10 стран с федеративным устройством. География мира. Список федеративных стран и государств. Федеративные государства на современной карте мира

Политическое устройство современных государств выстроено в рамках двух основных моделей - унитарной и федеративной. Какова специфика каждой из них? Как формировалась система государственного управления в РФ? Почему опыт выстраивания федеративной модели может кардинально различаться в разных странах?

Федерация как форма устройства государства

Что такое федеративное государство? В нем реализованы принципы федерализма, которые предопределяют ряд отличий системы политического управления, сформировавшейся в стране, от унитарной модели. Каковы эти принципы? Исходя из каких признаков федеральная модель государственного устройства существенно отличается от унитарной? Попробуем выстроить рассуждение, выделяя общие моменты для федеральной и унитарной моделей, и специфические признаки, характерные для каждой из них.

Федерация и унитарное государство: велика ли разница?

Распространено мнение, что унитарное и федеративное государство - две полярные политические модели, принципиально различные, едва ли не антагонистические. Это не совсем так. Дело в том, что один из признаков, характерных, казалось бы, только для федеративного государства, - административное деление на независимые политические единицы - соблюдается в странах, традиционно считающихся унитарными. Так, например, во Франции и Японии есть, соответственно, департаменты и префектуры, которые, как считают некоторые эксперты, обладают едва ли не большей политической самостоятельностью, чем, например, субъекты Российской Федерации.

В чистом виде унитарных (без деления на административные территории) государств сейчас немного. Так или иначе, некоторая политическая локализация на уровне провинций, префектур, муниципалитетов присутствует в большинстве унитарных стран. И в этом, скорее, их схожесть с федеративными.

Имитация федерации?

Таким образом, структура политического устройства страны не может считаться фактором ее однозначного отнесения к какой-либо конкретной модели. Более того, есть радикальная точка зрения, согласно которой большинство государств, которые причисляют себя к федеративным, на деле создают лишь видимость принадлежности к странам, система государственного устройства которых имеет классические признаки федерации (далее мы их рассмотрим). Делается это, собственно, с политической целью. Одно из самых успешных федеративных государств мира - США.

В свою очередь, многие страны считают необходимым тем или иным образом приобщиться к американской модели, поделив свою территорию на штаты и прописав в конституции соответствующий статус каждого из них. На деле же соответствующие политические единицы остаются очень зависимыми от центра.

Вместе с тем, если брать классические признаки федерализма, то можно увидеть, что государство, выстроенное в рамках соответствующей модели, будет сильно отличаться от унитарного. То есть разница между двумя рассматриваемыми видами при фактическом (а не только юридическом) присутствии в политической системе страны ключевых элементов федерализма будет прослеживаться значительная.

Признаки федерации

Каковы ключевые признаки, которыми обладает федеративное государство? Деление страны на административные единицы, как мы уже сказали выше, не в счет, даже если их назвать штатами, а в конституции страны прописать, что государственная модель - федерация.

Один из ключевых признаков соответствующей формы устройства страны - это функционирование органов власти, неподотчетных в ключевых вопросах развития каким-либо вышестоящим структурам. Субъекты федеративного государства обладают, как правило, выраженной независимостью от столицы в аспекте ключевых вопросов, связанных с развитием экономики, социума, государственной и муниципальной политики.

При этом фактическое наполнение свободы действий административных единиц, составляющих федерацию, зависит от содержания правовых актов о разграничении полномочий между федеральными органами власти и теми, что функционируют на уровне регионов. В политических системах некоторых стран субъекты имеют очень большую независимость, например штаты в США. В Америке такое явление, как федеральная программа (если под ней понимать некую масштабную инициативу, затрагивающую интересы всех граждан), встречается достаточно редко. Отсутствуют многие привычные для РФ законы, обязательные к исполнению на всей территории страны, например Трудовой и Гражданский кодексы. Вместо них в США есть сборники актов в рамках одной отрасли права.

В свою очередь, несмотря на то что РФ - федеративное государство, существует большое количество примеров, когда те или иные программы, инициативы и приоритеты, определяемые на федеральном уровне, подлежали реализации на уровне российских регионов. Это, в свою очередь, предполагало некоторую подотчетность действий субъектов перед центром. В России есть обязательные для исполнения на территории всей страны Трудовой и Гражданский кодексы.

Другой признак федерации - наличие полного цикла правотворчества на уровне трех ветвей власти - законодательной, исполнительной и судебной. То есть в субъектах, формирующих федеративное государство, в большинстве случаев есть локальный парламент (законотворческая структура), местное правительство (исполнительная ветвь), а также Верховный суд. Законодательная инициатива может и должна исходить со стороны, прежде всего, региональных участников политического процесса.

Следующий важнейший признак федерации - наличие независимых, в ограниченной степени подотчетных перед центром бюджетов субъектов. Вместе с тем данный критерий - в числе самых спорных. Дело в том, что существует очень большое количество национальных моделей бюджетной политики в рамках федеральных государств, и их непросто классифицировать даже по каким-то группам.

Возьмем опять же российскую и американскую системы устройства страны. Бюджеты штатов в США в значительно меньшей степени, чем в РФ, зависят от дотаций из центра, но имеют больше полномочий по сбору налогов. Это дает возможность многим субъектам американской федерации формировать, к примеру, собственные органы полиции, медицинских и иных служб. В России, в свою очередь, на законодательном уровне закреплен принцип единства бюджетной системы. Многие государственные службы централизованы. Таким образом, независимость бюджета как один из признаков федерализма признается экспертами, однако вызывает дискуссии касательно своей роли.

Признаки унитарного государства

Перечислив ключевые признаки федеративного государства, рассмотрим соответствующие критерии для стран с унитарной формой политического устройства. Некоторые из них можно назвать исходя из логики обнаружения контрастов с федеральной моделью. То есть в унитарных государствах, как правило, региональные органы власти подотчетны в большинстве вопросов центру, не имеют полного цикла правотворчества, а бюджетная политика в целом также определяется в столице.

Некоторые эксперты определяют как один из типичных признаков унитарного государства отсутствие политической составляющей в определении границ административных частей страны. То есть, проще говоря, населению и властям территорий, на которые поделено государство, все равно, где именно жить. Ключевые правовые нормы, определяющие то, как будет развиваться экономика и социум, принимаются в столице - они будут одинаково исполняться везде.

Достаточно легко могут меняться границы административных территорий. Подобной гибкости федеративная система государства, как правило, не имеет. Если, скажем, для того чтобы штат Мэриленд уступил часть территории Вирджинии, должны пройти сложнейшие процедуры переговоров и согласований, то когда в России Коми-Пермяцкий АО входил в состав Пермской области, соответствующее одобрение должны были дать жители автономного округа - они его дали, а могли и отказать властям в своем желании переходить под юрисдикцию другого субъекта федерации.

Административно-политические единицы в унитарных государствах, как правило, не наделены полномочиями заключать договора с иностранными государствами. Соответствующие функции выполняет центр. В свою очередь, федеративная форма государства часто предполагает достаточную самостоятельность субъектов во внешнеполитической активности.

Локальные территории в рамках унитарных государств не вправе принимать законы, каким-либо образом ограничивающие права жителей других административных единиц. В свою очередь, если, например, в США на уровне штатов принимается закон, запрещающий использование полиэтиленовых пакетов (именно такой был, в частности, недавно принят в Калифорнии), то исполнять его должны будут не только жители штата, но и все те, кто посещает данный политический субъект.

Административные единицы в рамках унитарных государств, как правило, не наделены полномочиями издавать такие законы (но они могут быть приняты центром с целью последующей реализации на конкретной территории страны).

Особенности российской модели

Россия - федеративное государство. Это прописано в Конституции нашей страны. Ключевые признаки, которые характеризуют федеративное устройство государства, в целом присутствуют в российской политической модели. В РФ, таким образом, есть субъекты, в которых может проходить полный цикл правотворчества, деятельность региональных органов власти имеет достаточно ограниченную подотчетность центру, каждый субъект федерации имеет собственный бюджет. Какими еще особенностями характеризуется российская модель федерализма? Начнем с важнейших исторических фактов.

Прослеживается значительная преемственность между принципами территориального деления РФ на субъекты сегодня и советской моделью государственного устройства. Области, республики, края, округа - это было внедрено в модель советского государственного управления. Территории большинства современных субъектов РФ были определены властями еще при СССР.

В свою очередь, Российская Империя считалась унитарным государством. Территория страны была поделена на губернии, однако признаками выраженной самостоятельности они не обладали. Управление государством осуществлялось централизованно. Для чего в советское время территория России (равно как и других республик) была поделена, а за каждым субъектом закрепилась относительная самостоятельность (вылившаяся в современную модель российского федерализма)? Почему, к примеру, Белоруссия, Украина и Казахстан стали унитарными государствами, а Россия - федеративным?

Есть очень много точек зрения на этот счет. Согласно одной из них, деление советских республик на области было обусловлено экономическим фактором. Те или иные территории определялись исходя из расположения значимых инфраструктурных объектов, а также месторождений полезных ископаемых, транспортных путей, близости к морю и т.д.

Другой фактор - национальный. Многие из современных российских республик по территории совпадают с районами населения титульных наций. Собственно, данный аспект, как полагают многие исследователи, предопределил тот факт, что Россия - федеративное государство, а Казахстан - унитарное. В соседней стране исторически не сформировалось значимых по площади территорий, на которых бы компактно проживали нации, не родственные казахам (титульному народу), русским, узбекам, немцам, украинцам (имеющим свои государства).

Национальный фактор

Таким образом, модель государственного устройства в РФ, согласно распространенной точке зрения, во многом продиктована тем, что наша страна - многонациональная. В свою очередь, деление территорий, на которых преимущественно проживают русские, на субъекты - области и края - обусловлено тем, что достаточно тяжело с точки зрения территориальной организации и не вполне целесообразно с точки зрения культурного и исторического контекста образовывать некую «русскую республику». Таким образом, Россия, имея основные признаки федеративного государства, во многом стала преемницей советской модели политического устройства. До СССР наша страна практически не имела традиций федерализма.

Какие еще особенности российской политической модели можно отметить? Собственно, одну из них мы уже косвенно обозначили. Российская федерация - федеративное государство с разными по наименованию субъектами. В состав нашей страны входят республики, области, края, а также города федерального значения. В свою очередь, субъекты федерации делятся на территории местного самоуправления. Таким образом, в РФ наблюдается в достаточной степени выраженная вертикальная соподчиненность территориальных единиц в рамках субъектов федерации. Рассмотрим ее несколько подробнее.

Российская система государственного управления

Выше, определяя то, чем отличаются унитарное и федеративное государство, мы зафиксировали, что практически все страны мира, так или иначе, делятся на административные единицы. Можно сказать, что в рамках модели политического устройства РФ это правило характерно и для субъектов, входящих в состав России. Благодаря в достаточной мере выраженной самостоятельности республик, краев, областей и городов федерального значения, внутри них формируется еще несколько ступеней политической власти.

При этом для соответствующих систем административного устройства свойственны некоторые критерии, определенные нами как характерные для унитарных стран. То есть, несмотря на то, что неоспоримо федеративным государством является Россия, ее субъекты по некоторым признакам сформированы по унитарным принципам реализации политической власти. В чем это выражается?

Региональный вариант унитарной модели

Республики, края и области РФ делятся на два типа административных единиц - городские округа и муниципальные районы. В этой схеме есть и дополнительная субординация. В муниципальный район входят городские и сельские поселения, которые, в свою очередь, включают в себя города, поселки, деревни и села. Города федерального значения включают особые административные единицы - внутригородские территории.

Округа, районы, поселения и иные территориальные единицы в составе субъектов РФ во многом характеризуются теми же признаками, что и политические структуры в рамках унитарных государств. То есть на соответствующем уровне нет органов власти в рамках трех ветвей, нет полномочий заключать международные договоры, присутствует подотчетность центру (столице субъекта федерации) в хозяйственной и политической деятельности.

Что эффективнее - унитарное или федеративное государство?

Мы сравнили унитарное и правовое государство по ряду ключевых критериев. Можно ли однозначно оценить какую-либо из этих двух моделей устройства страны как более эффективную? Вероятно, нет. Главным образом потому, что важнейшую роль играет фактор исторического развития страны. Вполне возможно, что для конкретной нации не вполне подходит федеративное государство.

Страны очень разные по политической культуре, традициям самоуправления. Организовать федерацию может быть сложно по причине отсутствия оснований для деления территории на субъекты, обладающие выраженной самостоятельностью. Если говорить, к примеру, о США, то мы вспомним, что это государство образовалось в силу слияния изначально независимых штатов, то есть по причине центростремительных трендов. В американском сценарии речь идет об уникальном случае политической консолидации.

В советской модели, если придерживаться распространенной версии, деление республик на дополнительные субъекты было продиктовано экономическими причинами. Земли в Германии, в свою очередь, во многом совпадают с историческими территориями, участвовавшими в объединении в государство, результаты которого были закреплены Бисмарком в 70-х годах 19 века.

Таким образом, формирование федерации должно быть чем-то обусловлено в политическом, социальном или экономическом контексте. Только в этом случае есть шанс построить эффективное федеративное правовое государство, а не видимость успешного копирования зарубежной модели. Вовсе не обязательно, что соответствующая концепция окажется совместимой с государством, которое в историческом контексте функционировало по унитарным принципам.

Федеративное государство — это наиболее важная тема в обществознании, которую надо серьезно изучать. Да что там в обществознании, в вузах эту тему изучают от семестра до года! Поэтому неудивительно, что я не смогу вам тут дать полный обзор темы. Между тем, важные принципы федерализма, как принципа государственно-территориального деления государства мы сможем вам разъяснить кратко и понятно, чтобы вы сдали егэ на максимальный балл.

Понятие

Федеративное государство — это форма государственно-территориального устройства, при котором сосуществуют два уровня власти: федеральный и местный, и государство при этом делится на субъекты, которые имеют самостоятельность в области внутренней политики на своей территории.

Вот такое довольно мудреное определение. На самом же деле, все довольно просто: государство делится не просто на административно-территориальные единицы, а на субъекты, которые могут принимать свои законы, не противоречащие Конституции.

Федеративное государство обычно имеет такие признаки:

Дублирование субъектами федеральных органов власти, или по-научному — двухуровневая система органов власти: на федеральный уровень и местный. Что это означает? Например, есть вот у нас парламент — Федеральное собрание, которое принимает законы на Федеральном уровне. А в каком-нибудь Новосибирске есть свое Законодательное собрание, которое принимает законы по Новосибирской области. Более того, в составе федерации могут быть даже республики, со своей конституцией, которая, понятно, не может противоречить государственной Конституции.

Двухпалатный парламент, одна палата которого формируется путем прямых выборов, а другая формируется из представителей субъектов. В России Федеральное собрание состоит из Госдумы, нижней палаты, и Совета Федерации, верхней.

Финансовая зависимость субъектов от федеральных властей. Потому что федеральный бюджет распределяет средства на федеральные нужды, например на зарплаты работников государственных школ, или иных государственных органов и служб.

Понятно, что суверенитет не признается за субъектами. Это попросту невозможно. Также можно сказать, что федеративное государство — это государство, в котором осуществляется принцип федерализма. В них входит:

  • Государственная целостность Российской Федерации. Все интересы федерации представляют федеральные органы власти и их представители.
  • Равноправие и самоопределение народов РФ. То есть никто не может быть дискриминирован на основании принадлежности того или иного этноса. К примеру, приходят устраиваться на работу русский и калмык, так вот на работу должны принять того претендента, у кого лучше квафиликация, а не по принципу принадлежности к тому или иному народу.
  • Равноправие субъектов. Тут понятно, что все они равны, например, в плане дотаций из бюджета. Хотя на деле, больше всего денег оседает в Москве и Петербурге.
  • Единство системы органов власти.
  • Разграничение функций между федеральным уровнем власти и местным. Кстати, именно это разграничение частенько проверяется в тестах егэ по обществознанию.

Понятно, что все федерации разные. К примеру, США возникли «снизу», когда все штаты достигли договоренности жить в одном государстве и все они участвовали в выработке конституции. В России же решение о том, что она будет федерацией было принято на самом верху. Там же была выработана современная конституция, которая и была принята на референдуме в декабре 1993 года всенародным голосованием.

А вообще сравнение разных стран — тема отдельной статьи. От себя хочу сказать, что наиболее полно эта тема раскрыта в видеоуроках и на вебинарах . Так что добро пожаловать.

С уважением, Андрей Пучков

Федерация является распространенной формой государственного устройства. Ныне в мире насчитывается около 30 федеративных государств, большинство из них крупные по территории и численности населения сообщества. В их числе и мощные в политическом и экономическом отношении государства (США, Канада, ФРГ, Австралия), и государства с высоким(Швейцария, Австрия, Бельгия) и средним уровнем индустриального развития(Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Мексика, Индия, Пакистан), и развивающиеся страны (Малайзия, Нигерия, Объединенные Арабские эмираты, Коморские острова).

Федерация, как уже упоминалось выше, - это такая форма государственного устройства, при которой несколько государственных образований объединяются и создают новое союзное государство. Составляющие федерацию государственные образования (штаты, республики, земли, провинции, кантоны и др.) являются ее субъектами, обладающими определенной политико-правовой самостоятельностью.

2.1 Современные федерации и их субъекты

В состав современных федераций входит различное число субъектов:

США - 50, Австралийского Союза - 6, Канады - 10, Австрии - 9, Бельгии - 3, ФРГ - 16, Швейцарии - 23, Аргентины - 22, Бразилии - 26, Венесуэлы - 20, Мексики - 31, Индии - 25, Пакистана - 4, ОАЭ - 7, Малайзии - 13, Нигерии - 21, Коморских островов - 3. Самое большое количество субъектов входит в состав Российской Федерации. Современные федерации создаются по различным признакам. Наиболее распространенными являются федерации, построенные по территориальному признаку (США, ФРГ, Австрия, Мексика, Австралия, Аргентина, Бразилия, Венесуэла и др.). В прошлом существовали федерации, основанные по национально - территориальному признаку (СССР, Югославия, Чехословакия).

Однако эти федерации распались, не выдержав испытание временем. Жизнь показала, что в таких федерациях сохраняется угроза национал - сепаратизма.

При определенных обстоятельствах дезинтеграционные, сепаратистские тенденции могут взять верх и привести к распаду единого федеративного государства. Именно это и произошло с указанными федерациями, когда республики, входящие в их состав, под флагом самоопределения наций отделились и создали суверенные государства.

К федерациям смешенного типа относится Российская Федерация. В ее составе находятся субъекты, представляющие собой национально - государственные и национально - территориальные образования (республики, автономные области, автономные округа), а также административно - территориальные образования (края, области, города федерального значения).

И все же многонациональность является существенным признаком России, а потому национальный фактор является определяющим в федеративном устройстве государства.

Федерация - это объединение государственно-правовое. Она закрепляется в виде единого государства. Составляющие его субъекты не имеют права нарушить территориальную целостность федерации, в одностороннем порядке выйти из нее, хотя на практике это имело место. В федеративном государстве предметы ведения и полномочия распределены между федеральным центром и субъектами федерации. Как правило, в таких государствах существует двухпалатный парламент. Одна палата (верхняя) выражает интересы субъектов федерации (штатов, провинций, земель, кантонов, республик и т. д.), другая (нижняя палата) - является органом общефедерального представительства. В этом одно из принципиальных отличий федеративного государства от унитарного.

Федерализм нельзя смешивать с децентрализацией и автономным самоуправлением. Государство может быть чрезвычайно централизованным, однако федеративным. И, наоборот, государство может быть построено на широкой автономии частей и в то же время может быть нефедеративным.

Субъект федерации, как правило, наделяется учредительной властью, т. е. Ему предоставляется право принятия собственной конституции, которая должна соответствовать союзной конституции. Он обладает правом издания законодательных актов, действующих только на территории этого субъекта и соответствующих федеральному законодательству (принцип приоритета федерального законодательства). Субъект федерации имеет свою собственную правовую и судебную системы. Однако, принципы организации и пределы юрисдикции судебных и иных органов определяются конституцией федерации.

Субъекты федерации имеют представительство и участвуют в работе высших органов государственной власти, прежде всего в парламенте. В двухпалатном парламенте во многих странах в верхнюю палату избирается равное количество депутатов от каждого субъекта федерации, хотя бывают и исключения. Так, в Австралии в состав верхней палаты (сената) входят 76 человек - по 12 от каждого из шести штатов и по два от двух территорий, которые избираются по системе пропорционального представительства. В сенате США, палате, выражающей интересы штатов, 100 человек - по два от каждого из 50 штатов независимо от численности населения штата. В Совете кантонов Швейцарии заседают 46 депутатов - по два депутата от 22 кантонов и по одному от полукантонов. Часть их избирается местными парламентами, часть назначается правительствами кантонов. В Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Федерации, т. е. по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.

  • 5. Гарантии конституционных прав и способы их осуществления
  • Тема 4. Конституционно-правовые основы общественного строя в зарубежных странах
  • 2. Экономические отношения
  • 3. Социальные отношения
  • 4. Духовно-культурные отношения
  • 5. Политические отношения
  • Тема 5. Политические партии, партийные системы, неполитические общественные объединения в зарубежных странах
  • 2. Институционализация политических партий, их конституционно-правовой статус
  • 3. Классификация политических партий
  • 3. Партийные системы
  • Тема 6. Формы непосредственной демократии. Выборы, референдум, плебисцит. Избирательное право и избирательные системы в зарубежных странах
  • 2. Принципы избирательного права
  • 3. Избирательный процесс
  • 4. Избирательные системы
  • 5. Референдум и плебисцит
  • Тема 7. Формы правления в зарубежных странах
  • Тема 8. Формы государственно-территориального устройства
  • 2. Унитарное государство
  • 3. Федеративное государство
  • 1. Законодательная власть в системе разделения властей (понятие парламента и парламентаризма, трансформация парламентаризма в XX – XXI вв.).
  • 2. Структура парламента
  • 3. Роспуск парламентов (палат)
  • 4. Внутренняя организация работы парламента и его палат
  • 5. Полномочия парламента
  • 6. Законодательный процесс
  • 7. Специальные парламентские процедуры
  • 8. Статус парламентария
  • Тема 10. Исполнительная власть: глава государства и правительство
  • 2. Глава государства
  • 3. Правительство
  • 1. Судебная власть в системе разделения властей.
  • 2. Конституционные основы судебной системы в зарубежных странах
  • 3. Конституционные принципы правосудия
  • 4. Конституционный статус судей
  • 5. Органы судейского самоуправления
  • 6. Органы, содействующие судебной власти
  • 1. Понятие местного управления и самоуправления.
  • 2. Системы органов местного самоуправления и управления
  • 3. Компетенция органов местного управления и самоуправления
  • 4. Отношения органов местного управления и самоуправления с центральной властью
  • Основы конституционного права сша
  • 2. Основы конституционно-правового статуса личности в сша
  • 3. Конституционно-правовое регулирование общественных объединений
  • 4. Федеральные государственные органы сша
  • 1. Конституция Франции 1958 года (подготовка и принятие, структура, основные черты, особенности, конституционный контроль).
  • 2. Основы конституционно-правового статуса личности
  • 3. Политические партии и партийная система во Франции
  • 4. Основные принципы построения механизма государственной власти во Франции
  • 5. Парламент
  • 6. Президент Франции
  • 7. Правительство Франции
  • Основы конституционного права Великобритании
  • 2. Основы правового статуса личности
  • 3. Политические партии и другие общественные объединения Великобритании
  • 5. Особенности принципа разделения властей в Великобритании
  • 6. Парламент Великобритании
  • 7. Глава государства
  • 8. Правительство Великобритании
  • Тема 16. Основы конституционного права Германии
  • Раздел X-а содержит регламентацию мер на случай состояния обороны.
  • 2. Основы конституционного статуса личности
  • 3. Конституционно-правовое регулирование организации и деятельности политических партий
  • 4. Федеральная законодательная власть
  • 1. Характеристика Конституции кнр (порядок разработки, принятия, структура, основы конституционного строя).
  • 2. Конституционные основы правового статуса граждан кнр
  • 3. Правовой статус политических партий и других общественных объединений кнр
  • 4. Избирательное право и избирательная система кнр
  • 5. Высшие органы государственной власти
  • Тема 18. Основы конституционного права Японии
  • 2. Конституционно-правовой статус личности
  • 3. Политические партии и партийная система Японии
  • 4. Организации предпринимателей. Социально-профессиональные объединения
  • 5. Избирательное право. Референдум. Выборы. Местная инициатива. Отзыв
  • 6. Государственные органы
  • Основы конституционного права Индии
  • 2. Конституционно-правовой статус человека и гражданина
  • 3. Конституционные основы общественного строя Индии
  • 4. Высший законодательный орган Индии
  • 5. Президент Республики
  • 6. Совет Министров Индии
  • Тема 20. Основы конституционного права Испании
  • 1. Общая характеристика Конституции Испании
  • 2. Основы политической системы
  • 3. Особенности экономической системы и социальных основ Испании
  • 4.Конституционный статус личности
  • 5.Король Испании
  • 6.Законодательная власть
  • 7.Правительство Испании
  • 8. Судебная власть в Испании
  • Тема 21. Основы Конституционного права Италии
  • 2. Конституционные основы правового статуса человека и гражданина
  • 3. Политические партии и партийная система Италии
  • 4. Выборы, референдум, избирательное право, избирательная система Италии
  • 5. Законодательная власть
  • 6. Президент Республики
  • 7. Правительство Италии
  • 8. Судебная власть
  • Тема 22 Характеристика конституции Монголии
  • Государственное устройство.
  • Правовая система. Общая характеристика.
  • Гражданское и смежные с ним отрасли права.
  • Тема 23 Чехословакия
  • Основные положения
  • Конституционные законы 1950–1956 годов
  • 3. Федеративное государство

    Второй основной формой государственно-территориального устройства является федеративное государство.

    Федерация – это сложное союзное государство, состоящее из государств, государственных образований, обладающих юридической и определенной политической самостоятельностью.

    Эта форма государственно-территориального устройства обладает следующими характерными признаками:

    · территория федеративного государства не представляет собой в политико-административных отношениях единого целого. Она состоит: из территорий субъектов федерации; в ряде федераций также из территорий не имеющих статуса субъектов (в Индии наряду с 26 штатами – субъектами федерации имеются 7 союзных территорий, не являющимися субъектами);

    · государства и государственные образования, составляющие федерацию не обладают государственным суверенитетом, под которым следует понимать свойство государственной власти быть независимой как в сфере внутренних, так и в сфере внешних отношений (лишь Конституция Швейцарии (ст.3) устанавливает, что «Кантоны суверенны, поскольку их суверенитет не ограничен Федеральной конституцией; они осуществляют все права, которые не переданы Союзу»);

    · за исключением Конституции Эфиопии 1994 года все остальные конституции федеративных государств не признают за субъектами федерации права сецессии, то есть права на выход из федерации;

    · субъекты федерации, как правило, наделяются учредительной властью, то есть правом принятия собственной конституции. Наделение субъектов федерации учредительной властью закрепляется в федеративных конституциях, устанавливающих наряду с этим принцип субординации, согласно которому конституции субъектов федерации должны полностью соответствовать союзным конституциям. Этот принцип соблюдается и в тех случаях, когда в отдельных субъектах федерации конституции были приняты до вступления в федерацию. Таковы, например, конституции штата Массачусетс 1780 года, штата Нью-Гэмпшир 1783 года принятые за несколько лет до Конституции США. В то же время субъекты федерации в Канаде, Венесуэле своих конституций не имеют. В Индии из 26 только один штат обладает конституцией;

    · субъекты федерации наделяются в пределах, установленной для них компетенции правом издания законов. Эти акты действуют только на территории субъектов федерации и должны соответствовать федеральному законодательству. Принцип приоритета федерального законодательства является всеобщим для всех федераций. Соответствующие нормы установлены в федеральных конституциях. Например, ст.31 Конституции Германии постановляет: «Федеральное право имеет перевес над правом земель»;

    · субъект федерации может иметь свою собственную правовую и судебную систему. Конституции федерации и ее субъектов определяют порядок организации, процедуру и пределы юрисдикции судебных органов субъекта федерации;

    · формальным признаком федерации является наличие двойного гражданства. То есть каждый гражданина субъекта федерации является одновременно гражданином федерации. Система двойного гражданства закрепляется конституциями большинства федеративных государств. В то же время конституции Малазийской федерации, Индии признают только федеральное гражданство. Предоставление субъектам федерации права собственного гражданства большинство государствоведов считают неким символом, поскольку этот институт на практике, как правило, никаких последствий не порождает;

    · признаком федеративного устройства государства является бикамерализм, то есть двухпалатная структура федерального парламента. Исключение из этого правила – однопалатные парламенты Венесуэлы и Танзании. Если нижняя палата парламента является органов общефедерального представительства и избирается по территориальным избирательным округам, то верхняя палата представляет интересы субъектов федерации. Существует два принципа представительства субъектов федерации в верхней палате:

    · равное представительство;

    · неравное представительство.

    При равном представительстве каждый субъект независимо от численности населения посылает в верхнюю палату одинаковое число депутатов.

    Так, в Сенате Конгресса США – по два сенатора от каждого штата.

    Принцип равного представительства приводит на практике к преобладающему влиянию в верхней палате малонаселенных субъектов федерации. Согласно неравному представительству федеральные конституции устанавливают представительство субъекта федерации в зависимости от численности населения в нем. Конституция Германии установила, что земли с населением менее 2 млн. человек имеют в Бундесрате – 3 голоса, землям, имеющим более 2 млн. населения предоставляется 4 голоса, свыше 6 млн. – 5 голосов. В Индии норма представительства штатов в совете штатов колеблется от 1 до 34. По методу формирования верхние палаты федеральных парламентов подразделяются на выборные (Сенаты Австралии, Мексики) и назначаемые (Бундесрат Германии, Сенат Канады);

    · отличительной чертой федерации является и то, что ее субъекты обычно имеют свои государственные символы: герб, флаг, гимн, столицу;

    · для всех федераций характерно, что для изменения ее состава и границ ее субъектов необходима воля как федерации, так и ее субъектов.

    Виды федеративных государств

    Большинство федераций в мире основано на чисто территориальном принципе (это Австралия, Австрия, Бразилия, Германия, США).

    В ряде федераций ее субъекты образованы с учетом национального состава населения, т.е. этнического, религиозного, языкового факторов.

    Так, в Канаде 9 провинций англоязычные и одна – Квебек франкоязычная. По языковому фактору сформированы 3 субъекта федерации в Бельгии.

    Отдельные федерации (Индия, Малайзия) построены как по территориальному, так и по национально-территориальному принципам.

    Современные федерации с определенной долей условности подразделяются на договорные и конституционные. К первым можно отнести ОАЭ, Танзанию, сформировавшиеся из независимых суверенных государств. Субъекты таких федераций обладают более высоким конституционным статусом, чем субъекты конституционных федераций, например, штаты в Мексике.

    В Конституционных федерациях (Индия, Канада) субъекты обычно не имеют конституций, при изменении границ мнение субъектов федерации хотя и учитывается, но имеет консультативный характер.

    Федеративные государства в зависимости от их структуры подразделяются на: симметричные и ассиметричные .

    Симметричные федерации состоят только из однопорядковых субъектов федерации (Австрия, Германия, Швейцария).

    Ассиметричные федерации состоят либо из разнопорядковых субъектов (Босния и Герцеговина), либо наряду с субъектами федерации имеют в своем составе – не субъекты: союзные территории в Индии, свободно присоединившиеся государства в США (Пуэрто-Рико).

    При федеративной форме государственно-территориального государства наиболее сложной проблемой является юридическое и фактическое разграничение компетенции между федерацией и ее субъектами.

    Прежде всего, это относится к принципам определения объема предметной компетенции федерации и ее субъектов, их представительных органов.

    Установление принципов разграничения компетенции имеет громадное значение в силу того, что от этого зависит конституционный статус субъекта федерации, а также характер отношений между федерацией и ее субъектами.

    В конституционном законодательстве зарубежных федераций вопросы компетенции закрепляются несколькими способами. И в зависимости от способов конституционного регулирования вопросов компетенции все федеративные государства можно разделить на несколько групп.

    Бразилия, Танзания, Австралия, США, конституции которых закрепляют вопросы, отнесенные к исключительной компетенции федерации. Все остальные вопросы, так называемая остаточная компетенция, составляют компетенцию субъектов федерации. Ряд федераций, например, США дополняют эту схему так называемым принципом «подразумеваемых полномочий», означающим, что все вновь возникающие предметы правового регулирования относятся только к компетенции федерации. В таких федерациях лишь в процессе применения конституции постепенно сложилась сфера совместной компетенции, нашедшая правовое основание в толковании конституции органами конституционного контроля.

    В Аргентине, Канаде и других федерациях конституции устанавливают две сферы компетенции: 1) федерации; 2) ее субъектов. Конституции одних федераций (Канада) не названные в них полномочия относят к полномочиям федерации, другие федерации (ФРГ) относят их к ведению субъектов федерации.

    Такие федерации как Индия и Малайзия в своих конституциях устанавливают трехзвенную систему разграничения полномочий.

    Первую группу составляют вопросы, относящиеся к компетенции федерации.

    Вторая группа – это вопросы совместной компетенции федерации и ее субъектов.

    Третья группа – перечень предметов ведения субъектов федерации.

    Причем, в случае издания главой государства акта о введении на территории субъекта федерации чрезвычайного положения, эти полномочия переходят к федерации, парламент которой вправе принимать законы по любым вопросам, отнесенным к компетенции субъекта.

    Четвертый способ разграничения предметов ведения именуется «Австрийской моделью». Он предусматривает несколько вариантов их распределения.

    Первый содержит перечень предметов ведения законодательной и исполнительной деятельности, по которым является исключительной компетенцией федерации.

    Второй заключается в том, что законодательствование по таким вопросам как гражданство, жилищное обеспечение и др. относится к ведению федерации, а исполнительная деятельность к ведению субъектов федерации.

    Третий вариант состоит в установлении федерацией общих принципов в таких сферах как трудовое право, земельные отношения, а субъекты федерации издают конкретизирующие законы и осуществляют исполнительную деятельность.

    Четвертый вариант «австрийской модели» - это установление исключительной компетенции субъектов федерации.

    В рассмотренной модели разграничения предметов ведения перечисленные варианты задействованы в комплексе.

    Федеральный контроль и федеральное принуждение

    Федеральные конституции и федеральные законы, обладающие верховенством над актами субъектов федерации побуждают федеральную власть осуществлять федеральный контроль за соблюдением федеральной конституции и федеральных законов субъектами федерации. Он осуществляется конституционными и иными судами, парламентом и исполнительной властью.

    В то же время в большинстве федераций существуют также и чрезвычайные способы федерального контроля , которые именуются федеральным принуждением.

    К ним относятся:

    а) введение чрезвычайного положения на территории субъектов федерации;

    б) президентское правление в субъектах;

    в) федеральное управление;

    г) институт федеральной интервенции;

    д) приостановление собственного управления субъекта федерации;

    е) резервирование законов субъекта федерации на усмотрение главы государства;

    ж) федеральное законодательное замещение.

    Конституции некоторых федераций, например, Австрии, не предусматривают возможности и меры федерального принуждения, но и в этих федерациях глава государства с согласия парламента федерации может распускать законодательный орган субъекта федерации.

    Законодательная власть: парламент в зарубежных странах

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Размещено на http://www.allbest.ru/

    Размещено на http://www.allbest.ru/

    Министерство образования и науки Российской Федерации

    ФГУ ВПО Московский государственный лингвистический

    Университет факультет экономики и права (юридическое отделение)

    Курсовая работа

    на тему: «Федерация»

    по дисциплине: Теория государства и права

    Студент: Михайлов Владимир Иванович

    Консультант темы: Шелковникова Е.Д.

    Москва 2010

    Введение

    1. Основные признаки федеративного государства

    2. Виды федераций

    3. Современные федеративные государства

    Заключение

    Список литературы

    Введение

    Федерация - это форма государственного устройства, основанная на государственных образованиях, юридически обладающих определенной политической самостоятельностью. Всего в мире насчитывается 24 федеративных государств, занимающих 51,8% поверхности Земли, жители которых составляют 39% мирового населения.

    Тема моей работы - федеративное государство. Эта тема является актуальной в наше время, потому что современный мир показывает нам переменчивость и динамичность институтов государства. Исчезают старые государства, возникают новые. Предметом постоянных споров и обсуждений становятся не только границы между различными государствами, но даже состав отдельных государств. Возникают и создаются населенные территории, население которых не считает себя частью ни одного из существующих государств (например, Палестина), одновременно возникают государства в государствах (например, республики в составе РФ). Известный российский исследователь федерализма Л.М. Карапетян подчеркивает: “Бесспорно, что общие определения, понятия должны развиваться и уточняться в соответствии с исторической практикой и ее научным осмыслением. Но при этом не следует забывать, что эти уточнения не могут изменить сущностную характеристику рассматриваемого явления или предмета... Задача науки состоит не в том, чтобы оправдывать противоречащую естественно-историческим процессам политическую практику. Она призвана на основе объективного анализа этих процессов выявлять определяющие социального прогресса, вырабатывать обоснованные рекомендации по оптимальной организации жизнедеятельности государства и общества и, конечно же, упреждать волюнтаризм политиков”. Цель данной работы - изложить традиционные положения теории государства и права в области изучения федерального государственного устройства, а также изучить взгляды современных исследователей федерализма. В рамках указанной цели необходимо решить ряд задач, а именно:

    1) дать определение понятию “федерация”;

    2) рассмотреть основные типы и виды федераций;

    3) выявить преимущества и недостатки федеративного устройства.

    4) указать признаки федеративного государства

    Объектом данного исследования является федеративные государства как таковые. Предметом исследования являются научные работы по заданной тематике, конституции зарубежных стран, примеры из истории.

    Для раскрытия темы был использован всесторонний и объективный круг нормативных и литературных источников: конституции и дополнения к ним наиболее ярких государств, представителей федерализма, работы по заданной теме российских и зарубежных авторов, энциклопедические словари и материал полученный из лекций.

    1. Основные признаки федеративного государства

    федеративный правовой государство

    Прежде чем изучать специфику федеративного государственного устройства, определим само понятие государственного устройства. Форма государственного устройства - это территориальная организация государственной власти. Понятие «форма государственного устройства» применяется к странам с однонациональным составом населения. Нередко форму государственного устройства называют формой национально-территориального устройства, административного устройства или формой политико-территориального устройства. В современной литературе принято выделять три основных формы государственного устройства: унитарное, федерацию, конфедерацию. Более правильным представляется мнение о том, что существует две формы государства: именно унитарные и федеративная форма. Унитарная форма государственного устройства характеризуется в основном тем, что в таком государстве существует двухзвенная система органов: высшие и местные органы. Управление в унитарном государстве является наиболее простым. «Федеративное государство - это наиболее сложная форма государственного устройства, состоящее из нескольких субъектов, объединившихся для решения общих задач» Это, по сути, государство, которое состоит из отдельных государств. Те территориальные образования, которые обладают государственностью, являются субъектами федерации. В федеральном государстве существует трехзвенная система государственных органов (федеральные - высшие органы, высшие органы субъектов федерации, местные органы). В федеральном государстве может быть двойное гражданство. В федеральных государствах может существовать двойная система законодательства: федеральное законодательство и законодательство субъектов федерации. В федеральных государствах может существовать двойная кредитно-денежная система и двойная налоговая система. Таким образом, государственное управление федерального государства является более сложным, чем в унитарном.

    Федеративная природа ряда государств обусловлена в первую очередь многонациональным составом населения (Российская Федерация, Канада, Индия и т.д.). Часто также принимают федеративную форму государственного устройства территориально крупные государства (Россия, США, Канада, ФРГ, Австралия, Бразилия, Аргентина, Мексика, Нигерия, Индия, ЮАР) - одни по соображениям решения национального вопроса, другие в силу невозможности эффективного демократического управления из одного центра.

    Основой федеративного устройства государств является национально-территориальный или территориальный принцип, что способствует разрешению национального вопроса. В первом случае федерация образуется из самостоятельных государств преимущественно на договорной основе, во втором - субъектами федерации выступают государственные образования, образованные по территориальному признаку. В США, например, субъектами федерации являются штаты.

    Государство состоит из 50 штатов, являющихся равноправными субъектами федерации, столичного федерального округа Колумбия и зависимых территорий. Каждый штат имеет свою конституцию, законодательную, исполнительную и судебную власти. Штаты делятся на округа -- более мелкие административные единицы, меньше чем штат и не меньше чем город. Всего по данным Бюро переписи населения США в стране насчитывается 3 141 округ. Полномочия администрации округов и взаимоотношения с муниципальными властями расположенных на их территории населённых пунктов сильно различаются от штата к штату. Местной жизнью населённых пунктов управляют муниципалитеты.

    В федеративном государстве существуют общефедеральные органы государственной власти (законодательной, исполнительной и судебной), решения которой являются обязательными для субъектов федерации только в той мере, в какой это определено в ее компетенции. Законодательный орган традиционно состоит из двух палат, в одной из которых представлены ее субъекты. Наряду с высшими федеральными органами существуют высшие органы государственной власти членов, частей, субъектов федерации.

    Территория союзной федерации состоит из совокупности территорий ее субъектов, каждый гражданин субъекта федерации является одновременно гражданином всей страны. Имеются единые федеральные вооруженные силы, финансовая, налоговая, денежная системы. Основную внешнеполитическую деятельность осуществляют федеральные органы. Субъекты федерации могут иметь собственные войсковые формирования.

    Право выхода из состава федерации за их субъектами в современных конституциях не признается, что обеспечивает целостность и федеративное единство государства.

    Самостоятельность субъектов федерации определяется чаще всего специальным нормативным актом или конституцией союзного государства.

    Федерацию следует отличать от конфедерации, которая является международно-правовым союзом суверенных государств и создается на основе договора или соглашения для строго определенных целей (политических, военных, экономических) и, как правило, носит временный характер. Впоследствии конфедерация или перерастает в федерацию (США, Швейцария), или распадается. Современными конфедерациями были Объединенная Арабская Республика (ОАР), включавшая Египет и Сирию, существовавшее с февраля 1958 по сентябрь 1961, а также Сенегамбия, объединявшая Сенегал и Гамбию. Конфедерация сочетает в себе признаки внутригосударственной и международно-правовой организации.

    Федерация - тоже, что союзное государство, образуются в большинстве случаев посредством сплочения отдельных государств в одно целое; иногда промежуточным звеном является конфедерация. Бывают, однако, случаи, когда в унитарном государстве появляется стремление к самостоятельности отдельных провинций, и оно превращается в федерацию. Так Мексика, бывшая под испанским владычеством единою провинциею и оставшаяся унитарным государством по конституции 1813 г.,обратилась в государство федеративное по конституции 1824 г. Точно также Бразилия, унитарная в эпоху империи, превратилась в федеративную республику. Все ныне существующие федеративные государства состоят из отдельных государств, с вполне определенными территориями. В самое последнее время, однако, в литературе и в политической жизни (именно в политической жизни Австрии) возникла идея о федерации национальностей. Главная задача федерации есть охрана самобытности государства, между тем на сохранение самостоятельного бытия претендуют не только государства, но и национальности. Границы между национальностями не только не совпадают почти нигде с границами государств или провинций, но вовсе не имеют территориального характера. Особенно верно это относительно Австрии. В Богемии и Моравии, кроме господствующего чешского населения, существует немецкое меньшинство; Силезия населена почти поровну чехами и поляками и, кроме того, обладает значительным немецким меньшинством; Галиция делится между русинами и поляками, тоже с значительною примесью немцев и т. д. Наконец, евреи рассеяны повсюду, нигде не составляя видного процента населения. Невозможно так перекроить карту Австрии, чтобы создать федерацию из территорий с однородным национальным населением. Поэтому национальный вопрос является самым больным вопросом в Австрии, в литературе австрийского государственного права возникла мысль организовать национальности вАвстрии так, как организуются церкви в Соединенных Штатах Сев. Америки, т. е. объединить всех людей, принадлежащих к определенной национальности, где бы (в пределах всего государства) они ни жили, и предоставить в их ведение вопросы народного просвещения, языка икультуры, а для решения всех остальных государственных вопросов (суд,полиция и т. д.) соединить их в одну федерацию. Эту идею начала разрабатывать часть австрийской социал-демократии, которая на брюннском партейтаге (съезд выборных какой-либо политической партии в Германии и Австрии) в 1899 г. предложила подробный проект такой федерации. Главные его пункты: "Австрия должна быть демократической федерацией национальностей; каждый живущий в Австрии народ, независимо от обитаемой им территории, должен представлять автономную группу, которая решает все свои национальные задачи (культурные и касающиеся языка) совершенно самостоятельно; территориальные области должны иметь чисто административный характер и не иметь никакого влияния на национальные отношения; в государстве все языки должны быть совершенно равны". Проект встретил ожесточенную оппозицию в среде самой социал-демократической партии; противники указывали на практическую его неосуществимость, направленное на решение вопроса о языке, употребляемом в суде которое должно было решаться властью, организующею суд, следовательно - властью, связанною с территорией; таким образом иное вмешательство этой власти в национальные отношения является безусловно необходимым. Проект был отвергнут партией, но основная егомысль не заглохла и усердно разрабатывается и пропагандируется. Точно также федеративно организовались в1899 г. социалистическая партия Франции.

    Все федеративные государства характеризуются следующими юридическими признаками:

    1) двухуровневой системой органов государственной власти (федеральная система органов власти и система органов власти субъекта федерации). Федерализм изначально опирается на строгое двухуровневое разделение властей и полномочий. По этой причине различные уровни власти должны иметь свои ключевые органы и располагать определенными финансовыми средствами, достаточными для осуществления своих задач;

    2) наличием федеральной правовой системы и правовой системы субъектов федерации;

    3) принципом бикамерализма в построении союзного парламента (двухпалатное строение парламента, при котором одна из палат, как правило верхняя, представляет интересы субъектов федерации);

    4) верховенством федерального права;

    5) непризнанием за субъектами федерации суверенитета (хотя они обладают некоторыми его признаками);

    6) финансовой зависимостью субъектов федерации от федеральной власти (субъекты лишены реальной финансовой власти: права чеканить монету, права эмиссии банковских билетов и других денежных знаков), посредством которой создается механизм подчинения себе центральной властью субъектов федерации;

    7) принципом двойного гражданства;

    8) отсутствием у субъектов федерации права сецессии, т.е. выхода из состава федерации. Такое право за субъектом федерации не признает ни одна из современных конституций федеративного государства. Более того, предпринимавшиеся когда-либо попытки сецессии подавлялись силой оружия. Подобное имело место в 1861--1865 гг. в США в ходе Гражданской войны Севера и Юга, когда силой оружия 11 штатов были "возвращены" в состав федерации; в 1847 г. -- в Швейцарии; сравнительно недавно -- в Нигерии, в некоторых штатах Индии. В то же время в 1965 г. мирно из состава Малайзии вышел Сингапур; в 1971 г. от Индии отделился Восточный Пакистан, образовав государство Бангладеш; таким же способом распалась Чехословацкая Социалистическая Федеративная Республика. Крайне болезненно сецессия протекала в бывшей Социалистической Федеративной Республике Югославии.

    От федерации необходимо отличать унитарные государства с элементами политической автономии, децентрализованное государство, иные виды образований, использующих принципы федерализма. К таким образованиям относятся: конфедерация, отличающаяся от федерации более высокой степенью концентрации власти не на уровне центрального правительства, а на уровне составляющих федерацию частей. В федерации составляющие ее части отказываются от собственного суверенитета по ряду вопросов (международные отношения, оборона и др.); в конфедерации государства-члены сохраняют большую независимость и делегируют значительно меньше власти центральным органам управления. Более слабым (по сравнению с конфедерацией) образованием с обладающим минимальной властью центром и государствами-членами, оставляющими за собой широкий суверенитет, является лига, создаваемая с очень ограниченными целями. Ситуация, при которой два государства совместно осуществляют контроль над третьим, предоставляя последнему определенную степень автономии, именуется кондоминиумом (например, Андорра, находящаяся под совместным контролем Франции и Испании).

    На федеративный характер современного Российского государства указывают следующие его юридические признаки: территория РФ состоит из территорий субъектов Федерации, которые представляют собой ограниченно правоспособные государственные образования, обладающие определенной учредительной властью; компетенция между Федерацией и ее субъектами разграничивается федеральной Конституцией; верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам; субъекты Федерации обладают правом принятия собственной конституции (устава), имеют свои высшие законодательные и исполнительные органы; в России существует единое гражданство; в российском парламенте имеется палата, представляющая интересы субъектов Федерации (Совет Федерации); внешнеполитическую деятельность осуществляют федеральные органы государственной власти, которые официально представляют РФ в межгосударственных отношениях.

    К отличительным признакам федерации относятся:

    1) наличие собственных органов власти у субъектов федерации;

    2) приоритет федеральных законов над региональными;

    3) наличие органов местного самоуправления;

    4) право субъектов на свободный выход из состава федерации;

    5) наличие административно-территориального деления;

    6) единый государственный бюджет;

    7) верхняя палата парламента состоит из представителей всех субъектов федерации;

    8) смешанное федеративно-территориальное деление.

    В федеративном государстве, в отличие от унитарного, имеются две системы высших органов власти (федеральные и субъектов федерации); наряду с федеральной конституцией субъекты федерации имеют право принимать свои нормативные правовые акты учредительного характера (например, конституции, уставы, основные законы); они наделены правом принимать региональные законы; у субъектов федерации, как правило, есть собственное гражданство, столица, герб и иные элементы конституционно-правового статуса государства, за исключением государственного суверенитета.

    При этом субъект федерации не имеет права выхода из состава федерации (сецессии) и, как правило, не может быть субъектом международных отношений. Субъекты федерации могут иметь различные наименования, которые, как правило, определяются историческими или правовыми факторами: штаты, провинции, республики, земли или федеральные земли (как в Германии и Австрии) и иное. Федерацию следует отличать от конфедерации, которая является международно-правовым союзом суверенных государств. Однако на практике различить правовую природу тех или иных образований бывает весьма затруднительно.

    Можно выделить наиболее общие черты, которые характерны для большинства федеративных государств. Территория федерации состоит из территорий её отдельных субъектов: штатов, кантонов, республик. В союзном государстве верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам. Компетенция между федерацией и её субъектами разграничивается федеральной конституцией.

    В некоторых федерациях субъекты обладают правом принятия собственной конституции, имеют свои высшие законодательные, исполнительные и судебные органы.

    В большинстве федераций существует единое общефедеральное гражданство и гражданство федеральных единиц.

    Основную общегосударственную внешнеполитическую деятельность в федерациях осуществляют федеральные государственные органы. Они официально представляют федерацию в межгосударственных отношениях (США, ФРГ, Бразилия, Индия и др.).

    Обязательным признаком федеративной формы считается двухпалатная структура федерального парламента. Одна палата рассматривается как орган общефедерального представительства, депутаты в неё избираются со всей страны. Вторая палата призвана представлять интересы членов федерации.

    2. Виды федераций

    По особенностям конституционно-правового статуса субъектов федеративного государства выделяют:

    1)Симметричные

    2)асимметричные

    В симметричных федерациях субъекты обладают одинаковым конституционно-правовым статусом (например, Федеративная Демократическая Республика Эфиопия, Соединённые Штаты Америки), в ассиметричных -- конституционно-правовой статус субъектов различен (например, Республика Индия, Федеративная Республика Бразилия, Российская Федерация). Абсолютно симметричных федераций на сегодняшний день не существует: все они обладают теми или иными признаками асимметричности.

    По особенностям формирования федерации выделяют:

    1)территориальные

    2)национальные

    3)смешанные

    При формировании территориальных федераций используется территориальный географический признак (например Соединённые Штаты Америки, Германия), в национальных -- по национальному признаку (например бывшие Союз Советских Социалистических Республик, Чехословакия, Югославия). В смешанных федерациях формирование идет по обоим признакам (например Россия). Способы формирования федерации в значительной мере определяют характер, содержание, структуру государственного устройства.

    По способу образования федерации делятся на:

    1)договорные

    2)конституционные

    Конституционные федерации возникают на базе ранее существовавшего единого государства. Вопреки распространенному заблуждению, в конституциях таких государств, как правило, прописан принцип территориальной целостности страны и субъекты федерации не имеют права свободного выхода из состава государства (например Германия, Бразилия, Россия).

    Договорные федерации возникают в результате объединения ранее независимых государств в одно, для чего подписывается договор об объединении. В таком договоре даже могут быть прописаны условия входа (например, в Конституции США) и выхода (сецессии) государств из состава федерации (например, в договоре об образовании Союза ССР).

    3. Современные федеративные государства

    Европа

    Австрийская Республика

    1920 г. Принятие конституции Австрийской республики, федеративное устройство. Австрия -- федерация в составе 9 земель (Бургенланд, Каринтия, Нижняя Австрия, Верхняя Австрия, Зальцбург, Штирия, Тироль, Форарльберг, Вена)).

    Российская Федерация

    (25.12.1991 Верховный совет РСФСР утвердил официальное название Российского государства- Российская Федерация (Россия) Субъекты РФ).

    Федеративная Республика Германия

    (8 мая 1949 года принял Основной закон будущего государства. Проект закона был подготовлен комитетом немецких специалистов конституционного права. Название «Федеративная Республика Германии» было придуманное Т.Хейсом, будущим первым президентом страны.

    23 мая 1949 года Основной закон (конституция) был опубликован и вступил в силу. Таким образом в западной оккупационной зоне была создана Федеративная Республика Германии (ФРГ) со столицей в Бонне. Этот день считается днем образования ФРГ.

    3 октября 1990 год - день успешного официального воссоединения Западной и Восточной Германии.Германия -- государство с федеративным устройством; в составе 16 равноправных субъектов -- земель (Lдnder; см. земли республики Германия), три из них -- города (Берлин, Бремен и Гамбург).

    Земля

    Столица

    1.Баден-Вюртемберг

    Штутгарт

    2. Свободное государство Бавария

    4. Бранденбург

    5. Свободный ганзейский город Бремен

    6. Свободный и ганзейский город Гамбург

    Висбаден

    8. Мекленбург -- Передняя Померания

    9. Нижняя Саксония

    Ганновер

    10. Северный Рейн -- Вестфалия

    Дюссельдорф

    11. Рейнланд-Пфальц

    Саарбрюккен

    13. Свободное государство Саксония

    14. Саксония-Анхальт

    Магдебург

    15. Шлезвиг-Гольштейн

    16. Свободное государство Тюрингия

    Швейцарская Конфедерация

    (Федерация с 1848г. Швейцария -- федеративная республика, состоящая из 26 кантонов (20 кантонов и 6 полукантонов, наибольшие по территории: Цюрих, Берн, Граубюнден, Вале и Тичино).

    Королевство Бельгия

    (1830 -- бельгийская революция и в том же году Бельгия вышла из состава нидерландского королевства и получила независимость. Бельгия становится нейтральным королевством во главе с Леопольдом I.)

    Федерация Боснии и Герцеговины

    (18 марта -- Хорватская республика Герцег-Босна и Республика Босния и Герцеговина подписали Вашингтонское соглашение о создании Федерации Боснии и Герцеговины -- федеративного государства боснийских мусульман и хорватов.)

    Азия

    Исламская Республика Пакистан

    (Пакистан возник в 1947 году в результате раздела территории Британской Индии).

    Малайзия

    (16 сентября в 1963г. В Куала-Лумпуре состоялось провозглашение нового государства -- Федерации Малайзия).

    Объединённые Арабские Эмираты

    (2 декабря 1971г. -- провозглашена независимость Объединённых Арабских Эмиратов, объединивших эмираты Абу-Даби, Дубай, Шаржда, Аджман, Умм эль-Кайвайн и Фуджейра, входивших ранее в британский протекторат Договорный Оман).

    Республика Индия

    Республика Ирак

    Африка

    Союз Коморы

    Федеративная Демократическая Республика Эфиопия

    (В 1952-62 гг. страна называлась Федерацией Эфиопии и Эритреи. В 1993г. Эритрея вышла из состава страны, объявив о своей независимости.)

    Федеративная Республика Нигерия

    (В 1960г. 1 октября -- провозглашена независимость Нигерии от Великобритании. В 1967 году области были расформированы и заменены 12 штатами, напрямую подчинёнными федеральному правительству (только бывшая Среднезападная область избежала дробления). В 1976 году были образованы ещё 9 штатов, а также федеральная столичная территория (ныне Абуджа). В 1987 году были образованы 2 новых штата, в 1991 году -- 9, в 1996 году -- 6).

    Судан

    (В 1956г. 1 января -- Судан получил независимость от Великобритании и Египта. В административном отношении Судан делится на 25 штатов, иногда называемых также провинциями(Северный Дарфу,Северный Кордофан,Сеннар, Хартум, Центральная Экватория,Восточная Экватория и тд).

    Америка

    Аргентинская Республика

    Аргентина -- федеративная и представительная республика, в состав которой входят 23 провинции и автономный столичный округ(Федеральная столица Буэнос-Айрес, Катамарка, Чако, Чубут, ордова,Корриентес,Энтре-Риос).

    Боливарианская Республика Венесуэла

    (В 1811г. 5 июля -- Национальный конгресс в Каракасе провозгласил независимость Венесуэлы от Испании).

    Канада

    (В 1982 г. 17 апреля -- Королева Великобритании Елизавета II провозглашает новую конституцию Канады, предоставляющую полную политическую независимость от Великобритании и включающую в себя первый канадский билль о правах.).

    Мексиканские Соединённые Штаты

    (В 1810г. 16 сентября -- католический священник Мигель Идальго призывает к освобождению Мексики от власти Испании («Клич Долорес»). Начало войны за независимость Мексики. В 1824г. 31 января -- Учредительный конгресс Мексики принял «Основной закон», гласивший, что «мексиканская нация навсегда свободна и независима»).

    Соединённые Штаты Америки

    (Дата независимости: 4 июля 1776 (от Великобритании), признана 3 сентября 1783(Парижский мир). Государство состоит из 50 штатов, являющихся равноправными субъектами федерации, столичного федерального округа Колумбия и зависимых территорий. Каждый штат имеет свою конституцию, законодательную, исполнительную и судебную власти.)

    Федеративная Республика Бразилия

    (В 1889г. 15 ноября-- В Бразилии свергается император Педру II. Страна провозглашается республикой.)

    Федерация Сент-Кристофер и Невис

    Федеративные государства, существовавшие в прошлом :

    Европа

    Федеративная Республика Испания (1873--1874)

    Союз Советских Социалистических Республик (1922--1991)

    Социалистическая Федеративная Республика Югославия (1945--1992)

    Чехословацкая Социалистическая Республика (1968--1990), позднее -- Чешско-Словацкая Федеративная Республика (1990--1992) и Чешская и Словацкая Федеративная Республика (1992)

    Союзная Республика Югославия (1992--2003)

    Азия

    Федеративные Малайские Штаты (1896--1946)

    Малайский Союз (1946--1948)

    Федерация Малайзия (1948--1963)

    Соединённые Штаты Индонезии (1949--1950)

    Федерация Южной Аравии (1962--1967)

    Закавказская Социалистическая Федеративная Советская Республика (Закавказская Федерация, ЗСФСР) (1922-1936)

    Африка

    Французская Западная Африка (1904--1958)

    Французская Экваториальная Африка (1910--1960)

    Соединённое Королевство Ливия (1951--1963)

    Федерация Родезии и Ньясаленда (1953--1963)

    Объединённая Арабская Республика (ОАР, 1958--1971)

    Малийская Федерация (1959--1960)

    Федеративная Республика Камерун (1961--1972)

    Америка

    Соединённые Провинции Центральной Америки (1823--1838)

    Конфедеративные Штаты Америки (1861--1865)

    Новая Гранада (1855--1886)

    Вест-Индская Федерация (1958--1962)

    Заключение

    Федеративное государство является суверенным государством, которое объединяет территорию своих субъектов на договорной или конституционной основе. Управление в федеративном государстве основано на государственной целостности, единстве системы государственной власти, которое основано на федеральных законах и договорах между федерацией и ее субъектами. Но федерация всегда имеет приоритет осуществления государственной власти на своей территории.

    Федерация - это самая молодая и самая прогрессивная форма государственно-территориального устройства.

    Но эффективна ли федеративная форма государственного устройства? Анализ конституционной практики различных федеративных государств показывает, что федерализм является наиболее совершенной формой государственного устройства. Практика показывает, что федеративная форма государственного устройства достаточно активно применяется рядом государств и приносит, как правило, положительные результаты. Сама жизнь все настойчивее показывает необходимость постоянного совершенствования конституционной модели Федерации в России. В этой связи особенно остро встает проблема заимствования зарубежного опыта - процесса весьма противоречивого и сложного. Это, однако, не означает отказа от заимствования зарубежных моделей федерализма и практики их конституционного закрепления, тем более, что чисто российский опыт в этой сфере явно недостаточен. Зарубежный опыт может учитываться в процессе модернизации федерации, но только постепенно и с осторожностью, чтобы страна не лишилась перспектив своего дальнейшего развития.

    Список л итературы

    1) Конституция РФ, гл. 3 Федеративное устройство., ст. 65, 66, 67

    2) Конституция Австрийской республики, гл. 1, ст. 2,3,4,5

    3) Статьи конфедерации США, ст.1,2,3

    4) Бахлов. Политико-правовая конструкция советской федерации

    5)Карапетян Л.М. Федеративное устройство Российского государства. М., 2001. С. 16.

    6) 0.0. Миронов. Теория государства и права: Курс лекций «Формы государственного устройства».

    7) Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права

    8) Иванец Г.И., Калинский И.В., Червонюк В.И. Конституционное право России: энциклопедический словарь / Под общей ред. В.И. Червонюка. -- М.: Юрид. лит., 2002. -- 432 с.

    9)Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. -- С.-Пб. 1890--1907.

    10) Федеративное устройство: реализация Конституции Российской Федерации: Сб. аналит. обзоров и рекомендаций / Ин-т законодательства и сравнит. правоведения при Правительстве РФ. - М., 1995.-294с. И. В.

    Размещено на Allbest.ru

    Подобные документы

      Теоретические аспекты понятия сущности государства, его признаки и классификация. Характеристика, особенности и отличительные черты унитарного и федеративного государственного устройства, их преимущества и недостатки. Россия как федеративная страна.

      дипломная работа , добавлен 08.04.2011

      Становление и развитие федерализма в России. Преимущества и недостатки федеративного устройства. Степень централизации власти в унитарном государстве. Сущность федерации как исторической формы консолидации государств. Степень гомогенности общества.

      курсовая работа , добавлен 03.02.2015

      Федерация - одна из основных разновидностей государственного устройства. Тип федеративного устройства; современный подход к классификации. Преимущества и недостатки федеративного устройства.

      курсовая работа , добавлен 11.01.2004

      История российского федерализма. Анализ конституционно-правовых основ федеративного устройства Российской Федерации. Понятие и виды форм государственного устройства. Влияние федеративного устройства на реализацию государственного управления, пути решения.

      дипломная работа , добавлен 02.06.2010

      Формы национально-государственного устройства. Национально-культурная автономия. Административно-территориальные единицы унитарного государства, его принципы функционирования. Признаки федеративного государства. Понятие конфедерации, примеры государств.

      реферат , добавлен 06.12.2010

      Сущность формы государственного устройства как национального и административно-территориального строения государства. История формирования и основные признаки унитарного и федеративного государств. Характеристика форм межгосударственного объединения.

      курсовая работа , добавлен 02.04.2014

      Формы государственного устройства, их классификация и распространенность в мире, направления исследования в теории государства и права. Понятие и общая характеристика унитарного, федеративного и конфедеративного государства, их сравнительное описание.

      курсовая работа , добавлен 19.04.2015

      Сущность и функции государства как единой политической организации общества. Отличительные черты монархии и республики. Особенности унитарного, конфедеративного и федеративного типов государственного устройства. Понятие и виды политических режимов.

      презентация , добавлен 11.10.2014

      Предпосылки и история развития государственного устройства Российской Федерации. Общее понятие и теория федеративного государства. Наиболее общие черты, характерные для федерации. Принципы и особенности федеративного устройства современной России.

      курсовая работа , добавлен 26.01.2011

      Развитие федеративного устройства России. Принципы федеративного устройства современной России. Верховенство Конституции и федеральных законов. Равноправие субъектов федерации. Государственная целостность. Единство системы государственной власти.

    Загрузка...
    Top