Модель В. Хендерсон, предложенная им в США в 1960 г., а затем дополненная в 1968 г., в большей степени акцентирует внимание сестринского персонала на физиологических, в меньшей - на психологических и социальных потребностях, которые могут быть удовлетворены благодаря сестринскому уходу. Одно из непременных условий этой модели - участие самого пациента в планировании и осуществлении ухода.
Основные положения модели Хендерсон
Пациент
, согласно утверждению В. Хендерсон, имеет фундаментальные человеческие потребности, одинаковые для всех людей: «Вне зависимости от того, болен человек или здоров, сестра всегда должна иметь в виду жизненно важные потребности человека в пище, крове, одежде; в любви и доброжелательности, в чувстве необходимости и взаимозависимости в условиях общественных отношений... »
В. Хендерсон приводит 14 потребностей для повседневной жизни. Здоровый человек, как правило, не испытывает трудностей при удовлетворении этих потребностей. В то же время в период болезни, беременности, детства, старости, при приближении смерти человек бывает не в состоянии удовлетворить эти потребности самостоятельно. Именно в это время сестра помогает «человеку, больному или здоровому, в выполнении тех функций, которые поддерживают его здоровье или же способствуют его выздоровлению (или же в момент его ухода из жизни) и которые этот человек выполнил бы без посторонней помощи, будь у него силы, желания или знания... ». Автор утверждает, что во все времена сестринский уход должен быть направлен на скорейшее восстановление независимости человека.
Потребности повседневной жизни по В. Хендерсон
1. Нормально дышать.
2. Употреблять достаточное количество пищи и жидкости.
3. Выделять продукты жизнедеятельности.
4. Двигаться и поддерживать нужное положение.
5. Спать и отдыхать.
6. Самостоятельно одеваться и раздеваться, выбирать одежду.
7. Поддерживать температуру тела в нормальных пределах, подбирая соответствующую одежду и изменяя окружающую среду.
8. Соблюдать личную гигиену, заботиться о внешнем виде.
9. Обеспечивать свою безопасность и не создавать опасность для других людей.
10. Поддерживать общение с другими людьми, выражая свои эмоции, мнение.
11. Отправлять религиозные обряды в соответствии со своей верой.
12. Заниматься любимой работой.
13. Отдыхать, принимать участие в развлечениях и играх.
14. Удовлетворять свою любознательность, помогающую нормально развиваться.
Источник проблем пациента.
В. Хендерсон, разрабатывая свою модель, основывалась на теории американского психолога А. Маслоу об иерархии основных человеческих потребностей.
По табл. ниже видим, на чём основана приоритетность потребностей, предложенных В. Хендерсон. При этом потребностей по В. Хендерсон значительно меньше в каждом уровне, чем по А. Маслоу. Это объясняется тем, что в середине 60-х годов ХХ в., когда была создана эта модель сестринского ухода, реальные возможности сестры в США были ограничены деятельностью по удовлетворению именно этого ограниченного перечня потребностей. (Модель NANDA, по которой работает сестринский персонал в Северной Америке с конца 80-х годов, включает в себя потребности всех уровней.)
Проблемы, требующие сестринского вмешательства, возникают в том случае, когда человек в силу определённых обстоятельств (болезнь, младенческий и/или старческий возраст) не в состоянии осуществить уход за собой. Проблемы могут появиться во время выздоровления или длительного умирания.
Таблица. Взаимосвязь основных потребностей по А. Маслоу с потребностями повседневной жизни по В. Хендерсон
В. Хендерсон утверждает, что способность человека удовлетворять свои ежедневные потребности меняется в зависимости от его темперамента и эмоционального состояния. Например, испытывая чувство страха и беспокойство, человек может плохо спать и есть. Пожилой человек, недавно перенёсший тяжёлую утрату, может испытывать трудности в общении, передвижении, одевании и раздевании, если ранее ему в этом оказывал помощь его умерший родственник. Физиологические и интеллектуальные возможности человека также могут влиять на способности человека удовлетворять свои фундаментальные потребности.
Направленность сестринского вмешательства
. Несмотря на то что В. Хендерсон явно не рекомендует использование сестринского процесса (в 60-е годы такой вид сестринской практики, как сестринский процесс, ещё не сложился окончательно в сегодняшнем понимании этого термина), она считает, что при обследовании пациента сестра обсуждает с ним условия оказания сестринской помощи: «Только в состоянии очень высокой зависимости пациента, такого, как кома или состояние полной прострации, у сестры имеются оправдательные мотивы для принятия решения (не обсуждая этого с пациентом), что для него в данном случае является благом». По мнению В. Хендерсон, сестра должна постараться встать на место пациента, понять его собственную оценку своего состояния и выбрать необходимое вмешательство.
Цель ухода
. В. Хендерсон считает, что сестре следует ставить только долгосрочные цели в восстановлении независимости пациента при удовлетворении им 14 повседневных потребностей. Правда, краткосрочные и промежуточные цели тоже имеют право на существование, но только при острых состояниях: шоке, лихорадке, инфекции или дегидратации (обезвоживании). Автор рекомендует составлять план сестринского ухода, письменно изменяя его после оценки результата сестринских вмешательств.
Сестринское вмешательство
. В. Хендерсон считает, что сестринский уход должен быть связан и с лекарственной терапией, и с процедурами, назначаемыми врачами, при этом для осуществления сестринских вмешательств может потребоваться участие членов семьи пациента.
Оценка качества и результатов ухода
. По данной модели можно окончательно оценить результат и качество ухода только тогда, когда удовлетворены все повседневные потребности, в отношении которых было предпринято сестринское вмешательство.
Роль сестры представлена В. Хендерсон двояко. С одной стороны, сестра - это самостоятельный и независимый специалист в системе здравоохранения, поскольку она выполняет те функции, которые не может выполнить пациент, чтобы чувствовать себя достаточно независимо, с другой - это помощник врача, выполняющий его назначения.
Применение модели В. Хендерсон в сестринском процессе
Эта модель является одной из самых известных в настоящее время среди практикующих сестер. При этом следует помнить, что она предусматривает непременное участие пациента во всех этапах сестринского процесса.
На этапе первичной оценки состояния пациента сестре совместно с пациентом следует установить, какие из 14 повседневных потребностей следует удовлетворить в первую очередь. Причем сестра принимает решение за пациента только в том случае, когда он не в состоянии этого сделать. Например, если пациент отказывается
есть больничную пищу, значит, его потребность в пище не удовлетворяется. Совместно с пациентом сестра определяет возможные причины этой проблемы (плохой аппетит, брезгливость и т.п.) и ставит реалистичные цели для её решения. Если у пациента нарушен сон, сестра должна установить причины этой проблемы (неудобная постель, духота, храп соседа по палате и т.д.), а затем уже определить цели сестринского ухода и вмешательства .
Планирование ухода
. В. Хендерсон считает, что человек должен полностью и самостоятельно удовлетворять свои повседневные потребности, поэтому долгосрочная цель ухода заключается в том, чтобы добиться у пациента максимальной независимости. Для решения этой проблемы сестра ставит совместно с пациентом несколько промежуточных и краткосрочных целей. Так, в случае с пациентом, отказывающимся от пищи, нужно запланировать беседу с родственниками, с самим пациентом, возможно, с сотрудниками пищеблока. В случае с пациентом, имеющим проблемы со сном, следует запланировать упражнения по релаксации (расслаблению), проветривание помещения или перевод в другую палату.
Поставленные цели должны быть реалистичны и измеряемы, чтобы можно было оценить успешность или безуспешность сестринского вмешательства.
Сестринское вмешательство направлено на укрепление здоровья пациента, полное решение поставленных перед ним задач. В конечном счёте вмешательство предполагает помощь пациенту в достижении им независимости, насколько это возможно.
Оценка результатов ухода
. Сестры, работающие по модели В. Хендерсон, приступая к итоговой оценке выполнения плана по уходу, начинают с оценки каждой повседневной потребности, при удовлетворении которой были выявлены проблемы. Сестра устанавливает, насколько достигнута цель при удовлетворении потребности. При недостигнутой цели планируются новые сестринские вмешательства или изменение формулировки цели.
Человек — целый мир, было бы только основное побуждение в нем благородно.
Потребность — состояние, вызванное необходимостью в определенных условиях жизни и развития человека.
Потребности — источник активности и деятельности людей. Формирование потребностей происходит в процес-се воспитания и самовоспитания — приобщения к миру человеческой культуры.
Потребности могут быть самыми различными, неосоз-нанными, в форме влечений. Человек только чувствует, что ему чего-то недостает или испытывает состояние на-пряженности и беспокойства. Осознание потребностей про-является в форме мотивов поведения.
Потребности определяют личность и направляют ее по-ведение.
Потребность — осознаваемый психологический или фи-зиологический дефицит чего-либо, отражаемый в воспри-ятии человека.
Основные потребности человека: иметь, быть, делать, любить, расти. Мотивом деятельности людей служит же-лание удовлетворить эти потребности.
Иметь — проявление потребности на двух уровнях:
1- й — люди хотят иметь вещи, необходимые для выжи-вания (жилье, еду, одежду), для себя и своих семей и под-держания уровня жизни, приемлемого для себя. Основной источник мотивации в этом случае — возможность зара-батывать деньги;
2- й — люди делают престижные приобретения (произ-ведения искусства, антиквариат).
Быть — большинство людей вырабатывают, часто под-сознательно, желаемый образ человека, каким они хотят быть и выглядеть в глазах других (знаменитым, могуще-ственным).
Делать — каждый человек хочет, чтобы его ценили, жить наполненной жизнью (профессиональные успехи, вос-питание детей).
Любить — каждый человек хочет любить и быть люби-мым, желанным.
Расти — реализация возможностей наступает за счет роста. Маленький ребенок говорит: «Вот вырасту и...», более старший говорит: «Я сам...». Эта потребность дости-гает своего пика во взрослой жизни и определяет диапазон возможностей человека.
Этот перечень потребностей основан на взглядах Абра-хама Маслоу . В 1943 году американский психофизиолог русского происхождения А. Маслоу проводил исследова-ния побудительных мотивов поведения человека и разра-ботал одну из теорий потребностей поведения человека. Он классифицировал потребности по иерархической сис-теме — от физиологических (низший уровень) до потреб-ностей самовыражения (высший уровень). Маслоу изобра-зил уровни потребностей в виде пирамиды. Основание пи-рамиды (а это фундамент) — физиологические потребнос-ти — основа жизнедеятельности.
Возможность удовлетворять свои потребности у людей различна и зависит от следующих общих факторов: воз-раст, окружающая среда, знания, умения, желания и спо-собности самого человека.
Иерархия потребностей человека по А. Маслоу
1 - й уровень — физиологические потребности — обес-печивают выживание человека. Этот уровень абсолют-но примитивен.
1 - дышать,
2 - есть,
3 - пить,
4 - выделять,
5 - спать, отдыхать
2 - й уровень — потребности безопасности и защищен-ности — забота о поддержании жизненного уровня, стрем-ление к материальной надежности.
6 - быть чистым,
7 - одеваться, раздеваться
8 - поддерживать температуру тела
9 - быть здоровым
10 - избегать опасности, болезней, стрессов
11 - двигаться
Многие люди тратят практически все свое время на удовлетворение потребностей первых двух уровней.
3 - й уровень — социальные потребности — поиск свое-го места в жизни — это потребности большинства людей, человек не может «жить в пустыне».
12 - общение
4 - й уровень — потребности в уважении окружающих. А. Маслоу имел в виду неуклонное самосовершенствование людей.
13 - достижение успеха
5 - й уровень — вершина пирамиды — потребности са-мовыражения, самоактуализации — выражение самого себя, служение, реализация потенциальных возможностей человека.
14 - играть, учиться, работать,
Маслоу своей теорией определил: любому человеку при-сущи не только низшие потребности, но и высшие. Эти потребности человек самостоятельно удовлетворяет на про-тяжении всей жизни.
Устройство личности человека
3 — знание
М — мировоззрение
А — социальная активность
3 + А — М = карьеризм
М + А — 3 = фанатизм
З+ М — А = «гнилая интеллигенция»
Воспитать человека можно только в деятельности, да-вая знания.
Теория Мак-Клелланда — 3 типа потребностей:
1 тип — потребность власти и успеха (или оказания влияния) — желание воздействовать на других лю-дей; хорошие ораторы, организаторы, откровенны, энергичны, отстаивают первоначальные позиции, от-сутствует склонность к тирании и авантюризму, глав-ное — проявить свое влияние.
2 тип — потребность успеха (или в достижениях) — стремление выполнить свою работу наилучшим об-разом, это «работяги». Перед такими людьми необ-ходимо ставить определенные задачи, а по достиже-нии — обязательно поощрять.
3 тип — потребность причастности — самое главное — человеческие взаимоотношения, для них важно не достигать, а принадлежать, хорошо ладят с окружа-ющими, избегают руководящих постов.
Чтобы жить в гармонии с окружающей средой, челове-ку надо постоянно удовлетворять свои потребности:
Соблюдать здоровый образ жизни;
Жить в гармонии с социальным и культурным окру-жением, самим собой;
Повышать материальные и духовные ценности. Медсестра должна побуждать пациента и членов его се-мьи к удовлетворению потребностей в самоуходе, помо-гать сохранить самостоятельность и независимость.
Основу теории В. Хендерсон составляет понятие жиз-ненных потребностей человека. Осознание этих потреб-ностей и помощь в их удовлетворении — предпосылки для действий медсестры, обеспечивающих пациенту здоровье, выздоровление или достойную смерть.
В. Хендерсон приводит 14 фундаментальных потреб-ностей:
1 — нормально дышать;
2 — употреблять достаточное количество жидкости и пищи;
3 — выделять из организма продукты жизнедеятельности;
4 — двигаться и поддерживать нужное положение;
5 — спать и отдыхать;
6 — самостоятельно одеваться и раздеваться, выбирать одежду;
7 — поддерживать температуру тела в нормальных пре-делах;
8 — соблюдать личную гигиену, заботиться о внешнем виде;
9 — обеспечивать свою безопасность и не создавать опас-ности для других людей;
10 — поддерживать общение с другими людьми;
11 — отправлять религиозные обряды в соответствии со своей верой;
12 — заниматься любимой работой;
13 — отдыхать, принимать участие в развлечениях, иг-рах;
14 — удовлетворять свою любознательность, помогающую нормально развиваться.
Здоровый человек, как правило, не испытывает труд-ностей при удовлетворении своих потребностей.
В своей модели сестринского дела, в отличие от Мас-лоу, В. Хендерсон отвергает иерархию потребностей и счи-тает, что сам пациент (или вместе с сестрой) определяет приоритетность нарушенных потребностей, например: до-статочное питание или полноценный сон, дефицит обще-ния или соблюдение личной гигиены, учиться/работать или отдыхать.
Учитывая особенности российского здравоохранения, отечественные исследователи С.А. Мухина и И.И. Тарновская предложили сестринскую помощь по 10 фундамен-тальным потребностям человека:
1) нормальное дыхание;
3) физиологические отправления;
4) движение;
6) личная гигиена и смена одежды;
7) поддержание нормальной температуры тела;
8) поддержание безопасности окружающей среды;
9) общение;
10) труд и отдых.
По теории Д. Орем, «уход за собой» — определенная, целенаправленная деятельность индивида либо на себя, либо на свое окружение во имя жизни, здоровья и благо-получия. Каждый человек имеет определенные потребно-сти для поддержания своей жизнедеятельности.
Д. Орем выделяет три группы потребностей в самоуходе:
1) универсальные — присущи всем людям в течение жизни:
Достаточное потребление воздуха;
Достаточное потребление воды;
Достаточное потребление пищи;
Достаточная возможность выделения и потребности, связанные с этим процессом;
Сохранение баланса между активностью и отдыхом;
Предупреждение опасности для жизни, нормальной жизнедеятельности, хорошего самочувствия;
Стимулирование желания соответствовать определен-ной социальной группе в соответствии с индивиду-альными способностями и ограничениями;
Время одиночества сбалансировано со временем в об-ществе других людей.
Уровень удовлетворения каждой из восьми потребнос-тей для каждого человека индивидуален.
Факторы, влияющие на эти потребности: возраст, пол, стадия развития, состояние здоровья, уровень культуры, социальная среда, финансовые возможности;
2) потребности, связанные с фазой развития, — удов-летворение людьми своих потребностей на разных жиз-ненных этапах;
3) потребности, связанные с нарушением здоровья — виды нарушений:
Анатомические изменения (пролежни, отеки, раны);
Функциональные физиологические изменения (одыш-ка, контрактура, паралич);
Изменение поведения или повседневных жизненных привычек (апатия, депрессия, страх, беспокойство).
Каждый человек обладает индивидуальными способно-стями и возможностями по удовлетворению своих потреб-ностей. Основные потребности должны быть удовлетворе-ны самими людьми, и в этом случае человек ощущает себя самодостаточным.
Если пациент, его родственники и близкие не могут сохранить равновесие между его потребностями и возмож-ностями в самоуходе и потребности самоухода превышают возможности самого человека, возникает необходимость в сестринском вмешательстве.
1. Нормально дышать.
2. Употреблять достаточное количество пищи и жидкости.
3. Выделять продукты жизнедеятельности.
4. Двигаться и поддерживать нужное положение.
5. Спать и отдыхать.
6. Самостоятельно одеваться и раздеваться, выбирать одежду.
7. Поддерживать температуру тела в нормальных пределах, подбирая соответствующую одежду и изменяя окружающую среду.
8. Соблюдать личную гигиену, заботиться о внешнем виде.
9. Обеспечивать свою безопасность и не создавать опасность для других людей.
10. Поддерживать общение с другими людьми, выражая свои эмоции, мнение.
11. Отправлять религиозные обряды в соответствии со своей верой.
12. Заниматься любимой работой.
13. Отдыхать, принимать участие в развлечениях и играх.
14. Удовлетворять свою любознательность, помогающую нормально развиваться.
Источник проблем пациента. В. Хендерсон, разрабатывая свою модель, основывалась на теории американского психолога А. Маслоу об иерархии основных человеческих потребностей.
По табл. ниже видим, на чём основана приоритетность потребностей, предложенных В. Хендерсон. При этом потребностей по В. Хендерсон значительно меньше в каждом уровне, чем по А. Маслоу. Это объясняется тем, что в середине 60-х годов ХХ в., когда была создана эта модель сестринского ухода, реальные возможности сестры в США были ограничены деятельностью по удовлетворению именно этого ограниченного перечня потребностей.
В. Хендерсон утверждает, что способность человека удовлетворять свои ежедневные потребности меняется в зависимости от его темперамента и эмоционального состояния. Например, испытывая чувство страха и беспокойство, человек может плохо спать и есть. Пожилой человек, недавно перенёсший тяжёлую утрату, может испытывать трудности в общении, передвижении, одевании и раздевании, если ранее ему в этом оказывал помощь его умерший родственник. Физиологические и интеллектуальные возможности человека также могут влиять на способности человека удовлетворять свои фундаментальные потребности.
Направленность сестринского вмешательства. Хендерсон считает, что при обследовании пациента сестра обсуждает с ним условия оказания сестринской помощи: «Только в состоянии очень высокой зависимости пациента, такого, как кома или состояние полной прострации, у сестры имеются оправдательные мотивы для принятия решения». По мнению В. Хендерсон, сестра должна постараться встать на место пациента, понять его собственную оценку своего состояния и выбрать необходимое вмешательство.
Цель ухода . В. Хендерсон считает, что сестре следует ставить только долгосрочные цели в восстановлении независимости пациента при удовлетворении им 14 повседневных потребностей. Правда, краткосрочные и промежуточные цели тоже имеют право на существование, но только при острых состояниях: шоке, лихорадке, инфекции или дегидратации (обезвоживании). Автор рекомендует составлять план сестринского ухода, письменно изменяя его после оценки результата сестринских вмешательств.
Сестринское вмешательство. В. Хендерсон считает, что сестринский уход должен быть связан и с лекарственной терапией, и с процедурами, назначаемыми врачами, при этом для осуществления сестринских вмешательств может потребоваться участие членов семьи пациента.
Таблица. Взаимосвязь основных потребностей по А. Маслоу с потребностями повседневной жизни по В. Хендерсон
Оценка качества и результатов ухода. По данной модели можно окончательно оценить результат и качество ухода только тогда, когда удовлетворены все повседневные потребности, в отношении которых было предпринято сестринское вмешательство.
Роль сестры представлена В. Хендерсон двояко. С одной стороны, сестра - это самостоятельный и независимый специалист в системе здравоохранения, поскольку она выполняет те функции, которые не может выполнить пациент, чтобы чувствовать себя достаточно независимо, с другой - это помощник врача, выполняющий его назначения.
Работа добавлена на сайт сайт: 2016-03-30Заказать написание уникльной работы
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Фундаментальные потребности
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">(По Вирджинии Хендерсон)
- " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Нормально дышать
- " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Употреблять достаточное количество пищи и жидкости
- " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Выделять из организма продукты жизнедеятельности
- " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">двигаться и поддерживать нужное положение
- " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Спать и отдыхать
- " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Самостоятельно одеваться и раздеваться, выбирать одежду
- " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">поддерживать температуру тела в нормальных пределах, подбирая соответствующию одежду и измеряя окружающую среду
- " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Соблюдать личную гигиену, заботиться о внешнем виде
- " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Обеспечивать свою безопастность и не создовать опастности для других людей
- " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Поддерживать общение с другими людьми, выражая свои эмоции, мнение
- " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Отправлять религиозные обряды в соответствии со своей верой
- " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Заниматься любимой работой
- " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Отдыхать, принимать участие в развличениях и играх
- " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Удовлетворять свою любознательность, помогающую нормально развиваться
Этапы сестринского процесса
1 Этап - Сбор информации о состоянии пациента.
Цель: Собрать, проверить и фиксировать в сестринской истории болезни сведения о пациенте с целью формирования базы данных для организации индивидуального ухода.
Основные действия: сбор данных для сестринской истории болезни с точки зрения нарушения удовольствия 14 основы человеческих потребностей (по Маслоу).
Источники информации о пациенте:
- расспрос пациента,
- физическое исследование пациента по органам и системам,
- знакомство с медицинской историей болезни,
- беседа с врачом,
- беседа с родственниками пациента
- чтение медицинской литературы и специальной литературы по уходу.
Общий осмотр пациента
- Состояние пациента:
- удовлетворительное
- средней тяжести
- тяжелое
- крайне тяжелое
- Созревание пациента:
- ясное
- без сознания (кома)
- спутанное (ступор оцепенение, спор бессознательное состояние с сохранением рефлексов).
- Положение пациента:
- активное
- пассивное
- вынужденное
- Конституция (сложение человека):
- нормостеническое
- астеническое
- гиперстеническое
- гипостеническое
- Подкожно-жировой слой (развитие):
- нормальное
- избыточное (ожирение)
- недостаточное (резкое уменьшение кахексия)
- Выражение лица пациента:
- обычное
- безразличное
- страдальческое
- лихорадочное
- Глаза пациента:
- обычные
- пучеглазые (выпячивание глазного яблока)
- сужение глазных щелей
- Зрачки пациента:
- сужены
- расширены
- реагируют на свет
- Окраска кожных покровов пациента:
- обычная
- цианотичная
- бледная
- гиперемированная
- желтушная
- пигментированная
- Окраска слизестых (коньюктивы, губ, десен, неба):
- обычная
- гиперемированная
- бледная
- желтушная
- Изменения на коже пациента:
- рубцы
- высыпания
- потертости
- опрелости
- мацерация
- пролежни
- шелушения
- влажность
- отеки
- «голова медузы» (развитая венозная сеть на передней брюшной стенке)
- Ногти пациента:
- обычные
- ломкость ногтей
- цианоз ногтей
- Костно-суставная система пациента:
- не изменена
- деформация суставов
- отсутствие конечностей
- деформация позвоночника
- Волосы пациента:
- сохранены
- облысение
- повышенная ломкость и выпадение
- Походка пациента:
- обычная
- спастическая
- хромота
- перемежающая хромота
Виды сознания
1 состояние ЯСНОГО сознания.
2 состояние НЕЯСНОГО помраченного сознания: равнодушие пациента к своему состоянию, дает запоздалые ответы на вопросы.
3 СТУПОР: оцепенение. Пациент находится в глубоком сне. При выведении из этого состояния он отвечает на вопросы, но ответы неосмысленные.
4 СОПОР: бессознательное состояние с сохранением рефлексов.
5 КОМА: глубокая спячка. Бессознательное состояние, характеризующееся полнм отсутствием реакции на внешние раздражители.
2 Этап Постановка сестринских проблем
Сестринский диагноз симптоматичный или синдромный диагноз, ориентированный на удовлетворение жизненно важных физиологических и психологических потребностей пациента.
В центре любой сестринской проблемы всегда лежит нарушение удовлетворения какой-либо потребности.
Каждый диагноз медсестра должна по возможности увязать с конкретным пациентом. Сестринский диагноз, поэтому обычно состоит из 2-х частей. Например:
« Тревога , связанная с социальной изоляцией пациента »
Цель: сформулировать сестринские проблемы .
Основные действия.
Интерпретация данных:
А) оценка значимости данных;
Б) формирование групп данных.
Формулировка сестринского диагноза.
Выбор приоритетных проблем.
Медсестра рассматривает не заболевание, а реакцию пациента на болезнь и свое состояние. Эта реакция может быть:
- физиологическая;
- психологическая;
- социальная.
- психологическая;
Приоритеты это первоочередные проблемы пациента, то, что наиболее тяготит в настоящий момент, является для него главным сейчас, самым мучительным.
Приоритетными могут быть как настоящие (одышка, головная боль, отеки и т. д.), так и потенциальные (риск суицидной попытки, риск развития легочного кровотечения т т. д.) проблемы пациента.
Основные области сестринских проблем
Медсестра рассматривает реакцию пациента на болезнь и свое состояние. Эта реакция может быть:
- физиологической;
- психологической;
- социальной.
НЕКОТОРЫЕ ПРИМЕРЫ.
Физиологические сестринские проблемы:
- недостаточное или избыточное питание;
- снижение защитных сил организма;
- острая или хроническая боль;
- отеки или обезвоживание;
- застой мокроты, влажный или сухой кашель;
- удушье, дыхательная недостаточность;
- сердечная недостаточность;
- запор, диарея, недержание кала, метеоризм;
- острая или хроническая задержка мочи, недержание мочи;
- нарушение целостности кожного покрова;
- нарушение глотания;
- обессиливание;
- нарушение речи, памяти, внимания;
- лихорадка.
Психологические и духовные сестринские проблемы:
- страх, тревога, беспокойство;
- дефицит досуга;
- дефицит ресурсов поддержки;
- недоверие к медперсоналу;
- отказ от приема лекарств;
- неэффективное исполнение лечебной схемы;
- недооценка тяжести своего положения;
- нарушение представления о своем теле;
- неэффективная адаптация семьи к факту наличия заболевания у одного из ее членов;
- конфликтная ситуация в семье, усугубляющая состояние здоровья пациента;
- страх смерти;
- чувство «ложной вины» перед близкими из-за своего заболевания.
Социальные сестринские проблемы:
- социальная изоляция;
- беспокойство о финансовом положении в связи с выходом на инвалидность;
ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ФАКТОРОВ РИСКА В ЖИЗНИ ПАЦИЕНТА
- Занимаетесь ли Вы ежедневно зарядкой?
- Занимаетесь ли Вы бегом?
- Ходите ли Вы пешком на работу?
- Пользуетесь ли Вы лифтом в Вашем доме (если он есть)?
- Любите ли Вы поесть обильно, вкусно?
- Предпочитаете сладкое, мучное, сдобное, жирное?
- Вы плотно ужинаете на ночь?
- Ваш вес составляет: рост минус 100 и больше?
- Вы курите?
- Вы употребляете алкоголь чаще, чем по официальным поводам?
- Вы стараетесь придерживаться позиции «меня ничего не касается»?
- Вы бурно реагируете на стрессовые ситуации?
- Вы все время стараетесь регулировать свои эмоции, пользуясь приемами самовнушения, расслабления?
- Вы твердо уверены, что здоровый образ жизни залог Вашего благополучия?
- Вы придерживаетесь позиции «ничто в жизни мне не чуждо»?
- Имеете ли Вы режим дня?
- Планируете ли Вы свой день?
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">С " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Е П " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">С |
Каркас для принятия сестринских вмешательств |
|
Целенаправленный процесс |
||
Планируемый процесс |
||
Последовательный процесс, состоящий из серии шагов |
||
Круговой и циклический процесс |
||
Центром сестринского процесса является пациент, принимающий активное участие в мероприятиях по поддержанию и восстановлению здоровья |
||
Импульс дальнейших сестринских исследований |
||
Средство воплощения теории в повседневную |
||
Различие медицинского и сестринского диагнозов
Врачебный диагноз |
Сестринский диагноз |
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">1. Выявление конкретного заболевания, сущности патологического процесса, происходящего в организме. " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">«Здоровье сохранять задача медицины, " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Болезней суть понять и устранить причины» " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> (Авиценна) " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Например: воспаление легких |
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">1. Описание внешней, ответной реакции пациента на наличие глубинного патологического процесса в организме. " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Например: одышка (как одно из проявлений воспаления легких) |
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">2. В основе нарушение функций различных органов и систем и их причины, т. е. патофизиологические и патоанатомические изменения |
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">2. В основе нарушение удовлетворения основных человеческих потребностей, как результат нарушение функций, т. е. представления, главным образом, самого пациента о его состоянии здоровья. |
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">3. Не изменяется. |
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">3. Изменяется несколько раз. |
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">4. В терминах врачебной компетенции. |
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">4. В терминах сестринской компетенции. |
3 Этап - Планирование
Во время планирования отдельно для каждой приоритетной проблемы формулируются цели и план ухода. Постановка целей необходима по двум причинам:
- они дают направление для индивидуального сестринского вмешательства;
- используются для определения степени эффективности вмешательства.
Требования к постановке целей:
- Цели должны быть реальными, достижимыми.
- Необходимо установить конкретно сроки достижения каждой цели.
По срокам цели делят на:
А) краткосрочные (меньше одной недели);
Б) долгосрочные (недели, месяцы, часто после выписки).
- Цели должны находиться в пределах сестринской компетенции.
- Цель должна формулироваться в пределах сестринской компетенции.
После формулировки целей медсестра составляет собственно план ухода за пациентом - письменное руководство по уходу, представляющее собой подробное перечисление специальных действий медсестры, необходимых для достижения целей ухода. План должен быть конкретным.
При составлении плана медсестра может руководствоваться соответствующим стандартом сестринского вмешательства.
Стандарт перечень мероприятий, обеспечивающих качественный уход за пациентом по данной сестринской проблеме.
Медсестра имеет право исключить любой пункт стандарта из своего плана ухода, либо наоборот дополнить план действиями, не предусмотренными срандартом, но она должна уметь обосновать свою точку зрения по каждому пункту.
Алгоритм общения медсестры с пациентом.
- Создайте приятную атмосферу при разговоре:
- освещение
- тишину
- отсутствие посторонних
- готовить пациента к разговору и т. д.
- Получите всю имеющуюся информацию о вашем пациенте до разговора с ним.
- Попробуйте добиться доверительных отношений с вашим пациентом (см. п. 10 «Да» терапевтического общения»).
- Задайте тон разговору
- начните разговор с вопроса «Как вы себя чувствуете?» или «Что вас беспокоит больше всего?»,
- дайте выговориться пациенту,
- не разглашайте информацию, полученную от пациента,
- избегайте использования медицинских терминов.
- Формулируйте точные вопросы.
- Делайте заметки.
- Объясните доходчиво.
3 этап. Методы возможных сестринских вмешательств.
- Оказание ежедневной помощи в активности повседневной жизни.
- Выполнение технических манипуляций.
- Оказание психологической помощи и поддержки.
- Обучение и консультирование пациента и членов его семьи.
- Профилактика осложнений и укрепление здоровья.
- Меры по спасению жизни.
- Создание терапевтической среды, Благоприятной для удовлетворения основных потребностей человека, в частности, потребности в свободе и независимости, безопасности, общения и др.
Центральный пункт сестринского вмешательства это всегда дефицит в способности пациента поддерживать своё состояние, т. е. функционировать независимо.
План ухода обязательного записывания в сестринской истории болезни.
Это обеспечивает:
- Продуманность, последовательность, систему в оказании сестринской помощи .
- Преемственность и координацию ухода между сестрами-координаторами и сестрами-манипуляторами.
- Легкоосуществимый контроль за качеством сестринской помощи.
КАРТА СЕСТРИНСКОГО ПРОЦЕССА
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">
4 этап. Реализация плана ухода
Цель: создать все необходимое для выполнения плана.
Основные действия: выполнение постоянных задач.
Все, что медсестра наметила на бумаге. Теперь она должна претворить в жизнь самостоятельно или с помощью технической медсестры.
Сестринские действия подразумевают 3 типа сестринских вмешательств:
- зависимое
- независимое
- взаимозависимое
Зависимое вмешательство это такие действия м/с, которые выполняются по требованию или под наблюдением врача. К примеру, инъекции антибиотиков каждые 4 часа, система повязок, промывание желудка.
Однако, м/с обязана определить правильно ли определена доза.
Противопоказания к назначению препарата, совместимо ли это лекарственное средство с другими оптимален ли путь введения и т. д.
Проявления указаний входит в комплекцию м/с. Сестра, выполняющая неверное или ненужное предписание, профессионально некомпетентна и в той же степени ответственна за последствия ошибки.
Независимое вмешательство это действия, осуществляемые медсестрой по собственной инициативе и руководствуясь собственным соображениями, автономно, без прямого требования со стороны врача,.
Примеры:
- оказание помощи в самообслуживании.
- наблюдение за реакцией пациента на болезнь и за его адаптацией к болезни.
- наблюдение за реакцией на лечение и за адаптацией к лечению.
- обучение пациента приемам лечения и ухода за собой, например, самомасажу, гигиене.
- советы пациенту относительно его здоровья.
- рекомендации пациенту относительно восстановленной активности и отдыха в течение дня.
- планирование мероприятий ухода вместе с пациентом для развития пациента чувства уверенности в своих силах и возможностях.
- организация досуга пациента.
Взаимозависимое вмешательство это сотрудничество с врачом или другим специалистом в области здравоохранения, например, диетологом или инструктором ЛФК, когда сила 2-х сторон одинаково ценится обеими сторонами.
Например: реанимационные мероприятия один осуществляет искусственную вентиляцию легких, другой непрямой массаж сердца.
5 этап. Оценка эффективности ухода
Цель: определить в какой степени достигнуты поставленные цели. Совершенствование плана ухода в случае необходимости.
Основные действия: повторная оценка состояния пациента. Сопоставление ответов пациента с установленными критериями. Анализ причин полученных результатов и формулирование выводов. Просмотр и изменение существующего медсестринского плана.
Оценка эффективности и качества ухода за пациентом производится сестрой постоянно (у неэкстренных больных в начале и в конце каждой смены).
Основные аспекты:
- Оценка успехов в деле достижения целей, что позволяет измерить качество ухода
- Обследование ответной реакции пациента на факт пребывания в стационаре. Всем ли доволен пациент? Что хотелось бы изменить? Как переносит процедуры? Считает ли, что к нему достаточно внимательны?
- Активный поиск и оценка новых проблем. Ничто не стоит на месте: вчера пациента беспокоила бессонница, сегодня сильнейшая головная боль.
Систематический процесс оценки требует от м/с умения мыслить аналитически при сравнении ожидаемых результатов с достигнутыми.
Если поставленные цели достигнуты и проблема решена, м/с должна удостоверить это, расписавшись под соответствующей целью и поставить дату.
Если цель не достигнута, м/с должна выяснить причину, для чего весь непосредственный сестринский процесс повторяется заново в поисках допущенной ошибки. В результате может быть изменена сама цель, с тем, чтобы сделать ее более реалистичной, могут быть пересмотрены сроки, могут быть внесены коррективы в план сестринской помощи.
Таким образом, сестринский процесс необычайно зыбкий, живой и динамичный процесс, обеспечивающий постоянный поиск ошибок и систематическое своевременное внесение корректив в план сестринской помощи. В центре сестринского процесса пациент, как уникальная личность, активно сотрудничающая с медперсоналом.
Потребность «дышать»
Понятие о потребности:
Обеспечивает постоянный газообмен между организмом и окружающей средой.
Субъективное обследование |
Объективное обследование |
Возможные сестринские диагнозы |
Возможные сестринские вмешательства |
|
жалобы |
факторы риска |
|||
|
|
|
|
|
Потребность «спать и отдыхать»
Понятие о потребности:
Груз повседневных забот, дел тяготит человека, вызывая озабоченность, выполнения, стрессы в течение дня. Это приводит к истощению нервной системы, а значит, к нарушению функций отдельных органов. Удовлетворяя, потребность спать, отдыхать, человек преодолевает эти вредные воздействия и восстанавливает силы организма.
Субъективное обследование |
Объективное обследование |
Возможные сестринские диагнозы |
Возможные сестринские Вмешательства |
|
жалобы |
факторы риска |
|||
|
|
|
|
|
Потребность «поддерживать температуру»
Понятие о потребности:
Нормальная жизнедеятельность органов и тканей невозможна без температурного постоянства внутренней среды человека. Это обеспечивается:
- путем сложной регуляции теплопродукции и теплоотдачи организма,
- одеждой по сезону,
- поддержанием микроклимата помещений, где находится человек
Субъективное обследование |
Объективное обследование |
Возможные сестринские диагнозы |
Возможные сестринские Вмешательства |
Ж а л о б ы |
|||
|
|
|
|
Возможные сестринские вмешательства в связи с возникшими проблемами пациентов
при заболеваниях сердечно-сосудистой системы
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Проблемы |
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Причина возникновения |
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Жалобы пациентов |
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Алгоритм доврачебной помощи |
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Планирование дальнейшего ухода и наблюдения |
|
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">физическая нагрузка, стресс (волнение), вредные привычки |
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Боли за грудной слева с иррадиацией в левую лопатку, руку, в шею |
|
|
|
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">физическая нагрузка, стресс, вредные привычки |
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Головная боль, головокружение, мелькание «мушек» перед глазами, тошнота, рвота |
|
|
|
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Резкое снижение температуры тела при лихорадке, резкое снижение АД |
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Резкая слабость, холодный липкий пот, страх смерти |
|
|
|
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Резкое снижение АД |
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Резкая слабость, шум в ушах, тошнота |
|
|
|
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">снижения сократительной способности миокарда |
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">одышка, отеки, цианоз |
|
Стандарты деятельности медицинской сестры
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">при нарушении удовлетворения потребности ДЫШАТЬ,
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">обеспечиваемой органами КРОВООБРАЩЕНИЯ
Сестринский диагноз |
Цель |
||
краткосрочная |
долгосрочная |
||
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">1 |
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">2 |
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">3 |
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">4 |
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Одышка |
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Пациент отметит улучшение дыхания к концу недели. |
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Одышка исчезнет в покое к моменту выписки |
|
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Обморок |
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Сознание пациента восстановится в течение 5 минут. |
|
|
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Резкое снижение АД |
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Постепенное повышение АД |
|
|
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Резкое повышение АД |
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Постепенное снижение АД |
|
|
Сестринский диагноз |
Цель |
Характер сестринского вмешательства |
|
краткосрочная |
долгосрочная |
||
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> |
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">2 |
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">3 |
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">4 |
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Острые боли в сердце |
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Купировать болевой приступ в течение 30 минут |
|
|
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Отеки периферические (задержка жидкости в организме). |
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Уменьшение отеков на нижних конечностях к концу недели. |
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Пациент продемонстрирует знания об особенностях питания и питьевого режима к моменту выписки. |
|
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Асцит |
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Пациент отметит улучшение состояния к концу недели. |
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Пациент продемонстрирует знания о целесообразности питания и характере питьевого режима |
|
Задача № 1.
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">У пациента 65 лет с тяжелой травмой позвоночника, находящегося на постельном режиме, отмечается непроизвольное выделение мочи по каплям, эпизодически, порцией без позыва на мочеиспускание.
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Он вдовец, живет со своим сыном и невесткой в 2-х комнатной квартире со всеми удобствами. У него один внук 15 лет, который горячо любит деда. Пациент обеспокоен возвращением домой, потому что не знает, как семья отреагирует на необходимость постоянного ухода за ним.
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Сын и внук ежедневно навещают отца, но он отказывается встретиться с ними, целыми днями лежит, отвернувшись к стене, плохо спит.
Задание:
- " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">
- " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">
- " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">
Задача № 2.
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">У мужчины средних лет обнаружено неизлечимое заболевание. Его жена ждет ребенка. Пациент в отчаянии, говорит, что не готов умереть, что ему непереносима мысль о потере близких. Отказывается от свиданий с женой, не спит, плохо ест, часами смотрит в одну точку.
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Страдает от хронических болей в грудной клетке, задыхается, лихорадит, истощен. В беседе с врачом медсестра выяснила, что пациент находится в терминальном периоде заболевания.
Задание:
- " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Идентифицируйте, удовлетворение каких потребностей нарушено у пациента.
- " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Определите настоящие и потенциальные сестринские проблемы, выделите приоритеты.
- " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Сформулируйте цели и составьте план ухода по двум приоритетным проблемам.
Задача № 3.
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">В палату поступает женщина 70 лет, страдающая диабетом. Жалобы на резкую слабость, сухость во рту. Ухудшение заболевания связывает с тем, что из-за слабости зрения стала часто ошибаться в дозе вводимого себе инсулина, иногда забывает сделать инъекцию.
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Из разговора с дочерью удалось выяснить, что пациентка страдает сахарным диабетом более 20 лет, перенесла 5 лет назад инфаркт миокарда, отмечает периодическую боль за грудиной и одышку при физической нагрузке и волнении, боль в ногах. Пациентка живет с дочерью, дочь одинока, заботится о матери, но часто уезжает в длительные командировки и по материальным соображениям не может оставить работу.
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Объективно: " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> общее состояние средней тяжести, истощение. Кожа сухая с желтушным оттенком, следы расчесов. Отечность лица, пастозность голеней. Трофические изменения стоп, пульсация артерий нижних конечностей резко снижена. В области левой пятки имеется язвенный дефект 3х3 см, глубиной до 1 см, дно грязно серого цвета. В легких дыхание везикулярное, ослабленное, ЧДД 20 в минуту, тоны сердца приглушены, ритмичные, пульс 78 в минуту, АД 150/100 мм рт. ст., край печени + 3 см.
Задание:
- " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Идентифицируйте, удовлетворение каких потребностей нарушено у пациента.
- " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Определите настоящие и потенциальные сестринские проблемы, выделите приоритеты.
- " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Сформулируйте цели и составьте план ухода по двум приоритетным проблемам.
Задача № 4.
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Вас, медсестру, позвали к соседке. Дочь соседки, Оля, жалуется на головную боль, слабость, озноб, ломоту в теле.
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">При обследовании сознание ясное, кожные покровы бледные, имеют вид «гусиной кожи». Пульс 98 ударов в минуту, ритмичный. Температура тела 38,8 ;font-family:"Symbol"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> С.
Задание:
- Идентифицируйте, удовлетворение каких потребностей нарушено у пациента.
- Определите настоящие и потенциальные сестринские проблемы, выделите приоритеты.
- Сформулируйте цели и составьте план ухода по двум приоритетным проблемам.
Задача № 5.
Михаил К., 23 лет, водитель, ранее имевший хорошее здоровье, после аварии из-за серьезной травмы нижних конечностей в течение 2-х недель прикован к постели. Настроение нервное, страдает бессонницей, плохо ест. Прогноз для жизни и движения благоприятный, поддержка семьи обеспечена.
Задание:
- Идентифицируйте, удовлетворение каких потребностей нарушено у пациента.
- Определите настоящие и потенциальные сестринские проблемы, выделите приоритеты.
- Сформулируйте цели и составьте план ухода по двум приоритетным проблемам.
Эталон ответа к задаче № 1
- Страдает удовлетворение потребностей: выделять, двигаться, быть здоровым, одеваться и раздеваться, быть чистым, избегать опасности, общаться работать.
- Сестринские проблемы:
а) настоящие
- нарушение комфортного состояния, недержание мочи;
- дефицит самоухода, связанный с пониженной физической подвижностью;
- тревога, связанная с необходимостью постороннего ухода;
- нарушение сна.
б) потенциальные:
- высокий риск нарушения целостности кожных покровов пролежни, мацерация кожи паховой области;
- необходимость в уходе после выписки из больницы;
- конфликтная ситуация в семье;
- социальная изоляция;
- запор;
- высокий риск дыхательных расстройств.
- Приоритетные сестринские проблемы:
Сестринский диагноз |
Цель |
Характер сестринского вмешательства |
реализация |
оценка |
|
краткосрочная |
долгосрочная |
||||
Недержание мочи |
а) к концу недели пациент осознает, что при соответствующем лечении это тягостное явление уменьшится или пройдет; б) к концу недели пациент осознает, что при соответствующей организации ухода это явление не будет создавать дискомфорта для окружающих |
Пациент будет психологически подготовлен к жизни в семье к моменту выписки |
|
||
Тревога, связанная с необходимостью постоянного ухода. |
К концу недели пациент будет свободно обсуждать с м/с свои проблемы. |
При участии м/с и семьи пациент психологически адаптируется к своему состоянию и выскажет желание продолжать жизнь. |
|
И Е Р А Р Х И Я П О Т Р Е Б Н О С Т Е Й П О А. М А С Л О У
V 14. Играть, учиться, работать
IV 13. Иметь жизненные ценности
III 12. Общаться
11. Двигаться
10. Спать, отдыхать
9. Поддерживать t тела
II 8. Избегать опасности
7. Одеваться
6. Быть чистым
5. Быть здоровым
4. Выделять
3. Дышать
I 2. Пить
1. Есть
Проблемы
Настоящие
Потенциальные
(то, что есть сейчас)
(те проблемы, возникновение которых может быть предотвращено при условии организации качественного ухода)
Синдромы
Симптомы
Проблемы
- гиподинамии
- избыточный вес
- нерациональное питание
- стресс, экология
- вредные привычки
- пол
- возраст
- наследственность
отенциальные
Настоящие
Проблемы
факторы окружающей человека среды, отрицательно влияющие на его образ жизни
Условие
(с помощью кого, чего-либо)
Действие
Компоненты цели
Критерий
(дата, время, расстояние)
СЛУЖЕНИЕ
Д О С Т И Ж Е Н И Е
У С П Е Х А
П Р И Н А Д Л Е Ж Н О С Т Ь
Б Е З О П А С Н О С Т Ь
В Ы Ж И В А Н И Е
Заказать написание уникльной работы
План лекции:
Сущность пирамиды потребностей Маслоу.
Характеристика основных потребностей человека.
Основные положения модели сестринского ухода В. Хендерсон, основанной на фундаментальных потребностях повседневной жизни пациента.
Существует множество самых разнообразных классификация потребностей, но наиболее популярной, доступной и полной является классификация американского психолога А.Маслоу.
Американский психолог русского происхождения Абрахам Маслоу родился 1 апреля 1908 года в Нью-Йорке. Окончил Висконсинский Университет. Основные идеи Маслоу изложены в работе Мотивация и личность, опубликованной в 1954 году.
Согласно Маслоу, человеческая личность включает определенную иерархию потребностей, которая выглядит в виде пирамиды.
Потребности рассматриваются как осознанное отсутствие чего-либо, вызывающее побуждение к действию. Потребности подразделяются на первичные, характеризующие человека как биологический организм, и культурные или высшие, характеризующие человека как социальное существо и личность.
Согласно теории А. Маслоу, потребности первого уровня – физиологические (потребность в пище, отдыхе, тепле и т.д.) – являются врожденными и присущи всем людям. А потребности более высоких уровней “пирамиды” могут появиться только в том случае, если достигнут определенный уровень удовлетворения потребностей предыдущего уровня.
Пирамида потребностей Маслоу.
Физиологические потребности являются основой жизни человека, без них невозможна жизнь в биологическом смысле слова. Если человек не будет удовлетворять эти потребности, то он просто умрет, как любое живое существо на Земле. К потребностям в выживании относятся: дышать; есть; пить; выделять.
Вторую ступень пирамиды составляют потребности: спать, отдыхать; быть чистым; одеваться, раздеваться; поддерживать температуру тела; поддерживать состояние или быть здоровым; избегать опасности; двигаться.
На третьей ступени пирамиды Маслоу находятся потребности в принадлежности. Человеку на протяжении всей жизни необходимо иметь опору, принадлежать обществу, быть принятым и понятым этим обществом. Ему необходимо иметь информацию об окружающей среде. Этого человек достигает, удовлетворяя потребность в общении.
Жизнь в обществе привела к возникновению потребностей в достижении успеха: в работе, жизни, семье, стремлении к гармонии, красоте, порядку. На четвертой ступени пирамиды Маслоу представлена потребность иметь жизненные ценности.
И, наконец, вершину пирамиды, пятую ступень, составляют потребности в самосовершенствовании, обеспечивающие самореализацию человека и развитие его как личности. Это потребность учиться, работать и играть.
Характеристика основных потребностей человека .
Потребность в кислороде нормальном дыхании, одна из основных физиологических потребностей человека. При недостатке кислорода дыхание становится частым и поверхностным, появляется одышка, кашель. Продолжительная гипоксия приводит к цианозу, кожа и видимые слизистые приобретают синюшный цвет. Поддержание этой потребности должно стать для сестры приоритетной задачей. Человек, удовлетворяя эту потребность, поддерживает необходимый для жизни газовый состав крови.
Потребность в пище также имеет важное значение для сохранения здоровья и хорошего самочувствия. Рациональное и адекватное питание помогает исключить факторы риска многих заболеваний. Например, ишемическая болезнь сердца обусловлена регулярным употреблением пищи, богатой животными жирами и холестерином. Рацион, содержащий много круп и растительной клетчатки, снижает риск рака толстого кишечника. Высокое содержание белка в пище способствует заживлению ран.
Сестра должна обучить пациента и дать рекомендации по рациональному и адекватному питанию для удовлетворения данной потребности. Рекомендуется: ежедневно употреблять фрукты и овощи, каши, молочные продукты, обезжиренные мясо, рыбу, птицу, меньше сливочного масла, сливок. Ограничить: употребление яичных желтков, сахара, сладких продуктов, соли, алкогольных напитков.
Пищу лучше варить, печь, но не жарить.
Неудовлетворенная потребность в пище приводит к нарушению здоровья человека.
Потребность в жидкости - это выпивание жидкости 1,5-2 литра ежедневно - вода, напитки, первые блюда, фрукты, овощи. Такое количество восполняет потери в виде мочи, кала, пота, испарений при дыхании. Чтобы сохранить водный баланс, человек должен употреблять жидкости больше, чем он выделяет, в противном случае появляются признаки обезвоживания, но не более 2 литров, чтобы не вызвать нарушения функций органов и систем. От умения медсестры предвидеть опасность обезвоживания или образования отеков зависит здоровье пациента.
Потребность в выделении продуктов жизнедеятельности. Удовлетворение ряда других потребностей может быть отложено, но нельзя отложить выделение продуктов жизнедеятельности на долгое время. Многие пациенты считают данный процесс интимным и не обсуждают эти вопросы с персоналом. При удовлетворении нарушенной потребности медсестра должна обеспечить ему возможность уединения, уважать право пациента на конфиденциальность.
Потребность в сне и отдыхе - при недосыпании уменьшается уровень глюкозы в крови, ухудшается питание мозга и замедляются мыслительные процессы; рассеивается внимание, ухудшается память. У человека, который не спал полночи, вдвое уменьшается количество клеток крови, отвечающих за фагоцитоз, иммунную защиту.
Больному человеку сон более необходим, поскольку способствует улучшению его самочувствия. Несмотря на то, что восприимчивость человека к внешним раздражителям во время сна снижена, это достаточно активное состояние.
На сон человека могут оказывать влияние такие факторы, как физическое недомогание, лекарства, наркотики, образ жизни, эмоциональный стресс, окружающая среда и физическая нагрузка. Любое заболевание, сопровождающееся болью, физическим недомоганием, тревогой и депрессией, приводит к нарушению сна.
Медицинская сестра должна ознакомить пациента с действием назначенных лекарственных средств и их влиянии на сон.
Отдых - состояние пониженной физической и психической активности. Отдыхать можно во время длительной прогулки, чтения книг или при выполнении специальных релаксирующих упражнений. В лечебном учреждении отдыху может помешать громкий шум, яркий свет, присутствие других людей.
Необходимость отдыха и сна для жизнедеятельности человека дадут возможность сестре оказать пациенту помощь и удовлетворить доступными ей средствами его потребность в сне.
Потребность в движении. Ограничение подвижности или неподвижность создают много проблем для человека. Такое состояние может быть продолжительным и постоянным. Оно может быть обусловлено травмой с последующим наложением шины, вытяжением конечностей с применением специальных аппаратов, болью при наличии хронических заболеваний, остаточных явлений нарушения мозгового кровообращения (инсульта).
Неподвижность -- один из факторов риска развития пролежней, нарушения функции опорно-двигательного аппарата, работы сердца и легких. При длительной неподвижности наблюдаются изменения в системе пищеварения: диспепсия, метеоризм (вздутие живота), анорексия (потеря аппетита), понос или запоры. Интенсивное натуживание во время дефекации, к которому пациет должен прибегать, может привести к геморрою, инфаркту миокарда, тромбоэмболии легочной артерии, остановке сердца. Неподвижность, особенно в лежачем положении, нарушает мочевыделение и может привести к инфекции мочевого пузыря, лоханок, к образованию камней в мочевом пузыре и почках.
Главная проблема неподвижности, что пациент не может общаться с окружающей средой, которая оказывает значительное влияние на формирование личности. От степени и продолжительности неподвижности у пациента могут появиться проблемы в психосоциальной сфере; падает способность к обучению, снижается мотивация, скудеют чувства и эмоции.
Сестринская помощь, направленная на максимально возможное восстановление подвижности, самостоятельности при движении с использованием костылей, палок, протезов, имеет огромное значение для улучшения качества жизни пациента.
Сексуальная потребность. Она не прекращается даже при заболевании или достижении преклонного возраста. На сексуальное здоровье человека могут влиять его болезнь, дефекты развития. Многие люди говорят на эту тему неохотно даже при наличии серьезных сексуальных проблем. Решение имеющихся или потенциальных сексуальных проблем может помочь пациенту добиться гармонии во всех аспектах здоровья. Необходимо при беседе с пациентом иметь твердую основу знаний для понимания здоровой сексуальности и наиболее распространенных ее нарушений; понимать, как влияет на сексуальность ориентация, культура, религиозные убеждения человека; научиться определять проблемы, выходящие за рамки сестринской компетенции, и рекомендовать пациенту помощь специалиста (врача-сексолога, сексопатолога, андролога).
Потребность в безопасности. Для большинства людей безопасность означает надежность и удобство. Каждый из нас нуждается в крове, одежде и в том, кто может оказать помощь. Пациент чувствует себя в безопасности, если кровать, кресло или каталка зафиксированы, покрытие пола в палате и в коридоре сухое и на нем нет посторонних предметов, помещение в темное время суток достаточно освещено; при плохом зрении есть очки. Пациент должен быть одет соответственно погоде, а в жилище достаточно тепло, и при необходимости ему будет оказана помощь. Пациент должен быть уверен, что он в состоянии не только обеспечить свою безопасность, но и не причинить вреда окружающим. Не должны провоцироваться стрессовые ситуации.
Социальные потребности - это потребности в семье, друзьях, их общение, одобрение, привязанность, любовь. Люди хотят, чтобы их любили, понимали. Никто не желает быть покинутым, нелюбимым и одиноким. Если это случилось, значит, социальные потребности человека не удовлетворены.
При тяжелой болезни, нетрудоспособности или в преклонном возрасте часто возникает вакуум, социальные контакты теряются. В таких случаях потребность в общении не удовлетворена, особенно у пожилых и одиноких людей. Нужно всегда помнить о социальных потребностях человека, даже в тех случаях, когда он предпочитает не говорить об этом. Помогая пациенту решить социальную проблему, можно значительно улучшить качество его жизни.
Потребность в самоуважении и уважении. Общаясь с людьми, мы не можем быть равнодушными к оценке своего успеха со стороны окружающих. У человека появляется потребность в уважении и самоуважении. Труд должен приносить удовлетворение, а отдых - быть насыщенным и интересным. Чем выше уровень социально-экономического развития общества, тем более полно удовлетворяются потребности в самоуважении. Нетрудоспособные и пожилые пациенты теряют это чувство, так как больше мало для кого представляют интерес, некому радоваться их успеху, а поэтому у них нет возможности удовлетворить свою потребность в уважении.
Потребность в самовыражении это наивысший уровень потребностей человека. Удовлетворяя свою потребность в самовыражении, каждый верит, что он делает лучше, чем другие. Для одного самовыражение -- это написание книги, для другого -- вырастить сад, для третьего - воспитание детей.
Итак, на каждом уровне иерархии у пациента могут быть одна или несколько неудовлетворенных потребностей. Медицинская сестра, составляя план ухода за пациентом, должна помочь ему реализовать хотя бы некоторые из них.
Основные положения модели сестринского ухода В. Хендерсон, основанной на фундаментальных потребностях повседневной жизни пациента.
Модель, предложенная В.Хендерсон (1966), акцентирует внимание сестринского персонала на физиологических, психологических, социальных потребностях, которые могут быть удовлетворены благодаря сестринского уходу. Одним из непременных условий этой модели является участие самого пациента в планировании и осуществлении ухода.
Пациент. Модель Хендерсон в настоящее время наиболее известна среди медицинских сестер. Согласно этой модели пациент имеет 14 жизненно важных потребностей, одинаковых для всех людей, которые выделены на основе теории А.Маслоу. Здоровый человек, как правило, не испытывает трудностей в удовлетворении этих потребностей. В то же время в период болезни, беременности, детства, старости, при приближении смерти он может быть не в состоянии удовлетворить эти потребности самостоятельно.
Именно в это время медицинская сестра помогает ему. В.Хендерсон утверждает, что сестринский уход должен быть направлен на скорейшее восстановление независимости
человека.
Источник проблем пациента. Согласно модели источником проблем пациента являются обстоятельства, условия, перемены в жизни, когда человек не может осуществлять уход за собой. Проблемы могут появиться во время выздоровления или длительного умирания. Физиологические и интеллектуальные возможности человека также могут влиять на способности человека удовлетворять свои фундаментальные потребности.
Цели и задачи ухода. В. Хендсрсон считает, что при восстановлении независимости пациента медицинской сестре следует ставить только долгосрочные цели. Краткосрочные и промежуточные цели гоже можно формулировать, но только при острых состояниях. В. Хендсрсон также рекомендует составлять план сестринской помощи письменно, изменяя его по мере оценки результатов. Приоритетной задачей медицинской сестры является восстановление независимости пациента при удовлетворении им 14 жизненно важных потребностей:
Питание и употребление жидкости
Физиологические отправления
Двигательная активность
Сон и отдых
Способность самостоятельно одеваться и раздеваться
Поддержание температуры тела и возможность ее регулирования
Соблюдение личной гигиены
Обеспечение собственной безопасности
Общение с другими людьми, возможность выражать свои эмоции и мнение
Возможность соблюдать обычаи и обряды согласно вероисповеданиям
Возможность заниматься любимой работой
Отдых и развлечения
Потребность в получении информации
Роль медицинской сестры. В модели В.Хендерсон роль медицинской сестры представлена двояко. С одной стороны, это самостоятельный и независимый специалист, решающий вопросы по удовлетворению нарушенных жизненно важных потребностей человека; с другой - помощник врача, так как медицинская сестра выполняет его назначения.
Направленность сестринской помощи. Модель В.Хендерсон предполагает удовлетворение биологических, психологических, социальных потребностей пациента и его привлечение к планированию и осуществлению ухода.
Способы оказания сестринской помощи. Сестринская помощь включает контроль за приемом лекарственных средств и выполнение процедур, назначенных врачом, а также привлечение больного и его семьи к процессу ухода.
Оценка качества и результатов ухода. Поданной модели можно окончательно оценить результат и качество ухода только тогда, когда удовлетворены все жизненно важные потребности, в отношении которых были предприняты действия медицинской сестры.
Вопросы для самоподготовки
Опишите сущность пирамиды А.Маслоу.
Опишите возможность реализации потребностей низшего уровня у здорового и больного человека в:
кислороде,
жидкости,
выделении продуктов жизнедеятельности,
сне и отдыхе,
движении,
сексуальной потребности.
безопасности.
Опишите возможность реализации потребностей высшего уровня у здорового и больного человека:
социальные потребности,
потребность в самоуважении и уважении,
потребность в самовыражении.
Назовите основные положения модели сестринского ухода В. Хендерсон, основанной на фундаментальных потребностях повседневной жизни пациента.
Опишите роль медицинской сестры в модели В.Хендерсон.
Литература для самоподготовки:
Обязательная:
Учебники
Мухина С.А. Тарновская И.И. Теоретические основы сестринского дела: Учебник. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2008.
Мухина С. А. , Тарновская И. И. «Практическое руководство к предмету «Основы сестринского дела» Москва Издательская группа «Гэотар-Медиа» 2008.
Обуховец Т.П., Склярова Т.А., Чернова О.В. Основы сестринского дела. – Ростов е/д.: Феникс, 2002. – (Медицина для вас).
Основы сестринского дела: введение в предмет, сестринский процесс. ∕Составитель С.Е. Хвощёва. – М.: ГОУ ВУНМЦ по непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию, 2001.
Дополнительная:
Хетагурова А.К. «Проблемы этики и деонтологии в работе медицинской сестры» Приложение к журналу «Сестринское дело» № 1 2008 г.
Шпирина А.И., Коноплёва Е.Л., Евстафьева О.Н. Сестринский процесс, универсальные потребности человека в здоровье и болезни ∕Уч. Пособие для преподавателей и студентов. М.; ВУНМЦ 2002.