Организация туристско краеведческой деятельности. Разработка "организация туристско-краеведческой работы". Учет туристской работы

Инновационный педагогический проект

«Туристско-краеведческая деятельность как основа социализации личности и формирования коммуникационной культуры учащихся, в условиях общеобразовательной школы»

Цель: формирование планетарного мировоззрения, потребности в

Здоровом образе жизни, как основе психического и нравственного

Здоровья личности

Педагогические задачи:

  • обучение, оздоровление, профессиональная ориентация, социальная адаптация посредством вовлечения в туристско-краеведческую деятельность
  • коррекция недостатков, традиционно сложившихся в системе образования; совершенствование взаимоотношений педагогов и учащихся через занятия туризмом
  • воспитание ответственности за себя и других, взаимоуважения, морально-волевых качеств

1. Введение

2.Основная часть:

2.1 система туристско-краеведческой деятельности в школе:

Качество и количество туристско-краеведческой деятельности

Мероприятия, направленные на развитие туристско-краеведческой системы в общеобразовательной школе

2.2 социальная адаптация средствами туризма

2.3 поддержание и улучшение физического и психического здоровья школьников посредством занятий туризмом

2.4 воспитание нравственности на уроках туризма и во внеурочное время

3. Динамика результативности развития туристско-краеведческой деятельности за период с 2013 по 2015 годы

4.Перспективы развития туристско-краеведческой деятельности

5. Литература

1. Введение

Согласно определению Всемирной организации здравоохранения «Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов». От чего же зависит здоровье человека? Ученые медики доказали, что если принять условно уровень здоровья за 100%, то 20% - зависит от наследственных факторов, 20% - от внешне средовых условий, т.е. в конечном итоге от экологии, 10% - от деятельности системы здравоохранения. А что же остальные 50%? Они, как выяснилось, зависят от самого человека от того образа жизни, который он ведет. По выражению академика Н.А. Амосова «… чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их нельзя ничем».

К сожалению, в иерархии потребностей, удовлетворение которых лежит в основе человеческого поведения, здоровье находится далеко не на первом месте. Особенно это касается молодых людей, которые (как они сами думают), пока еще здоровы. И поэтому ответственность за их соматическое, физическое, психическое и нравственное здоровье целиком и полностью ложится на семью и школу. Именно поэтому данный проект является актуальным, так как правильно организованная туристско-краеведческая работа в общеобразовательной школе может решить проблему (хотя бы частично) сбережения здоровья подрастающего поколения в широком смысле этого слова.

Туристическая деятельность решает ряд образовательных и воспитательных задач, ведь любой вид туристского путешествия от простой экскурсии до многодневного похода – непременно обогащает человека новой информацией, развивает его интеллект. Это свойство туризма лежит на поверхности, оно очевидно, неоспоримо и не требует доказательств. Совершенно справедливо, что педагогика использует в первую очередь информативность туризма. Особо надо выделить активизацию аналитических способностей учащихся. Аналитическое мышление может развиваться только на базе большого запаса впечатлений и наблюдений, дающих материал для сравнения.

Регулярные занятия туризмом и краеведением формируют духовный облик человека, его характер, жизненные ориентиры, отношение к другим людям, к природе, к труду, к Родине. Одновременно происходит пробуждение эстетического чувства прекрасного, эстетического отношения к окружающему миру. Для воспитания таких чувств нужны яркие впечатления, которые в изобилии дает туризм. Чем богаче мир, окружающий ребенка, тем богаче и разнообразнее его личность.

Богатство впечатлений рождает ощущение полноты жизни, наслаждение ею. Хорошо известно мнение великого русского педагога К.Д. Ушинского «…зовите меня варваром в педагогике, но я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога, что день, проведенный ребенком среди рощ и полей, когда его головой овладевает кокой-то упоительный туман, в теплой влаге которого раскрывается его молодое сердце для того, чтобы беззаботно и бессознательно впитывать в себя мысли и зародыши мыслей, потоком льющихся из природы, что такой день стоит многих недель, проведенных на учебной скамье».

Трудно переоценить и оздоровительное значение туризма. Что может быть естественнее движения, физического труда в природной среде! На туристских маршрутах закладываются основы здорового образа жизни, стремление к физическому совершенству.

Воздействие на ум, тело и душу растущего человека невозможно вести последовательно: сначала отшлифовать одну грань, затем другую и под конец третью. Процесс обработки идет по всем направлениям одновременно, И это разностороннее, комплексное воздействие на личность ребенка является основным и безусловным достоинством педагогически грамотно организованной туристско-краеведческой работы.

В настоящее время, когда школа практически устранилась от воспитания подрастающего поколения, оставив себе лишь функцию обучения, туристско-краеведческая деятельность может помочь ликвидировать этот пробел. Причем воспитательная роль туризма заключается не только в благоприятном воздействии на детей, но и в формировании более демократичных, творческих взаимоотношений учителя и учеников, в становлении педагогики сотрудничества.

2.1 Система туристско-краеведческой деятельности в школе

Учитель, познавший туризм и полюбивший его, сначала испытывает восторг, состояние эйфории от великолепных педагогических возможностей, которые открываются в туризме. Немного угомонившись, учитель начинает смотреть на дело спокойней. И…задается вопросом: - «почему я один?». Как оторвать воспитателей от стульев – их основной педагогической платформы?

Над этим вопросом бьются многие – и администраторы, и рядовые учителя, и работники органов образования, и деятели учреждений дополнительного образования. И в поисках истины энтузиасты школьного туризма часто употребляют термин – система туристско-краеведческой деятельности. Чем же характеризуется и как выглядит система – «этот стройный ряд», это «целое, составляющее совокупность частей, связанных общей функцией»? Конкретно об этом нигде не говорится, но нельзя работать, не разобравшись в главном.

Всякая система – стройный ряд частей, образующих целое, - характеризуется такими категориями:

  • функциональным назначением (целью);
  • содержанием и сущностью (из чего состоит, что есть главное содержание);
  • качественной и количественной стороной;
  • саморазвитием (последовательностью, ступенчатостью, саморегулированием);
  • «площадью» на которую она распространяется (т.е. распространенностью, охватом объектов).

В нашем случае целью создания системы туристско-краеведческой

деятельности, как мы уже выяснили, является создание условий для привлечения как можно большего числа учащихся к занятиям туризмом, как средству воспитания физически, психически и нравственно здоровой личности.

Формами работы в школе, которые и составляют содержание туристско-краеведческой деятельности, являются: уроки туризма, экскурсии, прогулки, походы, многодневные путешествия и экспедиции, детские объединения, клубы, конкурсы, слеты, соревнования, выставки, музеи, уроки, семинары, туристские лагеря, учебно-тренировочные сборы, профильные смены. Это многообразие форм обеспечивает комплексный характер в обучении, воспитании, оздоровлении, профессиональной ориентации.

Не все части равнозначны. Следует выделить группу из шести наиболее важных элементов: походы, прогулки, экскурсии, экспедиции, слеты, соревнования. Именно они составляют костяк, основное ядро содержания туристско-краеведческой деятельности.

Но сущностью туристской работы, ее главным звеном, тем зерном, без которого нет туризма, является поход. Только поход, является самой комплексной формой туризма, позволяющей одноразово достигать целей, которые ставятся в туристско-краеведческой деятельности.

Качество и количество туристско-краеведческой деятельности

Качественную сторону туристско-краеведческой деятельности можно легко определить, выяснив, что такое бессистемность. Это очевидно разрушенность целого, разрозненность его частей, т.е. такое состояние работы, когда реализуются лишь отдельные части, используется лишь одно или две, три формы из множества и без продуктивной связи между ними.

Например, в школе проводятся походы и туристские соревнования, но нет краеведческой работы или наоборот - идет поток по краеведческой теме, создается музей, проводятся конференции, но почти нет походов или они идут вне связи с краеведением, с поисковой тематикой.

К понятию системы туризма надо подходить диалектически, учитывая, что она должна развиваться от нуля, проходя все стадии своего развития.

Итак мы выяснили качественную сторону содержания туристско-краеведческой деятельности, теперь надо разобраться в количественной стороне дела.

Какое же количество часов на туризм требуется отводить в школе?

Этот вопрос лучше рассмотреть в отношении доминанты туристско-краеведческой деятельности - походов. В приказе Министерства образования № 190 записана мягкая лозунговая формулировка «Шире использовать туризм, краеведение, экскурсии в учебно-воспитательном процессе. Регулярно проводить походы и экскурсии». Но какова должна быть их регулярность? Общее количество проведенных школой походов не определяет полностью уровень развития детского туризма в школе. Нет такой прямой пропорциональной зависимости: чем больше походов, тем выше уровень. Походов может быть много, но все они однодневные, степенные, здесь говорить о высоком уровне не приходится. Такие показатели – верный признак отсутствия в школе секционной кружковой работы в школе. Здесь школьники лишены перспективы, они из года в год ходят в маленькие походы, их мастерство, туристский опыт не растет, их туристские интересы искусственно урезаны.

Часто наблюдается обратная картина, когда в школе проводятся походы высокой сложности и их много, но и эта картина не раскрывает полностью уровень развития туризма в школе, ибо в таких показателях замаскирована обычная ситуация: один - два учителя интенсивно ходят в походы со своими классами (кружками), а больше никто не ходит. Фактический охват учащихся 30 – 40 человек. Ясно, что в школе отсутствует массовая туристская работа.

Главное в определении количественной стороны дела: нужен комплекс – количество, разнообразие и охват детей походами. Чем выше охват, тем выше уровень развития системы туристско-краеведческой деятельности.

Безусловно, туризм нужен каждому ребенку, но в разной степени. Здесь следует разделить туризм на две ветви: малый туризм (массовый туризм) и большой туризм (любительский туризм).

  • «малый туризм» - для большого числа учащихся;
  • «большой туризм» - для малого числа учащихся.

Малый туризм

Большой туризм

  • Уроки
  • Однодневные походы
  • Экскурсии
  • Школьные соревнования
  • Школьный туристский слет
  • Творческие конкурсы
  • Краеведческие конференции
  • Внеурочная работа (занятия в секции или объединении)
  • Многодневные походы
  • Практические занятия на местности
  • Туристские соревнования регионального, краевого федерального уровня
  • Краевой туристский слет
  • Краеведческие мероприятия регионального, краевого, федерального уровня

Необходим баланс массового и любительского туризма. Оба направления тесно взаимосвязаны, дополняют и взаимообеспечивают друг друга: массовый туризм питает любительский, а квалифицированные туристы укрепляют и развивают массовый.

Все хорошо в меру. Надо идти от детей, от их интересов, увлечений, склонностей. Надо разобраться каково отношение реальных школьников к туризму и краеведению. Приведу данные, проведенного мною социологического опроса, после первого однодневного похода в группах классов с 5-го по 7-й (137 человек), в них четко просматривается четыре группы. Впрочем, первая еще до похода обнаруживает себя.

Кол-во учащихся

Участие в походах

Отношение (мотивы, причины)

Почти никогда не участвует

Не интересуется туризмом, имеет другие увлечения. Боится походов, испытывает неприязнь к спортивным походам. Не разрешают родители. Не позволяет здоровье.

Участвует редко

Участвует по требованию учителя, подчиняется приказу, общей воле класса. Участвует из «стадных» побуждений. Идет в поход без интереса, имеет другие увлечения.

Участвует часто

Участвует с удовольствием, но интересуется лишь внешней стороной дела – романтикой приключений. Родители даже поощряют (бывают в походах с родителями, родственниками). Глубокого творческого интереса к туризму не имеет. Его «завтрашняя радость» лежит не в этой области

Почти всегда участвуют

Туризм – главное увлечение. В нем видит жизненный интерес, мечтает о разрядах, о звании мастера спорта, мечтает стать ученым – путешественником, открывателем. В туризме находит свое «лицо». В классе может быть отстающим, в походе - ведущим.

А вот результаты этой же группы учащихся через полтора года работы в школе туристского кружка по группам классов и введения в образовательный процесс уроков туризма, как третьего часа по физкультуре.

Это ли не реальный результат работы по профилактике безнадзорности и правонарушений. В нашей школе на настоящий момент классно-урочной формой занятий по туризму охвачены учащиеся со второго по девятый класс, уроки туризма ведутся как третий час физкультуры. Согласно учебному плану осенью и весной проводятся выездные уроки по спортивному ориентированию на местности, отработке туристической технике.

«Производство» туризма должно быть сбалансировано с его «потреблением», точнее – с потребностями учащихся. Но следует помнить, что с повышением уровня туристско-краеведческой работы у детей возрастает и потребность в туризме - аппетит приходит во время еды. Интересы детей бурно развиваются: кому-то хватает однодневного похода, а кому-то, за первой категорией сложности подавай вторую, поэтому в школе должны работать туристские объединения - важная составляющая системы туристско-краеведческой деятельности, без неё нельзя построить цельную систему и следовательно полномасштабно реализовать идею о широком использовании туризма и краеведения в учебно-воспитательном процессе.

Особенное внимание в школе должны уделять наиболее горячим сторонникам туризма и организовать их в объединения, в которых вырастут будущие разрядники, инструкторы, организаторы и пропагандисты туризма. Актив заядлых туристов это катализатор процесса становления туристско-краеведческой деятельности, без него система задохнется застоем.

Работа кружка должна быть рассчитана на несколько лет. Одной из главных перспективных задач объединения является воспитание туристского актива – инструкторов, проводников, судей, экскурсоводов. Актив берет на себя обслуживание классного туризма и общешкольных туристско-краеведческих мероприятий, т.е. «производство» туризма.

Далеко не каждый из школьников приходит в объединение с целью помочь руководителю в воспитании молодежи. Дети приходят в объединение получить удовольствие, причем – каждый свое. Они приходят «потреблять» туризм, «производство» их мало интересует. Задача педагога исподволь сформировать более глубокие интересы, помочь ребятам сформулировать цель общего дела, которая должна родиться в самом коллективе, а не быть принесенной извне в готовом виде.

В работе объединения важно правильно организовать поисковую и исследовательскую деятельность: сбор информации о предполагаемом районе путешествия, изучение документов, карт. Результатом похода может стать выставка, экспозиция, экологическая тропа. У ребят необходимо развивать спортивное мастерство, то есть, умения преодолевать естественные препятствия в походах, сложные технические дистанции на соревнованиях.

Показателем мастерства являются значки и разряды, звания. Поощряя стремление к высотам туристского спортивного мастерства, следует отмечать не сами победы и разряды, а то, что за ними стоит: преодоление себя, трудолюбие, упорство, настойчивость. Развивать культ полезной деятельности, добрых дел.

Очень важны как для группы, в общем, так и для каждого ребенка в частности коллективные победы. Это отражается на сплоченности группы. Это не только психологическая совместимость, дружба, это фактор безопасности, и в смысле отсутствия конфликтов, и в смысле прохождения сложных участков на маршруте.

Очень важно, чтобы о достижениях школьного туристского объединения знали в школе, это работает не только на авторитет команды и руководителя, но и поощряет стремление к достижению вершин туристского мастерства, воспитывает презрение к пустому отдыху, бивуачному разложению.

Мероприятия, направленные на развитие

туристско-краеведческой системы в общеобразовательной школе

1. Организационное направление

  • Планирование ТКД.
  • Подготовка и проведение общешкольных дел (массовые походы, слеты, соревнования, экскурсии, конференции, туристские праздники и т.д.).
  • Оформление значков, званий, разрядов.
  • Связь с организациями и учреждениями.
  • Работа по созданию и использованию материальной базы.
  • Учет туристской работы.

2. Агитационное направление

  • Выпуск стенгазет, плакатов, листовок по вопросам ТКД
  • Изучение общественного мнения среди школьников, родителей, учителей.
  • Проведение бесед по классам.

3. Учебно-методическое направление

  • Создание туристского кабинета или методического уголка.
  • Комплектование и обслуживание библиотечки.
  • Создание и работа объединений юных туристов.
  • Подготовка кадров.
  • Разработка пособий, методичек.

4. Краеведческое направление

  • Подготовка (разведка маршрутов) походов и экскурсий.
  • Создание фонда топографических карт.
  • Съемки кино и видеофильмов, слайдов.
  • Создание краеведческого уголка.
  • Комплектование библиотеки отчетов о проведенных походах.
  • Разработка заданий для участников походов и экспедиций.
  • Проверка готовности групп к походам

2.2 Социальная адаптация средствами туризма

В процессе туристско-краеведческой деятельности расширяется сфера общения учащихся, происходит приобретение навыков социального взаимодействия, накопления положительного опыта поведения, создаются благоприятные условия для формирования нравственных качеств личности. Прежде всего, это коллективизм, ответственность, взаимопомощь и взаимовыручка.

Важным преимуществом активных форм туристско-краеведческой деятельности является преодоление разрыва между знаниями о нормах поведения и практикой применения их в условиях общежития. В туристском походе устраняется разрыв между идейно-нравственными представлениями и практикой поведения, формирование нравственных убеждений становится более эффективным, так как деятельность сопровождается должным воспитательным воздействием, а накопление положительного опыта поведения происходит в процессе полезной деятельности.

Педагогическая теория знает, как важен для воспитания ума и характера собственный опыт. Но очень часто педагогическая практика не хочет рисковать своим реноме. Для нее спокойные формы работы, не требующие лишних хлопот и риска предпочтительнее, и она оставляет приоритет за словесным методом воспитания детей. Хоть и не мала воспитательная роль бесед и фильмов, уроков мужества и встреч с интересными людьми, тренингов и вечеров, они не могут дать желаемых результатов, ибо здесь все словесно, книжно, и не подкреплено собственным опытом самодействия. Воспитывая патриотизм, смелость и мужество только таким образом, мы можем получить обратный результат, когда по выражению А.С. Макаренко «…вы воспитываете циничного наблюдателя, для которого чужой подвиг только объект для глазения».

Туристский поход позволяет каждого участника поставить в уникальные, с точки зрения воспитания, условия, когда абстрактные идеи

норм общежития приобретают весьма конкретную жестко обусловленную реальность. Здесь естественным путем возникает очень важная для педагогов обстановка – ответственная взаимозависимость. Понимание элементарных общечеловеческих правил взаимозависимости людей из области абстрактных знаний перемещается в область конкретных поступков. Личность ребенка обогащается пониманием себя как конкретного человека, способного своими действиями причинить другим людям радость или несчастье.

Современные школьники постоянно находятся в положении опекаемых. А наукой доказано обратное: для полноценного развития человеку обязательно необходим дефицит жизненных благ, некоторая некомфортность условий жизни.

Необходимость возникает только в ситуации высокого напряжения, между потребностями и возможностями, в ситуации лишений. Вот здесь-то и возникает то ценное для педагогики положение, когда человеку надо (очень надо!), но, чтобы удовлетворить потребность, он должен поработать. В трудных условиях походной жизни, в ситуации лишений привычного комфорта труд становится единственным средством удовлетворения многочисленных «надо». К сожалению, к туризму издавна прилипла этикетка – «лучший отдых». А между тем детский туризм – великолепное, чудодейственное средство воспитания трудолюбия. В походе дети фактически вступают в некое новое социально-экономическое образование, где каждый быстро уясняет: чтобы жить, надо работать. По сути, это коллектив по производству собственных жизненных благ, но не ради самих благ, а во имя достижения общих целей, добровольно поставленных и согласованных между собой.

Примеры приобретенных навыков на практических занятиях или в походах

Раздел

Приобретенный навык

Туристский быт

Требования к месту бивуака.

Снаряжение для организации туристского быта.

Способы хранения кухонных и костровых принадлежностей.

Правила транспортировки газового оборудования.

Правила упаковки и транспортировки продуктов.

Выбор места для бивуака.

Оборудование места для приготовления и приема пищи.

Приготовление и упаковка продуктов питания с целью транспортировки на дальние расстояния.

Разведение костра в любых походных условиях.

Заготовка дров работа пилой и топором.

Работа с газовыми горелками в условиях высокогорья.

Приготовление пищи на костре и газовых горелках.

Установка палаток разных модификаций в лесу, на каменистых площадках, на льду.

Мир открывается ребенку во всем многообразии только в том случае, если ему предоставляется возможность самому на основе своих знаний, своего жизненного опыта принимать решения и нести за них ответственность. В. П. Вахтеров еще в начале XX века вывел четкую формулу: «Ученик развивается, когда он сам действует. И думает, и чувствует, и действует. Выньте отсюда хоть одно звено, и развитие исчезнет, а начнется вырождение».

Право решать – обязывающее право. Каждое решение влечёт за собой ответственность, принимающий решение понимает, что есть вероятность ошибки. И человек приучается к самоконтролю и взвешенности, к проверке идей практикой.

Человек познаётся до конца, в час лишений. Но эта минута, этот момент - начало чего–то нового. Этот час испытания – этап в развитии человека. В этот момент он обстоятельствами создаётся - кристаллизуется, шлифуется, развивается в ту или в другую сторону.

Туристско-краеведческая деятельность является действенным профилактическим средством девиантного поведения учащихся, которое в сегодняшних социально – экономических условиях проявляется в массовых явлениях наркомании, токсикомании, алкоголизма, дромомании.

2.3 Улучшение физического и психического здоровья школьников посредством занятий туризмом

В настоящее время принято выделять четыре компонента здоровья:

  1. Соматическое – состояние органов и систем человека;
  2. Физическое – уровень роста и развития органов и систем организма – основу которого составляют морфологические и функциональные резервы;
  3. Психическое здоровье – состояние психической сферы, - основу которой составляет состояние душевного комфорта. Такое состояние обусловлено как биологическими, так и социальными потребностями, а также возможностями их удовлетворения;
  4. Нравственное здоровье – комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информативной сферы жизни, - основу которой составляет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе. Оно связано с общечеловеческими понятиями добра, любви и красоты.

В упрощенном и в тоже время в обобщенном виде можно считать, что критериями здоровья являются:

  • для соматического и физического здоровья - я могу;
  • для психического – я хочу
  • для нравственного – я должен.

Каким же образом реализуются эти составляющие здоровья на занятиях по туризму?

Всякая туристско-краеведческая деятельность предполагает серьезную двигательную активность. Оптимальный режим физических нагрузок, благотворное воздействие природы, соблюдение правил гигиены, рациональное питание – все это способствует физическому развитию школьников.

Факторы постоянного движения, физических нагрузок в сочетании с природными факторами плюс фактор дискомфорта, необходимость довольствоваться малым, терпеть неудобства, лишения – это обычные составляющие туристского похода. Условия похода не позволяют организму расслабиться, мобилизуют его, открывают возможности, о которых ребенок ранее даже не подозревал. В походе соперником выступает географическая среда, сама природа становится главным помощником педагога в воспитании физических качеств школьника. Независимо от его сознания и желания происходит тренировка терморегуляторного аппарата, стимуляция защитных сил организма, снижение чувствительности к вредным воздействиям внешней среды. Длительное пребывание на свежем воздухе повышает обменные процессы, действует на сосуды и нервы кожи, возбуждает мозговую деятельность, улучшает работу сердца, повышает общий тонус организма.

На основании 4-х летних наблюдений за учащимися занимающимися туризмом на уроках и во внеурочное время, подтверждаются факты улучшения самочувствия, увеличения объема грудной клетки, уменьшения частоты дыхания и увеличения становой силы. Анализ исходных и повторных данных показал, что увеличивается объем, легких у юношей на 100мм, у девушек - на 120мм.

При поверхностном взгляде кажется, что прохождение намеченного маршрута – это «пустая шагистика», не имеющая ничего общего с интеллектуальным развитием человека. Но и это не так. Еще основоположник научной системы физического образования в России П.Ф. Лесгафт доказал, что умственное развитие находится в прямой связи с его физическим развитием, физическое движение и мысль находятся в прямой зависимости.

Когда современная педагогика осознает важность физических движений для развития ума, тогда она получит в туризме новое более мощное средство влияния на развитие учащегося. «Лишь широкая и разносторонняя жизнь тела во всем разнообразии его восприятий, доставляемых им мозгу, может дать широкую и энергичную жизнь и самому мозгу» - писал В.Вересаев.

Невозможно спорить и с тем, что походы, экскурсии, тренировки на свежем воздухе имеют огромное психотерапевтическое воздействие. Даже однодневные походы снимают нервное напряжение, восстанавливается психофизическое функционирование, организм достаточно легко принимает физические, интеллектуальные и эмоциональные нагрузки.

Не раз от педагогов приходилось слышать, что в понедельник после однодневного похода, даже самые моторные из детей «становятся какими-то другими, выглядят более спокойными и разумными».

Важны и яркие впечатления, положительные эмоции, которыми насыщены туристские путешествия: какой восторг вызывает у ребят снег в июльский зной, и облака под ногами.

Как замечено выше психическое здоровье личности зависит от возможности удовлетворения потребностей. Массовая школа ориентирована на удовлетворение познавательной потребности. В то время как деятельность ребенка организуется как удовлетворение многих других ведущих потребностей саморазвития личности.

А.А. Ухтомский определяет деятельность, в том числе и туристско- краеведческую, как полигон для успешной, продуктивной самостоятельной деятельности во всем спектре личностных потребностей. Туристско-краеведческая деятельность дает практический тренинг самостоятельности, опыт успеха и убеждает ребенка в огромных возможностях его личности. У ребенка формируется положительная «Я - концепция» (Я - могу, Я - способен, Я - нужен, Я - творю, Я – свободен, Я – выбираю).

Туристско-краеведческая деятельность обладает массой возможностей для удовлетворения потребностей личности как социальных, так и духовных. Туризм дает возможность ребенку для реализации его многих «само».

  • Самосовершенствование - через труд и спортивную тренировку;
  • Самоутверждение - через победу над соперником;
  • Самоуважение - через победу над собой;
  • Самовыражение - через творчество, любовь, красоту;
  • Самоопределение - через исследование себя и окружающего мира;
  • Самостоятельность - через свободу, независимость;
  • Самореализация – через достижение целей за счет использования своего потенциала, всех возможностей, полученных от природы и приобретенных в опыте.

Механизм потребностей настолько велик, что если они не удовлетворяются в прогрессивной сфере развития, то обращаются к отрицательной (асоциальное поведении, стремление к власти, деньгам, славе, даже путем обмана и т.д.).

2.4 Воспитание нравственности на уроках туризма и во внеурочное время

В походе, экспедиции, на соревнованиях объективные условия действительности создают реальные возможности для формирования сознательного поведения чувства ответственности и долга. Объективные условия позволяют формировать нравственные убеждения в их высшем проявлении – единстве интеллекта, эмоций, чувств, поведения и деятельности.

Когда детская походная группа удаляется от цивилизации. К участникам похода очень быстро приходит понимание, что теперь можно рассчитывать только на свои силы и помощь товарищей, и их детскую беззаботность как рукой снимает. Каждый из ребят понимает, что от действий каждого из них зависит благополучие всей группы, и каждого в отдельности . В автономных условиях сотрудничество становится необходимым средством выживания. Дисциплина в походе – это не слепое послушание, а сознательное, активное стремление каждого участника к выполнению своего долга перед коллективом. Общественная значимость, единые цели и задачи коллектива цементируют отношения в группе. Если школа формирует нравственные отношения, то туристско-краеведческая деятельность служит основой для закрепления их в поступках. В походе раскрывается основной нравственный аспект подрастающего человека – сочетание личного и коллективного. Здесь проходят испытание такие морально-волевые качества, как честность, смелость, решительность, дисциплинированность, организованность, принципиальность, доброта, отзывчивость и товарищество.

Изучение родного края, краеведческие наблюдения и исследования, воспитывают любовь к Родине. Не потому ли, многие наши соотечественники стремятся покинуть Родину, что они ее не знают. Правильно организованный туризм, позволяет развивать эстетические вкусы школьников, их ощущение и понимание прекрасного, способствует формированию патриотизма, высокого чувства гражданственности.

Неотъемлемой частью туристско-краеведческой работы является экологическое воспитание, которое начинается с общения с природой. Это сложный психологический процесс. К.Д. Ушинский писал: «… в любви человека к родным местам проявляется глубокий, полный, мысли и чувства голос родной природы». Природа пробуждает в детях гуманные чувства и стремления, учит воспринимать гармонию жизни. В 2014 году школа стала городской экспериментальной площадкой по экологическому воспитанию и образованию учащихся, в рамках работы по эксперименту туристско-краеведческой работе отводится главенствующая роль.

Динамика результативности развития системы туристско-краеведческой работы в школе за период с 2013 по 2015 годы

В природе нет ни одного предмета или явления, которые находились бы в состоянии покоя - все находится в развитии. И всякая система, в том, числе и система работы, должна развиваться и быть динамичной, иначе она постепенно омертвеет.

Ю.С. Константинов, директор Федерального ЦДЮТ, предлагает следующую систему оценки туристско-краеведческой деятельности в школе:

Массовый туризм

Уровни

Среднее

кол-во походов

на класс

Участие классов в походах

Охват детей походами

Туристические

значки

Массовые туристские

мероприятия

Низкий

Менее одного

Участвуют отдельные классы

Около 10%

Единицы

Нет

Средний

До 2-х

За редким исключением все классы один раз были в походе (на прогулке)

Около 30%

Около 5%

Один школьный

туристический слет в году, туристский вечер

Высокий

Все классы провели

2-3 похода

Менее

Турлагерь, слет с широкой программой соревнований, кабинет туризма

Высший

Все классы не менее 3-походов и прогулок

Около

Более 50%

Лагерь зимой и летом, 2 слета, турбаза, музей, кабинет туризма

Любительский туризм

Уровни

Кол-во кружков

Кол-во сложных

походов

Кол-во

разрядников

Подготовка

кадров

Низкий

нет

1-2 похода 3-ей степени

нет

нет

Средний

3-5 степенных

1 -2 похода I к.с.

Случайные единицы, подготовленные вне школы

Высокий

Не менее двух

Разного профиля по видам туризма и краеведения

Много степенных несколько категорийных

(в т.ч. II к.т.)

Не менее

Семинар младших инструкторов. Семинар

классных турорганизаторов.

Высший

Школьный туристический клуб, кружки в классах всех параллелей

Степенные по количеству классов. Категорийные походы в т.ч. III к.с.

Около 20%

Школа младших инструкторов, судей, экскурсоводов; семинар классных турорганизаторов.

В соответствии с этой уровневой системой на настоящий момент систему развития туристической работы в школе можно отнести к среднему уровню, как в области массового, так и любительского туризма, тогда как в 2011 году он был на низком уровне. Положительная динамика наиболее ярко прослеживается с 2013 года, на что сказалось улучшение МТБ, введение уроков туризма в учебный план школы, система проведения походов выходного дня.

Для успешного продолжения развития системы туристско-краеведческой деятельности необходимо развивать внешние связи школьного туризма с различными учреждениями и организациями: территориальными Центрами детско-юношеского туризма, музеями, обществами, экологическими и природоохранными организациями, редакциями газет, высшими учебными заведениями, различными обществами и клубами. На протяжении ряда лет наша школа успешно и продуктивно сотрудничает с Краевым Центром Экологии Туризма и Краеведения и его филиалом в г. Пятигорске, где проводятся тренировочные занятия по туристской технике и спортивному ориентированию, организуется активный отдых детей. За 2014 год было проведено 16 походов выходного дня, 3 многодневных похода из них два похода II степени сложности и один поход I категории сложности в районе Западного Кавказа, 8 школьных соревнований по туристской технике, спортивному ориентированию, скалолазанию. Работа, организованная таким образом, принесла и свои результаты:

Командное второе место в конкурсе «Многодневный туристский поход» на слете юных туристов-краеведов Ставрополья

Командное второе место в конкурсе «Спортивное ориентирование» на слете юных туристов-краеведов Ставрополья

Победа в личном первенстве (II и III места) в соревнованиях на Кубок Ставропольского края по спортивному ориентированию

Перспективы

Признаком высокой степени развития системы туристско-краеведческой деятельности является ее разомкнутость – выход за пределы школы. Это работа в системе города. Сотрудничество с другими школами, учреждениями дополнительного образования, проведение туристских слетов школьников и учителей, организация соревнований, конференций, летнего туристского лагеря, семинаров, курсов подготовки кадров и актива.

Нам есть еще над чем работать!


Липецк - 2008

Детского оздоровительно-образовательного

центра (спорта и туризма)

Составитель:

Методист отдела содержания и развития образования ДООЦ (спорта и туризма).

Редактор:

Заместитель директора по учебно-методической работе ДООЦ (спорта и туризма).

Ответственный за выпуск:

Директор ДООЦ (спорта и туризма).

ГООУ ДОД Детский оздоровительно-

образовательный центр (спорта и туризма). 2008 г.

Учителю о школьном туризме

Туризм и краеведение в современном их понимании - это физическое развитие, оздоровление и познание окружающей действительности, фор­мирование ценных духовных качеств личности. Теория физического воспитания рассматривает туризм как одно из средств воспитывающего воздействия на подрастающее поколение наряду с физической культурой и спортом.

Обычно небольшая часть де­тей в школе, независимо от подхода к туризму администрации и учителей, проявляет осо­бый, повышенный интерес к туризму, и этот интерес школа не может оставить без внимания.

В школе должно быть два разных ту­ризма:

¯ обязательный для всех классов («классный ту­ризм») - минимальный по объ­ему;

¯ для любителей путешествовать в виде занятий по интересам в кружках («кружковой туризм»).


Оба эти туризма в школе сильно различаются между со­бой по многим параметрам: объему перемещений, регулярности, сложности, формам мероприятий и по контингенту де­тей.

Понятие «школьный туризм» идентично выражению «туристско-краеведческая дея­тельность в школе» (ТКД), получившему распространение с 80-х гг. прошлого века.

Педагогический потенциал школьного ту­ризма, если иметь в виду весь комплекс его форм и видов, и, прежде всего, походы, очень велик. Но коэффици­ент полезного педагогического дейст­вия туризма зависит от под­хода к нему организаторов, от их умения и опыта, персональной концепции и профессиональной подготовки.

Не надо бояться школьного туризма. Пешком, на лыжах, на байдарках или на велосипедах готовьтесь от­правиться с классом в путь. Поживите с ребятами интересной, самобытной, автономной, наполненной романтикой странствий общей жизнью. Станьте вместе со своими учениками-воспитанниками хоть ненадолго дружной по­ходной семьей. Туристский поход - радикальное средство очеловечить педа­гогику, совершить крутой поворот в традиционной работе с классом, перейти с наезженной колеи авторитарной педагогики к сотрудничеству.

Из истории детского туризма

В России детский туризм возник в середине XIX в. и носил характер общеобразовательных экскурсий.

Еще до революции школьные программы рекомендовали для каждого класса разрабатывать планы и программы экскур­сий, которые следовало проводить в учебные часы. Для дальних экскурсий рекомендовалось выделить несколько полных учеб­ных дней в течение года.

Официально годом создания государственной системы дет­ско-юношеского туризма считается 1918 год, когда по предло­жению было создано Центральное бюро школь­ных экскурсий.

С 1924/25 учебного года началось широкое внедрение краеведения в школьную практику. Государственным ученым советом были разработаны комплексные программы (в отличие от традиционных, предметных ). Этими программами пытались устранить существенный недостаток старой школы - разрыв ме­жду учебными школьными предметами. Весь объем знаний, на­меченных к изучению в общеобразовательной школе, был пред­ставлен в виде единого комплекса сведений о природе, труде и обществе. Ярким примером обучения детей по комплексным программам ГУСа являются групповые школьные тетради Дряз­гинской школы, которые хранятся в музее СОШ с. Октябрьское Усманского района.

Программы и указания Наркомпроса ставили перед школой задачу изучать местный край, вести работу по охране природы , чтобы «...привить питомцам школы полезные навыки в этом го­сударственном деле».

В 1932 году Наркомпрос РСФСР принимает постановление, в котором отмечалось, что экскурсионно-туристская работа среди детей является одним из наиболее актуальных и необходимых приемов в деле макси­мального повышения качества работы школы, общеобразова­тельной и политехнической подготовки детей, ставилась задача каждой школе включить в учебный план минимум проведения местных экскурсий.

Дальнейшему развитию экскурсионно-ту­ристской работы с детьми помешала Великая Отечественная война. Перед детским туризмом встали задачи военно-физической подготовки школьни­ков, привития туристских навыков, имеющих оборонное значе­ние, вовлечения школьников в общественно полезную работу в помощь фронту.


С 1946 года туристско-краеведческая работа школьников вновь активизируется: ЦДЭТС и газета «Пионерская правда» объя­вляют массовое путешествие пионеров и школьников по родному краю.

В 1952 году Министерство просвещения РСФСР опублико­вало инструктивное письмо «Об организации туристских похо­дов с учащимися семилетних и средних школ », регламентирую­щее порядок организации туристских групп, состав и возраст участников, обязанности руководителей групп, администрации учреждений, примерные нормы, разрядные требования по ту­ризму, программы семинаров по подготовке руководителей ту­ристских групп. Отделам образования рекомендовано разраба­тывать тематику и маршруты походов, экскурсий и путешествий по родному краю, организовать в школах по окончании учебного года такие походы и экскурсии под руководством учителей и пионервожатых, по возможности с каждым классом, начиная с четвертого; в целях улучшения руководства утвердить в каждом рай(гор)ОНО ответственных лиц за проведение экскурсионно-туристской работы , во всех семилетних и средних школ выде­лить из числа учителей организаторов этой работы в школах .

К 1957 году во всех территориях России были созданы дет­ские экскурсионно-туристские станции, которые подняли туристско-краеведческую работу на новый, более высокий уровень.

Школьный туризм в Липецкой области

Решением Исполнительного комитета Липецкого област­ного Совета депутатов трудящихся № 000 от 16 августа 1955 г. «…в соответствии с народнохозяйственным планом области» была открыта областная экскурсионно-туристская станция и в Липецке [ГАЛО Ф. Р.408, оп.1, л.285]

Уже в 1956 году кружковцы ДЭТС приняли участие во Всероссийской конференции юных туристов-краеведов в Мо­скве и III слете юных туристов РСФСР в Ленинградской об­ласти. С 1959 года ДЭТС стала проводить областные слеты юных туристов, звездно-эстафетные походы-соревнования. С 1960 года организуются летние лагеря по подготовке школьни­ков - инструкторов туризма. Большую популярность среди школьников г. Ельца и области приобрел палаточный лагерь «Плющань».

70-80-е годы характеризуются как период подъема тури­стско-краеведческой работы в школах области. На эти годы при­ходится наибольшая численность учащихся, состоящих в тури­стско-краеведческих кружках, участвующих в массовых меро­приятиях, походах, экскурсионных поездках. Организуются экс­курсии для учащихся по путевкам Управления дальних путеше­ствий школьников МП РСФСР в города СССР: Москву, Ленин­град, Минск, Киев, Ереван, Баку, Одессу и т. д.

Родились новые формы работы: выполнение юными тури­стами-краеведами заданий государственных учреждений и науч­ных организаций; смотры школьных музеев; конкурсы на луч­шее туристское путешествие; соревнования среди команд ком­нат школьника (по месту жительства); областные туриады на Кавказе, Урале, в Карелии . В программу областных туристских соревнований включается контрольный туристский маршрут (КТМ) как наиболее комплексный вид, позволяющий проверить знания, умения и навыки участников в самостоятельном прохо­ждении маршрута, преодолении препятствий и выполнении дру­гих заданий. В программу КТМ включаются элементы полевой краеведческой работы.

Под руководством Центра юные туристы-краеведы об­ласти принимают активное участие во Всесоюзном походе по местам боевой, трудовой и революционной славы советского на­рода, в экспедиции пионеров и школьников «Моя Родина – СССР». Собранные материалы ложатся в основу школьных му­зеев, залов и комнат боевой и трудовой славы, истории пионер­ского движения.

Грамотами и дипломами областных туристско-краеведче­ских мероприятий, Всероссийских слетов экспедиционных отря­дов в Москве, Ульяновске, Туле, во Всесоюзном пионерском ла­гере «Артек» отмечена деятельность долгоруковских следопы­тов из отряда «Восход» (руководитель). Неод­нократный лауреат областных и Всероссийских краеведческих мероприятий – школьный краеведческий музей Тербунской СОШ (руководитель). Средствами туризма и крае­ведения воспитывал учащихся учитель Добровской восьмилет­ней школы. Он устраивал с детьми походы на лодках и пешком. Его команды всегда были среди лучших на областных турслетах. В школе действовал прекрасный краевед­ческий музей, созданный его руками. В 1977 году на выставке в Москве демонстрировался интерьер крестьянской избы из этого музея, за что школа получила серебряную медаль ВДНХ.

Большую работу по изучению и сбору этнографического материала, археологических и документальных источников по истории Липецкого района проводил ветеран войны и труда, ин­валид войны II группы, учитель истории и обществоведения. Учащиеся Сырской, а затем Частодубравской школ собрали под его руководством около 15000 экспонатов для музея. Юными краеведами установлены 14 мемориальных до­сок, 6 памятников, увековечивших память земляков.

С 1963 по 1983 года обл. ДЭТС располагалась по адресу: 7. При станции работала летняя турист­ская база, где проходили педагогическую практику студенты ЛГПИ. В 1982 году областная детская экскурсионно-туристская станция переименована в областную станцию юных туристов, а с 1 декабря 1991 года - в областной Центр детского и юноше­ского туризма.

III. По характеру организации

II. По территориальному признаку (масштабу района).

I. По направленности и характеру деятельности.

1. Прогулки - простейшая кратковременная, доступная для широких масс форма туризма (передвижение пешком, на лыжах, на велосипедах, лодках) с целью оздоровления, зака­ливания организма.

2. Экскурсии - коллективные посещения какого-либо объекта с научной либо учебной целью, для общего и культурного развития.

3. Экспедиция - организованное многодневное путешествие поискового характера с целью изучения каких-либо объектов (географических, геологических, краеведческих, историче­ских и др.).

4. Поход - путешествие с активным способом передвижения в отдаленных от места жительства районах. В зависимости от целей походы могут быть: 1) познавательные - направлены на изучение своего края (района, области): рельефа, климата, флоры и фауны, хозяйства. Такие походы расширяют круго­зор, воспитывают чувство любви к своему краю, гордости за него, чувство патриотизма; 2) оздоровительные - способст­вуют закаливанию организма, развитию и совершенствова­нию двигательных качеств, повышают работоспособность, служат прекрасной формой активного отдыха; 3) спортивные - улучшают физическую подготовленность, закаляют волю, способствуют физическому совершенствованию; 4) агитаци­онно-массовые - проводятся в честь каких-либо крупных общественно-политических или спортивных событий и слу­жат цели привлечения широких масс к туризму и обмена опытом туристской работы.

1. Местный туризм - это путешествия, проводимые в преде­лах своего района, области, края.

2. Дальний туризм - путешествия в районах, отдаленных от места жительства.

1. Плановый туризм - однодневные и многодневные путеше­ствия, которые организовываются через туристско-экскурсионные бюро, спортивные клубы, коллективы физи­ческой культуры. Такие путешествия проводятся по оплачи­ваемым путевкам с полным обеспечением участников пита­нием, обслуживанием, транспортом.

2. Самодеятельный туризм - путешествия, которые органи­зуются силами и средствами самих участников. По возрас­тающей сложности самодеятельные путешествия подразде­ляются на походы выходного дня и многодневные путешест­вия 1,2,3,4 и 5-й категории сложности. Сложность походов определяется протяженностью, продолжительностью, коли­чеством и характером препятствий, а также иными фактора­ми, характерными для данного вида туризма.

Среди форм организации туристско-краеведческой и экскурси­онной работы с учащимися выделяют следующие:

1) уроки с ис­пользованием учебного и краеведческого материала по предметам;

2) факультативные занятия и предметные кружки;



3) программные и внепрограммные экскурсии;

4) туристские прогулки, походы, мно­годневные путешествия и экспедиции;

5) туристско-краеведческие кружки, секции, клубы;

6) туристско-краеведческие вечера, викто­рины, конкурсы, соревнования, слеты, конференции, выставки;

7) школьные музеи.

Работу по туризму в школе возглавляет туристский совет. Он избирается на общем собрании туристов. Руководит советом учи­тель, ответственный за туристскую работу. В состав совета могут избираться учителя, ведущие краеведческие группы, туристские ор­ганизаторы, активисты-школьники. Работа туристского совета ве­дется по плану, согласованному с директором школы и педагогиче­ским советом. Связь туристского совета с педагогическим необхо­дима потому, что туристская работа имеет воспитательную и крае­ведческую направленность. Туристский совет руководит работой в классах через классных руководителей и туристских организаторов. Совет организует работу туристских, краеведческих кружков. В его ведении находится школьный краеведческий музей, туристский уго­лок. Совет осуществляет связь с родительским комитетом, ДТЭС, помогает группам в выборе маршрутов и утверждает их, принимает участие в подготовке слетов и соревнований, однодневных и много­дневных походов, занимается подготовкой туристского актива - туристских организаторов, младших инструкторов, занимается подго­товкой и организацией школьного туристского лагеря.

Проведение туристско-краеведческой и экскурсионной работы является обязательной для всех общеобразовательных школ, а для того, чтобы эта работа была более эффективной и успешной, необ­ходимо объединение усилий всего педагогического коллектива шко­лы.

Директор школы обеспечивает условия, необходимые для про­ведения туристско-краеведческой работы в школе, организовывает весь педагогический коллектив школы, учащихся для участия в этой работе.

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе несет ответственность за осуществление краеведческого принципа препо­давания предметов школьной программы. Он контролирует работу факультативов и предметных кружков, проведение программных экскурсий, выполнение учебных практических работ во время экс­курсий, прогулок и походов; контролирует наличие краеведческих материалов в учебных кабинетах, школьном музее и их использова­ние в учебном процессе.

Организатор внеклассной и внешкольной воспитательной рабо­ты несет ответственность за проведение туристско-экскурсионной работы во внеурочное время; контролирует работу туристско-краеведческих кружков, секций, клубов; организует занятия с учите­лями и др. работниками для подготовки их к руководству походами, путешествиями и экскурсиями; организует пропаганду туризма и краеведения среди учащихся, учителей и родителей.

Учитель – туристский организатор школы разрабатывает план туристско-краеведческой и экскурсионной работы, маршруты похо­дов выходного дня и многодневных походов, маршруты экспедици­онных отрядов, а также ведет работу по подготовке и проведению походов. При необходимости он проводит занятия с руководителями при подготовке походов, а также представляет маршрутные листы, маршрутные и заявочные книжки на походы в маршрутно-квалификационную комиссию (МКК) соответствующего органа об­разования, проводит инструктаж по правилам безопасности в тури­стских походах и экспедициях.

Совместно с туристским активом обеспечивает подготовку и проведение туристских слетов и соревнований. Учитель - турорганизатор отвечает за делопроизводство туристско-краеведческой работы (регистрация маршрутных листов, книжек, экскурсионных путевок; учет работы по сдаче норм на значки «Юный турист» и «Турист», а также спортивных разрядов по туризму и спортивному ориентированию); проводит учебно-тренировочные сборы, тренировочные сборы, семинары по подготовке общественных тури­стских кадров (младших инструкторов).

Классный руководитель при составлении плана воспитательной работы планирует проведение походов и экскурсий, ведет подготов­ку учащихся к их проведению и проводит их, привлекая учителей-предметников, школьного медицинского работника, родительский актив и др.

Учитель физической культуры организует физическую подго­товку юных туристов, туристские соревнования; проводит турист­ские походы, путешествия, экскурсии.

Учитель осуществляет краеведческий принцип преподавания предмета, участвует в проведении походов, путешествий, экскурсий.

Воспитатель группы продленного дня ведет работу по подго­товке и проведению прогулок, походов и экскурсий в течении учеб­ного года и каникул; оказывает помощь учащимся в оформлении итогов прогулок, походов и экскурсий.

Медицинский работник проводит медицинское обследование учащихся, уходящих в поход, обслуживает туристские соревнова­ния, инструктирует ответственных за санитарно-гигиеническую ра­боту в туристский группах, обучая их оказанию доврачебной помо­щи, комплектует походную аптечку.

Школьный библиотекарь комплектует библиотечку туристской, краеведческой литературы, описаний маршрутов, туристских карт, методических материалов; организует выставки туристско-краеведческой литературы.

Начальник школьного лагеря труда и отдыха организует с уча­щимися экскурсии и походы на передовые промышленные и сель­скохозяйственные предприятия, к памятникам истории, культуры и природы родного края; краеведческую работу по изучению истории поселка, села, предприятия и т.п., где работает трудовое объедине­ние; сбор материалов для учебных кабинетов, школьного музея; об­щелагерные соревнования по туризму.

Российская Федерация провозгласила детско-юношеский туризм приоритетной сферой, где посредством общедоступных путешествий и экскурсий, оздоровления и отдыха реализуются конституционные права российских граждан на отдых и свободу передвижения, на восстановление и укрепление здоровья, благоприятную окружающую среду, пользование учреждениями культуры и доступ к природному, культурному наследию, на свободное получение информации и социальную защиту.

Государственным регулированием в сфере детско-юношеского туризма в РФ занимаются органы управления образованием, Федеральное агентство по туризму, Комитет по экономике, предпринимательству и туризму Государственной Думы РФ, комитеты по физической культуре, спорту и туризму в регионах России. В последние годы в реализацию программ по развитию детского и молодежного туризма включились также региональные и муниципальные органы по делам молодежи, образования, туризма.

Туризм и краеведение - это части единого целого. Туризм без краеведения не интересен, краеведение без знаний основ туристской техники невозможно. Если в походах и экскурсиях не ведётся краеведческая работа, то туризм теряет своё воспитательное значение и даже может стать отрицательным фактором, влияющим на развитие личности ребёнка .

Трудно переоценить значение туризма и краеведения в летнем отдыхе детей. Эта деятельность включает в себя не только высокое эмоциональное содержание, но также затрагивает нравственные, физические и общеобразовательные стороны развития ребенка, способствует познавательной активности каждого участника похода. Регулярные занятия туризмом оказывают положительное влияние на физическое развитие школьников, их физическую подготовленность, на функциональное состояние многих физических систем. Изучением влияния туризма на детский организм занимались многие.

Установлено улучшение функционального состояния, проявляющее в увеличении объема крови, увеличении мощности вдоха и выдоха, улучшение силовых показателей, выносливости школьников под влиянием даже одноразовых многодневных походов. Одноразовые многодневные пешие, велосипедные, лыжные походы помимо положительного влияния на организм показали, что различные виды туризма различно влияют на отдельные системы. Многолетние регулярные занятия туризмом оказывают положительное влияние на физическое развитие школьников, их физическую подготовленность, на функциональное состояние многих физиологических систем . Успешное проведение походов зависит от умения туристов правильно распределить свое время и силы, выбрать рациональный темп и порядок движения группы, владеть способами передвижения по различным местам и приемами преодоления препятствий. Организация походов по различным видам туризма имеет свои особенности, учет которых является обязательным условием эффективности походов.

Проведение походов и путешествий в рамках туристско-краеведческой деятельности регламентируется «Инструкцией по организации и проведению туристских походов, экспедиций и экскурсий (путешествий) с учащимися, воспитанниками и студентами Российской Федерации», утвержденной Министерством образования Российской Федерации (Приказ № 293 от 13 июля 1992 г.) и являющейся основным документом при проведении туристских мероприятий с учащимися . В ней оговариваются требования к участникам и руководителям походов и путешествий, строго регламентируются вопросы безопасности, которые являются главными при организации и проведении мероприятий с детьми.

Туристская деятельность учащихся, по определению Ю.С. Константинова, В.М. Куликова, занимает промежуточное положение между плановым и самодеятельным туризмом.

Краеведческая подготовка - неотъемлемая составная часть общей подготовки туриста. Она связана с приобретением знаний о природных богатствах родного края, историческом прошлом народа, формированием у туриста умений и навыков в организации и проведении специальных наблюдений в условиях похода с последующей их обработкой и анализом. Туристско-краеведческая деятельность во всех ее формах способствует всестороннему развитию личности ребенка, направлена на совершенствование его интеллектуального, духовного и физического развития, способствует изучению Родины и приобретению навыков самостоятельной деятельности.

На туристском маршруте и на дистанции соревнований по туризму учащимся приходится преодолевать разнообразные препятствия: крутые, снежные, осыпные, травянистые склоны и перевалы, порожистые реки, завалы и чащобы, болота, на которых могут возникнуть трудности, опасности и даже аварийные ситуации. Часть из них связана с реальными природными препятствиями, другие зависят от резких изменений погоды и носят эпизодический характер. Третьи – наиболее многочисленные – возникают при неправильном поведении самих туристов.

Для успешного проведения похода и осуществление мер по предупреждению травматизма и аварийных ситуаций в туристско-краеведческих мероприятиях с учащимися (в походах, экспедициях, загородных прогулках и экскурсиях, на слетах и соревнованиях, при проведении культурно - досуговые мероприятий, в дальнейшем – «походах, соревнованиях и т.д.»), использовали следующие Нормативные акты, методическую литературу:

Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24 ноября 1996г. №132-Ф3, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 1996г. №177 .

Об активизации туристско-краеведческой деятельности с обучающимися и подготовке летнего отдыха. Приказ Минобразования Российской Федерации от 28 апреля 1995 г. № 223 .

Физическое воспитание детей школьного возраста рассматривается в нашей стране как дело большой социальной важности и гарантируется в государственном порядке .

Любой поход начинается с разработки маршрута. Составляется список группы, распределяются обязанности участников похода. Оформляются нормативно-правовые и разрешающие документы. Немаловажное значение имеет обучение и инструктаж участников. Особое внимание следует обратить на организацию медицинской помощи, т.к. в походе может произойти что угодно: от серьезных травм до отравления.

Подготовка маршрута.

Спортивные туристские маршруты совершаются в соответствии с Правилами вида спорта «Спортивный туризм», утвержденными приказом Министерства спорта России от 22 июля 2013 г. № 571 .

Основные требования к участникам, руководителю и заместителю руководителя туристско-спортивных походов приведены в таблице 1.

Таблица 1

Необходимый опыт участия и руководства в походах по данному виду туризма (к.с.)

Минимальный

Количественный состав группы

участниказаместителя, руководителя

участника

руководителя

участников

Руководитель, заместит.

руководителя

руководство

Организация и подготовка походов – это комплекс параллельных и последовательных мероприятий, системное выполнение которых обеспечивает достижение поставленных целей, решение воспитательных,

образовательных и спортивных задач при максимальном оздоровительном эффекте и полной безопасности участников похода. Схема последовательности этапов организации и подготовки похода с разделением на три основных направления - подготовка группы, маршрутная работа, организационное и материально - техническое обеспечение похода .

Цели походов:

Перед каждым маршрутом, а, следовательно, и перед каждой группой, отправляющимся по маршруту, должны быть поставлены определенные, точно сформулированные цели и задачи. Более того, личные цели участников похода обязаны вписываться в общегрупповые. Только при таком положении дел можно успешно решать все походные проблемы.

Из наиболее часто встречающихся целей можно выделить:

спортивно-туристские (пройти категорийный маршрут, преодолеть определенные препятствия - перевалы, пороги, таежные пространства);

учебно-туристские (научиться ставить палатки, разжигать костры, ориентироваться на местности);

краеведческие (ознакомиться с новым районом, его природой, историей и сегодняшним днем);

исследовательские (изучить новый маршрут, составить описание реки собрать коллекцию минералов);

экскурсионные (посетить памятные места, связанные с именами выдающихся деятелей истории и культуры);

военно - патриотические (пройти по местам, боевой и трудовой славы);

общественно-полезные (очистить лес от мусора, собрать лекарственные растения).

Цель нашего туристско-краеведческого похода - посещение Государственного Бюджетного учреждения «Природный парк «Иремель», горы Жеребчик - скалы Кругозора, г. Миасс, озера Кисегач, посещение Естественно-научного музея Ильменского государственного заповедника им. В. И. Ленина.

Разработка маршрута

Сложная многоступенчатая процедура, требующая достаточно высокой квалификации и является основным элементом технологии туристского обслуживания. Данная процедура длительна во времени и подчас занимает несколько месяцев. Если маршрут является заказным (разовым), то процедура его создания упрощается, за исключением мероприятий обеспечивающих безопасность .

Схема последовательности этапов организации и подготовки похода разделяются на три основных направления - подготовка группы, маршрутная работа, организационное и материально-техническое обеспечение похода, выбор района похода и сроков его проведения. .

Конечный результат разработки будет выражен в следующих документах: списке участников со сведениями о возрасте, с указанием домашнего адреса; общем описании маршрута с картой - схемой; календарном плане путешествия и графике движения; приходо - расходной смете; списках группового и личного снаряжения; расчетном рационе питания и списке продовольствия с указанием, что берется с места, что закупается в пути и где именно. Подготовка туристского похода начинается с выбора района путешествия. Уже на этом этапе подготовки важнейшими становятся обеспеченность туристской группы картографическим материалом и умение участников грамотно работать с этим материалом .

Выбор маршрута

Один из наиболее важных моментов подготовки. Выбор района похода проводится на основе анализа топографических карт, схем и иных информационных документов, содержащих сведения об экскурсионных объектах в районе похода, природных памятниках, туристских объектах и т.д. При выборе района проведения любого похода следует, прежде всего, учитывать поставленные перед ним цели и задачи, от круга интересов ее участников.

Как бы разнообразны ни были цели, их можно сгруппировать следующим образом: посещение исторического или природного памятника; отдых на природе; физическая тренировка, связанная с длительными пешими переходами. На практике они, естественно, могут сочетаться .

Соответственно, для нашего похода мы выбрали район, территория, которой обладает ярко выраженным рекреационным потенциалом, – это не загрязненные хозяйственной деятельностью территории, содержащие значительные по площади лесные массивы живописные ландшафты, с хорошо выраженным рельефом и обзорными точками; гидрографические объекты (реки и озера, пригодные для купания и отдыха), все это позволит наилучшим образом выполнить задачи оздоровления и полноценного отдыха участников в природной среде. Вышеуказанная совокупность рекреационных ресурсов и рекреационно-познавательных объектов, это и есть необходимая для формирования туристского продукта.

С рекреационными задачами могут успешно сочетаться и познавательные задачи – расширение кругозора участников, их знаний географии и природы родного края, культурно-исторического наследия предков, традиционного уклада жизни местного населения и т.д., т.е. все, что мы называем «краеведением».

Выбранный нами район соответствует нашему походу, маршрут «удобный» для достижения целей. К нему ведут удобные пути подъезда и отъезда туристской группы (железнодорожные, автомобильные); достаточно широкая сеть удобных для движения лесных и полевых дорог, просек; троп (путей достижения потенциальных ключевых объектов маршрута и мест туристских стоянок), содержит оборудованные места для ночлега и отдыха туристов, содержит достаточное количество чистой воды для реализации питания.

После выбора района похода, по имеющемуся картографическому материалу и другой информации, мы разработали конкретный маршрут похода (нитку маршрута).

Нитка маршрута

Изучив топографическую карту, и другие информационные материалы, определили протяженность маршрута (с учетом состава группы и намеченной цели). Для достижения рекреационно - познавательных объектов определили пункты приезда (начало маршрута) и пункты отъезда группы с маршрута.

Организация группы.

Группы для проведения путешествий формируются из учащихся, объединенных на добровольных началах общими интересами на основе совместной учебы, занятий в кружках и секциях, трудовой деятельности, места жительства, обладающих необходимым опытом и осуществивших подготовку запланированного путешествия .

Перед проведением многодневного похода необходимо организовать несколько походов выходного дня, где участники знакомятся друг с другом, получают первичные туристские навыки.

В таких походах можно пронаблюдать за особенностями характера воспитанников, составить психологическую характеристику для каждого. Это имеет большое значение, так как главным достижением в организации походов является создание группы, способной к самостоятельной совместной деятельности, где принятие коллективного решения происходит с учётом индивидуального мнения каждого .

Необходимо выбрать, с учётом склонностей и желания, командира группы, завхоза, ответственных за общественное снаряжение, ответственных за ремонтный набор, ответственных за аптечку, казначея (ответственного за финансовые расходы на маршруте), летописца (ведение путевого дневника), фотографа (составление фотоотчёта). Группа планирует график дежурства на время проведения похода, составляет меню, закупает продукты.

В походе каждый участник отрабатывает навыки по передвижению на маршруте, установке лагеря, заготовке дров, воды, приготовлению пищи. А главное – учится жить в коллективе, нести ответственность за порученное ему дело .

Правовая база:

1. ФЗ Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Приказ Минобрнауки России от 26. 06. 2012 N 504 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей» Зарегистрировано в Минюсте России 02. 08. 2012 N 25082)

3. Приказ Минобразования РФ от 13. 07. 1992г. №293. Инструкция по организации и проведению туристских походов, экспедиций, и экскурсий с учащимися общеобразовательных школ и профессиональных училищ, воспитанниками детских домов и школ - интернатов, студентами педагогических училищ РФ.

Подготовка похода.

1. Приказ о выходе группы на маршрут (Муниципального бюджетного «Молодежный центр» Азнакаевского муниципального района с печатью и подписью директора).

В приказе указывается:

Цели и задачи похода (оздоровительная, воспитательная, обучающая): - состав участников, руководителей и заместителей руководителей (согласно инструкции приказа №293 от 13. 07. 1992г. по Минобразованию РФ); - географический район путешествия;

Сроки проведения похода;

Ответственность со стороны руководителя и заместителя за жизнь и здоровье участников.

2. Разработка маршрута, оформление маршрутных документов:

Комплектование и подготовка группы (в соответствии со сложностью маршрута и климатическими условиями географического района путешествия), выполняется исходя из «Инструкции по организации и проведению туристских походов, экспедиций и экскурсий (путешествий) с учащимися, воспитанниками студентами РФ» – п.3 – «Требования к руководителю, (помощнику) руководителя и участникам туристского похода, экспедиций и экскурсий»;

Выбор района похода;

Подготовка картографического материала;

Проведение занятий «Элементы топографии и ориентирования на местности» (в помещении и на местности);

Оформление маршрутного листа;

Приказ о походе;

Состав участников и руководителей;

Нитка маршрута с указанием дат и мест ночёвок;

Отметки МКК (если требуются);

Даты начала и окончания туристского похода;

Печать и подпись руководителя учреждения, выпускающего туристскую группу;

График дневных переходов с указанием мест и дат ночёвок.

Разрешение территориального отдела Управления Роспотребнадзора по РТ предоставленные документы в соответствии с требованиями СанПиН 2. 4. 4. 3048 - 13 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству и организации работы детских лагерей палаточного типа».

Обеспечение безопасности в походе.

Прямое отношение к профилактике травматизма имеют комплектация группы, изучение района предстоящего путешествия, описаний пути. Тщательная подготовка снаряжения, продуктов питания, медицинской аптечки, ремонтного набора. В подготовительный период руководитель группы обязан: скомплектовать группу с необходимым туристским опытом, обращая внимание на психологическую совместимость членов группы и сложившиеся отношения между ними. Совместно с членами группы определить район, категорию сложности похода и сроки его проведения. Убедиться, что предлагаемый маршрут интересен всем членам группы, что ожидания подростков в связи с планируемым путешествием в целом близки; изучить характер естественных препятствий на маршруте, предусмотреть необходимое для их преодоления снаряжение; изучить предстоящий маршрут, наметить тактику и технику его прохождения; рассказать всем участникам путешествия о намеченной тактике, показать на карте и схеме сложные участки маршрута, рассказать о способе их прохождения, убедиться, что все участники достаточно техничны для преодоления естественных препятствий маршрута в предлагаемом варианте движения

Ознакомить участников с правилами движения по дорогам, а также проезда на автобусном транспорте.

Ознакомить участников с правилами обеспечения безопасности на маршруте, в том числе с методами профилактики ожогов, травм; ознакомить участников с правилами предупреждения укусов клещей, змей, собак, диких животных; ознакомить участников с правилами поведения на маршруте и в полевом лагере .

Составить списки общественного и личного снаряжения, раздать перечни обязательного личного снаряжения, проверить по ним наличие снаряжения, обратив особое внимание на палатки, спальные мешки, теплоизоляционные коврики, ремонтный набор и аптечку; обратить особое внимание на наличие у членов группы запасной теплой одежды, шерстяных носков, обуви.

Совместно с участниками составить меню путешествия; распределить походный груз (продукты питания, групповое и личное снаряжение) равномерно между участниками с учетом их физических данных и тренированности; назначить на время похода ремонтного мастера и санинструктора группы. Меню составляется, О нормах расходов на питание в туристских мероприятиях. Письмо Министерства образования России от 11 января 1993 г. № 9/32 - Ф .

Повышение защищенности туристов за счет лучшей подготовки снаряжения достигается путем подбора однотипного и комплектного снаряжения, допускающего в аварийной обстановке взаимозаменяемость его отдельных частей, включения в состав снаряжения запасных и резервных предметов, испытания всего снаряжения под повышенными нагрузками в условиях тренировочного похода.

Походные группы формируются из объединений учащихся образовательных учреждений. Эти учреждения имеют администрацию, отвечающую не только за оформление документов, но и за качество образовательного процесса, частью которого являются походы, проводимые в соответствии с планами и по приказам учреждений .

Профилактика туристского травматизма в походе.

Контакты с местными жителями. Подросткам при проходе поселка стоит больше молчать. В необходимый или неизбежный контакт с местными жителями лучше вступать руководителю группы. При этом всем нужно помнить о вежливости, здороваться там, где это уместно. Не рекомендуется носить на себе или демонстрировать окружающим ювелирные украшения, часы, плееры, мобильные телефоны и другие дорогостоящие предметы личного обихода.

Поведение в транспорте. При переездах так же, как на вокзалах, группе следует держаться как можно кучнее и по возможности не вступать в контакт с посторонними. Если такового контакта не избежать, необходимо поддерживать его из последних сил вежливо, но не активно. Прерывать контакт приемлемой для этого форме должен руководитель.

Полевой быт.

Организация страховки туристов от ожогов при работе с костром включает следующие требования: дежурные у костра должны иметь костровые рукавицы, быть обутыми и иметь на себе длинные брюки; во время приготовления пищи дежурным должно быть обеспечено свободное передвижение в радиусе полутора-двух метров возле костра. Дужки котлов для приготовления пищи должны быть укреплены и заделаны, а крышки котлов должны легко сниматься и надеваться на котлы. Необходимо по возможности ограничить перемещения людей с наполненными тарелками; не допускаются игры и развлечения с огнем;

Для того чтобы избежать перегрева организма на марше, необходимо: носить легко вентилирующие и впитывающие пот одежду и головной убор светлых тонов, солнцезащитные очки; не начинать движение сразу после приема обильной пищи; передвигаться, по возможности, по теневой стороне и на продуваемых формах рельефа; снижать темп движения в сильную жару. Лицо затеняется козырьком головного убора или мажется солнцезащитным кремом .

В системе учебно-воспитательной работы образовательных учреждений туризм предстает деятельностью, сочетающий путешествие и познание окружающей среды. Учитывая это туристско-краеведческую деятельность В. Остапец определял как комплексное средство гармоничного развития детей и юношества, который заключается в активном познании и улучшении окружающей среды и самих себя в процессе туристических путешествий.

Объект, предмет и задачи туристско-краеведческой деятельности

Туристско-красзнавча деятельность заключается в поиске, обосновании и раскрытии во взаимосвязях и взаимо зависимостях совокупности особенностей определенной территории, комплексном оценивании ее в естественно-историческом и социально-экономическом аспектах.

Объектом туристско-краеведческой деятельности является совокупность географических, исторических объектов и явлений общественной жизни и их взаимосвязей на определенной территории. М. Откаленко отмечал, что объектом туристско-краеведческой деятельности является общественно-территориальный комплекс, который подтверждает географический характер краеведческих знаний, но не исчерпывает их. Краеведение также содержит знания истории, демографического состава, духовной и материальной культуры населения определенной территории. М. Міроиов рассматривает объект краеведения как социально-экономическое, политическое, историческое и культурное развитие микрорайона, села, города, района, области, природные условия.

Территория, этнический пространство, что состоит из меньших по размеру историко-географических единиц (село, город и т. п), является предметом туристско-краеведческой деятельности. По определению академика Есть. Колесника, краеведение всесторонне изучает малые территории. При этом все факты, явления и процессы исследуют комплексно, то есть в причинно-следственных связях.

Туристско-краеведческая деятельность предусматривает выполнение таких задач:

Способствовать возрождению духовности, национального сознания, любви к родной страны у подрастающего поколения;

Воспитывать уважение к человеку и его труда;

Повышать результативность обучения и воспитания с помощью ярких примеров из окружающей среды;

Обогащать опытом совместной деятельности, общения;

Осуществлять личностное развитие каждого ученика и студента;

Способствовать оздоровлению, повышению уровня физической подготовленности детей, подростков и молодежи;

Научить рационально, без нанесения ущерба природе собирать коллекции, ценные природные материалы;

Развивать умение пополнять собранными во время походов и экскурсий материалами краеведческие музеи или уголки, создавать новые;

Научить постоянно следить за экологическим состоянием окружающей среды и своевременно знакомить общественность с результатами исследований.

Особую актуальность туристско-краеведческая деятельность в системе учебно-воспитательной работы в образовательных учреждениях приобретает ныне. Она предусматривает исследование родного края во взаимосвязи с изучением глобальных и региональных особенностей окружающей среды, создает условия для использования краеведческого материала в учебно-воспитательной работе школы и ВУЗА, обеспечивает применение приобретенных знаний, умений и навыков (как результат непосредственного развития школьников и студентов, обеспечения их жизненного опыта).

Функции и виды туристско-краеведческой деятельности

С учетом того, что туристско-краеведческая деятельность является не только способом проведения свободного времени, но и формой воспитательного воздействия на личность, выделяют различные ее функции и виды. Основными функциями современного туризма являются:

1) воспитательная функция. Каждая туристская поездка формирует определенный опыт терпеливого преодоления неудобств, воспитывает любовь и уважение к людям, родному.края, учит уважительно относиться к традициям, верованиям, мировоззрению других народов и тому подобное;

2) развивающая функция. В процессе путешествий происходят развитие познавательной активности, обеспечение возможности адекватного самопознания, вооружение коммуникативными умениями и навыками;

3) познавательная функция. Она заключается в познании мира, в накоплении опыта, формировании мировоззрения каждого путешественника. Совершая поход или экскурсию по родному краю, юные краеведы получают знания о географические, исторические, экологические и др особенности окружающей среды, учатся сохранять их для следующих поколений, что способствует развитию науки, культуры, искусства и других отраслей человеческого общества;

4) соціалізуюча функция. Происходит овладение навыками взаимодействия с другими людьми, правилам поведения в коллективе и тому подобное;

5) рекреационная функция. Туристские путешествия способствуют улучшению физического и психологического здоровья юных исследователей, которые получают новые впечатления.

Согласно основных функций туризма, которые имеют педагогическое значение, в теории и практике туризма выделяют следующие его виды (В. Ганапольский, Есть. Безносиков В. Булатов, 1987):

а) по характеру путешествия - горный, сухопутно-равнинный, подземный (пещерный), водный, подводный, комбинированный;

6) по способу передвижения - пешеходный, горно-пешеходный, лыжный, велосипедный, водный, парусный, автомобильный, мотоциклетный, конный;

г) по длительности - однодневные походы, двухдневные (походы выходного дня без ночного отдыха и с отдыхом) и многодневные;

г) по масштабу - местные путешествия (в пределах района, области, края) и дальние (районы, отдаленные от места проживания);

д) организацией путешествий - плановый (организуют через туристско-экскурсионные бюро, совета добровольных спортивных обществ, спортивные клубы и коллективы физической культуры по оплаченным путевкам с обеспечением участников питанием, обслуживанием, транспортными средствами) и самодеятельный (организованные усилиями и средствами самих туристов);

е) с целью - познавательный (направлен на изучение родного края, его рельефа, климата, флоры и фауны, хозяйства; предусматривает ознакомление с передовыми предприятиями, встречи с героями и ветеранами Второй мировой войны и труда, делегатами районных, областных и Верховного советов, посещение музеев и памятных мест); оздоровительный (закаливание организма, развитие двигательных качеств повышает работоспособность, оптимизирует активный отдых); спортивный (улучшает физическую подготовку, способствует воспитанию морально-волевых качеств, физическому совершенствованию) и агитационно-массовый (пропагандирует туризм, агитирует широкие массы населения к походам и обмена опытом туристской работы).

С развитием общества появляются и развиваются новые виды туризма. При этом некоторые из них отделяются от туризма, это такие виды спорта, как альпинизм, скалолазание, спортивное ориентирование и др. В то же время и туризм пополняется элементами других видов спорта, что способствует усовершенствованию техники туристических походов и путешествий.

Загрузка...
Top