Анализ русской народной сказки лиса и волк. Отзыв о сказке «Лиса и волк. Технологическая карта урока

«Лиса и волк» - это русская народная сказка, написанная в фольклорном стиле.

Подарок для старухи

Старик ехал с рыбалки, вдруг увидел на дороге мертвую лису. Он обрадовался, что вернется домой не только с рыбой, но и с подарком жене. Старик положил лису на воз, а сам пошел впереди. А лиса выбросила на дорогу всю рыбу и убежала. Старик, ничего не подозревая, приехал домой, но не обнаружил ни рыбы, ни лисицы. Он понял, что его перехитрили, но было уже поздно.

Как волк доверился лисе

А лиса сидит и лакомится рыбкой. Пробегавший мимо голодный волк попросил дать ему рыки, а лиса отвечает: «Пойди сам и налови». Лиса решила поиздеваться над волком. Она посоветовала ему пойти и окунуть хвост в прорубь, да сидеть подольше, чтобы рыбка прицепилась. Волк доверился лисе и сделал так, как она сказала, пока его хвост совсем не примерз. Волка увидели люди, пришедшие на прорубь набирать воду, и побили. Он убежал, а замерзший хвост оторвался.

Проучить лису не удается

Волк хотел догнать лису, чтобы проучить, но опять, в силу своей доверчивости, оказался обманутым.

Лиса захотела чем-то полакомиться в селе и попала головой в тесто. Убегая, встретила побитого волка, но она и здесь легко выкрутилась. Лиса сказала, что ее избили еще сильнее, даже на голове мозги вылезли, указывая на голову в тесте. Волк же, по доброте своей, предложил лисе сесть ему на плечи и повез, думая, что ей досталось больше.

В этой сказке есть выражения, ставшие крылатыми:

  • «Мерзни, мерзни, волчий хвост»;
  • «Ловись, рыбка, большая и маленькая»;
  • «Битый, небитого везет».

На примере истории со стариком, эта сказка нас учит не верить всему, что мы видим, быть бдительнее и осмотрительнее, особенно с теми, кого не знаем.

На примере волка сказка учит не доверять всему, что говорят. Вначале думать, анализировать, а потом что-либо делать. Ясно было, что рыба никак не может прицепиться на хвост, а если бы у лисы мозги вытекли, то она уже не могла бы бегать.

Волк нам известен из других сказок, как злой персонаж, а здесь он добрый, доверчивый и вызывает сочувствие. Лиса же, как всегда, хитрая, изворотливая плутовка.

Русская народная сказка "Лисичка-сестричка" о хитрой рыжей плутовке, которой удалось провести сначала деда, а затем Серого волка, чрезвычайно популярна у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Эта веселая, даже немного комичная история написана простым языком, хорошо воспринимается и легко запоминается. Ну и, конечно же, несет в себе серьезный воспитательный момент. Познакомимся с ней поближе – вашему вниманию представлена аудиосказка "Лисичка-сестричка".

Мораль сказки "Лисичка-сестричка":


Вот так хитрая и коварная Лисичка дважды обманула глупого и доверчивого Волка. Аудиосказка "Лисичка-сестричка" для ребенка принесет больше пользы, если после ее прослушивания вы побеседуете с ним и зададите вопросы:

Пусть ребенок вместе с вами ответит на вопросы и попробует порассуждать – это хорошо развивает мыслительные способности, связную речь, расширяет словарный запас. Вместе выведите мораль сказки:

  • Доверие – это очень хорошо, но нельзя безгранично доверять кому бы то ни было. Доверие не должно граничить с глупостью.
  • Кто обманул один раз – обязательно обманет еще раз. Простить лжеца можно, но доверять ему уже не получится.
  • Обман – это очень плохо. К обманщику не будет хорошего отношения, а его ложь рано или поздно всплывет на поверхность.

Аудиосказка "Лисичка-сестричка" для iPhone/iPad воспитывает в малыше честность, неприятие обмана и нетерпение к глупости. Глупый и недалекий Волк выглядит смешно и вызывает жалость. А Лиса хоть и умна, но неприятна тем, что постоянно лжет и подставляет других героев, ведь по ее вине несчастный Волк был избит и лишился хвоста.

Сказка Лиса и Волк – забавная история о хитрой, ловкой лисе и глупом доверчивом волке. Сказка, в которой волка следует пожалеть, вызовет интерес у детей. Непременно прочитайте сказку онлайн и обсудите ее с ребенком.

Сказка Лиса и Волк читать

Кто автор сказки

Эта сказка о животных относится к устному народному творчеству.

Увидела хитрая Лисичка старика, который с хорошим уловом с речки возвращался. Смекнула плутовка, как рыбкой полакомиться. Прикинулась лиса мертвой. А дед обрадовался, думает: привезу бабе рыбки да еще воротник на шубу. Положил находку в сани и довольный едет домой. Лисичка потихоньку рыбку на дорогу выбросила, с саней выпрыгнула, собрала улов в кучку, сидит, рыбкой лакомится. Любопытный и голодный Волк у кумушки стал спрашивать откуда рыбка. Лисичка научила Волка, как нужно в проруби хвостом рыбу ловить. Поверил кумушке Волк, к проруби пошел, сделал так, как кума советовала. Хвост примерз – с места Волк не сдвинется. Бабы сероманца увидели, коромыслом били, пока Волк не убежал, оставив хвост в проруби. А лисичка в деревне поживиться надумала да головой в тесто угодила. Бежит, а тесто по голове течет. Повстречала она отлупленного Волка и давай причитать и жаловаться: побили ее так, что мозги потекли. Добрый Волк пожалел плутовку, посадил на спину и повез в лес, даже не подозревая, что коварная Лиса его дважды обманула. Читать сказку онлайн можно на нашем сайте.

Анализ сказки Лиса и Волк

В сказке нет положительных персонажей. Дед олицетворяет простоту и неосторожность, Волк – глупость и ограниченность. Находчивость и смекалка Лисы поражает, но не делает ее положительным персонажем. Образ Лисы – предостережение простодушным и доверчивым людям. Смысл сказки Волк и Лиса заключается в том, что нужно научиться отличать правду от лжи. Следует быть разборчивым в друзьях, нельзя доверять «сладким» речам людей, особенно чужих.

Мораль сказки Лиса и Волк

Прежде чем доверять другим людям, нужно проанализировать ситуацию, взвесить услышанное и увиденное. Мораль сказки Лиса и Волк поучительна. Современное общество полно «лисичек», которые не прочь поживиться за чужой счет и «охотятся» на доверчивых и глупых людей повсюду.

Пословицы, поговорки и выражения сказки

  • Доверяй, но проверяй.
  • О популярности сказки свидетельствуют выражения, ставшие крылатыми, – «Битый небитого везёт» и «Мёрзни, мёрзни, волчий хвост!».
- Здравствуйте, мои дорогие! Доброго вам начала дня. Улыбнулись друг другу пошире.

Итак, друзья, внимание
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее –
Начнём скорей урок.

Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам – урок!

Как вы её понимаете?

Любите ли вы сказки?

Что такое сказка?

Сказка – это вымышленное произведение. То, что происходит в ней, на самом деле не бывает, но, читая их, можно учиться добрым, хорошим поступкам.

Кто знает, почему мы называем одни сказки авторские, а другие – русские народные?

Итак, сегодня мы будем работать со сказкой.

Все минуточку вниманья,
Сказку я хочу начать.
Этой сказочки названье
Поспешите отгадать.

Жили себе дед да баба. Дед говорит бабе:

Ты, баба, пеки пироги, а я запрягу сани да поеду за рыбой.

Наловил рыбы и везёт домой целый воз. Вот едет он и видит: лисичка свернулась калачиком и лежит на дороге. Дед слез с воза, подошёл к лисичке, а она не ворохнется, лежит себе как мёртвая.

Правильно, сказка называется "Лисичка-сестричка и волк". Русская народная сказка.

Кто же главный герой этой сказки?

Посмотрите сценку, она напомнит вам о том, каковы лиса и волк.

Здравствуй, куманёк! – улыбнулась Лиса Волку, сама вся рыжая, только кончик хвоста белый.

Здравствуй, Здравствуй, - щёлкнул зубами Волчище. – Опять что-нибудь скверное затеяла?

Я затеяла? Да я за всю жизнь ни разу никому плохого не сделала! – возмутилась рыжая.

А кто брату моему посоветовал в прорубь хвост опустить? – напомнил Волк – Еле ноги унёс.

Так это сказка! – махнула лапой Лиса.

А Колобка кто съел? А Петушка Золотого гребешка кто хитростью в лес заманил? – не унимался тот.

И ты всему поверил? – Лисица обвила ноги своим пушистым хвостом. – Ты больше слушай, тебе ещё и не такого наговорят…

Если это неправда, то вот уж в курятнике хозяйничать ты мастерица. Только пух и перья после тебя остаются.

Ну и хитра же ты, рыжая, - Волк посмотрел на Лисицу. – Да и красива ты, плутовка.

Что верно, то верно. Вот из-за красивого меха мне охотники с собаками покоя не дают. Спасибо, хвост помогает, следы заметает, собак с пути сбивает.

Хорошо бы, если и мой мне так помогал, - Волчище повернул голову и посмотрел на свой хвост.

Всё у тебя не так, как у других, - проворчала Лиса. – Хочешь, я тебе сделаю такой же хвост, как у меня?

Нет уж, спасибо! Опять хочешь обхитрить? Не получится.

Ну, как знаешь, - равнодушно сказала плутовка.

Как называют лису? Почему?

Раз – присядка, два – прыжок.

Это заячья зарядка.

А лисята как проснутся,
Любят долго потянуться,
Обязательно зевнуть.
Ну и хвостиком вильнуть.
А волчата спину выгнуть
И легонечко подпрыгнуть.
Ну, а мишка косолапый,
Широко расставив лапы:
То одну, то обе вместе,
Долго топчится на месте.
А кому зарядки мало –
Начинаем всё сначала!

Я предлагаю вам поработать в группах. Каждая группа получает задание, написанное на карточке.

Знакомая вам сказка?

Давайте попробуем восстановить события сказки по иллюстрациям.

На стр. 79 есть надписи к иллюстрациям.

Я предлагаю рассказать сказку, используя надписи к иллюстрациям.

Какова же лиса?

Кого она перехитрила?

Докажите, что лиса умная, жестокая, предприимчивая.

А каков же волк?

Сколько хитростей придумала лиса?

Что рассмешило вас в этой сказке?

Как обращается лиса к волку?

А волк к лисе?

Почему в сказке такое обращение между животными?

В каких ещё сказках лиса всех обхитрила?

Какой вы представляете лису?

А волка?

Сегодня на уроке вы были артистами, зрителями, а хотите побывать художниками?

Для этого я предлагаю вновь объединиться в группы. Каждая группа получает задание, написанное на карточке.

Молодцы! Вот какие получились Лиса и Волк.

В мире много сказок

Грустных и смешных,

И прожить на свете

Нам нельзя без них.

Сегодня я ещё раз убедилась в том, какие вы все талантливые и способные.

У вас на партах лежат две картинки: улыбающаяся Лисичка и плачущий Волк. Если вам было интересно на уроке – поднимите картинку Лисички, а если грустно, неинтересно, то Волка.

Я очень рада, что вы уходите с урока с хорошим настроением.

Спасибо за работу. Урок закончен.

Я вам предлагаю вспомнить другую сказку, где героем является лиса, и рассказать её.

Отзыв о прочитанном произведении «Лисичка-сестричка и серый волк»

Описание: данный материал адресован воспитателям детского сада, учителям начальных классов, а также может быть интересен родителям в организации детского чтения.

Значение русской народной сказки в процессе воспитания и становления личности ребенка не оспоримо, для современных детей, родившихся и растущих в городских условиях, оно еще более актуально - ребенок не знает, затрудняется ответить, что значит «гумно», «сусеки», «пуща», «рубище» и тому подобное, потому что не знаком с элементами деревенского быта. Так называемые «архаизмы» или устаревшие слова народных сказок открывают богатейший мир великого русского языка. Народная сказка ненавязчиво формирует у ребенка здоровое нравственное восприятие окружающей действительности, соответствующее традициям, ментальным установкам, которые приняты в данной стране. Читая и перечитывая малышу русские народные сказки «Репка", "Колобок", "Теремок», «Курочка Ряба" и многие другие, мы исподволь предлагаем ребенку опыт и мудрость русского народа.

Выразительные, яркие, красноречивые, самобытные сюжеты русских народных сказок подчиняются ряду правил: множественные повторы, большое количество символики, скрытого и явного смысла, чередование "наказаний" и "поощрений" героя сказки в зависимости от его поступков. Таким образом, наши предки формировали модель правильного и неправильного поведения, закладывая понимание возможности исправить допущенную ошибку, что позволяет ребенку при чтении народной сказки самостоятельно делать доступные детскому пониманию выводы. Таким образом, у ребенка развиваются мыслительные процессы и формируются правильные жизненные, моральные установки. Сказки являются своеобразным нравственным кодексом народа, а поступки героев сказки являются примером модели поведения человека в реальности.

Анализ русской народной сказки «Лисичка - сестричка и серый волк».

По жанру: «Лисичка - сестричка и серый волк» - русская народная сказка о диких животных.

Тема сказки: В этой сказке рассказывается об уме и глупости, о хитрости и прямодушии, о добре и зле, о доброте и жадности.

Идея сказки : Сказка учит отличать добро от зла, говорит о том, что далеко не все красивые и льстивые речи стоит слушать. Сказка говорит о том, что как бы вам не хотелось без особых усилий получить желаемое, не всегда самый быстрый и легкий путь - самый правильный. Для достижения хороших результатов не стоит обманывать, нужно стараться и трудиться для достижения своей цели.

Главные герои сказки -- это лисичка - сестричка и серый волк.

Лисичка-сестричка:

  • - хитрая плутовка, обманщица: 1). «лежит себе как мертвая»; 2). «Эх, братец, - говорит лисичка-сестричка, - у тебя хоть кровь выступила, а у меня мозг, меня больней твоего прибили; я насилу плетусь.»;
  • - умная, ловкая, воровка: «…лисичка улучила время и стала выбрасывать полегоньку из воза все по рыбке да по рыбке, все по рыбке да по рыбке. Перевыбросила всю рыбу, и сама ушла.»;
  • - жадная, безжалостная: 1). «А лиса: «Мёрзни, мёрзни, волчий хвост!»;
  • 2). Вот лисичка-сестричка сидит, да потихоньку и говорит: «Битый небитого везёт, битый небитого везёт».

Волк:

  • - доверчивый, глупый: 1). «Волк пошёл на реку, опустил хвост в прорубь и сидит»; 2). «Надоело волку сидеть. Хочет он вытянуть хвост из проруби, а лиса говорит: «Погоди, волчок, ещё мало наловил!» И опять начали приговаривать каждый своё. А мороз всё сильней да сильней. Волчий хвост и приморозило. Волк потянул, да не тут-то было.;
  • - добрый: «И то правда, - говорит волк, - где уж тебе, сестрица, идти; садись на меня, я тебя довезу. Лисичка села ему на спину, он её и понёс.)

Художественное своеобразие произведения:

Композиция:

Присказка ("Жили себе дед да баба"), экспозиция ("Дед говорит бабе: «Ты, баба, пеки пироги, а я запрягу сани, да поеду за рыбой». Наловил рыбы и везет домой целый воз"), завязка ("А лисичка улучила время и стала выбрасывать полегоньку из воза все по рыбке да по рыбке, все по рыбке да по рыбке. Перевыбросила всю рыбу, и сама ушла."), развитие действия (в данной сказке - это соединение нескольких эпизодов, расположенных по нарастающей: В сказке три эпизода (три сюжетных мотива) - “Лиса крадет рыбу из саней”, “Волк у проруби”, “Битый небитого везет».), кульминация («Наступило утро. Пошли бабы на прорубь за водой, увидели волка и кричат: «Волк, волк! Бейте его! Бейте его!» Прибежали и начали колотить: кто коромыслом, кто ведром, кто чем попало. Волк прыгал, прыгал, оторвал себе хвост и пустился без оглядки бежать") и развязка ("…Так, сестрица, так!").

Анимизм (животное выглядит и ведёт себя как животное, но оно как бы мыслит, думает, переживает), например, 1. «А лисичка бегает вокруг волка да приговаривает: «Ясни, ясни на небе звёзды! Мёрзни, мёрзни, волчий хвост!»; 2. ««Вот сколько рыбы привалило! - думает волк. - И не вытащишь!»

Антропоморфизм (очеловечивание), например, «Что ты там, лисонька, говоришь? - спрашивает волк. «Это я тебе, волчок, помогаю, - говорю: ловись, рыбка, да ещё побольше!»

Сказка написана повествовательно с короткими диалогами героев. Используются старые русские слова: полно, поживится, рогожа, эка, коромысло, кадка.

Используются приговоры: «Ловись рыбка мала и велика», «Битый небитого везёт…»

Вывод сказки: Через эту сказку хорошо прослеживается быт деревенской жизни. А так же на занятиях по сказке можно затронуть мысль о различных ситуациях, в которых нужно прислушаться и поступить, как нам говорят, а где надо подумать, можно ли так поступать. Можно разобрать ситуации вместе с детьми: Лиса и дед, лиса и волк и т.д.

Загрузка...
Top