Синквейн – эффективный приём технологии развития критического мышления. Правила составления синквейна по литературе в разных классах Как написать синквейн по литературе

Родители и учителя озабочены тем, что дети перестали любить чтение. Но важно не только воспитать интерес к книгам, но и научить анализировать прочитанное. Вот почему на уроках литературы особую актуальность приобретают приёмы, нацеленные на развитие критического мышления - например, составление синквейна.

Суть методического приёма

Синквейн (сенкан) в переводе с французского означает «стихотворение из пяти строк». Первоначально короткое рифмованное произведение было своеобразным американским «ответом» японским хокку и танка, придуманным в ХХ веке поэтессой Аделаидой Крэпси. Сенкан строился по определённой слоговой схеме: 2 в первой строке, 4 - во второй, 6 - в третьей, 8 - в четвёртой и 2 в пятой. Всего получалось 22 слога. В педагогике структура синквейна стала не слоговой, а смысловой. Она отражает результат синтеза и анализа той или иной информации, то есть каждая строка отвечает определённым требованиям темы:

  • 1-я - слово-понятие (существительное или местоимение в начальной форме);
  • 2-я - два слова, описывающих качества (прилагательные или причастия в именительном падеже);
  • 3-я - три слова, рассказывающих о действиях, связанных с понятием (глаголы или деепричастия в начальной форме);
  • 4-я - предложение (4–5 слов), отражающее отношение к понятию;
  • 5-я - слово-резюме, которое выражает суть темы.

Синквейн является эффективным инструментом рефлексии, который позволяет развивать в детях следующее:

  • способность кратко выражать суть того или иного вопроса;
  • системное мышление;
  • аналитические способности;
  • уважение к слову.

Кроме того, составление пятистрочных нерифмованных стихотворений расширяет словарный запас учеников и реализует принцип креативного подхода к обучению.

Зачем писать синквейн на уроке литературы

Синквейн может использоваться как при составлении конспекта урока литературы, так и на этапе проверки усвоения знаний

Синквейн является частью технологии критического мышления, основу которой составляют три стадии организации процесса обучения:

  • вызов (актуализация прошлого опыта, например, проверка домашнего задания);
  • осмысление (контакт с новой информацией);
  • размышление (закрепление приобретённых знаний).

Синкан может быть использован на любом из этих этапов. При применении на уроке литературы подобный способ организации информации помогает:

  • изучить образы героев (проанализировать положительные и отрицательные стороны персонажа, мотивы его поступков);
  • уяснить те или иные понятия (синквейн помогает не только дать толкование термину, но и представить конкретный пример);
  • понять точку зрения автора произведения и современников (что такое долг, честь, нравственность и так далее).

Учитель с помощью пятистрочного стихотворения, составленного ребёнком, легко может сделать вывод о качестве усвоения материала, глубине понимания проблемы, степени развития образного мышления и пробелах в знаниях, которые есть у школьника.

Правила, помогающие сделать синквейн (со схемой, планом и примером)

Схема синквейна проста и понятна ученику любого звена

Увлекательное и творческое занятие - составление синквейна - приучает ребят к упорядочиванию своих мыслей. Для того чтобы приём оправдал ожидания педагога, нужно чётко объяснить ученикам, как делается сенкан:

  1. Из проблемы или нового объёма информации выделяется одно главное слово.
  2. К явлению подбираются наиболее подходящие определения. Это могут быть и реально существующие признаки, и ассоциативные (например, пушкинский Онегин - щеголеватый, то есть эта характеристика объективная; кудрявый - по аналогии с автором, который часто называется прообразом персонажа – ассоциативный признак);
  3. Затем находятся слова-действия, описывающие понятие. Желательно, чтобы эти глаголы фактически присутствовали в тексте, когда работа идёт с литературным произведением.
  4. Чтобы охарактеризовать концепт, нужно придумать короткую фразу. Для учащихся начального и среднего звена ею может быть пословица или поговорка, а вот ученикам постарше под силу написать собственное высказывание.
  5. Завершается составление синквейна подбором слова, которое обозначает понятие, синонимичное исходному.

Например, таким может быть самый простой сенкан:

  • КНИГА
  • Интересная, новая
  • Обогащать, учить, отвлекать
  • Чтение - путь в мир образов.
  • Удовольствие

Советы о том, как составлять сенкан на уроке литературы (с образцами)

С помощью синквейна очень удобно давать характеристику образа персонажа

Синквейн может быть использован на уроках в любом классе. Задача учителя состоит в том, чтобы сделать работу посильной для детей разного возраста. Методические рекомендации по составлению нерифмованного пятистрочного стихотворения можно условно разделить на советы для начального, среднего и старшего звена.

1–4 классы

На уроке в начальных классах при составлении сенкана нужно делать следующее:

  • вместе с учениками выделить общее понятие - первую строчку;
  • для второй и третьей строк первое слово подобрать коллективно;
  • дать примеры для четвёртой строчки;
  • в случае затруднений помочь с подбором синонима или позволить выразить суть явления не одним словом, а словосочетанием из двух.

5–9 классы

В среднем звене имеет смысл давать альтернативу для первого слова, так как психологические особенности детей в этом возрасте обуславливают негативное отношение подростков к отсутствию выбора и могут стать причиной того, что дети откажутся выполнять задание из-за его «сложности». Со 2 и 3 строками школьникам лучше поработать самим: подобрать слова этих категорий не так уж трудно, ошибки допустить практически невозможно, а вот самостоятельный выбор повысит авторитет юного поэта в собственных глазах. Гораздо более сложным может оказаться нахождение уместной фразы и синонима исходного концепта. В этом случае отталкиваться нужно от возможностей конкретного ученика: возможно, имеет смысл помочь ребёнку или сделать этот этап составления синквейна групповым.

Во время составления синквейна на уроке в начальных классах учителю рекомендуется помочь ученику, испытывающему трудности

10–11 классы

В старшем звене учитель может ограничиться предложением об использовании сенкана для работы над тем или иным литературным произведением. Все этапы работы школьникам по силам выполнить без посторонней помощи. При этом пятистрочные стихотворения могут быть использованы и для составления конспекта, и для анализа поступка персонажа, и для оценки роли героя в системе всего произведения.

Образцы, помогающие составить синквейн

Стихотворение без рифмы из пяти строк на уроке литературы может касаться разных аспектов изучения курса: и теоретического, и практического. Теория включает знакомство с понятийным аппаратом. Например, малышам нужно узнать, что такое сказка:

  • СКАЗКА
  • Волшебная, бытовая
  • Рассказывать, слушать, читать
  • Сказка - ложь, да в ней намёк
  • История (как вариант - магический рассказ).

Так можно изложить и суть других понятий: стихотворение, быль, рассказ и так далее.

В среднем звене много уроков посвящено знакомству с направлениями литературы. Таким может быть пример синквейна по одному из них:

  • РОМАНТИЗМ
  • Придуманный, сентиментальный, трагический
  • Слагать, страдать, думать
  • Романтизм - это расцвет литературы.
  • Пушкин (в этой строке может быть любое имя писателя-романтика).

Подобным образом можно представить и направления Серебряного века (акмеизм, футуризм), и жанровое своеобразие современной литературы (верлибр, трагифарс).

Младшие школьники могут составлять синквейн коллективно

Что касается изучения конкретных литературных произведений, то это наиболее благодатная почва для использования приёма. К примеру, малыши быстрее запомнят характеристику Карлсона, если на уроке составят синквейн:

  • КАРЛСОН
  • Толстый, добрый, весёлый
  • Шалить, летать, успокаивать
  • Мужчина в расцвете сил.
  • Пропеллер

Изучение персонажей в 5–9 классе строится на сравнении нравственных принципов разных типов личностей. Задача предметника - показать ребятам, что человек представляет собой клубок противоречий, который не вписывается в рамки только положительного или отрицательного набора качеств.

  • ПЕЧОРИН
  • Молодой, ищущий, лишний
  • Служить, любить, умирать
  • Печорин - это образ Лермонтова.
  • Онегин (или Чацкий, представитель плеяды образов «лишнего человека»)

Для старшеклассников не менее интересными являются образы писателей:

  • БУЛГАКОВ
  • Талантливый, больной, иносказательный
  • Иронизировать, бояться, страдать
  • Булгаков - гений своего времени.
  • Мастер

Синквейн на уроке литературы - это не только прекрасный способ заставить учеников думать и анализировать, но и приём, позволяющий раскрыть творческий потенциал подрастающего поколения. К тому же, методические особенности использования сенкана в разных классах позволяют поставить его на первое место среди универсальных способов преподнесения материала.


^ Государственный ансамбль народной песни Адыгеи «Исламей»

Государственный ансамбль народной песни Адыгеи «Исламей» создан в 1991 году. Основателем и художественным руководителем ансамбля является композитор, Народный артист Российской Федерации, Народный артист Республики Адыгея, Народный артист Карачаево-Черкесской Республики, Заслуженный деятель искусств Кубани, Заслуженный деятель искусств Кабардино-Балкарской Республики, лауреат Государственной премии Республики Адыгея Аслан Нехай. Государственный ансамбль народной песни и танца Адыгеи «Исламей» стал украшением духовной культуры Республики Адыгея, и по праву считается уникальным творческим коллективом, не имеющим аналогов, в музыкальной культуре многонациональной России. Ансамбль «Исламей» не только возрождает и сохраняет адыгскую музыкальную культуру, но и поднимает ее на высокий профессиональный уровень, благодаря чему она выходит на международную арену. Свидетельство тому – многочисленные выступления ансамбля на лучших сценических площадках России, Турции, Иордании, Израиля, участие в многочисленных российских и международных фольклорных фестивалях. Государственный ансамбль народной песни Адыгеи «Исламей» - Лауреат премии Правительства Российской Федерации, Лауреат Международных конкурсов и фестивалей - уникален тем, что это единственный профессиональный коллектив не только в адыгском мире, но и на Северном Кавказе, в репертуаре которого звучат народные песни адыгов.
^
1. Рефлексия содержания учебного материала.

Ответить на вопросы № 2,3 § 14 стр. 74

Каковы особенности адыгейской музыки?

В чем особенность танцевального искусства адыгов?
Задание № 5

Заполни таблицу


Линии сравнения

АДЫГИ

^ КУБАНСКИЕ КАЗАКИ

1. Характер музыкальных произведений

2.Характер танцев

3. Жанры

4. Костюмы

5. Наличие предметов в танце

^ 2. Саморефлексия учащихся по выбору учителя.

Подведение итогов учителями истории и музыки.
IV. Домашнее задние.

1. § 14. Стр. 75 подготовить устно ответы на вопросы.

2. Составить кроссворды, чайнворды по теме: «Песенно-музыкальная культура адыгов».

3. Работа клуба «Поисковичок». Найти адыгские и ногайские притчи, загадки, сказки, стихи.

*4. Подготовить визитные номера «МЫ – НОГАИЦЫ!» и «АДЫГЕЯ - частица России!»
Урок 17. Тема. Итоговое повторение по теме: «Повседневная жизнь и фольклор адыгов и тюркского населения Кубани и Черноморья в XVII-XVIII вв.».

Цели:

-


^ Образовательные ресурсы.

Б. А. Трёхбратов, Ю.М. Бодяев, И. А. Терская, А. Н. Криштопа, К. П. Казарян, С. А. Лукьянов Кубановедение 7 класс: учебник. - Краснодар, 2010;

Дополнительный материал из различных источников по тематике урока (по выбору учителя),

Мультимедийное оборудование/презентация.

Тип урока: защита проектов

^ I. Фаза урока ВЫЗОВ.

Деятельность учителя.

Вызов уже имеющихся знаний, учащиеся отвечают на вопросы:

- Какие народы проживали на территории Кубани в XVII - XVIII вв.? Найдите места их проживания на карте.

- Чем отличался образ жизни ногайцев и адыгов?

- Какую роль играло куначество в жизни народов Северного Кавказа?

^ Ответы учащихся.

^ II. Фаза урока Осмысление (реализация).

Класс предварительно разбивается на группы; учащиеся (представители от групп) выступают по плану.

1. Защита визиток «МЫ – НОГАИЦЫ!» и «АДЫГЕЯ - частица России!»
Задание № 1

Подготовьте визитки по темам: «МЫ – НОГАИЦЫ!» или «АДЫГЕЯ - частица России!»

ДЕВИЗ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

^ Изобразите свою визитку в виде рисунков, символов, ребусов и т.д.

2. Рассказать адыгские и ногайские притчи, загадки, сказки, стихи.

3.Защита кроссвордов, чайнвордов по теме: «Песенно-музыкальная культура адыгов».

4. Написание синквейны на слова «адыги» и «ногайцы».
Задание № 2
Напишите Синквейны на слова «АДЫГИ» и «НОГАЙЦЫ»

^ Защита визиток, конкурс кроссвордов, чайнвордов, синквейнов.
III. Рефлексия/саморефлексия учащихся.
Задание № 3

Отгадайте адыгейские загадки
Кривая бабушка, красивая дочь, дурной внук. __________________________________

Мертвые бегут за живым и не могут догнать. ____________________________________

У всех людей есть, но нет ему имени. ___________________________________

В темном хлеву красный зверь. ____________________________________________

Под одним валуном четыре родника. ___________________________________________

Чем больше танцует, тем больше полнеет. _______________________________________

Два брата дерутся, двоюродный брат бьет их,

троюродные братья хотят разнять. _________________________________________

Ответы: Виноград, Арба, Безымянный палец, Язык, Коровье вымя, Веретено, Мельница.

- рефлексия учащихся (оценивание лучших выступлений самими учащимися; определение наиболее интересных кроссвордов, чайнвордов, синквейнов);

^ VI. Домашнее задние.

Повторить изученный материал.

Работа клуба «Поисковичок». Подготовить сообщения (газеты, презентации к сообщениям) по группам о народах, населявших Кубань (например: русские, адыги, греки, итальянцы, украинцы). Учителем могут быть предложены и другие народности. Сообщения готовятся по плану:

2. Время и место проживания.

3. Обычаи, традиции.

5. Национальная кухня.

Урок 18. Тема. Быт, материальная, духовная и художественная культура народов, населявших Кубань.
Цели:

- формирование ценностных ориентаций в ходе повторения культурно-исторического и духовного наследия народов, населявших территорию родного края в XVII-XVIII вв.;

Привитие бережного отношения к уникальному культурно – историческому прошлому родного края.

^ Образовательные ресурсы.

Б. А. Трёхбратов, Ю.М. Бодяев, И. А. Терская, А. Н. Криштопа, К. П. Казарян, С. А. Лукьянов. Кубановедение 7 класс: учебник. - Краснодар, 2010;

Дополнительный материал из различных источников по тематике урока (по выбору учителя);

Мультимедийное оборудование/презентации учащихся.

Тип урока: обобщающий урок-практикум

^ I. Фаза урока ВЫЗОВ.

Актуализация опорных знаний у учащихся по ранее изученному материалу.

Задание № 1

Разгадай кроссворд. Подбери и впиши названия народов, живших на Кубани.


1. у

к

р

а

и

1.Н

ц

ы

2. А

р

м

я

н

е

3.Р

у

с

с

к

и

е

4. н

О

г

а

й

ц

ы

5. а

Д

ы

г

и

6. и

т

а

л

ь

я

н

ц

Ы

Задание № 2

Укажи лишнее понятие. Объясни почему.
А) исламей, зафак, полька, удж, лезгинка, зыгетлат.

Б) камыль, балалайка, шичепшин, пхачич, пшине.
^ Ответы: А) полька; не адыгейский танец.

Б) балалайка; русский инструмент.
Инициация, формирование ожиданий учащихся.

Учитель объясняет учащимся форму проведения учебного занятия и конечный результат (практический выход).

^ II. Осмысление (реализация).

Класс предварительно разбивается на группы; учащиеся (представители от групп) выступают с сообщениями о народах, населявших Кубань, подготовленными по плану. Демонстрируют презентации, газеты и т.д.

Сообщения готовятся по плану:

1. Краткая характеристика народа.

2. Время и место проживания.

3. Обычаи, традиции.

5. Национальная кухня.

6. Известные личности (прошлого и современности).

Защита сообщений, презентаций, газет.

III. Рефлексия/саморефлексия учащихся.

Задание № 3

Решите двухвариантный тест.

Ответьте на вопросы «ДА» или «НЕТ». Запишите ответы в таблицу.
1. Кубань является полиэтническим регионом.

2. Во все времена на Кубани проживал один народ.

3. Адыги не являются коренным населением Кубани.

4. Обычай гостеприимства есть у всех народов.

5. Куначество и аталычество - обычай ногайцев.

6. Кровная месть использовалась как средство самообороны.

7. Культуры народов Кубани тесно взаимосвязаны.

8. Самым популярным танцем горцев является лезгинка.

9. Народы Кубани исповедовали только христианство.

10. Все народы Кубани были оседлыми.


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

да

нет

нет

да

нет

да

да

да

нет

нет

Задание № 6

Вставьте пропущенные слова.

По понятиям черкесского общества, представитель господствующего класса должен был заниматься ___________________________________________ (1). Знатные люди, как правило, сами не воспитывали сыновей, этим занимались их подданные, называвшиеся ______________________(2). _____________(3) считался удалой наездник, меткий стрелок, удачливый захватчик. Умение хорошо скакать на коне, метко стрелять в цель высоко ценилось во всем черкесском обществе. Во время ______________(4) устраивались скачки и стрельба в цель, а в _____________(5), которые пелись на свадьбе, также прославлялась доблесть.

Ответы: 1- военным делом 2 - аталыкам 3 – джигитом 4 – свадьбы 5 - песнях

Задание № 7

Продолжите предложения.

1. Жилище ногайцев называлось _______________________________

2. Дома у ногайцев появились в ________________________________

3. Адыги проживали в ________________________________________

4. Важный атрибут мужской одежды ногайцев и адыгов________________________________________

5. У ногайцев в женском и мужском костюмах имелись _________________________________________

6 Одежда богатого ногайца шилась из материала ______________________________________________

7. Популярные в нашем обществе блюда _______________________________________________________

Ответы: 1 – юрта 2 – 16 в. 3 – сакле 4 - пояс и оружие 5 - кафтан и брюки 6 – простого без отделки

7 -шашлык, пельмени, айран

- рефлексия учащихся (оценивание лучших выступлений самими учащимися; определение наиболее интересных сообщений, презентаций, газет, выступлений).

Оценивание выступления групп учителем.

Подведение итогов. Выставление оценок.

Из опыта работы Полищук О.Н., учителя русского языка и литературы

1.Введение. Что даёт умение составления синквейна ученику?

2. История возникновения

3. Правила составления

4. Дидактический синквейн

5. Синквейн с точки зрения педагогики

6.1 Простота построения

6.2 Формирование аналитических способностей

6.3 Вариативность

7.Синвейн – превосходный способ контроля.

8.Материал из практических работ учащихся 5 класса Б.

СИНКВЕЙН – приём технологии развития критического мышления, на стадии рефлексии.
СИНКВЕЙН – малая стихотворная форма, используемая для фиксации эмоциональных оценок, описания своих текущих впечатлений, ощущений и ассоциаций.
СИНКВЕЙН – короткое литературное произведение, характеризующее предмет (тему), состоящее из пяти строк, которое пишется по определённому плану.

Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять».

СИНКВЕЙН – это инструмент для синтеза и обобщения сложной информации.

СИНКВЕЙН – это средство творческого самовыражения.

СИНКВЕЙН:

обогащает словарный запас;

подготавливает к краткому пересказу;

учит формулировать идею (ключевую фразу);

позволяет почувствовать себя хоть на мгновение творцом;

получается у всех.

ВВЕДЕНИЕ

На те или иные задания в школьной практике существует мода: точно так же, как есть мода на определённую одежду или музыку. И сейчас многие учителя вводят в планы своих уроков написание синквейнов . Вообще-то их можно писать абсолютно по любому предмету, но всё же особую любовь к этому французскому заданию испытывают учителя русского языка и литературы. Что же представляет собой это необычное задание?

Когда первый раз слышишь слово «синквейн», то кажется, что это что-то непонятное и экзотическое. На самом же деле здесь нет абсолютно ничего сложного.

Синквейн.

Синквейн – это пятистрочный стих.

Данное стихотворение пишется по определённым правилам. Составление синквейна требует от ученика умения находить в учебном материале наиболее важные элементы, делать выводы и выражать всё это в кратких заключениях.

Способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах важное умение. Оно требует вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе. Синквейн — это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях, что позволяет описывать или рефлектировать по какому-либо поводу.

Слово синквейн происходит от французского слова, которое означает пять. Таким образом, синквейн — это стихотворение, состоящее из пяти строк. Когда вы знакомите учащихся с синквейнами, сначала объясните им, как пишутся такие стихотворения. Затем дайте несколько примеров. После этого предложите группе написать несколько синквейнов. Для некоторых учеников сначала будет трудно писать синквейны. Эффективным средством введения синквейнов является разделение группы на пары. Назовите тему для синквейна. Каждому учащемуся будет дано 5-7 минут на то, чтобы написать синквейн. Затем он повернется к партнеру и из двух синквейнов они составят один, с которым оба будут согласны. Это даст им возможность поговорить о том, почему они написали и еще раз критически рассмотреть данную тему. Кроме того, этот метод потребует, чтобы участники с слушали друг друга и извлекали из произведений других те идеи, которые они могут увязать со своими. Затем вся группа сможет ознакомиться с парными синквейнами. Если имеются кодоскопы, то полезно показать пару синквейнов. Каждый из них может быть представлен обоими авторами. Это способно породить дальнейшую дискуссию.

Синквейны являются быстрым и мощным инструментом для рефлектирования, синтеза и обобщения понятий и информации. Важно делать эти упражнения систематически, целенаправленно и с ясными педагогическими целями.

Когда это делается, учение и мышление становятся прозрачным процессом, доступным для всех. Не будет никаких таинственных или трудно уловимых процессов, которые смогут заметить лишь те, кому повезет. Когда процессы становятся прозрачными, учащиеся не только узнают содержание, но и учатся учиться.

История возникновения

В начале XX века форму синквейна разработала американская поэтесса Аделаида Крэпси (Adelaide Crapsey ), опиравшаяся на знакомство с японскими силлабическими миниатюрами хайку и танка . Синквейны вошли в её посмертное собрание стихотворений, изданное в 1914 году и несколько раз переиздававшееся.

Синквейн (от фр. cinquains , англ. cinquain ) - пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии . В дальнейшем стала использоваться (в последнее время, с 1997 года, и в России ) в дидактических целях, как эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат. Ряд методистов полагает, что синквейны полезны в качестве инструмента для синтезирования сложной информации, в качестве среза оценки понятийного и словарного багажа учащихся

Правила составления

1 строчка – одно слово – название стихотворения, тема, обычно существительное.

2 строчка – два слова (прилагательные или причастия). Описание темы, слова можно соединять союзами и предлогами.

3 строчка – три слова (глаголы). Действия, относящиеся к теме.

4 строчка – четыре слова – предложение. Фраза, которая показывает отношение автора к теме в 1-ой строчке.

5 строчка – одно слово – ассоциация, синоним, который повторяет суть темы в 1-ой строчке, обычно существительное.

Весна.

Яркая и тёплая

Украсила, пришла, растопила.

Дарит людям надежду, мечту.

Радость.

Учитель.

Творческий, добрый

Учит, воспитывает и опекает.

Мне нравится работа учителя.

Наставник.

Традиционный синквейн состоит из пяти строк и основан на подсчёте слогов в каждом стихе:

его слоговая структура - 2-4-6-8-2, всего 22 слога (в хайку 17, в танка - 31).

Обратный синквейн (Reverse cinquain) - с обратной последовательностью стихов (2-8-6-4-2);

Зеркальный синквейн (Mirror cinquain) - форма из двух пятистрочных строф , где первая - это традиционный , а вторая - обратный синквейны;

Синквейн-бабочка (Butterfly cinquain) - девятистрочная форма со слоговой структурой 2-4-6-8-2-8-6-4-2;

Корона синквейнов (Crown cinquain) - 5 традиционных синквейнов, образующих завершенное стихотворение;

Гирлянда синквейнов (Garland cinquain) - аналог венка сонетов , корона синквейнов, к которой добавлен шестой синквейн, где первая строка взята из первого сиквейна, вторая строка из второго, и т. д.

Как же пишется синквейн? Условия его написания таковы:

На первой строке записывается одно слово – существительное . Это и есть тема синквейна.

На второй строке пишутся два прилагательных , раскрывающих тему сиквейна.

Третья строка – три глагола , описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.

На четвёртой строке размещается целая фраза – афоризм , при помощи которого нужно выразить своё отношение к теме. Таким афоризмом может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим учеником фраза в контексте с темой.

Пятая строка включает слово-резюме , которое даёт новую интерпретацию темы, выражает личное отношение автора синквейна к теме.

Дидактический синквейн

Дидактический синквейн развился в практике американской школы. В этом жанре текст основывается не на слоговой зависимости, а на содержательной и синтаксической заданности каждой строки.

Первая строка - тема сиквейна , заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение ), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.

Вторая строка - два слова (чаще всего прилагательные или причастия ), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.

Третья строка - образована тремя глаголами или деепричастиями , описывающими характерные действия объекта.

Четвертая строка - фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.

Пятая строка - одно слово- резюме , характеризующее суть предмета или объекта.

Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Например, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке - два слова. Возможны варианты использования и других частей речи.

Синквейн с точки зрения педагогики

Написание синквейна является формой свободного творчества, требующей от ученика умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. Помимо использования синквейнов на уроках литературы (например, для подведения итогов по пройденному произведению) практикуется и использование синквейна как заключительного задания по пройденному материалу любой другой дисциплины.

Простота построения

Простота построения синквейна делает его одним из эффективных методов развития ученика, который позволяет быстро получить результат. В частности, знакомство с самим понятием слова и расширение словарного запаса для более эффективного выражения своей мысли.

Формирование аналитических способностей

Составление синквейна, краткого резюме на основе больших объемов информации, полезно для выработки способности к анализу. В отличие от школьного сочинения, синквейн требует меньших временных затрат, хотя и имеет более жёсткие рамки по форме изложения, и его написание требует от составителя реализации практически всех его личностных способностей (интеллектуальные, творческие, образные). Таким образом, процедура составления синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно ориентированной.

Вариативность

Различные вариации для составления синквейна способствуют разноплановому составлению заданий. Помимо самостоятельного (так и в паре, группе) составления нового синквейна, возможно варианты с:

составлением краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна);

коррекция и совершенствование готового синквейна;

анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы - без первой строки, необходимо на основе существующих ее определить).

Синквейны – превосходный способ контроля.

Для уроков литературы синквейны – это настоящее Эльдорадо. Ученики любят эти французские стихотворения, потому что они небольшие по объёму, составлять их несложно и довольно интересно. При помощи синквейна можно несколькими словами выразить всю суть литературного героя. Учитель при этом не только экономит время, но и проверяет одновременно прочитанность текста, глубину его понимания и способность ученика грамотно выражать свои мысли. Если 45 минут урока позволяют зачитать вслух лишь несколько сочинений, то свой синквейн представить сможет каждый, да ещё останется время чтобы всё обсудить.

Составляя синквейн, каждый ученик реализует свои таланты и способности: интеллектуальные, творческие, образные. Если задание выполнено правильно, то синквейн обязательно получится эмоциональным.

Вот несколько примеров довольно удачных синквейнов:

Написать стихотворение грамотно, не прочитав текста, невозможно. Предлагаю познакомиться с несколькими синквейнами из моей собственной учительской практики. Ученики шестого класса составляли синквейны, посвящённые героям повести Владимира Осиповича Богомолова «Иван» .

Иван.
Храбрый, смелый.
Переплывает, мстит, разведывает.
Иван никогда не сдаст.
Разведчик.
(Отмечу, что за этот синквейн ученица получила «3», поскольку главный герой представлен ею весьма однобоко).

Иван.
Настоящий, храбрый.
Разведывает, убегает, погибает.
Мальчик, который служит Родине.
Разведка.
(Синквейн на более высокую оценку, поскольку в нём проведено более глубокое исследование характера и судьбы героя).

Гальцев.
Дисциплинированный, любознательный.
Служит, дарит, побеждает.
Держит своё обещание.
Солдат.

Титков .
Трусливый, корыстный.
Предаёт, сдаёт, получает.
Жажда наживы – источник зла.
Предатель.

Если же вдруг у ученика возникают сложности, связанные с подбором слов, уместных в синквейне, то проблема, скорее всего, объясняется следующим. Либо тема синквейна ученику не близка (не понята им или просто не интересна). Либо же ученику необходимо поработать над расширением своего словарного запаса.

А ещё синквейны очень удобно использовать для самоконтроля или же в мнемонических целях . Если ученики легко могут составить стихотворение, то будьте уверены: тема усвоена хорошо. Кроме того, в синквейне содержится квинтэссенция материала – его эмоциональное восприятие. А потому впоследствии можно данную тему повторить, просто вспомнив свой синквейн.

Что же касается литературы, то для неё синквейны – это даже больше, чем метод контроля или запоминания. Попробуйте написать синквейн про своего любимого книжного героя. И когда Вы будете подбирать для него единственно верные прилагательные, глаголы и афоризм, то обязательно почувствуете насколько ближе, понятнее и роднее стал Вам тот или иной персонаж. Вы словно пропустите искусство слова через себя. А это именно тот эффект, которого в идеале и должны добиваться уроки русской литературы.

Синквейн на тему Левша

Левша
талантливый русский
подковал, выпивал, скончался
повесть Николая Лескова, написанная и опубликованная в 1881 году

мастеровой

Синквейн на тему Лето

лето
жаркое знойное
плавать загорать купаться
в отпуск отправляться
время года

Синквейн на тему Литература

литература
художественная, научная
написана, содержит, читают
совокупность любых словесных текстов
рукописи не горят

Синквейн на тему Лицей

лицей
общеобразовательный, специализированный
обучает, готовит, воспитывает
подготавливает к поступлению в вузы
учебное заведение

Синквейн на тему Личность

личность
индивидуальная, неповторимая
не рождается, формируется, становится
результат процесса воспитания и самовоспитания
система поведения индивида

Синквейн на тему Любовь

Любовь глубокая, восторженная
дарят, прощают, обожают
вечное стремление любящего к любимому
чувство любовь страстная, коварная
томиться, влюбиться, мучаться

единственная вещь, которую мы можем подарить

и все же она у нас остается бесценный дар любовь
глубокая, интимная воспета, волнует, чувствует
настоящая любовь не между телами, а между душами чувство

Синквейны на уроках русского языка

Красивая и умная

Растит, делает и ухаживает

Природа знает лучше всех.

Экология.

Кисляков Виталя

Красивая, полезная.

Радует, лечит, кормит.

Она помогает людям жить

Голубева Уля

Природа. Природа.

Красивая, полезная. Красивая и умная.

Берегут, помогают, изучают. Живёт, растёт и существует.

Нам надо беречь её. Замечательно быть на природе.

Заповедник. Красота.

Вахромеева Алёна Былкова Вика

Цветок. Природа.

Замечательный и красивый. Странная, красивая.

Растёт, развивается, гибнет. Радует, огорчает и удивляет.

Любит, чтобы его поливали. Нашу природу надо беречь.

Роза. Волшебница.

Гурулёв Валера Колотухин Дима

Природа. Природа.

Живая, зелёная. Красивая, живая.

Растёт, шумит, плачет. Радует, украшает, кормит.

Я очень люблю природу! Я люблю родную природу.

Красота. Растения.

Шлюфман Ксюша Неупокоева Настя

Красивая, умная.

Учит, помогает, наказывает.

Она всё правильно делает!

Федюшкин Влад

Синквейны на тему «Ученик»

Ученик. Ученик.

Любознательный, опытный. Умный, занятой.

Читает, рисует, учится. Читает, рисует, познаёт,

Мальчик учится на «пятёрки». Я начал хорошо учиться.

Школьник. Житель.

Бусленко Катя Дингес Максим

Ученик. Ученик.

Любознательный и опытный. Занятой и внимательный.

Познаёт, умнеет и выполняет. Познаёт, выполняет и умнеет.

Умный гражданин читает рассказ. Мальчик учится в школе.

Житель. Школьник.

Жунтова Юля Ким Влад

Ученик. Ученик.

Умный, воспитанный. Внимательный, опытный.

Познаёт, умнеет, выполняет. Познаёт, пишет, читает.

Школьник ходит в школу. Я буду хорошо учиться!

Гражданин. Школьник.

Пенкина Ксюша Попов Влад

Синквейн на тему А.С.Пушкин.

Умный, талантливый.

Пишет, сочиняет, творит.

Он очень хороший поэт.

Писатель.

Попов Влад

Синквейны на тему русской сказки

Волк. Волк.

Злой, голодный. Жадный и хвастливый.

Воет, поёт, ест Поёт, лежит, ест.

Волк съел всю семью. Зачем хозяин слушал волка?

Хитрец. Певец.

Исаев Никита Архипец Саша

Волк.Крестьянин.

Серый, голодный. Глупый, нежадный.

Выманил, подкараулил, дождался. Слушал, восхищался, отдавал.

Он съел всё семейство. Остался один в доме.

Хитрец. Глупец.

Неупокоева Настя Попов Влад

Ворона. Ворона.

Глупая и пугливая. Хвастливая, говорливая.

Обманывает, поёт и летает. Собралась, полетела, увидела

Нечего лететь на юг! На острове ворону заклевали.

Певица. Болтушка.

Довгалёв Женя Пенкина Ксюша

Снегурочка. Снегурочка.

Снежная, печальная. Беленькая, умная.

Побежала, прыгнула, растаяла. Работает, поёт, прячется.

Белая девочка весело поёт. Снегурушка прыгнула И растаяла.

Дочка. Девочка.

Шапорина Ангелина Попов Влад

Синквейны на уроках внеклассного чтения.

Город. Биробиджан.

Красивый, чудесный. Красивый, большой.

Помогает, растёт, красуется. Строится, нравится, интересует.

Мне нравится мой город. Я люблю свой город.

Биробиджан. Родина.

Попов Влад Архипец Саша

Город. Биробиджан.

Строится, растёт. Большой, красивый.

Красивый, весёлый, молодой. Стоит, растёт, хорошеет.

Я люблю свой город. Наш город очень красивый.

Родина. Красавец.

Вахромеева Алена Неупокоева Настя

Город. Биробиджан.

Большой, красивый. Красивый, северный.

Стоит, хорошеет, озеленяется. Строится, живёт, растёт.

Мы любим свой город. Я люблю Биробиджан.

Биробиджан. Город.

Попов Влад Исаев Никита

Родина. Город.

Родная, любимая. Молодой, прекрасный.

Родилась, защищает, бережёт. Живёт, растёт и дышит.

Наша Родина – это Россия. Мой город самый красивый.

Дом. Биробиджан.

Колотухин Дима Довгалев Женя

Биробиджан. Родина.

Красивый, познавательный. Большая, красивая.

Строится, развивается, радует. Кормит, охраняет, бережёт

Мне нравится мой город. Наша родина очень красивая.

Дом. Страна.

Голубева Уля Кисляков Виталя

Папа. Мама.

Хороший, добрый. Красивая, добрая.

Воспитывает, зарабатывает, ездит. Работает, готовит, помогает.

Он любит всю семью. Моя мама очень умная.

Отец. Мамочка.

Дингес Максим Коновалова Настя

Семья. Родители.

Дружная, весёлая. Весёлые и грустные.

Радует, воспитывает, помогает. Работают, учатся, преподают.

Я люблю свою семью. Хорошо живётся с родителями.

Дом. Любовь.

Попов Влад Колотухин Дима

Мама. Родина.

Красивая, добрая. Красивая, справедливая.

Работает, готовит, любит. Защищает, растит, воспитывает.

Я люблю свою маму. Я родился в Биробиджане.

Хозяйка. Отечество.

Архипец Саша Ким Влад

Папа. Мама.

Высокий, добрый. Нежная, ласковая.

Работает, воспитывает, помогает. Помогает, гуляет, работает.

На работе делает мебель. Вся семья любит маму.

Отец. Человек.

Золотухина Таня Неупокоева Настя

Синквейны

учащихся 5 класса Б

школы 5

2009 – 2010 уч.год

Друг. Друзья.

Добрый, хороший. Добрые, хорошие.

Помогает, дарит, дружит. Ездят, советуют, выручают.

Мой друг самый хороший. Помогают в сложной ситуации.

Товарищ. Помощник.

Ким Влад Кисляков Виталя

Друзья. Друг.

Хорошие, добрые. Добрый и честный.

Помогают, защищают, выручают. Выходил, играл, прятался.

У меня такие хорошие друзья! Он всегда тебе поможет.

Товарищи. Товарищ.

Попов Влад Дингес Максим

Друг. Друг.

Весёлый, здоровый. Бывалый, умный.

Играет, поёт, свистит. Занимается, учится, гуляет.

Мы с другом играем. Друг меня всегда выручит.

Актёр. Ваня.

Коновалова Настя Федюшкин Влад

Друг. Друг.

Хороший, лучший. Бывалый и настоящий.

Помогает, угощает, даёт. Помогает, делает и приходит.

Мой друг очень хороший. Друг в беде поможет.

Приятель. Человек.

Колотухин Дима Довгалев Женя

Друг. Друг.

Надёжный, весёлый. Хороший, верный.

Выручает, помогает, уступает. Помогает, заступается, дружит.

Мой друг самый лучший! Друг помогает мне дружить.

Опора. Дружище.

Гурулев Валерий Лескова Лера

Весёлый, дружелюбный.

Играет, веселится.

Друзья всегда смогут выручить.

Бусленко Катя

ЛИТЕРАТУРА

1 Ю.И. Равенский. «Рассуждение проблемного характера».

2 С.А. Никольская. «Синквейн».

3 К.П. Щепина «Синквейн на уроке».

Вашему ребенку в школе задали на дом составить синквейн, а вы не знаете, что это такое? Предлагаем вместе разобраться в том, что такое синквейн, для чего он используется и как составляется? В чем его польза для школьников и учителей? После чего мы вместе сможет самостоятельно написать небольшой стих на любую, понравившуюся нам тему.

Что такое синквейн

Небольшое стихотворение, состоящее всего лишь из 5 строк, без четкой рифмы означает слово синквейн. Впервые этот термин использовала американская поэтесса Аделаида Крэпси 100 лет назад. Изучая японскую литературу, она так вдохновилась их хайку, что решила создать новую стихотворную форму, которая состоит из 5 строк, каждая из которых содержит определенное количество слогов. Согласно ее теории, традиционный синквейн должен состоять всего лишь из 22 слогов: 2 из которых в первой строке, 4 во второй, 6 – в третьей, 8 – в четвертой и 2 – в пятой.

Впервые данный вид литературы начали применять на практике в американских школах. Это, так называемый, дидактический синкейн. От других видов синквейнов, он отличается тем, что не требует точного подсчета используемых в каждой строчке слогов. В его основе лежит смысловая нагрузка каждой отдельно взятой строки.


Дидактический, или как его еще называют, классический синквейн, строится по следующему принципу:

  • Первая строка состоит всего лишь из одного слова. Это может быть имя существительное или местоимение. Оно должно обозначать тему произведения.
  • Вторая строка. Используется для описания свойств основной темы. Это могут быть 2 причастия или имени прилагательных.
  • Третья – повествует о действиях темы. Для этого используют 3 деепричастия или глагола.
  • Четвертая – самая длинная и состоит из 4 слов. Здесь автору нужно высказать свое личное мнение, относительно темы стиха.
  • Пятая – состоит всего лишь из 1 слова, которое может относиться к любой части речи. Это некое резюме текста, которое раскрывает суть темы.

Такое нерифмованное краткое стихотворение может затрагивать любую тему. Еще одна особенность дидактического синквейна состоит в том, что автору разрешено отступать от основных правил. К примеру, для написания главной мысли или резюме допускается использование словосочетания или целой фразы из нескольких (3-5) слов. Для описания действия можно использовать составное сказуемое.


Как писать синквейн

Многим школьникам пришлось по душе такое занятие. Ведь для написания подобного стиха им не нужно иметь талант или особые навыки. Достаточно просто освоить форму синквейна и, что называется «прочувствовать его изнутри».

Инструкция по написанию

  1. Первая строка будет «Мыло».
  2. Какое бывает мыло в двух словах? Подберите любые два прилагательных, которые первыми пришли вам в голову. Это может быть общее понятие (душистое, пенное и т.д.) или же автору придет в голову образ мыла, которым пользуется лично он (фруктовое, жидкое и т.д.). Допустим, у вас получилось «желтое, душистое».
  3. Здесь необходимо подобрать 3 действия. Ребенку нужно объяснить, что имеется в виду не конкретное действие, на которое способен предмет, но и то, каким образом на него могут воздействовать другие. К примеру, мыло может не только пениться в руках или пахнуть, оно способно вызвать слезы при попадании в глаза, выскользнуть и упасть на пол. Кроме того, им можно мыться. К примеру, вы выбрали такие 3 глагола «чистит, пахнет, пузыриться».
  4. Теперь автору предстоит высказать свое мнение о предмете. Здесь подразумеваются не только чувства и эмоции, которые вы можете испытывать при мысли об этом предмете. Возможно, это ассоциации, что-то из личной жизни, связанное с предметом и т.д. К примеру, вы вспомнили, как в детстве вас мама заставляла мыть руки перед обедом или поскользнувшись на нем упали. А возможно, вы варите его дома самостоятельно. Теперь осталось втиснуть все эти воспоминания в 3-5 слов. К примеру: «моет руки перед едой» и т.д.
  5. Резюме должно состоять из 1, максимум 2 слов. Для этого, еще раз внимательно прочитайте то, что вам удалось написать, и опишите, появившийся перед вами образ одним словом. Если сделать это не получилось, ответьте на вопрос – для чего был изобретен данный предмет? Какова его роль в нашей жизни? Какое свойство предмета можно считать главным? Так же, обратите внимание на то, что резюме должно быть связано с предыдущей строчкой. Следовательно, если вы писали о мытье рук, то целесообразно, в заключении будет сказать о чистоте или гигиене.

Получившийся результат

Теперь прочитайте свой результат:

Мыло.

Желтое, душистое.

Чистит, пахнет, пузыриться.

Моет руки перед едой.

Чистота.

Таким образом, потренировавшись на чем-то простом, можно переходить к более серьезным вещам. Примеры могут быть любыми, достаточно выбрать тему из того, что нас окружает.


Теперь стало понятно, как делать синквейн по литературе, истории или любому другому школьному предмету. Для детей, это может стать некой «творческой паузой». А учитель сможет на основе составленного учеником стиха, определить степень его понимания той или иной темы.

Видео инструкция

Короткое стихотворение без рифмы, состоящее из пяти строк называется синквейном. Синквейн бывает разных видов, но наибольшей популярностью на сегодняшний день пользуется «дидактический сиквейн», который большое распространение получил в общеобразовательных учреждениях. Рассмотрим способы составления сиквейна.

Что такое синквейн: традиционная и дидактическая формы

В начале 20 века, американская поэтэсса, Аделаида Крепси, придумала такую форму стихотворения, состоящего из пяти строк, в основе которого лежит подсчет слогов в каждой строчке. Вдохновили ее на это действие японские танка и хайку. Смысловая структура ею придуманного традиционного синквейна имела слоговую структуру 2 — 4 — 6 — 8 — 2, т. е. в первой строке два слога, во второй — три и т.д.) . В итоге, стихотворение состояло из 22 слогов.

Первыми, применение дидактического синквейна, использовали школы в Америке. По сравнению с другими видами синквейна, в основе данного варианта лежала смысловая заданность в каждой строке, а не подсчет слогов.

Классический (строгий) дидактический синквейн строится так:

  • в первой строке — наличие местоимения или существительного, т. е. одного слова, являющегося темой синквейна;
  • во второй строке — наличие причастия или прилагательного, описывающего свойства слова из первой строки;
  • в третьей строке — наличие деепричастия или глагола, повествующего о действиях слова из первой строки;
  • в четвертой строке предложение должно состоять из четырех слов, с помощью которых происходит выявление личного отношения поэта к теме синквейна;
  • пятая строка состоит из одного слова любой части речи, раскрывающее замысел темы.

Получившееся стихотворение может затрагивать любую тематику.

Дидактический синквейн допускает отступ от правил. К примеру, резюме или главная тема может состоять не из одного слова, а из сочетаний от трех до пяти слов, а в описании действий — использоваться только сказуемые.

Составление синквейна

Для составления секвейнов не требуются литературные таланты или специальные знания. Требуется лишь грамотное освоение формы. В качестве тренировки лучше брать наиболее известную и знакомую автору тему, начиная с простого. К примеру, возьмем тему «мыло».

  • В первой строке — слово «мыло».
  • Во второй строке должно присутствовать два прилагательных, отражающих свойства этого предмета. Какое мыло? По средствам перечисления в уме прилагательных, описывающих, как конкретное мыло (фиалетовое, апельсиновое, жидкое, детское и проч.) , так и в общем (душистое, скользское, пенящееся) , выбираются два подходящих слова. В результате, выбор остановлен на таких словах, как: «клубничное, прозрачное».
  • В третьей строке необходимо описание трех действий главной темы. На данном этапе, школьники затрудняются с выбором слов, поскольку под действиями подразумевается не только действия самого предмета, но и влияние на данный предмет из вне, и влияние его на окружающих. К примеру, помимо того, что мыло может пахнуть и лежать в мыльнице, оно может упасть из рук или выскользнуть, или заставить плакать, а также им можно мыться. В итоге, остановим выбор на таком варианте: «Пузыриться, пахнет, моет».
  • В четвертой строчке, автор должен выразить свое личное отношение к главной теме. У школьников, на данном этапе, также могут возникнуть трудности в подборе слов, поскольку, мыло не может вызывать какого — либо конкретного отношения у тех, кто не кто не является заядлым чистюлей, фанатом данного предмета, или попросту ему не доставляет особого удовольствия процесс мытья. Здесь следует учесть не только личное отношение автора, но и вызов определенных ассоциаций, связанных с главной темой.

К примеру, можно взять такой факт из биографии автора, как разбитие коленки в следствии того, что он когда — то поскользнулся на мыле, или рассказать о самостоятельном приготовлении данного предмета. Независимо от выбранных моментов из жизни, которые взятые за основу написания четвертой строчки, необходимо помнить о том, что мысль должна уложиться в три или пять слов. К примеру, «Руки моют перед едой». Можно также привести пример с пробованием мыла, имеющего приятный запах, на вкус, в результате чего, автора постигло разочарование и досада. В итоге, получится такая строчка: «Вкус противный, сладкий запах».

  • В последней строке должен раскрываться замысел темы, т. е содержаться своего рода резюме, состоящее из одного или двух слов. Другими словами, после прочтения созданного стихотворения, поразмышлять о возникшем образе и попытаться осуществить выражение своих ощущений с помощью одного слова. Также, можно задуматься о значимости данного предмета, как в собственной жизни, так и в общественной, поразмыслить о его главном свойстве. Главное — последняя строка должна быть итогом вышеперечисленного. Например, в четвертой строке говориться о необходимости мытья рук, значит, в пятой строке целесообразней поставить слово «гигиена» или «чистота», в качестве резюме.
  • Если же, в основе четвертой строки лежит воспоминание, связанное с неудачной пробой мыла на вкус, то резюмировать следует словом «обман» или «разочарование».

Что получилось в итоге? Пример классического дидактического синквейна строгой формы.

Мыло.

Клубничное, прозрачное.

Пузырится, пахнет, моет.

Вкус противный, сладкий запах.

Обман.

Несмотря на то, что такое стихотворение довольно короткое, в нем дети не только способны узнать себя, но и затронули функциональность и свойства этого предмета, при написании занятного пятистрочного стиха.

Тренируясь на простом, можно осуществить переход к более сложному, но хорошо знакомому. Например, можно в качестве основной темы взять слово «класс», «семья» или слова, связанные с любым временем года. Если в качестве синквейна будет выбрано слова «мама», то это будет отличной основой для сочинения стихотворения для праздничной открытки на международный женский день. Кроме того, на общеклассных мероприятиях могут быть использованы такие стихотворения одной тематики.

Статьи по теме:

  • Как правильно ставить ударение в слове…
Загрузка...
Top