Организация участия в государственных закупках. НДС в госзакупках: Может ли Заказчик уменьшить цену контракта на сумму НДС, если вы на “упрощенке”? Как оформить конверт для участия в конкурсе

Демократичность закупок из бюджетных фондов для малого и среднего бизнеса – один из важнейших принципов детенизации этого сектора экономики. Но чтобы использовать эту возможность на благо своего бизнеса, предприниматель не только должен знать, как участвовать в госзакупках, но и научиться отслеживать их эффективность.

Что такое закупки

Упустить возможность выйти на большой и разноплановый рынок госзаказа – непростительная оплошность не только для владельца компании, но и для любого менеджера по продажам, который планирует приносить пользу своему предприятию и успешно подняться по карьерной лестнице.

Как каждое масштабное предпринимательское начинание, участие в госзакупках должно начинаться с оценки своих возможностей и предпринимательских рисков.

Некоторые предприниматели нанимают специалистов или консультантов по госзакупкам, а некоторые учатся сами и достигают результатов при минимальных затратах.

Первое, что нужно для участия в госзакупках, – овладеть базовыми знаниями об условиях работы контрактной системы по обеспечению государственных и муниципальных структур необходимыми товарами, работами и услугами.

Обзор требований

Непременными требованиями, которые современная конъюнктура выдвигает к системе закупок за бюджетные деньги, являются простота, результативность и ясность. Эти требования в нынешних условиях реализуются следующим образом:

  1. Все госзакупки осуществляются через специально разработанный сайт .
  2. Заказчики вносят свои данные в систему по процедуре, оговоренной в нормативных актах. Поставщики проходят аккредитацию на электронных торговых площадках.
  3. Поставщики товаров, работ или услуг, воспользовавшись поисковой системой на сайте госзакупок, имеют возможность отыскать интересующие их позиции и принять участие в торгах.
  4. После прекращения торгов с субъектом хозяйствования, который смог добиться самых выгодных условий сделки, заключается контракт.

Информация для поставщика

Информацию о том, как поставщику участвовать в госзакупках, и с чего начинать работу с заявками, можно найти на официальном сайте госзакупок РФ в Руководстве для пользователя.

Принимать участие в тендерах имеют право все субъекты хозяйствования со статусом юридического лица.

Индивидуальный предприниматель также приравнивается по статусу к юридическому лицу, поэтому участие ИП в госзакупках ничем не ограничено.

Для получения полномочий от поставщика требуется:

  1. Просьба об аккредитации, изложенная в письменном виде
  2. Документ о том, что на уполномоченное подписывать от имени заказчика сделки лицо оформили электронную подпись.
  3. Решение учредительного органа о том, что предприятие имеет намерение участвовать в закупках по госзаказу;
  4. Пакет копий правоустанавливающих документов и документов, подтверждающих полномочия лица, на которого оформлена электронная подпись;

Требовать у поставщика какой-либо другой документ, кроме указанных в законе, запрещено.

Анализируются поданные документы недолго – около пяти рабочих дней. Если владелец площадки удовлетворен возможностями будущего участника торгов, он высылает заявителю электронное подтверждение с указанием регистрационных данных, в том числе и расчетных реквизитов.

Активные поставщики обычно сразу же регистрируются на всех доступных площадках, чтобы иметь возможность принимать участие в тендерах госзакупок.

Подбор заявок

После получения регистрационных данных с площадки поставщик имеет возможность в свободном доступе, без каких-то дополнительных регистрационных процедур, изучать информацию об активных торгах.

Вся информация предоставлена в Реестре заказов и закупок Реестре заказов и закупок .

Для более удобного поиска сайтом предложен набор критериев:

  • начальная цена;
  • этап прохождения процедуры закупки;
  • дата публикации и т. д.

Подобрав интересный для себя аукцион, поставщик должен изучить условия участия в нем. Все условия изложены во вкладках к заказу:

  • сведения о лоте,
  • перечень документов для участия в госзакупках по этому лоту. Информация о документах и требованиях к ним изложена в извещении о проведении торгов и в файле о документации на электронный аукцион.

Торг

Сама процедура осуществляется по следующему регламенту:

  • Предпринимателю, который решил подать заявку, нужно знать, что для участия в аукционе по госзакупке, перед тем, как начать работать с заказчиком по заявке, поставщик должен оплатить денежную сумму в подтверждение реальности своих намерений участвовать в покупке.

Размер суммы подтверждения устанавливается в процентном соотношении от суммы заказа. Доля составляет от 0,5 до 5%. Чем меньше сумма, тем меньше процент. Деньги получает заказчик на свой счет на площадке, но данная сумма блокируется до завершения торгов. После проведения она возвращается поставщику.

  • После внесения суммы можно начинать работу по подаче заявки. Обязательные для выполнения пожелания к заявке также изложены в информации о торгах по этому лоту. Поставщику необходимо просто следовать указаниям заказчика.
  • Если заявка принята, предприниматель допускается к участию в торгах. Если же по каким-то причинам заказчик не может допустить заявителя к аукциону, он должен обязательно указать уважительную причину, по которой заявка поставщика была отклонена.
  • Допущенные к торгам участники предлагают свои ценовые условия по продаже лота, опускаясь в цене по заранее оговоренному шагу (от 0,5 до 5 процентов). На каждый шаг дается ожидание в 10 минут. Если за это время другой участник аукциона понижает цену, на ответные действия также дается 10 минут. Аккуратность обращения со временем – один из секретов того, как выиграть аукцион на госзакупках.
  • После того, как поставщик предложил наиболее выгодную цену на предложенный лот, между сторонами сделки заключается контракт, условия которого оговорены в документации к заявке. Изменять эти условия не вправе ни одна, ни другая сторона.

Сложности

Процедура участия в электронных торгах – довольно сложный хозяйственный инструмент. До первого выигрыша поставщику придется, как правило, не один раз выбыть с торгов за несоблюдение одного или нескольких многочисленных правил.

Большинство тендеров в России проводит государство через систему госзакупок. Объем государственных закупок составляет более 40 триллионов рублей в год.

Госзакупки для чайников

Госзакупки это сокращение от слова государственные закупки. Это закупки товаров, работ или услуг, проводимые государственными учреждениями, организациями, министерствами, ведомствами и государственными компаниями по специально определенным процедурам.

Цель госзакупок — удовлетворение потребностей государственных заказчиков в товарах, работах и услугах, экономия бюджета, уменьшение злоупотреблений. Для этого придумана целая система законодательства, называемая контрактной системой.

Госзакупки бывают конкурентные, когда поставщик, подрядчик или исполнитель по государственному контракту определяется в ходе конкурентных процедур, проводимых в различных формах и направленных на выбор лучшего предложения. В них участвуют в среднем 3 потенциальных поставщика.

Существует неконкурентная форма госзакупок — закупка у единственного поставщика, когда госконтракт заключается без конкуренции, то есть в отсутствии выбора из нескольких возможных вариантов.

Виды госзакупок

Государственные закупки проходят в форме аукциона , конкурса , запроса котировок , запроса предложений и других.

  • Механизмы госзакупок определены в законодательстве, постановлениях Правительства
  • Само понятие тендер официально в системе государственных закупок не используется
  • Применяется термин «закупки», их совокупность называется контрактной системой
  • Госзакупки осуществляются на конкурентной основе и призваны экономить средства госзаказчиков

Не секрет, что госзаказы – дело весьма прибыльное. Однако отношение к ним у российских поставщиков неоднозначное.

Кто-то считает их серьезным и весьма действенным инструментом для расширения рынка сбыта, а кто-то из-за обилия подводных камней в законодательстве избегает любого взаимодействия с бюджетом.

Государственные закупки – предложения заказов государственными или муниципальными предприятиями на промышленные или продовольственные товары, технику или вооружение, а также работы или услуги.

В мировой практике любая конкурсная форма проведения торгов называется . В российском же законодательстве подобный термин не используется, вместо него используется понятие «размещение заказа».

Согласно Федеральному закону от 5.04.2013 г. № 44-ФЗ, используется пять видов госзакупок:

  • электронные аукционы – проводятся дистанционно в режиме онлайн на или сайтах-аукционах с помощью лотов, причем все необходимые документы готовятся в ;
  • открытые конкурсы – если в аукционе критерием победы является только цена, то в этом случае победителем становится организация, предложившая как оптимальную стоимость, так и более выгодные сроки выполнения, лучшее качество предлагаемых товаров или услуг и пр. Чаще всего проводятся в случаях, когда сумма контрактов превышает 500 тыс. руб.;
  • запросы котировок – проводятся аналогично конкурсам, но сумма контрактов значительно меньше;
  • закупки у единственного поставщика – по сути, это не торги, а прямые контракты, заключаемые между поставщиком и госзаказчиком;
  • открытые аукционы – в отличие от электронных, публикация заказов производится в средствах массовой информации, последние годы встречаются значительно реже.

Подобные закупки ведутся государством как собственных нужд (при закупках вооружения, медикаментов, оборудования, средств оргтехники и др.), так и в целях бесперебойного обеспечения населения самыми значимыми продуктами питания и резервирования стратегических запасов продовольствия.

В большинстве конкурсов и аукционов имеют права участвовать любые государственные и частные предприятия или . Контракт заключается с предприятием-победителем, выигравшим торги.

Все процедуры по их проведению, а также процесс подписания договоров и контроль за их соблюдением регламентируются законодательно. Контроль их за выполнением возложен на Казначейство и Счетную палату РФ. Закупки для вооружения, а также особо значимые договора контролирует ФСБ.

Поставщики (подрядчики) должны отправить заказчику официальную заявку на участие с указанием приемлемой для них цены заказа. После проведения торгов комиссия рассматривает все поданные заявки и выбирает оптимальный для них вариант.

Проведение государственных закупок может быть:

  • открытым;
  • селективным (заявки имеют права подавать любые кандидаты, но в дальнейших состязаниях участвуют только компании, отобранные заказчиком);
  • закрытым (участники торгов приглашаются только организаторами).

Закупки могут проходить в один или два этапа. При одноэтапных конкурсах или аукционах требования к заказу в течение всего периода торгов не могут изменяться. В ходе двухэтапных продаж условия могут претерпевать некоторые изменения.

Так, после переговоров с возможными поставщиками заявитель имеет право переформулировать некоторые требования к товарам, работам или требуемым услугам.

Существует заблуждение, что госзаказы могут передаваться только крупным компаниям. Однако государственные и муниципальные организации обязаны предоставлять не менее 20% от общего числа заявок субъектам .

Исключение составляют лишь поставки для оборонных нужд.

Материальные затраты при участии в госзакупках

Несмотря на то, что участие в конкурсах чаще всего бесплатное, для качественного проведения торгов иногда стоит разработать собственное предложение. При этом возможны достаточно значительные материальные и временные издержки. Причем при проигрыше подобные затраты не компенсируются.

Участие в электронных и открытых аукционах проще и требует минимального количества затрат. В некоторых случаях взимается небольшой невозвратный взнос, который является подтверждением серьезности намерений.

Однако следует учесть, что при проведении любых видов торгов почти всегда присутствует предложение материально обеспечить свою заявку и заблаговременно оплатить около 5% от начальной цены договора. Для субъектов малого предпринимательства эта сумма не может превышать 2%.

Естественно, указанная сумма после проведения аукциона возвращается. Участник, выигравший конкурс, с помощью договора страхования или перечисления денежных средств на определенный денежный счет обязан обеспечить контракт суммой не менее 30% заявленной стоимости.

Ответственность при госзакупках

Государством определена целая система штрафов за невыполнение условий торгов как для поставщика товаров или услуг, так и для государственного заказчика.

Организация государственных закупок должна проводиться только на принципах равноправия и открытости.

Заказчик не имеет права нарушать установленные законодательно порядок и формы проведения аукционов, изменять сроки опубликования заявок, для открытых торгов скрывать информацию об их условиях и порядке их предоставления, предоставлять полный доступ каждого из участников ко всем данным, вносить неверные сведения об участниках торгов и пр.

Не секрет, что получение выгодных государственных заказов порождает целые коррупционные схемы для обеспечения выигрыша только определенного претендента.

Наиболее распространенными видами махинаций являются:

  • указание завышенных и нереальных объемов работ в заведомо невыполнимые сроки для остальных участников торгов;
  • неверное заявление невыгодных для поставщика сроков оплаты;
  • блокировка участия в тендорах сильных исполнителей;
  • заведомое занижение цены заказа – победитель конкурса в итоге получает компенсацию за счет дальнейшего изменения условий контракта;
  • участие подставных клиентов, имитирующих формальные предложения, невыгодные для заказчика.

Такие системы разрабатываются зачастую при выставлении особо крупных и наиболее выгодных заказов. Обычные же тендеры выиграть более реально.

Законодательные акты 2013 г. и вступающий в силу с января 2015 г. новый закон о госзакупках значительно ужесточили требования к проведению госзакупок.

Мировая практика показывает, что даже в высокоразвитых странах, в таких, к примеру, как Япония или США, пресса регулярно освещает серьезные нарушения, касающихся утверждения госзаказов.

Спрятать же неправомерные действия госчиновников на небольших аукционах, к сожалению, значительно легче.

В России последние годы доступ для малых предприятий к государственным заказам значительно облегчен. Однако по-прежнему эффективность привлечения их к госторгам недостаточна. К большому сожалению, не существует и единой четко отрегулированной системы размещения госзаказов, предназначенных для предприятий малого и среднего бизнеса.

По сегодняшний день законодательно не определены конкретные документы, дающие право называть себя малым предприятием. Таким образом, при подаче заявки следует больше надеяться на удачу, чем на какие-то государственные инструменты регулирования.

В 2014 году, начиная с 1-го отчетного периода, пенсионный фонд осуществил переход на единую форму отчетной документации. О том, как подготовить и сдать отчетность в ПФР без проблем читайте .

Определенную сложность представляет и работа с сайтами-аукционами – не каждая поисковая система может показать заказы, выделенные для малых предприятий, поэтому найти нужный в общем массиве информации порой достаточно проблематично.

Таким образом, несмотря на многочисленные пробелы в законодательстве и недостатке контроля за порядком заключения и проведения торгов при госзакупках, в России вполне реально получить заказ на определенные группы товаров или услуг любому предприятию, в том числе и предпринимателю, владеющему небольшим бизнесом.

Аукцион в электронной форме - самый популярный вид торгов в сфере госзакупок. Он выгоден и заказчикам, и поставщикам, прозрачен. Уже сегодня более 50% государственных заказов находит исполнителей благодаря электронным аукционам, и в дальнейшем эта цифра обещает только расти.

Мы поговорим о том, как участвовать в госзакупках в форме электронных аукционов в качестве поставщика и какие этапы придется пройти для получения заказов.

Изучить законодательство

Первое, что предстоит сделать начинающему участнику - разобраться в правилах работы. Разумеется, такая область, как контрактная система, не может обойтись без правового регулирования. Основной документ, в котором указаны условия и требования для участия в госзакупках, правила оформления документов и размещения заявок - Федеральный закон от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - № 44-ФЗ). Именно он поможет получить общие сведения о контрактах. Но одним № 44-ФЗ дело не ограничивается - сфера регулируется также несколькими десятками постановлений и распоряжений Правительства, приказов Минэкономразвития и Минфина, федеральными законами «О защите конкуренции», «Об электронной подписи». Немаловажную роль играет и судебная практика: она позволяет понять особенности применения норм.

Соответствовать требованиям № 44-ФЗ к участникам

На этом этапе нужно определить, имеет ли право ваша компания принимать участие в госзакупках как поставщик. Так, № 44-ФЗ в статье 31 устанавливает ряд оснований для отказа. Согласно ему, участвовать в торгах не удастся:

  • юридическим лицам, проходящим процедуру ликвидации, а также компаниям и ИП, признанным банкротами;
  • фирмам, деятельность которых приостановлена в связи с административным правонарушением;
  • имеющим долги по налогам, сборам и другим платежам в бюджет;
  • если у руководителя, членов совета директоров или главного бухгалтера имеются судимости за экономические преступления, взяточничество, незаконную предпринимательскую деятельность;
  • фирмам, которые в течение двух последних лет были уличены в передаче незаконного вознаграждения должностным лицам;
  • не обладающим исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если по условиям договора эти права нужно передать заказчику. Это не касается контрактов на создание книг или произведений искусства, финансирование фильмов;
  • поставщикам, руководитель или член коллегиального исполнительного органа которых состоит в браке или близком родстве с руководителем предприятия-заказчика, членом комиссии по закупкам или иными лицами, руководящими выполнением заказов;
  • офшорным компаниям.

Как видите, соответствовать требованиям не слишком сложно. Но не стоит считать, что они обязательно ограничиваются вышеприведенным списком. Во-первых, заказчик может по своему усмотрению добавить условие об отсутствии поставщика в реестре недобросовестных. Во-вторых, дополнительные ограничения может ввести Правительство, если контракт касается отдельных видов товаров и услуг. Требования могут касаться наличия определенной суммы финансов на счету, оборудования, специалистов, опыта работы или репутации фирмы.

Получить ЭП

Электронная подпись (ЭП) может заменить привычную подпись на документах, но в электронном документообороте. Поскольку речь в нашем случае идет о торгах на онлайн-площадках, без этого атрибута не обойтись. Но ЭП имеет несколько разновидностей, не все из которых подойдут для участия в госзакупках.

  • Простая электронная подпись требуется, например, для идентификации отправителя письма. Она не обладает высокой степенью защиты и не достаточна для подписания значимых документов, в том числе, для участия в аукционах;
  • Усиленная неквалифицированная электронная подпись подходит для подписи большинства документов, но не гарантирует полной защищенности данных. Получить этот вид ЭП можно в неаттестованных удостоверяющих центрах (УЦ). Ее принимают многие коммерческие площадки, но для торгов по №44-ФЗ применить ее не удастся.
  • Усиленная квалифицированная ЭП юридически равноценна подписи с печатью фирмы. Ее выдают только аттестованные УЦ. Степень защиты - высочайшая. Такую подпись можно использовать для участия в госзакупках, а также повсеместно в электронном документообороте.

Стоимость усиленной квалифицированной электронной подписи на стандартном носителе (токене) - от 4500 рублей. Для получения необходимо заполнить заявления (обычно скачать их можно на сайте УЦ), предоставить выписку из ЕГРЮЛ/ЕГРИП, копию СНИЛС, паспорт, доверенность на подписание бухгалтерских документов и на получение ЭП, если ее получает не заявитель. Срок оформления - 2–5 дней.

Это важно
Нередки случаи, когда компания упускает выгодный контракт из-за проблем с ЭП. Срок действия электронной подписи - один год. Не забывайте своевременно продлевать ее. Также опытные поставщики рекомендуют делать дубликаты ЭП на случай технических проблем или отсутствия на месте специалиста, хранящего токен. При внезапных неполадках устройства в момент подписания контрактов, следует уведомлять оператора торговой площадки.

Зарегистрироваться на ЭТП

Согласно закону торги, проводимые по № 44-ФЗ, могут быть размещены только на федеральных электронных торговых площадках (ЭТП). В данный момент таких площадок пять:

  • «Сбербанк-АСТ» (sberbank-ast.ru);
  • «Росэлторг» (roseltorg.ru);
  • «РТС-тендер» (rts-tender.ru);
  • «ММВБ «Госзакупки» (etp-micex.ru);
  • «Заказ РФ» (zakazrf.ru).

Существенных различий в их принципах работы нет, однако есть отличия в количестве размещенных конкурсов. Так, на долю самой популярной, «Сбербанк-АСТ», приходится почти половина всех осуществляемых госзакупок. Но не стоит отказываться от работы с другими площадками - лучший контракт может встретиться и там.

Пройти аккредитацию на федеральной площадке может любое лицо, физическое или юридическое. Правила оформления на каждой имеют некоторые различия, однако всегда требуется ЭП, заявление, выписка из ЕГРИП/ЕГРЮЛ (кроме физлиц), копия учредительных документов, ИНН, документы, удостоверяющие личность, а также подтверждающие полномочия (доверенности, решения руководящего органа, копия Устава и т.п.), контактные данные. Также необходимо указание максимальной суммы сделки для электронных аукционов. Все бумаги нужно отсканировать и предоставить в формате.jpeg или.pdf. Другие требования к предоставлению документов можно уточнить на сайтах площадок, однако расширять перечень, указанный статье 61 № 44-ФЗ администрация не вправе.

Заявку на регистрацию проверяют до пяти дней. После положительного решения администрации можно приступать непосредственно к торгам. Действует аккредитация три года, затем ее можно продлить.

Выбрать конкурс

Рассмотреть все открытые для участия торги по интересующей тематике удобнее всего на сайте ЕИС в «Реестре заказов и закупок для № 44-ФЗ и № 223-ФЗ». Здесь можно настроить фильтры по цене контракта, дате размещения, наименованию заказчика, субъекту РФ и закону, в рамках которого проходит аукцион.

По каждому проходящему конкурсу доступна информация об ограничениях и особенностях участия, перечень необходимых документов и прочие условия. Чтобы получить полные сведения о закупке, нужно скачать извещение о проведении торгов. Это - главный документ, который требует детального изучения и на который нужно опираться при подготовке документов. Несоблюдение даже небольших формальностей может повлечь отклонение заявки и даже внесение в список недобросовестных поставщиков, если эти незамеченные детали всплывут в ходе исполнения контракта.

Внести обеспечение на заявку на участие в конкурсе в рамках госзакупки

Для участия в госзакупках обязательно внесение обеспечения на каждую поданную заявку. Его размер может составлять от 0,5 до 5% начальной (максимальной) цены контракта, в зависимости от суммы сделки, статуса поставщика и решения заказчика. Необходимая в конкретном случае сумма указана в извещении о проведении торгов.

Для электронных аукционов обеспечение возможно только в форме перечисления денежных средств на счет электронной площадки. Если собственных финансов компании не хватает для участия в выбранных конкурсах, можно обратиться к тендерному кредиту или займу. Некоторые банки предлагают поставщикам специальные возобновляемые кредитные линии.

Собрать и подать пакет документов для участия в госзакупках

Итак, наступает самая ответственная часть - подготовка и подача заявки на аукцион. Заявка, согласно правилам, должна состоять из двух частей и включать в себя:

I часть

  • согласие на участие;
  • подробные сведения об услуге или товаре (в соответствии с частью 3 статьи 66 № 44-ФЗ);
  • по желанию можно приложить рисунки, эскизы или изображение товара;

II часть

  • сведения о компании (адрес, телефон, ИНН и т.п.). Обычно передаются площадкой автоматически при подаче заявки;
  • выписка из ЕГРЮЛ/ЕГРИП;
  • декларация о соответствии лица требованиям к участникам госзакупок;
  • документы, подтверждающие право допуска участника - в тех торгах, которые имеют ограничения. Например, если торги проводятся только для малых предприятий, необходима декларация о принадлежности к субъектам СМП. Если для участия нужна лицензия, ее также нужно приложить;
  • документы, подтверждающие качество товара - для той продукции, к которой законодательно установлены требования;
  • решение об одобрении крупной сделки, если наименьшая минимальная цена контракта данного контракта превышает максимум, указанный при регистрации на площадке;
  • ИНН учредителей и членов исполнительного органа/генерального директора.

Как ускорить процесс?

Подготовка к участию в тендерах выглядит процессом несложным, но на практике занимает у начинающих несколько месяцев. Несмотря на четкие требования закона, проблемы возникают повсеместно: из-за нарушений порядков заказчиком (завышенные требования можно обжаловать в ФАС, но это тоже требует опыта), из-за банальных ошибок в документации и невнимательности к деталям со стороны поставщиков.

Чтобы избежать потери времени и выгодных контрактов лучше обратиться к профессионалам. «Тендер-Гарант» предлагает комплексную услугу тендерного сопровождения, включающую в себя решение всех вопросов: получение ЭП и аккредитации на площадках, обеспечение заявки, подготовка документов. Наш штат квалифицированных специалистов поможет компании быстро начать свою деятельность в качестве поставщика в системе госзакупок.

Бытует мнение, что тендерные аукционы организуются только для крупных предприятий, и поэтому многие спрашивают у специалистов о том, могут ли ИП участвовать в тендерах. Ответ на этот вопрос положителен – любой индивидуальный предприниматель вне зависимости от вида своей деятельности может принять участие в торгах. Но как это сделать и с чего начать?

Подготовка к участию в тендерах

Участие в открытых электронных торгах для любого индивидуального предпринимателя начинается с подготовки. В начале подготовительных мероприятий бизнесмену потребуется получить электронную цифровую подпись. Цифровая подпись является необходимой деталью в любом электронном документообороте, без нее участие в тендере невозможно. Детальнее об электронной подписи можно узнать .

После того, как ИП получил свою личную цифровую подпись, он обязан пройти процедуру аккредитации на одной из электронных площадок, где размещены тендеры для ИП. Для этого можно обратиться к специалистам, которые обеспечат клиента необходимым ПО для его компьютера и окажут поддержку в аккредитации на различных электронных площадках.

Когда бизнесмен определился с выбором аукциона, ему потребуется изучить документацию, которую предоставляет организационная комиссия от имени заказчика торгов. В этом случае любой предприниматель имеет право уточнять условия аукциона или выражать свое мнение относительно пунктов договора об участии.

Подача заявки

Решив принимать участие в тендерах, ИП должен правильно написать заявку и подготовить стандартный пакет документов. Список необходимых бумаг может меняться в зависимости от требований заказчика, и его можно найти в тендерной документации. В запросе на участие в торгах указываются следующие пункты:

  • персональные данные индивидуального предпринимателя;
  • организационная и правовая форма деятельности предприятия;
  • серийные номера сертификатов, подтверждающих качество предоставляемого товара или услуг;
  • серийный номер документов, подтверждающих законность деятельности ИП;
  • адрес компании и ее наименование.

После правильного заполнения формы заявки она заверяется электронной подписью владельца предприятия или его доверенного лица.

Сбор документов

Перед тем, как ИП участвовать в тендере, он должен подготовить пакет документов, которые являются необходимыми для участия в торгах. В список документов, которые нужно предоставить вместе с заявкой, входят:

  • копии учредительных документов (заверяются нотариально);
  • список лиц, имеющих право представлять интересы индивидуального предпринимателя на тендерных торгах, и копии приказов об их назначении;
  • копии свидетельств о регистрации предприятия и бумаг, подтверждающих факт того, что компания внесена в регистр налогоплательщиков (заверяются нотариально);
  • копии бухгалтерской документации о финансовом балансе предприятия, выписки о прибыли и расходах за последние два отчетных периода (с пометкой от налогового инспектора об отсутствии задолженности перед государством);
  • отчетность об общем использовании финансовых средств компании;
  • выписки из банковских учреждений о наличии у ИП банковских счетов.

ИП может участвовать в тендерах только в том случае, когда пакет документов соответствует тендерной документации. Если же список бумаг неполный, то запрос на участие в аукционе будет отклонен.

Тендерные гарантии для ИП

В соответствии с законодательством России любой индивидуальный предприниматель, который намерен принять участие в аукционе, обязан предоставить организационной комиссии финансовое подтверждение своей состоятельности – обеспечение тендерной гарантии. Эта сумма составляет от 0,5 до 5% от суммы лота. В качестве гаранта может выступать любое банковское учреждение, предоставляющее услуги по тендерному кредитованию, и в таком случае клиент может воспользоваться выгодным предложением и подать заявку на любой интересующий тендер для ИП.

Преимущества использования кредитования на участие в торгах:

  • нет надобности извлекать оборотные денежные средства из бюджета предприятия;
  • наличие возможности подавать заявки на участие в нескольких торгах одновременно;
  • минимальные процентные ставки на пользование тендерным кредитованием;
  • быстрота оформления документов;
  • нет ограничения в финансовом плане на участие в аукционах с большими суммами контрактов.

Победа на торгах

Кроме ответа на вопрос о том, может ли ИП участвовать в тендере, большинство новичков интересует развитие событий после победы на торгах.

После победы на тендере бизнесмену потребуется обратиться за помощью к специалистам, которые будут контролировать составление договора и проверять его соответствие законодательным нормам.

Для исполнения условий договора между победителем и заказчиком исполнителю потребуется предоставить гарантийное обеспечение контракта (как и в случае с подачей заявки на участие в торгах). В основном сумма обеспечения контракта варьируется в пределах 30% от стоимости заказа – эти денежные средства перечисляются исполнителем на банковский счет заказчика. Такие финансовые средства являются гарантией того, что исполнитель справится со своими обязанностями, а их уплата является обязательной процедурой для всех ИП, победивших на тендере.

Чтобы не попасть в неловкую ситуацию, перед тем, как ИП участвовать в тендерах, он должен тщательно изучить все требования организационной комиссии, рассчитать свои финансовые силы и только потом подавать запрос. В том случае, когда предприниматель получил извещение о своей победе на торгах, но в этот момент у него нет денег на обеспечение контракта, решение организатора аукциона будет отменено, и участник лишится возможности заключить выгодный договор с заказчиком.

Загрузка...
Top