончил Военно-морское училище (1922), служил на кораблях Балтийского флота . В 1927 году получил назначение на должность командира эскадренного миноносца «Артём ». В 1930 году, после окончания курсов при военно-морской академии, командовал крейсером «Аврора » и отрядом учебных кораблей .С января 1932 по январь 1933 года командующий и военный комиссар Каспийской военной флотилией . С января 1933 по август 1935 года - командир и военный комиссар бригады линкоров Балтийского флота . В августе 1935 года был понижен в должности за допущенную во время учений гибель подводной лодки «Б-3» . В 1935-1937 годах командовал дивизионом и бригадой эсминцев Черноморского флота .

С августа 1937 по январь 1938 года - начальник штаба, а с января 1938 по апрель 1939 года командующий Балтийским флотом. С апреля 1939 года заместитель наркома ВМФ СССР .

В Великую Отечественную войну 1941-1945 годов как представитель военно-морского командования участвовал в обороне Одессы , Николаева, Севастополя , командовал войсками Крыма (22 октября - начало ноября 1941).

В ноябре 1941 года, после сдачи Керчи, арестован, признал себя виновным в пораженчестве и панике, дал показания на Г. И. Кулика . 25 января 1942 года осужден к 10 годам лишения свободы, но 31 января 1942 года помилован и понижен в звании до капитана 1-го ранга.

Руководил десантной операцией по захвату острова Соммерс в Финском заливе 8 июля 1942 года , окончившейся полной гибелью десанта и значительными потерями в кораблях (потоплено 8 катеров).

С апреля 1944 года заместитель наркома ВМФ СССР.

С мая 1946 года командующий Юго-Балтийским флотом (4-й ВМФ), затем вновь заместитель министра.

После окончания войны проявил себя активным противником усиления Советского флота и создания Наркомата ВМФ, будучи адмиралом флота, сыграл свою роль в процессе принятия решения об избрании «сухопутного» вектора развития вооруженных сил Советского Союза.

В 1953-1956 годах являлся адмиралом-инспектором ВМС, в 1956-1958 годах занимал пост заместителя главнокомандующего ВМФ по боевой подготовке.

В сентябре 1960 года вышел в отставку.

24 мая 1982 г. его имя присвоено большому противолодочному кораблю проекта 1155, который в 1989 году вошел в состав Северного флота.

Гордей Иванович Левченко

Вместе с флотом. Неизвестные мемуары адмирала

Книга вышла благодаря Николаю Владимировичу Мартынюку. Особая благодарность – Уперевой Елене Васильевне и Груйичичу Драгану.

© Левченко Г.И., 2015

© ООО «ТД Алгоритм», 2015

Первая империалистическая

Я родился 20 января 1897 года в селе Дубровка. Село, в котором я провел свое детство, речка Смолка делит на две половины. В административном подчинении село относилось к Новград-Волынскому уезду Житомирской губернии. Значительная часть земель принадлежала графу Потоцкому. Он же являлся предводителем местного дворянства.

Узкие оскудевшие полоски земли родили мало, а ведь это была основа жизни крестьян. Помещик пользовался дешевой рабочей силой, особенно женской, при уборке урожая.

…Покосившиеся хаты жались одна к другой, село притихло. Парни и девчата редко собирались по вечерам. Часто собирались мужики, перешептывались осторожно, но уже поговаривали о разделе земли помещичьей и церковной. Особенно часто собирались мужики у вернувшихся с Русско-японской войны солдат-односельчан. Для меня многое в этих разговорах было непонятно. Они звучали тревожно и радостно. Они сулили другую жизнь, более счастливую.

А что такое крестьянская доля, я уже знал. Хата с глинобитным полом в одну большую комнату с русской печкой, а по вечерам непрерывно чадит лучина. Мать расстилает на полу домотканую холстину, и мы вповалку располагаемся на ней спать. Когда гаснет лучина, в темноте еще долго носится запах сухого дерева. Слышно как за печкой раздается пение сверчка.

Из семи детей в семье я был шестым по счету. Но и на мне уже лежало немало обязанностей: помогал пилить и колоть дрова, щепал лучину, помогал матери по хозяйству.

Весть о январских событиях 1905 года пришла в село поздно. Привез ее раненый солдат, возвращавшийся домой и попутно заглянувший в наше село. Он-то и поведал крестьянам о всех событиях. Особый интерес вызвала весть о возможном разделе между крестьянами помещичьей и церковной земли. Солдат часто говорил, что для этого нужна большая сила и ум, жалко, что грамотных среди мужиков маловато. Землю-то может еще и мы отобрать успеем, а хозяйничать на ней будут наши дети.

В деревню нагрянули жандармы. Многих крестьян избили, солдата арестовали. Больше я его не видел, но его слова глубоко запали в мою душу и запомнились на всю жизнь. Мне казалось, что простому крестьянскому парню вместе с миллионами таких же простых людей придется хозяйствовать на земле.

Как сложилась в дальнейшем моя жизнь? Поступил я в церковно-приходскую школу. Учителем был Семен Михайлович Белецкий. Он много вкладывал своих сил, труда и любви, чтобы дать начальные знания деревенским ребятам, открыть путь к знаниям. Противоположностью этому был сельский священник Ковалевский. Своими окриками, а порой и прямым издевательством, подкрепленными божественными изречениями из святого Евангелия, своими угрозами, что Бог нас покарает, он отбивал всякое желание к учебе. Многие деревенские парни и заканчивали на этом свое образование.

Приходскую церковную школу я окончил. Стал просить отца направить меня в город Новград-Волынск, расположенный в тридцати километрах от Дубровки, учиться в городское двухклассное училище. Желание мое исполнилось. Плата за обучение составляла 6 рублей. Чтобы заработать на книги, тетради и иметь возможность оплатить другие, связанные с учебой расходы, я в летнее время нанялся пасти скот в своем селе. В летнее время одевал себя сам. Умел хорошо плести лапти и в летнее время обходился при любой погоде, сапоги были не нужны. Так было в летнее время все три года, пока учился в городском училище. Уголок был снят – именно уголок – только для ночлега у сапожника Коростылева, который всегда пропивал свой заработок на ярмарке, а жена его была прачкой. Мне приходилось очень часто носить с речки воду для стирки и других бытовых нужд. Раз в месяц отец привозил продовольствие из дому: картошку, муку, сало.

Учился успешно. Три года прошли быстро, и вот уже встал вопрос: что делать дальше, как быть? Самое большое, на что я мог рассчитывать – это получить место писца в земской управе. Нет, это меня не устраивало. Учиться дальше? Но для этого нужны средства.

Как-то гуляя по городу я случайно прочитал объявление, что школа юнгов в Кронштадте производит набор молодежи в возрасте 16–17 лет. В объявлении указывалось, что все принятые в школу находятся на полном обеспечении. Для поступления в школу юнгов нужно было сдать экзамены и пройти медицинское освидетельствование в одном из перечисленных пунктов. Ближайшим был город Могилев. Экзамены были назначены на июль месяц.

Кто из нас в пору юности не мечтал о дальних морских походах, о суровой и увлекательной жизни моряка! К тому же открывалась возможность учиться, да еще на полном обеспечении.

Сборы были недолгими. Котомка с продуктами, купленный за последний деньги билет 4-го класса – и вот я уже еду в Могилев.

По прибытии на место я отыскал приемную комиссию, встретился с такими же искателями счастья – Молодцовым, Демиденко, Дроздовым и Выдра. Вступительные экзамены я сдал, медицинская комиссия признала годным к службе на флоте. Можно было возвращаться домой и ждать там первого сентября. Денег на обратный билет не было. Пришлось добираться «зайцем» – то на площадке между вагонами, то в тамбуре, то на крыше, а местами – пешком по шпалам. Но, как говорится, свет не без добрых людей. Вот такого доброго человека я и повстречал. Звали его Петр Сидорович Огородников, он был главным кондуктором товарного поезда и на груди его висели большие часы и свисток. Петр Сидорович снял меня с крыши вагона и строго отчитал. Потом, выслушав мою историю, ворчливо заметил: «Беда с вами, с «зайцами». Иди за мной».

Я думал, что он ведет меня к жандарму. Однако Петр Сидорович посадил меня в пустой вагон и запломбировал его. Теперь я мог ехать спокойно.

Поезд часто останавливался и подолгу стоял. Время тянулось медленно. В пустом вагоне было тоскливо. Мучил голод. На одной из остановок дверь вагона отворилась и Петр Сидорович весело спросил: «Ну как, путешественник? На-ко вот, поешь», – он протянул мне большой кусок хлеба с салом, – мое любимое кушанье. Я жадно набросился на еду. Подождав пока я поел, он стал меня расспрашивать, изредка задавая вопросы и все время чему-то улыбаясь. Его добродушные глаза напоминали мне взгляд того раненого солдата, которого я видел в Дубровке в 1905 году. «Учиться – это хорошо. Народ наш умен и талантлив, а грамоте не обучен. Может от этого и живем в нужде и в дикости», – сказал Петр Сидорович.

На станции Овруч мы расстались с ним, дальше состав не шел. Сидорович дал мне на дальнейшую дорогу 50 копеек. В общей сложности от Могилева до станции Полонное, что расположена в 20 километрах от Дубровки, я добирался много дней. Однако все эти мытарства казались мне незначительными по сравнению с главным. Это главное заключалось в коротком поэтическом слове – море! Ему я вверил свою судьбу и сердце, оно, еще не виденное, но уже близкое, властно звало к себе.

В своей деревне на реке Смолка я с братом еще до школы весной во время половодья, или после больших дождей, часто любил испытывать свою смелось и ловкость. Мы становились на большие доски или бревна и, отталкиваясь длинным тестом, стоя во весь рост, плавали по реке. Были случаи, когда мы срывались с бревен в воду и принимали холодные ванны. Тогда быстро бежали домой, одевали что-нибудь сухое и опять продолжали свои путешествия до водяной мельницы. Часто за эти развлечения нам попадало от матери, но зато привилась любовь к водной стихии. А вот теперь предстояла поездка в настоящую морскую школу.

Школа юнгов

В конце августа я купил билет и выехал в Петербург. В пути встретился с такими же, как сам, искателями счастья. Это были Пройдоков, Вакуленко, Линич и Скачко. Решили держаться вместе и делиться своими припасами.

Гордей Иванович Левченко , (20 января (1 февраля) 1897, Дубровка, ныне Барановского района Житомирской области - 9 июня 1981) - советский военно-морской деятель, адмирал (1944).

Биография

Адмирал Левченко после победы в ВОВ

На флоте с 1913 года, окончил школу юнг (1914), класс артиллерийских унтер-офицеров в Кронштадте (1916), участник Первой мировой войны, штурма Зимнего дворца, боев с войсками генерала Юденича, подавления мятежей на форту «Красная Горка» и в Кронштадте. Член ВКП(б) с 1919 года.

Окончил Военно-морское училище (1922), служил на кораблях Балтийского флота. В 1927 году получил назначение на должность командира эскадренного миноносца «Артём». В 1930 году, после окончания курсов при военно-морской академии, командовал крейсером «Аврора» и отрядом учебных кораблей.С января 1932 по январь 1933 года командующий и военный комиссар Каспийской военной флотилией. С января 1933 по август 1935 года - командир и военный комиссар бригады линкоров Балтийского флота. В августе 1935 года был понижен в должности за допущенную во время учений гибель подводной лодки «Б-3». В 1935-1937 годах командовал дивизионом и бригадой эсминцев Черноморского флота.

С августа 1937 по январь 1938 года - начальник штаба, а с января 1938 по апрель 1939 года командующий Балтийским флотом. С апреля 1939 года заместитель наркома ВМФ СССР.

В Великую Отечественную войну 1941-1945 годов как представитель военно-морского командования участвовал в обороне Одессы, Николаева, Севастополя, командовал войсками Крыма (22 октября - начало ноября 1941).

В ноябре 1941 года арестован, признал себя виновным в провале наступления и панике, дал показания на Г. И. Кулика. 25 января 1942 года осужден к 10 годам лишения свободы, но 31 января 1942 года помилован и понижен в звании до капитана 1-го ранга.

Руководил десантной операцией по захвату острова Соммерс в Финском заливе 8 июля 1942 года, окончившейся полной гибелью десанта и значительными потерями в кораблях (потоплено 8 катеров).

В 1942-1944 годах командовал Ленинградской, а затем Кронштадтской военно-морской базой, участвуя в обороне Ленинграда. Обеспечивал транспортировку и снабжение войск во время прорыва блокады.

С апреля 1944 года заместитель наркома ВМФ СССР.

С мая 1946 года командующий Юго-Балтийским флотом (4-й ВМФ), затем вновь заместитель министра.

В 1953-1956 годах являлся адмиралом-инспектором ВМС, в 1956-1958 годах занимал пост заместителя главнокомандующего ВМФ по боевой подготовке.

С 1958 года в Группе генеральных инспекторов Министерства обороны СССР.

В сентябре 1960 года вышел в отставку.

24 мая 1982 г. его имя присвоено большому противолодочному кораблю проекта 1155, который в 1989 году вошел в состав Северного флота.

Воинские звания

  • Флагман 1-го ранга (03.04.1939)
  • Вице-адмирал (04.06.1940)
  • Капитан 1-го ранга (19.03.1942)
  • Контр-адмирал (18.04.1943)
  • Вице-адмирал (22.02.1944)
  • Адмирал (25.09.1944)

Награды

  • 4 ордена Ленина (1943, 1945, 1949, 1957)
  • Орден Октябрьской Революции (1977)
  • 4 ордена Красного Знамени (1933, 1944, 1944, 1947)
  • 2 ордена Ушакова I степени (1944, 1945)
  • Орден Трудового Красного Знамени (1933)
  • 2 ордена Красной Звезды (1938, 1967)

Сочинения

  • «Годы огневые» (1960)
  • Левченко Г. И. Вместе с флотом. Неизвестные мемуары адмирала. - М.: Алгоритм, 2015. - 320 с. - (Маршалы Сталина). - ISBN 978-5-906798-11-4.

Источники

  • Большая советская энциклопедия: [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. - 3-е изд. - М. : Советская энциклопедия, 1969-1978.
  • Биографический энциклопедический словарь. Москва, Вече, 2000
  • Список флагманов 2-го ранга, флагманов 1-го ранга, флагманов флота 2-го ранга, флагманов флота 1-го ранга, МС РККА СССР (1935-1940)
  • Список адмиралов, вице-адмиралов, контр-адмиралов, ВМФ СССР (1940-1945)
Загрузка...
Top